Значение сенсорного развития для усвоения социального опыта ребенком
Надежда Омарханова
Значение сенсорного развития ребенка младшего дошкольного возраста
Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей, а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Его основная задача – помочь ребенку накопить представления о форме, цвете, величине предметов, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.
Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста во все времена было важнейшим условием для полноценного развития ребенка.Уже с самого рождения малыш активно воспринимает окружающий мир: он слышит, видит, ощущает. К двухлетнему возрасту его мозг достаточно развит и готов к восприятию таких сложных понятий как форма, цвет, величина, пространственные отношения.
Известно, что познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений, а положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения. Только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности. Необходимо предоставить ребенку для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений, а также обучить его перцептивным действиям – выслушиванию, осматриванию, ощупыванию. Поэтому очень важно, чтобы малыши не испытывали «сенсорного голода», а жизнь у них была разнообразной и богатой впечатлениями. Взрослому под силу помочь малышу увидеть красоту окружающего мира, а также воспринимать сенсорные впечатления более осознанно.
Наибольшее значение сенсорное воспитание приобретает в раннем дошкольном возрасте, когда у ребенка формируются процессы ощущения, восприятия, наглядного представления.
Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве переоценить невозможно. Именно этот возраст считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Пробелы в сенсорном развитии ребенка этого возраста трудно, а иногда и невозможно компенсировать в более позднем возрасте.
Основная важность сенсорного развития ребенка раннего возраста объясняется тем, что активное изучение сенсорных свойств объектов окружающего мира – одна из приоритетных задач развития малыша. В этом возрасте у ребенка начинают накапливаться различные представления. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Поэтому в раннем возрасте имеет смысл проводить специальные занятия по сенсорному развитию. Основная задача таких занятий – накопление сенсорного опыта.Малыша следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств:
*цвет: белый, черный и все цвета спектра;
*форма: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
*величина: большой, средний, маленький, такой же (одинаковый);
*звуки: звучание различных инструментов, музыкальных произведений, человеческой речи различной громкости.
Не стоит при этом забывать о других признаках предметов – вес, фактура, температура, время, вкус и запах.
Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действия с ними. Малыш с увлечением исследует предметы, его окружающие,применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. Сенсорное развитие осуществляется в условиях повседневной жизни, в процессе игр, труда, где происходит целостное восприятие различных явлений и предметов окружающего мира.
В своей многовековой практике человечество создало определенные эталоны величин, форм, цветовых тонов. Сенсорное воспитание должно помочь формированию у детей обобщенных способов обследования веществ, в процессе которого происходит сопоставление их особенностей с общественно выработанными системами сенсорных эталонов, таких как общепринятая «звуковысотная» шкала музыкальных звуков, «решетка фонем» родного языка, система геометрических форм и т. д. Овладевая этими эталонами, ребенок получает как бы набор мерок, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение.
Сенсорные действия формируются лишь в процессе содержательной деятельности. Наиболее полного восприятия предмета и его свойств требует продуктивная деятельность, в которой необходимо создать продукт по заданному образцу. Адекватными дошкольному возрасту продуктивными деятельностями являются изобразительная (лепка, рисование, аппликация) и конструктивная. В процессе изобразительной и конструктивной деятельности формируется зрительное, тактильное и двигательное восприятие ребенка. Чрезвычайно важна также деятельность по овладению речью, в процессе которой формируется фонематический слух ребенка, расширение словарного запаса.
Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления различных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни ребенка.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь – то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно упорядочивает хаотичные представления, полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает внимание, наблюдательность, является основой для интеллектуального развития, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, составляет фундамент общего умственного развития ребенка.
Источник
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А. В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование требует исследования формы предмета (образца), его строения. Ребенок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях .
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития.
Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности.
А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.
Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.
Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.
Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори.
Сенсорная культура ребенка — результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.
И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.
Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание — последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах — общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.
Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства.
Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство . Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях.
Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.
В моей работе речь идет о воспитании сенсорной культуры детей в области восприятия формы, величины и цвета. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. И это естественно, так как именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности .
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств — шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.
Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. И не беда, если треугольник он будет при этом называть «угольником» или «крышей». Взрослый, занимаясь с детьми, употребляет названия форм и цветов, но не требует этого от воспитанников. Достаточно, чтобы дети научились правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Исключение здесь составляет ознакомление с величиной предметов. Величина не имеет «абсолютного» значения. Она воспринимается только в сравнении с другой величиной.
