Значение опытно экспериментальной деятельности в развитии ребенка
Мария Сергеева
Консультация «Значение экспериментирования в развитии ребёнка»
Экспериментирование — деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.
Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т. п.
СВЯЗЬ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время, чем глубже ребёнок изучит объект, в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.
Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой — экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.
Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
ВИДЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет — не тонет, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности.
По способу применения эксперименты можно классифицировать по разным принципам:
Классификация наблюдений и экспериментов
1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:
— опыты с растениями;
— опыты с животными;
— опыты с объектами неживой природы;
— опыты, объектом которых является человек.
2. По месту проведения опытов:
— в групповой комнате;
— на участке;
— в лесу, в поле и т. д.
3. По количеству детей:
— индивидуальные (1—4 ребенка);
— групповые (5—10 детей);
— коллективные (вся группа).
4. По причине их проведения:
— случайные;
— запланированные;
— поставленные в ответ на вопрос ребенка.
5. По характеру включения в педагогический процесс:
— эпизодические (проводимые от случая к случаю);
— систематические.
6. По продолжительности:
— кратковременные (от 5 до 15 минут);
— длительные (свыше 15 минут).
7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
— однократные;
— многократные, или циклические.
8. По месту в цикле:
— первичные;
— повторные;
— заключительные и итоговые.
9. По характеру мыслительных операций:
— констатирующие (позволяющие увидеть какое — то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);
— сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
— обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
10. По характеру познавательной деятельности детей:
— иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);
— поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);
— решение экспериментальных задач.
11. По способу применения в аудитории:
— демонстрационные;
— фронтальные.
Источник
Роль и развитие
опытно — экспериментальной деятельности
у детей дошкольного возраста
Роль развития опытно — экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста очень велика. Детское экспери-ментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей. Экспериментальная деятельность наряду с игровой является ведущей деятельностью ребёнка дошкольника, ведь недаром китайская пословица гласит:
» Расскажи — и я забуду,
покажи — и я запомню,
дай попробовать — и я пойму «.
Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Для успешного развития необходимо уделять больше внимание на создания условий, активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы » как? » и » почему ? «, удовлетворить присущее ему любопытство. Ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом отношения воспитателя с детьми строятся на основе партнёрства, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Это подтверждают многочисленные примеры. Например: многие дети плохо пьют молоко. Разрешить эту проблему поможет Зайка — Любознайка, который вместе с детьми может создать замечательные напитки, добавив в молоко, по выбору, сироп, варенье, джем. На прогулке юные исследователи решают другие важные проблемы: что произойдёт со снегом в помещении, как освободить бусинки из ледяного плена и т. п.
Дошкольники учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы. Большую радость, удивление дети испытывают от своих маленьких открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию практикуются задания детям, в которых, проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя — куклы.
Дети младшего возраста отличаются любопытством и любознательностью, у них хозяином Уголка может быть Зайчик — Любознайчик, который хочет всё узнать и всем интересуется.
Занятия с элементами экспериментирования с детьми среднего возраста часто строятся на стремлении вызвать удивление от открытий, поэтому их гостями могут быть Хрюша — Удивлюша, Утёнок — Удивлёнок .
Дети старшего возраста задают много вопросов:
» Отчего? «, » Почему ? «, » Зачем ? » вместе с ними этим может заняться озорная девочка Почемучка, живущая в их группе.
Эти » герои» могут участвовать в опытах и экспериментах, решать возникшие вопросы приносить интересные вещи юным исследователям. Вместе с детьми герои могут составлять правила работы с различным материалом.
Реализация задач по экспериментированию в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью для родителей необходимо проводить консультации, Дни открытых дверей, выпуски газет. Родители могут принимать участие в оснащении, пополнении необходимым материалом уголков экспериментирования. Удовлетворять познавательные интересы экспериментированием в домашних условиях.
Главная задача педагогов и родителей поддерживать интерес детей к исследованиям и открытиями.
Содержание исследовательской деятельности детей
в » Программе воспитания и обучения детей в детском саду «
Младшая группа
Работа с детьми направлена на создания условий для сенсорного развития, в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира.
В процессе формирования элементарных
исследовательских действий необходимо решать следующие
задачи:
1. Сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию ( ощупывание, восприятие на слух, запах …. Д / игра » Чудесный мешочек » )
2. Сравнивать сходные по внешнему виду предметы ( шуба — пальто, чай — кофе, туфли — босоножки;
Д / игра » Не ошибись » )
3. Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений
( Почему стоит автобус ? )
4. Активно использовать опыт практической деятельности,
игровой опыт ( Почему песок рассыпается ? )
Основное содержание исследований,
производимых детьми,
формирование у них следующих представлений:
1. О материалах ( песок, глина, бумага, ткань, дерево )
2. О природных явлениях ( ветер, снегопад, солнце, вода: игры со снегом (снег как одно из агрегатных состояний воды )
3. О мире растений ( способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений — гороха, бобов, семян цветов )
4. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки… )
В процессе экспериментирования
развивается словарь
детей за счёт слов.
