Значение рисования для психического развития ребенка
Значение рисования для психического развития детей.
Родители – главные воспитатели своего ребенка.
Детские годы – самые важные в жизни человека. И, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей. Поэтому наша главная задача заключается в том, чтобы помочь Вам, уважаемые родители, познать свою ответственность за воспитание и развитие Вашего ребенка.
Мы прекрасно знаем о влиянии окружающей среды на развитие ребенка. Большое влияние (по статистике 70%) оказывают именно родители. «За все беды, отклонения, муки в ответе только мы, взрослые, и, прежде всего те, кто ближе всего находится к ребенку – родители и воспитатели».
Трудно быть родителями сегодня – в связи с социальными, экономическими особенностями нашей жизни. Несмотря на это,
мы должны помочь детям научиться смотреть и видеть, всматриваться лучше, видеть больше и узнавать больше о том, на что они смотрят. Нам нужно научить детей умению видеть форму, цвет, размер, детали, отличительные черты и так далее. Но с чего начать?
Одним из способов развития визуального мышления ребенка – это показывать ему многообразные формы и цвета, обогащать его окружающую обстановку необычными яркими рисунками, предметами и узорами.
Рисовать картинки, копировать их, обводить и раскрашивать – все это помогает ребенку разобраться в окружающем мире, а так же развивает воображение – ведь он рисует не только реально существующие предметы, но и те, что существуют только в его воображении. Рисование развивает визуальное мышление, а также чувство красоты, гармонии и порядка.
Рисование – это самый простой и доступный способ проявления творческих способностей. Некоторые дети удивительно свободно владеют формой и цветом и пользуются ими, чтобы выражать свои чувства и мысли. В этом смысле их работы можно считать работами настоящих художников. Как сказал Пикассо: «Когда я был ребенком, я умел рисовать как Тициан, но мне потребовалась вся жизнь, чтобы научиться рисовать как ребенок». Помните, что сам процесс рисования (если происходит аккуратно) важнее, чем именно то, что рисует ребенок. Посмотрев на рисунки ребенка, Вы можете сказать, что интересует его, что беспокоит и что радует. Позвольте ребенку рисовать все, что ему захочется, — не мешайте игре воображения и развитию идей. Результаты могут Вас удивить!
Между пятью и десятью годами ребенок нарабатывает художественные штампы: рисует стереотипных людей, дома и машины. Не позвольте его глазу «замылиться» — показывайте ребенку, что все люди разные, что у них разные занятия, что дома отличаются друг от друга, и так далее. Существуют следующие способы развития художественных способностей:
Творческие идеи.
Творческий подход означает рисовать необычное, невиданное раньше. Попросите ребенка
— нарисовать что-нибудь невидимое – звук или настроение.
— Нарисовать внутреннее устройство машины или тела.
— Нарисовать карту – например, карту острова сокровищ или лабиринт.
— Нарисовать некое приспособление, выполняющее особую задачу: например, устройство для быстрого пробуждения по утрам.
— Нарисовать что-нибудь с закрытыми глазами.
— Нарисовать произвольную линию («каляку — маляку»). Что ребенок сможет в ней увидеть? Что из нее можно сделать?
— Нарисовать собственный дизайн одежды, дом своей мечты или мебель будущего.
— Нарисовать как можно больше предметов на основе круга (затем попробовать и другие геометрические фигуры).
2. Внимательное наблюдение.
Попросите ребенка внимательно рассмотреть цветок, а затем нарисовать его – с такой точностью, насколько это возможно. Наблюдать, а потом рисовать – это сложный в освоении навык, и здесь большее значение имеет сам факт рисования, чем законченный рисунок.
Рисование – еще один способ развития визуального мышления. Ваша цель состоит не в том, чтобы научить ребенка создавать высокохудожественные произведения, или сделать из него художника, но в том, чтобы расширить его кругозор и видение мира. Вы не всегда можете понять, что именно нарисовал Ваш ребенок, но если он говорит Вам, что вот это зеленая клякса на самом деле — бегущая собака – значит, так оно и есть.
Если ребенок хочет что-то нарисовать и не знает, что именно, помогите ему – поговорите о чем-нибудь, что недавно он видел, что испытал, что ему понравилось: например, о недавней прогулке, интересном мультфильме или книге. Постарайтесь рисовать не просто так, а с целью: открытку на день рождения или Новый год, пригласительную открытку, открытку просто так, без повода.
Основная идея: побуждать ребенка рисовать.
