Значение общеразвивающих упражнений для физического развития ребенка

Татьяна Караваева
Значение общеразвивающих упражнений в системе физического воспитания и развития дошкольников

Правильное физическое воспитание детей — одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.

Общеразвивающие упражнения занимают важное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для оздоровления, укрепления организма. Систематически воздействуя на крупные группы мышц, общеразвивающие упражнения значительно активизируют обменные процессы, создают благоприятные условия для питания всех клеток и тканей организма.

Общеразвивающие упражнения в детском саду используются на физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, во время физкультминуток, в сочетании с закаливающими процедурами, на детских праздниках. Правильное выполнение упражнений влияет на физическое развитие детей.

Общеразвивающие упражнения — специально разработанные движения для рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе.

Общеразвивающие упражнения развивают двигательные, психические качества ребенка, подготавливают его к овладению сложными действиями, развивают силу мышц, быстроту мышечных сокращений, подвижность суставов, формируют правильную осанку.

Наряду с влиянием на формирование опорно-двигательного аппарата общеразвивающие упражнения являются прекрасным средством для развития органов дыхания, так как в каждый комплекс входят упражнения, укрепляющие диафрагму — основную дыхательную мышцу, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, содействующие более глубокому дыханию. Ритмичность, аналитический характер движений позволяют формировать навыки рационального дыхания, заключающиеся в умении регулировать силу и длительность вдоха и выдоха, сочетать ритм и частоту дыхания со структурой движения.

Активное дыхание, т. е. обмен газов в легких, имеет особое значение для организма ребенка. Интенсивность окислительных процессов в тканях ребенка выше, чем у взрослого человека, поэтому ему необходимо большое количество кислорода, поглощаемого в час на 1 кг веса. Ребенок с трудом переносит кислородное голодание (гипоксемию, так как значительное количество энергии расходуется на рост и развитие тканей. Таким образом, потребность в кислороде велика, а дыхательный аппарат ребенка еще не сформирован. Параллельное расположение ребер, малая экскурсия грудной клетки, слабость дыхательных мышц ограничивают жизненную емкость легких.

При обычном двигательном режиме она составляет в среднем 900-1600 мл. Дыхание у детей учащенное, поверхностное. Маленький ребенок даже при незначительном физическом напряжении задерживает дыхание, не умеет согласовывать дыхание с характером движения. Все это неблагоприятно влияет на глубину дыхания. Кроме того, специальные дыхательные упражнения тренируют диафрагму, межреберные мышцы. В результате у детей улучшается экскурсия грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких, дыхание становится реже и глубже.

Четкий ритм, строгая дозировка, периодическое увеличение и снижение нагрузки в общеразвивающих упражнениях способствуют укреплению сердечной мышцы, увеличивают ударный объем сердца, улучшают ритмичность сокращений.

Упражнения оказывают большое влияние на развитие нервной системы. Быстрота реакции, координация, осознанное овладение движениями имеют значение и для умственного развития детей.

Как правило, общеразвивающие упражнения выполняются в коллективе, что способствует развитию у детей организованности, дисциплины.

Выполнение упражнений под музыку помогает создать правильные представления о характере движений, их темпе и ритме. Дети хорошо воспринимают оттенки музыкального произведения и в соответствии с музыкой меняют характер своих движений. При звучании бодрой музыки, марша они подтягиваются, идут живо и весело, подняв головы и выпрямив спины. Ходьба становится для них привлекательной, эмоционально окрашенной. Плавная, тихая музыка побуждает идти спокойно, широким шагом. Быстрая, громкая музыка призывает детей к бегу, подскокам, внезапное окончание музыки или выразительный аккорд служит сигналами к остановке или смене движения и т. п.

Музыкальное сопровождение повышает выразительность двигательных действий, способствует согласованию движений коллектива, увеличению амплитуды, пластичности движений. Музыка дисциплинирует занимающихся, повышает их внимание и работоспособность. Положительные эмоции, возникающие во время возникающие во время упражнений под музыку, усиливают их физиологический эффект. Звучание музыки наиболее желательно в те моменты занятий, когда все дети вместе выполняют одни и те же действия в едином темпе и ритме.

