Значение обучения в развитии ребенка
Проблема соотношения обучения и развития является не только методологически, но и практически значимой. От ее решения зависит определение содержания образования, выбор форм и методов обучения.
Напомним, что под обучением следует понимать не процесс «передачи» готовых знаний от учителя к ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта. Под развитием применительно к обучению понимают две разные, хотя и тесно взаимосвязанные друг с другом категории явлений: собственно биологическое, органическое созревание мозга, его анатомо-биологических структур и психическое (в частности, умственное) развитие как определенная динамика его уровней, как своего рода умственное созревание.
Конечно, умственное развитие зависит от биологического созревания мозговых структур, и этот факт необходимо учитывать в ходе осуществления педагогического процесса. Вместе с тем органическое созревание мозговых структур зависит от среды, обучения и воспитания. Именно поэтому, когда мы говорим об умственном развитии, то имеем в виду, что умственное развитие происходит в единстве с биологическим созреванием мозга.
В психолого-педагогической науке сложилось по меньшей мере три точки зрения на соотношение обучения и развития. Первая, и наиболее распространенная, заключается в том, что обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса. Но обучение как бы надстраивается над созреванием мозга. Таким образом, обучение понимается как чисто внешнее использование возможностей, которые возникают в, процессе развития. В. Штерн писал, что обучение следует за развитием и приспосабливается к нему. А поскольку это так, то не надо вмешиваться в процесс умственного созревания, надо не мешать ему, а терпеливо и пассивно ждать, пока созреют возможности для обучения. Ж. Пиаже отмечал, что умственное развитие идет по своим внутренним законам, поэтому обучение может только несущественно замедлить или ускорить этот процесс. Однако, например, пока у ребенка не созрело логическое операторное мышление, бессмысленно обучать его логически рассуждать.
Ученые, придерживающиеся второй точки зрения, сливают обучение и развитие, отождествляют тот и другой процессы (Джеймс, Торндайк).
Третья группа теорий (Коффка и др.) объединяет первые две точки зрения и дополняет их новым положением: обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но и впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования.
Эту существенно новую идею выдвинул Л.С.Выготский. Он обосновал тезис о ведущей роли обучения в развитии личности: обучение должно идти впереди развития личности и вести его за собой. В связи с этим Л. С. Выготский выделил два уровня умственного развития ребенка. Первый уровень актуального развития как наличный уровень подготовленности ученика, который характеризуется тем, какие задания он может выполнить вполне самостоятельно. Второй, более высокий, уровень, который он назвал зоной ближайшего развития, обозначает то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью. То, что сегодня ребенок делает с помощью взрослого, отмечал Л.С.Выготский, завтра он будет делать самостоятельно; то, что входило в зону ближайшего развития, в процессе обучения переходит на уровень актуального развития. Так и идет развитие личности по всем направлениям.
Современная отечественная педагогика стоит на точке зрения диалектической взаимосвязи обучения и развития личности, отводя, согласно положению Л.С.Выготского, ведущую роль обучению. Обучение и развитие тесно связаны друг с другом: развитие и обучение не два параллельно протекающих процесса, они находятся в единстве. Вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически.
Развитие, в частности умственное, в процессе обучения определяется характером получаемых знаний и самой организацией процесса обучения. Знания должны быть систематическими и последовательными как иерархизированные понятия, а также в достаточной степени обобщенными. Обучение должно строиться преимущественно проблемно на диалогической основе, где ученику обеспечивается субъектная позиция. В конечном итоге развитие личности в процессе обучения обеспечивается тремя факторами: обобщение учащимися своего опыта; осознание (рефлексия) процесса общения, так как рефлексия — важнейший механизм развития; соблюдение этапов
Средства обучения
Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения (дидактическими средствами).
Средства обучения — это источники получения знаний, формирования умений.
