Значение правильной речи для развития ребенка

Значение правильной речи для развития ребенка thumbnail

Речь маленького человека – один из основных показателей его развития. Чем более понятно он выражает свои потребности, мысли, эмоции, тем быстрее взрослые откликнутся на его запросы. Однако, в последние годы все больше и больше детей говорят нечетко, невнятно, с многочисленными ошибками в произношении (к примеру, дошкольник имеет фонетико-фонематическое недоразвитие речи), перестановками букв, слогов. Это, несомненно, ведет к тому, что малыша не понимают или лишь догадываются о том, чего же он хочет.

Грамотная речь (активный словарный запас) способствует познанию окружающего мира, помогает узнавать что-то новое. Следовательно, активно развиваются психические познавательные процессы – внимание, память, мышление.

Очень важно принимать активное участие в жизни ребенка всем членам семьи (особенно в первые несколько лет его жизни). Тем самым помогать осваивать новый для малыша навык – учиться разговаривать: сначала произносить отдельные звуки, затем слоги, слова и, наконец, связные предложения.

Общение в семье — важная составляющая развития речи ребенка

От того, насколько каждый взрослый включен в общение с малышом, будут зависеть его успехи. На начальных этапах маленький сын или дочка наблюдает, потом подражает и только затем учится произносить самостоятельно.

Точное определение

Понятие «развитие речи» в широком представлении – это комплекс этапов, методов и методик, направленных на овладение человеком устной и письменной речи. Речь – это сложная форма коммуникативной деятельности человека, которая исторически возникла посредством языка. Язык необходим нам для общения, так как он включает в себя различные средства (лексику, фонетику, грамматику).

Актуальность

Нет определенного промежутка времени, на протяжении которого можно и нужно усиленно заниматься развитием речи – и все – как по взмаху волшебной палочки малыш взял и заговорил целыми предложениями. Это довольно длительный процесс и у каждого отдельного ребенка занимает свое время.

Родители закладывают основы, на которые как на кирпичики накладываются знания и умения. Развитием речи занимаются не только с года до двух лет, пока ребенок не заговорит – это процесс, который не имеет четких границ. Многие взрослые люди активно развивают и усовершенствуют свою речь, свои речевые навыки.

Статистика

Данные статистики гласят – с каждым годом все большее количество детей дошкольного и школьного возраста нуждается в целенаправленном и усиленном речевом развитии. Младенцы все чаще рождаются с неврологической патологией, которая влечет за собой неактивность речевых центров, а, следовательно, такие дети позже начинают говорить, а если говорят, то с многочисленными нарушениями. К тому же, многие родители в основном заняты тем, что зарабатывают деньги на обеспечение своей семьи и им попросту некогда заниматься детьми. Эта картина печальна, но она полностью отражает состояние современной действительности.

Факторы, от которых зависит развитие речи

Факторы, влияющие на развитие речи

Каждый ребенок индивидуален, но психологи и логопеды выделяют четыре основных фактора, которые влияют на речевое развитие:

  1. Анатомические особенности – правильное строение и функционирование речевого аппарата (языка, нёба, гортани, голосовых складок), правильное дыхание. Как только младенец рождается, его сразу же осматривают неонатолог и педиатр, а на протяжении первого года жизни другие специалисты − невролог, стоматолог и др. Это делается для того, чтобы исключить различные врожденные дефекты, на ранних сроках выявить какие-либо заболевания или предрасположенность, а также предупредить развитие болезни. В случае обнаружения отклонений от нормативного развития врач сможет порекомендовать исправить анатомический дефект либо подготовиться к последующей коррекции. Например, укороченная уздечка не позволяет языку полноценно двигаться в ротовой полости, и он не достает до нёба. Тем самым она предопределяет возникновение неправильного звукопроизношения.
  2. Физиологический компонент. Давно доказана связь между головным мозгом и мелкой моторикой – развивая маленькие ручки, можно активизировать речевые центры. Существует огромное количество пальчиковых игр, занятий, направленных на развитие тактильных ощущений (различные крупы, предметы, отличающиеся формой и размером и т. д.). Самая хорошо известная и любимая игра − «Волшебный мешочек».
  3. Эмоциональный компонент. Это, прежде всего, тесная эмоциональная связь с мамой и папой. Идеальным считается общение ребенка с дедушками, бабушками (с обеих сторон), братьями, сестрами. Чем больше малыш общается со своими родными, тем быстрее включается в разговор с ними (кому-то подмигнет, кому-то «агукнет», а кому-то скажет что-то).
  4. Социальный компонент. Сначала младенец начинает общаться с родителями посредством крика, когда он только таким образом может сказать, что испытывает дискомфорт, затем при узнавании знакомых лиц фиксирует свой взгляд, начинает улыбаться, тянуться ручками и т. д. Поэтому важно все, что делает ребенок – обязательно выражайте эмоционально свою радость, умиление, восхищение.

