Значение семейных традиций в развитии ребенка

Наталья Подсолёнова
Значение семейных традиций в воспитании и развитии ребёнка

Доклад на методическое объединение воспитателей ДОУ

Тема: «Значение семейных традиций в воспитании и развитии ребёнка»

Цели: поиск новых форм взаимодействия ДОУ с семьей; повышение педагогической культуры, создать доброжелательный настрой и взаимопонимание между педагогами. Обмен опытом семейного воспитания и традиций.

Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка.

«Семейные традиции – это принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение».

Как Вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка –семье или детскому саду? (обсуждение)

Ведущая роль в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. Детские сады являются помощниками семьи. Преобладающая часть родителей не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. И свою основную цель мы видим в том,чтобы помочь родителям преодолеть эти трудности: научить родителей слышать и понимать своего ребенка, формировать мотивы успеха; повысить уровень педагогической культуры родителей; достичь оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через систему социального партнерства.

В процессе этой работы мы всем педагогическим коллективом решаем следующие задачи:

• Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

• Изучить семью и установить контакты с её членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

• Создать в группах условия для совместной деятельности детей и их родителей

Сегодня на нашей встрече мы поделимся опытом воспитания, поговорим о семейных традициях.

Роль традиций в семье.

Семейные традиции очень важны для становления настоящей Семьи. И не важно, что именно станет такой семейной традицией — ежесубботние прогулки в лес, «Первый снеговик года», празднование прихода весны или совместные воскресные ужины и пр. Важно, что это все создает дружественную атмосферу уюта, стабильности и взаимоподдержки в семье.

Какими бывают семейные традиции:

1. Традиции семейного досуга: путешествия, праздники, чаепития, воскресные прогулки, игры и. т. д.

2. Традиции трудового воспитания (совместные заготовки, поручения; труд на даче)

3. Поддержание ценностей рода (составление родословной, посещение родственников, забота друг о друге)

4. Традиции семейного чтения

5. Совместные увлечения (хобби)

Опрос среди родителей: «Традиции в нашей семье» (см. приложение)

Игра «Вопрос – ответ».

Предлагаю цветок – ромашку. Педагоги берут лепесток, читают вопрос, и мы вместе обсуждаем ответ.

1. Могут ли помочь праздники в воспитании у ребенка положительных черт характера?

2. Можно ли посадить за один праздничный стол со взрослыми детей? В каких случаях да, нет?

3. Предложите детскую забаву – игру для празднования дня рождения.

4. Какие праздники, кроме дня рождения, вы устраиваете для ребёнка?

5. Вы приглашены в гости. О каких правилах и в какой форме напомните ребенку?

7. Дети, пришедшие в гости разбросали игрушки. Как поступить хозяевам?

8. Вашему ребенку подарили игрушку, которая у него уже есть. Как он поступит?

9. Какие подарки Вы дарите детям?

10. Как Вы устраиваете детские праздники в своей семье?

Итог игры:

Праздники для ребенка – это хорошая семейная традиция. Загадки, викторины, познавательные игры – развивают ум ребёнка. В доме праздник – нужно подготовить подарки, украсить комнату, всё вымыть, вычистить – так входит труд в жизнь ребёнка.

И ещё – семья – это коллектив. Пусть маленький, разновозрастной, но коллектив. И в праздничных заботах ярко проявляется воспитательное богатство коллективной работы. Семья – это основа всего доброго, положительного, что есть в ребёнке. В семье закладывается уважение и любовь к семейным традициям! Любите своих детей, уважайте их мнение, желания и они ответят вам тем же! Дружите с детьми!

«Дружите с детьми».

Не жалейте время для детей,

Разглядите взрослых в них людей,

перестаньте ссориться и злиться,

Попытайтесь с ними подружиться.

Постарайтесь их не упрекать,

Научитесь слушать, понимать.

Обогрейте их своим теплом,

Крепостью для них пусть станет дом.

Вместе с ними пробуйте, ищите,

Обо всем на свете говорите,

Их всегда незримо направляйте

И во всех делах им помогайте.

Научитесь детям доверять –

Каждый шаг не нужно проверять,

Мненье и совет их уважайте,

Дети – мудрецы, не забывайте.

Взрослые, надейтесь на детей

И любите их душою всей

Так, как невозможно описать.

