Значение правильного звукопроизношения для развития речи ребенка

Пархоменко Надежда
Значение и особенности формирования звукопроизношения у дошкольников

Исследователи детской речи и практические педагогические работники (воспитатели, учителя-логопеды, психологи) отмечают огромное значение речи, в том числе, правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления им социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Только через родной язык малыш входит в жизнь окружающих его людей. Хорошо развитая речь необходима ребёнку для успешного овладения программой детского сада, а в последующем — школы. Чем внятнее и выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать окружающий мир. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми. Малыш с хорошо развитой речью легко вступает в контакт со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребёнка и другие стороны речи и личности в целом.

Для формирования правильного звукопроизношения необходимо развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного и голосового аппаратов, речевого дыхания, поскольку именно на этой основе происходит формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции. Также огромное значение имеет развитие восприятия речи, достаточно развитый фонетический и фонематический слух.

В чем особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками? Рассмотрим их.

К концу первого года жизни у ребёнка появляются слова. Затем, на 2-м году жизни, гласные звуки отделяются от согласных. После этого ребёнок учится различать и произносить сонорные и шумные согласные звуки, глухие и звонкие, твердые и мягкие и т. д. Пока малыш усваивает произношение того или иного звука, он произносит этот звук неустойчиво, часто через переходный звук. При переходе к правильному произношению ребёнок пользуется новым звуком в нужных и ненужных случаях. И лишь затем произношение звука приходит в норму.

Необходимо помнить, что речь формируется под контролем слуха. Умение произносить звуки и слова развивается постепенно с образованием связей между ощущениями от движений мышц речевого аппарата и слуховыми ощущениями от звуков, которые ребёнок произносит. К этим связям присоединяются и зрительные ощущения (от восприятия артикуляции говорящего). Немаловажную роль играет и наличие речевой подражательности.

Наличие дефектов произношения звуков у детей в возрасте 5-ти лет является сигналом того, что родители должны обратиться за помощью к учителю-логопеду. Именно в этот период необходимо особенно серьезно следить за речью детей, чтобы вовремя предупредить недостатки звукопроизношения.

Важно помнить, что несовершенства произношения звуков родного языка закрепляются из-за неправильной речи окружающих, неблагоприятной обстановки, в которой живёт ребенок в период развития речи (шум, крики, суета, утомляющие и мешающие четко воспринимать речь). М. Е. Хватцев одной из причин недостатков звукопроизношения у детей называл «недостаточный учёт взрослыми тенденций ребенка к усвоению речи» (не показывается артикуляция, не вызывается интерес к правильному произношению).

Однако необходимо знать, что непосильная речевая нагрузка ведёт к переутомлению, из-за чего недостатки звукопроизношения могут закрепиться. Поэтому, с одной стороны, важно системно и регулярно уделять внимание предупреждению речевых нарушений, с другой стороны, нельзя допустить переутомления детей при формировании у них правильного звукопроизношения.

Таким образом, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка, именно в дошкольном возрасте можно и нужно воспитывать у детей навыки правильного произношения, предупреждать появление дефектно произносимых звуков и нарушений других сторон речи.

Источник

Валерия Дубенцова
Формирование правильного звукопроизношения дошкольников в условиях семьи и детского сада

Презентация к родительскому собранию «Формирование правильного звукопроизношения дошкольников в условиях семьи и детского сада»

Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков языка.

Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное звукопроизношение. Одной из приоритетных задач педагогов ДОУ и родителей дошкольников является формирование и развитие правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста путём использования разнообразных средств и приёмов.

Формирование правильного звукопроизношения — это систематическая работа логопеда, воспитателя и родителей с детьми, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха.

Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевает еще в дошкольном возрасте, причем происходит это без какого-либо специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей. Однако у многих детей те или иные дефекты в произношении тех или иных звуков остаются на долгие годы и не исчезают без специальной логопедической помощи. Трудность овладения правильным звукопроизношением чаще всего бывает связана с наличием определенных причин, которые могут быть не только выявлены, но в большинстве случаев и устранены уже в дошкольном возрасте. Однако многие родители, к сожалению, не придают серьезного значения неправильному произношению звуков их детьми и упускают драгоценное время, надеясь на то, что с «возрастом все постепенно пройдет», «выговорится».