К тому же, кроме вышеперечисленных факторов, многие специалисты (логопеды, психологи, дефектологи) обозначают влияние речи окружающих − в особенности правильной с точки зрения фонетики. Например, если один из родителей «картавит», то скорее всего сын или дочь будет делать это на основании подражания значимому взрослому. В данном случае целесообразно корректировать произношение звука Р параллельно ребенку и взрослому.

Этапы формирования речи

Развитие связной речи у дошкольников

Речь новорожденного начинает развиваться сразу после его рождения. Речевые навыки развиваются параллельно с физическим и умственным развитием ребенка – осваивая новые движения и делая определенные успехи в интеллектуальном плане, речь обогащается, увеличивается активный и пассивный словарный запас.

Таким образом, ребенок приобретает свой собственный речевой и мыслительный опыт.

Считается, что речь развивается по двум направлениям:

  • Практический опыт малыша – используя язык на практике, в творческой деятельности, он тем самым расширяет свои речевые возможности.
  • Специально организованное обучение – закрепление и совершенствование речевой и языковой практики происходит в детском саду, школе и других учебных заведениях. На самом деле, освоение речи происходит постоянно, даже во взрослом возрасте.

Разные ученые выделяют несколько этапов развития речи. Основными являются следующие:

  1. Первый этап − подготовительный, или пассивный. Возраст – от рождения до 1 года. Данный этап является основополагающим, потому что характеризуется появлением первого крика, эмоциональных откликов на общение с родителями, близкими людьми, первыми поворотами головки на звуки, лица родных, готовностью к игровым действиям, реакцией на слова и др. Основной источник получения информации об окружающем мире – пальчики и рот, куда отправляется все, что попадается под руки. Появляются первые звуки, звукокомплексы, слоги.
  2. Второй этап. Автономный, или преддошкольный. Возраст – от года до 3 лет. Появляются первые слова и фразы, которые могут быть сказаны не совсем правильно. Дошкольник учится произносить, улавливая реакцию окружающих и стараясь повторять за взрослыми, начинает понимать смысл сказанного и использовать это в дальнейшем. Единственное, что может отличать речь ребенка от взрослого на данном этапе – это отличия в произношении и множественные значения некоторых слов (со временем дитя научится понимать разные или переносные смыслы употребления одних и тех же слов).
  3. Третий этап. Активный, или дошкольный. Возраст – от трех до 7 лет. Речь усиленно развивается, расширяются словарный запас и кругозор ребенка. На этом этапе (физиологически правильно) можно исправлять нарушенное произношение любых групп звуков – ребенок слышит свою искаженную речь и способен осознавать сделанные ошибки, и впоследствии их исправлять. Речь становится более связной, развернутой − ребенок усложняет предложения, может составлять и сочинять рассказы.
  4. Четвертый этап. Школьный. Возраст – от 7 до 17 лет. Самый серьезный и осознанный этап в формировании правильного речевого навыка. Школьник изучает и запоминает основы грамматики, постепенно овладевает письменной речью, совершенствует устную и литературную речь.

Основные задачи, направленные на развитие речи

Основная цель – научить ребенка (человека) правильно, грамотно и понятно излагать свои мысли, чувства и желания на русском (родном) языке, используя при этом устную речь. Для этого необходимо:

  • Формировать и расширять словарный запас.
  • Грамматически правильно строить предложения.
  • Использовать звуковую составляющую речи (умение слышать и правильно передавать звуки русского языка, используя интонационный компонент, произношение и верные ударения).
  • Употреблять в речи монолог и диалог.
  • Изучать классические литературные произведения (они помогают развивать связную речь).

