Значение речи в социальном развитии ребенка

Значение речи в социальном развитии ребенка thumbnail

Овладение родным языком,
развитие речи является одним из самых
важных приобретений ребенка в дошкольном
детстве и рассматривается в современном
дошкольном воспитании как общая основа
воспитания и обучения детей (СНОСКА:
См.: Концепция дошкольного воспитания.
– М.,1989).

Развитие речи самым тесным
образом связано с развитием сознания,
познанием окружающего мира, развитием
личности в целом. Родной язык является
средством овладения знаниями, изучения
всех учебных дисциплин в школьном и
последующем образовании. На основе
длительного изучения процессов мышления
и речи Л. С. Выготский пришел к следующему
выводу: «Есть все фактические и
теоретические основания утверждать,
что не только интеллектуальное развитие
ребенка, но и формирование его характера,
эмоций и личности в целом находится в
непосредственной зависимости от речи»
(Выготский Л. С. Умственное развитие в
процессе обучения).

Исследования отечественных
психологов и психолингвистов доказали,
что овладение речью не просто что-то
добавляет к развитию ребенка, а
перестраивает всю его психику, всю
деятельность.

Чтобы показать роль овладения
языком и развития речи, необходимо
проанализировать функции, которые
выполняют язык и речь. Опираясь на
исследования психолингвистов, психологов,
педагогов, дадим краткую характеристику
этих функций. И. А. Зимняя, анализируя
язык и речь, условно выделяет три группы
функциональных характеристик языка (в
широком смысле). Это характеристики,
обеспечивающие: а) социальные, б)
интеллектуальные и в) личностные функции
человека (Зимняя И. А. Психология обучения
неродному языку. – М.: Русский язык,
1989. С.14-15.)

В первую группу входят
характеристики, согласно которым язык
– средство: 1) общения как формы социального
взаимодействия; 2) присвоения
общественно-исторического, социального
опыта, т.е. социализации; 3) приобщения
к культурным, историческим ценностям
(общеобразовательное значение языка).

Таким образом, здесь язык
выступает как средство социальной связи
и социального развития личности в
процессе общения с другими людьми.
Коммуникативная функция выступает
основной и генетически исходной функцией
речи.

Вторую группу составляют
характеристики языка, посредством
которых реализуются интеллектуальные
функции человека. Эти характеристики
определяют язык как средство: 4) номинации
(наименования) и индикации (обозначения)
действительности; 5) обобщения в процессе
формирования, расширения, дифференциации
и уточнения понятийного аппарата
человека; 6) опосредствования высших
психических функций человека; 7) развития
познавательных интересов; 8) удовлетворения
коммуникативной и познавательной
потребностей (форма существования и
выражения эмоционально-волевой сферы).

Здесь язык характеризуется
как орудие интеллектуальной деятельности
вообще, орудие формирования «языкового
сознания» человека, как решающий фактор
умственного развития человека.

Третью группу составляют
«личностные» характеристики языка.
Здесь он выступает в качестве средства:
9) осознания человеком собственного «Я»
и 10) рефлексии, самовыражения и
саморегуляции.

Данная группа характеристик
языка показывает его роль в самопознании
личности. В связи с этой группой
характеристик следует говорить о роли
языка в нравственном развитии детей.
Обучение родному языку помогает решать
задачи нравственного воспитания. Ребенок
усваивает через язык нормы морали,
нравственные оценки, которые при
правильном воспитании становятся
эталонами его собственного поведения,
отношения к окружающему миру, к людям,
к себе.

Представим специфику
проявления названных характеристик
при овладении родным языком в обобщенном
виде, в таблице.

