Значение ранней коррекции в развитии ребенка

К числу первоочередных задач современной коррекционной педагогики и психологии относится создание оптимальных условий для ранней профилактики и коррекции нарушений в развитии ребенка с целью его более успешной социализации, а также реабилитация семей детей с инвалидностью и ОПФР. Систематическая ранняя педагогическая помощь ребенку в процессе коррекционной работы позволяет вывести на новый качественный уровень не только сам процесс развития ребенка, но и в значительной мере определяет прогресс интеграции в обществе лиц с различными диагнозами как равноправных его членов.

Значительным вкладом в осознание необходимости ран­ней коррекции стали зарубежные научные исследования по проблемам: социально-эмоционального развития мла­денцев; влияния раннего эмоционального опыта ребенка на его дальнейшее развитие; влияния личности матери на взаимоотношения с ребенком; развития младенцев у мате­рей с психическими расстройствами и т.д. Большую роль в поиске эффективных решений проблемы ранней коррек­ции сыграло переосмысление положений выдающегося пси­холога Л.C. Выготского о социальности развития младен­цев и об их отношениях со взрослыми, об использовании сензитивных периодов (периодов повышенной чувстви­тельности) для предупреждения социально обусловленно­го отставания и связанных с ним вторичных отклонений в развитии. Это позволило спроектировать и провести науч­ные эксперименты в области коррекционной педагогики и убедительно доказать эффективность комплексной коррек­ционной помощи на самых ранних этапах развития про­блемных детей. Примыкая к Л.С. Выготскому, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия описывают развитие как интегральное психофизическое освоение мира, которое осуществляется через деятельность.

На каждом этапе жизни человека среди многих других выполняемых им видов деятельности существует некоторая главная деятельность, опреде­ляющая возникновение и становление основных психических новообразований данного этапа. При этом первым этапом развития выступает этап жизни ребенка от рождения до 3 лет.

Основной тип деятельности ребенка на первом году жизни – непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми. Если оно своевременно не обеспечено, то все дальнейшее развитие ребенка идет медленно и ненормально. Комплекс оживления, который появляется при нормальном развитии к трем месяцам как первый специфический поведенческий акт ребенка, становится определяющим для всего последующего психического развития.

Основным видом деятельности ребенка в возрасте от года до трех лет является предметно-манипулятивная деятельность, которая играет исклю­чительно важную роль в психическом и социальном развитии ребенка. Манипулятивные действия появляются тогда, когда возникнут все не­обходимые для этого предпосылки: сосредоточение, слежение, ощупывание, прислушивание и т. п., а также регулируемые со стороны зрения ко­ординированные движения. При нормальном психофизическом развитии эти предпосылки возникают в первом полугодии жизни.

Говоря о новообразованиях, следует отметить, что все первое полугодие жизни ребенка проходит при формировании сенсорных систем, опережаю­щих развитие сферы мануальных движений.

Д. Б. Элькониным установлено, что на ранних этапах развития связь высших психических функций с их чувственной основой выступает особенно отчетливо, но при дальнейшем развитии эти чувственные компоненты свертываются, продолжая входить в них как составляющие.

У детей с тяжелыми нарушениями развития (например, интеллектуальная недостаточность) ранние виды деятельности грубо нарушены. В их развитии играют роль и соматические, и социальные компоненты. В частности, для раннего развития детей с ин­теллектуальной недостаточностью основополагающее значение имеет об­щение с близкими людьми, особенно с матерью, удовлетворение потребности ребенка в доброжелательном внимании взрослых. Отсутствие этого внимания со стороны родителей часто приводит к тому, что у ребенка с нарушениями интеллектуального развития не возникает достаточной мотивации к обще­нию, что в свою очередь весьма затрудняет овладение им речью.

Так как несоответствующее воспитание ребенка с диагнозом и педагогическая некомпетентность родителей при­водят к дальнейшим неблагоприятным количественным и качественным изменениям в развитии ребенка, то консультативная помощь родителям в раннем воспитании ребенка имеет огромное значение для его социального развития.

В соответствии с Концепцией реформирования специального образования, в различных учреждениях образования сегодня создаются условия для обучения и воспитания детей с нарушениями развития. Одним из таких уч­реждений является многофункциональный Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР). Однако, несмотря на наличие в таких центрах условий для обучения и воспитания детей с различными диагнозами, данная проблема остается актуальной, так как в настоящее время отсутствует разработанная методика раннего социального развития ряда категорий детей с диагнозами (например, тяжелой интеллектуальной недостаточностью).

