Значение родного языка в воспитании и развитии ребенка

Значение родного языка в воспитании и развитии ребенка thumbnail

    Сила родного
    языка как фактора, развивающего интеллект
    и воспитывающего эмоции и волю, заключена
    в самой его природе: в его свойстве быть
    средством связи между человеком и
    окружаю¬щим миром, или, как говорят
    языковеды, внеязыковой реаль¬ностью.
    Свойство это объясняется знаковой
    сущностью языка. Язык целесообразно
    рассматривать как знаковую систему,
    кодирующую (шифрующую) окружающую
    человека действи¬тельность (внеязыковую
    реальность). Знаки языка — это мор¬фемы
    (разные формы одного слова – морфема
    бег представлена формами – бежать,
    бегу), слова, словосочетания, предложения.

    Кроме
    знаковых элементов, в языке содержатся
    и внезнаковые элементы — фонемы (звук
    а ), просодемы. Вне языка они ничего не
    обозначают, но служат для конструирования
    языковых знаков; в лингвистике такие
    языковые единицы называют фигурами.
    Ребенок, обучающийся речи, должен
    запомнить (узнавать на слух и уметь
    артикулировать) все фигуры — фонемы и
    просодемы (силу голоса, высоту тона,
    темп речи, тембр голоса) родного языка,
    чтобы конструировать из них языковые
    знаки. Школьник, обучающийся письменной
    речи, должен научиться соотносить фонемы
    и просодемы своей устной речи с буквами
    и другими графическими знаками.

    Смысл
    языковых знаков (морфем, слов,
    словосочетаний, пред¬ложений) — это их
    соответствие предметам, действиям,
    призна¬кам, отношениям реального мира,
    которые они обозначают. Следовательно,
    понимать языковой знак — значит
    соотносить определенную морфему, слово
    и т. д. с конкретным явлением действительности.
    Например, слово книга понимают все
    говорящие на русском языке, потому что
    соотносят с ним определенную вещь;
    словоформу в книге (форму предложного
    падежа су¬ществительного) понимают все
    как ответ на вопросы где? в ч е м?.

    Функциональные
    характеристики языка. Зимняя

    • характеристики,
    которые отражают социальные функции
    человека: язык – это средство общения
    и форма социального взаимодействия.
    Язык – это средство освоение
    общественно-исторического опыта и
    социализации личности язык – это
    средство приобщения к культурным и
    историческим ценностям.

    • интеллетуальные:
    язык – это средство соотношения с
    предметной действительностью… язык –
    это средство обобщения, уточнения и
    дифференциации понятийного аппарата.
    язык – это средство опосредования ВПФ
    человека

    • личностные.
    язык – это средство развития познавательных
    интересов. язык – это средство решения
    познавательных коммуникативных задач.
    язык – это средство познания себя.

    1. Цель и задачи развития речи в дошкольном учреждении, их психолого-педагогическое и лингвистическое обоснование.

    Основная
    ц.работы по рр детей – формирование
    устной речи и навыков речевого общения
    с окружающими на основе овладения
    литературным языком своего народа, т.е
    формирование грамотной, точной, богатой
    и выразительной речи.

    Речь
    состоит: -слово; — предложение; — текст;
    — звук.

    Задачи
    ррд:

    -развитие
    словаря – словарная работа в д/с
    проводится на основе ознак. с окруж.
    жизнью.

    — воспитание
    звуковой культуры речи – связано с
    разв-ем восприятия звуков родной речи
    и произношением. К 5 годам должен быть
    сформирован.

    — формирование
    грамматического строя речи – предполагает
    формир-е морфологической стороны речи
    (род, число, падеж), синтаксической
    стороны речи (предложение, словосочетание),
    словообраз-е. Дети усваивают грамматику
    путем подражания речи взрослых и языковых
    общений.

    — развитие
    связной речи (основ. задача) – включает
    разв-е диалогической и монологич. речи

    — подготовка
    к обучению грамоте;

    — ознакомление
    с художественной литературой.

    11. Методические принципы организации
    педагогического процесса по развитию
    речи в дошкольном учреждении.

    Методические
    принципы (или общие правила) выбора
    средств обучения могут быть
    сформулированы следующим образом.

