Значение пластилина для развития ребенка

Значение пластилина для развития ребенка thumbnail

Лепка из пластилина. Какую роль играет она в жизни каждого ребенка? С чего следует начинать и как подготовиться к занятиям?

Польза игр с пластилином для детей

В чем польза лепки из пластилина для детей?

Многие родители даже не подозревают, что лепка имеет огромное значение в развитии малыша. Он учится владеть своими руками, самостоятельно создавать различных персонажей. Пластилин — самое доступное средство для детей, которое вызывает интерес и способствует всестороннему развитию как в техническом плане, так и психологическом, например:

Развитие мелкой моторики

Мелкая моторика — способность выполнять руками точные и скоординированные движения. Развитие этого навыка дает возможность ребенку научиться управлять кистями рук. В этом процессе участвует непосредственно нервная система и зрительная. Когда малыши начинают обращать внимание на окружающие предметы, необходимо давать трогать их, так появляется первый опыт общения и познания окружающей среды. Лепка помогает усовершенствовать подобный навык.

Развитие творчества и воображения

В работе с пластилином включается воображение и творческое мышление. Малыш придумывает различные новые образы или воспроизводит знакомые. Подробнее знакомится с различными формами. Учится сочетать цвета. Кроме этого, при разминании пластилина, происходит массаж некоторых точек на ладошках и пальцах, непосредственно связанных с отделом мозга, отвечающего за интеллект. Таким образом закладывается фундамент для умственного развития.

Развитие координации глаз и рук

Ловкость рук во взрослой жизни помогает не только расширить горизонт профессий, но иногда спасти жизнь. Важно ребенку как можно раньше и лучше развить координацию движений и зрительную память. Это поможет улучшить скорость реакции. Лепка с пластилином «связывает» координацию глаз и рук, дает толчок для усовершенствования навыка.

Успокаивающее и терапевтическое воздействие

Занятия лепкой не терпят суеты. Они успокаивающе действуют на нервную систему. Если ребенок гиперактивный, не может усидеть на месте и нескольких минут, регулярные занятия с пластилином помогут ему научиться быть более терпеливым, усидчивым, упорным и доводить начатое дело до успешного завершения.

Социализация

Трудно поверить, но обычная лепка из пластилина способна изменить поведение ребенка. Когда он воспроизводит окружающий мир в деталях, то учится более терпимо относится к взрослым, сверстникам, животным, природе. Приобретает навыки строить более тесные социальные связи, активнее общаться. Особенно актуально такое занятие для проблемных деток.

Интересное занятие

Не стоит лишний раз напоминать, что лепка из пластилина — приятное и интересное времяпрепровождение. Когда малыш немного овладеет техникой, то сможет дольше заниматься. Будет создавать героев из мультфильмов, своих друзей, домашних любимцев или новых персонажей.

С какого возраста ребенка можно познакомить с пластилином?

Некоторые специалисты рекомендуют начинать осваивать основы лепки еще с 1 года. Другие, советуют не раньше 1,5-2 лет. В этом возрасте еще трудно объяснять, что кушать пластилин нельзя, то применять для лепки лучше смеси на натуральной основе. С 4-5 лет уже можно ребеночку показать как делать простые фигурки, постепенно обучая более сложным манипуляциям.

С чего начать лепку из пластилина

Прежде всего познакомить ребенка с новым для него материалом на ощупь. Потом научить малыша разминать пластилин в руках. Отщипывать кусочки. Раскатывать «колбаску», колобки, формировать лепешки, баранки. Все занятия лучше проводить в игровой форме. Придумать сказку или использовать готовую, знакомую ребенку, и создать несколько персонажей попроще, например, колобка. Разрешать играть с ним. Можно знакомить таким образом с животным миром, водным или с другими окружающими предметами.