Вам тогда детей не потерять! А. Лопатина

У нас в детском саду есть традиция – устраивать праздники для детей. Это «Осень золотая!», «Здравствуй, ёлка!», «Весна – красна!», «8 Марта» и др. И на этих праздниках, как правило, дети наиболее активны, чем родители. Дети – показывают, родители – смотрят. Я предлагаю сейчас побыть активными родителями, решить задачу.

Попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек.

Послушай,вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому

Два папы, два сыночка,

Сестра, невестка, дочка,

А самый младший – Я

Какая же у нас семья. (6 человек)

Современную семью укрепляют эмоциональные связи родителей и детей. Характер эмоционального благополучия или неблагополучия ребёнка определяется его эмоциональными отношениями с взрослыми в семье. Общение с взрослыми является одним из важнейших факторов, которые влияют на развитие ребенка.

Семейные традиции – конечно, это праздники, которые отмечаются всеми членами семьи, торжественные обеды по выходным. Это может быть традиция сажать деревце или под Новый год украсить живую ёлку. Это традиция — вместе с ребёнком посещать выставки, театры, музеи. Это и совместные игры. Это и поздравление родственников. Это и традиционные походы, прогулки и пикники на природу. Это и составление своей родословной, и составление семейных альбомов. Это и праздники по поводу дней рождения ребёнка. Это и многое, и многое другое.

Свое выступление закончу стихотворением о семье:

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,

Родители — во всём мудрей,

Любимый папа – друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть её дороже

На этой сказочной земле!

Приложение

Отрывки из сочинений родителей

Кому-то может показаться смешным, но проводить уборку в квартире по субботам – тоже наша традиция! У каждого из нас свои обязанности, которые подходят нам по возрасту. Каждый занят работой – мама моет пол, брат вытирает пыль, а я мою посуду и выношу мусор. Мы всегда делаем работу дружно, с заботой и поддержкой.

Мы очень любим активный отдых, поэтому поездки на природу – это наша семейная традиция. Как же замечательно прохладным августовским утром надеть куртку, сапоги, куртку, взять в руки палку, ведро и нож и отправиться в лес за грибами! Никогда не знаешь, какие грибы и сколько их соберешь. А купание летом в реке, катание зимой с горки с родителями наперегонки. Что может быть лучше?

Источник

сусанна александровна
Семейные традиции и их влияние на развитие ребенка

Семейные традиции и их влияние на развитие ребенка.

Особенную роль в жизни человека, его защите, формировании и удовлетворении духовных потребностей, а также в его первичной социализации играет семья. Личность ребенка формируется под влиянием всех общественных отношений, в которых протекает его жизнь и деятельность. Однако уровень нравственной культуры родителей, их жизненные планы и устремления, социальные связи, семейные традиции имеют решающее значение в развитии личности молодого человека. Родительская любовь помогает раскрыть, обогатить эмоциональную, духовную и интеллектуальную сферу жизни детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что семья – это первая школа общения ребенка. В семье ребенок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь друг другу. В общении с близкими ребенку людьми, в совместном бытовом труде у него формируется чувство долга, взаимопомощи. Семья первая, кто приобщает ребенка к разным видам деятельности – познавательной, предметной, игровой, творческой, образовательной, коммуникативной.

Воспитание ребенка — это очень сложный трудоемкий процесс, который не терпит пренебрежительного отношения, ведь каждый родитель хочет не просто вырастить ребенка, но и помочь сформироваться своему чаду как личности. Не последнее место в воспитании занимает семья. Семья, то место, где ребенок родился, рос, сделал свои первые шаги, где он окружен любовью и заботой. Каждая семья уникальна, следовательно, и дети в ней растут самые разные. Ребенок как губка впитывает все то, что происходит в семье, поведение, манеры, речь, через семью он знакомится с взаимоотношениями с людьми и изучает окружающий мир. Какое же влияние оказывают на ребенка семейные отношения и традиции? Попробуем в этом разобраться.

Наибольшее влияние на ребенка в семье оказывают взаимоотношения родителей. Для малыша поведение отца и матери является своеобразной моделью, и в будущем полученный опыт он попытается перенести на общение с другими людьми. Если в семье преобладают теплые дружеские отношения, то и ребенок к другим будет относиться также, ведь он считает такое поведение образцом. И каким будет эмоциональное и психологическое состояние ребенка, зависит от взаимоотношений в семье.