    1. Принцип
    внимания к «материи языка»,к физическому
    развитию органов речи и пишу¬щей руки.
    Построить обучение на принципе
    внимания к «материи языка» и к
    физическому развитию органов речи и
    пишущей руки — знт выбрать срва обуч
    так, чтобы они обеспечили физическую,
    мускульную работу речевого ап¬парата
    ребенка. Дети д ощутить — услышать,
    артику¬лировать, модулировать св голосом
    все фонемы, просодемы, цельные интонации,
    слова, предлож, связе тексты; при обуч
    письменной речи они д уметь коордвать
    движя артикуляц аппарата с движениями
    пишущей руки.

    2. Принцип
    понимания языковых знач и одноврем
    разв лексических и грамматич
    навыков. Построение методики обуче с
    опорой на принп понимя язык значей
    пред-пгает такой отбор срв обуч,
    кот представит детям их речь как знак
    сист, как сложный код. Про¬ст и слож
    знаки эт кода дети д соотнести с раз¬н
    явлми действитти, т. е. декодировать.
    Методич приемы, кот испол в эт раб вль,
    д обеспечить тренировку мысли реб и
    послужить вы¬работке у него грамматических
    и, следоно, мыслительных навыков.

    3. Принцип
    оценки выразительности речи.
    предполагает такой отбор дидакт матерла,
    кот развил бы спосость чувствать эмоцные
    оттенки речи, сделал бы доступ различе
    эмоцные состояния. Приемы обуч д б
    выбраны, чтобы обеспечить разве навыков
    восприятия поэтической речи, а в
    дальнейшем и усвоение функциональных
    стилей речи.

    4. Принцип
    развития чувства языкового чутья.
    Реализация эт принципа предполагает
    такую органи¬зацию обучения, которая
    облегчила бы детям запоминание
    фактов родного языка (элементов и
    конструкций), усвоение традиции их
    употребления в речи.

    5. Принцип
    опережающего развития устной речи
    перед письменной, сопоставления
    письменной речи с устной в процессе
    усвое¬ния письма. Обучение письму,
    построенное по этому принципу, предполагает
    такой отбор дидактического материала,
    с помощью которого ребенок мог бы: 1)
    научиться координировать движения
    органов речи мышц лица, гортани,
    легких, а также слухового аппарата — с
    мышцами пишущей руки и читающих глаз;
    2) осо¬знать (объективировать) для себя
    сходство и несходство звуков и букв,
    интонации и знаков препинания; 3) быстро
    переходить от устной формы речи к
    письменной и наоборот.

    6. Принцип
    последовательного наращива¬ния
    темпов обогащения речи. Следуя этому
    принципу, необходимо по мере развития
    ребенка изменять дидактический языковой
    материал (повторять усвоенный ранее
    и добавлять новый), усложнять приемы
    обучения, т. е. стремиться к тому, чтобы
    речевая деятельность детей становилась
    все более и более самостоятельной. При
    организации обучения необходимо
    предо¬ставлять детям возможно больше
    самостоятельности в решении собственно
    речевых задач и одновременно воспитывать
    само¬дисциплину, способность
    сосредоточивать волевые усилия при
    выполнении их.

    Методические
    (лингводидактические) принципы выбора
    средств обучения родному языку лежат
    в основе обучения языку на всех возрастных
    ступенях жизни человека.

    1. Средства осуществления программы
      развития речи детей.

    Читайте также:  София центр развития ребенка новосибирск

    Программа
    развития речи реализуется в той или
    иной деятельности детей (учебной,
    игровой, трудовой, бытовой).

    Поскольку
    воспитание в широком смысле (и входящее
    в это понятие формирование речи)
    осуществляется взрослым через какую-нибудь
    деятельность, эти виды деятельности
    можно условно назвать средствами. Таким
    образом, можно считать средствами
    развития речи обучение, игру, труд,
    бытовую или повседневную деятельность,
    восприятие произведений искусства, т.
    е. любую деятельность, если ею руководит
    и ее направляет взрослый.

    В повседневной
    жизни дети и самостоятельно пользуются
    речью. Но если их оставить без руководства
    взрослого, могут закрепляться отрицательные
    качества речи: жаргонные, бранные
    выражения, грубые интонации, примитивность
    словаря, грамматические ошибки и т. д.
    Вместе с тем и плохо организованная
    деятельность, происходящая в молчании
    или при пассивном выслушивании указаний
    воспитателя, тоже не окажет заметного
    влияния на речь детей.

    В условиях
    общественного воспитания ведущим
    средством формирования речи ребенка
    является обучение.

