Значение раннего детства в развитии ребенка

Значение раннего детства в развитии ребенка thumbnail

Ранний возраст охватывает период от года до трех лет. Это период формирования всех свойственных человеку психофизических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития. Следует учитывать особенности, свойственные детям раннего возраста.

Особенности периода раннего детства:

1. Для физического и нервно-психического развития детей первых лет жизни характерен быстрый темп, а также скачкообразность и неравномерность развития: — интенсивно увеличивается рост и вес ребенка; — усиленно развиваются все функции организма; — к году ребенок овладевает ходьбой, на 2-ом и 3-ем г. совершенствуются основные движения; — ребенок делает большие успехи в овладении речью (к году – 10 – 12 слов, к 2 г. – 200 – 300 слов, к 3 г. – до 1500слов в активном словаре).

2. Еще одной особенностью раннего возраста является повышенная психическая и физическая ранимость организма, низкая сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей.

3. В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь между физическим и психическим развитием: крепкий, здоровый ребенок меньше подвержен заболеваниям, более вынослив, бодр и весел, что положительно сказывается на психическом развитии. Незначительные нарушения в состоянии здоровья приводят к ухудшению в самочувствии, что, в свою очередь, вызывает раздражительность, вялость, быстрое утомление, капризы. Все это в результате приводит к замедлению, ухудшению психического развития.

4. В раннем возрасте дети отличаются неустойчивостью эмоционального состояния и незавершенностью формирующихся умений и навыков. Эта особенность требует постоянного упражнения в тех или иных навыках, приучения ребенка посредством многократного повторения к правилам поведения.

5. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Это проявляется в неумении детей ждать, импульсивности и непосредственности. Формирующиеся умения и навыки требуют упражнения, иначе они быстро распадаются.

6. Одной из важнейших особенностей раннего возраста является высокая пластичность функций мозга и психики, т.е. всей нервной системы в целом. Условные рефлексы, лежащие в основе поведения ребенка, начинают образовываться с первых дней, они достаточно быстро формируются и становятся привычками, которые могут быть как хорошими, так и вредными (сосать палец, засыпать только при покачивании, бодрствовать на руках у взрослого и т.п.). Сравнительно легко закрепляясь, привычки с трудом поддаются изменению. Перевоспитание – дело сложное и вредное для нервной системы ребенка.

7. В раннем детстве проявляется высокая эмоциональность детей. Эмоции играют огромную роль в развитии ребенка. Дети искренне и глубоко переживают как положительные, так и отрицательные эмоции. Следует оберегать ранимую психику малышей от нежелательных слишком сильных (даже положительных) воздействий окружающей среды. Необходимо обеспечить организацию жизнедеятельности детей таким образом, чтобы поддерживать хорошее, уравновешенное настроение детей.

8. Еще одной особенность раннего возраста является индивидуальный темп развития личности ребенка. Дети раннего возраста требуют особого внимания и индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания.

9. У детей раннего возраста еще очень небольшой жизненный опыт, очень ограниченный круг представлений об окружающем мире, не сформированы умения и навыки. Без целенаправленного и планомерного воздействия со стороны взрослого невозможно полноценное развитие личности ребенка раннего возраста. Ведущая роль взрослого в развитии ребенка раннего возраста является важной особенностью в развитии детей раннего возраста.

Значение раннего детства в жизни человека трудно переоценить. Это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни.сей нервной системы в целом. яется высокая пластичность функция мозга и психики, т.е. збуждения преобладают над процессами торм

Источник

Второй год жизни
характеризуется тремя
основными приобретениями
:
дети начинают ходить, говорить, действовать
с предметами. Своеобразно протекает
формирование эмоциональной сферы. Речь
становится средством общения. Большое
значение имеет развитие способности к
подражанию. Благодаря этому увеличивается
активный словарь детей, они начинают
воспроизводить в игре действия, которые
видят. К концу года формируется
сюжетно-отобразительная игра. Развиваются
элементы наглядно-действенного мышления.
Проявляется отзывчивость на музыку и
художественное слово. Малыши усваивают
некоторые правила поведения, охотно
выполняют поручения взрослого, обращаются
к нему по своей инициативе. Дети становятся
самостоятельнее в самообслуживании,
что высвобождает больше времени для
игр. Появляются простейшие взаимоотношения
со сверстниками, интерес к их деятельности.
Появляются элементы совместной
деятельности.

