Значение мяча в развитии ребенка
оксана понасейко
Консультация для родителей «Значение мяча в развитии ребенка»
Консультация для родителей «Значение мяча в развитии ребенка»
Каждый ребенок с раннего детства знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются у всех народов мира и не случайно считаются самыми распространенными. Дети очень любят играть с мячами, особенно с яркими, прыгучими и ловкими. Однако, многие родители уделяют мало времени играм с мячами, и даже летом, на отдыхе, мяч остается незаслуженно забытым.
Игры, игры-упражнения с мячом развивают координацию движений, укрепляют мышцы плачевого пояса, развивают и укрепляют мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткости.
В играх с мячом развиваются физические качества: быстрота, прыгучесть, сила, ловкость. Такие игры благотворно влияют на работоспособность ребенка. Игры с мячами различного веса и объема увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей рук; при ловле и бросании мяча, ребенок действует обеими руками – это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы.
А систематические игры и упражнения с мячом активно влияют на совершенствование основных свойств нервной системы: силы, подвижности, уравновешенности.
Особенно большое значение придается возникновению радостных эмоций. Положительные эмоции самые действенные!
Совместное выполнение движений (трое, четверо, в парах) – прекрасная школа приобщения ребенка к коллективу, к деятельности «вместе». Если ваш ребенок замкнут, плохо вступает в контакт, не умеет дружить с другими детьми – ему очень полезно играть с мячом. В играх, которые проводятся в парах, команде, ребенок учится работать с партнером или партнерами.
Игры с мячом активизируют не только двигательную, психическую деятельность детей, но и умственную. Упражнения с мячом способствуют развитию сенсорики, движений кистей, пальцев рук, что активизирует кору головного мозга в целом, и речевые центры в частности.
Если ваш ребенок совсем не владеет мячом, сделайте с ребенком несколько начальных упражнений:
• Покатать мяч по полу ладонью вправо – влево. Затем перекатывать мяч по полу из одной руки в другую.
Мяч обычный дали нам,
Нам он очень нравится.
Посмотрите, как легко
Мячик наш катается.
• Покрутить мяч вокруг своей оси по часовой и против часовой стрелки.
Учим новую игру –
Мяч раскрутим на полу.
Он кружится, как, волчок,
Еесли ощутит толчок.
• Толкнуть мяч по полу к стене и посмотреть, какова будет отдача от неё.
Мяч покатим мы к стене –
Посмотри-ка сам.
Оттолкнувшись, мяч спешит
Ввозвратится к вам.
• Толкнуть мяч так, чтобы он прокатился под столом или между ножками стула.
Мяч наш ловок –
Посмотри, он уже в воротцах.
Чтоб мячом туда попасть,
Надо побороться.
• Подкинуть мяч вверх и поймать его. Затем, прежде чем поймать, надо успеть сделать хлопок в ладоши.
Мяч влетает высоко,
Осторожно брось его.
Ловкость мы приобретаем –
Ловим мяч и вновь бросаем.
• Ударить мячом об пол и поймать. Затем отбивать мяч от пола.
Мяч надутый, мяч пузатый,
Любят все его ребята.
Бьют его, а он не плачет,
Веселее только скачет.
• Перебрасывать мяч в парах с ударом об пол.
Мяч о землю стукнем ловко,
Чтоб он к другу улетел.
Друг поймал мяч со сноровкой
И назад лететь велел.
• Забрасывание мяча в горизонтальную цель (коробка, корзина)
Вот корзина перед нами,
А зачем – скажите сами.
Будем мячик так бросать,
Чтоб в корзину попадать.
Когда упражнения с мячом сопровождаются стихами, ребенок вовлекается в нужную игру или движение ненавязчиво, без опасений, но в заданной форме и порядке.
Покажите ребенку, как вы играете в мяч: катаете, бросаете, ловите, отбиваете от пола и т. п. Попробуйте научить этому и вашего малыша.
Советы родителям:
— Не принуждайте малыша к выполнению того или иного движения. Не требуйте от него повторять упражнение до тех пор, пока ребенку не удастся выполнить его правильно. Не упрекайте его за рассеянность, невнимание, неумение и т. п. Не превращайте обучение в скучную повинность. Играйте с малышом, когда он будет находиться в хорошем настроении.
— Проявите фантазию, изобретательность, используйте для игр все, что найдете под рукой: гладильную доску, стулья, пустые пластиковые бутылки, длинные шнурки и т. п.
— Постепенно вовлекайте его во все новые виды игры, систематически повторяя их. Для этого возраста достаточно, чтобы ребенок научился прокатывать мяч в даль в заданном направлении, бросать мяч об пол и вверх, правильному замаху при метании малого мяча вдаль.
— Не забывайте о возрасте вашего ребенка, его физических возможностях! Обращайте внимание на упражнения, которые ребенок выполняет с радостью, без нажима с вашей стороны.
Мяч должен быть удобен и не вызывать у малыша слез от ощущения собственной неловкости!
Прыгучесть. Прыгучими могут быть не только резиновые мячи, но и хорошо набитые шерстяные. Мяч «непрыгучий» может быть «мячом катучим». Для домашних игр из прыгучих мячей подойдут лишь хорошо набитые шерстяные.
Тяжесть/легкость. Для ребенка, только начавшего ходить, тяжелый футбольный мяч из-за своего веса и большого размера просто не может быть игрушкой. Для малыша очень важно научиться соразмерять силу удара с тяжестью мяча. Это дает хороший опыт управления собой и предвидения результата уже в самом раннем возрасте. Понаблюдайте, как по-разному ваш малыш управляется с большим резиновым мячом и легким надувным.
Цвет. Несмотря на то, что дети обращают внимание на яркие цвета, не стоит пичкать малышей едкими, броскими анилиновыми красками. Цветовосприятие глаза лучше развивается на сочных, открытых цветах радуги, их вариантах и оттенках в пастельной гамме.
Качество поверхности. Очень важно для тактильного восприятия. Чем больше будет натуральных материалов, тем богаче станет опыт ребенка в действиях с ними, комплексном восприятии их свойств и пр.
Игры с мячом универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от фантазии и желания играть с детьми весело и интересно.
Источник
Ушакова Татьяна Васильевна
Значение игр и упражнений с мячом во всестороннем развитии ребенка
Мяч – это рука ребёнка, развитие её напрямую
связано с развитием интеллекта.
Мяч – круглый, как Земля, и в этом его сила!
С. А. Шмаков
Каждый ребенок с раннего детства знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются у всех народов мира и не случайно считаются самыми распространенными.
Дети очень любят играть с мячами, особенно с яркими, прыгучими и ловкими. Однако, многие родители уделяют мало времени играм с мячами, и даже летом, на отдыхе, мяч остается незаслуженно забытым.
Игры, игры-упражнения с мячом развивают координацию движений, укрепляют мышцы плачевого пояса, развивают и укрепляют мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткости.
В играх с мячом развиваются физические качества: быстрота, прыгучесть, сила, ловкость. Такие игры благотворно влияют на работоспособность ребенка. Игры с мячами различного веса и объема увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей рук; при ловле и бросании мяча, ребенок действует обеими руками – это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы.
А систематические игры и упражнения с мячом активно влияют на совершенствование основных свойств нервной системы: силы, подвижности, уравновешенности.
Особенно большое значение придается возникновению радостных эмоций. Положительные эмоции самые действенные!
Совместное выполнение движений (трое, четверо, в парах) – прекрасная школа приобщения ребенка к коллективу, к деятельности «вместе». Если ваш ребенок замкнут, плохо вступает в контакт, не умеет дружить с другими детьми – ему очень полезно играть с мячом. В играх, которые проводятся в парах, команде, ребенок учится работать с партнером или партнерами.
Особое место занимают игры – соревнования, эстафеты с мячом, которые развивают чувство ответственности, умение достойно проигрывать. Ведь не только положительные эмоции, но и отрицательные эмоции побуждают к выполнению точных, слаженных действий.
Игры с мячом активизируют не только двигательную, психическую деятельность детей, но и умственную. Упражнения с мячом способствуют развитию сенсорики, движений кистей, пальцев рук, что активизирует кору головного мозга в целом, и речевые центры в частности. Игры с мячом способствуют быстрому восстановлению умственной работоспособности.
Мяч по популярности занимает первое место в царстве детской игры. Он, как магнит, притягивает к себе детей, надо как можно раньше дать ребенку мяч в руки, а не откладывать это до самой школы, надо научить ребенка общаться и играть с мячом.
К сожалению, многие родители не знают игр с мячом, соответственно не могут научить этому своих детей.
Если ваш ребенок совсем не владеет мячом, сделайте с ребенком несколько начальных упражнений:
• Покатать мяч по полу ладонью вправо – влево. Затем перекатывать мяч по полу из одной руки в другую.
Мяч обычный дали нам, нам он очень нравится.
Посмотрите, как легко мячик наш катается.
• Покрутить мяч вокруг своей оси по часовой и против часовой стрелки.
Учим новую игру – мяч раскрутим на полу.
Он кружится, как, волчок, если ощутит толчок.
• Толкнуть мяч по полу к стене и посмотреть, какова будет отдача от неё.
Мяч покатим мы к стене – посмотри-ка сам.
Оттолкнувшись, мяч спешит возвратится к вам.
• Толкнуть мяч так, чтобы он прокатился под столом или между ножками стула.
Мяч наш ловок – посмотри, он уже в воротцах.
Чтоб мячом туда попасть, надо побороться.
• Толкнуть мяч вперед и сбить им какой-либо предмет (кеглю, мяч, кубик).
Мы должны мячом сейчас сбить предмет тяжелый.
Постараться должен мяч – этот друг веселый.
• Подкинуть мяч вверх и поймать его. Затем, прежде чем поймать, надо успеть сделать хлопок в ладоши.
Мяч влетает высоко, осторожно брось его.
Ловкость мы приобретаем – ловим мяч и вновь бросаем.
• Ударить мячом об пол и поймать. Затем отбивать мяч от пола.
Мяч надутый, мяч пузатый, любят все его ребята.
Бьют его, а он не плачет, веселее только скачет.
• Перебрасывать мяч в парах с ударом об пол.
Мяч о землю стукнем ловко, чтоб он к другу улетел.
Друг поймал мяч со сноровкой и назад лететь велел.
• Метание малого мяча в вертикальную мишень.
На стене у нас мишень, мяч кидать в неё не лень.
Тот, кто метко попадает, зоркость глаз приобретает.
• Забрасывание мяча в горизонтальную цель (коробка, корзина)
Вот корзина перед нами, а зачем – скажите сами.
Будем мячик так бросать, чтоб в корзину попадать.
Когда упражнения с мячом сопровождаются стихами, ребенок вовлекается в нужную игру или движение ненавязчиво, без опасений, но в заданной форме и порядке.
Вспомните игры своего детства, научите своих детей играть в «Вышибалы», «Лапту», «Съедобное – несъедобное», да просто погоняйте мяч на лужайке в футбол или в хоккей на траве с друзьями, соседями, родственниками, устройте веселые соревнования с теннисными мячиками, воздушными шарами. Стоит только захотеть и у вас все получится. А в подарок вы получите море удовольствия и позитива!
Игры с мячом – это любимое занятие детей.
Игра воспитывает ребенка пытливым, находчивым и здоровым.
Источник
«Значение мяча в физическом развитии ребёнка».
Физическое воспитание – одно из необходимых условий правильного развития детей. Приобщение к активному движению с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, быстроту реакции, повышает самостоятельность, развивает координацию. Полноценное физическое развитие детей возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания: природных факторов, гигиенических мероприятий и физических упражнений. Главное место во всестороннем физическом развитии детей занимают гимнастические упражнения, а также элементы спортивных игр. Овладение всеми видами физических упражнений имеет важное значение для разносторонней физической подготовленности детей.
Активные действия детей с мячом ребёнок может выполнять начиная со второго года жизни. Они занимают значительное место среди других средств физического воспитания и усложняются по мере усвоения действий за счет введения дополнительных заданий, а также более сложных способов выполнения. К старшему дошкольному возрасту, кроме подбрасывания мяча разными способами с различными заданиями, метаний на дальность и в цель, предусмотрено формирование умения ведения, отбивание мяча, ловли, передачи, а также забрасывания мяча в корзину. Обычно мяч рассматривают, в основном, как средство для развития физических качеств – ловкости, меткости, силы. Однако возможности мяча далеко не исчерпываются этим. Мяч может способствовать развитию не только физических, но и многих психических способностей.
Первая задача обучения ребенка владением мячом обхватывать и удерживать в руках круглые предметы разного объема (маленький мяч, который он может удерживать в одной руке, или большой надувной, который можно удерживать только двумя руками), затем — осуществлять броски разной дальности и точности. Для детей от 1 года до 2 лет интереснее просто скатывать мяч с наклонной плоскости или бросать его в произвольном направлении. Для детей постарше задание можно усложнить, побуждая закатывать мяч в определенной ширины воротца, ямку.
Мячи бывают разного размера, изготовленные из разных материалов:
Воздушный шарик;
Большой надувной мяч;
Теннисные мячи (диаметром 5-6 см);
Мячи от пинг-понга;
Спортивные резиновые мячи (средних размеров диаметром 8-12 см, большие мячи диаметром 18-20 см)
Тряпичные мячи;
Ватные мячи;
Клубки из ниток; и т. д.
Старшим детям необходимы волейбольные и набивные мячи весом до 1 кг.
Мяч как основной, наиболее удобный для бросания и метания предмет должен постоянно находиться в свободном распоряжении детей.
Действие с мячом занимают большое место в работе по физическому воспитанию, используются всеми детьми в самостоятельных играх и упражнениях. Бросание и ловля, метание укрепляют мышцы плечевого пояса, туловища, мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткости. Они требуют также хорошей координации движений. Игры с мячом развивают ловкость, ритмичность и точность в движении. Взрослый показывает, что с мячом можно выполнять разнообразные действия, помогает детям приобрести собственный двигательный опыт, умение обращаться с мячом: держать его в двух или одной руке, обхватывая пальцами, отталкивать, катать, бросать. После многочисленных упражнений появляется своеобразное «чувство мяча».
Детей третьего года жизни можно объединить для игры в подгруппы по трое – пятеро человек, это даёт и дополнительный навык коммуникации.
В каждой возрастной группе мячи должны быть разных размеров – от маленьких (резиновых и теннисных) до — больших надувных. Упражнения с ними приучают детей без лишнего напряжения владеть разным хватом мяча: маленький мяч плотно обхватывать пальцами одной руки, в действиях с большим мячом пальцы обеих рук расставляются пошире.
Показ движения должен всегда быть правильным с соблюдением всех основных требований техники безопасности.
Источник
Мяч – это рука ребёнка, развитие её напрямую
связано с развитием интеллекта.
Мяч – круглый, как Земля, и в этом его сила!
С.А.Шмаков
Родителей и педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? как подготовить его к школе? Один из «практических» ответов на оба эти вопроса – развитие у детей мелкой моторики, улучшение координации движений и пространственных представлений.
Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Потому что, мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций таких как: возможность понимания произнесённых слов, долговременная память, возможность обучаться, прослушивая информацию, соединение потоков слуховой и зрительной информации, осознание того, что человек увидел, совместно с тем, что он услышал, понимание того, что видимые предметы могут звучать, ответственность за синтез чувств: осязательных, слуховых и зрительных образов, гармонизация эмоционального фона.
Василий Александрович Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Многие игры и упражнения, направленные на развитие у детей ручной умелости, дошли к нам из глубины веков. И это не простая случайность. В те далекие времена, когда еще не существовало письменности, люди хорошо понимали большое значение «ловкости рук». Всем нам хорошо известны такие выражения, как «мастер золотые руки», или, наоборот, «руки крюки». Развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.
Нарушения моторики могут создать трудности и в овладении письменной речью, привести к возникновению негативного отношения к учебе, к осложнениям в адаптационный период к школьным условиям.
Важным средством развития тонкой моторики рук служат игры и упражнения с предметами, поскольку именно предметно-манипулятивная деятельность лежит, в основе развития двигательных функций рук.
Ведущее место среди разнообразных и многочисленных заданий на развитие предметно-манипулятивной деятельности детей занимают упражнения с мячом.
Почему с мячом? Мяч имеет форму шара. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, это соприкосновение дает полноту ощущения формы. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Во время действий с мячом создаются условия для включения в работу левой руки, что важно для полноценного моторного развития детей.
Каждый ребенок с раннего детства знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются у всех народов мира и не случайно считаются самыми распространенными. Дети очень любят играть с мячами, особенно с яркими, прыгучими и ловкими. Однако, многие родители уделяют мало времени играм с мячами, и даже летом, на отдыхе, мяч остается незаслуженно забытым.
Игры, игры-упражнения с мячом развивают координацию движений, укрепляют мышцы плачевого пояса, развивают и укрепляют мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткости.
В играх с мячом развиваются физические качества: быстрота, прыгучесть, сила, ловкость. Такие игры благотворно влияют на работоспособность ребенка. Игры с мячами различного веса и объема увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей рук; при ловле и бросании мяча, ребенок действует обеими руками – это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы.
А систематические игры и упражнения с мячом активно влияют на совершенствование основных свойств нервной системы: силы, подвижности, уравновешенности.
Особенно большое значение придается возникновению радостных эмоций. Положительные эмоции самые действенные!
Совместное выполнение движений (трое, четверо, в парах…) – прекрасная школа приобщения ребенка к коллективу, к деятельности «вместе». Если ваш ребенок замкнут, плохо вступает в контакт, не умеет дружить с другими детьми – ему очень полезно играть с мячом. В играх, которые проводятся в парах, команде, ребенок учится работать с партнером или партнерами.
Особое место занимают игры – соревнования, эстафеты с мячом, которые развивают чувство ответственности, умение достойно проигрывать. Ведь не только положительные эмоции, но и отрицательные эмоции побуждают к выполнению точных, слаженных действий.
Игры с мячом активизируют не только двигательную, психическую деятельность детей, но и умственную. Упражнения с мячом способствуют развитию сенсорики, движений кистей, пальцев рук, что активизирует кору головного мозга в целом, и речевые центры в частности. Игры с мячом способствуют быстрому восстановлению умственной работоспособности.
Мяч по популярности занимает первое место в царстве детской игры. Он, как магнит, притягивает к себе детей, надо как можно раньше дать ребенку мяч в руки, а не откладывать это до самой школы, надо научить ребенка общаться и играть с мячом.
К сожалению, многие родители не знают игр с мячом, соответственно не могут научить этому своих детей.
Если ваш ребенок совсем не владеет мячом, сделайте с ребенком несколько начальных упражнений:
Покатать мяч по полу ладонью вправо – влево. Затем перекатывать мяч по полу из одной руки в другую.
Мяч обычный дали нам, нам он очень нравится.
Посмотрите, как легко мячик наш катается.
Покрутить мяч вокруг своей оси по часовой и против часовой стрелки.
Учим новую игру – мяч раскрутим на полу.
Он кружится, как, волчок, если ощутит толчок.
Толкнуть мяч по полу к стене и посмотреть, какова будет отдача от неё.
Мяч покатим мы к стене – посмотри-ка сам.
Оттолкнувшись, мяч спешит возвратится к вам.
Толкнуть мяч так, чтобы он прокатился под столом или между ножками стула.
Мяч наш ловок – посмотри, он уже в воротцах.
Чтоб мячом туда попасть, надо побороться.
Толкнуть мяч вперед и сбить им какой-либо предмет (кеглю, мяч, кубик).
Мы должны мячом сейчас сбить предмет тяжелый.
Постараться должен мяч – этот друг веселый.
Подкинуть мяч вверх и поймать его. Затем, прежде чем поймать, надо успеть сделать хлопок в ладоши.
Мяч влетает высоко, осторожно брось его.
Ловкость мы приобретаем – ловим мяч и вновь бросаем.
Ударить мячом об пол и поймать. Затем отбивать мяч от пола.
Мяч надутый, мяч пузатый, любят все его ребята.
Бьют его, а он не плачет, веселее только скачет.
Перебрасывать мяч в парах с ударом об пол.
Мяч о землю стукнем ловко, чтоб он к другу улетел.
Друг поймал мяч со сноровкой и назад лететь велел.
Метание малого мяча в вертикальную мишень.
На стене у нас мишень, мяч кидать в неё не лень.
Тот, кто метко попадает, зоркость глаз приобретает.
Забрасывание мяча в горизонтальную цель (коробка, корзина)
Вот корзина перед нами, а зачем – скажите сами.
Будем мячик так бросать, чтоб в корзину попадать.
Когда упражнения с мячом сопровождаются стихами, ребенок вовлекается в нужную игру или движение ненавязчиво, без опасений, но в заданной форме и порядке.
Вспомните игры своего детства, научите своих детей играть в «Вышибалы», «Лапту», «Съедобное – несъедобное», да просто погоняйте мяч на лужайке в футбол или в хоккей на траве с друзьями, соседями, родственниками, устройте веселые соревнования с теннисными мячиками, воздушными шарами. Стоит только захотеть и у вас все получится. А в подарок вы получите море удовольствия и позитива!
Игры с мячом – это любимое занятие детей.
Игра воспитывает ребенка пытливым, находчивым и здоровым.
Источник