Значение развития слова для ребенка
Оксана Боровикова
Формирование понимания значения слова у детей дошкольного возраста
Согласно современным представлениям, развиваемым в лингвистике, психологии, психолингвистике (А. П. Клименко, В. А. Ковшиков, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Слобин, Д. Грин и др., слово рассматривается как одна из основных единиц языка, имеющая сложное строение,где выделяются следующие составные части: предметная отнесенность, или денотативное значение, сигнификативное значение, коннотативный компонент. Лексические единицы входят в целую сеть разнообразных и пересекающихся структурно-системных отношений — в семантические поля. Как указывает Л. А. Новиков, в сочетании слов есть свои законы, определяемые системой языка, необходимо смысловое согласование между словами. Одной из важнейших характеристик лексической единицы является валентность, раскрывающая закономерности употребления слов в тексте. Нам важно знать значение слова, но не менее важным является и то, как оно употребляется в языке. Валентность рассматривается как способность слова вступать в синтаксические связи с другими элементами (С. Д. Кацнельсон).
Вместе с тем наличие в языке одних только слов само по себе не обеспечивает никакой коммуникации. Простое перечисление слов, с точки зрения слушающего, представляет собой бессмыслицу, в которой нет никаких связей (Б. А. Серебренников). Это дает основание утверждать, что главным условием осознания речи является понимание ее смысла, ее значения; а в языке, благодаря действию различных ассоциаций могут создаваться различные параллельные способы выражения мыслей. Метод ассоциаций является одним из самых распространенных способов оценки семантических полей (А. Р. Лурия, А. Н. Гвоздев, А. А. Леонтьев, Ю. Н. Караулов, В. Ф. Петренко, Е. Ю. Протасова, Н. В. Уфимцева).
С помощью самых разнообразных методик исследователи изучали значение слова, его реализацию в сочетании слова с другими словами в тексте (В. В. Виноградов, Ю. Д. Апресян, А. А. Леонтьев, Л. В. Сахарный, А. А. Брудный). Факт реализации значения одного слова, вызывающего в качестве реакции другое слово, вытекает, по мнению А. А. Леонтьева, из коммуникативной сущности языка. Этот факт положен в основу ассоциативного метода, выявляющего ориентировку на то или иное значение слова. Именно ассоциативный эксперимент выявляет понимание семантических отношений между словами.
В процессе развития словаря изменяется не только количественная, но и внутренняя содержательная сторона употребляемых ребенком лексических единиц. В исследования Л. С. Выготсткого, А. Р. Лурия показано, что детские слова постепенно приобретают статус полновесных словесных знаков (Выготский Л. С. Мышление и речь – с. 107). Л. С. Выготский рассматривал значение слова как динамический процесс, подчеркивая, что «значение слова развивается» (Выготсукий Л. С. Мышление и речь – с. 297). Исследователь обосновывал положение о развитии значения слова в двух аспектах: смысловом и системном. На каждом этапе развития ребенка слово, сохраняя одну и ту же предметную отнесенность, приобретает новую семантическую структуру (смысловой аспект, при этом меняется и обогащается система связей и обобщений, которые стоят за ним (системный аспект). В процессе онтогенеза происходит психологическое изменение значения слова, его системного значения (Выготский Л. С. Мышление и речь – с. 107). В процессе формирования лексики происходит и уточнение значения слова. Вначале значение слова полисемантично, расплывчато. Слово может обозначать и предмет, и действие, и признак, оно сопровождается интонацией, жестами, уточняющими его значение. Параллельно происходит развитие структуры значения слова. На первых стадиях знакомства со словом ребенок не может усвоить слово в его взрослом значении. Е. С. Кубрякова отмечала «феномен неполного овладения значением слова», т. к., по мнению исследователя, первоначально ребенок понимает слово как название класса предметов. В процессе развития значения слова у детей от 1 до 2,5 лет отмечаются явления сдвинутой референции или «растяжения» значений слов (Кубрякова Е. С. Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи – с. 14). По мере развития словаря «растяжение» значение слова сужается, т. к. общаясь со взрослыми дети усваивают новые слова, уточняя их значение и корректируя употребление старых.