Ниже перечислены несколько идей, которые могут побудить ребенка рисовать.
— Проиллюстрируйте книгу.
— Проиллюстрируйте алфавит.
— Письмо – картинка.
— Нарисуйте свое домашнее животное.
— Придумайте и нарисуйте:
Предлагайте рисовать собственные флаги, знаки, печати, животных, волшебные замки, одежду, сумки, обложки книг, рисунки для футболок, машины и т. д.
Итак, основная идея – побуждать ребенка рисовать.
Памятка для родителей
(довести до родителей о значимости их участия в выставке)
Уважаемые родители, мы должны дать почувствовать детям, как много радостей и открытий несет в себе общение с изобразительным искусством, предложить детям еще один источник радости и способ самовыражения, чтобы, став взрослыми, они знали, что рисованием можно вылечить душу, улучшить настроение, сделать себя счастливее!
Выставка – очень важный момент в жизни Вашего ребенка. Ребенок получает возможность сравнить работы и видит, что у других получается иначе. В эти минуты он лучше видит свои работы и лучше понимает работы товарищей.
Не будем забывать педагогические заповеди:
— Необходимо избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его работы. Оценка взрослого должна содержать элемент понимания и одобрения, чтобы не разрушить у ребенка уверенность в себе, в своих способностях и не убить интерес к рисованию.
— Нужно помнить, что если взрослому важен результат деятельности, то для ребенка дошкольника первостепенное значение имеет сам процесс деятельности. Ведь в процессе рисования маленький художник выражает через линию и цвет свои переживания, радость, любовь, печаль, страх… Выплескивая эти эмоции на лист бумаги, ребенок как-бы освобождается от них, выпускает их на волю и в этом заключается психотерапевтический эффект рисования.
Приобретя умения рисовать, делать «настоящие» иллюстрации к любым сказкам и изображать окружающий мир Ваш ребенок радуется этому неменьше, чем новой игрушке, а даже больше: ведь он познает радость творчества!
Спешите сделать своего ребенка счастливым. Ведь счастливое детство – это умное детство. А счастье – это когда есть радость труда, когда мама с папой тебя понимают.
3
Источник
Значение рисования для всестороннего развития ребенка.
Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития ребенка. Детское творчество — целая большая «живая» область самостоятельного своеобразного искусства, со своими закономерностями, этапами поступательным движением вперед. Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится.
Занятия изобразительным искусством развивают не только творческие процессы, но и помогают усвоению других предметов: таких как математика-это ориентирование в пространстве и на листе, расположение, формат листа (вертикальный, горизонтальный, квадратный и т.д.), счет, форма предметов, подготовка руки к письму.
Одной из важных частей работы по развитию творчества в изобразительной деятельности детей является работа с цветом. Характерно, что использование красок ярких, чистых тонов, в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему дошкольному возрасту ребенок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы. Замечено, что ребенок применяет яркие, чистые, красивые цвета для изображения любимых героев, приятные события, а темными изображает нелюбимых, злых героев и печальные явления.
Другое средство выразительности, используемое дошкольником, – линия. Замечено, что предметы, явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает нарочито небрежной линией.
1.Обязательно показывайте ребенку свой интерес к его творчеству.
2.Не ограничивайте его правилами и заданными формами.
3.Подписывайте его рисунки, оформляйте рамки, устраивайте «персональные» выставки.
4.Помогите ребёнку овладеть правильной техникой владения кистью и карандашом, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы. Необходимо добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования.
5.Помните: то, что никому не нужно и никого не радует — не вызывает вдохновения.
6.Рисуйте вместе с вашим ребёнком, обыгрывайте придуманные сказки или истории, оторвитесь от своих обыденных дел.
7. Рисуйте для ребёнка, но не настаивайте, что ваши рисунки лучше. Иначе ребенок откажется рисовать, станет неуверенным, а Вы будете удивляться: «Почему же он не рисует?».
8. Не дорисовывайте ничего в детских рисунках, даже если то, что изображено на листе бумаги, требует дорисовки. Этим вы не только покажете ребенку, что он не умеет рисовать красиво, но и не дадите ему возможности самому проанализировать рисунок и понять, что в нем неправильно.
9. Сюжет рисунка не должен подвергаться критике, наоборот надо одобрять любые достижения ребенка.
Источник
Роль рисования в психическом развитии ребенка.
