Значение проведения экскурсий в развитии ребенка

Значение проведения экскурсий в развитии ребенка thumbnail

Категория: Смирнова О.Н.

Опубликовано: 18.03.2016

Просмотров: 1504

Экскурсия — один из основных видов занятий, и особая форма организации работы по всестороннему развитию ребёнка, нравственно — патриотическому, эстетическому воспитанию. И в тоже время это одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Во время экскурсий
ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им, а также труд людей.

Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика.

Преимущество экскурсий — в том, что дети здесь имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Ведь познание ребёнком окружающей действительности начинается с ощущений, которые появляются в процессе воздействия предметов и явлений природы
на органы чувств.

Экскурсия помогает формировать у ребенка мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое понимание мира.

Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств ребенка, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире.

За первое полугодие учебного года в нашей группе были проведены три вида экскурсий:

  • природоведческая экскурсия;
  • экскурсии, связанные с трудовой деятельностью человека;
  • ознакомительная экскурсия по улицам села.

Природоведческая экскурсия — на реку была осуществлена с целью ознакомления с сезонными изменениями, развития умений видеть их и понимать причину происходящего в природе.

Красота природы вызывает у ребенка глубокие, неизгладимые переживания, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к природе, бережное отношение к ней, любовь к родному селу.

Мы организуем данные экскурсии на одни и те же объекты в разные времена года с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Например, в осенний период была проведена экскурсия к реке, с целью накопления представлений о разнообразии
объектов живой природы и их характерных особенностях. Также даём детям возможность удовлетворить любознательность в самостоятельных наблюдениях: предлагаем детям собрать разнообразный материал (природный, бросовый). При этом сами не остаёмся безучастными,
а проявляем к их действиям живой интерес: задаём вопросы, «заражаем своими» эмоциями (удивление, восхищение). Это даёт возможность привлечь менее активных детей к совместной деятельности. Собранный материал складываем в корзинки, а часть
материала тут же используется для игр и упражнений («Что изменилось», «Угадай, по описанию» и др.). Приведя детей к месту экскурсии, в краткой беседе напоминаем цель занятия, даём им осмотреться, а затем дети приступают к наблюдению
намеченных объектов и явлений природы.

Основная цель экскурсии – это коллективное наблюдение (наблюдение за водой, листвой, травой). Здесь решаем основные программные задачи. Помогая детям подметить основные признаки осени, дополняем своими рассказами и пояснениями. Большое внимание
в наблюдении уделяем вопросам — заданиям, заставляющим детей рассматривать предметы, трогать, сравнивать, находить сходства и различия. После проделанной работы, даём задание на сбор необходимого материала для творческой и исследовательской деятельности
в группе (дети самостоятельно находили предметы которые, по их мнению, были самыми необходимыми, в основном это были листья, веточки деревьев, шишки и сухая трава). В заключительной части проводим итог нашей экскурсии и напоминаем о необходимости бережного
отношения к природе.

Экскурсия за пределы детского сада проводится со средней, старшей и подготовительной группами.

Экскурсии, связанные с трудовой деятельностью человека (на стройплощадку, библиотека, почта, администрация сельского поселения) помогают детям освоить представление о разнообразии и пользе трудовых действий людей.

Цели: осознание детьми значимости трудовой деятельности взрослых (зачем нужна профессия, что является результатом труда); знакомство с техникой, механизмами, которые облегчают труд взрослых.

При подготовке к данным экскурсиям, прежде всего мы сами знакомимся с объектом наблюдения, получаем разрешение на проведение экскурсий, договариваемся о времени посещения, об участии детей в той или иной деятельности, определяем содержание беседы детей
с рабочими. Например, экскурсия в библиотеку знакомит детей с профессией библиотекаря и разнообразием книг. Дети с интересом задавали вопросы работнику библиотеки и сами себя попробовали в этой роли. Не менее интересным было посещение администрации села
для беседы с бухгалтером учреждения.

Ознакомительная экскурсия по улицам села. Главная цель экскурсии — познакомить детей с родным селом и его достопримечательностями, воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, учить беречь и дорожить природными богатствами, любить своё село. Задачи,
которые стояли перед нами — познакомить детей с историей образования родного села; учить детей ориентировки на улицах села, соблюдать правила безопасного поведения на улице; познакомить детей с названиями улиц.

Придя в группу, дети сделали модель села, где сами подписали название улиц и номера домов.

За несколько дней до экскурсии провожу с детьми небольшую беседу, с тем, чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, сообщаю её цель. Дети должны знать, куда пойдут, зачем.