Заметно снижается
темп Физического развития. Совершенствуется
нервная система, что отражается на
повышении работоспособности. Разная
длительность бодрствования в начале и
в конце года обусловливает различия в
режиме дня. Дети в возрасте от I года до
I года 6 мес. имеют 2 дневных сна, а после
I года 6 мес. — I.

Режимные процессы
занимают довольно много времени, поэтому
их следует максимально использовать
для развития малышей (для формирования
навыков самообслуживания, расширения
ориентировки в окружающем, развития
речи). Постепенно совершенствуется
ходьба, возникает бег, развивается
лазанье, метание. Важно создавать условия
для разнообразной двигательной активности
детей. Этому способствует правильное
оборудование групповых комнат. Нельзя
ограничивать двигательную активность
детей (усаживать их на стульчики или на
ковер и занимать рассказыванием, чтением,
показом игрушек).

Для детей этого
возраста характерны яркая эмоциональность,
непосредственность. Вместе с тем
настроение детей, их поведение
характеризуются неуравновешенностью,
особой импульсивностью. Бурная радость
легко сменяется плачем; возможно
проявление гнева, ревности. Это чаще
всего наблюдается у детей, избалованных
вниманием взрослых. Чувство радости у
малышей вызывают движения, игрушки,
появление животных. Но особое удовольствие
доставляет общение со взрослым, особенно
«деловое». Сотрудничество со
взрослым служит источником не только
положительных эмоций, но и развития
психики малыша. В условиях общественного
воспитания очень рано возникают контакты
между детьми: от интереса я сверстнику
как к объекту, к его внешности, поведению
до появления подражания ему, совместных
действий, игр с ним. В процессе общения
друг с другом они получают дополнительные
впечатления от окружающего, развивается
познавательная деятельность, способность
действовать по подражанию, проявляются
и развиваются инициативные действия.
Общение с другим ребенком стимулирует
проявление индивидуальных способностей,
помогает формированию адекватных
представлений о себе, налаживанию
совместных практических действий.
Взрослые должны помогать ребенку
вступать в контакт со сверстниками. Для
этого организуются ситуации «чистого
общения», «контактов взглядов»,
«эмоциональные игры». Взрослые
должны предупреждать конфликты между
детьми. Уровень детских взаимоотношений
зависит от уровня общего развития детей
и от уровня того вида деятельности, на
фоне которого они возникают. Нужно
стремиться к тому, чтобы доброжелательные
чувства, возникающие непроизвольно
между детьми, постепенно распространялись
и на совместную предметную деятельность.

В развитии
речи
детей
наблюдается диспропорция в темпах
развития понимания и активной речи. В
первом полугодии интенсивно развивается
понимание и медленно активная речь.
Формируется способность обобщения —
это мысленное выделение общего в
предметах и явлениях и основанное на
атом мысленное их объединение. Важно
наличие в группе одинаковых игрушек,
отличающихся по цвету, форме, величине,
материалу. В разговоре с ребенком
взрослые должны подчеркивать характерные
признаки предметов. Важно восприятие
предметов ребенком при помощи разных
анализаторов. Приемы: учить узнавать
называемый взрослым предмет среди
знакомил, среди незнакомых, близких по
одному признаку, сходных по многим
признакам. Развитие речи осуществляется
одновременно с расширением у детей
ориентировки в окружающем. В процессе
общения нужно обозначать словом все
то, что заинтересовало малыша, что
доступно его пониманию. Развитие
собственной речи происходит медленно.
К I году б мес. в активном словаре
насчитывается всего 20-30 слов. Речь детей
непохожа на речь взрослых, ее называют
автономной (облегченные слова). С
появлением собственной речи значительно
расширяются возможности общения, что
способствует обогащению словаря. К 3-м
годам в нем насчитывается до 300 слов.
Взрослый должен активизировать речь
детей: совершенствовать способность
малышей подражать звукам и словам, учить
детей отвечать на вопросы облегченными
словами и т.д.

