Значение работы с тканью для развития личности ребенка

Значение работы с тканью для развития личности ребенка thumbnail

Наталья Семёнова
Значение ручного труда для формирования личности ребёнка

Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Формирование личности ребёнка невозможно без трудового воспитания.

Трудовое воспитание детей осуществляется на занятиях и в других формах воспитательно-образовательного процесса. Разнообразные виды труданеодинаковы по своим педагогическим возможностям: значение их меняется на том или ином возрастном этапе. В старшей и подготовительной группах основную роль играет ручной труд с элементами творчества.

Проблема творчества – одна из основных в психологии личности. Что касается детей, то можно сказать, что проявление творчества дошкольников определяется характером выполнения предлагаемых им мыслительных заданий. Важно чтобы дети могли высвободить свою творческую энергию.

Труддолжен приносить детям радость: важно чтобы, они все дела выполняли с увлечением. Рукоделие — является одним из старейших в прикладной трудовой деятельности человека. Дети с раннего возраста имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость различных рукодельных работ.

Бисерное рукоделие, как и любой вид художественного творчества, постоянно развивается. Появляются более совершенные и сложные приемы изготовления изделий из бисера, новые оригинальные изделия. В наши дни в магазинах встречается огромное количество бусин, поражающих своей оригинальной формой, цветом и окрасом. Техники, которые применялись на протяжении многих лет, выглядят более интересно, современно.

«Бисероплетение» — это вид рукоделия,с помощью которого можно решать следующие задачи:

• прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, прививать основы культуры труда.

• развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности, формировать эстетический и художественный вкус.

Развитие творческого воображения детей идет на основе:

• мотивации к изучению видов декоративно – прикладного искусства на основе бисероплетения;

• активации детей в творчестве.

Занятия рукоделием привлекают детей результатами труда. Кто откажется «поселить» у себя на полке забавных малюток? И самое главное, что такие прекрасные игрушки может изготовить каждый. Так появляются неуклюжий, делающий свой первый шаг цыплёнок, очаровательный заяц или экзотический какаду. Из бисера можно смастерить целое семейство животных. Забавный зверёк или цветок станет отличным подарком, он может превратиться в талисман или брелок. Сколько радости получают дошкольники, когда они своими руками сделают изделие из бисера! В нашей группе занятия по «бисероплетению» были задуманы как кружковая работа, которая даёт большие возможности для расширения кругозора дошкольников. Но так, как все дети изъявили желание заняться этим видом рукоделия, было решено проводить дополнительно занятие по ручному труду один раз в месяц со всеми детьми. На вводном занятии были продемонстрированы изделия из бисера, дети узнали немного из истории развития бисероплетения, обсуждены современные направления. Дошкольники познакомились с инструментами и материалами, необходимыми для работы, организацией рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы, правила техники безопасности являются важными условиями во время занятия.

В процессе занятий у детей развиваются внимание, наблюдательность, воображение, фантазия, творчество. В каждом задании, на каждом занятии детям даётся возможность пофантазировать, поощряется привнесение в работе собственных образов. Практические работы по бисероплетению развивают глазомер, мелкую моторику рук, что является важнейшим элементом общетрудовой подготовки. Выполняя полезные и нужные изделия, дети заметно совершенствуют умения и навыки при работе с бисером.

Дошкольникам интересно плести сувениры, цветы, животных с применением проволоки. Поэтому основные темы наших занятий – это плетение плоских и объёмных изделий на проволоке. На занятиях по бисероплетению продуктивно решается проблема дифференцированного подхода к каждому ребёнку. Содержание, формы, методические приёмы работы, все технологии сориентированы и учитывают особенности, возможности ребёнка группы, степень развитости каждого ребёнка. Согласно этому подбирается техника бисероплетения, которая должна быть вариативной по степени сложности. Вариативность техник по степени сложности необходима в проведении многоструктурных занятий, где каждому ребёнку предлагается несколько заданий, которые по мере их качественного выполнения постепенно усложняются. Многообразие необходимо для занятий, где участвуют все дети, имеющие разные интеллектуальные и другие возможности. Если ребёнок самостоятельно не может выполнить первое задание, т. е. оно оказывается слишком сложным, благодаря вариативности материала тут же заменяем его более простым и доступным. Вариативный материал способствует реализации принципа развивающего обучения, когда первое задание ребёнок выполняет вместе с педагогом, после чего, освоив способ или правило действия, новое задание уже стремится выполнить самостоятельно. В группе уже есть дети, которые освоили технику и на занятиях помогают прочитать схему другим детям или подскажут им способ действия. А так, как дошкольный возраст – первый этап в формировании у детей чувства коллективизма, появляется возможность успешного воспитания коллективных взаимоотношений.