Исходя из этого, исходными методологическими основаниями методики раннего социального воспитания ребенка с нарушениями развития выступают:

ü онтологический подход, основными принципами которого являются социализация, гуманизация, обусловленность развития личности мента­литетом различных общностей и социальных групп, учет обыденного повседневного сознания личности, подражание, общение;

ü аксиологический подход, основанный на признании этики, которая утверждает ценность жизни и право на образование всех людей, в том числе и детей с нарушениями развития. Такой подход основывается на признании самоценности достоинства человека, а не его полезности (Л.С. Выготский, А. Маслоу, К. Роджерс, О. Шпек и др.);

ü положения Л.С. Выготского об общности закономерностей психи­ческого развития нормального и аномального ребенка, о компенсации нарушенной функции, о соотношении интеллекта и аффекта в раз­витии умственно отсталого ребенка; теории культурно-исторического развития высших психических функций, «социального вывиха»; кон­цепция опосредованности развития личности средой обитания.

Основной целью раннего социального развития детей с различными диагнозами является качественное изменение их возможностей, связанных с жизнью в обществе, взаимодействием с другими людьми, что позволит подготовить ребенка к последующей интеграции в обществе.

Учитывая те значительные изменения, которые претерпевает детский организм в ранний период жизни, задачи социализации должны быть разными в зависимости от возраста ребенка. Так, основными задачами социального развития от рождения до года являются:

Ø развитие ориентировочных реакций и формирование взаимосвязи межанализаторных систем (зрительных, слуховых, тактильных, дви­гательных);

Ø развитие эмоциональных реакций и коммуникативных навыков.

Основной задачей социального развития в возрасте от года до трех лет является развитие предметно-манипулятивной деятельности, общения, которые играют исключительно важную роль в психическом и социальном развитии ребенка.

Цель и задачи социализации детей с нарушениями развития опираются на следующие принципы:

ü онтологический, отражающий потребность ребенка с нарушениями развития в обучении;

ü единства диагностики и коррекции, обеспечивающий целостность пе­дагогического процесса;

ü замещающего онтогенеза, предполагающего учет закономер-ностей нормативного развития, выявленного актуального уровня развития ребенка, последовательность и специфику прохождения ребенком эта­пов и сроков психомоторного, речевого и эмоционального развития;

ü ведущей деятельности, предполагающий первоочередную стимуляцию в ранний период эмоциональных, зрительно-ориентировочных, зри­тельно-слуховых реакций, предметно-манипулятивной деятельности, общения;

ü обходного пути, предполагающий опору на более сохранные психи­ческие функции;

ü единства аффекта и интеллекта, учитывающий, что образование долж­но быть эмоционально привлекательным и ориентированным на це­лостную человеческую душу, на познание, чувства и волю человека;

ü социально-адаптирующей направленности ранней социализации, пред­полагающий предупреждение проявлений социальной дезадаптации;

ü совместной деятельности и общения, предусматривающий обязательное включение родителей в процесс раннего обучения и их подготовку силами специалистов.

Эксперимент, проводящийся в ряде ЦКРО и Р, показал, что грамотно организованная ранняя коррекция помогает предупредить появление вто­ричных отклонений в развитии, обеспечить максималь­ную реализацию реабилитационного потенциала, а для значительной части детей обеспечить возможность вклю­чения в общий образовательный поток на более раннем этапе возрастного развития, исключив необходимость до­рогостоящего специального оборудования.

Следует обратить внимание на то, что никакие усилия специалистов в оказании помощи детям с нарушениями развития не будут эффективными, если они не поддержаны в семье, непонятны или не соответствуют потребностям семьи. Отсюда важным условием успешной коррекционной работы с маленькими детьми, имеющими нарушения в развитии, ста­новится разработка периодических и организационных условий включения родителей в индивидуальную коррекционно-педагогическую работу с отдельным ребенком. Су­ществует несколько подходов к коррекции семейной си­туации развития аномальных детей, выявлены наиболее важные аспекты профилактической работы с родителями проблемного ребенка, позволяющие предотвратить ряд вто­ричных отклонений в его развитии. Разработаны направ­ления и организационные формы работы специалистов с семьей, способствующие формированию у родителей поло­жительного отношения к малышу и обеспечивающие освое­ние эффективных и доступных форм взаимодействия с ре­бенком в бытовых, эмоциональных и игровых ситуациях.