Предметная
деятельность

— ведущая в этом возрасте не только
потому, что она преобладает в атом
возрасте, но и потому, что она имеет
исключительное значение для качественного
формирования психики. Дети осваивают
действия с предметами, развивается
глазомер, координация Движений.
Обогащается сенсорный опыт. Развивается
мышление и речь. Тренировка мелких
движений пальцев активизирует
функционирование речевой зоны мозга,
что влияет на развитие активной речи.
Развиваются сосредоточенное внимание,
самостоятельность, умение добиваться
определенного результата.

В самостоятельной
деятельности детей большее место
занимают предметные действия с игрушками,
отображающими близкие и понятны ребенку
образы людей, животных, предметы обихода.
Воспроизведение действий людей, знакомых
жизненных ситуаций составляет содержание
сюжетно-отобразительной
игры
.
Действия с игрушками начинает формироваться
в совместной деятельности со взрослыми
в 1-м полугодии 2-го года жизни. Элементарные
действия с одной игрушкой малыш повторяет
многократно. Позже наблюдается перенос
действий с опия-го предмета на другие.
Игрушки меняются, а само действие
остается. неизменным. Появляются действия
с игрушками, являющиеся отражением
отдельных моментов жизни ребенка и
окружающих его взрослых. Ребенок может
воспроизвести подряд несколько действий,
пока еще не связанных между собой. В них
отсутствует жизненная логика. Игра
носит процессуальный характер. 2-е
полугодие 2-го года жизни характеризуется
разлитием сюжетно-отобразительной
игры: появляются отдельные элементы
сюжета, однако дети еще не заботятся о
правильной последовательности действий.
Необходимо создание предметно-игровой
среды. Важен также комплексный метод
руководства играми детей: I) ознакомление
с окружающим при активной деятельности
детей; 2) использование обучающих игр,
активизирующих реальный опыт детей; 3)
организация игровой среды с использованием
игрушек, разных по степени обобщенности
образа (реальных, условных,
игрушек-заместителей); 4) активизирующее
общение взрослого с детьми в процессе
игры.

Своеобразие
обучения

в этом возрасте состоит в том, что
усвоение первых знаний и умений происходит
в практической деятельности детей при
непроизвольном внимании и запоминании,
под непосредственным руководством
взрослых. Обучение строиться на основе
наглядно-действенного метода обучения,
предполагающего организацию восприятия
детей на основе как можно большего числа
анализаторов, включения их активной
деятельности и речи. Этот метод базируется
на ведущих принципах дидактики:
использование наглядности в сочетании
со словом, принцип активности и посильной
самостоятельности. Важны и такие
принципы, как планомерность, повтор-кость,
эмоциональность. Занятия проводятся
по следующим разделам программы: развитие
речи, ознакомление е окружающим и
природой; сенсорное развитие, обучение
действиям с дидактическими игрушками,
стройматериалом, предметами-орудиями,
развитие движений, музыка. Занятия
проводятся по подгруппам.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #

    11.02.2016476.67 Кб71,2,5,6,7,8,11,13,14,17,18.doc

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Шишкина Александра
«Особый период детства — ранний возраст»

Особым периодом становления органов и систем и, прежде всего, функций мозга, является раннее детство. Многолетними исследованиями доказано, что функции коры головного мозга не только фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. С особой интенсивностью это происходит в первые три года жизни малыша, наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, которые обуславливают все дальнейшее развитие. Очень важно своевременно закладывать основы для развития ребенка.

Особое значение для охраны и укрепления здоровья ребенка имеет профилактическая оздоровительная работа, включающая соблюдение режима, питание, закаливание и т. д.