Функциональные характеристики
родного языка

Группа
характеристик

Функциональные
характеристики родного языка

1.
Характеристики, отражающие социальные
функции человека

1. Средство
общения, форма социального взаимодействия

2. Средство присвоения
общественно-исторического опыта,
социализации личности
3. Средство
приобщения к культурным, историческим
ценностям (общеобразовательное
значение языка)

2.
Характеристики, посредством которых
реализуются интеллектуальные функции

4. Средство
соотнесения с предметной действительностью
через номинацию, индикацию
5. Средство
обобщения, формирования, дифференциации,
уточнения понятийного аппарата
6.
Средство опосредствования высших
психических функций человека
7.
Средство развития познавательного
интереса
8. Средство решения
коммуникативных, познавательных задач

3.
«Личностные» характеристики языка

9. Средство
осознания собственного «Я», рефлексия

10 Средство выражения себя
(самовыражения) и саморегуляции

В этих функциях язык выступает
с самого раннего возраста ребенка. Их
анализ позволяет увидеть роль родного
языка и речи в социальном, умственном,
нравственном развитии детей.

Наряду с общими элементами
общественно-исторического опыта в языке
есть элементы, присущие той или иной
национальной культуре. В этом смысле
А. А. Леонтьевым выделяется еще одна
функция языка – национально-культурная.
Она ярко охарактеризована и в работах
К. Д. Ушинского, показавшего национальные
особенности родного языка и его роль в
воспитании национального самосознания.

Язык является фундаментальным
основанием культуры в широком понимании.
«Присваивая» общественный опыт
предшествующих поколений людей, ребенок
овладевает языком как частью национальной
культуры.

В дошкольном возрасте дети
осваивают родной язык и в его эстетической
функции. Эстетическое воспитание в
процессе обучения родному языку – это
формирование эстетических чувств. В
словесной форме отражаются природа,
общество, личность человека, искусство.
Формируя речевые умения на родном языке,
мы одновременно воспитываем эстетическое
отношение к природе, человеку, обществу,
искусству. Сам родной язык как предмет
усвоения обладает чертами прекрасного,
способен вызывать эстетические
переживания. Воспитатель привлекает
внимание детей к образным средствам
выразительности, звучности и мелодичности,
уместности использования языковых
средств и тем самым закладывает основы
эстетического отношения к языку. Особое
значение для эстетического развития
имеют художественное слово, словесное
творчество и художественно-речевая
деятельность самих детей.

Вместе с тем, говоря о роли
языка и речи в развитии личности ребенка,
следует помнить предостережение А. Н.
Леонтьева, что «хотя языку принадлежит
огромная, действительно решающая роль,
однако язык не является демиургом
человеческого в человеке» (СНОСКА:
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики.
– М., 1981. – С378). Творцом человека выступает
конкретная предметно-практическая
деятельность, в процессе которой люди
взаимодействуют, вступают в различные
формы общения.

Читайте также:  Анализ проблем социального развития ребенка

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Характерно, что
речь ребенка гуманисты-просве­тители
рассматривали как обязательную часть
общего развития ребенка и как средство
его воспитания.

Умение ребенка
хорошо говорить Коменский и Руссо
относили к обязательной составной части
обще­го
воспитания ребенка. По мнению Коменского,
мы все в
детстве учимся «знать, действовать,
говорить». По­этому основные задачи
воспитания ребенка сводятся:

  1. к знанию им природы
    и общественных отношений;

  2. к умению действовать;

  3. к умению говорить.

Среди элементов
знаний, которыми ребенок дол­жен
овладеть в раннем детстве, знания родного
языка занимают, таким образом, одно из
важных мест.

Как составная
часть общего воспитания ребенка, развитие
его речи тесно связано с развитием его
по­знавательных и умственных
способностей. Развитие речи
и умственных способностей ребенка
неотделимы. Причем
речь значительно способствует развитию
ум­ственных способностей ребенка. «С
того времени, — писал Радищев, — как
ребенок начинает говорить, развержение
его умственных сил становится все
при­метнее». Особо тесную связь он
усматривал в разви­тии речи ребенка
с развитием его мышления и памяти. По
мнению Одоевского умственное развитие
ребенка начинается, когда он входит в
соприкосновение с ок­ружающим миром,
знакомится с ним в процессе лич­ного
опыта. Получаемые таким образом
первоначаль­ные знания дополняются
и расширяются посредством речи, а именно
разговоров с детьми.