Все сказанное выше позволяет заключить, что система ранней коррекции развития детей включает следующие компоненты:

ü максимально раннее выявление и диагностика на­рушения в развитии;

ü максимальное соотношение разрыва между момен­том обнаружения в развитии ребенка и началом це­ленаправленной коррекционной помощи;

ü снижение временных границ начала специального образования (до первых месяцев жизни ребенка);

ü обязательное включение родителей в коррекционный процесс на основе выявления положительных сторон семьи и активизации ее реабилитационного потенциала;

ü интенсивность ранней коррекции: чем активнее ве­дется коррекция, тем значительнее результаты раз­вития ребенка;

ü охват коррекцией различных сфер развития ре­бенка;

ü создание всех необходимых условий для развития ребенка.

В последние годы в системе специального образования РБ произошли определенные позитивные изменения. Заметно увеличилось количество Центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, приоритет­ным направлением в деятельности которых является своевременная коррекционно-педагогическая, социально-психологическая и реабилитационная помощь детям с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями развития начиная с рождения. Увеличилось количество учреждений, оказывающих раннюю помощь детям с фактором риска в развитии и явными психофизическими нарушениями, в системе здравоохранения. Определены пути взаимодействия Министерства образо­вания и Министерства здравоохранения в оказании ранней помощи детям с отклонениями в развитии.

Дата добавления: 2015-04-01; просмотров: 4159; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10977 — | 8196 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Значительным
вкладом в осознание необходимости
ранней
коррекции стали зарубежные научные
исследования [по проблемам:
социально-эмоционального развития
младенцев;
влияния раннего эмоционального опыта
ребенка на
его дальнейшее развитие; влияния
личности матери на
взаимоотношения с ребенком; развития
младенцев у матерей с психическими
расстройствами и т. д. Большую роль в
поиске эффективных решений проблемы
ранней коррек­ции
сыграло переосмысление положений
выдающегося пси­холога
Л.С.Выготскогоо
социальности развития младен­цев
и об их отношениях со взрослыми, об
использовании сензитивных
периодов (периодов повышенной
чувстви­тельности)
для предупреждения социально
обусловленно­го отставания и связанных
с ним вторичных отклонений в развитии.
Это позволило спроектировать и провести
науч­ные эксперименты в области
коррекционной педагогики и убедительно
доказать эффективность комплексной
коррек­ционной
помощи на самых ранних этапах развития
про­блемных
детей.

Эксперимент
показал, что грамотно организованная
ранняя
коррекция помогает предупредить
появление вторичных
отклонений в развитии, обеспечить
максималь­ную
реализацию реабилитационного потенциала,
а для
значительной части детей обеспечить
возможность вклю­чения
в общий образовательный поток на более
раннем этапе
возрастного развития, исключив
необходимость дорогостоящего
специального оборудования. Важным
условием успешной коррекционной работы
с маленькими
детьми, имеющими нарушения в развитии,
становится
разработка периодических и организационных
условий
включения родителей в индивидуальную
коррекционно-педагогическую
работу с отдельным ребенком. Существует
несколько подходов к коррекции семейной
ситуации
развития аномальных детей, выявлены
наиболее важ-

222

223

ные
аспекты профилактической работы с
родителями про­блемного
ребенка, позволяющие предотвратить
ряд вторич­ных
отклонений в его развитии. Разработаны
направления и
организационные формы работы специалистов
с семьей, способствующие
формированию у родителей положитель­ного
отношения к малышу и обеспечивающие
освоение эф­фективных
и доступных форм взаимодействия с
ребенком в бытовых,
эмоциональных и игровых ситуациях.

Ранняя коррекция
включает следующие моменты:

  1. максимально
    раннее выявление и диагностика
    на­
    рушения
    в развитии;

  2. максимальное
    соотношение разрыва между момен­
    том
    обнаружения в развитии ребенка и
    началом це­
    ленаправленной
    коррекционной помощи;

  3. снижение
    временных границ начала
    специального
    образования
    (до первых месяцев жизни ребенка);

  4. обязательное
    включение родителей в коррекцион-
    ный
    процесс на основе выявления
    положительных
    сторон
    семьи и активизации ее
    реабилитационного
    потенциала;

  5. интенсивность
    ранней коррекции: чем активнее ве­
    дется
    коррекция, тем значительнее результаты
    раз­
    вития
    ребенка;

  6. охват
    коррекцией различных сфер развития
    ребен­
    ка;

  7. создание
    всех необходимых условий для
    развития
    реоенка.