Что необходимо подготовить к занятиям

Чтобы расширить возможности ребенка и сделать занятия более интересными, необходимо приготовить специальные инструменты:

  • Доску. Может быть деревянной или пластиковой.
  • Пластиковый нож. Обычно продается вместе с набором пластилина, если нет, то отдельно купить в специализированной точке. Помогает отделять куски необходимой величины и декорировать готовые изделия.
  • Пластиковые формы для выдавливания.

При занятиях лепкой, у ребенка должно быть свое постоянное рабочее место, хорошо освещенное. Он привыкнет там заниматься и потом самостоятельно убирать. Можно пошить или купить «рабочую» одежду — фартук, нарукавники. Столик и пол застилать клеенкой, чтобы не запачкать.

Польза игр с пластилином для детей

Как сделать пластилин в домашних условиях

Начинать лепить не обязательно из дорогих видов пластилина, можно приготовить заменитель в домашних условиях:
Смешайте в кастрюльке стакан поваренной соли, такое же количество воды и пол чашки пшеничной муки. Поставьте на слабый огонь и, помешивая варите до однородной эластичной консистенции. Когда немного остынет, добавляя понемногу муку, замесите плотное тесто, такое, чтобы держало хорошо форму.
Если хотите, чтобы ребенок научился лепить и полюбил это занятие, не оставляйте его одного, составьте компанию. Не обязательно часами сидеть, просто поиграйте минут 15-20, но вместе.

Источник

Консультация для родителей                                                                             «Значения лепки в развитии личности ребенка»

     Лепка из пластилина – увлекательное и полезное занятие, которое положительно влияет на умственное и физическое развитие ребенка. Занятия лепкой способствуют развитию воображения, пространственного и образного мышления, памяти и творческих способностей.      

     Специалисты рекомендуют начинать заниматься с ребенком  уже с годовалого возраста, поскольку чем раньше малыш станет работать пальчиками, тем быстрее он будет развиваться, лучше говорить и думать.

     Техника лепки богата разнообразием, но при этом она доступна даже для маленького ребенка. Под чутким руководством родителей ребенок может научиться делать предметы как простые по форме, так и сложные, состоящие из нескольких фигур. Создавая поделки из пластилина, ребенокребенок анализируетформы и размеры фигур, сравнивает их, выделяя сходства и различия. Сделанный с помощью лепки предмет можно потрогать, повертеть, посмотреть на него со всех сторон, чего нельзя, к примеру, стем же предметом, изображенном на бумаге.

     Каждый ребенок – это маленький творец, который может создать свой собственный пластилиновый мир, населенный его сказочными персонажами ипредметами. Из одного кусочка пластилина можно создать бесконечное множество образов. Вот, например, из одного шарика пластилина можно сделать забавного колобка или пуговицу. А можно слепить рыбку или, изменив немного рыбку, птичку.

      Пластилин — универсальный материал, который даёт возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы. Техника лепки доступна детям дошкольного возраста во всём богатстве и разнообразии способов. Пластилин достаточно пластичен, он имеет яркую, красивую цветовую гамму, что позволяет смешивать его между собой, получая новый цвет.

     Глина является экологически чистым материалом для лепки, она гибкая, обладает прочностью, хорошо принимает любую краску, это ещё и прекрасный лечебный материал, целительные свойства которого используют не только в медицине, но и в науке. Например, В. Оклендер – автор книги «Окна в мир ребёнка» (руководство по детской психотерапии) рекомендует использовать глину для снятия нервного напряжения у детей, страхов, негативных эмоций, агрессии, а также для создания положительного состояния у детей.

     Солёное тесто — один из самых доступных и дешёвых материалов. Искусство лепки из солёного теста стало в наши дни чрезвычайно популярным, особенно у детей. Солёное тесто легко приготовить самим. Смешиваем 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды и 2 столовые ложки растительного масла. При желании в тесто можно добавить пищевые красители. Высушенную поделку можно раскрасить гуашью.