Нормы ВОЗ

1 год:

  • Повторение слогов, преимущественно открытых (например, «да», «ма», «па», «ту» и др.).
  • Повторение звуков и слогов, имитирующих животных («мау», «аф», «ко», «му»).
  • Появляется интонационная окраска выражаемых эмоций.
  • Свои действия малыш может уже сопровождать определенными слогами.
  • Может понимать то, о чем говорят родители, ближайшее окружение, а также при просьбе показать предмет – указать на него.

Важно не только то, что годовалый малыш понимает информацию, а еще и то, что это фиксируется в его памяти, он запоминает и таким образом формирует пассивный словарь.

В 1 год ребенок произносит 5–10 простых слов

1-2 года – увеличивается автономность:

  • Употребление в речи аморфных слов-корней (чаще ударные слоги). Например, детское слово «ма-» может означать маму или молоко, слово «па-» − папу или палку.
  • Увеличение пассивного словаря.
  • Умение соотносить изученное слово с картинкой.
  • Появляется «телеграфная» речь. К примеру, предложение «я гулять» означает «мама, пойдем гулять» или «мама, пошли на прогулку», то есть односложное выражение малыша способно передавать смысл полноценного предложения.

2-3 года:

  • Ребенок начинает обобщать предметы. Все будет зависеть от индивидуальных особенностей каждого малыша – кому-то это дается легче, а кому-то сложнее.
  • Речь становится более связной, предложения постепенно усложняются.
  • К 3 годам в норме ребенок должен использовать в своей речи примерно 1000 слов.

3-4 года:

  • К этому возрасту дошкольник слышит и различает ошибки в произношении других детей.
  • Освоение твердых С, Ц, З, может появиться и нормативный звук Р.
  • Умение назвать свое имя, возраст, половую принадлежность.
  • Активное освоение падежей, глагольных времен, появляются попытки согласования существительного с прилагательным.
  • Понимание обобщающих слов – продукты, мебель, посуда.
  • Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов (следовательно, появление совершенно новых слов).
  • Построение фразы становится грамматически правильным.

Малыши активно общаются со сверстниками

4-5 лет:

  • Обобщение носит более сложный характер. Например, «яблоко−фрукт−растение».
  • Увеличение пространственных и временных наречий – потом, вокруг, скоро и др.
  • В 4-4,5 года появляется словотворчество, которое подразумевает первоначальный этап усвоения различных моделей словообразования. Ребенок начинает образовывать слова, аналогичные услышанным, но бывает, что делает это неправильно («красиво−красивее» − «молча−молчее»). Ругать его за это не нужно, так как такое словотворчество свидетельствует о верном пути его языкового развития.
  • Может отсутствовать четкое произношение звука Р.

5-7 лет:

  • Умение формировать связные конструкции в речи. Дошкольник способен пересказать прочитанный текст, сохраняя его целостность.
  • Появление внутренней речи.
  • Умение выделять звуки в словах.
  • В норме должны отсутствовать какие-либо нарушения звукопроизношения, грамматические ошибки.
  • Ребенок уже умеет навык, позволяющий читать выразительно, изменять интонацию и громкость голоса. Постепенно формируется дикция – способность четко произносить звуки.

Как помочь формировать речь по возрастам

До года малыш делает свои первые попытки заговорить – улыбается в ответ на зрительный и речевой контакт со взрослыми, пытается сказать какой-то звук или даже повторить за мамой, папой. Поэтому очень важно акцентировать внимание на этих попытках, улыбаться, смотреть на малыша, показывая всяческими способами, что вам интересно.

Мать общается с грудным ребенком

1-3 года. В этом возрасте мамы и папы при общении с ребенком пытаются (на бессознательном уровне) говорить с малышом на его языке – коротко, понятно, четко. Таким образом, дитя понимает то, о чем с ним говорят, то, что он хочет сказать. Постарайтесь избавиться от сюсюканья и пустого повторения (такого как, «ба-ба», «ку-ку»). Ребенок должен слышать слова полностью, чтобы впоследствии смог их так же сказать, а не сокращать слоги, переставлять их местами, искажая смысл. Правильная речь стимулирует общение.