1. Обозначающие сенсорные признаки
2. Свойства явления или объекта природы ( цвет, форма, ве-
личина; мнётся — ломается, высоко — далеко — низко,
мягкий — твёрдый — тёплый …. )
Материалы для организации детского
экспериментирования в группах
1 Пластиковые бутылочки разного размера
2. Разноцветные прищепки
3. Камешки разного размера.
4. Пробки ( разного цвета )
5. Пух, перья
6. Разноцветные резинки
7. Семена бобов, фасоли, гороха; косточки и скорлупа орехов
8. Упаковки от киндер сюрпризов
9. Вода и пищевые красителя
Средняя группа
Работа направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира.
Основные задачи:
1. Активное использование опыта игровой и практической
деятельности детей ( Почему лужи ночью замерзают, а днём оттаивают ? Почему мячик катится ? )
2. Группировать объекты по функциональным признакам
( обувь, посуда, Для чего она необходима ? С какой целью используется )
3. Классификация объектов и предметов по видовым признакам ( посуда чайная, столовая )
Формирование следующих представлений:
1. О материалах ( глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса )
2. О природных явлениях ( времена года, явления погоды,
объекты неживой природы — песок, вода, снег, лёд; игры с
цветными льдинками. )
3. О мире растений ( овощи и фрукты ), условия необходимых для их роста и развития ( свет, влага, тепло ), и животных ( как звери живут зимой и летом )
4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, …
5. О геометрических эталонах ( круг, прямоугольник, треугольник, призма )
6. О человеке ( мои помощники — нос, глаза, рот и т. д. )
В процессе экспериментирования
развивается словарь детей
1. За счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
2. Кроме этого, детей знакомят с происхождением слов
( сахарница, мыльница, хлебница )
Материал для организации
экспериментирования в группе
1. Бусины, пуговицы
2. Верёвки, шнурки, тесьма, нитки.
3. Винтики, гайки, шурупы
4. Фотоплёнка
5. Полиэтиленовые пакетики
6. Спилы дерева
7. Вата, ватин, синтепон
8. Глина, песок
9. Бумага разного сорта
Оборудование центров экспериментирования
Центры » Песок — вода » Центр » Кулинария «
1. Ёмкость разного размера 1. Мука, сахар, соль, сода
2. Мерные кружки 2. Пищевые красители
3. Воронка 3. Миксер
4. Лейки 4. Доски
5. Формочки 5. Тёрки
6. Опилки 6. Вилки, ложки ( пластмассовые
7. Камешки 7. Миски ( разного размера )
8. Вода, песок 8. Фартуки, колпаки, нарукавники
9. Трубочки 9. Ножи, подносы
10 Мыло 10. Пооперационные карты
11 Предметы из разных рецептов блюд
материалов: ( деревянные
катушки, палочки, резино-
вые мячики, игрушки, пласт-
массовые пуговицы, метал-
лические скрепки )
Центр » Наука и природа » Центр » Искусство «
1. Пластилин 1. Листы белой бумаги
2. Стеки 2. Листы цветной бумаги
3. Шишки 3. Цветной картон
4. Жёлуди 4. Клей кисточка для клея
5. Горох 5. Ножницы
6. Пшено 6. Акварельные краски, гуашь
7. Косточки плодов 7. Кисточки для красок
8. Растения и животные 8. Цветные карандаши, мелки
9. Оборудование для ухода 9. Разноцветные лоскутки
за растениями и животными тканей разных видов
10. Календари природы 10. Цветные нитки
11. Иллюстрированный 11. Губки поролоновые
материал
12. Д / игры по экологии 12. Зубные щётки
13. Дневники наблюдений 13. Пуговицы
за посадками 14. Трафареты
Центр » Литература » Манипулятивный центр
1. Книжки — самоделки 1. Мелкие предметы для счёта
и оборудование для их и группировки по разным
изготовления ( степлеры признакам
дырокол, тесьма, клей ) 2. Часы ( детские, будильник )
2. План — схема и модели 3. Цветные геометрические
для рассказывания фигуры
3. Лингвистические игры: 4. Счёты
» Я учу буквы «, » Чей до- 5. Шнуровка
мик ? «, » Волшебный поезд » 6. Разные виды логико- матема-
4. Дневники наблюдений за тических игр: » Логические пары «
посадками » Разбери узор «, » Что сначала,
что потом «, » Разбери картинку «
» Четвёртый — лишний «, » Учимся
считать «, » Запоминай — ка »
Старшая группа
Работа направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимозависимости объектов и явлений
Основные задачи:
Активное использование результатов исследования в практической ( бытовой, игровой ) деятельности
( Как быстрее построить прочный дом для кукол ? )
2. Классификация на основе сравнения:
по длине ( чулки — носки ),
по форме ( шарф — платок — косынка ),
цвету, орнаменту ( чашки одно — и разноцветные )
материалу ( платье шёлковое и шерстяное )
плотности, фактуре
( Д / игра: » Кто назовёт больше качеств и свойств ? » )
Формирование следующих представлений:
1. О материалах ( ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон )
2. О природных явлениях ( явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад, о времени ( сутки, день, ночь, месяц, сезон, год )
3. Об агрегатных состояний воды ( вода — основа жизни; как образуются град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга;
рассматривание снежинок в лупу )
4. О мире растений ( особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений — цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и др растений )
5. О предметном мире ( родовые и видовые признаки — транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный… )
6. О геометрических эталонах ( овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар )
В процессе экспериментирования
обогащается словарь детей
1. За счёт слов обозначающих свойства объектов и явлений;
2. Кроме этого, детей знакомят с этимологией слов
( сахарница, хлебница ),
омонимами ( многозначностью слов ( ключ, коса ));
синонимами ( красивый, прекрасный, чудесный );
антонимами ( лёгкий — тяжёлый ),
а также фразеологизмами ( » лошадь в яблоках » )
Материалы для организации детского
экспериментирования в группах.
1. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной формы и разного
объёма ( миски, стаканы, бутылочки )
2. Мерные ложки
3. Сита и воронки разного объёма и материала
4. Резиновые груши разного объёма
5. Формы для изготовления льда, контейнер для яиц, пластиковые
упаковки от конфет
6. Резиновые перчатки
7. Пипетки с закруглёнными концами, шприцы без игл
8. Трубочки, соломки для коктейля
9. Пищевые красители, растворимые продукты ( соль, сахар )
10. Взбивалка, деревянная лопатка, шпатели. Палочки от
мороженого
11. Природный материал ( ёмкости с землёй, глиной, песком )
12. Бросовый материал ( кожа, поролон, пенопласт )
13. Технические материалы ( гайки, шурупы ) в контейнерах
14. Прихваты, пинцеты с закруглёнными краями
15. Увеличительное стекло, микроскопы, пробирки
16. Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник
17. Часы механические, песочные
18. Календари ( отрывные, перекидные )
19. Свеча в подсвечнике
20. Бумага для записей, зарисовок, карандаши, фломастеры
21. Степлер, дырокол, ножницы
22. Клеёнчатые фартуки, нарукавники, щётка, совок
23. Тальк, детский крем
24. Тематический материал ( транспорт, океан, лес )
Оборудование центров экспериментирования:
Центр » Песок и вода » Центр » Искусство «
» Наука и природа «
1. Банки, бутылки, крышки 1. Акварель, гуашь
2. Бисер, стеклярус 2. Баночки, миски, палитры
3. Вёдра, тазы, ванночки 3. Бумага разного размера
4. Весы, воронки, 4. Восковые свечи
5. Галька, гравий 5. Газеты
6. Глобус, губки 6. Губки, штампы
7. Деревянные предметы 7. Дырокол, степлер
8. Детская посудка 8. Зубные щётки
9. Иллюстрированный материал 9. Клей, кисти
10. Календари погоды и природы 10. Коробки
11. Карта мира 11. Клубочки ниток, шерсти
12. Картотека опытов 12. Крупы, яичная скорлупа
13. Клеёнчатые фартуки 13. Ножницы
14. Коллекция ракушек 14. Обводки, трафареты
15. Коллекция семян 15. Обёрточная бумага
16. Кораблики 16. Пенопласт
17. Крупы 17. Пластилин, игровое тесто
18. Лупа, магниты 18. Пооперационные карты
19. Мерные стаканы, чашки, ложки 19. Пуговицы
20. Мелкие игрушки ( киндеры ) 20. Синтепон
21. Микроскоп 21. Старые журналы, книги
22. Монеты, железные предметы 22. Тряпочки, фломастеры
23. Большой детский атлас 23. Цветная бумага
24. Палочки, бруски, дощечки 24. Цветной картон
25. Песочные часы, пипетки 25. Цветные карандаши
26. Природный материал 26. Мелки
27. Пробки, крышки, пуговицы 27. Чернила, тушь
28. Сито, дуршлаг, мыло
29. Соль, сахар
30. Тёрка, формочки для печенья
Центр » Литература » Мунипулятивный центр
1. Алфавит, буквы 1. Весы
2. Бумага, ручки, прописи 2. Геометрические фигуры
3. Игры для занятия по ЗКР 3. Домино, шашки
4. Разрезные картинки 4. Коллекция крышек
5. Картотека чистоговорок, 5. Коллекция часов
скороговорок 6. Конструкторы
6. Упражнения для пальцев рук 7. Кубик Рубик, кубики Никитина
7. Книжки — самоделки 8. Линейки, ручки
8. Книжки — малышки 9. Мерные ёмкости
9. Комплекс упражнений 10. Мелкие игрушки ( грибы )
артикуляционной гимнастики 11. Монеты, пуговицы
10. Кроссворды, ребусы 12. Песочные часы, счётные палочки
11. Кубики с азбукой 13. Магнитофон, аудиокассеты
12. Разрезные картинки — 14. Различные виды театра
головоломки
13. Семена, природный материал
14. Счёты, цифры
15. Тетради в клетку.
Источник