Семья формирует нормы и традиции. Семейные традиции продолжают родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое и настоящее семьи, обеспечивают устойчивость отношений, упорядочивают и структурируют их.

Ценности, традиции, нормы поведения помогают формировать мировоззрение малыша. Всем известно, что семейные традиции переходят от поколения к поколению, конечно со временем они меняются, как и весь мир,но их функция остается прежней: укрепление семейных взаимоотношений, воспитание таких личностных качеств как взаимная поддержка, понимание, любовь, забота.

В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям свой опыт, знания и достижения. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сделать жизнь богаче, краше, содержательнее, в обеспечении преемственности нового и старого, в гармоническом развитии общества и личности. Они существуют,поддерживаются народными массами во всех сферах общественной жизни: трудовой, социально — политической, семейно — бытовой, социально — культурной и т. д. Соответственно особенностям различных форм и видов общественных отношений выделяются традиции национальные, интернациональные, патриотические, религиозные, социально — культурные, семейно — бытовые и т. п. Существуют особые традиции в школьной, студенческой, научной, творческой, в сельской и городской среде и т. д.

Традициинесут в себе много разнообразных функций: прежде всего это воспитание, эмоциональное развитие малыша, насыщение его жизни событиями, которые дадут ему определенный опыт, они позволят более гармонично и успешно воспитать ребенка и сплотить вашу семью. И помните, что для ребенка образцом поведения всегда являются родители, и воспитанность малыша зависит только от того, какой пример вы подадите. Не только показывайте ребенку что нужно делать, но и прививайте в нем привычку помогать другим. Например, если вы постирали, то попросите помочь развесить вещи на сушилки для белья, или убрать в квартире, помыть посуду.

Основа традиций – ценность семьи, определяющая смысл традиционного поведения. Например, традиция гостеприимства, которой придерживаются многие семьи, воплощаются по-разному. Кто-то делает акцент на угощении, а для других – общение с гостями.

Традиции не признают канонов и потому открывают путь к творчеству.

В проявлении некоторых семейно — бытовых традиций в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный микроклимат семьи и в целом человеческое благополучие.

Семейные традициинеобычайно важны детям: с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира; сохраняется и укрепляется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми Семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между членами семьи. Это и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для вашей семьи.

Наши дети, воспитанные в рамках традиций семьи и рода, будут знать свою историю, свои корни и воспитываться не улицей и ее законами, а жизненным укладом рода, семьи и примером своих родителей, ибо мы, взрослые, являемся самым первым и самым главным примером для подражания детей.

Источник

Цель: донести до родителей значимость семейного воспитания, привлечь родителей к обмену опытом о семейных традициях.

Задачи:

—       Познакомить родителей с различными традициями в семье и их значении в воспитании и развитии ребенка;

—       Подвести к пониманию того, что семья в воспитании и развитии ребенка  играет ведущую роль;

—       Показать значимость ведения семейного альбома в воспитании духовно – нравственных ценностей у ребенка;

—       Заинтересовать темой, используя составление генеалогического древа;

—       Вызвать положительные эмоции от проведенного мероприятия и еще больше сплотить родителей;

—       Использовать опыт родителей в своей работе.

Предварительная работаизготовление пригласительных, сбор фотоматериала для презентации, составление анкет для родителей и детей, интервьюирование детей на тему: «Семейные традиции».

Материалы и оборудованиеноутбук, проектор, экран, мультимедийная презентация «Семейные традиции», ручки, бумага, распечатки на каждого «дерево», клей-карандаш, листочки из зеленой бумаги, бланки  анкет, папки – раскладушки «Традиции в моей семье».  

Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка.

Для начала предлагаю подумать и ответить на вопрос «Что означает слово – семья?».

Высказывания родителей.

Семья – совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми (И. Даль).

С давних пор о доме и семье всегда говорили с улыбкой и любовью. Из этого далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте их вспомним. Я начинаю, а вы – заканчиваете.

o    В гостях хорошо, а…………. (дома лучше).

o    Не красна изба углами, а…………. (красна пирогами).

o    Дерево держится корнями, а человек………… (семьей).

o    Каково на дому, таково и………………(самому).

o    Дети не в тягость, а……………….(в радость).

o    Когда семья вместе, и…………… (душа на месте).

o    Семья сильна, когда над ней………… (крыша одна).