Источник

Елена Искра
Значение общеразвивающих упражнений для дошкольников и методика их проведения.

Ушинский к.  д.:
Важнейшим условием, повышающим работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы физические упражнения.

Движение является основным стимулятором жизнедеятельности организма ребё

нка

: его физических, психических, двигательных, интеллектуальных, личностных качеств.

Дошкольное учреждение создает условия для эффективного развития каждого ребенка независимо от уровня двигательной подготовленности и группы здоровья. Приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»определены целевые ориентиры: у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Поэтому использование общеразвивающих упражнений в режиме дня должны носить систематический и целенаправленный характер.

Общеразвивающие упражнения включаются во все формы организации физического воспитания в детском саду. Они используются на физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, во время физкультминуток, в подвижных играх («Затейники» и др., в праздниках и развлечениях.

Многие общеразвивающие упражнения проводятся с предметами. Они создают у детей интерес к занятиям, оказывают значительное влияние на освоение движений, двигательных качеств и способностей. Активные действия с предметами в процессе упражнений содействуют познанию цвета, веса, формы, качества материала и других свойств предметов.

Развитие двигательных качеств и способностей в упражнениях с предметами происходит значительно эффективнее. Все упражнения с предметами в той или иной степени требуют работы пальцев рук. Это активизирует деятельность анализаторных систем, влияет на развитие речи, на интеллектуальное развитие в целом.

Организация детей для проведения общеразвивающих упражнений имеет существенное воспитательное значение. Дети учатся быстро реагировать на указания, команды воспитателя, ориентироваться в пространстве; появляется психологическая настроенность на выполнение заданий.

Для выполнения общеразвивающих упражнений малышам легче всего встать в круг. Чтобы дети лучше понимали слова «большой круг», нужно заранее сделать круг на полу из длинной верёвки. Малыши могут стоять в свободном построении.

Раздача и сбор пособий проводятся очень быстро. В младших группах используются погремушки, флажки, ленточки, платочки, султанчики, колечки, кубики, мячи средних размеров, стулья. Пособия раздаются воспитателем или предварительно раскладываются по кругу или по ходу движения справа, чтобы дети могли их брать сами. При выполнении общеразвивающих упражнений в младших группах нет предварительного показа упражнения. Надо лишь его назвать, обеспечить готовность к действию, выполнять с детьми. Так же необходимо проговаривать действия, способствуя их выполнению в общем ритме и темпе. При проведении каждого упражнения воспитатель пользуется оценкой. Большей частью она индивидуальна и носит положительный характер независимо от того, как ребёнок выполнил движение.

С детьми среднего дошкольного возраста продолжается работа по развитию пространственных ориентировок, быстроты реакции, умения двигаться. Разнообразный, иногда неожиданный порядок построения вносит оживление, мобилизует внимание, поэтому следует избегать повторяющихся изо дня в день неизменных форм проведения упражнений.

В средней группе наряду со свободным построением в круг вводится построение в колонну по два, по три, (ведущих назначает воспитатель) или дети перестраиваются самостоятельно в звенья, иногда используется свободное построение у заранее расположенных предметов. Дети помогают воспитателю подготовить пособия, убрать их на место.Для работы с детьми пятого года жизни рекомендуются следующие пособия: флажки, ленты, султанчики, кубики, мячи (большие, средние, малые, набивные, косичка (короткий шнурок с петлёй и пуговкой, мешочки, обручи, палки, кегли, стулья. Перед разучиванием какого-либо упражнения воспитатель называет его, затем показывает, как правильно выполнять движение. Требования к показу движений воспитателем усложняются. В средней группе у детей начинают формировать аналитическое восприятие техники движений. Поэтому при обучении новому упражнению показ движения должен быть выполнен технически грамотно, в полную силу, с чётким исходным положением. Очень важно обеспечить одновременное начало выполнения командой «начи-и-най!» Можно начать выполнение упражнения вместе с детьми, а затем они продолжают сами. Дети должны одновременно закончить упражнение.