Беспредельно
значение языка как источника знаний.
«Речь предназначена для того, чтобы
учиться», — писал Коменский.
Считая язык важнейшим средством
позна­ния,
Песталоцци относил его к «вспомогательной
силе человеческой
природы», предназначенной помочь
ребен­ку
плодотворно усвоить знания, приобретенные
путем чувственного
восприятия. Поэтому главную цель и
зна­чение
языка он видел в том, чтобы вести ребенка
от смутных чувственных восприятий к
четким понятиям.

При этом Песталоцци
отмечал, что «язык дает ре­бенку в
короткое мгновение то, что человек
получил от природы
за тысячелетия». Эту мысль прекрасно
развил впоследствии
Ушинский. Усматривая тесную связь меж­ду
языком и народом, который им владеет,
Ушинский находил,
что каждое новое поколение, овладевая
без осо­бого
труда родным языком, «усваивает в то же
время плоды
мысли и чувства тысячи предшествующих
поко­лений».
Поэтому ребенок, овладевая родным
языком, учится
не только условным звукам, но «пьет
духовную жизнь
и силу из родимой груди родного слова».
При этом ребенок
усваивает не только слова, их сложения
и видо­изменения,
но бесконечное множество мыслей, чувств,
художественных
образов, логику и философию языка.

И делает это легко
и скоро. В этом отношении он делает
столько, что не сможет и половины сделать
в 20 лет прилежного и методического
учения.

Оценивая роль
языка в развитии познавательных и
умственных способностей детей, Ушинский
с полным основанием
называет его в этом отношении «великим
народным педагогом», «наставником и
учителем».

Сказанное выше о
значении языка, о его роли в общем
развитии ребенка предполагает уже вывод
о том, какой
непоправимый вред могут иметь
несовершен­ства, недостатки, расстройства
речи для формирующе­гося человека.
Прямых указаний на это в работах
эн­циклопедистов-просветителей
мы не находим, но пред­полагать
такое заключение вполне правомерно.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Татьяна Коленкова
Роль родного языка и речи в развитии ребенка

Для того чтобы успешно существовать в социуме, человеку необходим важнейший навык — умение общаться с другими людьми. Часть информации при общении человек передает собеседнику при помощи жестов, мимики. Но львиная доля ее приходится на то уникальное умение, которое доступно на земле только человеку. Это умение — речь. Нормальное развитие детей непременно включает в себя овладение связной речью. Она не является для людей врожденным умением, и освоить ее малышу придется самостоятельно. Формируясь и непрерывно изменяясь на протяжении многих поколений, речь является одной из самых важных составляющих жизни человека. Перед маленьким ребенком стоит большая, важная задача — овладеть искусством правильно и понятно выражать свои мысли, усвоить все богатство и многообразие русского языка. И ребенок, как правило, успешно справляется с ее выполнением.

Основы пользования речью, ее развитие приходится на ранний период детства.  То есть в промежутке от 1 года и до 5-6 лет закладывается тот базис, на котором в дальнейшем ребенок будет строить всю свою жизнь в социуме.  Развитие речи — уникальное явление, напрямую связанное и с интеллектуальным развитием ребенка, и с его коммуникативными навыками. И, конечно, маленькому человеку в это период как никогда необходимы помощь и поддержка близких, нужен кто-то, кто сможет направлять его развитие и помогать в освоении богатого и разнообразного языкового материала, научит правильно обращаться с удивительным и сложным инструментом общения — речью.

Развитие связной речи у маленького человека — долгий и сложный процесс. Актуальность этой задачи для дошколенка сложно переоценить. С помощью речи ребенок познает окружающий мир, развивает коммуникативные навыки, ассоциативное мышление. С научной точки зрения этот процесс и его закономерности изучаются даже отдельной лингвистической дисциплиной — онтолингвистикой.