Психологические основы изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста
Значение изобразительной деятельности для психического развития ребенка давно изучалось психологами. Эта деятельность детей рассматривалась с точки зрения возрастной эволюции (К. Риччи, К. Бюлер и другие), её психологического анализа (, Э. Мейман и т. д.), связи детских рисунков с эмоциональным состоянием (), а также умственным развитием ребенка (Ф. Гуденаф), с развитием личности ребенка (). Изобразительная деятельность ребенка широко используется в психотерапевтических целях. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Детский рисунок, как свободное отражение мышления, воображения, наблюдений ребенка привлек к себе внимание многих исследователей.
Изучением детского рисунка начали заниматься в конце 19 века. Первыми исследователем детского рисунка, его психологических основ были искусствовед Коррадо Риччи, в России — , , , и многие другие.
Карл Лампрехт подчеркивал значение детского рисунка как объективного материала для изучения психологии детства, дающего возможность исследовать общие и индивидуальные психологические особенности ребенка, переход от одного периода детства к другому.
Русский психолог, профессор в своей работе «Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении» говорил о том, что «детское творчество дает возможность иметь объективные данные для суждения о детском мире и в то же время помогает понять на основе этого объективного материала, что такое ребенок».
Ф. Долто считала, что метод игры и спонтанного рисунка дает возможность взрослому проникнуть в существо переживаний ребенка. Рисунок — это, прежде всего изображение определенных объектов с помощью линий и красок.
подчеркивала, что своеобразие рисунка заключается в том, что в нем отражается, прежде всего, зрительно воспринимаемый внешний облик предметов. Изображение невозможно без познания таких свойств предметов, как их форма, строение, окраска, относительная величина, положение в пространстве. Прежде чем изобразить какой-то предмет, ребенок должен воскресить в памяти зрительное представление этого предмета. Очень важно, чтобы умения, полученные в рисунке, дети переносили на изображение предметов, аналогичных по форме. Психологи в основном рассматривают рисование с точки зрения развития у ребенка логического мышления, сенсорных способностей, усвоения социального опыта [5].
Изобразительная деятельность при условии руководства ею со стороны взрослых имеет неоценимое значение для всестороннего развития психических, познавательных процессов дошкольников. Процессы восприятия, исполнительства и творчества нельзя рассматривать изолированно. Они находятся в тесной взаимосвязи между собой, так как являются составными частями художественной деятельности.
В исследованиях отмечается, что упражнения в области зрительного восприятия способствуют развитию наблюдательности, зрительной памяти, способности к более точному определению пространственных соотношений, тонкому различению формы и цвета, к сравнению. Особенности восприятия, как основного показателя сенсорного развития ребенка, зависят от различий в состоянии воспринимающего аппарата: зрения, тактильных ощущений и т. д., что способствует развитию мышления, внимания, образного воображения. Сравнение, отвлечение, обобщение, анализ и синтез — все эти разнообразные мыслительные операции имеют место в процессе рисования [4]. Будучи познавательным процессом, восприятие связано с другими познавательными мыслительными процессами: анализом, сравнением, синтезом, обобщением.
Под восприятием, понимала, активный процесс анализа свойств предмета и их синтеза в целостный образ. В свою очередь, представление — это мысленное воспроизведение в образной форме того, что имело место в процессе восприятия. Но вместе с тем материал восприятия в них преобразуется. Ребенок обычно рисует по памяти, используя сложившиеся у него представления о предметах. Но так как ребенок рассматривает предметы поверхностно и неполно, в его восприятии выделяются только те свойства явлений, которые интересуют ребенка, привлекают его внимание. Неполнота восприятия ведет к неполноте представлений.
В результате восприятия у ребенка возникают различные образы. Художественный образ — это всегда сплав объективных сторон явлений действительности и индивидуальности исполнителя. Возникшее желание выразить мысль, чувство требует конкретного воплощения в образе. Сначала появляется замысел (представление результата), который у детей дошкольного возраста очень неустойчив, изменчив. Первой предпосылкой создания выразительного образа, отмечают исследователи, является овладение знаковой функцией [3]. Знаковая функция у дошкольников развивается в результате приобретения сенсорного опыта, освоения графических способов построения изображения. В отличие от детей раннего возраста, у младших дошкольников в рисунках, аппликациях можно увидеть объективное сходство с предметами и явлениями. Узнаваемость помогает закрепить в сознании ребенка связи между действиями руки и получаемым образом. Сначала связь между движениями и образом однозначна. Ребенок усваивает её, подражая взрослому. У детей младшего дошкольного возраста, по мнению , происходит формирование художественно-образной основы деятельности, когда они линиями, мазками, штрихами, цветовым пятном, контуром передают предметы, явления. Взрослый направляет внимание детей на расположение и характер цветовых пятен, которые в одном случае могут быть «осенними листьями» или «яркими огоньками», в другом — узором для платья. В зависимости от фона бумаги, его сочетанием с цветом линий, мазков у ребят возникают различные ассоциации с образами предметов, явлений [4].