Основной закон развития значений употребляемых ребенком слов заключается в обогащении их смыслом. Разграничение понятий «значение» и «смысл» введение Л. С. Выготскими разработано А. Н. Леонтьевым, А. А. Леонтьевым, А. Р. Лурия. Различают понятия «значение» и «смысл» слова, т. к. смысл – то содержание, которое слово получает в конкретной ситуации, актуализируя совокупность всех факторов, субъективно существующих в сознании человека. Значение же — устойчивая система обобщений, стоящая за словом, одинаковая для всех людей, носителей данного языка.
Изучено, что процесс овладения предметной отнесенностью слово активно происходит до трех лет и продолжается в дальнейшем. К пяти годам ребенок обобщает предметы по функциональному признаку, что находит отражение в семантической структуре слова с преобладанием в ней денотативных (функциональных) признаков. Пятилетние дети также пытаются осмыслить значение слова и дать ему этимологическое объяснение, понимают родовидовые, абстрактные отношения. (Выготский Л. М. Мышление и речь).
А. И. Смирницкий предлагает, что значение слова – это известное отображение предмета, явления или отношения в сознании, входящее в структуру слова в качестве так называемой внутренней его стороны по отношению к которой звучание слова выступает как материальная оболочка, необходимая не только для выражения значения и для сообщения его другим людям, но и для самого его возникновения, формирования, существования и развития.
Уфимцева А. А. говорит о необходимости подходить к слову как к неразрывному единству звуковой стороны и смыслового содержания, как к сложному тождеству его лексико-грамматических и лексико-фразеологических форм, выявляющихся в многообразных связях слов с другими элементами языковой структуры, и на основе этого выделяет три основных фактора, определяющие лексическое значение слова: 1) логико-предметное содержание слова; 2) своеобразие грамматических форм, при помощи которых это смысловое содержание фиксируется и воспроизводится; 3) соотношение данного слова со всей лексико-семантической системой языка, обязательным элементом которой оно является.
По мнению автора, смысловая структура слова представляет собой иерархическую систему, в которой степень самостоятельности и сфера общеупотребительности значений поставлены в зависимость от характера связи слова с обозначаемыми им “предметами” (прямые, переносные, а, следовательно, и со словами, составляющими его обычный семантический контекст (свободные и связанные значения) в системе языка, от роли и места, которое занимают эти далеко не однородные семантические элементы, значения полисемантического слова в системе языка.
Е. Г. Беляевская включает в лексическое значение слова: 1) указание на обозначаемый предмет, явление, процесс или признак; 2) указание на отношение к обозначаемому со стороны говорящего; 3) указание на общий тип коммуникативных ситуаций, в которых может использоваться данное наименование. В соответствии с этим, она выделяет следующие аспекты лексического значения: 1) вещественное содержание; 2) коннотативный аспект; 3)прагматический аспект.
Основу лексического значения слова, по мнению Е. Г. Беляевской, составляет его предметная соотнесенность – способность слова использовать для обозначения предметов и явлений объективной действительности, а также предметов или явлений, являющихся предметом мысли и мыслимых как существующие.
