Значение сюжетно ролевой игры в психическом развитии ребенка

В конце тридцатых годов А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн начали рассматривать проблему становления и развития психики и сознания, вводя в неё понятие деятельности. Новый подход кардинально менял как представления о движущих силах психического развития, так и принципы выделения его отдельных стадий.
В изучении развития психики ребёнка считал А.Н. Леонтьев, следует исходить из анализа развития его деятельности так, как она складывается в данных конкретных условиях его жизни. Жизнь или деятельность в целом не складывается механически из отдельных видов деятельности, но одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большое значение для дальнейшего развития личности, другие — меньше. Одни играют главную роль в развитии, другие — подчинённую. Поэтому, нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности. В соответствии с этим можно сказать, что каждая стадия психического развития характеризуется определённым ведущим на донном этапе отношением ребёнка к действительности, определённым, ведущим типом его деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является именно изменение ведущего вида деятельности, ведущего отношения ребёнка к действительности.
А.Н.Леонтьев показывает, что именно в процессе ведущей деятельности ребенка возникают новые отношения с социальной средой, новый тип знаний и способы их получения, что изменяет познавательную сферу и психологическую культуру личности. Итак, каждая ведущая деятельность способствует проявлению характерных именно для этого возраста качественных особенностей, или, как их называют новообразований возраста, а переход от одной ведущей деятельности к другой знаменует собой смену возрастного периода.
В детском развитии, считал Д.Б.Эльконин, имеют место с одной стороны, периоды, в которые происходит преимущественное освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми и на этой основе развитие мотивационно-потребностной сферы, с другой стороны, периоды (первая группа), в которые происходит преимущественное освоение общественно выработанных способов действий с предметами и на этой основе формирование интеллектуально-познавательных сил детей, их операционно-технических возможностей (вторая группа). Если расположить выделенные виды деятельности детей в той последовательности, в которой они становятся ведущими, то получится следующий ряд:
– непосредственно-эмоциональное общение (первая группа)
– предметно-манипулятивная деятельность (вторая группа)
– ролевая игра (первая группа)
– учебная деятельность (вторая группа)
– интимно-личностное общение (первая группа)
– учебно-профессиональная деятельность (вторая группа).
Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, Сущность игры как ведущей деятельности состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания об окружающей действительности. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой осуществляется ориентация ребёнка в самых общих, в самых фундаментальных смыслах человеческой деятельности. На этой основе у ребёнка формируется стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, которое выступает основным показателем готовности к школьному обучению. В этом заключается её ведущая функция.
В работах Д.Б.Эльконина и А.Н.Леонтьева дан подробный анализ генезиса сюжетно-ролевой игры, её структуры, выделены основные закономерности развития игры на протяжении дошкольного детства, показано значение игры для формирования основных психических новообразований дошкольного возраста.
Д.Б.Эльконин различает следующие структурные компоненты игры, определяющим из которых является роль: роль, игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения между играющими детьми.
Роль воспроизводит определённую социальную позицию, которая выражается в системе действий, выполняемых с помощью игровых предметов и моделирующих социальные отношения. Роль раскрывает для ребёнка смысл правила, делает возможным его понимание, принятие и подчинение правилу. Принимая роль, ребёнок берёт на себя обязательство подчиняться правилам, Вначале правило скрыто в роли, но по мере развития игры постепенно осуществляется переход от игр с развёрнутым сюжетом и развёрнутой ролью, и скрытыми правилами к играм со свёрнутым сюжетом, свёрнутой ролью и открытыми, чёткими правилами.
Роль реализуется в игровых действиях, которые первоначально воспроизводят реальные действия. Но по мере развития ребёнка приобретают всё более обобщенный и сокращённый характер при сохранении логики последовательности действий.
В дальнейшем может быть осуществлён переход игровых действий в идеальный план. Первоначально в игре игровое действие и игровой предмет определяют принятие ребёнком на себя той или иной роли, затем роль начинает задавать выбор игровых действий.
