Значение минеральных солей для роста и развития ребенка
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Вода и минеральные соли являются составной частью плазмы крови, лимфы, тканевой жидкости. Вода является основным растворителем в организме, она участвует в терморегуляции. Вода составляет 65% массы тела взрослого и 75 – 80% массы тела ребенка, при этом в костях ее содержание 22%, в плазме – 92%, в мышцах – 76%. Потребность воды у взрослого составляет 2 – 2,5 литра: 1 литр – питье, 1 литр с пищей, 300 – 350 мл образуется в организме в процессе обмена. Ребенку в 3 месяца требуется 150 – 170 г воды на 1 кг массы тела, в 2 года – 95 г, в 12 – 13 лет – 45 г. Суточная потребность в воде у годовалого ребенка 800 мл, в 4 года 950 – 1000 мл, в 5 – 6 лет 1200 мл, в 7 – 10 лет 1350 мл, в 11 – 14 лет – 1500 мл.
Минеральные вещества необходимы организму для нормального его функционирования. Так, кальций влияет на возбудимость нервной системы, сократимость мышц, свертываемость крови, белковый и жировой обмен. Фосфор нужен для роста костей, для нормального функционирования нервной системы и большинства железистых органов. Железо входит в состав гемоглобина, калий необходим для успешной работы сердечно-сосудистой системы, фосфор, калий и натрий необходимы для поддержания определенной реакции крови и осмотического давления.
Количество солей, содержащихся в организме ребенка, с возрастом увеличивается. У новорожденного соли составляют 2,55% от массы тела, а у взрослого – 5%. Особенно велика у детей потребность в кальции и фосфоре, которые необходимы для формирования костной ткани. Наибольшая потребность в кальции отмечается на первом году жизни и в период полового созревания. На первом году жизни кальция требуется в 8 раз больше, чем на втором. В дошкольном и школьном возрасте суточная потребность в кальции составляет 0,68 – 2,36 г.
Характерно, что при уменьшении количества кальция в организме у взрослых он начинает поступать в кровь из костной ткани, что поддерживает постоянное его содержание в ней. У детей в этом случае, наоборот, кальций задерживается костной тканью, что ведет к понижению его количества в крови. Для нормального процесса окостенения необходимо, чтобы в организм поступало достаточное количество фосфора. У детей дошкольного возраста отношение кальция и фосфора должно быть равным единице. В 8 – 10 лет кальция требуется несколько меньше, чем фосфора: их количества должны относиться как 1:1,5. В старшем школьном возрасте разница в количествах кальция и фосфора должна быть еще больше и их соотношение становится равным 1:2.
Количество Na+, K+ и Сl– в пище детей должно быть меньшим, чем в пище взрослого. Натрия дети должны получать 25 – 40 мг в сутки, калия 12 – 30 мг, хлора 12 – 15 мг. Для взрослых потребление этих веществ, соответственно, равно: 60 – 80 мг, 60 мг и 100 – 120 мг. Железа ребенок должен получать с пищей больше, чем взрослый. Суточная потребность детей в нем составляет 1 – 1,2 мг на 1 кг массы тела, а взрослых – 0,9 мг. Помимо перечисленных элементов, растущий организм нуждается в меди, кобальте, марганце, цинке. Для меди и кобальта характерен для детей их положительный баланс, т. е. они накапливаются в организме.
Витамины – это органические соединения, которые не являются источниками энергии, но играют важную роль в регуляции обмена. Витамины играют роль коферментов в специфических обменных реакциях, способствуют действию гормонов, стимуляции роста, восстановлению тканей и клеток после травм и операций, а также повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. В организме человека витамины почти не синтезируются, а лишь частично образуются из своих предшественников – провитаминов. Основное количество их поступает в организм вместе с пищей. Гиповитаминоз – это недостаток витаминов в организме, приводящий к специфическим нарушениям обмена. Авитаминоз – это отсутствие определенных витаминов, вызывающее специфические заболевания. Все витамины делятся на жирорастворимые и водорастворимые.
Сведения о потребностях организма в витаминах, нарушениях, возникающих при дефиците того или иного витамина, представлены в таблице 2.
Таблица 2
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1141; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник
Минеральные вещества входят в состав всех клеток и тканей ребенка. Они необходимы для правильного роста и развития костной, мышечной, кроветворной и нервной систем, участвуют в процессах обмена веществ, входят в состав очень большого числа различных ферментов и гормонов.