Профессор Н. М. Аксарина, одна из основателей ясельного дела, впервые определила весь комплекс особенностей раннего детства.

В чем они заключатся?

1. Для раннего возраста характерен быстрый темп развития организма. Ни в каком другом периоде детства не наблюдается такого быстрого увеличения массы и длины тела, развития всех функций мозга. Ребенок рождается беспомощным существом. Однако уже к 2 месяцам у него образуются условные рефлексы (привычки, на протяжении первого года жизни формируются реакции торможения. В это время активно развиваются сенсорика, движения, малыш овладевает речью.

Быстрый темп развития ребенка раннего возраста, в свою очередь, имеет ряд особенностей. Прежде всего – скачкообразность развития. При этом выделяются периоды медленного накопления, когда отмечается замедление в становлении некоторых функций организма, и чередующиеся с ними так называемые критические периоды (скачки, когда на протяжении короткого времени меняется облик ребенка. Это можно проследить на примере развития функции понимания речи ребенком второго года жизни. Так, в возрасте от 1 года до 1 года 3 месяцев наблюдается медленное накопление запаса понимаемых слов. В этот период малыш овладевает самостоятельной ходьбой, что расширяет для него возможность непосредственного общения с окружающим миром. С одной стороны, ходьба как бы на время задерживает проявление реакций, связанных с пониманием речи. С другой – именно ходьба способствует непосредственному общению детей с окружающими предметами (которые взрослый обозначает словом, помогает им установить прочную связь между предметом и словом, ведет к скачку в развитии понимания речи.

Критические периоды в развитии ребенка – 1 год, 2 года, 3 года, 6–7 лет, 12–13 лет. Именно в это время происходят резкие изменения, дающие новое качество в развитии детей: 1 год – овладение ходьбой; 2 года – формирование наглядно-действенного мышления, переломный период в развитии речи; 3 года – период, когда особенно ясно выступает связь между поведением и развитием ребенка со второй сигнальной системой, малыш осознает себя как личность; 6–7 лет – период школьной зрелости; 12–13 лет – пубертатный период, период полового созревания (Л. С. Выготский).

Скачкообразность отражает нормальный, закономерный процесс развития организма ребенка, и, наоборот, отсутствие скачков является следствием дефектов в развитии и воспитании детей. Поэтому так важно в период накопления ребенком опыта создавать оптимальные условия для своевременного созревания нового качества в развитии той или иной функции. Однако и критические периоды трудны для ребенка. Они могут сопровождаться снижением работоспособности малыша и другими функциональными расстройствами. В это время малыш особенно нуждается в хорошем уходе, в щадящем его нервную систему режиме.

Быстрый темп развития ребенка обусловлен быстрым установлением связей с окружающим миром и в то же время медленным закреплением реакций. Для детей раннего возраста характерна неустойчивость и незавершенность формирующихся умений и навыков. (Учитывая это, предусматриваются повторность в обучении, обеспечение связи между воздействиями окружающих ребенка взрослых и его самостоятельной деятельностью.)

Неравномерность в развитии ребенка раннего возраста определяется созреванием различных функций в определенные сроки. Наблюдая эту закономерность, Н. М. Щелованов и Н. М. Аксарина выявили периоды особой чувствительности малыша к определенным видам воздействия и наметили ведущие линии в его развитии. Они подчеркивали, что при воспитании детей особое внимание должно быть уделено формированию тех реакций, которые созревают впервые и которые не могут развиваться самостоятельно, без целенаправленных воздействий взрослого. Например, «комплекс оживления», появляющийся у малыша в 3 месяца, умение пользоваться несложными предложениями при общении со взрослым в 2 года, появление ролевых игр в 3 года.

В первые три года жизни ребенка отмечаются большая ранимость, лабильность его состояния, обусловленные быстрым темпом развития организма. Дети этого возраста легко заболевают, часто (даже от малозначительных причин) меняется их эмоциональное состояние, ребенок легко утомляется. Частая заболеваемость, а также повышенная возбудимость нервной системы особенно характерны для стрессовых состояний период адаптации при поступлении детей в ясли и др.).

