Значение подросткового возраста в развитии ребенка
Границы подросткового периода охватывают возраст от 11/12 до 14/15. Особое положение подросткового периода отражено в его названии «переходный», «трудный», «переломный», «критический». Основное содержание всех сторон развития — переход от детства к взрослости.
Важнейший фактор развития личности подростка — его собственная большая социальная активность, направленная на построение удовлетворительных отношений со взрослыми и сверстниками, на самого себя (проектирование своей личности, будущего).
Но процесс становления протекает неравномерно (гетерохронность). В подростке сочетается детство и взрослость, имеются существенные различия в степени развития разных сторон у сверстников.
Факторы, тормозящие развитие взрослости: сохранение социального статуса, зависимость от взрослых, резкая граница между детством и взрослостью, стремление родителей оберегать детей.
Факторы, взрослящие: поток разнообразной информации, занятость родителей, ранняя самостоятельность, акселерация.
Важность подросткового периода определяется тем, что в нем закладываются общие направления в формировании моральных и социальных установок личности.
Подростковый возраст считается критическим. Это обусловлено, во первых, качественными сдвигами (иногда ломкой прежних особенностей, интересов, отношений ребенка. Во вторых, происходящие изменения сопровождаются появлением у самого ребенка субъективных трудностей разного порядка, а также трудностей в его воспитании.
На протяжении почти всего ХХ века шел спор о роли биологических и социальных факторов в возникновении критических периодов. Например, С. Холл и Фрейд считали, что кризис подросткового возраста неизбежен, т.к. обусловлен биологическими факторами: перестройка энодокринной системы, скачок роста, пропорции тела приближаются к взрослым, увеличивается мышечная сила. Перестройка моторного аппарата сопровождается потерей гармонии, сердце растет быстрее, чем кровеносный сосуды — возможны нарушения, сердцебиения, утомляемость, головные боли. Утрачивается баланс в деятельности эндокринной и нервной системы — общая неуравновешенность, раздражительность, периоды апатии. Изменения в анатомии и физиологии подростка столь значительны, что для их описания используются такие выражения как «гормональная буря», «эндокринный шторм», «скачок роста» и т.д. Это влечет за собой: 1) ощущение собственной взрослости; 2) начало полового созревания — интерес к другому полу.
В ходе бурного роста у подростка может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Многие чувствуют себя неуклюжими из-за непропорциональности изменений. Рост, вес и внешность — источники тревоги подростков. Многие очень чувствительны к своему внешнему виду (у мальчиков: малый рост и физическая сила; у девочек: высокий рост, полнота).
Но психологи считают, что анатомо-физиологические изменения сами по себе не являются прямой причиной психологического развития подростков. Это изменения имеют опосредованное значение, преломляясь через отношение окружающих, сравнение себя с ними, культурные традиции взросления.
Американский антрополог М. Мид, изучавшая детей-аборигенов с о. Самоа, чтобы выяснить, что в человеке определяется природой, а что культурой, доказала несостоятельность представлений о неизбежности кризиса подросткового возраста и показала его социальную обусловленность.
Они выделили 2 типа перехода к взрослости: 1) непрерывный (в условиях сходства основных важных норм и требований к детям и взрослым переход происходит плавно, ребенок постепенно учится формам взрослого поведения). 2) наличие разрыва между тем, чему ребенок учится в детстве и тем, что ему необходимо для осуществления роли взрослого, характерное для высокоразвитой цивилизации, определяет трудности перехода.
Антропологи рассматривали подростковый возраст как период, когда ребенок находится в пути к своему месту в мире взрослых. В обществе существует группа детей и группа взрослых. Ребенок стремится перейти в группу взрослых и пользоваться их привилегиями. Однако взрослыми он еще не принят и находится в положении между группами. Степень трудности и конфликтов зависит от степени разрыва между взрослыми и детьми.
Взаимоотношения с окружающими.
Центральное и специфическое новообразование в личности подростка — возникновение у него представления о себе как уже не о ребенке, он начинает чувствовать себя взрослым, стремиться быть им и считаться.
Чувство взрослости — основное новообразование, выражающее новую жизненную позицию подростка по отношению к самому себе, людям и окружающему миру. Это проявляется в наличии собственной линии поведения, взглядов, оценок и их отстаивании, несмотря на несогласие окружающих.
Т.В. Драгунова выделяет несколько направлений в развитии взрослости.
- 1. Подражание внешним проявлениям взрослости: особенности поведения, качества, внешние характеристики, права и привилегии.
- 2. Ориентация на качества взрослого: умения, черты характера (сила, смелость, настойчивость и т.д.).
- 3. Взрослый как образец деятельности: становление социальной зрелости в сотрудничестве со взрослым, помощь взрослому в сочетании с его доверием — чувство ответственности, самостоятельности и т.д.
- 4. Интеллектуальная взрослость: стремление что-то знать и уметь по-настоящему. Потребность в знаниях, выходящих за пределы школьной программы — самообразование.
Претензии подростка на новые права распространяются, прежде всего, на всю сферу отношений со взрослыми. Существующий в детстве тип отношений (отражающий неравноправное положение ребенка) становится для подростка неприемлемым, не соответствующим его представлению об уровне собственной взрослости. Права взрослого он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности, т.е. на известное равноправие. Неудовлетворенность подростка отношением взрослых приводит к различным формам протеста, от грубости и непослушания до противопоставления себя взрослым.
Благополучная форма перехода к новым отношениям возможна, если взрослый сам проявляет инициативу и перестраивает отношение к ребенку. Однако сохранению прежнего типа отношений способствует ряд моментов: 1) неизменность общего положения подростка; 2) зависимость от родителей; 3) привычка взрослого к контролю; 4) сохранение детских черт.
В начале подросткового возраста складывается ситуация, чреватая возникновением противоречий, если у взрослого сохраняется отношение к подростку как к ребенку. Это отношение препятствует развитию социальной зрелости и вступает в противоречие с представлениями подростка о степени собственной взрослости. Именно это противоречие — источник основных проблем и трудностей в отношении взрослого и ребенка. Старые способы взаимоотношений ребенка со взрослыми постепенно вытесняются новыми, но какое-то время они сосуществуют. Это создает большие трудности и для подростка и для взрослых. Насколько безболезненно пройдет смена типа отношений зависит от того, кто является инициатором этой смены. При инициативе взрослого существует возможность избежать трудностей, если отношения строятся по типу дружеского сотрудничества, что позволяет подростку почувствовать себя в положении помощника, товарища взрослого. При инициативе подростка вероятность возникновения конфликтов выше и зависит от существующего у взрослого отношения к подростку еще как к ребенку или уже как к достаточно взрослому. Несовпадение в оценке степени взрослости у подростка и у взрослых способно породить конфликт. При этом, затягиваясь и превращаясь в хронический, он способен тормозить развитие личности, калечить ее (появление ответных агрессивно-деспотичных тенденций, лживости, приспособленчества и т.д.)
Источник
Как быстро летит время! И вот уже ваш ребенок вырос. Из маленького, пухленького, притягивающего восхищенные взгляды крохи превратился в холодного, все отрицающего подростка.
Отношения между родителями и детьми часто входят в крутое пике и становятся одной из первых проблем в подростковом возрасте.
«Я вас ненавижу! Отстаньте от меня! Оставьте меня в покое!» — подросток все больше отдаляется от вас, прячась за компьютером, телефоном, ища уединения.
Нет у меня контакта с дочерью: она запросто может нагрубить, нахамить. Абсолютно не слушается. А иногда она ангел во плоти, и всегда поможет, и ласковая, и нежная. Такое чувство, что две личности борются в одном человеке.
Я так старалась быть хорошей мамой, чтобы сыт, одет, игрушки, раннее развитие, рекомендации психологов, английский с пеленок, мелкая моторика, сказка на ночь… И все, «чтобы идеально»! Вся для него. Где потерялся этот недостающий пазл, без которого вся картинка счастливого «глянцевого» настоящего развалилась на мелкие части? И вдруг из послушного и спокойного мальчика вырос эгоист, холодный, как айсберг? Как справиться с чувством одиночества, недоумения, горечи и пустоты — почему это происходит со мной?»
Из историй обращения к психологу
Что происходит с детьми в подростковом возрасте? Почему они становятся иногда неуправляемыми? Как понять своего ребенка родителям и справиться со своими негативными чувствами?
Для ответа на эти вопросы мы обратимся к Системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Этот новейший подход к пониманию психики человека поможет нам точно разобраться в психических особенностях современных детей, объяснить причинно-следственные связи поведения и некоторых состояний подростков.
Значение подросткового возраста
Подростковый возраст ребенка считают в некотором смысле вторым рождением человека, которое начинается в 10─12 лет и продолжается до 15─16 лет. В этот период происходят серьезные физиологические изменения: быстрый рост трубчатых костей, мышечной массы, сердца, легких, перестройка работы внутренних органов, гормональные изменения. Меняется внешность подростка и ее значение для него.
А вот те изменения, которые происходят в психике подростка, непонятны ни ему, ни родителям. Отсюда и те недопонимания, разочарование и отчуждение в отношениях. Эти изменения обусловлены природой и должны состояться обязательно. Иначе подросток не сможет в дальнейшем реализовать свой потенциал в обществе.
Природой заложено так, что до завершения развития психических свойств ребенок находится под опекой родителей и должен получать чувство защищенности и безопасности от них. Но чтобы стать взрослым и самостоятельным, необходимо пройти процесс отрыва, который нарушает равновесие в психике подростка.
И чтобы выровнять психический баланс, ему необходимо включиться в социальную форму жизни. И уже самостоятельно создавать для себя чувство защищенности и безопасности в коллективе. Именно поэтому подростковый возраст имеет особенное значение в жизни ребенка.
Как бы ни вел себя подросток, что бы он ни говорил и ни делал, родителям важно взять штурвал управления в свои руки и сохранить отношения с ребенком. Установки, что он тоже взрослый, все понимает и уже несет ответственность, ошибочны и могут привести к непоправимым последствиям. Еще хуже, когда родители думают, что подросток ведет себя так назло, и начинают вести себя так же.
Психологические особенности подросткового возраста
Каждый ребенок рожден со своими психическими свойствами и особенностями, которые заданы, и их невозможно изменить. А вот развить их нужно обязательно до подросткового возраста.
Благодаря Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, каждый родитель сегодня сможет очень точно понимать уникальные психические свойства и особенности своего ребенка, которые определяются его векторами. Что такое норма и патология в состоянии вектора, как его правильно развивать, наполнять и реализовывать.
В период подросткового возраста, когда ребенок начинает пробовать свою самостоятельность, он тренирует развитые или неразвитые психические свойства в первую очередь на своих родителях, потому что пока еще они являются гарантом его безопасности. А он пока еще не очень уверен в своих психических силах, да и порой сам не знает, чего от себя ожидать. Как устроен мир взрослых, до конца ему непонятно тоже.
Например, ребенок с кожным вектором в подростковом возрасте начинает поздно возвращаться домой, нарушает все договоренности с родителями и заставляет их беспокоиться. А на вопрос: «Где ты был, почему так поздно?» — можно услышать раздраженный ответ: «Это вас не касается!»
Подросток с анальным вектором может начать в грубой форме критиковать родителей без явных оснований и очень прямолинейно. Может обнаруживать жестокость и упрямство.
У ребенка со звуковым вектором к подростковому возрасту начинает проявляться высокомерие.
Одновременно он может стать замкнутым, отгораживаться от взрослых и длительное время проводить за компьютером. Депрессия у подростка, которая свойственна только звуковому вектору, означает тяжелейший внутренний поиск ответов на вопросы о мироздании и смысле жизни. Родителям, не понимающим психики ребенка, легко спутать состояние подростковой депрессии с обычной ленью и нежеланием что-то делать.
Отсюда и неправильные действия могут только усугубить отношения с ребенком и его состояние.
Подросток со зрительным вектором способен проявлять истеричность и демонстративность, шантажировать своей жизнью. Чтобы реализовывать свое желание испытать сильные эмоции, привлечь внимание и выделиться из толпы, он может увлечься различными субкультурами (готы, эмо, аниме).
Конечно, первая реакция родителей — «с ребенком что-то не в порядке», и хочется вернуть все как было. Но в тех отношениях ребенок был полностью зависим от родителей, и попытки сохранить эту зависимость и вернуть отношения к послушанию чреваты только их ухудшением и невозможностью дальнейшей реализации ребенка.
Особенности развития в подростковом возрасте
Все изменения в поведении и состоянии ребенка в подростковом возрасте означают только одно — это естественный процесс взросления человека. И чем точнее были развиты психические свойства ребенка в период до наступления подросткового возраста, тем легче он проживается и ребенком, и родителями.
Понимание психических особенностей своего ребенка — это тот недостающий пазл, которого не хватает маме из примера, описанного выше. А еще один пазл — это эмоциональная связь с ребенком, которую важно создавать с самого раннего возраста. Это тот уровень доверия, благодаря которому в подростковом возрасте можно сохранить отношения и уберечь ребенка от непоправимых ошибок.
На самом деле подростковый возраст можно сравнить с теми первыми шагами, которые делает ребенок, учась ходить. Ведь мама сначала водит ребенка за ручку, сажает его в ходунки, оберегая от падения. Даже после первых шагов она всегда рядом и готова взять за руку. Затем малыш все увереннее ходит, узнает дорожки, улицы и вот уже бежит впереди мамы. А маме приходится его догонять.
Все то же самое происходит с психикой ребенка в подростковый период. Сначала он делает первые шаги в мир взрослых решений, зная, что мама рядом, и рассчитывая получить от нее чувство защищенности и безопасности. Но во взрослой жизни не ходят за ручку с мамой.
Поэтому все больше и больше ребенок стремится к самостоятельным решениям и реализации своих психических свойств. Отпуская мамину руку как гарант безопасности, осторожно или с разбегу — зависит от его психических свойств — он вступает во взрослую жизнь, все больше приобретая уверенность.
Как вы думаете: почему, когда ребенок делает первые шаги, мама радуется и счастлива, гордится и хвалит своего малыша? А когда ребенок делает первые шаги в психической самостоятельности — обижается, испытывает разочарование и недоумение?
Потому что психика ребенка или любого другого человека скрыта от наших глаз. Без специальных знаний мы видим и оцениваем в другом человеке только свои психические свойства, то есть смотрим на другого через себя.
И маме с анальным вектором ее ребенок с кожным вектором будет казаться неправильным, потому что гиперактивный, неусидчивый, невнимательный. А все попытки приструнить и «подогнать» под свои свойства вместо необходимого развития и наполнения приведут только к невротизации и далее, в подростковом возрасте, — к серьезным проблемам в поведении.
Особенностью психики является то, что она не передается по наследству. Поэтому, чтобы не ощущать одиночество, горечь и пустоту, а точно знать, какие же свойства нужно развивать в своем ребенке, и стать счастливой, уверенной мамой, приглашаем вас на бесплатные вводные онлайн-лекции по «Системно-векторной психологии» Юрия Бурлана.
«…Ему стало понятно то, что с ним происходило и почему, все прояснилось за час нашего разговора. Он спросил меня, как и откуда я все это знаю. «Сынок, эти знания я получила на лекциях по системно векторной психологии». «Мам, передай им от меня большое спасибо, нет, просто огромное!» Переполненный чувствами и эмоциями, утомленный, он вырубился, а когда через полчаса проснулся, то уже напевал себе под нос какую-то мелодию.
А еще несколько часов назад он был в состоянии несвязной речи. Вот такую силу имеет это знание.
С тех пор наши отношения стали особенными, полными взаимопонимания, мы можем часами разговаривать о жизни, о смысле и предназначении, о политической обстановке и манипулировании, он задает вопросы и как губка впитывает все мои ответы и рассуждения. Недавно мне сказал: «Ты знаешь, а ведь мало кто из моих друзей может вот так разговаривать со своими родителями, как мы с тобой» — и еще: «Благодаря тебе и твоей поддержке я понимаю, чем мне надо заниматься в жизни»
Евгения П., Актобе, Казахстан
«… Я верю — у нас все получится!!! Что может быть более дорогого в жизни родителей, если не их дети? Спасибо, Юрий! Разве же это называется «получать немного больше наслаждения»? Вы не просто вернули нам сына. Вы открыли нам всем глаза, открыли нам самих себя, показали весь мир вокруг во всех его проявлениях. И научили понимать, а значит любить всех…»
Наталья П., Самара
Авторы:
Светлана Малютина, учитель музыки
Светлана Козловская, психолог
Корректор Анна Катаргина
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел: Психология — все о детях
20 Сен, 2018
Комментариев:
2
Просмотров:
898
Теги: Всё о детях психология
Источник
Запросы «Подросток» и «Отрочество» перенаправляются сюда; см. также другие значения терминов Подросток и Отрочество.
Подростко́вый во́зраст[1] — период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослостью.
Культурно-историческая природа подросткового возраста[править | править код]
Подростковый возраст как отдельно рассматриваемая стадия в развитии человека существовал не всегда.
Филипп Ариес пришёл к выводу, что в Европе до XIX века отсутствовало понятие той возрастной категории, которую сегодня принято называть отрочеством. Ариес полагал, что это понятие появляется лишь в конце XIX века, когда юность становится основной темой в литературе, к ней проявляют внимание моралисты и политики[2].
Причиной возникновения подросткового возраста стала необходимость этапа подготовки к взрослому возрасту. Социальная и технологическая организация общества настолько усложнилась, что для успешного вхождения в мир взрослых необходим ещё один возрастной период[3][уточнить].
Периодизация подросткового возраста[править | править код]
Советский психолог Д. Б. Эльконин[4] выделял два периода в эпохе подростничества: младший подростковый возраст (12—14 лет) и старший подростковый возраст (ранняя юность) (15—17 лет).
Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12[5] до 17[5] лет).
Согласно терминологии Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА), подростки — лица в возрасте 10—19 лет (ранний подростковый возраст — 10—14 лет; поздний подростковый возраст — 15—19 лет)[6]. По данным ООН, на 2011 год в мире насчитывалось более миллиарда подростков[7].
Распространённое сейчас слово тинейджер[8] происходит от англ. teen — составной части в названиях чисел от 13 до 19, и англ. age — возраст, то есть тинейджер — буквально, лицо в возрасте 13—19 лет.
Задачи развития в подростковом возрасте[править | править код]
Подростковый возраст[9] полон противоречий. Д. Б. Эльконин выделял возникающее у подростков чувство взрослости и тенденцию к взрослости. Однако желание быть взрослым вызывает сопротивление со стороны окружающих. Ребёнком он уже себя не ощущает, а взрослым пока тоже не может стать.[4]
Также существует разрыв между половым созреванием и социокультурным развитием. По множеству психологических и физиологических характеристик подросток соизмерим, но не равен взрослому[10].
В этот период перед подростком стоит задача самосознания и самоопределения в системе ценностей и отношений между людьми.
Р. Хевигхерст выделяет следующие направления развития:[11]
- В связи с половым созреванием и физическими изменениями подростку необходимо построить новый телесный образ «Я», сформировать полоролевую идентичность;
- Важно развить навыки межличностного общения, вхождения в группу сверстников;
- Построить новые отношения в семье на основе эмоциональной независимости и автономии при сохранении материальной и психологической поддержки
- Развитие абстрактного мышления;
- Формирование системы ценностей и жизненной философии;
- Самоопределение в области образования и профессии;
- Подготовка к семейной жизни.
Физические изменения и половое созревание[править | править код]
В 12—17 лет у подростков усиливаются вторичные половые признаки. У девочек появляются менструации. К 12—15 годам у мальчиков начинается рост волос на лице, теле, подмышечных впадинах, возникают поллюции — первый признак полового созревания юношей.
В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, лёгких, кровоснабжении головного мозга. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.
Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я»[2].
Психическое развитие в подростковом возрасте[править | править код]
Согласно Д. Б. Эльконину, каждый возрастной период характеризуется социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью и психическими новообразованиями.[4]:42
Социальная ситуация развития[править | править код]
В этом возрасте на первый план выходит общение со сверстником. Именно в общении формируются основные новообразования: возникновения самосознания, переосмысление ценностей, усвоение социальных норм. В этом возрастном периоде оценка сверстника становится важнее оценки учителей и родителей[10].
Повышаются требования как в школе, так и в семье. Однако часто подросток продолжает восприниматься в семье как ребёнок[12]. От этого многие конфликты. У подростка возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым[13].
Ведущая деятельность[править | править код]
В период раннего подросткового возраста общение со сверстниками становится источником развития[13].В общении со сверстниками подросток учится строить отношения и начинает анализировать себя. Появляется интерес к собственной личности.
Поворот на себя происходит также в учёбе. Подросток учится обращать внимание на собственные качества, сопоставляя себя с другими.
В старшем подростковом возрасте в качестве ведущей деятельности Д. Б. Эльконин выделял учебно-профессиональную деятельность как усвоение системы научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения.[4]
Новообразования[править | править код]
В отечественной психологии центральное новообразование подросткового возраста — самосознание — внутреннее ощущение себя индивидуальностью[14].
Д. Б. Эльконин говорил о чувстве взрослости как о центральном новообразовании.[4]:18
Согласно Л. И. Божович, в этот период жизни происходит изменение отношений подростка к миру и к себе. Подросток формирует своё мировоззрение, свои жизненные планы, что в конечном счёте позволит ему жить самостоятельно.[14]
Еще одно новообразование — самоопределение. Подросток начинает понимать себя и свои возможности, а также своё место в человеческом обществе и своё назначение в жизни.
В этом возрасте формируется формально-логический интеллект, дивергентное и гипотетико–дедуктивное мышление, рефлексия.[12][15][16]
Подростковые страхи[править | править код]
У подростков имеются детские (возрастные) страхи. Детский психолог А. И. Захаров отмечал, что по данным специального опроса среди подростков в возрасте 10—12 лет абсолютно преобладали природные страхи, а затем доминировали социальные страхи (их пик пришёлся на возраст 15 лет)[17]. Выделяют 5 видов социальных страхов у подростков в возрасте от 10—11 лет до 15 лет (или в возрасте от 11—12 лет до 16—17 лет)[18]:
- Страх «быть не собой», то есть стать кем-то другим;
- Страх провала, осуждения, наказания. Причина — перфекционизм или максимализм подростка, который склонен из единичного факта делать общие выводы без учёта индивидуальных особенностей человека и наклеивать «ярлык» «поражения» или «успеха» вне зависимости от затраченных усилий;
- Страх физических уродств. Подросток очень сильно переживает из-за постоянных изменений своей внешности в связи с половым созреванием и гормональными всплесками;
- Страх одиночества;
- Страх бесперспективности и невозможности самореализации.
Исследование, проведённое среди подростков в возрасте 13—14 лет (Костромская область) показало, что на возникновение социального страха у них большое влияние оказывает такой фактор, как место проживания (город или сельская местность)[19]. У городских подростков небольшой по численности жителей Костромы гораздо чаще встречались гелотофобия, страхи буллинга и одиночества, чем у их ровесников из малокомплектных сельских школ[19]. Зато сельские подростки Костромской области намного чаще испытывали страхи осуждения, общения с незнакомыми людьми и наказания[20].
Страх будущей самостоятельной жизни силён у российских подростков, воспитывавшихся в детском доме. Исследование, которое проводилось в детском доме № 4 города Комсомольск-на-Амуре показало, что воспитанники подросткового возраста боятся повторения судьбы своих «неблагополучных» родителей[21].
Подростковый возраст в различных концепциях развития[править | править код]
Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона[править | править код]
Э. Эриксон в своей концепции выделяет подростковый возраст как ключевой в развитии эго-идентичности. По мнению автора, идентичность — это чувство непрерывной самотождественности, целостности, последовательности и уникальности собственной личности.
Молодые люди в период подросткового возраста осуществляют выбор в некоторых жизненных сферах: профессиональное самоопределение, формирование мировоззрения, принятие определённой гендерной и социальной роли. Они активно ищут и экспериментируют, формируя некую целостность, которую Эриксон назвал «первой истинной идентичностью»[22].
Операциональная концепция развития интеллекта Ж. Пиаже[править | править код]
В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Ж. Пиаже выделяет в этом возрасте стадию формальных операций. Постепенно умственные операции превращаются в единую целостную структуру.
Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. Подросток может оперировать гипотезами, анализировать абстрактные идеи. В этом возрасте развивается логическое мышление[15].
Концепция Л. И. Божович[править | править код]
По мнению Л. И. Божович, все прежние отношения ребёнка к миру и к самому себе перестраиваются. У подростка развивается самосознание и самоопределение.
Формирование самосознания происходит через анализ подростком своей деятельности и своих поступков, в первую очередь анализ учебной деятельности и взаимоотношений со сверстниками.
К концу школы происходит самоопределение подростка, связано оно в первую очередь с выбором профессии. Самоопределение основывается на сложившихся интересах и стремлениях, с учётом возможностей и внешних обстоятельств, опирается на мировоззрение подростка[14].
Подросток в современном мире[править | править код]
Авторы доклада ЮНИСЕФ «Положение детей в мире» (2011) отмечают[23], что подростковый возраст — важный этап развития человека. Ведь именно во втором десятилетии жизни ярко проявляются бедность и неравенство. У молодых людей из бедных слоев общества меньше шансов на получение образования. Они чаще подвергаются насилию. Они привлекаются к тяжёлому труду, их принуждают к ранним бракам. В развивающемся мире у девушек вероятность выйти замуж в возрасте до 18 лет в три раза выше, чем в богатых странах. Ранние браки сопровождаются высокой материнской и детской смертностью, а также нищетой и бедностью. Большинство сегодняшних подростков — 88 % — живут в развивающихся странах. Многие из них сталкиваются с огромными трудностями.
Согласно отчёту Всемирной организации здравоохранения о состоянии здоровья подростков в разных странах мира[24], молодые люди из этой возрастной категории чаще всего сталкиваются с депрессиями, именно поэтому третьей наиболее распространённой причиной смерти подростков является суицид, который опережают только ДТП и ВИЧ/СПИД. Депрессия также является ведущей причиной подростковой заболеваемости и нетрудоспособности. В отчёте отдельно отмечается, что в тех странах, где наиболее развит Интернет, выявлена прямая связь между самоубийствами подростков и так называемым кибербуллингом — жёсткой травлей в интернете, которая регулярно уносит жизни все большего числа школьников и студентов.
См. также[править | править код]
- Подростковый кризис
- Ребёнок
- Юность
- Молодёжь
- Подростковая сексуальность
- Подростковая беременность
- Возрастная периодизация
- Переходный возраст
Примечания[править | править код]
- ↑ ГРАМОТА.РУ — справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» | Словари | Проверка слова
- ↑ 1 2 I. Отрочество: исторический подход / Кле М. Психология подростка // Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Фролов Ю. И.. — М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — С. 103—140.
- ↑ Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций.. — Москва: Айрисс-пресс, 2005. — 238 с.
- ↑ 1 2 3 4 5 Д. Б. Эльконин. Избранные психологические труды. — Москва: Педагогика, 1989.
- ↑ 1 2 Большой толковый словарь русского языка подросток // / С. А. Кузнецов. — 1-е. — СПб.: Норинт, 1998.
- ↑ Возрастные границы отрочества и юности не жестки
- ↑ Информационный центр ООН в Москве — Пресс-бюллетень Архивировано 20 сентября 2012 года.
- ↑ ГРАМОТА.РУ — справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» | Словари | Проверка слова
- ↑ Портрет современного подростка XXI века (на материалах СМИ). www.metodichka.org. Дата обращения 29 января 2017.
- ↑ 1 2 Л. С. Выготский. Педология подростка. — Москва, 1929.
- ↑ R. J. Havighurst. Developmental tasks and education. — 3rd. — New York: Longman, 1953.
- ↑ 1 2 А. А. Реан. Психология человека: от рождения до смерти. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — С. 319—396. — 656 с.
- ↑ 1 2 Л. Ф. Обухова. Детская Психология. — Москва: Юрайт, 2013. — С. 359—390. — 460 с.
- ↑ 1 2 3 Л. И. Божович. Личность и её формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер Пресс, 2009. — С. 275—304. — 400 с.
- ↑ 1 2 Ж. Пиаже. Избранные психологические труды. — Москва: Просвещение, 1969. — С. 659.
- ↑ Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е издание. — Спб: Питер, 2012. — С. 492—556. — 940 с.
- ↑ Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб.: Союз, 2000. — С. 90 — 91
- ↑ Петрова М. В. Ресурсы социально-культурной деятельности детских общественных организаций в преодолении социальных страхов у подростков // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. — С. 712
- ↑ 1 2 Самохвалова А. Г. Социальные страхи как фактор затрудненного общения городских и сельских подростков // Ярославский педагогический вестник. — 2016. — № 2. — С. 149—150, 152
- ↑ Самохвалова А. Г. Социальные страхи как фактор затрудненного общения городских и сельских подростков // Ярославский педагогический вестник. — 2016. — № 2. — С. 154
- ↑ Опевалова Е. В., Ишутинова Т. М. Страхи и опасения воспитанников детского дома // Проблемы психологической безопасности человека в социально нестабильной среде. — 2007. — № 1. — С. 118—119
- ↑ Э. Эриксон. Идентичность: юность и кризис. — 1968.
- ↑ Положение детей в мире. 2011 // ЮНИСЕФ, 2011
- ↑ Социальные детерминанты здоровья и благополучия подростков. Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья. // Отчёт ВОЗ, 2009—2010.
Источник