Минеральные соединения являются одним из основных регуляторов важнейших процессов обмена на клеточном уровне. При недостаточном поступлении в организм тех или иных веществ возникают тяжелые нарушения различных видов обмена.
В зависимости от количества минеральных веществ в тканях организма их делят на макро- (содержание более 0,01%) и микро- (менее 0,01%) элементы. К макроэлементам относится кальций, фосфор, калий, натрий, магний; к микроэлементам – железо, медь, марганец, фтор, йод и др.
Роль отдельных минеральных веществ в жизнедеятельности растущего организма ребенка еще окончательно не определена, однако значение большинства из них выяснено довольно полно. Для детского организма особенно важно снабжение кальцием, фосфором, железом, магнием.
- Кальций принимает активное участие в образовании костной ткани и зубов. На долю костной ткани приходится 99% кальция. Кальций входит в состав клеточных мембран, необходим для правильной деятельности нервной и мышечной систем, функции паращитовидных желез. Участвует в процессах свертывания крови. На усвояемость кальция большое влияние оказывает витамин D. При недостаточном содержании кальция в пище возникают недоразвитие скелета, остеопороз, кариес зубов. Кальций в больших количествах находится в молоке и молочных продуктах.
- Фосфор необходим ребенку для нормального роста и развития костной ткани. Кроме того, он содержится в мышечной и мозговой тканях. Фосфор принимает участие в сложных процессах обмена, в частности в обмене белка и жира, стимулирует процессы кроветворения, участвует в регуляции всасывания жиров. Содержится в сыре, печени, желтке.
- Магний также необходим для образования костной ткани, на долю которой его приходится 50%. Магний участвует в обмене веществ, оказывает влияние на активность ферментов, работу сердца, нервно-мышечную возбудимость. Содержится в основном в продуктах растительного происхождения – крупах, овощах, фруктах. Кальций, фосфор, магний тесно связаны между собой в обменных процессах. Нарушения фосфорно-кальциевого обмена влекут за собой рахит, остеопороз, изменения со стороны зубов.
- Железо играет большую роль в процессах кроветворения, являясь составной частью гемоглобина, участвует в окислительно-восстановительных процессах, интенсивно протекающих в растущем детском организме. Необходимо для синтеза ряда железосодержащих тканевых ферментов. Основными источниками железа являются мясо, печень, субпродукты.
- Натрий регулирует водно-солевой обмен, участвует в процессах регуляции кислотно-щелочного равновесия, в образовании соляной кислоты желудочного сока. Содержится в основном в продуктах животного происхождения.
- Калий участвует в регуляции осмотического давления в биологических жидкостях организма, кислотно-щелочного равновесия. При недостатке калия в организме развивается мышечная слабость, нарушается сердечная деятельность, моторика кишечника. Содержится в продуктах растительного происхождения – картофеле, капусте, моркови, петрушке, кураге, бананах и др.
- Хлор регулирует водный обмен, является источником образования соляной кислоты желудка.
- Марганец участвует в процессах кроветворения, является составной частью ряда ферментов. Повышает интенсивность использования жиров в организме и препятствует отложению избытка жира в печени. Содержится в яйце, субпродуктах, овсяной крупе, бобовых и др.
- Цинк способствует процессам кроветворения, регуляции углеводного обмена, продукции ряда гормонов. При недостатке цинка нарушаются процессы роста. Содержится в мясе, птице, твердых сырах, крупе, бобовых и др.
- Медь также принимает активное участие в процессах кроветворения, входит в состав многих ферментов, содержится во всех тканях организма. Содержится в крупах, бобовых, ржаном хлебе, картофеле, мясе, рыбе, печени, яйцах.
- Кобальт играет большую роль в процессах кроветворения, способствуя образованию гемоглобина и созреванию эритроцитов, участвует в синтезе белков и витамина В12, активизирует действие ряда ферментов. Содержится в свекле, моркови, печени, яйце, горохе и др.
- Йод является основной составной частью гормона щитовидной железы. При его недостатке возникает заболевание щитовидной железы – эндемический зоб. Содержится в продуктах моря – кальмарах, крабах, креветках и др., а также в рыбе и рыбных продуктах.
- Фтор участвует в образовании костной ткани и зубной эмали. При недостатке фтора развивается кариес зубов. Содержится в ржаном хлебе, говядине, молоке, листьях петрушки, капусте, морской рыбе и др.
Вода: источник жизни
Вода принимает участие во всех обменных процессах. Благодаря растворению в ней многих химических веществ, вода осуществляет транспорт к тканям и клеткам необходимых для их жизнедеятельности веществ и уносит из клеток продукты обмена, вместе с растворимыми в ней минеральными веществами обеспечивает постоянство внутренней среды организма.