От 3 лет и старше. Наиболее распространенным мнением большинства современных родителей является то, что, отдав трехлетнего ребенка в садик, можно снизить темп общения, а все необходимые речевые навыки сформируют работники детского учреждения. Это не так. Родительское общение остается таким же важным, потому что именно в семье закладываются основы коммуникации, на которые будут накладываться остальные получаемые знания.

Отклонения

Отклонения от нормативного речевого развития возникают у детей тогда, когда они не в полной мере усваивают речевые образцы, не могут произнести отдельные звуки самостоятельно, искажая или заменяя их. Существующие классификации (медицинская и педагогическая – в логопедии) выделяют дефекты устной и письменной речи, а также нарушения средств общения и их применения.

Нарушения касаются всех компонентов речевой деятельности, могут быть множественными и комбинированными. Для того чтобы выявить тот или иной дефект, необходима логопедическая диагностика, осмотр узких специалистов − невролога, отоларинголога, дефектолога, психолога, окулиста и др.

При подозрении на ЗРР необходима консультация специалистов

Если вы подозреваете, что у вашего малыша есть какие-то трудности в речевом плане, не стесняйтесь получать консультации у специалистов. Желательно посетить нескольких одного и того же профиля – кто-то обладает более обширными знаниями и может помочь скорректировать нарушение или направить к другому профессионалу.

Как узнать, есть ли у ребенка проблемы с развитием речи?

Обычно неговорящий ребенок в говорящем коллективе своих сверстников уже отличается от них. Однако, бывает и такое, что все дети в группе детского сада молчат. Как определить, что именно из речевых компонентов нарушено и что сохранно?

  • Во-первых, понимание речи окружающих (как следствие, способность следовать полученным инструкциям).
  • Во-вторых, трудность в выражении своих мыслей словами (неспособность произносить). Это выражается в следующем – простые и короткие предложения, маленький словарный запас, длительные паузы между словами (ребенок пытается подобрать нужное слово), в речи нарушен грамматический компонент.
  • В-третьих, искаженное звукопроизношение приводит к нарушению понимания смысла сказанного.
  • Критерии специфического речевого расстройства:
  • Задержка речи (к 3 годам малыш молчит).
  • Нечеткость речи.
  • Трудности с употреблением глагольной формы (путаница, пропуски глаголов).

Рекомендации

Рекомендации по речевому развитию ребенка

  • Общайтесь с малышом начиная с того момента, когда он еще находится в утробе матери. Рассказывайте все то, что видите, акцентируйте внимание на происходящем, на любых мелочах и незначительных деталях. Может показаться, что годовалый карапуз ничего не понимает, но это не так – в сознании и памяти откладываются слова, предложения.
  • Читайте вслух. В книжных магазинах огромный выбор книг, предназначенных на любой возраст и на самые разнообразные темы и тематики. Остается только выбрать подходящую литературу.
  • Используйте меньше гаджетов (телевизор, компьютер, планшет). Маленькому человеку важно слушать и слышать живую речь своих близких.
  • Совместные прогулки позволяют узнать много нового, расширить как свой кругозор, так и своего малыша. К тому же единение с природой, с каждым родителем объединяют.
  • Ребенок берет пример с вас! Дети отражают истинную сущность своих родителей.
  • При разговоре с сыном, дочерью, старайтесь говорить максимально понятно и доступно их возрасту.
  • Повторенье – мать учения. Не злитесь и не сердитесь, когда малыш просит повторить, не расслышав или не услышав вас.

Детство – особый период в жизни маленького человека. Главная задача родителей – как можно больше и чаще общаться с ребенком! Уделяйте максимум своего времени и внимания – домашние дела подождут, а близкие, смотря на вас, начнут принимать в этом удивительном процессе более активное участие.