Понятие «средства обучения» употребляется в широком и узком смыслах. В узком смысле под средствами обучения понимают учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и пр. В широком — смысле под средствами обучения подразумевается все то, что способствует достижению целей образования, т.е. вся совокупность методов, форм, содержания, а также Специальных средств обучения.
Средства обучения призваны облегчить непосредственное и косвенное познание мира. Они, как и методы, выполняют обучающую, воспитывающую и развивающую функ-циг, а также служат средством побуждения, управления и контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.
В науке нет строгой классификации средств обучения. Некоторые ученые подразделяют их на средства, которыми пользуется обучающий для эффективного достижения целей образования (наглядные пособия, технические средства), и индивидуальные средства обучаемых (школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т.п.). В число дидактических средств включаются и такие, с которыми связана как деятельность обучающего, так и обучаемых (спортивное оборудование, кабинеты, компьютеры и т.д.).
Часто в качестве основания для классификации дидактических средств используется чувственная модальность. В этом случае дидактические средства подразделяются:
на визуальные (зрительные), к которым относятся таблицы, карты, натуральные объекты и т.п.;
аудиальные (слуховые) — радио, магнитофоны, музыкальные инструменты и т.п.
аудиовизуальные (зрительно-слуховые) — звуковые фильмы, телевидение и т.п.
Польский дидакт В. Оконь предложил классификацию, в которой средства обучения расположены по нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика. Среди них он выделил простые и сложные.
Простые средства:
словесные (учебники и другие тексты);
визуальные (реальные предметы, модели, картины и пр.).
Сложные средства:
механические визуальные приборы (диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.);
аудиальные средства (проигрыватель, магнитофон, радио);
аудиовизуальные (звуковой фильм, телевидение, видео);
средства, автоматизирующие процесс обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети).
Дидактические средства становятся ценным элементом процесса обучения в том случае, если используются в тесной связи с остальными компонентами этого процесса.
Источник
метки: Специальный, Развитие, Школа, Обучение, Аномальный, Воспитание, Нарушение, Образование
ЛЕКЦИЯ 7
по разделу 7 «Психологические проблемы специального обучения»
План лекции
Роль обучения в развитии аномальных детей.
Психологические проблемы построения методов специального обучения.
Интегрированное и инклюзивное обучение.
Роль обучения в развитии аномальных детей
Учение Л. С. Выготского о роли обучения в развитии имеет огромное значение для педагогической практики обучения как нормальных, так и аномальных детей. В плане развития аномальных детей обучение имеет еще большее значение, поскольку формирование у них всех сторон психики возможно только при определенной системе обучения и научения.
В отличие от аномального нормальный ребенок много черпает в процессе широкого социального общения с окружающими. Поэтому сложные виды психической деятельности могут быть сформированы у аномального ребенка путем педагогического воздействия, направленного на преодоление отклонений в развитии.
Доказано исключительно важное значение раннего распознавания дефекта и ранней коррекции аномалий развития. Дело в том, что при аномальном развитии наблюдаются разной степени нарушения двигательной сферы, сужающие круг практической деятельности и тем самым обедняющие жизненный опыт ребенка. Значительный ущерб наносится речи, восприятию, памяти, эмоционально-волевой сфере, развитию личности. Недоразвитие речи не только нарушает общение, но и в известной мере задерживает развитие восприятия и целенаправленного наблюдения и препятствует развитию словесно-логической памяти и мышления. Не развивается игровая деятельность и воспитывающиеся в ее условиях навыки поведения в коллективе, подготавливающие ребенка к обучению в школе и формирующие его личность.
Конечно, все это по-разному проявляется при разных дефектах, но во всех случаях требуется раннее коррекционное обучение и воспитание, которое позволяет предупредить или в известной степени ослабить эти недостатки, закономерно возникающие как вторичные и последующие отклонения в развитии.
В ряде случаев специальное дошкольное обучение и воспитание может совсем снять проявления нарушений в развитии и тем самым предупредить затруднения детей при их обучении в массовой школе, как это доказано, например, в отношении детей, страдающих недоразвитием фонематического восприятия. При более выраженных нарушениях ранняя коррекционно-воспитательная работа с детьми приводит к значительной компенсации их состояния. Отсюда возникает насущная необходимость обучения и воспитания аномальных детей ясельного и дошкольного возраста.
2 стр., 520 слов
Развитие ребенка 2−3 лет
… коньках, лыжах. Социально-нравственное и личностное развитие ребенка 2 — 3 лет Ребенок активно взаимодействует со взрослыми и детьми; эмоционально реагирует на удовлетворение и неудовлетворение … уборку квартиры, ухаживание за животными и растениями. Речевое развитие ребенка 2 — 3 лет Ребенок сопровождает отдельными звуками совершаемые им, другими людьми и объектами …
Наличие сети специальных дошкольных учреждений значительно повысит качество комплектования специальных школ и уровень учебно-воспитательной работы в них.
Отечественные дефектологи показали и прочно утвердили положение, согласно которому усвоение аномальными детьми, в том числе и умственно отсталыми, определенного уровня содержания образования является огромным фактором, корригирующим недостатки развития этих детей. Именно поэтому каждый тип специальной школы имеет свой учебный план, программы. Программы для специальных школ всех типов пронизаны стремлением развить у аномальных детей умение учиться, приобретать знания и, опираясь на чувственный опыт, на словесную информацию, черпать знания из книг. Учебный процесс во всех специальных школах предусматривает необходимость воспитать у школьников приемы умственной деятельности, обеспечивающие возможность плодотворно учиться, приобретать определенный уровень знаний и применять эти знания на практике.
Во всех типах специальных школ дети получают трудовое воспитание и возможную для них профессиональную трудовую подготовку. Предусмотрена необходимость воспитания правильных отношений в коллективе, правильной социальной направленности и мировоззрения. Все это формирует личность учащихся специальных школ и подготавливает их к самостоятельной жизни.
Задачи воспитания и обучения как для общеобразовательной массовой, так и для специальной школы едины, но пути их реализации гораздо сложнее при работе с аномальными детьми, где надо, решая общие проблемы, все время преодолевать последствия дефекта, выравнивать аномальное развитие.
Психологические проблемы построения методов специального обучения
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. К основным проблемам специального образования можно отнести следующие:
10 стр., 4759 слов
Педагогическая помощь детям с нарушением речи
… . В системе образования установлено типовое положение о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи. Определены три профиля специальных групп. . Группа для детей с фонетико … возраста одновременно двух языковых систем, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, т. е. отсутствие должного внимания к развитию …
• недостаточно развита в целом система дошкольной коррекционной психолого-педагогической помощи детям;
• отсутствует единая система раннего выявления отклонений в развитии детей и ранней коррекционно-педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста, консультирования семей;
• не разработан государственный образовательный стандарт дошкольного образования детей, имеющих отклонения в психофизическом развитии;
• имеются существенные проблемы с профильной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации необходимых специалистов для проведения коррекционной психолого-педагогической работы с детьми;
• не соответствует требованиям специального образования в большинстве образовательных учреждений материально-техническое, учебно-методическое и кадровое обеспечение; не разработана нормативная база их лицензирования, аттестации и аккредитации, учитывающая специфику данных учреждений;
• острый дефицит профессионально подготовленных кадров в системе специального образования и в высшей педагогической школе;
• наличие стереотипов и предрассудков в школьной среде по отношению к инвалидности;
• недостаток информации у школьников об инвалидности и о возможностях их сверстников-инвалидов;
• неготовность широкой общественности признавать право ребенка с особыми образовательными потребностями на получение образования его в среде своих сверстников без инвалидности;
• полное отсутствие или формальный характер индивидуальной программы реабилитации ребенка, направленной на получение полноценного образования.
В связи с выявлением вышеперечисленных проблем в стране разрабатываются основные направления реформирования системы специального образования. К этим направлениям можно отнести следующие:
• создание на основе учреждений детского здравоохранения и психолого-медико-педагогических комиссий единой государственной системы раннего выявления отклонений в развитии, раннего вмешательства и консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии;
10 стр., 4505 слов
Проблемы и перспективные решения управления качеством образования в образовательном учреждении
… их на плечи образовательного учреждения. Конкретно — это: разработка программ и формулирование конкретной социальной политики в области образования детей с ограниченными … , обладающего современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности …
• развитие системы коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях, что обеспечит в дальнейшем получение значительного социально-экономического эффекта, поскольку около 50% детей, прошедших через систему качественной дошкольной коррекционно-педагогической помощи смогут обучаться в образовательных учреждениях общего назначения, а не в специальных (коррекционных);
• создание системы психолого-педагогической поддержки лиц, не охваченных специальным образованием (глубоко умственно отсталые, в том числе с синдромом Дауна, с тяжелыми и множественными нарушениями);
• создание и развитие специальных образовательных условий для лиц с ограниченными возможностями в системе образования общего назначения на всех ее ступенях, во всех типах и видах образовательных учреждений (содействие развитию интеграционных процессов), а также обеспечение условий для коррекционно-развивающего обучения детей в семье;
4 стр., 1645 слов
Учреждения системы профилактики г. Тобольска
… трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений. Председатель КДН и ЗП, заместитель главы … -33-99 Отдел образования Тобольского района помощь при поступлении в образовательное учреждение; организация отдыха, досуга и занятости; устройство в спортивные секции, кружки …
• стабилизацию деятельности существующих и развитие инновационных видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений, условий их функционирования (материальных, учебно-методических, кадровых и др.);
• создание там, где это целесообразно, достаточного числа малокомплектных специальных (коррекционных) образовательных учреждений по месту жительства детей с целью максимального возвращения ребенка с ограниченными возможностями в семью и обеспечения семейного воспитания и внешкольного интеграционного процесса;
• создание службы специальной психологии в системе специального образования и постоянно действующей системы психолого-медико-педагогического сопровождения.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно отметить, что проблемы специального образования лиц с ОВЗ известны, в стране разрабатываются основные пути их решения.
Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:
Отправить запрос
Источник
Елена Евстафьева
Консультация «Роль обучения для детей раннего возраста»
Роль обучения для детей раннего возраста
Воспитание – это непрерывный процесс; начинается он с момента рождения; с раннего возраста у ребёнка нужно воспитывать культуру поведения, чувство красоты, развивать познавательные интересы и способности, самостоятельность, организованность и дисциплину.
Раннее детство первая ступень к началу получения знаний в системе общего образования. Раннее детство охватывает период от рождения до двух лет. Третий год жизни ребёнка условно считается ранним дошкольным, так как характеризуется чертами переходного периода, но во многом сохраняет особенности, присущие преддошкольному детству.
Учёные определяют ранние годы как стартовый период развития, когда закладывается фундамент физического и психического здоровья ребёнка.
Формирование способности к обучению имеет большое воспитательное значение уже с первых лет жизни ребёнка. Всем известно, что в педагогике раннего возраста в основном используются игровые методы обучения. И хотя ребёнок мал, всё же есть различие между такими видами деятельности как игра и обучение. Образовательная деятельность хотя и носит игровой характер, но имеет определённые задачи, средства осуществления и цели.
Известно, что ведущие виды деятельности на первом году жизни ребёнка – эмоциональное общение со взрослым, а далее – действие с предметами, которые накапливают чувственный опыт. Высокая познавательная активность, проявляющаяся в любопытстве к окружающему, развивается в раннем возрасте на основе ориентировочных реакций. Поведение характеризуется активным отношением, обрастает связями, сопровождается эмоциональным фоном. Потребность в получении информации об окружающем лежит в основе ориентировочного поведения как деятельности. Ребёнок двух-трёх лет не только накапливает информацию о предметах и их свойствах, но и начинает ориентироваться в них. Постепенно бесчисленные впечатления складываются в систему ориентировок. Овладение различными видами ориентировок составляет основу первоначального познавательного развития. Обобщённые способы ориентировки в окружающем пространстве, такие как назначение и использование предметов, их названия, группировка по общим и частным признакам (цвету, форме, величине, количеству и т. д., овладение функциональными действиями составляют содержание познавательной деятельности ребёнка первых лет жизни. Ребёнок этому учится. А значит, обучение – это познавательная деятельность учащихся, направленная на усвоение системы знаний, приобретение умений и навыков для последующего применения их на практике.
Таким образом, обучение занимает определённое место в жизни ребёнка раннего возраста, играет огромную роль в его умственном развитии. Вместе с тем обучение как деятельность в ранние годы жизни отличается неповторимым своеобразием. Своеобразие заключается, во-первых, в том, дети раннего возраста отличаются высочайшей познавательной активностью – усвоение знаний происходит у них на непроизвольном запоминании; во-вторых, ребёнок раннего возраста обладает высокой обучаемостью.
Всем известно, что успех обучения зависит от индивидуально-психологических особенностей учащихся. Одна из таких особенностей – различие в обучаемости каждого ученика. Обучаемость – это общая умственная способность к усвоению знаний, или восприимчивость к обучению. Обучаемость – это система интеллектуальных свойств человека, от которых при всех прочих равных условиях зависит её успешность.
Высокая обучаемость может зависеть от следующих психологических особенностей.
Во-первых, — с интенсивным развитием ориентировочной сферы. На протяжении первых лет жизни развитие познавательной деятельности ребёнка проявляется не только в количественном накоплении информации, увеличения объёма знаний об окружающем мире, но и в том, что дети овладевают более совершенными способами ориентировки в окружающем; меняется характер активной поисковой деятельности: содержание, динамика, направленность, мотивация и т. д. На втором году жизни уже складывается определённый поиск информации. Ориентировочно-исследовательская деятельность – конец второго и особенно конец третьего года жизни – характеризуется элементами произвольного поиска информации, избирательностью, содержит определённые признаки предвосхищения. К концу третьего года ориентировочная деятельность обеспечивает определённый уровень планирования и прогнозирования.
Во-вторых, меняется характер психической активности ребёнка. Уже в конце первого года появляется тенденция к преднамеренности деятельности, которая на протяжении второго и третьего годов жизни укрепляется, развивается и начинает проявляться как закономерность.
В-третьих, появляется тенденция к мотивированному действию. Отчётливо мотивированное действие начинает просматриваться с того момента, когда ребёнок, — а это, как правило, формируется к концу первого и на втором году жизни – овладевает функциональным (целенаправленным) действием, самостоятельно использует предмет по назначению (ест ложкой, причёсывает волосы расчёской т. п.).
В-четвёртых, развивается способность к активному подражанию. В психологии подражание понимается как копирование чужих движений или действий, при котором возможно и усвоение новых форм поведения. Подражание играет важную роль в онтогенезе как животных, так и человека. Но подражание у человека качественно отличается от подражания у животного. Подражание – это основа культурного развития ребёнка, который в ходе общения со взрослыми повторяет их действия (поступки) и произносимые ими слова. По мере развития внешнее усвоение новых форм поведения всё больше обогащается пониманием смысла воспроизводимых действий. Поэтому в старшем детском возрасте воспитательная роль подражания сказывается в стремлении следовать примеру выдающихся личностей или литературных героев.
Вышесказанное позволяет отметить: процесс обучения для ребёнка начинается задолго до момента, когда этот вид деятельности становится ведущим в его психическом развитии; без обучения невозможно вообще развитие человеческого интеллекта. Специфическая особенность обучения в ранний период жизни ребёнка заключается в том, что оно протекает в практической, развёрнутой деятельности, в процессе общения со взрослым, при его непосредственном участии и руководстве не только на специальных занятиях, но и в повседневной жизни.
Источник