Чтобы привлечь внимание ребенка раннего возраста к свойствам предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах, целесообразно организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или несовпадение. Такое сопоставление вначале дети не могут выполнить зрительно. Поэтому им предлагают накладывать предметы друг на друга, чтобы сравнить по форме и величине, прикладывать их вплотную друг к другу, сравнивая цвета. От внешних приемов сопоставления дети постепенно переходят к сопоставлению на глаз. Это дает им возможность устанавливать тождество и различие по внешним свойствам и между такими предметами, которые нельзя наложить друг на друга или приложить вплотную (например, между объемными предметами).
Дети третьего года жизни уже могут выполнять элементарные продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Но при этом они мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала, так как не понимают их значения и не фиксируют внимания на них. Поэтому, обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цвет — постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного воспитания ребенка, и далее начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры.
Ребенок должен научиться воспринимать цвет конкретных предметов, применяя полученные представления о хроматических и ахроматических цветах, а позднее — и об их оттенках. Это довольно легко, когда предметы имеют сравнительно чистый цвет, но становится значительно труднее, если этот цвет сложен, содержит элементы разных цветовых тонов, причем выраженных в разной степени (цвет морской волны, кофейный, бордовый и т.п.).
Дошкольников учат группировать предметы, различающиеся по форме, величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет. Далее вырабатывают умение группировать предметы, имеющие одинаковый цвет, представленный разными оттенками. После этого осуществляется переход к выделению и узнаванию оттенков.
Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании детей .
На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
На основе этих задач разработана система дидактических игр и упражнений, предложенная в данной работе.
Источник
Сенсорное
воспитание – это целенаправленное
развитие у детей способов чувственного
познания и совершенствование ощущений
и восприятий.
Сенсорные
процессы (опущения, восприятие) неразрывно
связаны с деятельностью органов чувств.
Ощущения и восприятия – непосредственное
чувственное познание действительности.
С
восприятия предметов и явлений окружающего
мира начинается познание. Все другие
формы познания – запоминание, мышления,
воображение – строятся на основе образов
восприятия, являются результатом их
переработки. Поэтому нормальное
умственное развитие невозможно без
опоры на полноценное восприятие.
Сенсорное
развитие составляет, с одной стороны,
фундамент общего умственного развития
ребенка, с другой стороны, имеет
самостоятельное значение, так как
полноценное восприятие необходимо и
для успешного обучения ребенка в детском
саду, в школе и для многих видов труда.
Велика
роль сенсорных процессов в художественном
творчестве.
Сенсорные
процессы имеют большое значение для
формирования индивидуальных способностей
ребенка. Большинство этих способностей
имеет ярко выраженную сенсорную основу.
2. Анализ систем сенсорного воспитания дошкольников в истории дошкольного воспитания.
Многие
выдающиеся теоретики дошкольного
воспитания прошлого пропагандировали
свои системы сенсорного воспитания.
Внимание
на данную проблему было направлено еще
в 17 столетии Я.А.
Коменским.
Большое
внимание чувственному опыту уделял и
Иоганн
Генрих Песталоцци.
Но
первую развернутую систему сенсорного
воспитания предложил Фридрих
Фребель (1
пол. 19 в.).
Итальянский
педагог, врач Мария
Монтессори (1870-1952)
создала четкую продуманную систему
сенсорного воспитания, которая и до сих
пор является основой программ в д/с за
рубежом.
Широко
известна теория Овида
Декроли (1871-1932),
бельгийского педагога.
Огромный
вклад в разработку системы сенсорного
воспитания внесла Е.
И. Тихеева.
В
настоящее время в отечественной
дошкольной педагогике разработана
принципиально новая система сенсорного
воспитания, над созданием которой
работали А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Н.А.
Ветлугина, А.М. Леушина, Л.А. Венгер и др.
3. Задачи и содержание сенсорного воспитания.
Задачи
сенсорного воспитания:
формирование
у детей систем перцептивных действий;
2)
формирование у детей систем сенсорных
эталонов — обобщенных представлений
о свойствах, качествах и отношениях
предметов;
3)
формирование у детей умений самостоятельно
применять системы перцептивных действий
и системы эталонов в практической и
познавательной деятельности.
Содержание
сенсорного воспитания представляет
собой круг свойств и качеств, отношений
предметов и явлений, которые должны
быть освоены ребенком дошкольного
возраста. Содержание должно охватывать
все многообразие сенсорных характеристик
окружающего мира (многообразия сенсорных
эталонов и перцептивных действий, т. е.
способов обследования).
4. Условия и методика сенсорного воспитания в детском саду
Содержательная
деятельность дошкольников является
одним из важных условий сенсорного
воспитания.
Сенсорное
воспитание наиболее успешно осуществляется
в условиях обучения.