    Обучение
    родному языку — планомерный,
    целенаправленный процесс развития
    познавательных способностей детей,
    усвоения ими системы элементарных
    знаний об окружающем и соответствующего
    словаря, формирования речевых умений
    и навыков.

    Основная
    форма дошкольного обучения — занятия.

    По
    дидактическим целям можно выделить
    такие типы занятий по родному языку:
    занятия по сообщению нового материала;
    закреплению знаний, умений и навыков;
    обобщению и систематизированию знаний;
    итоговые или учетно-проверочные
    (контрольные); комбинированные (смешанные,
    объединенные).

    1. Занятия
      как основная форма работы по речевому
      развитию детей.

    Подразделяются
    на:

    1.
    Интегрированные и комплексные.

    2. По
    применению наглядного материала:

    — предметы
    реальной жизни

    — изо
    наглядность

    -словесный
    хар-р

    3. По кол-ву
    участников:

    -фронтальные

    — подгрупповые

    -индивидуальные

    4. По ведущей
    задаче:

    — развитие
    словаря

    -формирование
    ГСР

    -воспитание
    ЗКР

    — развитие
    связной речи

    — ознакомление
    с худ. лит-рой

    5. По этапам
    обучения:

    -сообщение
    нового материала

    — закрепление
    материала

    — обобщение
    и систематизация знаний

    -учётно-проверочные занятия

    -смешанные
    занятия

    Дидактические
    требования:

    — определение
    цели, задач, содержания и места занятия
    в системе пед.работы

    -чёткая
    структура занятия: вводная, основная,
    заключительная

    — соответствие
    материала занятия возр-м и индивидуальным
    особенностям речевого и умственного
    развития детей.

    — учёт
    результатов занятия

    — правильная
    организация занятия

    — воспитательный
    характер занятия

    — эмоциональный
    характер занятия

    — соблюдение
    гигиенических и эстетических требований

    — связь
    занятия с последующей работой по рр

    — оптимальной
    сочетание коллективного хар-ра обучения
    с индивид. Подходом.

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник

    Татьяна Кушнерук
    Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника»

    Роль родного языка в развитии личности дошкольника.

    Кушнерук Т. Н., воспитатель

    МДОУ Детский сад №3

    г. о. Власиха Московской области

    Исключительное место в развитии личности ребенка отводится родному языку. Через него происходит межличностный контакт, ознакомление с окружающим нас миром, во всем его многообразии, узнавание действительности. Это путь соединения человека с великими традициями духовно-нравственной культуры общества и одно из важнейших правил воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве – фундамент успешного обучения в школе.

    В младшем возрасте ребенок активно усваивает разговорный язык, его речь формируется с различных сторон: фонетической, лексической, грамматической. В сенситивный период полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием для решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

    Овладевая языковыми навыками в сфере лингвистики, дети стремятся получить и коммуникативные умения. Общение друг с другом и взрослыми наиболее значимо для формирования культуры речи и культуры общения. Для продуктивной взаимосвязи необходимо найти языковые средства для его передачи, уметь вовремя обеспечить обратную связь, должным образом спланировать свою речь. Если дошкольник может мгновенно сориентироваться в языковом материале, классифицировать новые слова, можно сказать, что у него развито чувство языка. Отечественными учеными это суждение трактуется по-разному. У российских ученых, языковедов К. Д. Ушинского и Ф. И. Буслаева — это «дар слова», развитие способности к сознательному овладению сокровищами русского языка. С. Ф. Жуйков, Л. И. Божович и другие психологи называют этот эффект «языковым чутьем». О. С. Ахманова относит языковое чутье к интуитивной реакции «со стороны лица, для которого данный язык является родным и т. д.» Несмотря на множество различных суждений, суть заключается в том, что эта способность возникает у ребенка не на пустом месте, а в процессе речевой практики. «Чувство языка» необходимо развивать, уметь сочетать слова в высказываниях и кратких предложениях.

    В современном обществе лишь немногие дети достигают высокого уровня в развитии речи, поэтому необходимо проводить целенаправленное обучение овладения языком.