Игровое употребление предметов-замещения — важнейшая характеристика сюжетно-ролевой игры. Особенность игры состоит в том, что она представляет собой воображение в наглядно-действенной форме. Ребёнок, используя один предмет, в качестве заместителей реальных предметов, осуществляет символизацию, то есть происходит дифференциация означаемого и означающего и рождение символа. В ходе обобщения и сокращения
действия изменялся его смысл: действие с ложкой превращалось в кормление
кукла, действие с гребешком — в причёсывание и т.п. Если до этого ложка или
гребёнка были объектом действий ребёнка, то теперь объектом действий
становилась кукла или другая сюжетная игрушка, а ложка или гребёнка,
замещённые предметами — заместителями, становились средством выполнения
действий кормления или причёсывания, объектом которых становились
сюжетные игрушки.
Психологическое значение замещения в игре состоит в том, что в этом процессе мысль ребёнка отделяется от действия, однако, в начале необходимо опорная точка для этой мысли о действии, каковым и является предмет -заместитель.
Реальные отношения между детьми представляют собой отношения между ними как партнёрами по совместной игровой деятельности. Функции реальных отношений включают планирование сюжете игр, распределение ролей, игровых предметов, контроль и коррекцию развития сюжета и выполнение ролей сверстниками — партнёрами. В отличие от «ролевых», то есть игровых отношений определяющихся содержанием выполняемых ролей, реальные отношения определяются особенностями личностного развития ребёнка и характером межличностных отношений между сверстниками. В сюжетно — ролевых отношениях моральные и нравственные нормы поведения открываются ребёнку, здесь осуществляется ориентировка в этих нормах, а в реальных отношениях происходит собственно усвоение этих норм.
Д,Б. Эльконин выделяет четыре уровня развития сюжетно — ролевой игры, отражающие динамику её развития на протяжении дошкольного детства:
1 уровень: центральным содержанием игры является преимущественно-предметные действия. Роли фактически есть, но они не определяют действия, а сами вытекают из характера производимых ребёнком действий. Как правило, роли не называются детьми, а обозначаются после совершения игрового действия. Действия однообразны и повторяемы, их логика легко нарушается.
2 уровень: центральным содержанием игры по прежнему остаются предметные действия. При этом на передний план выдвигается соответствие игрового действия реальному. Роли называется детьми. Логика действий определяется их последовательностью в реальной жизни. Расширяется число и виды игровых действий.
3 уровень: основным содержанием игры является выполнение роли и связанных с нею действий. Появляются игровые действия, передающие характер моделируемых социальных отношений. Роли ясные и чёткие, называются детьми до начала игры. Роль определяет логику и характер действий. Действия становятся разнообразными. Появляется специфическая ролевая речь.
4 уровень: основным содержанием игры является выполнение действий отражающих отношение к другим людям. Роли ясные и чёткие. На протяжении всей игры ребёнок ясно проводит одну линию поведения. Речь носит явно ролевой характер. Действия развёртываются в чёткой последовательности, логичны, разнообразны. Ребёнок вычленяет из реальной жизни правила и демонстрирует подчинение этим правилам в игре.
Вычлененные при анализе материалов уровни развития игры одновременно являются и стадиями развития. Если расположить весь полученный материал по возрастам участников, то явно обнаружится, что с возрастом детей растёт уровень развития игры.
В дошкольном возрасте в контексте сюжетно-ролевой игры возникают и развиваются такие виды игр, как подвижные игры с правилами, игры -драматизации, результативные игры, дидактические игры.
Так, например, подвижные игрыс правилами представляют собой вариант сюжетно-ролевых игр с редуцированными ролями, скрытой воображаемой ситуации и развёрнутыми правилами.
