Значение подвижных игр для гармоничного развития ребенка

тема ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО
ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.
Физическая культура занимает ведущее место в воспитании детей, и одним из важных ее разделов является подвижная игра. Игра занимает особое место в развитии ребенка дошкольного возраста. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребенком своего жизненного опыта.
Гармоничное развитие происходит при целостной, комплексной, сбалансированной реализации всех потенциальных возможностей человека. Одностороннее развитие губительно для личности и нередко граничит с психической и физической болезнью.
В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр – в их полноценной роли в физической и духовной жизни, значение в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно называть важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических, умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этетических ценностей общества. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью весельем, ощущением свободы. Различные по содержанию подвижные игры позволяют проследить разнообразие подходов к поиску путей гармоничного развития детей.
Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развиваются его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная ловкость ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.
Дети младшего дошкольного возраста подражают в игре всему, что видят. Однако в подвижных играх малышей, прежде всего, находит отражение не общение со сверстниками, а отражение жизни взрослых. Когда он вживается в образ, включаются механизмы эмпатии и, как следствие, формируются нравственно ценные личностные качества: сопереживания, соучастия, сопричастности. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр младших дошкольников носят сюжетный характер.
На пятом году жизни характер игровой деятельности детей меняется. Их начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт. Однако подражательность и имитация продолжают играть важную роль и в старшем возрасте.
Методика проведения подвижной игры направлена на воспитание эмоционального, сознательно действующего в меру своих возможностей и владеющего разнообразными двигательными навыками ребенка. Под доброжелательным, внимательным руководством педагога формируется творчески мыслящий человек, умеющий ориентироваться в окружающей среде, активно преодолевать встречающиеся трудности, проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, выдержку самообладание.
Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, способствует уравновешиванию процессов возбуждения и торможения.
Подбор подвижных игр зависит от условий работы каждой возрастной группы: общего уровня физического, умственного развития детей, их двигательных умений; состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных особенностей, времени года, режима дня, места проведения игр, интересов детей.
Подвижные игры классифицируются по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре:
игры большой подвижности
игры средней подвижности
игры малой подвижности.
Игры дошкольников, проводимые в целях физического воспитания, можно разделить на самостоятельные виды:
Сюжетные и бессюжетные подвижные игры – это игры с определенным сюжетом и установленными правилами. Здесь творческие действия играющих зависят от выполняемой роли. Правила творческих ролевых подвижных игр регулируют поведение детей в игре, уточняют ход самой игры. Другие игры не имеют зафиксированного сюжета.
Игры спортивного характера (элементы спортивных игр) связаны с овладением детьми среднего и старшего дошкольного возраста основами техники некоторых спортивных игр. Они обогащают двигательный опыт ребенка способами действий, необходимыми для участия в спортивных играх.
Игры с пением и хороводные чаще всего строятся на основе народных песен и плясок, они оказывают большое эмоциональное воздействие, способствуют плавности, ритмичности, выразительности движения детей.
Важно правильно организовать игру в отношении содержания, очередности выполнения заданий. Игра может быть проведена одновременно со всеми детьми или с небольшой группой. Педагог варьирует способы организации игр в зависимости от их структуры, характера и места проведения. Продумывает способы сбора ребят на игру и внесение игровых атрибутов.
Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально и продолжается 1,5 – 2 мин. Объяснение подвижной игры, дается после предварительной работы по формированию представлений об игровых образах.
Обязательность выполнения правил подвижной игры дисциплинирует детей, воспитывает волю. Необходимость самостоятельного выбора способа действия для достижения игровой цели стимулирует проявление самостоятельности, инициативы и других качеств личности.
В подвижных играх имеется широкая возможность общения педагога с детьми. Педагог рассказывает содержание игры, ее правила, дети узнают значения новых слов. Игры с текстом и пением способствуют активизации речевого общения.
В подвижных играх происходит разностороннее физическое развитие ребенка, поэтому игры систематизируют по видам основных движений:
с ходьбой и бегом
с ползанием и лазанием
с подпрыгиванием и прыжками
с бросанием (метанием) и ловлей
игры на ориентировку в пространстве.
Таким образом, подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире; развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально – волевых качеств.
Подвижные игры как средство физического воспитания способствуют оздоровлению ребенка благодаря проведению игр на свежем воздухе, а также активизируют творческую деятельность, самостоятельность, проявления раскованности, свободы в решении игровых задач.
Как метод физического воспитания подвижная игра способствует закреплению и совершенствованию движений ребека.
Литература
1. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. М.: Просвещение, 1973. – 26-27 с.
2.Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. – М.: ВАЛДОС, 2001. – 3с.
3. Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 4-5 с.
4. Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 8-9 с.
Источник
Надежда Борисовна Калитвенцева
Подвижные игры как средство гармоничного развития ребенка
«Подвижные игры, как средство гармоничного
развития ребенка»
Цель: раскрыть значимость подвижных игр.
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармоничного физического развития. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это прежде всего двигаться, действовать. Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развиваются его интеллект, фантазия, воображение формируются социальные качества.
При проведении подвижной игры создаются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся двигательных навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование качеств личности.
Игра относится к одному из важнейших средств физического воспитания детей. Она содействует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.
Разнообразные движения и действия детей во время игры, при умелом руководстве им, эффективно влияют на деятельность сердечно- сосудистой, дыхательной и других систем организма, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие и укрепляется здоровье ребенка. Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются навыки в основных видах движений (беге, прыжках, метаниях, лазанье, и др.) Постоянные и ежедневные упражнения в ходьбе, беге и т. д. и их повторы при игре позволяют быстрее развиваться и физически окрепнуть организму. Такая физическая активность способствует более раннему развитию организма ребенка в плане физическом и психическом. Ребенок учится жить и играть в коллективе. Играя в подвижные игры, дошкольник учится выслушивать правила игры, следовать им, внимательно относится к выполнению правил другими участниками общей игры, координировать свои действия с другими участниками. В игре начинается дружба, умение уступать и отстаивать свои позиции. Наибольшую пользу подвижные игры для дошкольников приносят застенчивым и необщительным детям, давая возможность преодолеть робость и раскрыться. Войдя в процесс игры, ребенок забывает о своих страхах и стеснении, раскрывают свои потенциалы общения. Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.
Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развиваются его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества.
Подвижные игры создают атмосферу радости, активные движения обусловленные содержанием игры вызывают у детей положительные эмоции. Именно подвижные игры создают эффективные условия для развития межличностных отношений ребенка дошкольного возраста. В подвижных играх ребенок может проявить свое бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему без оценочную эмоциональную вовлеченность в его действиях.
Для подвижных игр характерно нравственно-ценное содержание. Они воспитывают доброжелательность стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.
Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения и т. д. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т. д.
Большое влияние подвижные игры оказывают также на нервно-психическое развитие ребенка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.
Играм с мячом отводится особенно важная роль в работе с детьми. Ребенок, играя,выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает и так далее. Эти игры развивают глазомер, двигательные координационные функции, совершенствуют деятельность коры головного мозга. Отбивание мяча повышает настроение, снимают агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие.
Цели проведения подвижных игр дошкольников:
1 Оздоровительная – решает проблему качественного улучшения физического развития и физического состояния ребенка
2 Воспитательная – органически взаимосвязана с физическим и духовных развитием дошкольников; развитие нравственности, формирование эстетических взглядов и убеждений.
3 Образовательная – обучение естественным видам движений и развитие двигательных качеств.
Для реализации положительных результатов в формировании личности необходимо решение следующих задач:
1. Способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора подвижных игр соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.
2. Создавать условия для выполнения подвижных игр направленных на преодоление трудностей физического характера, терпение и выносливость.
3. Влиять на формирование чувства прекрасного, способствовать формированию осанки, ловкости, уверенности в движениях.
Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи надо решать в комплексе, только в таком случае каждая подвижная игра будет эффективным средством разностороннего физического воспитания детей.
Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывая необходимые волевые качества и физические способности. Для возникновения интереса к игре большое значение имеет путь к достижению игровой цели – характер и степень трудности препятствий, которые надо преодолевать для получения конкретного результата, для удовлетворения игрой.
Итак, подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
Источник
Юлия Курчина
Консультация «Подвижные игры, как средство гармоничного развития ребенка»
Подвижные игры как средство гармоничного развития ребенка.
Курчина Юлия Владимировна
Спортивные и подвижные игры как средство гармоничного развития ребенка
«Спортивные и подвижные игры, как средство гармоничного
развития ребенка»
Цель: раскрыть значимость подвижных игр.
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармоничного физического развития. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это прежде всего двигаться, действовать. Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развиваются его интеллект, фантазия, воображение формируются социальные качества.
При проведении подвижной игры создаются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся двигательных навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование качеств личности.
Игра относится к одному из важнейших средств физического воспитания детей. Она содействует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.
Разнообразные движения и действия детей во время игры, при умелом руководстве им, эффективно влияют на деятельность сердечно- сосудистой, дыхательной и других систем организма, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие и укрепляется здоровье ребенка. Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются навыки в основных видах движений (беге, прыжках, метаниях, лазанье, и др.) Постоянные и ежедневные упражнения в ходьбе, беге и т. д. и их повторы при игре позволяют быстрее развиваться и физически окрепнуть организму. Такая физическая активность способствует более раннему развитию организма ребенка в плане физическом и психическом. Ребенок учится жить и играть в коллективе. Играя в подвижные игры, дошкольник учится выслушивать правила игры, следовать им, внимательно относится к выполнению правил другими участниками общей игры, координировать свои действия с другими участниками. В игре начинается дружба, умение уступать и отстаивать свои позиции. Наибольшую пользу подвижные игры для дошкольников приносят застенчивым и необщительным детям, давая возможность преодолеть робость и раскрыться. Войдя в процесс игры, ребенок забывает о своих страхах и стеснении, раскрывают свои потенциалы общения. Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.
Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развиваются его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества.
Подвижные игры создают атмосферу радости, активные движения обусловленные содержанием игры вызывают у детей положительные эмоции. Именно подвижные игры создают эффективные условия для развития межличностных отношений ребенка дошкольного возраста. В подвижных играх ребенок может проявить свое бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему без оценочную эмоциональную вовлеченность в его действиях.
Для подвижных игр характерно нравственно-ценное содержание. Они воспитывают доброжелательность стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.
Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения и т. д. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т. д.
Большое влияние подвижные игры оказывают также на нервно-психическое развитие ребенка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.
Играм с мячом отводится особенно важная роль в работе с детьми. Ребенок, играя,выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает и так далее. Эти игры развивают глазомер, двигательные координационные функции, совершенствуют деятельность коры головного мозга. Отбивание мяча повышает настроение, снимают агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие.
Цели проведения подвижных игр дошкольников:
1 Оздоровительная – решает проблему качественного улучшения физического развития и физического состояния ребенка
2 Воспитательная – органически взаимосвязана с физическим и духовных развитием дошкольников; развитие нравственности, формирование эстетических взглядов и убеждений.
3 Образовательная – обучение естественным видам движений и развитие двигательных качеств.
Для реализации положительных результатов в формировании личности необходимо решение следующих задач:
1. Способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора подвижных игр соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.
2. Создавать условия для выполнения подвижных игр направленных на преодоление трудностей физического характера, терпение и выносливость.
3. Влиять на формирование чувства прекрасного, способствовать формированию осанки, ловкости, уверенности в движениях.
Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи надо решать в комплексе, только в таком случае каждая подвижная игра будет эффективным средством разностороннего физического воспитания детей.
Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывая необходимые волевые качества и физические способности. Для возникновения интереса к игре большое значение имеет путь к достижению игровой цели – характер и степень трудности препятствий, которые надо преодолевать для получения конкретного результата, для удовлетворения игрой.
Итак, подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
Источник