Способность ребенка передавать свои впечатления в художественно-образной форме зависит от того, насколько у него развито воображение. Воображение, по мнению , это создание новых образов на материале прошлых восприятий. Всякая творческая деятельность, входящая в систему художественного воспитания, служит сильнейшим средством развития воображения [1]. В связи с этим в процессе воспроизведения, в его успешности огромную роль играют воображение, объединяющее отдельные элементы рисунка в одно целое, а также полнота и устойчивость зрительных представлений об изображаемом. Продукты воображения состоят из видоизмененных и переработанных элементов действительности. Поэтому необходимо обогащать и расширять опыт ребенка. Воображение у дошкольника беднее по сравнению с воображением взрослых. Однако, как показали психологические исследования (, , -Пашаева, , др.), воображение как познавательная способность приходит на помощь тогда, когда однозначный ответ на вопрос найти трудно. Детское воображение отличают яркое видение образа, способность к быстрому «вхождению» в образ.
С процессами восприятия и воображения тесно связано мышление человека. Психологи (, , и др.) подчеркивали, что для успешной изобразительной деятельности необходимо сформировать наглядно-образное мышление для создания неповторимых образов.
Огромное значение в характере процесса изображения и в качестве рисунка имеет отношение рисующего к изображаемому. Эмоциональное отношение обусловливает выразительность изображения. Любое произведение искусства тогда может быть воспитательно-ценным, когда оно заставляет ребенка внутренне встать на определенную позицию, начать «жить» в этой ситуации.
Характерной чертой изобразительной деятельности является её творческий характер. Г. Рид истолковывал детское творчество как выражение врожденных и подсознательных сил и, отвечая на вопрос «Что рисует ребенок?», дает ответ: «Ребенок рисует то, что чувствует».
Психологи рассматривают творчество как деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего мира — природного и социального. В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек — форма и способ его мышления, личностные качества. Творчество в широком смысле, по мнению , это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Новизна открытий и продукта субъективны и это первая важная особенность детского творчества. Процесс создания продукта для дошкольника при этом имеет едва ли не первостепенное значение. Его деятельность, как отмечала , отличается эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения результата. И это вторая особенность детского творчества.
В процессе рисования развиваются все виды памяти. Это помогает установить ассоциации между восприятием действительности и искусства, между различными видами искусства, между ранее воспринятым и настоящим. Образная память, по мнению , имеет особое значение в процессе изобразительной деятельности, обусловливая необходимый запас зрительных представлений у рисующего. Наряду с этим двигательная память является в рисовании необходимой предпосылкой для выработки прочного навыка автоматически подчинять движения руки, проводящей линии, глазу, определяющему направление, величинно-пространственные соотношения линий, из которых слагается графическое воспроизведение зрительного образа, сохраняемого образной памятью.
Одним их средств выразительности, общих в рисовании и аппликации, является цвет. Использование цвета и отражение отношения к своему произведению с помощью цвета исследовали многие педагоги и психологи.
Предмет физиологического цветоведения по В. Оствальду составляют: анатомия глаза, связанного с ним участка нервной системы и другие сложные вопросы. Психологическое цветоведение имеет своим предметом цвет, как ощущение. Особое удовольствие малышам доставляет рисование красками. При правильном руководстве этой деятельностью развивается чувство цвета, ребенок может выразить собственное эмоциональное состояние.
Активность детей в процессе выполнения работы проявляется, по мнению , в хорошем темпе, непрерывности её. Активность детей на занятиях заключается в том, что, выполняя задание воспитателя, они мобилизуют свое внимание, производят умственные операции, преодолевают затруднения, возникающие при освоении предлагаемого им материала, и в силу этого испытывают те или иные чувства. Указанные психические процессы являются основой всех видов художественной деятельности, и развитие их в одном виде деятельности будет положительно сказываться на других.