При недостаточном поступлении в организм ребенка воды наступает торможение выработки пищеварительных соков, снижается аппетит, нарушаются процессы пищеварения и обмена веществ, происходит сгущение крови. Избыток воды также вреден для организма, так как при этом увеличивается выведение минеральных солей.
Наверх
Источник
С наличием минеральных веществ связано явление возбудимости и проводимости в нервной системе. Минеральные соли обеспечивают ряд жизненно важных функций организма, таких как рост и развитие костей, нервных элементов, мышц; определяют реакцию крови (рН), способствуют нормальной деятельности сердца и нервной системы; используются для образования гемоглобина (железо), соляной кислоты желудочного сока (хлор); поддерживают определенное осмотическое давление.
У новорожденного минеральные вещества составляют 2,55 % от массы тела, у взрослого – 5 %. При смешанном питании взрослый человек получает все необходимые ему минеральные вещества в достаточном количестве с пищей, и только поваренную соль добавляют к пище человека при ее кулинарной обработке. Растущий детский организм особенно нуждается в дополнительном поступлении многих минеральных веществ.
Минеральные вещества оказывают важное влияние на развитие ребенка. С кальциевым и фосфорным обменом связаны рост костей, сроки окостенения хрящей и состояние окислительных процессов в организме. Кальций влияет на возбудимость нервной системы, сократимость мышц, свертываемость крови, белковый и жировой обмен в организме. Фосфор нужен не только для роста костной ткани, но и для нормального функционирования нервной системы, большинства железистых и других органов. Железо входит в состав гемоглобина крови.
Наибольшая потребность в кальции отмечается на первом году жизни ребенка; в этом возрасте она в восемь раз больше, чем на втором году жизни, и в 13 раз больше, чем на третьем году; затем потребность в кальции снижается, несколько повышаясь в период полового созревания. У школьников суточная потребность в кальции – 0,68-2,36 г, в фосфоре – 1,5–4,0 г. Оптимальное соотношение между концентрацией солей кальция и фосфора для детей дошкольного возраста составляет 1: 1, в возрасте 8-10 лет – 1: 1,5, у подростков и старших школьников – 1: 2. При таких отношениях развитие скелета протекает нормально. В молоке имеется идеальное соотношение солей кальция и фосфора, поэтому включение молока в рацион питания детей обязательно.
Потребность в железе у детей выше, чем у взрослых: 1–1,2 мг на 1 кг массы в сутки (у взрослых – 0,9 мг). Натрия дети должны получать 25–40 мг в сутки, калия – 12–30 мг, хлора – 12–15 мг.
3)
Положительный азотистый баланс свидетельствует о том, что поступление с пищей азота превышает его выведение из организма. При этих условиях, которые имеют место в детском возрасте, в период роста, при беременности, в период реконвалесценции после болезни, происходит реальный синтез белка в организме, т. е. наблюдается накопление азота. Азот задерживается в теле в форме белкового азота. Это обозначается как положительный азотистый баланс.
45. Физиолого-гигиенические основы организации питания. Значение основных компонентов пищи и принципы сбалансированного питания детей дошкольного возраста.
Аппетит. Работа органов пищеварения в значительной мере зависит от желания, есть, иными словами от аппетита. Ощущение аппетита связано с повышением возбудимости так называемых пищевых центров мозга, а тем самым и с усилением пищевых рефлексов. Следовательно, на пищу, съеденную без аппетита, изливается меньше пищеварительных соков, она медленнее и хуже переваривается, меньше приносит пользы.
Существенное значение имеют рефлексы на время. Если ребёнок принимает пищу каждый день в одни и те же часы, то образовавшиеся у него прочные условные рефлексы на время делают работу пищеварительного тракта точной, как часовой механизм: как только приближается привычное время еды, повышается возбудимость органов пищеварения, железы заранее начинают выделять сок в результате появляется аппетит, пища съедается охотно и быстро переваривается. Вот почему так важно придерживаться правильного режима питания. Для детей старше 3 лет рекомендуется четырёхразовое питание, а именно: утренний завтрак, обед, полдник, ужин. Часы приёма пищи могут быть установлены в зависимости от условий, но их надо точно соблюдать, причём ужин должен быть не позднее чем за 1—2 часа до отхода ко сну. Самым обильным и сытным должен быть обед. Во время обеда должна съедаться примерно половина всего суточного количества пищи. Около четверти пайка должно быть съедено утром после сна. Последняя четверть распределяется между остальными двумя приёмами пищи.