Вершиной становления родителей выступает благополучие детей. И если мера всех вещей – человек, то «мера» родителей – ребенок.

Как вы думаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка – семье или д/саду? Ответы родителей.

Современную семью укрепляют эмоциональные связи родителей и детей. Характер эмоционального благополучия или неблагополучия ребенка определяется его эмоциональными отношениями со взрослыми в семье. Общение со взрослыми является одним из важнейших факторов, которые влияют на развитие ребенка.

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, учим ли этому своих детей.

Сегодня мы собрались поговорить о семейных традициях.

Пожалуйста, ответьте на вопросы мини – анкеты

Что, по-вашему, входит в понятие «семейные традиции»?

1.     Какие семейные традиции есть в Вашей семье?

2.     Оказывают ли семейные традиции влияние на воспитание ребенка?

3.     Какие положительные черты характера они воспитывают у ребенка?

А вот что о праздниках и семейных традициях рассказали ваши дети. (Итоги интервьюирования детей)

Семейные традиции – конечно, это и праздники, которые отмечаются всеми членами семьи, торжественные обеды по выходным, «вечерние посиделки» с обсуждением пройденного дня. Необычная организация дня рождения своего ребенка («Поиск клада» — в случае, если праздник проходит на природе; розыгрыши и стилизованные вечеринки). Это и семейные прогулки выходного дня (в парки, на природу, на дачу), походы в музеи, театры, кинотеатры. Это и совместные игры с детьми (подвижные на природе, собирание пазл, конструирование из ЛЕГО и т.д.). Это и составление своей родословной и семейных альбомов. Также традицией является коллекционирование чего-либо, выбор профессии. Часто встречающейся традицией является ежегодный отдых на море или выезд за город (на дачу, в деревню).

Как вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье?

Да, ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Праздник для ребенка не то, что для нас, взрослых. Праздник – это событие в детской жизни, и ребенок считает дни от праздника до праздника. Вспомните свое детство, как Вы ждали Новый год, или свой День рождения, считали дни и часы!

Как вы устраиваете детские праздники в своей семье?  Родители делятся своим опытом.

Как это ни странно, но детские праздники часто взрослые устраивают для себя самих. У взрослых свои интересы и разговоры, а ребенку на таком празднике скучно и обидно, о нем все забыли. Однако же если ребенка оставляют за общим столом, он становится свидетелем и участником взрослых разговоров, то он привыкает быть в центре внимания, что развивает в нем нескромность и развязность.

Следует помнить и о том, что не следует против воли ребенка пытаться заставить его выступать: петь или рассказывать стихи, встав на стульчик. Ребенок сам выразит желание выступить, или можно придумать игру в «Фанты».

Как Вы думаете, нужно ли оформлять квартиру или комнату к празднику? Что это дает ребенку? Высказывания родителей.

Желательно украшать. Это создает определенное настроение. И в этом важно принимать участие и взрослым, и детям.

В дни рождения, на праздники принято дарить детям подарки, они их любят и ждут. (Хотя, взрослые тоже с удовольствием ждут сюрпризов).

Какие подарки вы дарите своим детям? (обмен опытом)

Конечно, сейчас такие времена, что детей мало чем можно удивить и порадовать. Но, все же.

Подарки должны быть немного с опережением по возрасту; каждая игрушка должна что-то развивать (мышление, память, внимание, моторику, познавательный интерес), расширять кругозор. При этом следует обращать внимание на то, как ребенок принимает подарок и как благодарит за него.

Во многих семьях существует традиция отмечать рост ребенка у двери – пусть он видит, насколько подрос за год.

Чтобы день рождения запомнился ребенку, нужно заранее продумать программу: игры, развлечения, конкурсы, концерт и т.д. украсят праздник и сюрпризы, и сказочные персонажи (сейчас можно пригласить аниматоров, а можно и самим нарядиться). От выдумки и фантазии взрослых зависит успех детского торжества.

Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и проведения досуга. Повзрослев, так же как мы будут отдыхать и наши дети. Пусть в вашем доме никто не чувствует себя одиноким и ненужным. Привлекайте ребенка к изготовлению подарка для родственников. Это посеет семена доброты у вашего ребенка.