В начале года в старшей группе используются в основном те же построения, что и в средней группе. Новым является построение в несколько кругов у пособий (например, у больших обручей, построение в шахматном порядке, перестроение через середину в колонну по три. Построение в один круг используется для упражнений с мячами, скакалками.

Усложнение построений заключается не только в их разнообразии, но и в требовании к точности, быстроте выполнения каждого построения.Возрастает роль слова: больше используются указания, распоряжения, команды; меньше предметных ориентиров.

Дети старшего дошкольного возраста большинство пособий заранее подготавливают сами и активно помогают воспитателю в процессе занятий.Используются разнообразные пособия: флажки, ленты (с палочками и без палочек, кубики, большие кубы, скакалки, кегли, мешочки с песком, мячи малые, средние, большие, волейбольные, мячи набивные, верёвки, палки короткие и длинные, обручи большие и малые, гимнастическая стенка, гимнастическая скамейка.

Продолжается работа над воспитанием бережного, аккуратного отношения к пособиям, поощряется самостоятельность и инициатива, оказание помощи товарищам. В старшем дошкольном возрасте возрастают требования к технике выполнения — чёткость, одновременность, ритмичность, музыкальность.

Оценка выполнения детьми движений должна быть краткой, конкретной, с указанием некоторых ошибок.

Общеразвивающие упражнения прекрасно влияют на формирование и коррекцию эмоциональной сферы ребёнка: доставляют детям большое удовольствие и радость, снимают напряжение, воспитывают в характере оптимистический и жизнерадостный склад, открытость миру.

Таким образом, систематическое выполнение общеразвивающих упражнений у ребёнка создаётся своеобразная база двигательного опыта, физических качеств (сила мышц, быстрота мышечных сокращений, подвижность суставов, выносливость, координация) и способностей, которые необходимы в жизненной практике и являются базой нормального развития и здоровья.

Список литературы

1. Алексеева Л. М. Комплексы детской общеразвивающей гимнастики/Л. М. Алексеева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

2. Кенеман А. В. Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1985.

3. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. – М.: Просвещение, 1986.

4. Хухлаева Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: учебник для учащихся пед уч-щ. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1984.

Источник

Îïðåäåëåíèå âëèÿíèÿ îáùåðàçâèâàþùèõ óïðàæíåíèé íà ôîðìèðîâàíèå îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà. Èçó÷åíèå èõ ðîëè â ôèçè÷åñêîì âîñïèòàíèè äîøêîëüíèêîâ. Àíàëèç ìåòîäîâ ðàçâèòèÿ êîîðäèíàöèè, ëîâêîñòè, ðàâíîâåñèÿ, ïðîñòðàíñòâåííûõ è âðåìåííûõ îðèåíòèðîâîê.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Îñîáåííîñòè îáùåðàçâèâàþùèõ óïðàæíåíèé è èõ ðîëü â ôèçè÷åñêîì âîñïèòàíèè äåòåé

Îáùåðàçâèâàþùèå óïðàæíåíèÿ çàíèìàþò çíà÷èòåëüíîå ìåñòî â îáùåé ñèñòåìå ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà è íåîáõîäèìû äëÿ ñâîåâðåìåííîãî ðàçâèòèÿ îðãàíèçìà, ñîöèàëüíîãî óïðàâëåíèÿ äâèæåíèÿìè, ÿâëÿþòñÿ ñðåäñòâîì äëÿ îçäîðîâëåíèÿ, óêðåïëåíèÿ îðãàíèçìà. Ñèñòåìàòè÷åñêè âîçäåéñòâóÿ íà êðóïíûå ãðóïïû ìûøö, îáùåðàçâèâàþùèå óïðàæíåíèÿ çíà÷èòåëüíî àêòèâèçèðóþò îáìåííûå ïðîöåññû, ñîçäàþò áëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ äëÿ ïèòàíèÿ âñåõ êëåòîê è òêàíåé îðãàíèçìà.