Знания, полученные на экскурсиях, расширяем и закрепляем в играх, в творческой и исследовательской деятельности самостоятельно и совместно с взрослыми.

В заключении, как правило, проводим обобщающую беседу. Планируя беседу, ставим вопросы так, чтобы в памяти детей восстановить весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подводим их к установлению
связи между явлениями.

Для того чтобы экскурсионные мероприятия прошли более успешно, опираемся на памятку по проведению экскурсий в ДОУ:

  1. Предварительно ознакомится с объектов наблюдения.
  2. Согласовать время посещения данной экскурсии.
  3. Осмотреть место экскурсии на предмет безопасности.
  4. Выбрать самый простой и безопасный путь.
  5. Сообщить детям о цели экскурсии (ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что нужно узнать).
  6. Напомнить детям правила поведения на улице.
  7. Поставить в известность администрацию ДОУ.
  8. В заключительной части экскурсии — подведите итоги работы.
  9. По возвращению в ДОУ, предложить детям творческое задание.

Таким образом, наши экскурсии получились познавательными, увлекательными, незабываемыми и интересными.

Фотографии можно посмотреть в фотоальбоме «Роль экскурсий в развитии ребенка».

Воспитатели: Смирнова О.Н., Струц Т.Н.,
учитель – дефектолог Недева М.В.
МАДОУ «Детский сад» с. Песь

Источник

Москаленко Татьяна
Консультация для родителей «Роль экскурсии в развитии личности ребёнка дошкольного возраста»

Читайте также:  Какова роль деятельности и общения в развитии ребенка

Если открыть любую образовательную программу или методические рекомендации — не важно по какому предмету и для какого возраста — среди форм и методов обучения и воспитания на первом месте в большинстве случаев стоит экскурсия.

Экскурсия как метод диагностики личности.

Правильно организованная и проведённая экскурсия — уже сама по себе такой волшебный способ и диагностики, и воспитания, с помощью которого можно очень хорошо рассмотреть и скорректировать проблемы поведения детей, которые, возможно, не всегда видны во время обычных занятий. Это замечательный повод использовать метод включённого наблюдения. Во время экскурсии видны особенности и каждого ребёнка, и детского коллектива в целом. Именно во время экскурсии, когда дети находятся не в привычной обстановке, можно увидеть недочёты профессиональной деятельности воспитателя. Кстати, как показывает практика, они, по большому счёту, одни и те же во всех детских коллективах. Дети часто не способны видеть людей вокруг себя, у них нет навыка предоставления другим жизненного пространства (попросту, они не понимают, когда надо подвинуться, чтобы коллега по экскурсии мог тоже подойти поближе к осматриваемому объекту, дабы лучше всё увидеть. Они и попросить-то других об этом не умеют — просто стоят и не двигаются).

Экскурсия — это, в первую очередь, информация.

Дети очень часто не воспринимают смысл слов, просто пропуская их мимо ушей. Получается бессмысленность проведения данной формы работы, так как они не способны воспринимать вербальную информацию. Так называемое клиповое восприятие должно рано или поздно заставить-таки педагогов переписать всевозможные методики обучения.

Ещё одна часто встречающаяся проблема,созданная педагогами: многие детские группы не совсем понимают, что на свете есть места, где надо вести себя тихо, культурно и интеллигентно, в этом поможет экскурсия.

Экскурсия для воспитателя: отдых или работа?

Грех не использовать гигантский потенциал экскурсии. Ведь она может применяться и как самостоятельная форма воспитания и обучения, и как составная часть других форм, и в качестве формы организации культурного досуга, воспитательной работы.

Методика требует, чтобы интерес к экскурсии, её теме и содержанию формировался педагогом, собирающимся использовать эту великолепную форму работы в своей практике, заранее, перед мероприятием. Роль педагога в том, что он должен создать у группы детей интерес к ожидающему их экскурсионному материалу, обеспечить организацию внимания и направление психической деятельности экскурсантов. Любая экскурсия предполагает усилия её участников для сохранения внимания, работы памяти.

Важно, чтобы педагог и все участники экскурсии уже перед еёначалом понимали: то, как она пройдёт, понравится ли им, зависит не только от выбора объекта осмотра, уровня профессионального мастерства экскурсовода, но и от того, какой вид поведения группа и отдельные её члены выберут для данного мероприятия. Дети (и воспитатели)должны понимать: если экскурсовод будет большую часть своих усилий прикладывать к тому, чтобы сохранить дисциплину в рядах группы экскурсантов (особенно соблюдение техники безопасности важно на экскурсиях по производству, он будет вынужден делать это за счёт информационной части экскурсии.