Теперь я задам вам задачу: попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек.

Послушай, вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка,

Сестра, невестка, дочка,

А самый младший – Я.

Какая же у нас семья? (6 человек)

Вот видите, с помощью этой шуточной задачки мы коснулись с вами интересной темы – темы родственных отношений. Вокруг каждого из нас много людей, родственников, с которыми мы связаны в истории рода человеческого одной кровью. И каждый из нас – продолжатель своего рода. И корни каждого рода, как корни дерева, уходят далеко в старину. И тот род силен, кто предков своих помнит и бережет.

Попробуйте сейчас составить родословную семьи. Начните с себя .

У кого получился самый многочисленный род?

Знаете ли вы, откуда родом ваши родители, дедушки и бабушки?

Кто придумал имя, которое вы носите?

Кто придумал имя вашему ребенку? Знает ли он об этом?

Будет очень хорошо, если в семье вы начнете собирать историю своего рода. Это будет своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков. Это будет ваша биография, просто и доходчиво пересказанная для внуков. И ее можно оформить в виде семейной книги «Это я, твоя бабушка». Так же, как существуют уже готовые альбомы, где есть места для фотографий  и записей («Наш малыш», «Наша свадьба», «Мой класс» и т.д.), такие альбомы можно сделать своими руками.

«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» (А. С.Пушкин)

Семейные архивы – это не прошлое, это всегда завтрашнее. Семья должна иметь свой архив – почетные грамоты дедов и отцов, историю их заслуг, их труда, историю рода и фамилии. Ведь с годами и наши внуки захотят знать, как мы жили. А ведь жизнь, отпущенная нам, по природе своей коротка, и в наших силах оставить память о ней.

Скажите, что может помочь нам сохранить историю семейного рода?(семейный альбом)

Есть ли в вашем доме семейный альбом?

Семейный альбом – это огромное осмысленное пространство жизни, с одной стороны простое и понятное ребенку, с другой – загадочное и удивительное.

Когда вы листала его в последний раз?

Отбор фотографий, оформление страниц альбома – именно то общение, которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминание.

Скажите, у кого из вас в семье есть традиция выезжать за город, на дачу вместе с ребенком?

Ни для кого не секрет, что природа оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника, дает возможность хорошего общения с ребенком, а прогулки в природу благоприятно влияют на здоровье человека.  Как хорошо собраться вместе и поехать всей семьей за город, на дачу, где вместе с ребенком побродить по лесным тропинкам, послушать голоса птиц, понаблюдать за жизнью насекомых, полюбоваться красотой окружающей природы, провести с ребенком игры природного содержания, почитать подходящие стихи, сделать зарисовки на подручных материалах, собрать природный материал для поделок, перекусить на полянке и уходя забрать свой мусор. Приучая тем самым правильно вести себя на природе, беречь и охранять наш общий дом – лес.

Кто из вас часто ходит с детьми в музеи, театры?

Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи, свои традиции. Мы, взрослые, должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты и природы. Посещение музеев должно стать праздником для всей семьи.

Очень хорошо, если в семье есть традиция, если же нет, то еще не поздно начать собирать какие-либо коллекции у себя дома, особенно после посещения музеев. В результате чего у ребенка пробуждается потребность к созидательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей; развивает познавательный интерес.

Что можно коллекционировать? (презентация родителями видов коллекций)

Какой вид деятельности является ведущим в дошкольном детстве?

В какие игры и как часто вы играете с ребенком?

Мы с уверенностью можем сказать: детство – это игра, игра – это детство. Детство дано для того, чтобы мы подготовили ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, чтобы ребенок почувствовал себя человеком среди людей, наполнился социальными эмоциями, переживаниями, представлениями, чтобы духовная жизнь в нем начала свое движение. И в этом нам помогает игра. Игра – это жизнь ребенка, а не подготовка к жизни. Игра должна стать традиционной в каждой семье.

Мы, взрослые, должны очень внимательно подходить к вопросу детской игры и уделять ей внимание. Осторожно и вдумчиво подбирать игры. Играть надо в различные игры: настольные, подвижные, словесные, развивающие, компьютерные.

В наших с вами руках, чтобы дети выросли развитыми, грамотными и образованными, воспитанными, чтобы они любили и почитали родителей, знали своих предков.

Источник