У детей младшего дошкольного возраста, как подчеркивала Н. Савельева, есть ряд особенностей в создании рисунка. Во-первых, дети все больше начинают интересоваться тем, что получилось, все чаще словами обозначают смысл нарисованных штрихов, линий, форм; во-вторых, происходит формирование художественно-образной основы деятельности, их замысел уже более устойчивый, преднамеренный. В целом детей дошкольного возраста можно разделить на две группы: тех, кто предпочитает рисовать отдельные предметы — «визуалисты» и тех, кто склонен к развертыванию сюжета, повествования — «коммуникаторы», у которых изображение сюжета в рисунке дополняется речью и приобретает игровой характер.
указывала, что процесс рисования в основном складывается из двух видов деятельности:
1. формирование зрительного представления и
2. его воспроизведения. Формирование зрительного представления может опираться на непосредственное видение в течение всего процесса изображения (в рисовании с натуры) и может опираться на прошлое восприятие, на ранее накопленный зрительный опыт (в рисовании по представлению). Рисование связано также с кинестетическими ощущениями, с мышечно-суставной работой руки, пальцев, держащих карандаш, проводящих линии. В процессе рисования развиваются смелость и точность движений руки и пальцев, способность к быстрой координации зрительно — двигательных ощущений. Развитие рисования понимается как спонтанный процесс постепенного развертывания изобразительных способностей, при этом выделяют стадии, которые с неизменной последовательностью сменяют друг друга.
Другой распространенный вид детской деятельности — аппликация. Аппликация, по мнению Л. Венгера, в чем-то беднее рисования, но это «обеднение» позволяет ребенку решать такие задачи, которые в рисовании были бы трудны из-за отсутствия технических навыков. Прежде всего, это композиционные задачи, связанные с размещением изображений на листе. На материале аппликации удобно формировать умение создавать ритмические композиции. Кроме орнаментальных композиций, Л. Венгер рекомендует использовать в аппликации и предметные композиции.
Процесс рисования форм может быть направлен на раскрытие образа. С этой целью используется прием «передвижной аппликации». Например, заранее вырезаются фигурки котят, для которых дети рисуют разноцветные клубочки. Дети в разных частях листа рисуют круговыми движениями клубки, протягивая от них к каждому котёнку нитку. В результате возник образ, он постепенно развивался, приобретал игровой характер.
Психологические основы интеграции искусства, художественной деятельности определяются Т. Комаровой исходя из того, какие психические процессы задействованы в создании образа у ребенка. Для эффективного осуществления интеграции необходимо развивать все психические процессы человека. Основой интеграции, применительно к предметам и содержанию эстетического направления, является образ, замысел, передаваемый в разных видах художественной деятельности. Т. Комарова предполагает, что развитие художественно-творческих способностей детей в одном виде деятельности может способствовать более успешному развитию другого вида художественной деятельности. Это определяется общностью основных психических процессов, на которых базируется любая художественная деятельность.
Огромное значение, с точки зрения задач искусства и всестороннего развития человека, имеет в живописи ее собственно живописная сторона, то есть цвет, свет, колорит, рисунок, ритм, композиция и все прочие элементы художественной формы. Будучи искусством зрения, живопись призвана развивать глаз, делать его глазом наблюдательным, умеющим подмечать характерное и важное в жизни, умеющим видеть в живописном облике жизненных явлений (форме, цвете и т. д.) их подлинную суть. Искусство развивает как мышление, эмоции, фантазию зрителя, так и его восприятие, формирует глаз, чувствующий красоту цвета и формы, объема и пространственных соотношений. При этом искусство развивает не одну какую-либо человеческую способность, а всю их совокупность. Оно многосторонне развивает человеческую личность, целостно формирует человека-творца, усиливает и укрепляет его жизненную активность.
Таким образом, искусство способствует всестороннему развитию ребенка, формированию творческой личности. Комплексные занятия помогают реализовать поставленные задачи воспитания и обучения. В основе этого вида занятий лежит идея синтеза искусств, взаимодействие различных «сторон» многообразной жизни.
Список используемой литературы:
1. Л. Венгер «…Вот и вышел человечек».// Дошкольное воспитание- 1991.- №7.- С 42.
2. Выготский и творчество в детском возрасте — М: Просвещение, 1991.
3. Григорьева деятельность дошкольников — М.: Academia, 1997.
4. Казакова и методика развития детского изобразительного творчества — М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.
5. Лабунская творчество детей — М, Просвещение, 1965.
6. Мухина деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта.- М: Педагогика, 1981.
7. астольная книга педагога-психолога детского образовательного учреждения — Ростов н/Д: Феникс, 2004.
8. Теплов и психофизиология индивидуальных различий — М, 2003.
Источник