К сожалению, иногда педагоги забывают о том, что это мероприятие — не развлекательная прогулка для взрослого, что в первую очередь, они должны заботиться о дисциплине во вверенном ему коллективе детей. Особенно, если группа не без проблем.Рекомендация: не забывать в ходе экскурсии о детях с девиантным поведением и во избежание эксцессов держать их под своим строгим контролем. Бывает очень жаль детей, которые из-за неадекватного поведения своих товарищей не могут в полной мере насладиться содержанием предлагаемого им материала.

Главное, оставить след в душах

Сохранить детство в себе — наверное, это очень важно. Ещё важнее — дарить детство другим.

Любая экскурсия будет полезна только тогда, когда она оставит свой след в душе человека. Методически правильно организованные и проведённые производственные экскурсии на предприятия, которые интересны детям прежде всего своей продукцией — игрушками, мороженым, сладостями — могут принести очень много пользы для развития подрастающего поколения.

Экскурсия — один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе.

Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе. Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы (растения, ветки деревьев и кустарников, ракушки и т. д.).

Как писал В. А. Сухомлинский, у ребёнка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному». Задачи образовательного компонента экскурсии заключаются в освоении детьми системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе. Развивающий компонент экскурсийстимулирует формирование: навыков наблюдения и наблюдательности как таковой; сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки объектов: цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.); мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности); воображения и творческих способностей.

При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.

Источник

Экскурсионному делу –
свыше 100 лет. Слово «экскурсия» происходит от латинского
«экскурсио». В русский язык это слово проникло в ХIХ веке
и первоначально означало «выбегание, военный набег»,
затем – «вылазка, поездка». В словаре туристских
терминов экскурсия определяется, во-первых, как «процесс
наглядного познания окружающего мира; особенностей природы,
современных и исторических ситуаций, элементов быта, т.е.
достопримечательностей определенного города или региона заранее
избранных объектов, которые изучаются на месте их расположения»
[2.с.28].

Читайте также:  Социальное развитие ребенка в схемах

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма
организации работы по всестороннему развитию детей,
нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию, но в то же
время одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Экскурсии
являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на
формирование личности ребенка. Познавательный интерес, потребность
получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о
расширении кругозора ребенка – прогулки, знакомства с памятными
местами. Экскурсия как живая, непосредственная форма общения
развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы
нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует
формированию таких важных качеств ребёнка, как наблюдательность и
внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире
[1, с.59].

Преимущество, например, экологических экскурсий в том, что они
позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и
явлениями природы. На экскурсиях дети знакомятся с растениями,
животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует
образованию первичных представлений о взаимосвязи в природе.
Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению
интереса к природе, т.е. познавательного к ней отношения детей.
Велика роль экскурсии в эстетическом воспитании детей, формировании у
них эстетического отношения к природным явлениям и объектам. Красота
окружающего их мира вызывает глубокие переживания [7, с.41].

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа через
экскурсии воспитывают уважение, гордость за землю, на которой живешь.
Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в
дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям
других народов.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу,
посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и
т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке,
совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее
интересно провести «мини-исследование», например,
исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой
находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его
жителей, и т.д.

Основоположник русской педагогики К.Д. Ушинский отмечал, что «для
каждого конкретного возраста ребенка нужно условно «очертить»
тот мир, который для него особенно важен в плане становления базисных
основ личности» [10, с.88].

Дети шестого года жизни отличаются большими физическими и
психическими возможностями. Дошкольный возраст – это важнейший
период становления личности, когда закладываются предпосылки
гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе,
культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к
природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой
основе воспитывается патриотизм. С ранних лет у детей формируются
первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде
всего, через ознакомление с традициями «своей»,
социальной среды – местными историко-культурными,
национальными, географическими, природными особенностями региона. В
этот период закладываются основы взаимодействия с природой,
обществом, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как
общую ценность для всех людей. Характерной особенностью данного
возраста является развитие познавательных и мыслительных психических
процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи. Все виды
экскурсий развивают внимание дошкольников, т.к. их психическая
деятельность направляется и сосредотачивается на каком-то
определённом объекте или явлении. Задачей при проведении экскурсий с
дошкольниками является направить и сконцентрировать их внимание на
конкретном изучаемом или исследуемом объекте.

