Значение музыки во всестороннем развитии ребенка

Значение музыки во всестороннем развитии ребенка thumbnail

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

24 «Берёзка» комбинированного вида

ИСТТРИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

ПО ТЕМЕ:

« Значение музыки во всестороннем развитии дошкольников»

Составила:

музыкальный руководитель

Будницкая Елена Александровна

2016 г

Музыкальное искусство всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Музыка сопровождает человека всю жизнь, становится частью быта и оказывает огромное влияние на мысли, чувства, настроение. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет особую роль в эстетическом и нравственном развитии ребенка. Также, можно сказать, что воспитательные возможности музыкального искусства безграничны, так как в музыке отражаются практически все явления окружающей нас действительности.

         На занятиях музыкой используются различные виды музыкальной деятельности. Их влияние  на развитие ребенка можно рассматривать в трех аспектах:

1) физиологический — положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечнососудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций;

2) психологический-музыка воздействует на эмоционально-личностную сферу ребенка , способствует коррекции познавательных, коммуникативных, а также речевых нарушений развивая дыхание, голос, артикуляционную моторику, нормализуя темп речи, динамику, исправляя недостатки восприятия и звукопроизношения.

          3) педагогический- посредством музыки воспитывается у ребенка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.

В  процессе  любой  деятельности  ребенок  осваивает  определенные внешние  действия,  которые  ведут  к определенному внешнему результату, и  внутренние,  психические  действия,  которые  составляют основу содержания  психического развития (восприятие, мышление, воображение, память).  Музыкальная  деятельность  так  же  состоит из многочисленных действий. Например, при усвоении песни ребенок внимательно слушает вступление к песни, старается вовремя начать ее, улавливает заданный темп, при ее исполнении отражает несложные оттенки, одновременно со своими сверстниками заканчивает исполнение. Действия могут быть внешними, предметными:  ребенок  поет,  двигается,  дирижирует,  играет  на  инструменте  и т.д., а так же внутренними: воспринимая музыку, он проникается ее эмоциональной    настроенностью,   сравнивает   сольное   и  хоровое  звучание,  прислушивается   к  собственному  пению.  Если  действие  повторяется     многократно, оно постепенно усваивается и переходит в навык. Таким образом, происходит развитие всех высших психических функций.

Музыкальная деятельность ребенка имеет большое влияние на развитие  разговорной речи ребенка. Прослушивание музыкальных произведений развивает слуховое и фонематическое восприятия; пение – развивает артикуляционную моторику, речевое дыхание, звуковысотный слух; ритмическое чувство формируется в музыкально-ритмических движениях, воспроизведении ритмического рисунка в хлопках, в пении. Музыкально-образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера о музыке, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д. – это расширяет активный и пассивный словарь ребенка, его представления об окружающем мире.

Наиболее близко и доступно детям-пение. В процессе пения происходит развитие артикуляционной моторики. Пение способствует формированию кинестетической и кинетической основы движения при образовании звуков, а впоследствии и всех артикуляционных позиций. Работа в песне над интонационной выразительностью, динамикой, темпом, дикцией, дыханием улучшает и общее звучание разговорной речи. Кроме этого пение развивает координацию голоса и слуха.

Также, очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: оно способствует развитию и укреплению легких; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

Ведущим видом деятельности на музыкальных занятиях является восприятие. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса, предшествует и сопутствует всем видам  музыкальной деятельности. Развитие музыкального восприятия – это часть развития восприятия в целом. Н.А. Ветлугина пишет: «Развитие музыкальной восприимчивости не следствие возрастного созревания человека – это следствие целенаправленного воспитания. Задача педагога в том, чтобы постепенно, с приобретением музыкального и речевого опыта,  ребенок учился воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения».

Одновременно с этим, ребенок обогащает свой словарный запас, активизируется его мыслительная деятельность, расширяется кругозор, формируется эмоциональная отзывчивость.

Таким образом, средствами музыкального воспитания можно решить следующие задачи:

1) коррекционные:

— развитие слухового и зрительного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм), координации движений;

— формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения;

2) оздоровительные:

— укрепление сердечнососудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;

— развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;

— развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);

— развитие быстроты двигательной реакции;

3) образовательные:

— обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

— развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

— формирование мыслительных умений и действий;

4) воспитательные:

— воспитание общей, музыкальной, речевой, двигательной культуры;

— эстетическое отношение к окружающему;

— развитие чувств, эмоций высшего порядка;

5) развивающие:

— познавательную активность;

— устойчивый интерес к деятельности;

— саморегуляцию и самоконтроль деятельности;

— внимание, память, мышление;

— ориентировку в пространстве.

Но гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные возрасту ребенка, активизируются все творческие возможности растущего человека  и создана благоприятная среда не только в учебное время, но и в семейном кругу. Музыкально-эстетическое образование на уроках музыки только начинается. Необходимо, чтобы родители интересовались, что и как ребёнок делал на занятии, с какими новыми произведениями, композиторами, песнями он познакомился, повторяли пройденный и, вместе с ребенком искали дополнительный материал. Это дополнительно активизирует развитие ребенка .

Источник

Валентина Коморная
Роль музыкального воспитания во всестороннем развитии дошкольника

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей с самого раннего возраста. Важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Музыка — одно из могучих средств эстетического воспитания детей, воспроизводящее окружающую нас действительность в звуковых образах. Общение с музыкой способствует музыкально-эстетическому становлению ребенка, развивает основы его музыкальности, а музыкальная деятельность оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка. В этой связи большое место отводится музыке в детском саду, — она звучит и на музыкальных занятиях, и в самостоятельной музыкальной деятельности, и во время праздников и развлечений.

Музыкальное воспитание на ребенка — это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства, формирование интересов, потребностей, эстетического отношения к музыке, это результат формирование личности ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. Влияние музыки на формирование личности ребенка в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое искусство, способна воздействовать на всесторонние развитие личности ребенка, побуждать к нравственно эстетически ми переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Общее музыкальное воспитание является всеобщем, охватывающим всех детей и всесторонним, гармонично развивающим все стороны формирование личности ребенка.

Задачи музыкального воспитания формирования личности ребенка, подчинены общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка и строятся с учетом своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей дошкольников.

1. Воспитывать любовь к музыке.

2. Обобщать музыкальные впечатления детей, знакомить их с разнообразными музыкальными произведениями.

3. Знакомить детей с элементами музыкальных понятий, обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности.

4. Развивать эмоциональную отзывчивость. Сенсорные способности, чувства ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.

5. Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений.

6. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.

Успешное значение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности. Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Основным признаком музыкальности считается эмоциональная отзывчивость на музыку, т. е. способность её переживания, а также музыкальный слух и чувство ритма. Ритм же — одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Значение развития ритмического слуха в музыкальном воспитании ребенка заключается в том,что оно: помогает развитию музыкальных способностей и обогащает эмоциональный мир детей; развивает познавательные способности; воспитывает активность, дисциплинированность, чувство коллективизма. Активный, действенный характер музыкального ритма позволяет передавать в движениях мельчайшие изменения настроений музыки и тем самым постигать выразительность музыкального языка.

Воспитание музыкальной культуры дошкольников происходит одновременно с развитием у них музыкальных способностей, которые, в свою очередь, развиваются в музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания.

Воспитание и привитие художественного вкуса у детей, эмоциональной отзывчивости на музыку — вот главная задача родителей и педагогов, которая является актуальной и сегодня.

Для осуществления этих целей необходимо комплексное воздействие на ребенка основных видов

музыкальной деятельности: пения, музыкально-ритмического движения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах.

Музыка всегда являлась самым чудодейственным и тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве, и в жизни. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Для музыкальной педагогики важными вопросами являются проблемы музыкальных способностей дошкольников, их музыкальных потребностей и эмоциональной сферы, музыкальной диагностики как проверки точности музыкального слуха, объема музыкальной памяти, чувства ритма детей. Музыкальные способности объединяются в понятие музыкальность. Музыкальность — комплекс способностей человека, который формируется и развивается в процессе музыкальной деятельности. Ладовое чувство, музыкально- слуховые представления и чувство ритма, составляют три основные музыкальные способности, которые образуют ядро музыкальности. Именно наличие их у каждого наполняет

слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства.

Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки дети приобщаются к музыкальному искусству, что способствует развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и духовной культуры.

Источник

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Детская музыкальная школа им. К. Н. Игумнова»

Г. Лебедянь. Липецкая область РФ

МБУ ДО «ДМШ им К. Н. Игумнова»

Доклад

На тему «Музыка как средство всестороннего развития ребёнка».

Подготовила: преподаватель

Яковлева М. В.

Лебедянь, 2016

Основной задачей формирование личности ребенка является всестороннее и гармоническое развитие ребенка. Эту задачу выполняет музыкальное воспитание. Н.К. Крупская так характеризует значение искусства в воспитание личности ребенка: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать…». Педагогика, опираясь на эти положения, определяет понятие музыкального воспитания и развития.

Музыкальное воспитание на ребенка, это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства, формирование интересов, потребностей, эстетического отношения к музыке.

Музыкальное развитие на ребенка это результат формирование личности ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. Многие учёные и педагоги считают, что чувство музыкального ритма не поддаётся воспитанию и развитию (Л.А.Бренбойм, К.Сишор, Н.А.Ветлугина и др.).

Задачи музыкального воспитания формирования личности ребенка, подчинены общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка и строятся с учетом своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей дошкольников.

1.Воспитывать любовь к музыке. Эта задача решается путем развития восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребенку острее почувствовать и осмыслить содержание услышанных музыкальных произведений.

2.Обобщать музыкальные впечатления детей, знакомить их с разнообразными музыкальными произведениями.

3.Знакомить детей с элементами музыкальных понятий, обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности, искренности исполнения музыкальных произведений.

4.Развивать эмоциональную отзывчивость. Сенсорные способности, чувства ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.

5.Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя изобразительное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям.

6.Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передачи характерных образов в играх и хороводах, использование выученных танцевальных движений, импровизации маленьких песен, попевок, инициативу и стремление применять выученный материал в повседневной жизни, музицировать. Петь и танцевать.

Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становление и формирование личности ребенка. Средствами музыкальности дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у детей развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.

Дети, которые играют на музыкальных инструментах, обычно грамотнее других. Музыка даёт и образное мышление, и пространственное представление, и привычку к ежедневному кропотливому труду.

Начать заниматься с детьми стоит уже с четырехлетнего возраста. Регулярные занятия музыкой улучшают память и стимулируют умственное развитие детей, утверждают канадские ученые. Им удалось получить первые доказательства существования связи между занятиями музыкой и умением концентрировать внимание.

Но, несмотря на все неудобства, которые доставляет начальный этап обучения детей игре на музыкальных инструментах, предыдущие поколения родителей старались обязательно дать детям музыкальное воспитание. Так как занятия музыкой требуют не только непрестанного труда и волевых усилий детей, но и несокрушимого родительского терпения, профессионалами из них становились единицы, но учили все-таки всех или почти всех и считали это необходимым.

Уже известно, что раннее многих других человеческих способностей выявляются музыкальные способности. Два основных показателя музыкальности, эмоциональная отзывчивость и музыкальный слух, проявляются в первых же месяцах жизни ребенка. Малыш способен эмоционально откликаться на веселую или спокойную музыку. Он сосредотачивается, затихает, если слышит звуки колыбельной. Когда же раздается веселая, плясовая мелодия, меняется выражение его лица, оживляется движением.

Исследованиями установлено: ребенок способен различать звуки по их высоте уже в первые месяцы своей жизни. Особенно очевиден этот факт, у тех, кто стали профессиональными музыкантами. Поразительные способности проявил Моцарт в четыре года, он играл на органе, скрипке, в пять лет, создавал первые сочинения.

Цель влияния музыки на воспитание детей — это приобщение к музыкальной культуре в целом. Влияние музыки на формирование личности ребенка в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое искусство, способна воздействовать на всесторонние развитие личности ребенка, побуждать к нравственно эстетически ми переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Общее музыкальное воспитание должно отвечать основным требованиям: быть всеобщем, охватывающим всех детей и всесторонним, гармонично развивающим все стороны формирование личности ребенка.

Музыкальный опыт детей еще очень прост, но он может быть достаточно разнообразным. Почти все виды музыкальной деятельности в самых первоначальных основах доступны детям и правильной постановки воспитания обеспечивают разносторонность их музыкального их музыкального и общего развития на личность ребенка. Через воспитание эстетического отношения к окружающей жизни, через развитие способностей, эмоционально сопереживать, через разнообразие чувств и мыслей, выраженных в произведениях, ребенок входит в образ, верит и сам действует воображаемой ситуации. Влияние музыки побуждает его к «дивной способности радоваться за других, переживать за чужую судьбу, как за свою».

Ребенок, общаясь с музыкой, развивается всесторонне, совершенствуется физический облик ребенка, устанавливаются гармонические связи. В процессе пения развивается на только музыкальный слух, но и певческий голос, а, следовательно, и голосовой двигательный аппарат. Музыкально — ритмические движения побуждают к правильной осанке, координации движений, их гибкости и пластичности.

Ребенок способен чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ, замечать хорошее и плохое, приобщатся тем самым к различным видам художественной деятельности. Дети также способны вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления.

Влияние музыки, непосредственно воздействует на чувство ребенка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Ознакомляя детей с произведениями различного эмоционального образовательного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию. Песня о родном крае побуждает чувство любви к Родине. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство к музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные пляски. Разнообразные чувства, возникающие при восприятие музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.

Решению воспитательных задач во многом способствуют коллективное пение, танцы, игры, когда дети охвачены общими переживаниями. Пение требует от участников единых усилий. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей. Общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Для избалованного вниманием, изменение самоуверенного, успешного выступление других детей, служит известным тормозом отрицательных проявлений. Такому ребенку можно предложить оказать помощь товарищам, воспитывая тем самым скромность и одновременно развивая индивидуальные способности. Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных занятий, видов деятельности (пения, слушание музыки, игры на детских музыкальных инструментах, движения под музыку и т.д.) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявление волевых усилий: исполняя песню, вовремя начать и закончить её; в танцах, играх уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого то перегнать. Всё это совершенствует тормозные процессы, влияют на волю ребенка.

Именно поэтому, музыка и искусство, уже в силу своей внутренней природы должны быть составной частью любого воспитания, а для этого они должны стать частью образования каждой личности.

В связи с выявлением важной роли музыки в формировании личности ребёнка, становится очевидным целесообразность использования музыки в воспитании и обучении для гармоничного развития ребёнка и в качестве вспомогательного средства для развития памяти, образного мышления и концентрации внимания. Для выявления особенностей влияния музыки  на развитие детей с нарушениями слуха, необходимо сначала изучить влияние музыки на развитие детей с нормальным слухом, чтобы выявить различия.

Список литературы:

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1968.

  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

  3. Горюнова А.В. Детское музыкальное воспитание как средство эстетического воспитания // Искусство и эстетическое воспитание. – М., 1973.

  4. Кабалевский Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе. – М., 1973.

  5. Крупская Н.К. Пед. соч., т. 5. – М., 1959.

Источник