    В методических пособиях по речевому развитию до сих пор мы видим совершенно непозволительное утверждение, что в дошкольном периоде язык усваивается лишь посредством подражания, интуитивно и даже инстинктивно. Это в корне недопустимо. Результаты многолетних исследований показали: дети в младшем возрасте и без специального обучения проявляют большой интерес к языковой действительности. Они создают новые слова, объединяя, разделяя их, ориентируясь на смысл слова и грамматическую сторону языка. С речевым развитием постепенно приходит осознание языковых явлений, что приводит к настоящему овладению богатством языка. В 1978-ом году Ф. А. Сохин писал: «Усвоение детьми родного языка включает формирование практических речевых навыков, совершенствование коммуникативных форм и функций языковой действительности, которое может быть названо лингвистическим развитием ребенка».

    Учитывая психолого-педагогические особенности дошкольников, система обучения родному языку включает в себя:

    -выбор речевого содержания, понятный ребенку дошкольного возраста

    — приоритет в освоении речи смысловой стороне слова, формированию языковых обобщений, структуре связного высказывания

    -выделение связующего звена в разделах речевой работы

    -осуществление преемственности содержания речевой работы в детском саду и в начальной школе

    -раскрытие характерных особенностей овладения языком

    -наличие взаимосвязи речевой и художественной деятельности в творчестве дошкольников

    Постижение основ родного языка рассматривается как базис полноценного воспитания личности ребенка- дошкольника, умственного, эстетического и нравственного.

    Читайте также:  Воспитание и развитие ребенка лучшие книги

    Речевое и интеллектуальное развитие находится в постоянной взаимосвязи. Для того, чтобы у ребенка сформировалась связная речь, он должен представлять себе предмет, событие рассказа, уметь анализировать различные отношения между предметами и явлениями, уметь выражать мысли, слова, строить простые и сложные предложения.

    Развитие речи тесно связано и с эстетическим развитием. Чтение и пересказ фольклорных и литературных произведений знакомит ребенка с изобразительно-выразительными средствами (синонимами, антонимами, сравнениями и др.) Отношение ребенка к языку в его эстетическом назначении проявляется в выборе им средств для воплощения художественных образов.

    Обучение дошкольников родному языку имеет огромное воспитательное значение. Рассматривание и описательный рассказ по картинам, чтение литературных произведений нравственного содержания развивают у детей любознательность, гордость, уважение. Овладение смысловой стороной слова, обогащение словаря детей, коллективное рассказывание позволяет решать нравственные, воспитательные задачи (любовь и интерес к родному языку, его красоте и богатству).

    Для развития речи детей важнейшими остаются задачи: воспитание звуковой культуры, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связанности с высказываниями. Решение их усложняется по мере перехода от одной возрастной группы к другой. Воспитателю надо четко представлять основные линии преемственности задач по развитию речи, которые решаются в каждой возрастной группе:

    -Заботиться о том, чтобы ребенок, пополняя свой словарный запас, понимал смысл слова, его значение.

    -Ориентировать детей на понимание значения слова и развитие точности его употребления.

    -Использовать лексические упражнения для выбора наиболее точного слова из своего словаря, вопросы

    -Применять игры, помогающие усваивать падежи, множественное число слова, наклонение глаголов.

    -Игры, направленные на обучение детей рассказыванию, а также дидактические игры.

    Следовательно, специально предназначенные занятия, игры и упражнения помогают успешно решать проблемы в речевом развитии детей.

    Литература:

    1 Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая действительность. М.:» «КомКнига», 2007.

    2. Сохин. Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. М., 2002.

    3 Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: «Сфера», 2008.

    Источник

    Тема выступления:

    «Роль родного языка в развитии и воспитании личности ученика».

      Язык – прирожден, свойственен человеку, это не дар с небес. Язык – отражает многовековой опыт духовной жизни народа. Язык- это важнейший народный наставник. Язык – это средство познания себя. Стоит помнить, что творцом языка является народ. Язык народа – это не просто средство общения. Конечно, эту функцию он выполняет прежде всего. В языке отражаются результаты жизни каждого народа, жизни многих и многих его поколений. Вот почему К. Д. Ушинский считал необходимым бережно относиться к родному языку, не коверкать его, понимать суть исторического словообразования, не навязывать языку какой-то субъективной логики. «Не раз приходится благодарить родный язык, что он не поддался улучшениям логики и вопреки ей сохранил свои кажущиеся нелогичности, которые вдруг оказываются потом глубоко логическими. Язык народа – источник для языка науки.

         Работая учителем родного ( мокшанского)  языка и литературы на протяжении двадцати четырёх  лет, всегда ставлю перед собой цель: привить к ученикам уважение и любовь не только к своему языку, но языкам других народов. Ведь знание языка является необходимостью в наши дни

    Мои ученики – будущие граждане многонациональной республики, которые владеют наряду со своим родным языком несколькими другими языками.