А.В. Запорожец первым обратил внимание на то, что характер движений выполняемых ребёнком в условиях игры и в условиях прямого задания существенно различен. При этом оказалось, что как эффективность движений, так и его организация существенно зависят от того, какое структурное место занимает движение в осуществлении той роли, которую выполняет ребёнок. Так, в драматизированной игре в «спортсмена» не только увеличивалась относительная эффективность прыжка, но изменялся сам характер движения — в нём значительно рельефнее выделялась подготовительная фаза или фаза своеобразного старта. Количественное различие двигательного поведения в двух сравниваемых сериях опытов заключалось, в частности, в том, что в ситуации драматизированной игры большинство детей переходило к более сложной организации движения с чётко выделенной подготовительной и исполнительной фазой.
Заключая своё исследование А.В. Запорожец пишет: «Игра представляет собой первую доступную для дошкольника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений. В этом отношении моторное развитие, совершаемое дошкольником в игре, является настоящим прологом к сознательным физическим упражнениям школьников».
Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте, являясь ведущим типом деятельности, определяет развитие всех существенных сторон личности ребёнка, подготавливает переход в новый период развития. Д,Б. Эльконин выделяет четыре линии влияния игры на психическое развитие ребёнка:
– развитие мотивационно-потребностной сферы;
– преодоление познавательного «эгоцентризма» ребёнка;
– развитие умственных действий;
– развитие произвольности действий.
Основные новообразования развития мотивационно-потребностной сферы определяются эмоционально-действенной ориентировкой ребёнка в мире социальных отношений, мотивов, задач и смыслов человеческой деятельности.
Игра, обеспечивающая отрыв смысла от действия создаёт определённые условия для начала иерархизации мотивов.
Возможности преодоления познавательного «эгоцентризма» обеспечиваются необходимостью координации в игре различных позиций и точек зрения — необходимостью учёта позиций в соответствии с ролевыми отношениями в игре, с собственной ролью и ролью партнёра, практикой действий с предметами соответствии с приданными им игровыми реальными значениями и, наконец, необходимостью координации своей позиции с позицией партнёра.
Д.Б. Эльконин пишет, что «игра выступает как такая деятельность, в которой происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на новый, более высокий этап — умственных действий с опорой на речь». Действия в уме, составляя основу идеального плана, раскрывают путь к развитию наглядно-образного мышления, высших форм перцептивной деятельности, воображения.
Наконец, игра как деятельность, реализация которой требует от ребёнка отказа от сиюминутных желаний и подчинения правилу в пользу выполнения принятой на себя роли, обеспечивает возможность перехода как произвольной регуляции поведения. Произвольное поведение как поведение, осуществляемое ребёнком в соответствии с образцом и правилом и контролируемое в соответствии с этим образцом и правилом становится доступным ребёнку благодаря принятию на себя ролей и взаимному контролю за выполнением игровых ролей со стороны участников игры.
Источник
Библиографическое описание:
Чоома, А. Д. Значение сюжетно-ролевой игры для развития дошкольников / А. Д. Чоома. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 63-66. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10188/ (дата обращения: 15.05.2020).
Игра — это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка.
Л. С. Выготский
Дошкольный период — самое важное время для развития личности. Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся среде и выделить свое Я среди других индивидов. Именно в эти годы малыш получает первые знания о жизни, которая его окружает, у него начинает вырабатываться собственное мнение на происходящее, определённое отношение к людям и событиям, формируются привычки и навыки поведения, что составляет основу его характера. Многое из перечисленного чаще всего формируется с помощью игры. Именно в игре ребёнок получает знания и отрабатывает навыки общения, формирует мировоззрение, расширяет познавательную сферу деятельности, развивает ловкость и дисциплинированность. Игра становится для дошколёнка лучшим способом усвоения информации и общественного опыта.
В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средству воспитания. Игра довольно увлекательное занятие для ребенка, а также важнейшее средство его воспитания и развития. Игра — самое главное занятие в жизни детей. А игры, которые они создают самостоятельно, занимают совершенно особое место, называются они сюжетно-ролевыми. Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную. Психологи считают, что сюжетно-ролевая игра — это высшая форма развития детской игры, в дошкольном возрасте она выступает в роли ведущей деятельности.
Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольную память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуя тем самым формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что помогает развивать мыслительную способность ребенка, воспринимать чужую точку зрения [1].
Играя в сюжетно-ролевую игру, вживаясь в какой-то образ, ребенок воспроизводит свои впечатления, переосмысливает и раскрывает их. Понимая, что игровая ситуация воображаема, дети тем не менее испытывают вполне реальные чувства и переживания и тем самым обогащают свой внутренний мир.
Для сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста характерно возникновение новых тем, связанных со знаниями, полученными во время чтения художественной литературы, рассказов взрослых, просмотров телепередач и т. д. Характерная особенность в выполнении ролей, игровых действий — воссоздание взаимоотношений людей в процессе трудовой деятельности. Дети этого возраста начинают понимать, что в коллективном труде необходимо оказывать друг другу помощь, быть внимательными. Однако, в играх можно наблюдать и проявление негативных сторон нашей жизни. Содержание игры отражает отношение ребенка к окружающей действительности. Можно наблюдать как, играя в дочки-матери, одна «мама» будет постоянно кричать на своих детей, поучать их, другая же будет примерять наряды, третья — заниматься с детьми, читать им сказки и т. д. Такими играми ребенок показывает, что из взрослых отношений он считает главным, и какой стереотип поведения выбирается им за образец поведения и подражания. Наблюдая за детской игрой, можно сделать определенные выводы об особенностях развития и психического состояния ребенка, о его чувствах, настроении и темпераменте. В процессе игры дети показывают свое отношение к окружающему миру — ведь в игре он наделен силой, которой лишен в реальном мире. Также наблюдая за игрой ребенка, можно увидеть его страхи, боль, обиды, которые он по каким-либо причинам не может или не хочет показать взрослым. Зачастую не зная, как относиться к какой-либо ситуации, ребенок проигрывает эту ситуацию снова и снова, пытаясь принять ее на себя. С помощью игры можно воздействовать на мироощущение малыша, бороться со страхами, преодолевать неуверенность. Это следует учитывать нам воспитателям, чтобы вовремя направить ход игры в нужное русло [2].
Дети среднего дошкольного возраста любят совместные игры. Однако малый жизненный опыт, отсутствие устойчивости в проявлении нравственных чувств, недостаточно развитое умение поступиться своими желаниями, иногда приводит к распаду игры, к разрушению налаженных дружеских контактов. Руководя игрой, мы должны не только помогать детям из множества предложений выбрать самое интересное, но и научить их уважать замысел друг друга, быть внимательными к свои товарищам. Важно учить ребенка находить для себя роль, подходящую по смыслу к ролям сверстников, с которыми он хотел бы поиграть, а для этого необходимо учить ребенка сменять принятую роль на новую. В данном случае воспитатель подбирает конкретную тему, связанную с определенной сферой реальной жизни и организует игру по заранее спланированному сюжету. Педагог стремится сразу включить в игру ровно столько участников, сколько он запланировал ролей в сюжете. Стремясь к порядку в игре, воспитатель убивает тем самым дух игры как свободной деятельности. Воспитанники, пытаясь выполнить команды воспитателя, становятся пассивными объектами его воздействия. Такая игра, кроме как конкретизации знаний ничего не развивает в ребенке (ни умения самостоятельно соотносить свои ролевые действия с действиями партнеров, подключаться к их игре, ни умения менять роли в ее процессе) [3].
Поэтому задача воспитателя побуждать детей к ведению разных ролевых диалогов: в совместной игре с воспитателем, со сверстниками. В игре с воспитателем дети включаются в разные ролевые диалоги, изменяют его содержание в зависимости от смены ролей, обмениваются ими с воспитателем, действуя в соответствии с новой игровой позицией. Воспитатель же побуждает детей к разнообразию игровых замыслов в самостоятельно сюжетно-ролевой игре, поощряет включение в игровой сюжет новых событий.