Экскурсия для детей – это форма учебно–воспитательной
работы, которая позволяет организовать наблюдение и изменения
предметов, объектов и явлений в естественных условиях [4, с.70].

Демократический стиль общения с детьми на экскурсии должен быть
заменен на более доверительный, мягкий, задушевный. Резкий окрик,
крик, грубо сделанное замечание разрушают эмоциональное состояние
детей, возникшее от восприятия природы [8].

В работе с детьми дошкольного возраста используется все разновидности
экскурсий, которые направлены на воспитание любви к природе и
осознанное и бережное отношение к ней. Наиболее эффективны такие
формы работы: как пешеходные прогулки за территорию детского сада
(деловые, оздоровительные), целевые прогулки по родному городу, мини
походы. Например, рядом с нашим институтом находятся 2 детских сада.
Студенты факультета сервиса и туризма разрабатывают специально для
дошкольников экскурсии и знакомят их с историей поселка
Электроизолятор, с историей народного художественного промысла Гжель
и т.д. В своей работе при подготовке таких экскурсий студенты
используют все приемы показа и рассказа, с учетом возрастных
особенностей дошкольников. Особенно интересно проходят экскурсии по
музею народного художественного промысла Гжель, где дошкольников
знакомят с историей Гжели, проводят мастер-класс, анимационную
программу. Погружая ребенка в национальный быт, мы создаем
естественную среду для овладения языком родного народа, его народными
традициями, укладом жизни и, таким образом, формируем любовь к малой
и большой Родине. Человек должен гордиться своей Родиной. Любовь к
Отчизне необходимо закладывать с самого раннего детства.

По данным психологических исследований, человек запоминает 10% того,
что он слышит, до 50% того, что видит, и почти 90% того, что
делает.[3, с.55].

Значение проведения экскурсий в развитии ребенка

Рис.1. Схема экскурсионного процесса

За несколько дней до экскурсии воспитатель проводит
с детьми небольшую беседу, с тем чтобы вызвать у них интерес к
предстоящему занятию, оживить впечатления и представления, которые
могут быть полезными в ходе экскурсии, сообщает ее цель – дети
должны знать, куда и зачем пойдут, что увидят, что нужно будет
собрать. Организационная сторона экскурсии выражается в четком
продуманном плане ее организации. Экскурсовод заранее посещает место
экскурсии, продумывает наиболее целесообразный путь следования,
расстановку детей для наблюдения. Необходимо также подготовить
заранее оборудование, которое понадобится для экскурсии (например,
для экологической экскурсии надо подготовить корзинки для природного
материала, альбомы для зарисовки и т.д.).

В основу разработки содержания ознакомления детей с родным краем
экскурсовод опирается на конкретные принципы: энциклопедичность
(отбор знаний из разных областей действительности), уникальность
места (изучение природной, культурной, социально-экономической
уникальности края), интеграция знаний (отбор знаний для понимания
детьми целостной картины мира), единство содержания и методов,
динамика преемственных связей (изменение социального опыта детей
разного дошкольного возраста), тематичность материала. Ознакомление с
природой – это прекрасный урок развития детского ума, чувств,
стимулирование творчества. Своей необычностью, новизной и
разнообразием природа вызывает у детей удивление, радость и восторг,
желание больше узнать, побуждать их к передаче чувств и мыслей. Дети
с удовольствием наблюдают, сопоставляют, сравнивают, делают выводы,
рассуждают, рассказывают и описывают элементарные явления природы.
Воспоминания о прогулках, экскурсиях, дети передают в рисунках, в
подвижных играх, с удовольствием «превращаются» в цветы,
деревья, грибы, животных, птиц.

Читайте также:  Влияние щитовидной железы на развитие ребенка

Детям очень нравятся целевые экскурсии-прогулки. Хотя они
кратковременны, эпизодичны, но очень разнообразны по тематике:
наблюдения за особенностями погоды, за растениями, животными в разные
времена года. Постепенно границы наблюдений расширяются –
участок детского сада, знакомая улица, озеро, поле и т.д. Сообщаются
детям не только первые знания о природе, но дается пример
элементарных оценок наблюдаемых явлений: «Выглянуло солнышко, и
всем сразу стало весело, только сосульки заплакали – им не
хочется таять…». Дети становятся активнее участвовать в
разговорах, проявляют активность, дают развернутые ответы [6, с. 93].
Процесс познания происходит только когда ребенок непосредственно
видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более
яркие, эмоционально насыщенные, запоминающиеся образы. Постепенно от
прогулки к прогулке, от экскурсии к экскурсии у детей складывается
прекрасный образец родного края, своей Малой Родины. Это и аллея
около сада, и березовая полянка, и живописная тропинка у озера. Всё
это закладывает первые основы патриотизма.

Именно в старшем дошкольном возрасте основным новообразованием
является формирование внутренних этических инстанций, зарождение
своеобразного «контролера» действий, поступков,
достижений, мыслей. Регулятивные механизмы индивидуального поведения
тесно связаны с механизмами социального контроля и культурными
стереотипами. Чтобы знание норм не расходилось у ребенка с их
реализацией на практике, эти нормы должны превратиться во внутреннее
побуждение, мотив социального поведения или рациональное принятие
ребенком нормы как справедливой, необходимой, целесообразной,
полезной. Эффективным путем закрепления знаний считается включение
эмоциональной сферы ребенка в процессы восприятия. «Ни одна
форма поведения, – констатирует Л.С. Выготский, – не
является такой крепкой, как та, что связана с эмоциями».

Исследования ученых, выполненные в последние годы, убедительно
показывают, что на экскурсиях создаются благоприятные условия для
всестороннего развития детей. Ознакомление дошкольников с окружающим
– первые шаги в познании родного края, родной природы, в
развитии бережного отношения к ней, в воспитании любви к Родине.
Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны
кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость.
Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь
способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению
интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему
занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой,
музыкой, изодеятельностью (например, «Мой город»,
«Столица нашей Родины — Москва») [9, с.105].

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

  • Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на
    которой находится детский сад.

  • Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые
    расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и
    т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано
    для удобства людей.

  • Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников,
    расширяется – это район и город в целом, его
    достопримечательности, исторические места и памятники. Детям
    объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен
    знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а
    также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого
    человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого
    необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом
    взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд
    объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания
    своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с
    народными промыслами края, народными умельцами [10, с.278].

Экскурсии имеют огромное значение в деле образования
и воспитания подрастающего поколения и являются составной частью
дошкольной работы.

Особо следует подчеркнуть значение
экскурсионных программ в формировании эмоциональной сферы
дошкольников; чувства прекрасного, ощущения радости познания, желания
быть полезным обществу. Экскурсии на природу, в музеи, выставочные
залы, на производство учат понимать произведения искусства, находить
красоту в обыденных вещах и явлениях, чувствовать красоту
человеческого труда [5, с.65].

Таким образом, экскурсионная деятельность в
единстве и взаимосвязи осуществляет образовательную, воспитательную и
нравственно-патриотическое, экологическое воспитание. Учитывая
активно-двигательную специфику учебного познания на экскурсии, можно
также говорить о ее влиянии на физическое развитие учащихся. И именно
экскурсионные мероприятия этому способствуют. Роль экскурсий велика.
Они могут дать подрастающему поколению возможность для повышения
своего интеллектуального уровня, развитие наблюдательности,
способности воспринимать красоту окружающего мира, т.е. способствуют
многостороннему развитию личности.
Литература:

  1. Долженко Г.П. Экскурсионное дело. – М.:
    ИКЦ «МарТ», 2005. – 272 с.

  2. Долженко Г.П. Экскурсионное дело: Учебное пособие. Издание второе,
    исправленное и дополненное – Москва: ИКЦ «МарТ»,
    2006. – 304 с.

  3. Емельянов Б.В. Организация работы курсов по переподготовке и
    подготовке экскурсоводов. – М.: Турист, 1989. – 118 с.

  4. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. – М.: Советский спорт, 2000. –
    224 с.

  5. Михайлов С.С. – Владимир: Транзит – ИКС, 2007. –
    92 с.

  6. Глушанок Т. М, Хуусконен Н.М. Практика Экскурсионной деятельности. –
    СПб.; «Издательский дом Герда», 2006. – 208 с.

  7. Кулаев К.В. Экскурсионная деятельность: теоретические и
    методологические основы. – М.: Турист, 2004. – 96 с.

  8. Павлова
    Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром,
    80 с.

  9. Дошкольное
    воспитание. № 2, 2009. Издательство: ООО Издательский дом
    «Воспитание школьника», – 2009, 122 с.

  10. Развитие
    познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М.:
    Педагогика, 1986. – 224 с./ Под ред. Л.А.
    Венгера./Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук
    СССР.

  11. Особенности
    психического развития детей 6-7-летнего возраста. М.: Педагогика,
    1988. Под редакцией Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера.

  12. Смирнова
    Е.О. Детская психология. М.: Владос , 2003. – 368 с.

Источник