    Язык – душа народа, это не просто крылатое выражение. С помощью языка любой народ из поколения в поколение передает свое мировоззрение, свое воспитание окружающей деятельности, ценностные ориентиры. С помощью языка мы не только общаемся, передаем свои мысли, но и выражаем образовательный, духовный и культурный уровень. Сегодня уже не осталось сомневающихся по поводу необходимости изучать родной язык, как язык матери.

    Ребенок должен знать свой национальный язык, это закон жизни и природы.

    Национальный(родной) язык – это ценность народа, которая формировалась веками, одна из форм духовного наследия.

    Национальное воспитание немыслимо без изучения истории своего народа, невозможно развить чувство патриотизма у подрастающего поколения без знания прошлого. Воспитание должно базироваться на общечеловеческих ценностях принятых в обществе на протяжении многовековой истории, примерами должны служить выдающиеся исторические личности, внесшие весомый вклад в развитие республики, сохранении мира, развитии культуры и искусства.

      Современный подход к обучению родного языка состоит в том, что в идеале мы учим не столько общению, сколько воспитываем личность, гармоничную, и, как того требует жизнь, социально-адаптированную. Воспитание личности требует, чтобы мы говорили с детьми на родном языке так, и на такие темы, когда они не могут оставаться равнодушными к происходящему на уроке. Этого можно добиться более успешно с привлечением таких дидактических материалов, как хорошие тесты, произведения живописи, музыки. Они помогают ребятам выражать свое мнение по теме разговора, формировать свои мысли, сформированная мысль — это и есть настоящая речь.

    Для того, чтоб ребенок успешно учился, нужен не только определенный запас знаний и умений. Гораздо важнее желание и умение учиться. А для этого в свою очередь необходимо развивать у ученика такие качества, как память, внимание, умение анализировать.

    К. Д. Ушинский высоко оценивал роль родного языка в духовном и нравственном развитии человека. Пользуясь языком как средством общения, ребенок впитывает в себя культуру поколений, познает окружающий мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия. Владение культурой речи, умение выражать содержательно и логично свои мысли являются необходимыми условиями формирования интеллектуально и духовно развитой личности. Именно поэтому в теории Ушинского родной язык выступает как один из основных факторов воспитания и развития ученика как  личности. Он указывал на неизмеримое значение родного языка в формировании подрастающих поколений, которые вместе с языком усваивают продукты духовного развития, пройденного народом в его«тысячелетнем историческом движении». «Отнимите у народа все — и он все может вернуть, но отнимите язык, и он никогда более уже не создаст его»  Первый опыт общения ребенок получает уже в младенческом возрасте, поэтому все те, кто окружает ребенка с рождения, являются его первыми учителями в освоении родного  языка.

    Читайте также:  Ступени развития ребенка по возрастам

     С раннего детства мы слушали сказки, рассказы, предания наших бабушек и дедушек, в которых ярко воссоздается красота родных гор и рек, озер и лесов.

    Бабушки исполняли нам песни, рассказывали сказки, учили нас жизни своими пословицами, поговорками, объяснили приметы, которые несут не только познавательный, но и эстетический потенциал. Но ситуация сегодня изменилась. Современные условия почти полностью вытеснили из жизни детей школу бабушек и дедушек, которая играла огромную роль в воспитании, любви к родному языку, истории, традициям. И сегодня, уже ни у кого не вызывает сомнения та огромная роль, которую играет урок родного языка в развитии личности ученика.

     Основная цель обучения родному языку состоит в формировании у учащихся речевых умений в различных видах речевой деятельности. Речевые навыки и умения достигаются путем определенной системы упражнений Чем раньше начинать грамотное и осознанное обучение родному языку, тем свободнее ученик будет им пользоваться в дальнейшем. При этом следует принимать во внимание своеобразные и неповторимые особенности речи каждого ребенка, проявляющиеся в способе выражения мыслей, умении использовать имеющиеся у него в запасе речевые средства, а также в особенностях оформления высказывания (мимика, интонация, жесты).