Наибольшую пользу приносит организму смешанное питание, содержащее продукты как растительного, так и животного происхождения. К тому же очень важно, чтобы пища была вкусна и разнообразна; только при этом условии она будет содержать все необходимые питательные вещества и съедаться с аппетитом.
Многие пищевые вещества сами по себе не имеют большой питательной ценности или употребляются в крайне незначительном количестве (например, приправы, соусы и т. п.). Однако они придают приготовленному блюду вкус и тем самым способствуют отделению пищеварительных соков. Такое же значение имеют кислые или соленые закуски (капуста, селедка и проч.), мясной бульон и некоторые другие вещества. Детям дошкольного возраста для улучшения аппетита время от времени, перед едой или во время ее, можно давать соленый огурец, кусочек селедки, винегрет, овощной салат, квашеную капусту.
Обстановка еды. Иногда как будто нет аппетита, неохотно думаешь о еде, но после обычных приготовлений (мытье рук, посадка за стол, ожидание пищи и т. д.) начинаешь чувствовать аппетит. Однако грязная скатерть, плохо вымытая ложка, мусор на полу, мухи, облепившие хлеб,— все это легко может затормозить выделение соков. Аппетит может исчезнуть под влиянием сильно взволновавшего известия, громкого спора или интересного разговора. Помехой нормальному пищеварению может стать волнение, любая посторонняя деятельность мозга. Вот почему в помещении, где дети едят, надо создать уютную обстановку: скатерти или клеёнки на столах должны быть чистыми, посуда, в которой подаётся пища,— небольших размеров, приятного вида, лучше одинаковой формы и цвета, хотя бы для каждого стола. Желательно культурно подавать пищу, заменив ведра и металлические блюда фаянсовыми супницами, блюдами, соусницами. Между подачей первого и второго блюда не должно быть больших перерывов. Во время приёма пищи надо поддерживать у детей хорошее настроение. Воспитатель не должен проявлять нетерпение, нервничать, повышать голос, делать непрерывные замечания.
Источник
Минеральные вещества входят в состав органов и тканей и играют большую роль во всех физико-химических процессах, протекающих в организме. Часть минеральных веществ содержится в клетках, другая часть находится во взвешенном состоянии в виде ионов в крови, лимфе и тканевой жидкости, многие из них являются составными частями гормонов, ферментов и сами по себе влияют на биохимические процессы. Минеральные вещества необходимы организму ребенка для построения скелета, правильного развития органов и систем, нервной, мышечной и костной ткани. Основными элементами, необходимыми для жизнедеятельности организма человека, являются кальций, магний, калий, фосфор, хлор, сера.
Потребность в кальции как главном строительном материале костной ткани у детей особенно велика, так как у них происходит интенсивное формирование костей. Кальций содержится в продуктах молочного происхождения, в овощах и фруктах.
Для строения костей, кроме кальция, необходим и фосфор. Около 80% от всего количества фосфора, необходимого ребенку, входит в состав костной, около 10% —в состав мышечной ткани. Достаточное количество фосфора в организме нормализует углеводный обмен и укрепляет нервную систему. Содержится фосфор в мясе, молоке, рыбе, зерновых (овес, просо) и бобовых растениях.
Железо входит в состав гемоглобина — сложного белкового соединения, находящегося в эритроцитах; оно содержится во фруктах, овощах, мясе, яичном желтке. Суточная потребность в железе у детей раннего возраста составляет 7-8 мг.
Кроме перечисленных минеральных веществ, ребенку необходимы магний, медь, бром, йод, цинк, кобальт, фтор и некоторые другие минералы. Они получили название микроэлементов, так как содержатся в пище в минимальном количестве (менее 1мг/%). Они входят в состав многих ферментов, гормонов, витаминов и оказывают большое влияние на обмен веществ, рост и развитие организма. Недостаток того или иного из них в организме нередко влечет за собой специфическое заболевание: эндемический зоб при отсутствии йода, разрушение зубов при недостатке фтора и т. д.; медь, кобальт, молибден, марганец и другие элементы имеют важное значение для кроветворения и предупреждения малокровия. Витамины — это группа биологически активных веществ, которые не являются строительным материалом или источником энергии, но необходимы организму для роста, развития, регуляции жизненных функций. Витамины играют важную роль в обмене веществ живого организма: без них нарушается нормальный обмен веществ, страдают пищеварение и кроветворение, падает работоспособность, снижается иммунитет и устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды. Витамины широко распространены в природе. Они содержатся во многих пищевых продуктах и больше всего в продуктах растительного происхождения: овощах, фруктах, злаках, корнеплодах, ягодах. Некоторые витамины образуются в организме человека и животных под влиянием микрофлоры кишечника. Поэтому длительные расстройства функции пищеварительного тракта могут привести к различным нарушениям витаминного обмена. Так, нарушения микрофлоры кишечника (дисбактериоз) приводят к снижению образования витаминов в кишечнике, воспаление слизистой оболочки кишечника затрудняет их всасывание. В этих случаях явления витаминной недостаточности могут возникнуть даже при достаточном поступлении витаминов извне. Потребность человека в витаминах зависит от возраста, пола, характера трудовой деятельности, бытовых условий, уровня физической нагрузки, климатических условий, физиологического состояния организма, пищевой ценности питания и других факторов. Она повышается при заболеваниях, проживании в холодных регионах, недостаточном пребывании на солнце, напряженной физической и умственной работе. Гиповитаминоз-недостаток какого-либо витамина в организме, может проявляться специфическими нарушениями со стороны нервной системы, кожи, зрения и других органов. Полное отсутствие в течение длительного времени какого-либо витамина может привести к развитию болезненного состояния, называемого авитаминозом. Полигиповитаминоз — одновременный недостаток различных витаминов. В этих случаях отмечается общая вялость, повышенная утомляемость, аппетита, замедление роста и прибавки веса. По физико-химическим свойствам витамины разделяются две большие группы.
Первая группа получила название водорастворимых витаминов: это витамины группы В, С, Р, фолиевая кислота. Эти витамины хорошо растворяются в воде, разрушаются при нагревании и в щелочной среде, хорошо сохраняются в кислой среде (например, во фруктовых и овощных консервах). Витамины этой группы не накапливаются в организме, их избыток выводится почками. Жирорастворимые витамины —A, D, Е, К, F—в воде не растворяются, но хорошо растворяются в жирах, устойчивы к нагреванию, кислой и щелочной среде. Витамины этой группы при их избытке могут накапливаться в организме, оказывая неблагоприятное влияние — в тяжелых случаях даже вызывая болезненные состояния (гипервитаминозы). Применение витаминов, особенно жирорастворимых, с лечебной и профилактической целью требует осторожности. Большие их количества могут искажать обмен веществ, поражать почки и сосуды, снижать аппетит, нарушать рост и развитие. В результате приема больших доз жирорастворимых витаминов, в частности А и D, может развиться тяжелая интоксикация (отравление организма).
Вода — важнейшая составная часть живого организма. Общее содержание ее у ребенка грудного возраста —70-75%, а у взрослого —60-65% массы тела. Большая часть воды (40-45% массы тела) находится внутри клеток, меньшая (25%) —вне клеток: в межтканевой жидкости, лимфе, плазме. Все жизненные процессы, протекающие в организме человека, возможны лишь при достаточном количестве воды. Чем младше ребенок, тем с большей интенсивностью и напряженностью происходит его водный обмен и тем выше у него потребность в воде. Так, у новорожденного она составляет 150-200 мл/кг массы в сутки, у грудного ребенка —100-150, в два года —90-95, в пять лет —60, в 13 лет —40 мл/кг массы в сутки. Всасывание воды из желудочно-кишечного тракта в кровь происходит очень быстро, интенсивно идет обмен воды между кровью и тканями, так же быстро вода выделяется из организма. Из общего количества принятой ребенком жидкости в организме задерживается только около 1%, остальная ее часть после участия в обменных процессах выводится из организма (около 60% выводится почками, до 34% —кожей и легкими, 6% —с испражнениями). Чём меньше ребенок, тем менее устойчив у него водный обмен. На этот процесс оказывают влияние температура и влажность окружающего воздуха, характер пищи, одежда, поведение ребенка. У детей раннего возраста даже крик и плач нарушают водное равновесие между кровью и тканями тела и могут вызывать сгущение крови. Потребность в воде у детей удовлетворяется за счет питья жидкости и частично за счет плотной пищи, также имеющей в своем составе воду. Потребность в дополнительном питье может быть различной и зависеть от индивидуальных особенностей обмена веществ, от вида вскармливания (дети, находящиеся на искусственном вскармливании, обычно нуждаются в большем количестве воды), а также от температуры и влажности помещения, в котором находится ребенок.
Источник