Целью воспитателя в работе с детьми пятилетнего возраста — переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначить свою для партнеров в процессе развертывания игры. Эти умения — залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения.
Каким же образом можно формировать эти умения у детей? Решение этой задачи возможно в совместной игре воспитателя с ребенком, где взрослый является не руководителем, а участником в этом творческом процессе. Игра должна развертывать особым образом, чтобы для ребенка «открылась» необходимость смены роли в процессе игры для развертывания интересного сюжета.
Это возможно при соблюдении нами воспитателями двух обязательных условий:
– Использование многоперсональных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;
– Отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей должно быть больше, чем участников.
На первом этапе игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль, но воспитатель не рассказывает ему предварительно сюжет, а сразу начинает игру, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка. Например, мальчик любит играть в «шофера». Воспитатель предлагает ему: «Орлан, давай поиграем. Здесь у нас будет машина. Ты будешь шофером, а я пассажиром». Во время поездки развертывает ролевой диалог с «шофером», а затем предлагает следующее сюжетное событие, требующее появление нового персонажа: «Давай нас как будто остановил милиционер и им стану я». После выяснения обстоятельств с «милиционером» можно ввести третье событие, требующее появление еще одного персонажа: «Давай рядом с твоей машиной поедет еще одна — автобус. Теперь я буду его водителем. Моя машина вдруг сломалась, и я прошу тебя о помощи» и т. д.
Если у ребенка возникают собственные предположения в ходе игры, необходимо их принять и использовать, включив в общую схему сюжета. Воспитатель в это время со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Вся игра носит характер свободной импровизации.
Тем не менее, игра воспитателя с каждым из детей и с подгруппами, стимулирующая гибкое ролевое поведение и смену ролей, дает существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности. Дети свободно вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам. В их совместной и индивидуальной игре расширяется диапазон актуализируемых детьми игровых ролей. При этом дети широко и творчески используют способ условного выполнения действия с сюжетными игрушками, предметами — заместителями. У них появляется вкус к динамическому развертыванию сюжета в процессе игры за счет включения новых персонажей и смены игровых ролей в рамках той или иной смысловой сферы. В игре ребенок не только согласованно взаимодействует с одним — двумя сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером — игрушкой, с воображаемым партнером, т. е. устанавливает разнообразные ролевые связи в игре.
Начинать работу по организации совместных игр детей лучше целесообразно и с каждым из детей индивидуально, наиболее подходящее время — утренние и вечерние часы. Обустраивать вместе с детьми игровые зоны на прогулочных площадках, специально отводить для сюжетно-ролевой игры время после дневного сна, предоставляя детям возможность в полной мере насладиться свободной игровой деятельностью. Играя с ребенком, мы должны использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляция с ними не отвлекали внимания от ролевого взаимодействия.
Мы педагоги не всегда располагаем реальными возможностями частой игры с каждым ребенком, поэтому важно уметь охватить формирующими воздействиями сразу несколько детей — играть с небольшой подгруппой. Роли в игре сменяются аналогично при введении новых сюжетных ситуаций. Вовлечение воспитанников в игру осуществляется педагогом только по желанию. Также дети должны иметь полную свободу «выхода» из игры. Если игра с воспитателем не увлекает ребенка, продолжение ее бессмысленно, так как в этом случае игра уже превращается в обязательное занятие. Педагог не «диктует», а предлагает детям в игре ту или иную роль [2].
Воспитатель побуждает детей к проявлению доброжелательности в сюжетно-ролевых играх со сверстниками. Они учатся проявлять в играх добрые чувства, интерес к общему замыслу, действовать согласованно с участниками игры.
Мы должны планировать свою работу по сюжетно-ролевой игре, намечая конкретное ее содержание, тематику, цели, задачи, роли; постоянно анализировать игру, намечая пути дальнейшего совершенствования игровой деятельности дошкольников.