Îáùåðàçâèâàþùèå óïðàæíåíèÿ â äåòñêîì ñàäó èñïîëüçóþòñÿ íà ôèçêóëüòóðíûõ çàíÿòèÿõ, â óòðåííåé ãèìíàñòèêå, âî âðåìÿ ôèçêóëüòìèíóòîê, â ñî÷åòàíèè ñ çàêàëèâàþùèìè ïðîöåäóðàìè, íà äåòñêèõ ïðàçäíèêàõ. Ïðàâèëüíîå âûïîëíåíèå óïðàæíåíèé âëèÿåò íà ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå äåòåé.

Îáùåðàçâèâàþùèå óïðàæíåíèÿ — ñïåöèàëüíî ðàçðàáîòàííûå äâèæåíèÿ äëÿ ðóê, íîã, òóëîâèùà, øåè è äðóãèõ ÷àñòåé òåëà, êîòîðûå ìîãóò âûïîëíÿòüñÿ ñ ðàçíûì ìûøå÷íûì íàïðÿæåíèåì, ðàçíîé ñêîðîñòüþ, àìïëèòóäîé, â ðàçíîì ðèòìå è òåìïå.

Îáùåðàçâèâàþùèå óïðàæíåíèÿ ðàçâèâàþò äâèãàòåëüíûå, ïñèõè÷åñêèå êà÷åñòâà ðåáåíêà, ïîäãîòàâëèâàþò åãî ê îâëàäåíèþ ñëîæíûìè äåéñòâèÿìè, ðàçâèâàþò ñèëó ìûøö, áûñòðîòó ìûøå÷íûõ ñîêðàùåíèé, ïîäâèæíîñòü ñóñòàâîâ, ôîðìèðóþò ïðàâèëüíóþ îñàíêó.

Îáùåðàçâèâàþùèå óïðàæíåíèÿ èìåþò ðÿä îñîáåííîñòåé: îíè òî÷íî äîçèðóþòñÿ, ìîãóò ïðèìåíÿòüñÿ â ðàçíîîáðàçíûõ âàðèàíòàõ è êîìáèíàöèÿõ. Ýòî îáåñïå÷èâàåò èçáèðàòåëüíûé õàðàêòåð âîçäåéñòâèÿ íà îòäåëüíûå ãðóïïû ìûøö è íà îòäåëüíûå ñèñòåìû îðãàíèçìà. Áîëüøèíñòâî óïðàæíåíèé ïðîñòû ïî ñâîåé ñòðóêòóðå. Îíè ñîñòîÿò èç ýëåìåíòîâ, êîòîðûå ìîãóò áûòü âûïîëíåíû îòäåëüíî. Çäåñü íåò òàêîé äèíàìè÷íîñòè, ñëèòíîñòè, êàê â îñíîâíûõ äâèæåíèÿõ, ãäå êàæäàÿ ôàçà íåïîñðåäñòâåííî ñâÿçàíà ñ äðóãîé.  ðåçóëüòàòå ñèñòåìàòè÷åñêîãî ïîâòîðåíèÿ îáùåðàçâèâàþùèõ óïðàæíåíèé ñîçäàåòñÿ ñâîåîáðàçíûé ôîíä äâèãàòåëüíîãî îïûòà, äâèãàòåëüíûõ êà÷åñòâ è ñïîñîáíîñòåé, íåîáõîäèìûõ êàê â æèçíåííîé ïðàêòèêå, òàê è äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ ñëîæíûõ ãèìíàñòè÷åñêèõ íàâûêîâ.

Áîëüøóþ ðîëü èãðàþò îáùåðàçâèâàþùèå óïðàæíåíèÿ â ôîðìèðîâàíèè îñàíêè: áëàãîäàðÿ èì óêðåïëÿþò ìûøöû, ñïîñîáñòâóþùèå ïðàâèëüíîìó ïîëîæåíèþ ïîçâîíî÷íèêà è ñòîïû.