Однако быстрый темп развития возможен только при большой пластичности организма, больших его компенсаторных возможностях. Особенно это касается функций мозга. В коре головного мозга ребенка много так называемого незанятого поля, поэтому путем специально направленных воздействий можно достигнуть очень высокого уровня развития малыша и более раннего формирования той или иной функции.

В основу обучения детей раннего возраста должно быть положено в первую очередь развитие таких способностей, как подражание, воспроизведение, умение смотреть и слушать, сравнивать, различать, сопоставлять, обобщать и др., которые будут необходимы в дальнейшем для приобретения определенных умений, знаний, жизненного опыта.

2. Существенной особенностью раннего детства являются взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически. Но даже незначительные нарушения в состоянии здоровья малыша влияют на его эмоциональную сферу. Течение болезни и выздоровление в большой степени связано с настроением ребенка, и если удается поддержать положительные эмоции, самочувствие его улучшается и выздоровление наступает быстро. Н. М. Щелованов установил, что развитие гипотрофии часто связано с дефицитом эмоций, неудовлетворением двигательной активности малыша. Выявлено, что нервно-психическое развитие, в частности функция речи, во многом зависит от факторов биологических: течения беременности, осложнений при родах матери, состояния здоровья малыша и др.

3. Для каждого здорового ребенка в первые три года жизни характерна высокая степень ориентировочных реакций на все окружающее. Эта возрастная особенность стимулирует так называемые сенсомоторные потребности. Доказано, что если дети ограничены в получении информации и переработке ее в соответствии с возрастными возможностями, темп их развития более замедленный. Поэтому важно, чтобы жизнь малышей была разнообразной, богатой впечатлениями.

Сенсорные потребности вызывают и высокую двигательную активность, а движение – естественное состояние малыша, способствующее его интеллектуальному развитию.

4. Особое значение в раннем детстве приобретают эмоции, так необходимые при проведении режимных процессов – при кормлении, бодрствовании ребенка, формировании его поведения и навыков, обеспечении всестороннего его развития. Раннее формирование положительных эмоций на основе установления социальных связей со взрослыми, а в дальнейшем со сверстниками – залог становления личности ребенка. Эмоциональная сфера оказывает большое влияние и на формирование познавательных способностей детей.

Интерес к окружающему в раннем детстве является непроизвольным и в значительной степени обусловлен социально. Заставить малыша смотреть или слушать невозможно, однако заинтересовать его можно многим, поэтому в обучении детей раннего возраста особую роль играют положительные эмоции. Часто, еще не понимая смысла обращенной к нему речи взрослого, дети реагируют на ее интонацию, эмоциональный настрой, легко их улавливают и заражаются таким же настроением. В этом и простота, и сложность воспитания детей раннего возраста.

5. В развитии детей раннего возраста ведущая роль принадлежит взрослому. Он обеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша. Общаясь с ним, несет тепло, ласку и информацию, которая необходима для развития ума и души ребенка. Доброжелательный тон, спокойное, ровное к нему отношение – залог уравновешенного состояния малыша.

Одним из условий, обеспечивающих нормальное развитие, хорошее самочувствие детей раннего возраста, является единство педагогических воздействий со стороны всех, кто участвует в их воспитании, особенно в семье, где нередко с ребенком занимаются несколько человек: мать, отец, бабушка и другие взрослые – и действия их в отношениях с малышом не всегда согласуются и не всегда постоянны. В этих случаях малыш не понимает, как он должен поступать, как действовать. Одни дети, легко возбудимые, перестают подчиняться требованиям взрослых, другие, более сильные, пытаются приспособиться, каждый раз меняя свое поведение, что является для них непосильной задачей. Так сами взрослые часто бывают причиной неуравновешенного поведения детей. Поэтому очень важно, чтобы не только в семье, но и в дошкольном учреждении требования были одинаково посильными для малышей, согласованными между родителями и воспитателями.