    В первоначальном обучении детей родному языку  К. Д. Ушинский видел три цели. Первая — развивать дар слова, т. е. умение выражать свои мысли. Для этого важна наглядность обучения, опора на конкретные образы, воспринимаемые ребенком (явления природы, картины). Вторая цель — учить ребенка облекать свои мысли в наилучшую форму. Идеальными образцами такой формы служат художественные произведения, как народные, так и авторские. Ушинский четко определил требования к отбору произведений для детей: положительные идеи, художественность, доступность содержания. Третья цель — практическое усвоение грамматики, предшествующее изучению ее как науки. Этой цели могут служить разнообразные упражнения — придумывание предложений с заданным словом, подбор слов в нужной форме и др. Все три цели должны осуществляться одновременно

    Язык в то же время является  средством и источником интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания, который формирует ученика  как личность.

    Грамотная речь служит залогом его успешного обучения и развития. К. Д. Ушинский считал, что мировоззрение ученика формируют все учебные предметы, но, ведущая роль в этом бесспорно принадлежит родному языку, так как «родное слово есть именно та духовная одежда, в которую должно облечься всякое знание, чтобы сделаться истинной собственностью человеческого сознания»

    Когда дети приходят в школу, то они уже обладают «громадным сокровищем, даже превышающим детские потребности» . У шестилетнего ребенка гораздо больше слов и оборотов для выражения чувств и мыслей, чем самих этих чувств и мыслей. «Он во многом только по врожденной человеку переимчивости перенимает язык взрослых, но сам еще не вырос до этого языка. Из этого вытекает важная для семьи и школы обязанность: исправлять и пополнять словарный запас детей в соответствии с правилами родного языка, вводя их не только в сознание ребенка, но и в число его привычек, «выполняемых с той легкостью и быстротой, которых требует речь словесная и даже письменная». Необходимо заботиться о том, чтобы ученик сознательно усваивал все  возможности родного языка.

      К. Д. Ушинский указывал на единство речи и мышления. Речь является важным показателем мышления, как человек говорит, так он и мыслит. Поэтому, развивая речь воспитанника, семья и школа развивают, прежде всего, мыслительные способности, умение грамотно и логично выражать свои мысли, что соответственно влияет на культуру поведения ребенка в обществе. Невозможно развивать язык отдельно от мысли, но и развивать его перед мыслью — вредно. Это приводит к одной из самых дурных человеческих привычек – «болтать чисто, гладко, изящно всякий вздор и связывать ловкими фразами пустые, не вытекающие одна из другой мысли»

    Педагоги не должны допускать речевые ошибки учеников, запускать дефекты звукопроизношения, следует своевременно исправлять недостатки в развитии речи, пока они не стали привычной формой общения для них.

    Особое внимание следует обращать на становление и развитие всех сторон речи — фонематической, лексической, грамматической. В этом отношении перед семьей и школой стоит важная задача — контролировать выработку, закрепление, соблюдение правил и законов грамотной речи ученика на родном языке, т. е. точность, полноту, логичность выражений.

    Задача педагога в том, чтобы ученики вступали в сознательное духовное обладание сокровищами родного слова. Изучение организации языка, по Ушинскому, является лучшим средством духовного развития ребенка. Учитель, раскрывая детям богатство родного  слова, тем самым раскрывает им богатство их собственной души. Изучение родного языка — это верный путь к самопознанию человека. Если язык, на котором начинает говорить ребенок, противоречит его врожденному национальному характеру, то он никогда не окажет такого сильного влияния на его духовное развитие, какое оказал бы родной ему язык.

    Родной язык является неисчерпаемо богатым. Существует связь между историей народа и развитием его языка. Через родной язык связываются отжившие, живущие и будущие поколения народа. Усваивая родной язык, каждое новое поколение усваивает мысли, чувства, историю тысяч предшествующих поколений. Изучая родной язык, ребенок учит не условные звуки, а впитывает духовную жизнь народа. Родное слово объясняет ребенку окружающую его природу, знакомит с деятельностью и характером людей, с обществом и его историей, дает представления и понятия о нравственности и эстетике. Язык – величайший народный наставник.

    Поэтому большую роль в сохранении родного языка приобщении детей к культурному наследию, духовным ценностям народа, населяющих Мордовию, играют уроки родного языка, на которых изучаются традиции, обычаи, обряды того или иного народа.

    Следует помнить, что без знания языка, без уважительного отношения к духовным ценностям, созданным в течении тысячелетий, невозможно формировать личность гражданина многонационального государства. А будущий гражданин – наш сегодняшний ученик.

    Источник