Источник

Автор: Дмитриева Наталья Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ «Лянторская средняя общеобразовательная школа № 3»
Населённый пункт: г.Лянтор, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
Наименование материала: Выступление для родителей будущих первоклассников
Тема: «Значение правильной речи в жизни ребёнка»
Дата публикации: 22.07.2016
Раздел: среднее профессиональное

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лянторская средняя общеобразовательная школа №3»

Выступление для родителей будущих

первоклассников по теме:

«Значение правильной речи в жизни ребёнка»

Учитель-логопед I квалификационной категории

Дмитриева Наталья Владимировна

г.п.Лянтор, 2015-2016 уч.г.

Тема:
Значение правильной речи в жизни ребенка

Цель:

познакомить родителей будущих первоклассников с
основными логопедическими критериями готовности
ребенка к школьному обучению;

познакомить с методами и приемами работы с
детьми, для более успешного усвоения устной и
письменной речи;

помочь родителям организовать работу по развитию грамматической стороны
речи;

проведение анкетирования для выявления способностей и готовности детей к
овладению устной и письменной речью.

Оборудование:
интерактивная доска, презентация логопеда, бланки для работы с
тестами «Готов ли Ваш ребенок к письму?» и «Готов ли Ваш ребенок к чтению?».

Оформление:
выставка книг, пособий, раскрасок для работы с детьми дома,
Речь ребёнка далеко не всегда бывает правильной от природы.
Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения,
успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. По
данным научных исследований, примерно 70 % детей нашей страны, у которых речь
должна быть сформирована, неверно произносят звуки родного языка, и количество
таких малышей не уменьшается.
Звуки — основной строительный материал человеческой речи, и только при их
четкой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит — служить
средством общения.
Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьезное
препятствие в овладении ребенком письменной речью. Оно отрицательно влияет на
эмоциональное состояние малыша, его самооценку, формирование личностных черт,
общение со сверстниками.

Хорошая речь — является одним из
основных показателей готовности ребёнка к
школьному обучению. Недостатки речевого
развития становятся одной из причин
школьной неуспеваемости. Специалисты
рекомендуют начинать заботиться о
правильности и “чистоте” речи ребенка как
можно раньше.

Наиболее значимым для ребенка 7 лет
является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником.
Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и
поведение ребенка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того,
насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:

хорошее физическое развитие ребенка;

развитый физический слух;

развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;

нормальное функционирование ЦНС;

владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство,
время, счетные операции);

произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;

познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям,
любознательность;

коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми
работе, сотрудничеству, взаимопомощи.
На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают
формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному
обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом
классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и
представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи,
вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к
обучению, т.е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически
четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к
обучению в школе, — одна из важных задач в общей системе работы по обучению
ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью
легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли,
желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И
наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и
нередко накладывает отпечаток на его характер.

Особые критерии готовности к
школьному обучению
предъявляются к усвоению
ребенком родного языка как
средства общения. Перечислим их.

Состояние звукопроизношения.
Ребенок к шести годам должен
выговаривать все звуки

Состояние фонематических

процессов.
Этот раздел
подразумевает умение ребенка
подбирать слова с определенным
звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза
(определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить
слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа:
ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы

Состояние грамматического строя.
Следует обратить внимание на
словообразование (дождь — дождик), словоизменение (стул — стулья), согласование
(желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).

Состояние слоговой структуры слова.
Шестилетний ребенок умеет
безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод…

Состояние словарного запаса.
Следует обратить внимание на наиболее трудные
на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели,
качества предметов, родственные связи. Активно использовать антонимы (грустный
— весёлый, молодой — старый, высоко — низко, бежать — стоять, разговаривать-молчать
и т. д.), синонимы (например, пес, собака, псина; лошадь, конь, жеребец, скакун и т.
д.), слова — действия, слова — признаки.

Состояние связной речи.
Основные акценты должны быть расставлены на
умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять
рассказы по сюжетной картинке, серии картинок.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и
лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении
программ общеобразовательной школы.

Предлагаю вашему вниманию несколько тестов, для того, чтобы определить готов
ли ваш ребенок к письму и чтению? Итак, первый тест:
Готов ли Ваш ребенок к

письму?

1. Ваш ребенок хорошо ориентируется, где лево, а где право?
а) всегда;
б) от случая к случаю;
в) никак не может запомнить.
2. Как Ваш малыш относится к предложению порисовать?
а) с неохотой, но приступив, увлечется;
б) с огромным удовольствием;
в) с заявлением: «у меня не получится» и категорично отказывается.
3. Рисунки Вашего ребенка отличаются:
а) наличием дрожащих, прерывистых линий, небрежностъю;
б) оригинальностью, некоторой размашистостью;
в) аккуратностью и четкостью линий.
4. При рисовании шариковой ручкой Вы замечаете, что ребенок:
а) держит ее, как взрослый;
б) его кисть напряжена либо дрожит, ручка постоянно выскальзывает;
в) держит её непривычным образом, порисует уверенно.
5. Ваш ребенок, играя в школу, копирует:
а) буквы и предметы соответственно предложенному обращу, соблюдая размеры и
форму;
б) изображая с небольшими неточностями;
в) со множеством ошибок либо совершенно неразборчиво.
6. При написании букв Ваш малыш переворачивает их в обратную сторону?
а) часто, почти всегда;
б) иногда;
в) никогда, очень редко.
7. Работая с ножницами и бумагой, Ваш ребенок делает:
а) замечательные поделки;
б) примитивные и очень неаккуратные поделки;

в) самые элементарные вещи с помощью взрослых.
8. Вы считаете, что Ваш ребенок:
а) рассеян, но старается быть аккуратным;
б) невнимательный и нетерпеливый, постоянно сбивается, нарушает правила;
в) расторопный и внимательный, умеющий работать по правилам.
9. В подвижных играх о Вашем ребенке можно сказать так:
а) его ловкости можно позавидовать;
б) у него неплохо получается;
в) постоянно путается, совершенно неуклюж.
10. Придя в магазин, Ваш ребенок предпочел бы, чтобы Вы купили:
а) мозаику или конструктор;
б) книгу для раскрашивания;
в) куклу, машинку.
Ключ к тесту
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
А
3
2
1
3
3
1
3
2
3
2
Б
2
3
2
1
2
2
2
1
2
3
В
1
1
3
2
1
3
1
3
1
1
Подсчитайте общее количество баллов, согласно ключу.

10-15 баллов

Вашему ребенку, к сожалению, будет трудно овладеть письмом. Поскольку мышцы
его руки (кисти) не натренированы. Возможно, поэтому он избегает письменных
работ либо рисования. Пока не поздно займитесь развитием ловкости мелких
движений руки у ребенка.

16-25 баллов

Уровень развития графических навыков и пространственной ориентировки Вашего
ребенка достаточно неплохой. Однако не лишним будет развивающие графические
занятия.

26-30 баллов

Ваш малыш отлично подготовлен к овладению письмом. У него хорошая
координация графических движений, уверенное владение шариковой ручкой, это
обеспечит ему успех при письме.

Готов ли Ваш ребенок к чтению?

За каждый утвердительный ответ поставьте 1 балл.
1. Любит ли Ваш малыш сказки и рассказы?
2. Способен ли их пересказать?
3. Возникает ли у ребенка желание рассматривать книги самостоятельно?
4. Вашего ребенка больше интересует содержание сказки, чем картинки в книге?
5. Знает ли Ваш малыш буквы, просит ли Вас научить его читать?
6. Имитирует ли он чтение вслух, подобно взрослым?
7. Интересуют ли его книги познавательного характера (о животных, кораблях,
странах)?
8. Пытается ли Ваш ребенок «писать» собственные книги, наклеивая в тетрадь
картинки?
9. Внимателен ли Ваш ребенок во время Вашего чтения ему?
10. Он аккуратно хранит свои любимые книги?
11. Ваш ребенок имеет хороший словарный запас и довольно успешно им
пользуется?
12. Он понимает смысл большинства сложных слов?
13. Чтение для него приносит удовольствие?
14. Овладев буквами и словами он пытается читать самостоятельно?
15. У Вашего малыша нет логопедических проблем?
16. Ваш малыш хорошо различает похожие звуки?
17. В разговоре он оперирует развернутыми неодносложными предложениями?
18. Ваш ребенок способен пересказать то, что прочитал сам или услышал?
19. Ваш малыш с радостью учится читать?
20. Ваш малыш знает много стихов и песен?
За каждый утвердительный ответ поставьте 1 балл. Если сумма баллов составила:

15-20 баллов
, то Ваш ребенок полностью готов к школьному обучению читать. Его
интересует не только способность читать «как взрослые», но и возможность узнать
самостоятельно много полезного и занимательного из книг.