Íàðÿäó ñ âëèÿíèåì íà ôîðìèðîâàíèå îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà îáùåðàçâèâàþùèå óïðàæíåíèÿ ÿâëÿþòñÿ ïðåêðàñíûì ñðåäñòâîì äëÿ ðàçâèòèÿ îðãàíîâ äûõàíèÿ, òàê êàê â êàæäûé êîìïëåêñ âõîäÿò óïðàæíåíèÿ, óêðåïëÿþùèå äèàôðàãìó — îñíîâíóþ äûõàòåëüíóþ ìûøöó, ìåæðåáåðíûå ìûøöû, ìûøöû áðþøíîãî ïðåññà, ñîäåéñòâóþùèå áîëåå ãëóáîêîìó äûõàíèþ.  ðåçóëüòàòå ó äåòåé óëó÷øàåòñÿ ýêñêóðñèÿ ãðóäíîé êëåòêè, óâåëè÷èâàåòñÿ æèçíåííàÿ åìêîñòü ëåãêèõ, äûõàíèå ñòàíîâèòñÿ ðåæå è ãëóáæå. îáùåðàçâèâàþùèé äîøêîëüíèê ôèçè÷åñêèé âîñïèòàíèå

×åòêèé ðåæèì, ñòðîãàÿ äîçèðîâêà, ïåðèîäè÷åñêîå óâåëè÷åíèå è ñíèæåíèå íàãðóçêè â îáùåðàçâèâàþùèõ óïðàæíåíèÿõ ñïîñîáñòâóþò óêðåïëåíèþ ñåðäå÷íîé ìûøöû, óâåëè÷èâàþò óäàðíûé îáúåì ñåðäöà, óëó÷øàþò ðèòìè÷íîñòü ñîêðàùåíèé.

Óïðàæíåíèÿ îêàçûâàþò áîëüøîå âíèìàíèå íà ðàçâèòèå íåðâíîé ñèñòåìû. Áûñòðîòà ðåàêöèè, êîîðäèíàöèÿ, îñîçíàííîå îâëàäåíèå äâèæåíèÿìè èìåþò çíà÷åíèå è äëÿ óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ äåòåé. Êàê ïðàâèëî, îáùåðàçâèâàþùèå óïðàæíåíèÿ âûïîëíÿþòñÿ â êîëëåêòèâå, ÷òî ñïîñîáñòâóåò ðàçâèòèþ ó äåòåé îðãàíèçîâàííîñòè, äèñöèïëèíû.

Äâèæåíèÿ ñòàíîâÿòñÿ áîëåå ñîâåðøåííûìè, êîãäà îíè âûïîëíÿþòñÿ â ñîïðîâîæäåíèè ìóçûêè. Ìóçûêà ìîæåò ñîäåéñòâîâàòü áîëüøåé àìïëèòóäå äâèæåíèé èëè, íàîáîðîò, âûçûâàòü èõ ñäåðæàííîñòü, ÷åòêîñòü â èñïîëíåíèè. Èíîãäà ìóçûêàëüíîå ïðîèçâåäåíèå èìååò äîñòóïíûé äëÿ äîøêîëüíèêà ðèòìè÷åñêèé ðèñóíîê, êîòîðûé îí ìîæåò îòìåíèòü â ëåãêèõ õëîïêàõ, ïðèòîïàõ. Âñå ýòî ðàçâèâàåò ó äåòåé ÷óâñòâî ðèòìà, êîîðäèíàöèþ, áûñòðîòó îòâåòíîé ðåàêöèè.

Êëàññèôèêàöèÿ îáùåðàçâèâàþùèõ óïðàæíåíèé. Îñíîâíàÿ êëàññèôèêàöèÿ îáùåðàçâèâàþùèõ óïðàæíåíèé ïðîâîäèòñÿ ïî àíàòîìè÷åñêîìó ïðèçíàêó: óïðàæíåíèÿ äëÿ ðóê è ïëå÷åâîãî ïîÿñà; óïðàæíåíèÿ äëÿ òóëîâèùà è øåè; óïðàæíåíèÿ äëÿ íîã.