Во
всем мире введены специальные системы
и ор­ганизации
ранней помощи детям с нарушением в
развитии. В
России создана единая государственная
система ранней помощи детям с нарушением
слуха.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Согласно современным взглядам, ребенок с дизонтогенезом рассматривается как системно развивающийся индивидуум, имеющий свою субъективно выраженную направленность и формы внешнего и внутреннего реагирования на изменяющуюся социальную среду. При этом процесс продуктивного взаимодействия ребенка и взрослого – это динамический мотивообразующий процесс для обоих участников общения.

Значение ранней коррекции в формировании и развитии личности  ребенка с дизонтогенезом огромно. Коррекция в процессе воспитания не сводится лишь к технике исправления уже сложившихся отклонений в развитии, а одновременно с этим направлена на формирование качественно новых образований личности. Чем раньше будет начата коррекционная работа, тем с меньшими затруднениями будет идти двигательное, речевое и интеллектуальное развитие. Осознанию роли раннего вмешательства помогает гипотеза Никитиных НУВЭРС (необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей), тесно связанная с понятием «сензитивный период».

Грамотно организованная ранняя коррекция помогает предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала, а для значительной части детей обеспечить возможность включения в общий образовательный поток на более раннем этапе возрастного развития, исключив необходимость дорогостоящего специального оборудования.

 Оказание ранней комплексной помощи позволяет более эффективно компенсировать отклонения в психическом развитии ребенка группы риска, тем самым смягчить вторичные отклонения. В результате коррекции в раннем возрасте до 30% детей к 6 месяцам достигают показателей нормы, у 90% детей наблюдается стойкий положительный эффект. Это позволяет сократить число детей, которые по достижении школьного возраста будут нуждаться в специальном образовании в условиях специализированных учреждений. Своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможность «сгладить» имеющиеся недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем  самым полноценное развитие ребенка.

Ранняя коррекция включает следующие моменты:

1) максимально раннее выявление и диагностика нарушения в развитии; максимальное сокращение разрыва между моментом обнаружения отклонений в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционной помощи;

2) снижение временных границ начала специального образования (до первых месяцев жизни ребенка);

3) обязательное включение родителей в коррекционный процесс на основе выявления положительных сторон семьи и активизации ее реабилитационного потенциала;

4) интенсивность ранней коррекции: чем активнее ведется коррекция, тем значительнее результаты развития ребенка;

5) охват коррекцией различных сфер развития ребенка;

6) создание всех необходимых условий для развития ребенка.

Во многих странах мира получила широкое распространение система  педагогического патронажа детей раннего возраста. Это движение зародилось в 1970 году в США и получило название Потэдж (Potаge) в честь местечка в штате Висконсин, где впервые началось педагогическое обслуживание на дому детей в возрасте от рождения до 4-5 лет.

В основе системы педагогического патронажа лежит признание родителей ключевыми фигурами в  развитии собственных детей, вера в их потенциальные возможности быть наилучшими учителями для своего ребенка в раннем возрасте. Команда педагогического патронажа предлагает тщательно структурированную и в то же время гибкую систему помощи родителям в обучении детей. Квалифицированный педагог один раз в неделю посещает семью на дому,  составляет программу педагогической деятельности на 7 предстоящих  дней для данного ребенка, обучает родителей всем основным действиям, показывает, как организовывать наблюдения, фиксировать результаты в специально подготовленных и выданных им для этого печатных формах. Педагог также контролирует выполнение ранее предложенного плана работы, обеспечивает дидактическими пособиями и развивающими игрушками из лекотеки (игротеки) центра ранней помощи, организованной по принципу работы  библиотек. По всем направлениям развития ребенка созданы специальные каталоги из цветных фотографий имеющихся игрушек с кратким описанием их коррекционно-развивающего назначения. Дети из семей, взятых на учет, 1-2 раза в неделю могут посещать игровые площадки в самом центре. На каждого ребенка заводится индивидуальная карта развития,  в которой отражается уровень сформированности действий в различных областях: физическое развитие, социальное, координация «глаз-рука», игра, речь. В отдельных случаях предпринятая в рамках этой системы ранняя коррекция развития детей группы риска дает стопроцентный результат, во всех остальных отмечается значительный прогресс.

Источник