Принимая ребенка впервые в группу, воспитатель должен все о нем знать, получив сведения у врача, в беседе с родителями, в общении с ребенком еще до его прихода в дошкольное учреждение. В первые дни пребывания малыша в группе не следует резко нарушать то, к чему он привык дома, даже если эти привычки и не совсем правильны. Например, ребенок привык дома спать с пустышкой, и на первых порах отучать его не следует. Но воспитатель должен терпеливо объяснять родителям, что по возможности они должны постепенно готовить малыша к отвыканию: рассказывать, какие навыки, умения нужно формировать у детей дома, какими методами при этом пользоваться.

Дети раннего возраста внушаемы, им легко передается настроение окружающих. Повышенный, раздражительный тон, резкие переходы от ласки к холодности, крику отрицательно влияют на поведение малыша.

Очень важно в воспитании ребенка правильно пользоваться запретами. Нельзя разрешать малышу делать все, что он хочет. Как частые запреты, так и позволение делать все, что заблагорассудится, ребенку вредны. В одном случае у ребенка не формируются умения и навыки, необходимые для жизни, в другом малыш бывает вынужден себя специально сдерживать, что для него составляет большой труд. Как же поступать в общении с детьми раннего возраста? Прежде всего запреты, если в них есть необходимость, должны быть обоснованными, требования к их выполнению должны предъявляться спокойным голосом. Нельзя разрешать то, что раньше запрещалось, например всегда надо требовать, чтобы ребенок не садился есть с немытыми руками, не подходил к открытому окну, горящей плите, не брал вещи со стола воспитателя и т. п. Однако запретов должно быть гораздо меньше того, что ему позволено делать.

Предъявляемые требования должны быть посильными для выполнения детьми раннего возраста. Так, ребенку трудно длительное время не двигаться – сидеть или стоять, сохраняя одну и ту же позу, ждать, пока, например, дойдет до него очередь одеваться на прогулку.

С раннего возраста у детей формируют самостоятельность. Выполнение действий без помощи взрослого очень рано начинает доставлять малышу удовольствие. Едва научившись говорить, он обращается к взрослому со словами «Я сам». Эту потребность малыша в проявлении активности, самоутверждении следует, насколько возможно, всячески поддерживать. В игре часто дети сами пытаются преодолеть какие-то трудности, и не надо стремиться тотчас же им помогать. Пусть ребенок пытается самостоятельно выполнить действие. Это одно из условий формирования умений и хорошего настроения малыша.

Часто причиной неуравновешенного поведения ребенка является нарушение его деятельности. В раннем возрасте малыш не может быстро, произвольно переключаться с одного вида деятельности на другой, и поэтому резкий срыв, требование немедленно прекратить, например, игру и заняться чем-то другим ему непосильно, вызывает резкий протест. И наоборот, если взрослый делает это постепенно – вначале предлагает закончить игру, положить игрушки на место, затем дает установку на новый вид деятельности: «Сейчас пойдем умываться, мыло душистое. А на обед вкусные оладушки. Ты мне поможешь поставить тарелки на стол?» – ребенок охотно подчиняется.

В воспитании следует учитывать индивидуальные особенности ребенка. У детей с разным типом нервной деятельности предел работоспособности неодинаков: одни утомляются быстрее, им чаще требуется смена во время игры спокойных и подвижных игр, более раннее укладывание спать, чем другим. Есть дети, которые сами вступают в контакт с окружающими, требуют, чтобы их вызывали на такие контакты, чаще поддерживали их положительное эмоциональное состояние. Засыпают дети также не одинаково: одни медленно, беспокойно, просят, чтобы с ними рядом побыл воспитатель; к другим сон приходит быстро, и они не нуждаются в особых воздействиях. Во время игры одни малыши легко выполняют задания взрослого (поэтому важно, чтобы задание было достаточно трудным, решалось ребенком самостоятельно). Другие ждут помощи, поддержки, поощрения. Знание индивидуальных особенностей ребенка не только помогает воспитателю найти нужный подход, но и способствует формированию определенных черт личности подрастающего человека.