Свой первый опыт воспроизведения человеческой речи ребенок черпает из своего ближайшего окружения, слушая и запоминая речь взрослых, которую слышит вокруг себя. Особенности детской психологии предполагают подражательное поведение как одно из основных для маленького ребенка. Психологами и социологами установлено, что дети, проведшие первые несколько лет жизни в социальной изоляции, впоследствии так и не могут окончательно адаптироваться ни к языку, ни к жизни в обществе. Этот факт доказан на примере так называемых диких детей — детей, по каким-то причинам оказавшихся лишенными контакта с людьми в возрасте до 6 лет. Истории о таких детях, повторяющих судьбу героя сказки Киплинга, Маугли, периодически находят документальное подтверждение. Только, в отличие от Маугли, адаптироваться к нормальной жизни ребенок, в раннем возрасте оказавшийся изолированным от человеческого общества, не может. Такие дети с трудом осваивают основы человеческой речи и страдают серьезным отставанием в развитии.

Читайте также:  Влияние воды на развитие ребенка

Из этого можно сделать вывод, что ранний период развития речи — один из важнейших в общем развитии ребенка, и со стороны родителей этому процессу стоит уделять самое пристальное внимание. Овладение речью является для детей-дошкольников ключевым показателем их общего умственного развития.

Любая свободная минута: будь то дорога в детский сад или время приготовления пищи, поездка в автомобиле или время перед сном может стать уникальной возможностью провести несколько драгоценных часов с детьми по развитию их речи. Вот некоторые примеры игр и упражнений на развитие у детей речевого и слухового внимания, фонематического восприятия, обогащение словаря детей эмоциональной лексикой. Эти игры могут использоваться вами в повседневной жизни.

Все эти игры можно проводить с ребенком даже тогда, когда вы можете параллельно выполнять какое дело. Они не потребуют от вас много энергии и большой активности, но принесут огромную помощь ребенку.

Упражнение «Повтори»

Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по два, затем по три в названном порядке:

Мак – бак – так; Ток – тук – так; Бык – бак – бок; Дам – дом – дым;

Ком – дом – гном; Тыква – будка – буква; Моток – каток – поток.

Очень полезны упражнения, где детям дают задания: воспроизвести слоговые сочетания. Это могут быть сочетания типа:

Па – па – па; То – та – ту; Ты – та – то; Па – ба; По – бо; Пу – бу.

Упражнение «Скажи»

Предложить ребенку повторить предложение типа от лица ежика с различной интонацией (грусти, радости, Испуга, злости, удивления). Предложить повторить предложение типа «Мама пришла» с разными эмоциональными оттенками. Предложить составить небольшие рассказы с прилагательными, называющими различные эмоции.

Упражнение  «Я скажу, а ты продолжи»

Предложить ребенку закончить начатое вами предложение (с эмоциональными словами). Например: Радостный зайчик бежит по … (дорожке). Грустный ослик гуляет по (полянке).

Упражнение  «Скажи наоборот»

Хороший день – плохой день;

Невкусный обед – вкусный обед;

Неинтересный фильм — …

Солёный – сладкий

Чистый мальчик – грязный мальчик

Упражнение «Скажи ласково»

дом – домик; огурец – огурчик; вкусный – вкусненький; сухой – сухонький и другие.

Упражнение «Мама, папа, детёныш»

Это упражнение можно делать в постели с ребёнком. Ребенка мама говорит«Ты мой котёнок!» Малыш говорит: «ТЫ моя мама-кошка, а папа –кот». Мама: «Ты мой цыплёнок!» Ребёнок: «Ты моя мама курица, а папа – петух» и т. д.