     Как правило, игрушки, сделанные собственными руками, ребенок еще больше любит и бережно к ним относится. Каждая поделка – это частичка фантазии ребенка выражение его внутреннего мира. Психологи отмечают, что занятия лепкой благоприятно воэдействуют на эмоциональное состояние ребенка. Такие дети более спокойные, дружелюбные и общительные. Лепка из пластилина – это залог развития всесторонне развитой личности, поэтому лепите  со своими ребенком  и знакомьте его с волшебным миром пластилина.

Знакомство с материалом для лепки

      Существует широкий выбор всевозможных материалом для лепки. Прежде всего это пластилин, обладающий различными качествами, а так же разные виды глины и пластики. Для лепки с детьми самым подходящим материалом является пластилин, так как он мягок, пластичен, имеет много цветов и его можно использовать многократно.

     Пластилин изготавливают из очищенного и размельченного порошка глины, с добавлением сала, воска и других веществ, которые препятствуют засыханию материала. Изначально в промышленном производстве был пластилин только серого цвета, позже к нему стали добавлять краски, и сейчас мы можем наблюдать разнообразие всемозможных оттенков.

Существует несколько разновидностей пластилина:

  • Обычный детский пластилин на глиняной и восковой основе. Лучше всего подходит для работы с  маленькими  детьми, так как входящий в состав пластилина воск делает массу податливой, она легко разминается детскими пальчиками.
  • Флуоресцентный пластилин. Обладает яркими, насыщенными красками. Такой пластилин хорошо отталкивает воду и светится в темноте.
  • Шариковый пластилин. Состоится из множества маленьких шариков,  которые соединены между собой безвредной клейкой массой. Поверхность поделок из такого пластилина получается зернистой, что позволяет скрыть мелкие дефекты фигуры. Цвета легко смешиваются друг с другом. Шариковый пластилин бывает трех видов: крупнозернистый незастывающий, крупнозернистый застывающий, мелкозернистый.
  • Плавающий пластилин. Это вид пластилина не тоне в воде, не высыхает, пригоден для многократного использования. Из него можно сделать кораблики, морских обитателей и т.д. Для того чтобы поделки лучше держались на воде, рекомендуется делать их с широким основанием.
  • Умный пластилин. Этот вид пластилина уникален тем, что принимает любую форму и меняет свое состояние в результате кинетического воздействия. Его можно мять, резать, растягивать. Если такой пластилин ударить о пол, то он отскочит как мячик. Он не имеет запаха, не прилипает к рукам, и его можно мыть.
  • Скульптурный пластилин. Обладает прекрасными пластическими качествами. Для изготовления скульптурного пластилина используют восковую массу с добавлением минеральных пигментов и наполнителей. Подходит для выполнения проработки отдельных деталей. По своей структуре он тверже, чем обычный пластилин, поэтому не очень подходит для работы с маленькими детьми, так как для них проблематично размять кусок такого пластилина.

                              Рабочее место маленького художника

     Чтобы создать творческую атмосферу и заодно приучить ребенка к порядку при работе с пластилином, необходимо организовать его рабочее место.

     На столе, где будет работать ребенок, не должно быть ничего лишнего, кроме тех материалов и инструментов, которые могут понадобиться ему в процессе лепки. Обязательными принадлежностями являются: материал (пластилин), рабочая одежда, доска и стек.

                                Основные требования:

  1. Чтобы не испачкать стол пластилином, его следует накрыть клеёнкой и газетой. При этом ребенок должен работать на специальной доске, которая не только защищает стол, но  и является важным рабочим инструментом.
  2. Рабочее место должно быть хорошо освещено, чтобы ребенок не напрягал глаза и тем самым не портил себе зрение.
  3. Чтобы защитить одежду во время лепки, лучше всего надеть на ребенка специальный фартук или использовать одежду, которую не жалко испачкать.
  4. Чтобы пластилин не прилипал к рукам, они должны быть слегка влажными. Для этого на рабочем столе следует поставить чашку с небольшим количеством теплой воды и положить рядом тряпочку.

     Занятия лепкой воспитывают терпение, усидчивость, аккуратность, умение планировать и доводить начатое дело до конца. Все эти навыки пригодятся не только в школе, но и помогут ребёнку стать гармоничной и творческой личностью.

Источник

Екатерина Копанова
Лепка из пластилина, как один из факторов развития ребёнка

Е. А. Копанова

МБДОУ «ДСКВ №68» г. Братск

Лепка из пластилина, как один из факторов развития ребёнка.

Лепка является одним из любимых видов деятельности детей. Заниматься ею можно как дома, так и в детском саду. Благодаря занятиям происходит познание детьми окружающего мира, что доставляет им особое удовольствие. Так что же такое «пластилин»?

Пластилин — искусственный пластичный материал для лепки. Делают его из глины, парафина и других веществ, препятствующих высыханию, после окрашивают в различные цвета. Это прекрасный поделочный материал для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Немного истории.

По одной из версий, создателем пластилина является Джо Маквикер, который изготовил вещество, предназначенное для чистки обоев. Однажды Джо принёс образец массы своей родственнице, работавшей в детском саду. Как мы можем догадаться – детям масса очень понравилась. Эта пластилиновая основа вначале была только белого цвета, но чуть позже, уже в промышленном производстве, в массу стали добавлять краску — и пластилин стал цветным.

В 1955 году в мире случился настоящий бум на пластилин. Благодаря большому спросу, Джо Маквикер в 27 лет стал миллионером.

Значение лепки в развитии ребенка трудно переоценить. Занятия пластилином способствуют развитию мелкой моторики рук. Это, в свою очередь, необходимо для развития и повышения интеллекта ребенка. Ведь чем больше он работает пальчиками, тем быстрее развивается, лучше говорит и думает. Ребенок, уже знающий геометрические фигуры, знакомится с объемной формой предмета. Создавая поделки из пластилина, он учится анализировать формы и размеры, наблюдает, сравнивает, выделяет черты сходства и различия предметов по размеру, по расположению в пространстве.

Пространственное и образное мышление, внимание, воображение — процессы, способствующие всестороннему развитию.

Занятия лепкой одновременно является и занятием по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином воспитатель ведёт непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем ребенок вступает в диалог с игрушечным персонажем. Занятия – это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей. Малыши знакомятся с окружающим миром, применяются варианты обобщения, даются знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении, развивается фантазия и творчество.

Лепка из пластилина — один из основных обучающих предметов в детском саду. Малыши с большим удовольствием лепят фигурки человечков и животных, разнообразные фрукты, цветы и многое другое. Воспитатели в детском саду должны научить деток отображать не только объемную форму предмета, но и другие характерные для него показатели, например, цвет. Маленький человек приобретает представление таких понятий, как пропорция. Вылепляя своими руками яблоко, апельсин или снеговичка малыш понимает, что все эти предметы круглые. Для их создания необходимо сделать шарик. Так развивается умение обобщать предмет и форму. Появляется также понимание разницы форм – столешница прямоугольная, а апельсин круглый. Лепка формирует точность движений, улучшает глазомер и конструктивные навыки. А гиперактивным деткам добавляет спокойствия и усидчивости, учит их концентрироваться.

Пластилин – это уникальный материал. Он не сохнет, не прилипает к рукам. Его мягкость зависит от температуры и интенсивности работы. Пластилин бывает самых разных цветов, и он практически вечен! Дети любят работать с этим материалом, потому что он всегда разный и интересный. Пластилин можно ломать, рвать, размазывать, тянуть, мять – полный набор тактильных ощущений!

. Как видите, лепка из пластилина способствует всестороннему развитию ребёнка дошкольного возраста, поэтому на занятиях в детском саду этой дисциплине уделяется особое внимание.

Не забывайте: Работа с пластилином для ребенка – очень трудоёмкая, требует усидчивости, усилий, но природа детей такова, что они физически не могут выдержать долго сидеть на одном месте, поэтому в процессе занятия не пренебрегайте разминочками, и уж, конечно, если ребенок хочет отвлечься, побегать – позвольте ему это. Ему самому будет интересно, потом вернуться к занятию – ведь самое главное – это результат! Ставьте акцент на результат работы.

В заключении хочу отметить, что лепка – важное занятие для малышей, которое благотворно влияет на нервную систему в целом. Польза от занятий лепкой огромна. Лепите вместе с детьми, лепите чаще, лепите с радостью, лепите на здоровье!

Литература:

Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. Скрипторий 2003. Тюфанова И. В. «Мастерская юных художников». — СПб., «Детство-Пресс», 2002.

Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. / О. А. Новиковская. — М.: АСТ;СПб: Сова, 2006

Ткаченко Т. Б. Лепим из пластилина / Т. Б. Ткаченко, К. И. Стародуб. — Ростов-на-Дону.: Издательство «Феникс», 2003

Источник

 «Значение лепки в развитии личности дошкольника»

С уважением, воспитатель гр. «Улиточка»  Окатьева Елена Ивановна

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Скульптор И.Я.Гинцбург говорил о значении лепки следующее: «… В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика  в  математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета…. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного – тела от приставных частей – все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки».

Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом.

 И вы, родители, даже не подозреваете, к какой удивительной, развивающей и полезной деятельности приобщается ваш ребёнок.

 Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами). С этой точки зрения технику лепки можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Чем раньше ребёнку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками. А когда ребёнок начинает понимать, что из одного комка он может создать бесчисленное количество образов — лепка становится любимым занятием на долгие годы. Важную роль в этом увлекательном процессе играет взрослый, выступающий не пассивным наблюдателем, а непосредственным его участником, который может дать совет, своевременно похвалить, разъяснить непонятное. Не забывайте, что ведущей формой творческой деятельности ребёнка является игра, которая может изменить отношение детей к тому, что кажется на первый взгляд простым и обычным. Лепка – очень важное занятие для ребенка, которое развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов, благотворно влияет на нервную систему в целом. В общем, польза от занятий лепкой огромна.  

Практически все дети очень любят лепить и используют для этого все подходящие материалы – от песка на детской площадке до теста для маминого печенья. А зимой детям предоставляются большие возможности для работы со снегом – лепка снежков, снеговиков, снежных скульптур, барельефных фигур, сказочных героев. Занятие лепкой  не только увлекательно, но и полезно.  Польза для родителей очевидна: ребенок в течение длительного времени занят делом, не носится, не бесится, не смотрит в папин планшет и не рисует на обоях. Польза для детей гораздо существенней:

        Для умственного развития

   — когда ребенок разминает пластилин (или другой материал)  в руках, создает из него детали разных форм, присоединяет их друг к другу, сплющивает, вытягивает, развивается мелкая моторика рук, что напрямую влияет на развитие речи,  координацию движений, память и логическое мышление;

   — когда ребенок концентрируется на своем занятии, он учится терпению и усидчивости;

   — когда ребенок двумя руками катает шарик или колбаску, у него работают оба полушария мозга, укрепляются межполушарные связи, что в свою очередь способствует развитию внимания и саморегуляции.

     Для здоровья и эмоционального состояния

   — регулярные занятия спокойными играми способствуют нормализации сна и понижению чрезмерной активности, уменьшают возбудимость и раздражительность;

   — занятие  лепкой связано с целой гаммой чувств: от тактильных ощущений, восприятия цвета и запаха до сложных внутренних состояний – волнения, интереса, радости  от того, что все получается и огорчения, если ожидания не совпадают с результатом;

   — психологи активно используют лепку как одно из направлений арт-терапии, которая обращается к внутренним скрытым самоисцеляющим ресурсам ребенка.

     Для развития личности

— лепка знакомит детей с понятиями формы и цвета. Дает опыт тактильного восприятия на уровне «мягкий-твердый», «теплый-холодный»,  «мокрый-сухой»;

— лепка играет существенную роль в эстетическом воспитании ребенка и развитии у него чувства прекрасного;

— помимо основных моторных навыков, лепка развивает целеустремленность, усидчивость и аккуратность.

Почему все дети любят лепить, зачем современному ребёнку лепка, из каких материалов, что и как лепят дети? На одни вопросы можно найти общий ответ, на другие — очень сложно потому, что каждый ребёнок воспринимает мир и лепит его по-своему. Способности к творчеству развиваются в лепке даже при минимуме материалов. Так какой же материал можно использовать для лепки?

Глина является экологически чистым материалом для лепки, она гибкая, обладает прочностью, хорошо принимает любую краску, это ещё и прекрасный лечебный материал, целительные свойства которого используют не только в медицине, но и в науке. Например, В. Оклендер – автор книги «Окна в мир ребёнка» (руководство по детской психотерапии) рекомендует использовать глину для снятия нервного напряжения у детей, страхов, негативных эмоций, агрессии, а также для создания положительного состояния у детей.

Солёное тесто — один из самых доступных и дешёвых материалов. Искусство лепки из солёного теста стало в наши дни чрезвычайно популярным, особенно у детей. Солёное тесто легко приготовить самим. Смешиваем 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды и 2 столовые ложки растительного масла. При желании в тесто можно добавить пищевые красители. Высушенную поделку можно раскрасить гуашью.

Пластилин. Некоторым родителям может показаться, что пластилин – весьма «опасный» для домашней обстановки материал: липнет ко всему и оставляет жирные пятна, не говоря уже о том, что ребенок может просто проглотить его. Спешим разуверить: пластилин – это отличный материал для творчества, который просто надо научиться правильно использовать.

 Пластилин нужно выбирать хорошего качества; он не должен быть ни слишком твердым, ни слишком мягким и тянущимся. Если пластилин липнет к рукам, то лепить из него трудно — попробуйте сами. А если он слишком твердый, то детям трудно его размять, да и детали могут разваливаться. Маленьким детям ни в коем случае нельзя давать пластилин с фруктовым запахом. Если желтый пластилин пахнет лимоном, оранжевый — апельсином, а красный — клубникой, то малыш будет не лепить, а облизывать его, а это совсем не то, чему мы хотим его научить. Техника лепки доступна детям дошкольного возраста во всём богатстве и разнообразии способов. Пластилин достаточно пластичен, он имеет яркую, красивую цветовую гамму, что позволяет смешивать его между собой, получая новый цвет. Он хорош тем, что не требует специальной обработки перед лепкой, имеет широкую цветовую гамму. Для передачи выразительности образа можно пользоваться стекой – специальной палочкой с заостренным концом и широким основанием. Обычно она продается в комплекте с пластилином. На занятиях по лепке можно использовать скалки для раскатывания пластилина, а также трафареты – формочки для выдавливания разных фигур.

. Вживаясь в образ маленького скульптора, ребёнок учится творить и создавать работы, в которых проявляется и художественный вкус, и смекалка, развивается фантазия, воображение, пространственное мышление. При этом ребёнок работает кончиками пальцев, что влияет на развитие мелких мышц кисти. Специалистами давно уже доказано, что развитие младшего дошкольника находится на «кончике его пальцев».

     «Рука – это вышедший наружу мозг человека» — говорил И.Кант, А лепка в данном случае – это не только занимательное занятие, это и массаж, и развитие пальцев рук, что напрямую связано с развитием речи ребенка и его творческих способностей.

      Занятия лепкой воспитывают терпение, усидчивость, аккуратность, умение планировать и доводить начатое дело до конца. Все эти навыки пригодятся не только в школе, но и помогут ребенку стать гармоничной и творческой личностью.

Источник