Часто причиной неуравновешенного поведения детей бывает неправильная организация деятельности: когда не удовлетворяется двигательная активность, ребенок не получает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении со взрослыми. Срывы в поведении могут происходить и в результате того, что своевременно не удовлетворены органические потребности, – неудобства в одежде, опрелости, ребенок голоден, не выспался. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов – сна, кормления, отправления гигиенических потребностей, своевременная организация самостоятельной деятельности ребенка, занятий, осуществление правильных воспитательных подходов являются залогом формирования правильного поведения ребенка, создания у него уравновешенного настроения.

Особенностям периода раннего детства соответствуют задачи и средства воспитания ребенка, они включают физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание.

Задачи физического воспитания: охрана здоровья детей, их движений, полноценное физическое развитие; привитие культурно-гигиенических навыков.

Основные средства физического воспитания: обеспечение санитарно-гигиенического ухода, проведение закаливающих мероприятий – широкое пользование воздухом, солнцем, водой; рациональное вскармливание и питание; организация массажа и гимнастики; организация режима дня; методически правильное проведение всех режимных процессов (кормление, сон, бодрствование); обеспечение двигательной активности ребенка (простор для движений, наличие в детских учреждениях специальных пособий).

Задачи умственного воспитания: формирование действия с предметами; сенсорное развитие; развитие речи; развитие игровой и других видов деятельности; формирование основных психических процессов (внимание, память, развитие наглядно-действенного мышления, эмоциональное развитие, формирование первичных представлений и понятий об окружающем мире, развитие умственных способностей (умения сравнивать, различать, обобщать, устанавливать причинную зависимость между отдельными явлениями); формирование познавательных потребностей (потребность в получении информации, активность на занятиях, самостоятельность в познании окружающего мира).

Основные средства умственного воспитания: эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком во время собственной деятельности малыша; специальное обучение, которое осуществляет воспитатель на занятиях; самостоятельная практика самого ребенка в быту, играх, общении.

Основные виды деятельности в раннем возрасте – общение со взрослым, а также развитие действий с предметами. Для своевременного их развития необходимо создавать оптимальные условия.

Задачи нравственного воспитания: формирование положительных взаимоотношений со взрослыми (умения спокойно выполнять их требования, проявлять привязанность и любовь к родителям, членам семьи, воспитателям, желание оказывать другому помощь, проявлять ласковое отношение, сочувствие); воспитание положительных черт личности (доброта, отзывчивость, дружелюбие, инициатива, находчивость, умения преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца); воспитание дружеских взаимоотношений между детьми (умения играть рядом, не мешая другим детям, делиться игрушками, проявлять сочувствие, оказывать помощь при затруднениях и др.); воспитание положительных привычек (умения здороваться, благодарить, убирать на место игрушки и др.); обучение начальным формам трудовой деятельности (все формы самообслуживания, посильная помощь младшим и взрослым, например вместе со взрослыми полить цветы, принести к обеду салфетки, почистить дорожки на участке и др.).

Средства нравственного воспитания: образцы поведения взрослых, одобрение хороших поступков, обучение детей положительным поступкам; организация специальных соответствующих ситуаций, чтение книг.

Для полноценного и гармоничного развития детей важно с раннего возраста воспитывать у них любовь к красивому в окружающей обстановке, природе, быту, т. е. формировать эстетические чувства.

Задачи эстетического воспитания: воспитание умения замечать красивое в природе, окружающей действительности, поступках людей, одежде, развитие творческих способностей (музыкальный слух, изобразительная деятельность).

Средства эстетического воспитания: ознакомление с природой, музыкой, обучение пению, рисованию, лепке, чтение народных потешек, стихотворений, сказок.

Все перечисленные задачи решаются совместными усилиями дошкольного учреждения и семьи. Правильная организация жизни детей в условиях коллектива позволяет матери успешно трудиться, а ребенку – гармонично развиваться под руководством специалистов (педиатры, воспитатели, музыкальные работники).

Источник