Естественно, что неправильное произношение звуков воспринимается, особенно подростками, как самое настоящее несчастье, мешающее достижению многих личных целей (выбор профессии, личная жизнь).

Особое внимание хочется обратить на то, что некоторые дефекты произношения звуков, не устраненные до начала обучения ребенка грамоте, в дальнейшем неизбежно отражается на письме.

Нарушения речи:

Современных родителей проблемы с речью начинают беспокоить по достижении ребенком 2,5—3 лет. Понаблюдайте за вашим малышом.

Вас должно насторожить, если ребенок:

• очень вял, нехотя реагирует на окружающее;

• часто проявляет беспокойство, раскачивает туловище из стороны в сторону;

• имеет сильное слюнотечение;

• не выполняет простые словесные команды (пойди на кухню и принеси чашку и т. д.);

• не играет с другими детьми или не кормит куклу из тарелки, а ставит куклу в тарелку и т. д. ;

• говорит «ма» вместо «мама» или относит слово «мама» к другим лицам;

вместо «девочка» говорит «де»;

«зайчик» — «за»;

«иди» — «ди»;

«смотри» — «апи»;

• употребляет слова-фрагменты, т. е. такие, в которых сохранены только части слова:

«ако» — молоко, «дека» — девочка.

Все это — серьезный повод немедленно обратиться за консультацией к специалисту — логопеду в поликлинику или речевую группу детского сада.

Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, т. к. они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.

Средства, влияющие на правильное звукопроизношение детей дошкольного возраста:

• Правильная, отчетливая и неторопливая речь окружающих ребенка взрослых людей.

Это тот образец для подражания, которому ребенок следует в нелегком для него процессе овладения правильным произношением звуков. Если же такой образец отсутствует, то усвоение ребенком правильной артикуляции звуков резко затрудняется или становится даже невозможным. Об этом свидетельствует например, случай широко распространенной «семейной картавости», которую ребенок усваивает, подражая родителям. И уж совсем недопустимо сюсюканье взрослых с ребенком.

• Развитие словаря, обогащение словарного запаса:

• Чтение и прослушивание и заучивание наизусть стихотворений, сказок, коротких рассказов;

• Ролевая игра. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Поощряйте склонность детей к подражанию — это развивает внимательность к деталям, осознание прямого и переносного смысла слов.

• Музыкальные игры. Значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыши с удовольствием подпевают, обожают шумовые музыкальные инструменты, ритуальные игры типа «Каравай», «По кочкам», «Баба сеяла горох» и др.

• Разговор с самим собой. Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями — доступными восприятию малыша. Например: «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка на столе», «В чашке молоко», «Таня пьет молоко» и т. п.

• Проговаривание слоговых цепочек с сохранными звуками (ПА, ПО, ПУ, ПЫ; БА, БО, БУ, БЫ, чистоговорок, скороговорок;

• разнообразные речевые игры и ситуации.

Говорите с ребенком — сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои суждения. И обязательно играйте с ребенком, так как это соответствует законам психического развития детей.

• Развитие фонематического слуха и силы голоса:

1. СКАЖИ С РАЗЛИЧНОЙ ИНТОНАЦИЕЙ

Цель: учить ребенка произносить чистоговорку с вопросительной и восклицательной интонацией.

Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, развивать интонационную сторону речи.

Взрослый произносит чистоговорку, ребенок повторяет ее.

В: Сейчас надо сказать ее весело, чтобы в конце можно было поставить восклицательный знак.

Если ребенку трудно, взрослый дает образец.

В: Теперь надо сказать чистоговорку так, как будто ты спрашиваешь, и чтобы в конце можно было поставить вопросительный знак.

2. СКАЖИ ТИХО — ГРОМКО

Цель: учить ребенка менять силу голоса. Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, развивать силу голоса.

Взрослый проговаривает чистоговорку и просит ребенка повторить ее с той же силой голоса. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый в процессе проговаривания выкладывает фишки-опоры.

Чем больше фишка, тем выше сила голоса.

В: А сейчас скажи тихо, вот так. ОО-ОО- ла-ла -острая пила.

Ребенок сам, ориентируясь на размеры фишек, произносит чистоговорку.

3. СКАЖИ МЕДЛЕННО — БЫСТРО

Цель: учить ребенка менять темп речи. Задача: автоматизировать звук в слове и во фразе, работать над темпом речи.

1 вариант

Взрослый произносит чистоговорку и просит ребенка повторить ее с той же скоростью.

Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый «выкладывает» чистоговорку фишками, делая между ними соответствующие расстояния. Чем медленнее проговаривается чистоговорка, тем больше расстояние между фишками.

О О О О

ла ла острая пила

• Артикуляционная гимнастика

(гимнастика для тренировки мышц языка)

Когда люди делают гимнастику для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

• Улучить кровоснабжение артикуляторных органов,

• Укрепить мышечную систему языка, губ, щек

• Научить ребенка удерживать определенную артикуляторную позу, увеличить амплитуду движений.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

1. Проводить артикуляционную гимнастику ежедневно,

2. Выполнять упражнения 2 раза в день по 3-5 минут.

3. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз, обязательно сидя.

4. Выполнять гимнастику для язычка перед зеркалом небольшого размера, чтобы ребенок видел, что происходит с его лицом и речевыми органами.

5. Начинать гимнастику нужно с упражнений для губ.

6. Упражнения выполняются — от простых к сложным.

7. Выполнять гимнастику в игровой форме — поиграйте с ним в игру, «сейчас будем показывать как слоник хобот вытягивает»,»как белочка улыбается» и т. д.

8. Обязательно хвалите ребёнка, он ведь так старается.

• Развитие мелкой моторики пальцев рук:

* Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками).

* Работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.)

* Теневой, пальчиковый театр.

* Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты, закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками.

* Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой» и «штрихом» (упражнения выполняются только простым карандашом).

* Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.

* Конструирование и работа с мозаикой, пазлами, шнуровка.

* Выкладывание фигур, букв из счетных палочек, спичек, фасоли, пуговиц.

* Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук (с предметами- колючие мячики, су-джок терапия и без предметов). Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья.

Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

• Дыхательные игры и упражнения

Дыхательные упражнения улучшают полноту речевого дыхания, ритмику всего организма, развивают самоконтроль и произвольность. Полезно ежедневно выполнять с детьми дыхательные упражнения и игры:

* Дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных духовых инструментах;

* Дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;

* Надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;

Паровоз привез нас в лес.

Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!

(ходьба с согнутыми в локтях руками)

Там полным-полно чудес.

(удивленно произносить «м-м-м» на выдохе,

одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)

Вот идет сердитый еж:

П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!

(низко наклониться, обхватив руками грудь —

свернувшийся в клубок ежик)

Где же носик? Не поймешь.

Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!

Список использованной литературы:

1. Алтухова Н. Г. Научитесь слышать звуки / Н. Г. Алтухова — СПб. : Издательство «Лань», 1999

2.. Волкова Л. С. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи // Логопедия. — М. : Гуманитарный изд. ценр ВЛАДОС, 2004

3. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С. А. Миронова. — М. : Просвещение, 1991.

4. Туманова Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Под ред. Профессора Т. Б. Филичевой. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001.

5. Итернет ресурсы: https://vscolu.ru/articles/logopedicheskaya-rabota-profilakticheskaya-napravlennost.html

Источник

Светлана Курик
Звуковая культура речи, её значение для развития личности ребенка. Основные задачи воспитания звуковой культуры речи детей

Звуковая культура речи, её значение для развития личности ребенка. Основные задачи воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.

Звуковая культура речи — понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и. орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию. Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно. Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи. Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха.

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:Развивать артикуляционный аппарат. Работать над речевым дыханием, т. е. воспитывать умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами. Воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения. Формировать правильное произношение всех звуков родного языка. Вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также снова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию. Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка. Формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е., умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра. Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию.

Составные компоненты звуковой культуры: РЕЧЕВОЙ СЛУХ. РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ.

Фонематический слух понимается, как способность человека различать и узнавать звуки речи. Фонематический слух у ребенка начинает формироваться очень рано. На второй неделе жизни ребенок, услышав звук человеческого голоса, перестает сосать грудь матери, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить. К концу первого месяца жизни младенца можно успокоить колыбельной песней. К концу третьего месяца жизни он поворачивает голову в сторону говорящего и следит за ним глазами. С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные фонемы, слоги, перенимает тон, темп, ритм, мелодику и интонацию речи. Уже к 2 годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка-миска). Так формируется фонематический слух — способность воспринимать звуки человеческой речи. От 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за своим произношением, умение исправлять его в некоторых случаях.

Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической (развитие фонематического слуха и восприятия, лексической, грамматической. Дыхание речевое — короткий глубокий вдох через рот.

Хорошо развитое слуховое внимание дает возможность целенаправленно воспринимать речь, направляя волевые усилия на отдельные ее стороны: громкость, скорость, правильность и др. Речевое дыхание — это способность человека в процессе речевого высказывания своевременно производить короткий глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы научить детей правильно пользоваться речевым дыханием.

Развитие речевого фонематического слуха у дошкольников осуществляют посредством дидактических игр, различных упражнений, занятий. Конечно, лучше, если этим будут заниматься педагоги. Но и родительская работа будет к стати. Но главное, если есть проблема с речевым слухом ребенка, не стоит пускать ее на самотек – серьезно займитесь ее решением самостоятельно или с помощью педагогов. Речевой слух — понятие широкое. Оно включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр (Узнай по голосу, кто тебя позвал, выразительность (Послушай и угадай, испугался или обрадовался мишка).

Формирование правильного произношения звуков. у ребенка сначала формируется речевой слух, т. е. различение звуков речи, а их произношением он овладевает позднее. Постановка правильного звукопроизношения тесно связана с выработкой лучшей координации органов артикуляционного аппарата детей.

Выработка дикции. Дикция — внятное, четкое произношение слов и их сочетаний. Работа над дикцией производится в соответствии с «Программой» детского сада начиная со второй младшей группы.

Работа над орфоэпической правильностью речи. В детском саду необходимо создать благоприятные условия для формирования литературного произношения, активно устранять отступления от орфоэпических норм в речи детей. Легче в детстве сформировать правильное литературное произношение, чем потом взрослому человеку исправлять ошибки подобного рода. Воспитатель должен предоставить детям образцы устной речи. В старших группах эта задача является составной частью обучения родному языку.

Формирование темпа речи и качеств голоса. Нужно научить детей согласовывать силу своего голоса с окружающими условиями, беречь его: это имеет большой педагогический и гигиенический смысл. Воспитатель должен приучать детей в групповой комнате говорить негромко (средняя сила голоса, В то же время он воспитывает у детей умение усиливать голос при ответах на занятии перед группой детей, на утреннике перед слушателями-гостями, учит подавать команду или речевой сигнал в игре или во время гимнастики. Ребенок, особенно младшего возраста, склонен к быстрой речи, делает короткие и неуместные паузы. Воспитатель должен учить детей говорить неторопливо, ритмично, останавливаться в конце фразы, заканчивая интонационно мысль. Выразительность является следствием понимания того, о чем говорится.

Воспитание культуры речевого общения. В это понятие входят общий тон детской речи и некоторые навыки поведения, необходимые в процессе речевого общения. С младшего возраста воспитатель должен формировать у детей ласковый, приветливый тон в разговоре со сверстниками и взрослыми. Необходимо, чтобы ребенок умел разговаривать тихо, смотреть в лицо говорящему, держать руки спокойно, вежливо и без напоминания здороваться и прощаться, знать, что, здороваясь со старшими, не следует первым подавать руку. Больше внимания нужно обращать на выработку правильной позы ребенка в момент публичной речи: отвечая на занятия, он должен повернуться к детям лицом, не загораживать собой пособий, о которых идет речь; выступая со стихотворением или рассказом, не делать лишних движений (не раскачиваться, не переминаться с ноги на ногу, ни на что не облокачиваться и т. д.). Все эти навыки должны быть прочными.

Развитие речевого слуха и речевого дыхания. Ведущим анализатором в усвоении звуковой стороны речи является слух. С развитием ребенка постепенно развиваются слуховое внимание, восприятие шумов и звуков речи. Речевое дыхание — одна из основ голосообразования и речи (речь представляет собой озвученный выдох). Задача воспитателя — помочь детям преодолеть возрастные недостатки их речевого дыхания, научить правильному диафрагмальному дыханию. Особое внимание уделяется длительности и силе выдоха в процессе речи и бесшумному глубокому вдоху перед произнесением фразы. В каждой возрастной группе в том или ином объеме решаются все названные задачи.

Источник