Можно сделать вывод, что в сюжетно-ролевой игре ребенок свободен от обязательных требований взрослого и жестких правил деятельности. Но в то же время ограничен от того социального мира, в котором он существует и который определяет содержание его игры от сложившихся в обществе, в целом, и в группе детей, в частности, игровых традиций. Кроме того, его свобода определяется широтой и глубиной знаний и представлений об окружающем, владением способами деятельности, позволяющими воплотить эти знания в игру. Содержание игры — это не иллюзия, не копия реального мира, а его творческое воспроизведение. События в игре, персонажи и их действия — все это продукты отражения в сознании ребенка его реального опыта: непосредственного знакомства с окружающим миром, восприятия содержания прочитанных книг, просмотренных кинофильмов и телепередач. Однако в соединении имеющихся у него знаний ребенок достаточно свободен [4].
Таким образом, польза сюжетно-ролевой игры заключается в следующем: определенные правила и их соблюдение детьми, социальная направленность игр, богатая эмоциональная палитра, развитие речи и интеллекта.
Литература:
- Губанова Н. Ф. «Игровая деятельность в детском саду», М: Мозаика-синтез, 2006г
- Комарова Н. Ф. «Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду»,
- Растем играя. Средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и родителей/ В. А. Недоспасова.- М.Просвещение.2002
- Развивающие игры для детей дошкольного возраста/авт — сост Ю. В. Щербакова, С. Г. Зубанова.-М: Глобус, 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, процесс игры, роль, воспитатель, окружающий мир, дошкольный возраст, ролевое взаимодействие, ролевой диалог.
Похожие статьи
Сюжетно—ролевая игра как средство социально-личностного…
ребенок, игра, сюжетно—ролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры, старший дошкольный возраст, младший дошкольный возраст, основное содержание, ролевой диалог. Влияние сюжетно—ролевых игр на развитие игровой…
Сюжетно—ролевая игра как средство социального развития детей…
ребенок, игра, сюжетно—ролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры, старший дошкольный возраст, младший дошкольный возраст, основное содержание, ролевой диалог.
ребенок, игра, сюжетно—ролевая игра, дошкольный возраст…
ребенок, игра, сюжетно—ролевая игра, процесс игры, роль, воспитатель, окружающий мир, дошкольный возраст, ролевое взаимодействие, ролевой диалог.
Влияние сюжетно—ролевой игры на формирование личности…
ребенок, игра, сюжетно—ролевая игра, процесс игры, роль, воспитатель, окружающий мир, дошкольный возраст, ролевое взаимодействие, ролевой диалог.
ребенок, игра, сюжетно—ролевая игра, процесс игры, роль…
Значение сюжетно—ролевой игры для развития дошкольников. ребенок, игра, сюжетно—ролевая игра, процесс игры, роль, воспитатель, окружающий мир, дошкольный возраст, ролевое взаимодействие, ролевой диалог.
ребенок, игра, сюжетно—ролевая игра, процесс игры, роль…
Значение сюжетно—ролевой игры для развития дошкольников. ребенок, игра, сюжетно—ролевая игра, процесс игры, роль, воспитатель, окружающий мир, дошкольный возраст, ролевое взаимодействие, ролевой диалог.
Особенности развития сюжетно—ролевой игры у дошкольников
ребенок, игра, сюжетно—ролевая игра, процесс игры, роль, воспитатель, окружающий мир, дошкольный возраст, ролевое взаимодействие, ролевой диалог. Сюжетно—ролевая игра как средство…
Использование сюжетно—ролевой игры в полоролевой…
В статье описывается комплекс сюжетно—ролевых игр, используемых в работе воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста, в процессе полоролевой социализации дошкольников.
Создание проблемной ситуации в форме сюжетно—ролевой игры
ребенок, игра, сюжетно—ролевая игра, процесс игры, роль, воспитатель, окружающий мир, дошкольный возраст, ролевое взаимодействие, ролевой диалог. Сюжетно—ролевая игра как средство социального…
Источник