Значение слова имеет сложную структуру. В качестве основных компонентов значения слова выделяется следующие (по А. А. Леонтьеву, Н. Я. Уфимцевой и др.): денотативный, т. е. отражение в значении слова особенностей денотата; понятийный (лексико-семантический, отражающий формирование понятий, связи слов по семантике; коннотативный – отражение эмоционального отношения к слову; контекстуальный – обуславливает полисемантику слов. Определена последовательность овладения компонентами значения слова. Прежде всего, ребенок овладевает денотативным значением слова, т. е. устанавливает связь между конкретным предметом и обозначением. По мере развития мыслительных операций ребенком усваивается понятийный компонент значения слова. Постепенно дошкольник овладевает и контекстуальным значением (переносное значение, афоризмы). В основе усвоения значений слов лежит постоянно совершаемая ребенком работа по обобщению его опыта. По мнению Л. С. Выготсткого, развитие значения слова – это развитие понятий, каждому этапу развития психического отражения свойственны определенные уровни овладения семантикой слова. Л. С. Выготским и А. М.Шахнаровичем выделены 3 уровня обобщения: образ (представления, псевдопонятия (переходное явление от образа к понятию) и понятие (расчлененное отражение существенных признаков объекта) (Выготский Л. С. – 160). Значение слова развивается от конкретного к абстрактному, обобщенному.
Источник
Медведева Ольга
Значение речевого развития в обучении и воспитании детей дошкольного возраста
«Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка»
А. М. Горький
Учёные — лингвисты считают, что многие педагоги недооценивают устную речь, обращая основное внимание на письменную. Это невнимание к культуре устной речи, правилам произношения и ударения привело к тому, что большая часть нашего общества не умеет правильно и красиво говорить. На улице, в транспорте, даже в учреждениях мы часто слышим грубую речь с вульгарной интонацией, с множеством неправильных ударений и речевых ошибок.
Красивую мелодичную речь сейчас редко услышишь даже по радио и телевидению. Речь радио — и телеведущих уже не является эталоном, как раньше. В ней наблюдаются и нечёткое произношение, и невыразительное интонирование, и орфоэпические ошибки. Неслучайно учёные и общественные деятели нашей страны говорят о кризисе литературного языка в настоящее время, особенно в сфере устного.
Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей. Сила красноречия ценилась людьми с античных времен. Еще до нашей эры (V-IV века) наблюдался бурный расцвет ораторского искусства — это было время широкого подъема политической и экономической жизни Древней Греции, расцвета ее науки. Большой интерес (и в настоящее время он не исчез) представляют работы выдающегося мыслителя Аристотеля, который дает глубокий анализ языка, стиля, построения речи ораторов. Вспомним его знаменитое изречение: «Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели» [Аристотель, 1963, с. 21].
Большого расцвета ораторское искусство достигло в Римской республике. Речи Марка Туллия Цицерона до сих пор служат образцом страстности и убедительности.Как замечательно он говорил о выборе слова: «В отношении слов, употребляемых в собственном значении, достойная задача оратора заключается в том, чтобы избегать затасканных и приевшихся слов, а пользоваться избранными и яркими, в которых обнаруживаются известная полнота и звучность» [Цицерон, 1963, с. 45]. С падением Рима надолго приостановилось и развитие ораторского искусства.
Примерно такое же положение, когда риторика не требовала глубокого содержания и убежденности наблюдалось в XVII-XVIII веках и в России. Первые реформы русского языка связаны с именем М. В. Ломоносова. Он понимал роль развития речи для культуры людей, «которые красоту языка знают и наблюдают». Можно назвать много отечественных просветителей, которые боролись за чистоту родного языка. Это и Д. И. Фонвизин и автор учебников по риторике А. Ф. Мерзляков и профессор Царскосельского лицея Н. Ф. Кошанский. И, наконец, XIX век — период величайшего расцвета русской литературы и русского языка.
Это небольшое историческое вступление мне понадобилось для того, чтобы подчеркнуть значимость изучаемой проблемы.
Человеческое общество овладело средством общения давно, и у его лучших представителей затем возникла мысль о создании науки о языке, которая в наше время достигла подлинного расцвета. Однако она не могла возникнуть сразу и на пустом месте, а лишь опираясь на исследования крупных языковедов.
О проявлении у дошкольников большой чуткости к слову говорят многочисленные исследования и высказывания лингвистов, психологов, писателей и родителей (А. Н. Гвоздев, К. И. Чуковский, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, B.C.Мухина и другие).
Учёные – лингвисты и методисты в последние годы разработали новую концепцию преподавания русского языка, одним из пунктов которой является необходимость более полного и глубокого изучения в школе вопросов фонетики и орфоэпии, усиления внимания к культуре устной звучащей речи. Эта концепция легла в основу федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования. В соответствии с новыми требованиями дети должны не только знать характеристики звуков и производить фонетический разбор слов, но и правильно ставить словесные и логические ударения, чётко артикулировать звуки, выразительно интонировать фразы, критически оценивать свою и чужую речь с точки зрения призносительных норм.
Эти же задачи перед работниками детского сада ставит федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Воспитатели, должны проводить планомерную работу по развитию речи детей. Но чтобы сделать речь детей правильной, выразительной, эмоционально-богатой, не достаточно одних занятий. Взрослые, общаясь с детьми, должны постоянно следить за своей речью, говорить не торопясь, чётко произносить слова, соблюдать нормы литературного произношения. Если ребёнок будет постоянно слышать правильную речь, то и сам он, в конце концов, будет говорить правильно.
Поэтому совершенно недопустимо в общении с детьми использовать сленг, бранные выражения.
Известный психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти вперед развития и вести его за собой, т. е. обучение нужно начинать в период становления психических функций дошкольника. Таким периодом, по мнению многих лингвистов, психологов, педагогов, считается возраст 4-5 лет, который назвали периодом «языковой одарённости», особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Ребёнок не начнёт читать, не будет грамотным, если не научится слышать звуки родного языка. Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему языка не-обходимо уже в средней группе. Особо важное значение имеет чистое произношение звуков и слов в период обучения ребёнка грамоте, т. к. письменная речь формируется на основе устной речи. Если словарь и грамматический строй развиваются и совершенствуются и дальше, в процессе обучения детей в школе, то звукопроизношение формируется в основном в дошкольном возрасте. Поэтому воспитание чистого и правильного произношения всех звуков родного языка полностью должно быть закончено в детском саду.
В средней группе детского сада осуществляется развитие фонематического слуха детей и подготовка их к овладению звуковым анализом слова. В старших группах эта работа усложняется. Дети учатся анализировать звуковой состав слова, сравнивать звуки по их качественной характеристике, знакомятся со всеми буквами русского алфавита и т. д. Принимая все это во внимание, можно сказать, что в детском саду применяется метод опережающего обучения. Если дети овладеют всеми этими умениями в детском саду, в школе будут чувствовать себя комфортно, будут уверены в своих силах, полюбят свой родной язык, приобщатся к чтению русской классической литературы.
ЛИТЕРАТУРА
1. П. Я. Гальпери. Психология как объективная наука. Под ред. А. И. Подольского /вступ. Ст. А. И. Подольского – М., Издательство «Институт практической психологии»,Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.-480с.
2. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. — М., 1961 г.
3. Генинг М. Г., Герман Н. А. Воспитание у дошкольников правильной речи. — Чебоксары, 1976 г.
4. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986 г.
5. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада / Л. А. Вентер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская; Сост. Л. А. Венгер., О. М. Дьяченко. — М.: Просвещение, 1989. -127с.
6. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. (Под редакцией Рузской А. Г. — М.: Издательство «Институт практической психологии»,Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 – 384с.
7. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. Игры, упражнения со звучащим словом. — М., 1983 г.
8. Максаков А. И.Правильно ли говорит Ваш ребенок: Кн. для воспитателя детского сада. — 2-е изд., испр, — М.: Просвещение, 1988. — 159с.: ил.
9. Мухина B.C. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. — М.: Институт практической психологии, 1998.-488с.
10.Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым / под ред. М. И Лисиной; Науч. — исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук. -М.: Педагогика, 1985. -208 с., ил.
11. Развитие речи детей дошкольного возраста. /Под ред. Ф. А. Сохина — M.,1984г.
12. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / под ред. Н. Н. Поддьякова. — М.: Педагогика, 1980. — 216с.
13. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. — М., 1981 г.
14. Туманова Г. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М. ,1991 г.
15. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учись говорить правильно. — М. ,1973 г.
16. Ушакова О. Развивайте речь дошкольника // журнал дошкольное воспитание. 1992. №3-4, стр. 4.
17. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.-240 с.
18. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения — М., 1981г.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования-М.:Просвещение,2017г. 20. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. -М.:Просвещение,2017г.
Источник
Галина Хлабыстина
Развитие словаря детей дошкольного возраста
Аннотация. В статье рассмотрены задачи и содержание словарной работы, последовательность усвоения новых слов, приемов работы с дошкольниками над обогащением словаря.
Ключевые слова: пассивный словарь, активный словарь. словарная работа, задачи, содержание, приемы работы.
Обогащение лексического запаса является одним из существенных задач речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Работа над развитием речи детей, лексическим словарем начинается еще в детском саду. В дошкольной методике развития речи этот аспект представлен прежде всего в работах А. М. Богуш, Н. В. Гавриш, М. М. Кониной, О. И. Соловьевой, Е. И. Тихеевой, В. И. Яшинои и др.
На сегодняшний день принято выделять четыре основные задачи словарной работы:
— Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми новых слов, которые раньше не знали, а также новых значений слов. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названий предметов, их признаков и свойств, действий, процессов и т. п.).
— Во-вторых, закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете, они не всегда знают точное название предметов. Поэтому необходимо наполнение их конкретным содержанием.
— В-третьих, активизация словаря. Как известно, все усваиваемые словаделятся на две категории: пассивный словарь и активный словарь. В пассивный словарь входят слова, которые дошкольники знают, но не употребляют в своей речи. Активный словарь включает слова, которые дети усвоили и употребляют в своей устной речи.
— В-четвертых, устранение из речи детей нелитературных слов (диалектных, жаргонных, просторечных, пониженного значения). Это особенно необходимо в условиях неблагоприятной речевой среды. Дети часто даже не понимают, что эти слова портят и загрязняют их язык. Следовательно, необходимо объяснять и учить дошкольников употреблять соответствующие литературные слова.
Содержание словарной работы в дошкольном возрасте определяется тем, что сначала словарный запас ребенка должен обозначать элементы материальной, интеллектуальной и соционормативной культуры. С этой точки зрения в содержании словарной работы выделяют слова,обозначающие:
• бытовой словарь — названия частей тела, лица, названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, еды, помещений;
• природоведческий словарь — названия явлений неживой природы, растений, животных;
• обществоведческих словарь — родина, национальные праздники, труд людей и т. п. ;
• эмоционально-оценочная лексика — слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства, качественную оценку предметов, синонимы, фразеологические сочетания и т. п. ;
• слова, обозначающие время, пространство, количество.
В грамматическом отношении дети знакомятся со словами, которые относятся к самостоятельным и служебным частям речи (без введения терминов).
По мнению методистов, ребенок усваивает новое слово в определенной последовательности,а именно: а) ощущение отдельных свойств предмета; б) восприятия целостного образа; в) формирование представления о предмете, понятия; г) отражение понятия в слове [1, 162].
Дошкольники лучше усваивают значение нового слова путем показа натуральной предметной наглядности. Объяснение словапутем демонстрации необходимо осуществлять следующим образом:
а) показ натуральных предметов (волчок, шляпа, баклажан)
б) показ чучел, макетов, муляжей (тетерев, стриж, скворец)
в) показ рисунков, диапозитивов, слайдов (акула, окунь, рысь).
Дети пересматривают кинофильмы, посещают спектакли, смотрят передачи по телевидению, слушают радио, быстро запоминают новые слова, однако иногда недостаточно четко понимая их смысл. Педагог должен помочь разобраться в значении этих слов, перевести их в активный словарь ребенка. После введения новых слов их нужно закрепить. Е. И.Негневицкая рекомендует осуществлять закрепленные в определенной последовательности: узнавание слова, подбор его с наглядными подсказки, подбор слова без наглядной подсказки [2,63].
Закрепить новые слова можно в ходе игры. Например, игра «Запрещенные слова«.Дидактическая задача игры: учить детей произвольно и осознанно подбирать слова, подходящие по смыслу.Правило игры: составлять предложения, не используя «запрещенные слова«.Ход игры: детям предлагается ответить на вопрос педагога предложением, не используя «запрещенные слова«. Выигрывает тот, кто составит большее количество предложений.Вопросы педагога могут быть такими:
— Что делает котенок? (Запрещенные слова: играет, мяукает).Вариант ответа: Котенок умывается лапкой, пьет молоко, ластится.
Ведущим принципом введения новых слов является группировка их по темам. К каждой общей теме педагог составляет тематический словарь на весь период обучения. Это позволяет включать слова в активную разговорную речь, строить диалог по соответствующей теме, составлять рассказ.
К указанным форм работы можно добавить еще такие,как: объяснение слова путем использования контекста, введение новых слов в предложения, подбор синонимов, антонимов, употребление форм слова в разных словосочетаниях, упражнения на создание новых слов с помощью суффиксов и префиксов.
Большую роль в обогащении словаря детей играет речь родителей, окружения, в детском саду — воспитателя, а потому речь воспитателя должна быть не только правильной по построению, но и богатой, содержательной, разнообразной по своему словарному составу.
С целью формирования навыков самостоятельного употребления детьми слов с переносным значением методисты рекомендуют внедрять упражнения на замену прямого значения слов синонимичными словами или выражениями, имеющих переносное значение, а также упражнения на самостоятельное составление предложений со словами в переносном смысле. Такие упражнения воспитывают у детей внимательное отношение к слову, развивают языковое чутье.
Работа над изучением многозначности слов предусматривает: а) осознание того, что слово может иметь не одно, а несколько значений; б) точность употребления многозначных слов в речи.
С этой целью можно рекомендовать следующую работу:
— Объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте: ветер колышет травы шелковые; у нашей Тани шелковый платочек.
— Подбор близких по смыслу слов (синонимов) к каждому значению многозначного слова: острый перец — горький, жгучий;
— Подбор слов противоположных по значению (антонимов): радостное событие — печальное событие.
Среди приемов работы с дошкольниками над многозначными словамиметодисты называют эффективными следующие:
— построение предложения с многозначными словами;
— рисование по теме многозначного слова;
— нахождение многозначных слов в поговорках, загадках, пословицах и в литературных произведениях — сказках, рассказах;
— сочинение рассказов и сказок на тему многозначного слова [3, 21].
С целью расширения активного словаря детей педагог использует упражнения творческого характера,как: составить предложения, в которых определенное указанное слово было бы употреблено в разных значениях, описать предметы, названием которых является многозначное слово.
Таким образом, своевременное развитие словаря дошкольника — признак хорошо развитой речи, показатель высокого уровня умственного развития, один из важных факторов подготовки к обучению в школе.
Литература
1. Богуш А М. Обучение правильной речи в детском саду / А. М. Богуш. – К.: Рад. школа, 1990. — 212 c.
2. Негневицкая Е, Сохина Ф. Методика обучения русскому языку в национальном детском саду. / Негневицкая Е, Сохина Ф. — М.: Просвещение, 1995. — 144 c.
3. Струнина Е, Ушакова О. Семантический аспект в развитии речи старших дошкольников // Развитие речи и речевого обращения дошкольников. / Струнина Е, Ушакова О. — М., 1995.
Источник