Источник

Л.И. Божович утвердительно высказывается, что «только человек может стать личностью, животное же — никогда» [3, С. 312]. Самая существенная характеристика человека, как личности заключается в том, что он способен господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами, он способен сознательно управлять собой. Такую характеристику Л.И. Божович относит к развитой личности, но формирование личности начинается очень рано и продолжается всю жизнь. Она пишет, что ребенок встает на путь формирования личности, когда впервые начинает стремиться к тому, что лежит за пределами ситуации, в которой он находится и когда он, преодолевая сопротивление взрослых, начинает действовать под влиянием образов воображения [3].

При этом Н.А. Корниенко тоже делает акцент, что личностью можно назвать человека, достигнувшего достаточного уровня социальной зрелости, и следовательно маленького ребенка считать личностью еще нельзя.

Формирование личности ребенка совершается под воздействием социальных условий жизни и воспитания, а так же зависит от врожденных особенностей. Этот процесс имеет свою логику, этапы и закономерности. Л.С. Выготский ставит знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием. Таким образом, личность есть понятие социальное, оно охватывает природное, историческое в человеке и возникает в результате культурного развития. Л.С. Выготский выдвинул и обосновал положение, что в ходе психического развития первоначально существующие простейшие психические процессы и функции (восприятие, память, мышление, речь и пр.) вступая в сложное взаимодействие друг с другом, превращаются в качественно новые функциональные системы, специфические только для человека (речевое мышление, логическую память, категориальное восприятие и др.). Эти высшие психические функции находятся в постоянном динамическом развитии и по своему происхождению и внутреннему строению представляют собой особые межфункциональные системные образования [5].

В определенном возрастном периоде каждая из психических функций оказывает разное влияние на формирование личности. Формирование личности, по Л.С. Выготскому, происходит в рамках ее социализации, то есть усвоения продуктов накопленного социального опыта, к которому относится и речь. Речь здесь играет двойную роль. Во-первых, она сама является продуктом культуры и социального опыта, поскольку исторически сформировавшееся содержание человеческого опыта обращено в словесную форму, во-вторых, она участвует в процессе передачи и усвоения этого наследия [13].

В младенческом возрасте ребенок не владеет речью, но этот возраст характеризуется как время появления предпосылок к развитию многих качеств личности, проявляемых в общении с людьми. Общение выступает как необходимое условие и важный фактор существования и социализации ребенка как личности. Открыв в себе потребность в общении, ребенок проявляет в нем не только свою социальную сущность, но и свои индивидуальные особенности. Процесс формирования личности на первом году жизни протекает скрыто для внешнего наблюдения. Личностные качества в уже сформированном виде проявятся в более позднем возрасте. К таким свойствам можно отнести черты характера: доброта, отзывчивость, общительность, доверие к людям [8].

Читайте также:  Мюнхенская система развития ребенка до года

Л.С. Выготский в рукописи «Истории культурного развития нормального и ненормального ребенка» в 16 главе отмечает два важнейших момента, подготавливающих в первые годы жизни важнейшие изменения, которые лягут в основу всего дальнейшего культурного, а значит и личностного развития. Это приобретение речью ребенка социальных функций и выход за ее пределы естественной органологии через употребление орудий. Овладение речью приводит к перестройке всех особенностей детского мышления, памяти и других функций. Речь становится универсальным средством для воздействия на мир.

Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребенка. Это решающий момент в развитии личности ребенка. Социальная ситуация развития во многом отличается от предыдущей. Познавательная деятельность ребенка направлена не только на внешний мир, но и на самого себя. Начинается процесс самопознания. Ребенок узнает себя в зеркале, откликается на свое имя и активно использует местоимение «Я». В этом возрасте становление личности тесно связано с обретением ребенком речи. Благодаря речи существенно ускоряется процесс развития самосознания и его личности в целом. Л.И. Божович пишет: «Обобщенное знание о себе происходит вместе с появлением речи и благодаря ей» [3, С. 330]. Сначала дети узнают названия предметов внешнего мира, затем начинают соотносить свое имя с самим собой. Однако наличие такого соотнесения еще не означает, что в этот период уже закончился процесс выделения себя из мира предметов и осознание себя как субъекта. Л.И. Божович предполагает, что такое осознание приходит лишь вместе с появлением местоимения «Я». До этого для указания на самого себя дети долго пользуются собственным именем. Получается, что ребенок познает себя сначала как внешний предмет, а когда приходит к целостному представлению о себе, называет себя, как и другие предметы, по имени. Этот возраст совпадает с периодом, когда дети начинают интересоваться названием каждой вещи и быстро обогащают словарь. Лишь к концу второго года ребенок заменяет свое имя местоимением «Я» [3].

Но как пишет Р.С. Немов, судить о том, осознает себя ребенок как человека, отличного от других людей, или не осознает, нельзя только на основании того, пользуется или не пользуется он в своей активной речи местоимением «Я». Он считает, что большим основанием для подобных психологических выводов скорее служит то, что ребенок понимает, то есть его пассивная речь. Оценивать уровень речевого личностного развития ребенка в ранних возрастах необходимо выбирать из того, что он понимает.

В развитии речи имеется две стороны — понимание речи и сам процесс говорения. Они по-разному связаны с различными аспектами формирования личности ребенка. Понимание обеспечивает восприятие, дифференциацию требований и оценок поведения ребенка со стороны взрослых. Это дает возможность корректировать поведение. Через активное речевое общение с окружающими людьми ребенок получает основную информацию, необходимую для его личностного развития. В период от полутора до двух лет ребенком начинают усваиваться нормы поведения, например, необходимость быть аккуратным, послушным, сдерживать свою агрессию. Речь содержит в себе словесные поощрения и наказания, средства контроля и самоконтроля поведения. Она так же является носителем правил и норм, которым подчиняется ребенок. Чем больше развиты лексическая, семантическая, синтаксическая и другие стороны высказывания, адресуемые ребенку, тем точнее и тоньше способен ребенок различать оттенки и нюансы воспитательных воздействий.

Речь служит ребенку средством социального контакта, умение говорить позволяет ему самому в процессе диалога уточнять предъявляемые ему требования, получаемые со стороны взрослых оценки и самому влиять на поведение окружающих людей таким образом, чтобы оно как можно больше соответствовало потребностям его личностного развития. Примерно к полутора годам ребенок может осознавать собственные качества личности. Ребенок разговаривает сам с собой, благодарит себя и повторяет чужие указания, делает себе замечания или может обрушиться с упреками на младшего, на свою куклу, хвалить себя — «Я хороший». То есть речь он использует как средство воздействия на самого себя, как средство автостимуляции, порождая новую, более высокую форму поведения [5]. Двухлетний ребенок может подчинить поведение других людей своим требованиям, демонстрируя при этом свои волевые качества. Он начинает употреблять местоимения «мне», «ты» [4].

С усвоением речи качественно перестраивается, ускоряется процесс развития ребенка как личности. Поэтому не случайно, что именно на ранний возраст приходятся первые наиболее заметные изменения в психологии ребенка. Речи, как второй сигнальной системе, И.П. Павлов уделял внимание в понимании физиологических механизмов характера человека. Вторая сигнальная система — специфически человеческая система временных нервных связей в коре головного мозга на базе слова является высшим регулятором поведения человека, проявляющимся в сознательном волевом контроле, который связан с речевой деятельностью и мышлением человека [8].

В раннем и дошкольном возрасте идет непрерывный процесс формирования речи, которая одновременно включается не только в познавательное, но и в личностное и поведенческое развитие ребенка, качественно преобразуя и ускоряя его. В результате психические процессы становятся произвольными и складываются предпосылки для перехода ребенка на новый, более высокий уровень интеллектуального развития и более высокую форму поведения, связанные с образным и словесно-логическим мышлением.

Источник