Óïðàæíåíèÿ óêàçàííûõ ãðóïï ìîãóò áûòü íàïðàâëåíû:

· íà ðàçâèòèå îòäåëüíûõ äâèãàòåëüíûõ êà÷åñòâ è ñïîñîáíîñòåé — ñèëû, ãèáêîñòè, ëîâêîñòè, áûñòðîòû, êîîðäèíàöèè, ðàâíîâåñèÿ, ðèòìè÷íîñòè, ïëàñòè÷íîñòè è äð.;

· íà ðàçâèòèå ñâîéñòâ ïñèõèêè — âíèìàíèÿ, ñîîáðàçèòåëüíîñòè, îðèåíòèðîâêå â ïðîñòðàíñòâå, âî âðåìåíè;

· íà ïîâûøåíèå ôóíêöèîíàëüíîãî óðîâíÿ ñèñòåì îðãàíèçìà — óïðàæíåíèÿ äëÿ òðåíèðîâêè äûõàòåëüíîé, ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû, àêòèâèçàöèè îáìåííûõ ïðîöåññîâ.

Âñå îáùåðàçâèâàþùèå óïðàæíåíèÿ ìîãóò ïðîâîäèòüñÿ áåç ïðåäìåòîâ èëè ñ èñïîëüçîâàíèåì ðàçëè÷íûõ ïðåäìåòîâ è ñíàðÿäîâ.

Îáùåðàçâèâàþùèå óïðàæíåíèÿ ìîãóò âûïîëíÿòüñÿ:

· ïðè ñâîáîäíîì ïîñòðîåíèè â çâåíüÿ, â êðóã;

· ïðè ïîñòðîåíèè â êîëîííû, â êðóãó ñ áîëüøîé âåðåâêîé;

· ãðóïïàìè ñ áîëüøèìè ãèìíàñòè÷åñêèìè îáðó÷àìè, âåðåâêàìè;

· ïàðàìè.

Óïðàæíåíèÿ, íàïðàâëåííûå íà ðàçâèòèå äâèãàòåëüíûõ êà÷åñòâ.

Ðàçâèòèå ãèáêîñòè. Ãèáêîñòü — ñïîñîáíîñòü ÷åëîâåêà âûïîëíÿòü äâèæåíèÿ ñ áîëüøîé àìïëèòóäîé. Äëÿ ðàçâèòèÿ ãèáêîñòè íóæíî óïðàæíÿòüñÿ â ðàñòÿãèâàíèè ìûøö è ñâÿçîê, à òàêæå â óìåíèè íàïðÿãàòü è ðàññëàáëÿòü ìûøöû. Ìíîãèå óïðàæíåíèÿ äëÿ òóëîâèùà, øåè, íîã âëèÿþò íà ðàçâèòèå ãèáêîñòè.

Îñîáåííîñòü ìåòîäèêè èõ ïðèìåíåíèÿ ñîñòîèò â ñëåäóþùåì.

1. Íåîáõîäèìî ÷àñòî ïîâòîðÿòü óïðàæíåíèÿ ïðè ìàëîé èõ èíòåíñèâíîñòè.

2. Ïåðåä êàêèìè-ëèáî óïðàæíåíèÿìè íà ãèáêîñòü ñëåäóåò ïðîäåëàòü äâèæåíèÿ, ñîãðåâàþùèå ìûøöû è ñâÿçêè.

3. Â ïðîöåññå óïðàæíåíèÿ ïîëåçíî âûïîëíÿòü ïðóæèíÿùèå äâèæåíèÿ.

4. Ïîñòåïåííî óâåëè÷èâàòü àìïëèòóäó, èñïîëüçóÿ âíåøíþþ îïîðó èëè óâåëè÷èâàÿ âîçäåéñòâèå íà òó èëè èíóþ ÷àñòü òåëà.

5. Ïîñòåïåííî óâåëè÷èâàòü àìïëèòóäó, èñïîëüçóÿ èíåðöèþ äâèæåíèÿ.