10-14 баллов
свидетельствуют о средних способностях Вашего малыша к чтению.
Возможно интерес к книгам у него ситуативный, неустойчивый. Ребенок не спешит
учиться читать.

Менее 10 баллов
значат, что пора бить тревогу, ведь Ваш малыш почти на школьном
пороге. Заинтересуйте его интересными книгами с хорошими картинками и умным
содержанием.

Мелкая моторика пальцев рук, общая моторика.

Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только
само по себе, в настоящее время много говорят о
зависимости между точным движением пальцев рук и
формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа
пальчиков ребенка помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает
положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку
к письму.
Известно, что речью управляет центральная нервная система. Специальные
речевые центры в мозге отличают речь от других звуков, дифференцируют фонемы,
стимулирует речевые органы к воспроизведению звуков, осваивают и используют
законы образования слов, словосочетаний и предложений, использования
грамматических форм и многое другое.
Кисти рук — представители речевых центров мозга, при повышении их умелости
и ловкости напрямую активизируются речевые функции — двойная польза!
Основные занятия с малышом:
1.
Массаж — ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие
движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти,
а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно
активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет
позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие и контакт между мамой
и ребёнком. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребёнка
есть явные отставания в речевом развитии. Он даёт отличные результаты.
2.
Фасолевые ванны — в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох,
бросить туда мелкие игрушки и размешать. Малыш запускает руки в фасоль и
выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.
3.
Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто).
Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает
гибкость и подвижность пальцев и способствует улучшению речи.

4.
Игры с крупами: перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль,
а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы, растирать в
руках.
5.
Мозаика — игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику,
развивают сообразительность и творческие способности.
6.
Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры — этим
весёлым занятиям посвящены многие книги. Народная
мудрость принесла к нам из глубины веков Сороку-
ворону, ладушки, Козу-рогатую и многое другое. А
современные исследователи дополнили ассортимент
увлекательных игр. Занимайтесь с крохой — игры и
гимнастика для пальчиков способствует не только
речевому, но и всестороннему развитию.
7.
Шнуровки – сейчас в магазинах развивающих игрушек достаточный
ассортимент разнообразных игр-шнуровок. Они отлично развивают мелкую
моторику рук, к тому же благодаря им малыш овладевает повседневным
практическим навыком шнурования ботинок. Простейшую шнуровку можно
сделать в домашних условиях. Возьмите кусок картона, вырежьте из него
какой-то знакомый ребёнку объект (яблоко, ёжика или что-то ещё) и сделайте
по контуру дырки с помощью дырокола. В эти дырки малыш будет
просовывать шнурочки. Также можно пришнуровывать один объект к другому
(ёжик несёт яблоко и т.д.)
8.
Игры с пуговицами, бусинами или бисером — нанизывание на нитку,
застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или
бусин. Можно нашить на одну ткань пуговицы разных размеров, а на другую —
разные петли. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая
сообразительность и осваивая понятия большой-маленький.
9.
Пазлы – красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность,
координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.
Пазлы можно сделать самим, разрезав открытку или картинку с красочным
сюжетом.
10.Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности.
Такое занятие — дополнительный массаж ладошек и улучшение координации
движений кисти.

11.«Каштан» — мячик с «пыпурышками».
Перекатывая мячик из одной руки в другую,
ребенок, тем самым производит сам себе
точечный массаж пальцев рук, ладоней,
активизируя работу мозга.
12.Рисование линий различной формы и
сложности, рисование орнамента по клеточкам, обведение по контуру,
штриховка, рисунок по точкам, пальчиковая гимнастика.

Особое внимание следует уделять тому, как
ребенок сидит за рабочим столом, за его осанкой, за
правильностью удерживания пишущего предмета.
Кстати, ввыборе канцелярских принадлежностей для
буд?