В
процессе сенсорного воспитания можно
выделить ряд этапов. Целью первого
этапа является
привлечение внимания детей к тому
сенсорному признаку, который должен
быть освоен. На этом этапе основная
задача состоиттв предоставлении ребёнку
достаточного богатства и разнообразия
внешних впечатлений, развития внимания
к свойствам предметов. На первом году
жизни важно помочь ребёнку приспособить
хватательные движения к форме предметов,
его величине и положению в пространстве.
Постепенно это приведет к тому, что эти
свойства начнут приобретать определенное
значение (маленькое то, что можно схватить
одной рукой). Известно, что в условиях
ограниченности впечатлений младенцы
испытывают «сенсорный голод», ведущих
к значительным задержкам общего развития.
Обучение
детей перцептивным действиям и накопление
представлений о сенсорных признаках
является целью второго
этапа сенсорного
воспитания. Ребёнка раннего возраста
важно знакомить со всеми основными
разновидностями свойств — 6 цветов
спектра (кроме голубого), белым, черным
цветом, формами как квадрат, прямоугольник,
круг, овал. Знакомя детей с различными
свойствами предметов, не следует
добиваться запоминания и употребления
их названий. Главное, чтобы ребёнок умел
учитывать свойства предметов во время
действий с ними. Достаточно чтобы дети
научились правильно понимать слова:
«форма», «цвет», «такой же». Величина
оценивается как большой – маленький.
Для привлечения детей к свойствам
предметов целесообразно организовать
такие действия с предметами, при которых
для получения нужного результата
требуется сопоставлять предметы по
форме, величине, устанавливать их
совпадение или несовпадение. Такое
совпадение дети не могут выполнить
зрительно, поэтому им предлагают
накладывать предметы друг к другу,
сравнивая цвета. От внешних приёмов
сравнения дети постепенно переходят к
сопоставлению на глаз. Дети третьего
года могут выполнять элементарные
продуктивные действия (выкладывание
мозайки, нанесение цветовых пятен,
складывание простейших предметов из
строительного материала). При таких
действиях важно добиваться чтобы ребёнок
усвоил что цвет, форма, величина —
постоянные признаки предметов, которые
нужно учитывать при выполнении самых
разных действий.
Целью
третьего
этапа и
является формирование представлений
об эталонах.
Начиная
с 3-х лет основное место в сенсорном
воспитании детей занимает ознакомление
их с общепринятыми сенсорными эталонами
и способами их использования. Сенсорными
эталонами цвета служат хроматические
(«цветные» цвета спектра (красный,
оранжевый, желтый, зеленый, голубой,
синий, фиолетовый) и ахроматические
цвета — белый, серый, черный. Вначале у
детей формируются представления о
хроматических цветах, белом и черном,
далее знакомить с оттенками. При
ознакомлении с оттенками тонов указывают
на их яркость по светлоте, указывая на
их название. Для лучшего запоминания
можно использовать опредмеченные
названия (лимонный, сиреневый, морковный).
Усвоение цветов и их оттенков лучше
организовать в деятельности, например
при смешении красок, разведении их
водой.
Эталонами
формы служат геометрические фигуры.
Квадрат, треугольник круг, овал,
прямоугольник, позднее трапеция. Задача
— сформировать умение узнавать
соответствующую форму, называть её и
действовать с нею, а не производить её
анализ. Знакомя детей с геометрическими
фигурами и их разновидностями, педагог
обучает их приёму обведения контура с
одновременным зрительным контролем за
движением руки, а также сопоставлению
фигур, воспринимаемых зрительно и
осязательно.
Особый
характер носят эталоны величины.
Поскольку величина — относительное
свойство, её определение производиться
при помощи условных мер. Система мер
сознательно устанавливается людьми,
поэтому в качестве условной мерки может
быть принята любая исходная величина.
Формирование представлений о величине
способствует выстраивание предметов
в ряды убывающей и нарастающей величины.
Представления
об основных разновидностях цвета, формы,
величины, которые усваивают дети,
становятся сенсорными эталонами и
применяются в качестве образцов при
обследовании разнообразных предметов.
Для усвоения представлений о сенсорных
эталонах используются приём группировки
предметовиспользуются приёмы для
Цель
четвертого
этапа –
создание условий для самостоятельного
применения детьми освоенных знаний и
навыков в анализе окружающей
действительности и в организации
собственной деятельности.
Тема.
Дошкольная
ДИДАКТИКА как отрасль педагогической
науки
План.
1.
Общее понятие о дидактике учреждения
дошкольного образования.
2.
Сущность обучения детей дошкольного
возраста.
3.
Цель и задачи обучения детей в дошкольный
период.
4.
Принципы обучения дошкольников.
5.
Модели обучения дошкольников.
6.
Типы обучения дошкольников.
7.
Методы обучения дошкольников.
8.
Формы организации обучения в дошкольном
учреждении.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник