Значение пения в развитии ребенка

Наталья Иваева
Пение и его роль в музыкальном развитии ребенка

Пение и его роль в музыкальном развитии ребенка.

Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство. Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь.

Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот мир музыки, надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности. Надо прежде всего воспитывать у ребенка музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Развитие музыкального вкуса и эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем. Музыкальные способности дошкольника – это, прежде всего, способность переживать музыку, способность создавать образы музыкальных произведений и выражать их средствами музыкальной и художественной деятельности. Музыкальные способности проявляются у дошкольников уже в раннем возрасте. В 5-6 лет ребенок накапливает специальные исполнительские навыки и умения. Именно в старшем дошкольном возрасте с развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают свойственную эстетическую окрашенность.

Дети любят петь. Поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умения искренне, глубоко выражать свои чувства, переживания. Песня сопровождает жизнь ребенка с самого раннего возраста. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. Выразительное исполнение песен помогает более ярко и углубленно переживать их отношение к музыке, к окружающей действительности. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так как знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

Пение является самым доступным видом детского музыкального исполнительства. Психологи, педагоги отмечают проявления попыток пения у малышей уже на первом году жизни. В пении активно развиваются музыкальные способности ребенка. Пение развивает эстетическое восприятие, эстетические чувства, оно расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы. Пение способствует развитию речи ребенка: обогащается его словарный запас, совершенствуется дикция ребенка, подвижность артикуляционного аппарата. Пение оказывает положительное воздействие на психофизическое состояние ребенка, освобождая его от внутренней напряженности. Отечественные физиологи В. М. Бехтерев, И. П. Павлов обосновали взаимосвязь между певческой деятельностью и изменениями общего состояния организма ребенка: доказано влияние пения на изменение кровообращения, дыхания и других физиологических процессов организма. Современные исследователи в области музыкальной психологии рассматривают пение как одну их активных форм музыкотерапии, воздействующей на формирование различных эмоциональных состояний ребенка.

В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка. Влияние пения на нравственное развитие выражается, с одной стороны, в том, что в песнях передано определенное содержание и отношение к нему, с другой – пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, отраженные в песнях. Пение рассматривают как средство укрепления организма дошкольников. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Певческая деятельности способствует формированию правильной осанки.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольников.

Источник

Консультация для родителей «Значение пения в развитии ребенка»

Уважаемые родители!

Пение — один из важнейших видов музыкальной деятельности детей. У ребёнка голосовой аппарат развит ещё слабо, голосовые связки ещё

тонкие и короткие. Преобладает головной резонатор, поэтому детский голос

не сильный, но звонкий.

 В работе над пением большое внимание необходимо уделять охране детского голоса и голосовых связок.

Человеческий голос – чрезвычайно нежный и тонкий инструмент, а детский голос особенно хрупок. Детский организм в отличие от взрослого находится в постоянном развитии, и голосовые связки тоже соответственно развиваются. Вот почему детский голос нуждается в особом, бережном отношении.

       Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте не только не вредно, но и полезно. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое не форсированное  пение укрепляет здоровье детей. Важно следить, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звука, не говорили слишком громко. Для этого взрослые сами не должны громко говорить. Крик, шум портят голос, притупляют слух, отрицательно влияют на нервную систему ребёнка

Что такое голос? Как он возникает?  У нас в горле есть голосовые связки – складки. Когда они смыкаются, возникает звук – голос. А если не беречь горло, напрягать его постоянной болтовнёй, есть мороженое после горячего чая или долгого бегания, складки воспаляются и голос получается грубым, сиплым.

Нарушение голоса – это отсутствие или расстройства фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата, помимо основных дефектов голоса – утраты силы, звучности, искажений тембра – отмечаются голосовое утомление различные субъективные ощущения: комок в горле, постоянное першение с потребностью откашляться, давление и боли.

Нарушения голоса весьма распространены как у взрослых, так и у детей.

Максимальное число детей с патологией голосового аппарата выявлено в возрастной группе от 5 до 8 лет. Дети с повышенным темпераментом, со склонностью к командованию общительны, много разговаривают и кричат, и к вечеру голос у них «садится», иногда полностью исчезает, вследствие чего общение с окружающими затруднено, отмечаются напряжение и спазмы шейных мышц, набухание вен шеи, возможна одышка. При появлении у ребенка охриплости, продолжающейся несколько дней, необходимо ограничить голосовую нагрузку и исключить все травмирующие ребенка факторы. Стараться, чтобы дети меньше плакали, раздражались. В этот период нельзя петь. В начальной стадии болезни эти меры чаще всего помогают. При большей длительности заболевания необходимо обратиться к врачу – отоларингологу.

Для предупреждения голосовых расстройств очень важна охрана голоса детей и соблюдение правил гигиены.

Как охранять детский голос, детские голосовые связки? — Нельзя петь на улице в сырую, холодную погоду. В детском саду учим детей говорить и петь спокойны тоном, без крика — что тоже важно для предохранения голосовых связок от перенапряжения. Кроме того, это требование культурного поведения. Поэтому дома надо требовать от детей того же.

Следует учить детей  уметь правильно сморкаться, делать полоскания горла.

Полоскания закаляют горло ребёнка. Каждое утро, почистив зубы, надо набрать глоток воды в рот, и запрокинув назад голову, произнести протяжно  следующие  звуки: А-а-а,  Э-э-э, И-и-и, О-о-о, У-у-у. Звуки нужно произносить поочерёдно: на каждый новый глоток воды – новый звук. Так закаляется горло (это как обливание холодной водой) и прочищаешь его, удаляя остатки пищи.

Лучшими средствами закаливания являются воздух, солнце и вода. К методам закаливания следует отнести активное пребывание детей на воздухе в любую погоду, спортивные игры, катание на санках, коньках, лыжах, физическую работу на открытом воздухе (сгребание снега, постройка снежных сооружений и т.д.)

Для профилактики голосовых расстройств необходимо также своевременно проводить санацию патологических очагов. К нарушению голосообразования могут приводить аденоидные разрастания, увеличение носовых раковин при хронических ринитах, заболевания околоносовых пазух, кариозные зубы, нередко способствующие развитию хронических заболеваний миндалин, ларингиты, тонзиллиты.

При соблюдении правил охраны голоса пение является своеобразной гимнастикой, которая способствует правильному развитию грудной клетки, регулирует функцию сердечно-сосудистой системы. Однако воспитание правильных навыков  и естественное развитие детского голоса должны быть основаны на законах возрастной физиологии. У детей голосовой аппарат и голосовая мышца еще не полностью сформированы, слабо развиты дыхательный аппарат и резонаторная функция. Необходимо строго следить за голосовой нагрузкой, не следует перегружать выступлениями, а самое главное – не форсировать голос ребенка. Необходимо выбирать песни ограниченного диапазона соответственно возрастным показателям и состоящие из небольших музыкальных фраз. Текст песен должен быть доступен пониманию детей, опираться на имеющиеся у них представления и образы. Понимание текста песни заставляет детей прислушиваться к звучанию и таким образом приучаться различать музыкальную выразительность. Крикливое пение в диапазоне, не соответствующем детскому голосу, вызывает перенапряжение голосового аппарата, что может привести к нарушениям голоса.

На состояние голоса влияет и питание. Острая пища, содержащая пряности, много соли и уксуса, раздражает слизистую оболочку горла, ухудшает голос. Крайне отрицательно влияет табачный дым.

Обязательно надо следить, что бы в жизни ребенка было достаточно тишины. Использовать радио и ТВ, аудио и видео, компьютер очень разумно, не перегружая ребенка. И было бы не плохо если бы вы собрали небольшую фонотеку –кассеты, диски- записи доступные детям музыкальных произведений, детских песен. Этот репертуар и будет основой формирования хорошего музыкального вкуса. Замечательный композитор и музыкальный воспитатель детей и юношества Д. Б. Кабалевский много раз в своих выступлениях подчеркивал необходимость приобщить детей к серьезной, классической музыке Он сказал «Не может быть развитого человека, который любил бы «легкую» музыку». К большим серьезным чувствам нас приобщают М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Л. И. Бетховен, Э. Григ — все выдающиеся музыканты. Совместное слушание музыки способствует сближению детей и родителей, появлению общих интересов.

Соблюдение описанных профилактических мер позволит  детям сохранить здоровье голосообразования.

Как может осуществиться помощь родителей в музыкальном развитии детей? Когда ребенок приходит из детского сада, обязательно спросите его, чем он занимался в садике, что делали на музыкальном занятии, что нового он узнал, какие новые песни выучил, попросите его спеть. Когда дети приходят в гости друг к другу, поощряйте исполнение ими стихов, песен, плясок.

Пожалуйста, берегите голос вашего ребёнка! Он  принесёт Вам много радости!

Источник

Елена Трухачева
Значение пения как вида музыкальной деятельности в общем развитии детей дошкольного возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №11 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Значение пения, как вида музыкальной деятельности, в общем развитии детей дошкольного возраста»

Подготовила:

Музыкальный руководитель

Трухачева Е. Ю.

Люберцы, 2019

Пение – чрезвычайно важный раздел работы по музыкально-творческому развитию детей, так как в процессе пения у них развивается внимание, память, речь (обогащается пассивный и активный словарь, звуковая культура речи).

Способность к пению проявляется в раннем возрасте, поэтому так важно уделять этому виду музыкальной деятельности особое внимание.

Звук детского голоса отличается мягкостью, «серебристостью», головным звучанием и ограниченностью силы звучания голоса. Дети имеют небольшой голосовой диапазон, в силу возрастных особенностей. Очень важно научить детей дошкольного возраста пользоваться своим голосов правильно.

Общие проблемы при пении дошкольников – это неточное интонирование, крикливая манера пения, открытый звук и невнятная дикция.

Педагогу следует помнить, что в дошкольном детстве вокальные органы только начинают формироваться. Поэтому очень важен принцип – «Не навреди!». Обучение пению должно вестись планомерно, постоянно, со строгой постепенностью, начиная с самых элементарных приёмов усвоения того или иного навыка.

Обучение «чистому» пению следует начать с диагностики певческих данных детей, в процессе которой педагог определяет чисто поющих детей и «гудошников».

Далее следует организовать пение по подгруппам, в процессе которого сравнивают пение чисто поющих детей и детей со слабой координацией между слухом и голосом. Постепенно к чисто поющим детям добавляют «гудошников», которые подстраиваются слухом и начинают петь чище.

Большое значение имеет то, как дети рассаживаются во время пения: ближе к педагогу садятся более слабые дети, а подальше — чисто поющие дети. Главное, чтобы дети с неустойчивым навыком чистоты интонации были в зоне «чистого» пения – между педагогом и чисто интонирующими детьми. Это им поможет подстроится ухом и голосом.

Педагогу важно уделить внимание охране ещё хрупкого и слабого голоса детей: нельзя петь громко, нежелательно исполнять песни, не соответствующие диапазону голоса детей (ре1 – до2).

Кроме того, пение способствует развитию эмоциональной сферы дошкольников, они способны чувствовать и передавать различный характер и настроение песни.

Коллективное пение способствует ранней социализации детей, умению согласовывать свои действия с действиями других (умение действовать по образцу на основе подражания, выполнять указания взрослого).

К пению детей приобщают не только на музыкальных занятиях, но и во время повседневной жизни группы (например, пение воспитателя сопровождает игры или бытовые режимные моменты – умывание, одевание и т. д.)

К песням для детей предъявляются следующие общепринятые требования: они должны быть доступными, яркими, образными, и главное, они должня нравиться детям, и взрослым.

В работе по пению с детьми четвёртого года жизни наблюдаются следующие проблемы:

— чаще всего малыши поют говорком, т. е. не умеют протяжно исполнять песню;

— у детей небольшой диапазон голоса (2-4 звука);

— большинство детей не поют, а подпевают отдельные слоги и слова.

Развитие творчества у детей в пении проявляется в импровизации простейших мотивов в процессе ролевых игр. Например, напевание колыбельной кукле или мишке, сопровождение импровизации в пляске пропеванием весёлой мелодии и т. д.

У многих детей пятого года жизни остаются проблемы со звуковой культурой речи. В работе над певческой дикцией педагог формирует навык произношения безударных гласных в конце слов (краснуЮ, белуЮ и т. д.). для более эффективной работы над дикцией педагог использует игровые артикуляционные упражнения, голосовые игры. Важно побуждать детей петь не только на занятиях, но и в свободных играх.

С детьми 5-6 лет продолжается работа над дальнейшим развитием вокально-хоровых навыков.Совершенствуется певческая дикция: педагог автоматизирует навык правильной артикуляции не только безударных гласных в конце слов, но и согласных звуков в конце слов (дети часто их «проглатывают»).

Анатомо-физиологические особенности детей шестого года жизни способствуют развитию дыхания. Важно правильно развивать певческое дыхание, учить детей петь протяжно, пропевая все слова. Продолжительность музыкальной фразы – 5-6 секунд (небльшая музыкальная фраза, которую нужно спеть на одном дыхании). Диапазон голоса детей расширяется (до1 – си1).

Физиологическое и психологическое взросление детей седьмого года жизни даёт возможность организовать работу по пению уже на новом уровне. Важно продолжить работу над развитием певческого дыхания, умение петь протяжно, пропевая все слова песни. Продолжительность музыкальной фразы – до 5-6 секунд. Диапазон голоса расширяется (до1 – ре, ми2).

Эффекты правильного певческого воспитания выражаются в том, что у детейседьмого года жизни сформированы элементарные вокально-хоровые навыки: они поют естественным голосом, удерживая непродолжительную фразу на дыхании, правильно артикулируя все звуки, чисто и слаженно передавая мелодию песни.

А главное – дети любят петь, могут исполнять свои любимые песни не только на занятиях, но и в других ситуациях, а так же в свободное время

Источник

Воспитательное значение пения в детском саду

«Как бы ни были совершенны струны, они не могут произвести

то же впечатление на  слушателя,что и голос,

который исходит прямо из души, как дыхание,

и приносится на поверхность посредством ума и голосовых органов тела».

Шушарджан С. В.

С самого рождения ребенок, постигая мир, получает ряд впечатлений, среди которых есть и музыкальные. Одним из первых способов освоения мира ребёнком является художественная деятельность. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он отличает музыку из всех получаемых впечатлений, сосредотачивает на ней свое внимание, оживляется, прислушивается, радуется, подпевает взрослому. Кроме того, музыка предоставляет взрослым богатые возможности для общения с ребенком и создает основу для эмоционального контакта между ними. Не удивительно, что с древних времён музыку использовали как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого с ребенком, создает основу для эмоционального контакта между ними.

Голос ребенка — естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Поэтому, пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовать творческие, сюжетные игры. Нередко пением сопровождаются и другие виды музыкальной деятельности: танец, хоровод, игра на детских музыкальных инструментах.

Песня — яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путем информация.

Современные программы по музыкальному воспитанию для дошкольных образовательных учреждений отмечают, что целью музыкальных занятий является воспитание у дошкольников музыкальной культуры как части их духовной жизни. Воспитывая в детях любовь к музыке, развивая их музыкальные способности, музыкальный руководитель способствует осознанному отношению к ней.

Музыку издавна называют «языком чувств», ни одному виду искусства не доступно столь глубокое проникновение в душевный мир людей, не подвластна такая тонкая передача всей многообразной гаммы чувствований человека в их движении, развитии.

В музыкальном произведении получают воплощение мысли, чувства, настроения человека. Музыкальный образ передает общий характер явлений действительности через выражение передаваемых этими явлениями эмоций конкретных людей, конкретного народа. Поэтому и музыка каждого народа имеет свои отличительные качества, связанные с общественно-историческими условиями жизни, с особенностями художественного мышления данного народа.

Работа по музыкальному воспитанию ребенка, по обучению его пению — дело ответственное. Чтобы обучить детей сольному ансамблевому и хоровому народному пению и научить преодолевать трудности в исполнении песенного фольклора, необходима система.

На музыкальных занятиях навыки пения прививаются детям постепенно, по известному принципу — от простого к сложному. Основой репертуара, для обучения ребят должны быть произведения детского музыкального фольклора, так как они хорошо знакомы детям.

Игровые и плясовые песни — образно яркие, напевные, поэтичные. Исполняя с детьми эти песни, можно устраивать импровизированные хороводы и пляски, выделяя прежде всего ярко выраженное игровое начало. Пение — наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Они любят петь. Поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умения искренне, глубоко выразить свои чувства и переживания.

Пение знакомит детей с национальными традициями народа, с его песенным прошлым. Систематическое их исполнение способствует эстетическому воспитанию, развитию у детей художественного вкуса, побуждает чувство любви к Родине, к родной природе.

Песня обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи.

Простота построения мелодии, яркая образность, юмор создают желание петь даже у самых застенчивых и малоактивных детей. Народные песни вызывают положительные эмоции у ребенка. Иногда при одном только упоминании названия песни лица у детей освещаются улыбками, и они с удовольствием исполняют ее. В работе над протяжностью звука что может быть лучше, чем народная песня, ведь широкая напевность характерна для всех жанров песен — от протяжной до плясовой.

Надо расширять репертуар и за счет современных песен, доступность музыки и текста которых способствует быстрому усвоению мелодии, развивают музыкальность. Приобщение детей к современной песне имеет большое значение для их умственного и нравственного развития.

При разучивании песен важно помнить, что качество исполняемой песни играет большую роль в процессе ознакомления детей с музыкальным произведением, воспитывает эстетический вкус. Но ребенок только тогда почувствует прелесть песни, когда у него будет развит музыкальный слух и привиты навыки чистого интонирования, когда он осознает, что его голос сливается с другими детьми, когда у него появится желание петь не только на занятиях, но и в повседневности.

Богатые песенные традиции, доставшиеся нам по наследству, традиции уникальные, потеря которых невосполнима, нуждаются в защите и восстановлении. Только ребенок с его чистой душой, девственным слухом и творческим мышлением может освоить великую музыкальную культуру — песенную традицию своего народа, развить в себе такой талант.

Влияние пения можно разделить на прямое и косвенное.
К прямому влиянию относятся те эффекты, которые происходят в теле или психике человека непосредственно под воздействием пения. К косвенному (опосредованному) мы относим те, которые возникают под влиянием настроения, возникающего в результате голосового музицирования.

Интересно отметить тот факт, что пение одновременно действует на различные стороны нашей личности и независимо от возраста способствует выработке энергии, являющейся движущей силой эмоционального и психофизического развития. А значит, пение гармонично и всесторонне влияет на развитие человека в целом.

Влияние пения на физическое развитие ребенка

Под влиянием пения развиваются и укрепляются дыхательная, сердечно-сосудистая, пищеварительная и нервная системы, что в дальнейшем благотворно сказывается на поддержании жизненных функций, в том числе связанных с мускулатурой тела.

Дети, как правило, естественным образом сочетают пение с определенным движением тела, подчеркивая ритм песни. Такая природная склонность, правильно используемая мудрым родителем или воспитателем, ведет к усовершенствованию тела и формированию правильной осанки.

Повышение внимания к качеству звука во время пения предотвращает болезни гортани и возникновение узелков, которые могут появиться при крике.

Влияние пения на развитие речи

Влияние пения на развитие речи заслуживает отдельного внимания, так как это влияние просто огромно. Прежде всего, когда поют взрослые, они являют ребенку прекрасную форму общения, которая столь привлекательна, что побуждает малышей к собственным попыткам спеть что-либо. Кроме того, пение в замечательной игровой форме расширяет их словарный запас и выразительные возможности. К тому же сам ритм песни оказывает стимулирующее действие на развитие речи, опираясь на естественные потребности ребенка, связанные с физиологическим ритмом организма, а также с тем, что было невероятно близким ему в самом начале его жизни – в утробе матери.

Также при этом формируется культура высказывания собственных мыслей и взаимопонимания между людьми.

Влияние пения на психическую сферу

Пение оказывает заметное влияние на выплеск эмоций, улучшение настроения, возникновение чувства безопасности и смелости в проявлении себя. Дети, которые поют, веселее, спокойнее и смелее. Кроме того пение улучшает внимание (концентрацию), память и воображение, одновременно формируя потребности более высокого порядка, связанные с культурным уровнем человека.

Пение – это также отличное средство для снятия любого психического напряжения, возникающего в том числе при страхах и тревоге, а также агрессии.

Пение приносит эмоциональную разрядку и способствует выходу накопившихся эмоций, как приятных, так и неприятных, благодаря чему ребенку легче сохранить гармонию и душевное равновесие. Конечно, нелегко уговорить «кипящего гневом» ребенка присоединиться к совместному пению, но попробовать стоит, потому что результаты окажутся необычными и неожиданными.

Особо необходимо подчеркнуть необыкновенную роль колыбельных, которые поются вместе с ребенком перед сном, они расслабляют тело, снимая напряжение, облегчают последствия различных ощущений, суммарно накопленных в течение дня, и укрепляют эмоциональную связь ребенка с его родителем.

Но благодаря совместному пению можно улучшить отношения не только с родителями. Тот же эффект наблюдается и в группе детей, которые часто поют вместе. В таких группах, как правило, меньше ссор и драк, безболезненно проходит притирка характеров, дети плодотворнее сотрудничают в других областях и их настроение созвучно настроению всей группы.

Пойте на здоровье!

Источник