6. ×åðåäîâàòü íàïðÿæåíèå ìûøö ñ èõ ðàññëàáëåíèåì.

Ðàçâèòèå ñèëû. Ñèëà — ýòî ñïîñîáíîñòü ïðåîäîëåâàòü âíåøíåå ñîïðîòèâëåíèå èëè ïðîòèâîäåéñòâîâàòü åìó çà ñ÷åò ìûøå÷íîãî íàïðÿæåíèÿ. Ñèëà ìûøö ðàçâèâàåòñÿ â óïðàæíåíèÿõ, ãäå íóæíî ïðåîäîëåâàòü âåñ ñîáñòâåííîãî òåëà èëè âåñ âíåøíåãî ñîïðîòèâëåíèÿ. Ñóùåñòâóþò ñïåöèàëüíûå ñèëîâûå óïðàæíåíèÿ. Íàïðèìåð, ïðèïîäíÿòü è îïóñòèòü âåðõíþþ ÷àñòü òóëîâèùà, ëåæà íà æèâîòå, îïèðàÿñü íà êèñòè ðóê, èëè ëåæà íà ñïèíå. Êðîìå òîãî, ìíîãèå îáùåðàçâèâàþùèå óïðàæíåíèÿ ìîæíî èñïîëüçîâàòü äëÿ ðàçâèòèÿ ñèëû, åñëè ó÷èòûâàåòñÿ ñëåäóþùàÿ ìåòîäèêà.

1. Ïîâòîðÿòü óïðàæíåíèå, ïîñòåïåííî óâåëè÷èâàÿ ñîïðîòèâëåíèå.

2. Íåîäíîêðàòíî ïîâòîðÿòü îäíî è òî æå óïðàæíåíèå äî ïîÿâëåíèÿ óòîìëåíèÿ â ìûøöàõ, íåñóùèõ îñíîâíóþ íàãðóçêó.

Ðàçâèòèå êîîðäèíàöèè, ëîâêîñòè, ðàâíîâåñèÿ, ïðîñòðàíñòâåííûõ è âðåìåííûõ îðèåíòèðîâîê

Êîîðäèíàöèÿ — óìåíèå ñîãëàñîâûâàòü äâèæåíèÿ ðàçëè÷íûõ ÷àñòåé òåëà. Îòäåëüíûå ýëåìåíòû äâèæåíèÿ ñîåäèíÿþòñÿ â åäèíîå äâèãàòåëüíîå äåéñòâèå, êîòîðîå ïðîèçâîäèòñÿ ýêîíîìíî, íåíàïðÿæåííî, ïëàñòè÷íî, ÷åòêî. Äâèæåíèÿ òóëîâèùà, ãîëîâû, ðóê è íîã ïðîèçâîäÿòñÿ â 3-õ ïëîñêîñòÿõ ïî îòíîøåíèþ ê òåëó: ëèöåâîé, áîêîâîé, ãîðèçîíòàëüíîé.

Äâèæåíèÿ ðóê è íîã ïî îòíîøåíèþ äðóã ê äðóãó â ïðîñòðàíñòâå ìîãóò áûòü: îäíîèìåííûìè — ñîâïàäàþò ïî íàïðàâëåíèþ; ðàçíîèìåííûìè — âûïîëíÿþòñÿ â ðàçíûõ íàïðàâëåíèÿõ. Äâèæåíèÿ, âûïîëíÿåìûå ðóêàìè è íîãàìè, ìîãóò áûòü îäíîíàïðàâëåííûìè è ðàçíîíàïðàâëåííûìè.

Êîîðäèíàöèÿ äâèæåíèé íåâîçìîæíà áåç ïðîñòðàíñòâåííîé îðèåíòèðîâêè, îíà ÿâëÿåòñÿ íåîáõîäèìûì äëÿ ëþáîãî äâèãàòåëüíîãî äåéñòâèÿ. Îáùåðàçâèâàþùèå óïðàæíåíèÿ ñïîñîáñòâóþò áûñòðîìó ðàçâèòèþ ïðîñòðàíñòâåííîé îðèåíòèðîâêè, òàê êàê çäåñü îäíîâðåìåííî ó÷àñòâóþò çðèòåëüíûå è êîæíî-ìûøå÷íûå îùóùåíèÿ, â òî æå âðåìÿ óïðàæíåíèÿ ñîïðîâîæäàþòñÿ ïîÿñíåíèÿìè, óêàçàíèÿìè, êîìàíäàìè âîñïèòàòåëÿ. Âðåìåííûìè îðèåíòèðîâàíèÿìè äåòè îâëàäåâàþò ñ áîëüøèì òðóäîì, ÷åì ïðîñòðàíñòâåííûìè. Áîëüøèíñòâî îáùåðàçâèâàþùèõ óïðàæíåíèé àêòèâíî âëèÿþò è íà ðàçâèòèå âðåìåííûõ îðèåíòèðîâîê, òàê êàê îíè ïðîâîäÿòñÿ â òåìïå è ðèòìå.

Ðàçâèòèå ëîâêîñòè íåïîñðåäñòâåííî ñâÿçàíî ñ ñîâåðøåíñòâîâàíèåì êîðäèíàëüíûõ ñïîñîáíîñòåé, ïðîñòðàíñòâåííûõ è âðåìåííûõ îðèåíòèðîâîê, òàê êàê ëîâêîñòü îïðåäåëÿåòñÿ óìåíèåì áûñòðî ïåðåñòðàèâàòü äâèãàòåëüíóþ äåÿòåëüíîñòü â ñîîòâåòñòâèè ñ âíåçàïíî ìåíÿþùååñÿ îáñòàíîâêîé.  ýòèõ óñëîâèÿõ ïðåäúÿâëÿþòñÿ ïîâûøåííûå òðåáîâàíèÿ ê âíèìàíèþ, ñîîáðàçèòåëüíîñòè, áûñòðîòå ðåàêöèè, òàê êàê óñëîâèÿ ìîãóò ìåíÿòüñÿ áûñòðî, íåîæèäàííî. Óïðàæíåíèÿ íà ëîâêîñòü çàâèñÿò îò íàëè÷èÿ äâèãàòåëüíîãî îïûòà, îò óðîâíÿ êîîðäèíàöèè â âûïîëíåíèè ïðîñòûõ, èçîëèðîâàííûõ, à òàêæå ñëîæíûõ êîìáèíàöèé äâèæåíèé. Êîîðäèíàöèÿ, ëîâêîñòü äâèæåíèé íåâîçìîæíû áåç ðàçâèòèÿ ôóíêöèè ðàâíîâåñèÿ, êîòîðàÿ îïðåäåëÿåòñÿ ïîëîæåíèåì öåíòðà òÿæåñòè òåëà íàä ïëîùàäüþ îïîðû. ×åì ìåíüøå ïëîùàäü îïîðû, ÷åì âûøå öåíòð òÿæåñòè îò ïëîùàäè îïîðû, òåì òðóäíåå ñîõðàíèòü ðàâíîâåñèå. Îíî çàâèñèò è îò ñèëû èíåðöèè ïðåäøåñòâóþùåãî äâèæåíèÿ, â îñîáåííîñòè, åñëè äàëåå ñëåäóåò ñòàòè÷åñêàÿ ïàóçà.

Áèáëèîãðàôè÷åñêèé ñïèñîê

1. Áóäèíñêàÿ Ï.Ï. Îáùåðàçâèâàþùèå óïðàæíåíèÿ â äåòñêîì ñàäó. Ì., 1986.

2. Ïðèìàêîâ Þ.Í. Ðàçâèòèå äâèãàòåëüíûõ êà÷åñòâ øêîëüíèêîâ (ðàçâèòèå áûñòðîòû, âûíîñëèâîñòè, ñèëû è ðàâíîâåñèÿ). Ì., 1967.

3. Ôîìèí È.À., Âàâèëîâ Þ.Í. Ôèçè÷åñêèå îñíîâû äâèãàòåëüíîé àêòèâíîñòè. Ì., 1991.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник