Значение народных подвижных игр процессе развития ребенка
Библиографическое описание:
Иванова В. В. Значение народных подвижных игр для развития дошкольников [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. С. 103-106. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13813/ (дата обращения: 27.02.2020).
Народные подвижные игры способствуют выполнению сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, а также приучают детей быть честными и правдивыми. Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста. Игра — это школа, где развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; учат добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу.
Воспитательное значение народных игр усиливается их коллективным характером. Дети объединяются на основе своих переживаний, интересов. Каков ребенок в игре, таким он будет и в жизни, поскольку через игру ребенок познает и входит в систему взаимоотношений людей, усваивает правила поведении. Ребенок в игре учиться подчиняться и брать ответственность на себя». Без игры не может быть полноценного умственного развития, потому что это огромное светлое окно, через которого в мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающий огонек пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский.
Игры способствуют развитию личности в духе патриотизма. Каждая игра, практически начинается с выбора водящего и проходит с помощью считалки.
В народных считалках особое место занимает уважительное отношение к труду, восхищение трудом рук человеческих, как нигде сохранились особенные черты характера. Очень быстро детьми запоминаются веселые, шутливые стихи — считалки, например:
Раз, два, три, четыре, пять
Нам друзей не сосчитать!
А без друга в жизни туго,
Выходи скорее из круга!
Петушок, петушок,
Покажи свой кожушок.
Сколько перышек на нем?
Раз, два, три, четыре, пять
Невозможно сосчитать.
Шла кукушка мимо леса,
За каким-то интересом,
Инте, инте, интерес,
Выходи на букву «С»
В играх много задора, юмора и часто сопровождаются неожиданными моментами.
Жеребьевки применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды. Жребий — это условный знак или предмет. Один из играющих жребий и за спиной прячет его в руке. Игроки должны угадать, в какой руке жребий.
В детях формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
Сегодня наше общество имеет успеха в воспитании достойного поколения во многом благодаря донесенным до нас традициям прошлого, а наша задача передать лучшие педагогические традиции будущему поколению. Наши дети хорошо должны знать традиции национальной культуры.
Веселые подвижные игры — это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек. Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как сказки, песни. Народные игры имеют многовековую историю. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение. Традиционное содержание многих народных игр до сих пор удовлетворяет интересы детей, отвечает на их жизненные запросы.
Игра, по очень распространенному мнению есть отдых; она восстанавливает силы, развлекает человека, обновляет его духовно и физически. Игра — означало особое действие, свойственное детям, выражая главным образом то, что у нас теперь называется «передаваться ребячеству» соответствовало понятие о шутке, смехе. У Римлян означало радость, веселье. Впоследствии на всех европейских языках слово «игра» стали обозначать общий круг действий человеческих, — с одной стороны не претендующих на тяжелую работу; с другой — доставляющих людям веселье и удовольствие.
Таким образом, в этот многообещающий круг стало входить все, начиная от детской игры в солдатики, до трагического воспроизведения героев «на сцене театра». Раньше собирались мальчишки и девчонки на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту.
Зимой развлечения носили иной характер — устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характера любовь русского человека к веселью, к удовольствию. Особенно популярными и любимыми были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. Игры в «жмурки» была распространена во многих областях России и имела разные названия «слепая сковорода», «куриная слепота» и т. д.
Немало таких игр, где успех играющих зависел прежде всего от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель (городки, лапта и так далее).
В первые игры с правилами были созданы народной педагогикой. Об их ценности К. Д. Ушинский писал:
«Придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач взрослого человека, обратить внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитанное средство — задача будущей педагогики. По мнению исследователя народных традиций В. М. Григорьева особая ценность народных игр в том, что в ней ребенок проявляет способность к самовоспитанию. Он намеренно ведет себя так, как этого требует правила взятой роли. Кроме того, подчиняясь правилам поведения в игре, ребенок способен отказаться от желаемого, быть сдержанным, действовать не так, как хотелось бы».
Народные игры без преувеличения можно назвать «витаминами» душевного благополучия. Дети в народные игры играют с большим удовольствием, особо веселясь, когда дело доходит до запрещенных действий.
А. П. Усова подчеркивала, что в игре ребенок не учится жить, а живет своей собственной жизнью, на своем опыте постигает «что такое хорошо и что такое плохо».
Игры для детей ценны в педагогическом отношении, создает определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству. Известные педагоги рекомендовали использовать в работе с дошкольниками народные игры. Систематически проводимые и правильно организованные игры формируют характер, волю, воспитывают патриотические чувства.
В работе большинства ученых занимающихся проблемой игр и народных традиций отмечается, что игра — единственная деятельность, которая выводит ребенка за рамки его непосредственного опыта и любое занимаемое место в игре, уникально. Игра — стратегически тонко организованное культурное дошкольное пространство ребенка, в котором идет от развлечения к развитию. Развлечения в играх — это поиск. В практике дошкольного воспитания народные игры встречаются редко. В отдельных сборниках есть народные игры, но они настолько изменены, что в новом варианте утратили народные традиции, лишены игрового значения и так далее, поэтому подбирая игру, воспитатели должны обращаться к программе детского сада, в котором он работает. Каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный эффект. Поэтому не следует подбирать игры незнакомыми детям движениями, чтобы не тормозить игровые действия.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, то есть они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Больше всего дети активнее всего участвуют в состязательных играх. Это игры, которые направленные на развитие физических так и умственных сил и способностей детей, например: «Петушиный бой», «Пирог», «Городки» и др.
Народные игры — состязания влияют на воспитание воли, развитие сообразительности у детей, а так же быстроты реакции, тем самым укрепляют физически ребенка.
Так же большое значение в народных играх имеют — хороводные игры. Это игры, которые включают в себя хореографические движения, диалог и пантомиму. Содержание игры может быть различным и раскрывается в сюжете песни, которые изображают, передвигаясь по кругу. Например: «И шел козел дорогою», «У дядюшки Трифона». С помощью таких игр дети усваивают правила поведения в обществе, получают представления о добре и зле, трусости и храбрости. Характерная особенность народных игр, движение в содержании игры (бег, прыжки, метания, передачи и ловля мяча). Двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности к играющим не требуется. (2)
Родители — первые участники игр своих малышей. Чем активнее общение матери или отца с ребенком, тем быстрее он развивается. С ребенком можно играть по дороге в детский сад, во время прогулки, во время путешествия и так далее. Если интерес к игре ослабевает, то ее необходимо закончить. Закончив игру с детьми, оставляйте радостную перспективу: «мы еще поиграем в другой раз». Иногда целесообразно забыть игру на неделю, две, три, даже на месяц. Когда несколько забытая игра возвращается, она приобретает прелесть. С успехом могут быть использованы игры: «Король в плену», «Чепуха», «Молчанка»
Например, игру: «Молчанка» можно проводить в любых условиях. Особенно когда требуется успокоить детей. Певалку нужно ввести неожиданно, т. е. сначала объяснить, а когда начинается игра, нужно рассказать.
Первинчики, червинчики.
Летали голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок-
Молчок!
Например, выбирая водящего, все играющие садятся в круг и нараспев говорят:
Кто засмеется,
Губа задерется,
Раз, два, три, четыре, пять
С этих пор молчать!
Все стараются не проронить ни слова и не засмеяться. Самый выдержанный из детей становится водящим.
Воспитатель должен использовать игру как эмоционально — образное средство влияния на детей, пробуждать интерес, воображение, добиваться активного выполнения игровых действий.
Объяснение игры должен быть кратким понятным, интересным и эмоциональным. Все средства выразительности — интонация голоса, мимика, жесты, а в сюжетных играх и имитация должны найти целесообразное применение в объяснениях для того, чтобы выделить главное, создать атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям. Взрослому не стоит разучивать предварительно с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают. При распределении ролей, можно использовать такие приемы: «Дети, пусть первой ловишкой будет Миша, у него сегодня день рождения. Это наш ему подарок сегодня. Или, Маша первая услышала зазывалочку и первая прибежала. Так же можно распределять роли волшебной палочкой. В конце игры следует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил смелость, ловкость, выдержку.
В игре воспитатель играет большую роль, он должен быть многообразным: воспитатель должен влиять на содержание игры, помогать осуществлять задуманное, регулировать взаимоотношения. Педагогу ни в коем случае нельзя быть равнодушным к игровой деятельности детей.
Как считал Л. Выготский игру «девятым валом» в развитии ребенка (в игре он становится на голову выше). Нет игры у дошкольников — нет интереса к учебе у школьников. Эта истина известна всем, но на практике она игнорируется. И это понятно, хочется быстрее «выучить», показать родителям, что ребенок все знает. Дело доходит до того, что некоторые родители выступают против игр в дошкольном учреждении, считая пустой тратой времени. Происходит трансформация общественного мнения: отказ от игры в пользу учебы, к сожалению это так.
Передовые представители культуры: К. Д. Ушинский, Е. А. Покровский, Г. А. Виноградова и другие, заботясь о просвещении, образовании и воспитании народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народные колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержание разговорных текстов.
В игре развивается то, что нужно будет ребенку во взрослой жизни. Народные игры — источник радостных эмоций, обладающий великой, воспитательной силой. Игра — естественное состояние ребенка, его основное занятие.
Классификация народных игр:
Применение народных игр требует специального отбора для решения педагогических задач. Для этого создаются рабочие группировки игр, определенным признакам. По видовому отражению национальной культуры (быт русского народа, игры русских детей, борьба добра против зла).
По интенсивности используемых в игре движений. Игры малой, средней и высокой интенсивности.
По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные). С учетом особенностей детей 5–7 лет. Эти же игры, можно использовать на занятиях по физкультуре. (3)
Далеко не каждая игра, может получить признание в качестве народной, очень длителен процесс такого признания. Из опыта работы можно сказать, что народные игры способствуют тому, чтобы усваиваемые в игре гуманные чувства, которые проявились и вне игровой ситуации, в реальных, детских поступках и взаимоотношениях.
Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляет собой основу начального этапа формирования гармонически развитий личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека, игры представляют собой сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которые складываются на основе традиций.
Игры, созданные на протяжении веков, стали подлинной сокровищницей многих народов. Они впитали опыт и творческие находки сотен поколений и несут их новым поколениям.
Литература:
- Григорьев В. М. «Народные игры и традиции в России» — гос. Рос. Дом нар. Творчества — 2 изд. М. 1994
- Детские подвижные игры. Кн. Для воспит. д/с и родителей./ Сост.А. В. Кенеман, Т. И. Осокина — 2- е изд., дераб. — М. — Просвещение; Владос, 1995
- Ушинский К. Д. Собран. Соч. М — Л., 1948. Т. 111. С 497–498
- «Дошкольное воспитание» № 12 1995 год, стр. 15
- «Дошкольное воспитание» № 1 1998 год, стр. 40 -42
- «Дошкольное воспитание» № 3,2012 год, стр. 28–30
- «Дошкольное воспитание» № 2 1993 год, стр. 26с.
- Дошкольное воспитание» № 6 -2012г.
- И. Панкеев, Русские н/и М. Изд.: Яуза, — 240 с.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, содержание игры, воспитательное значение, правило поведения, правило игры, национальная культура, детский сад, детская игра, уважительное отношение.
Источник
Наталья Баженова
Значение и роль народной подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Нельзя забывать и нужно широко использовать народные подвижные игры. В них на протяжении многих поколений вырабатывался и ярко отражался весь образ жизни и дух народа, его быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
В таких играх радость общения согласовывается с духовным обогащением детей.
В народных подвижных играх хорошо развиваются и закрепляются ловкость, быстрота, а также такие физические действия, как прыжки, бег, метание и т. д.
По содержанию все народные игры выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой стадии развития.
В народных играх много шуток, юмора, соревновательного задора. Они часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.
Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
Народная подвижная игра, выполняя различные функции (развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую) служит средством приобщения детей к народной культуре. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
С развитием педагогической мысли происходит постепенный отбор из числа народных наиболее целесообразных в воспитательном отношении игр. В процессе длительной практики определилось их содержание, были сформулированы правила. Создавались и новые игры, преследующие специальные педагогические цели.
При отборе игр, способствующих физическому воспитанию детей дошкольного возраста, целесообразно ориентироваться на особенности их содержания, под которыми понимается, прежде всего, сюжет, тема игры, ее правила и двигательные действия. Именно содержание игры определяет ее образовательную и воспитательную значимость, игровые действия детей; от содержания зависит своеобразие организации и характер выполнения двигательных заданий.
Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. Ушинский К. Д. писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Ушинский также считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство.
Процесс игры приводит в движение все существо играющего: как физическое, так и духовное. Начиная играть, дети хотят именно играть, т. е. приятно провести время, и эта приятность игры побуждает иногда детей играть до полного утомления, до тех пор, пока есть у них какие-нибудь силы для игры. Деревенские детские игры не в пример разнообразнее и веселее городских. Что ни год, то прибавляются к ним новые, изобретаемые самими же играющими; подсказывает их жизнь. И здесь зачастую проявляется острая наблюдательность малышей, обнаруживается природная русская сметка, еще не придавленная никакими тяготами житейскими.
Большое значение использованию русских народных подвижных игр придавала А. П. Усова. Она отмечала, что, прежде всего игры служат несомненным доказательством таланта народа и поучительным примером того, что хорошая детская игра представляет собой образец высокого педагогического мастерства; поразительна не только та или иная отдельная игра, но также и то, как народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости.
Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают детей.
Но не зная истоков игры, не учитывая их национальные особенности, колорит, нельзя говорить, что воспитательное значение народных игр раскрыто полностью. Чтобы педагоги могли заинтересовать детей русской народной подвижной игрой, они должны, прежде всего сами знать историю их появления, их воспитательное значение.
Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Картотека игр «КУБАНСКИЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»
1. «Кауны»
Цель. Развивать быстроту, ловкость.
Ход игры. На одном конце площадки проводится черта. Это «бахча», за чертой на расстоянии 2-3 шагов от нее «шалаш сторожа». На противоположной стороне площадки обозначается «дом детей». Выбирается сторож. Остальные играющие – дети. Когда «сторож» засыпает, дети направляются к бахче со словами:
Крадем, крадем кауны,
Деда не боимся
Дед нас палкой – мы его каталкой.
Сторож просыпается, дети бегут «домой», а он их догоняет. Пойманного сторож отводит в сторону шалаша.
2. «Гонка свинки».
Цель. Развивать ловкость, сноровку, точность движений.
Ход игры. В игре участвуют две команды, расположенные в длинную линию друг против друга. Начинают гнать «свинку» (деревянный шар) из центра по прямому направлению в противоположные стороны к двум конечным пунктам. Каждая команда старается поскорее прогнать свою «свинку» к своему пункту.
3. «Горю – горю пень».
Цель. Развивать ловкость, умение менять направление, убегая от водящего.
Ход игры. На определенном месте стоит ребенок, изображая собою пень. Сзади него становятся дети парами, взявшись за руки. «Горящий пень» громко произносит: «Горю – горю пень». При последних словах, пара разрывает руки и бежит с двух сторон пня к определенному месту, где она снова соединяется. Пень тоже срывается с места и старается поймать кого-либо из бегущих.
4. «Бой петухов».
Цель. Развивать сноровку, ловкость.
Ход игры. Дети делятся на пары и становятся на расстоянии 3-5 шагов. Пары изображают дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Если кто-то теряет равновесие и становится на землю двумя ногами, то он выходит из игры. Дети перед началом договариваются, как они будут держать руки (на поясе, за спиной, скрестив руки перед грудью или держать руками колено согнутой ноги). Играющие должны приблизиться друг к другу одновременно, а руками толкать противника нельзя. Победители из разных пар могут объединиться и продолжить игру.
5. «Брыль».
Цель. Развивать быстроту, ловкость.
Ход игры. Играющие сидят по кругу. В центре круга на расстоянии 5-6 см от края начерчен еще круг. По команде ведущего «Солнце» все руками закрывают глаза. Одному из игроков ведущий надевает на голову брыль (соломенная шляпа с высокими полями) и сразу говорит «Тень». Все открывают глаза. Тот, у кого брыль на голове, по команде бежит в центр круга. Остальные игроки не должны пускать во внутренний круг. Если забежал в центр – ведущий он, если не успел – выходит из игры.
6. «Тополек».
Цель. Учить действовать в соответствии справилами.
Ход игры. В игре участвуют: ведущий – «тополь», игроки – «пушинки», 3игрока – «ветры». В центре площадки в кругу диаметром 2м стоит ведущий «тополь», вокруг него кругами «пушинки», за кругом, на любом расстоянии. Ведущий:
На Кубань пришла весна,
Распушила тополя.
Тополиный пух кружится,
Но на землю не ложится.
Дуйте ветры с кручи сильные, могучие!
После этих слов налетают «ветры» и «уносят», т. е. ловят «пушинки». «Пушинки» устремляются в круг к «тополю». За чертой круга они не досягаемы. Пойманные «пушинки» становятся «ветрами». Выигрывают те, кто остался возле тополя.
7. «Подсолнухи».
Цель. Развивать наблюдательность.
Ход игры. Игроки – подсолнухи стоят в несколько рядов. Один – земледелец, он стоит в стороне и запоминает, кто, где находится. По команде «Солнце!» земледелец уходит, подсолнухи меняются местами. Потом звучит считалка, к ее окончанию земледелец должен показать, кто как стоял. Считает ведущий:
Солнце светит, дождь идет,
Семечко растет, растет.
К солнцу тянется росток,
Тонкий, тонкий стебелек.
Небосвод весь обегая,
Солнце светит не моргая.
Земледелец не зевай, перемены отгадай!
8. «Горшок».
Цель. Развивать ловкость, быстроту, умение действовать в соответствии с правилами.
Ход игры. Играющие делятся на две равные команды. Одна команда становится «горшками» и садится на землю в кружок. Другая команда – «хозяева». Они становятся за горшками. Один из играющих – водящий _ изображает покупателя. Он подходит к одному из «хозяев» и спрашивает:
— Почем горшок?
Хозяин отвечает:
— По денежке.
— А он не с трещиной?
— Попробуй.
Покупатель легко ударяет по «горшку» пальцем и говорит:
— Крепкий, давай сговор!
«Хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, напевая:
Чичары, чичары, собирайтесь гончары
По кусту, по насту, по лебедю горазду!
Вон!
Со словом «вон» и «хозяин» и «покупатель» бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто первым прибежит к купленному «горшку», тот «хозяин» а опоздавший – водящий.
9. «Селезень и утка».
Цель. Развивать сноровку, умение проговаривать слова игры.
Играющие становятся рядом, рука в руке. Двое, стоящих на одном краю вереницы, отрываются от нее (это «селезень» и «утка») и бегут, подныривая под руки стоящих в ряду то спереди, то сзади, причем «селезень» догоняет «утку». Стоящие в ряду приговаривают:
Догони, селезень, утку,
Догони, молодой, утку.
Поди, утушка, домой,
У тебя семеро детей,
Восьмой – селезень,
Девятая – утка,
Десятая – гуска.
Та пара, под руками которой «селезень» поймал «утку», заменяет их, а они становятся на освободившееся место.
Источник