Читайте также:  Значение конструирования в полноценном развитии ребенка

Уже стало традицией и доставляет детям большое удовольствие изготовление подарков для родителей, друзей, знакомых и к различным праздникам. Чтобы сделать процесс более интересным и разнообразным для детей, было решено два раза в год организовывать творческую паузу. Первая творческая пауза прошла в декабре. В это время провели выставку для всех воспитанников ДОУ и для родителей. На выставке были представлены работы детей сделанные, как в ДОУ, так и дома. Дети и родители занимаются подборкой интересующей литературы по этому виду рукоделия. Совместно с детьми выбираем схемы будущих изделий.

Плоских и объёмных зверушек из бисера обожают не только дети, но взрослые. Родители вместе с детьми увлеклись «бисероплетением», что помогает привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, помочь им стать своему ребёнку настоящим другом. В течении года запланированы ряд занятий для родителей совместно с детьми, так как успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребёнка.

Из всего выше изложенного можно сделать вывод: систематическая работа с родителями, единство педагогических воздействий на ребёнка ДОУ и семьи позволяет добиваться хороших результатов в трудовом воспитании ребёнка, в развитии его творческих способностей и формировании личности.

Значение ручного труда для формирования личности ребёнка

Источник

                ГБОУ   ЦПМСС  НОВО   ПЕРЕДЕЛКИНО

       Выступление на методическом обьединении

     Тема:  «Значение работы с разными материалами для развития      личности ребенка».

                                                   воспитатель Ваганова О.П.

                                       Москва 2015

        Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе в работе с разными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, бумаги и природного материала. Техника работы с бумагой может быть различной: обрывная и вырезная аппликация, техника мозаики, поделки в технике «оригами», создание различных объемов, используя технику «бумагопластики». Дошкольники могут конструировать поделки из природного материала и бросового материала, работать с тканью.

Использовать данный вид техники для развития ребенка предлагали многие педагоги прошлого и настоящего: Я.А. Коменский, Д. Локк, Ф. Фребель, Е.Н. Водовозова, Л.К Шлягер и многие другие.

   В процессе работы с тканью, бумагой, природным материалом дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, « вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и очень часто бездарному измышлению, каким является большинство наиболее употребительных учебных наглядных пособий.

Читайте также:  Развитие творчество в жизни ребенка

  Дошкольники учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавая поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок и т д.

  Создание поделок доставляют детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо отметить тот факт, что дошкольники бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

   Работа с разными материалами позволяет педагогам развивать трудовые умения и навыки: пользования клеем и кисточкой, приемом соединения деталей и поделок, создания выразительного образа в разных техниках. « Источники творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

   Создание поделки помогает развитию воображения детей, то есть способность увидеть в шишке, листе бумаги, ракушке необыкновенный образ.

  Различные виды продуктивной деятельности, в частности, работа с разными материалами влияет на развитие способностей к творческой деятельности. Способности развиваются именно в той деятельности, для которой они предназначены. Использование интегрированных занятий создает возможность творческого осмысления и наиболее полного отражения темы, используя для этого средства выразительности, специфичные для того или иного вида художественной деятельности, и обеспечивая глубокое эмоциональное переживание ребенком образов, созданных в музыке, литературе, игре и т д.

                       Основные задачи программы.

    Цель данных занятий — развитие творчества дошкольников, в процессе создания образов используя различные материалы и техники, развитие мелкой моторики.

   Задачи

 — развитие эстетического восприятия художественного вкуса;

— развитие у дошкольников воображения, умения видеть необычное     в обычных предметах;

—  развитие художественно- творческих способностей и творчества ребенка;

— обучение детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного материала;

— создание детьми атрибутов для сюжетно-ролевых игр и дидактических игр .

                                              Средняя группа

Задачи

1. Обучение детей основным приемам вырезывание из бумаги ( резать одним и несколькими движениями ножниц, разрезать четырехугольник по диагонали, делать косые срезы, вырезать округлые формы из квадрата и прямоугольника);

2. Ознакомление дошкольников с техникой «оригами»;

3. Оформление созданного изображения более мелкими характерными деталями, чтобы сделать образ более выразительным;

4. Обучение подбору цветов бумаги, сочетающихся между собой;

5. Ознакомление дошкольников с различными природными материалами и формирование них умения видеть в листьях, шишках, веточках сходства с формой некоторых предметов и их частей, учить их простейшим соединениям деталей между собой ( приклеивание более мелких деталей для украшения, соединение деталей с помощью пластилина)

                                     Старшая группа

Задачи

1.  Закрепление приемов вырезания, полученных в средней группе, и обучение приемам вырезывание предметов из листа, сложенного вдвое и гармошкой;

2. Продолжая знакомить детей с основными приемами техники « оригами» (базовые формы «треугольник», «квадрат-основа», « водяная бомбочка»;

3. способность развитию конструктивных умений;

4. обучение дошкольников различным приемам соединения деталей из природного материала, пользуясь сначала пластилином, а затем клеем, соединяя чешуйки за чешуйки или вклеивая бересту между половинками ореха и т д.

5. Ознакомление детей с различными тканями и обучение созданию аппликации из них, используя знакомые детям приемы вырезывания из бумаги;

Читайте также:  Особенности развития ребенка в старшем дошкольном возрасте

6. Формирование художественного вкуса и умение  подбирать красивые сочетания бумаги, ткани, листьев;

7. Поощрение желания выполнять задание по-своему, дополняя выразительными деталями.

                            Подготовительная группа

Задачи

1. Обучение дошкольников использованию различных приемов вырезывания для создания более выразительного образа, ознакомление детей с приемами силуэтного вырезывания и техникой мозаики;

2. Создание разнообразных поделок в технике « оригами» на основе известных детям приемов складывания;

3. Обучение созданию выразительных образов и формирование художественного вкуса;

4. Развитие художественно-творческих способностей и детского творчества.

                         Организация работы с детьми.

  Начиная работу по обучению дошкольников созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.

 Целесообразно перед обучением детей работе с природным материалом, тканью или бумагой провести занятие по ознакомлению со свойствами этих материалов и предложить дошкольникам в одной из частей занятий составить узор из засушенных листьев, кусочков ткани или бумаги.

  При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать показ способов работы. На первых занятиях воспитатель организует полный показ с подробным объяснением своих действий. Но по мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными техниками можно использовать и поэлементный показ.

   Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна для них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях  художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников, что отмечается целым рядом ученых, занимающихся проблемой формирования детского изобразительного творчества.

  Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.

  Предлагаемые тематические циклы дают возможность создавать с детьми в разных материалах общие композиции, позволяющие использовать их в оформлении группы, дошкольного учреждения, дает возможность объединять дошкольников  в группы для проведения коллективных работ.

  Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции. Многими исследователями доказано положительное влияние коллективных работ на  нравственно- эстетическое развитие ребенка. Они позволяют воспитать у ребенка умение согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях, добиваться красочной композиции. Коллективно выполненная композиция всегда полнее раскрывает содержание темы и позволяет детям увидеть эстетическую ценность их деятельности.

  Формы объединения дошкольников использовались различные — парами (двое детей создают вместе одно изображение, договариваясь о его содержании и средствах исполнения, выполнение каждым ребенком своей поделки, с последующим объединением работ в единую композицию).

  В некоторых случаях ребенок последовательно от задания к заданию дополнял  работу, в конце концов создавая целое панно.

  Количество занятий, входящих в любой из тематических циклов, не может быть четко фиксировано, оно во многом зависит от того, делается ли панно дошкольниками всех групп или же композиция выполняется одной возрастной группой. Использование тематических блоков позволяет переводить занятия из одной темы в другую, заменять одно задание другим, не меняя при этом основной цели — развитие художественно- творческих способностей и мелкой моторики детей во время работы с разными материалами.

  Часто при проведении анализа работ мы использовали разнообразные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства и недостатки своих работ и поделок других детей.

Источник