Значение матрешек в развитии ребенка
Cветлана Ивкова
Матрешка — как средство развития познавательной активности у детей раннего возраста
ФГОС в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений об окружающем мире.
Ведущей деятельностью ребенка раннего возраста является игра. Неотъемлемой частью игры становится игрушка, которая является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса, выступая для ребенка предметом забавы, развлечения, радости и в то же время она – важнейшее средство его всестороннего развития. В этой связи немаловажную роль в воспитании и развитии детей раннего возраста мы отводим народной игрушке. Которая интересна малышам, соответствует их жизненному опыту, несет в себе значительные возможности для познавательного и речевого развития.
Матрешка, прежде всего любимая игрушка малышей, причем очень полезная игрушка. Имеет большую практическую пользу. С помощью матрешки взрослые могут научить малыша выделять разные величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует установлению координации рук и глаз, развивает у ребенка правильное восприятие окружающего мира, его мышление.
С этой целью работа с воспитанниками нашей группы проводилась по основным образовательным направлениям ФГОС.
Познавательное направление
С целью приобщения детей к русской культуре через знакомство с предметами народно – прикладного искусства – матрешкой, развития сенсорных эталонов, развития мелкой моторики, познавательной активности с детьми проводилась работа:
Рассматривание иллюстраций «Русские матрешки», игрушек – матрешек.
Создали в группе мини-музей.
Изготовили дидактические игры: «Собери матрешку», «Подбери матрешке сарафанчик», «Домик для матрешки», «Большая – маленькая», «Укрась сарафанчик», «Найди матрешке пару».
Игры с элементами- экспериментирования:
Игры с тестом «Вылепили матрешку»,
Игры с красками «Украсим матрешке сарафанчик»,
Игры с крупой «Соберем матрешку».
Соберем для матрешки бусы
Игры со строительным материалом: «Матрёшки ходят в гости», «Домик для матрёшки», «Лесенка для большой матрешки», «Дорожка для матрёшки», «Мебель для матрёшек» и т. д.
Речевое развитие
В проводимых играх развивали словарный запас детей, ориентируясь на слова «большая», «маленькая», «поменьше», «побольше», «открой», «закрой».
Слушали и совместно с педагогом рассказывали потешки и стихи о матрешках.
Проводили игры на развитие мелкой моторики: «Игры с крышечками», «Пальчиковый театр матрешек», «Игры со шнуровками –матрешками».
Социально – коммуникативное развитие
Вызывая у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке, и воспитывая бережное отношение, и заботу о ней провели:
С. И. «В гостях у матрешки», «Напои матрешку чаем», «Уложим матрешку спать», «Пригласим матрешку танцевать», «Поиграем в прятки с матрешкой», Хороводная игра «Каравай».
Художественно – эстетическое развитие
Показ театра матрёшек по русским народным сказкам «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Репка».
Музыкальное развлечение «В гостях у матрешки»
Показ русских народных сказок «Репка», «Курочка ряба» изготовленных в виде матрешек.
Вместе с мамой изготовили «Варежковый театр матрешки».
На руку одели куколку — матрешку
Заплясали быстро детские ладошки
Милая матрешка всех гостей встречает
И свою головку низко наклоняет.
Спрятали за спину милую матрешку.
В прятки поиграют вместе с нами крошки
Глазки закрывает милая матрешка.
Быстро засыпают маленькие крошки.
Физическое развитие
Подвижные игры: «Прячем матрёшку», «Бегите к матрёшке», «Шли матрешки по дорожке», «Матрешка в гостях у ребят»,
«Звонкие погремушки», «У матрешки – теплые ладошки».
Физкультурный досуг «В гостях у матрешки»
Источник
Консультация для воспитателей на тему: «Матрёшка в жизни ребёнка»
Автор: Петрова Ольга Александровна, воспитатель филиала 1 МБДОУ № 137 г. Пензы.
Описание материала: предлагаю консультацию для воспитателей на тему: «Матрёшка в жизни ребёнка». Данный материал будет полезен воспитателям, учителям начальных классов, воспитателям продлённых групп и родителям воспитанников.
Народная игрушка является, при тщательном её изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики. Народная игрушка будит мысль и фантазию ребёнка.
Разные на свете бывают куклы. Очень большие и совсем маленькие. Из дерева и материи, из глины и соломы, из резины и пластмассы, из керамики и т. д. Со всеми куклами интересно играть. И у каждой есть своё имя. А есть куклы, у которых имя одно и то же – Матрёшка. Очень много этих кукол, и продаются они в Москве, Петербурге, в маленьких городах и больших, в посёлках и даже в других странах, а называются все одинаково. Все – Матрёшки.
Деревянная точёная фигурка девушки Матрёны в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку.
В 90-х годах прошлого века в Москву, в игрушечную мастерскую А. Мамонтова «Детское воспитание» привезли из Японии фигурку добродушного лысого старика. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукурума раскрывался, в нём находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигурка эта понравилась взрослым и детям, она и послужила прообразом нашей матрёшки.
Почему так полюбили эту куклу? Потому что она особенная. Разбирается на две части. Снимешь верхнюю и увидишь – внутри ещё кукла. Такая же матрёшка, только поменьше, и тоже раскрывается. Раскроешь – и увидишь такую же матрёшку, только ещё меньше, и она раскрывается.
Первая матрёшка была выточена игрушечным мастером Звёздочкиным из города Сергиев Посад, теперь город Загорск, из дерева и расписана художником С. Малютиным. Матрёшка состояла из восьми фигурок и изображала девочку в сарафане и платке с чёрным петухом в руках. (Девочка получилась розовощёкая, с льняными волосами и в простой крестьянской одежде) За девочкой шёл мальчик, затем опять девочка и т. д. Все они чем – нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завёрнутого в пелёнки младенца. Так родился ясный, радостный образ крестьянских девушек, покоряющий своей искренностью и красотой. Ну, ни дать ни взять – милая деревенская Матрёна, имя в то время очень распространённое. Вот и прозвали куклу – Матрёшка. В 1900 году началось массовое производство матрёшек. В том же году впервые русские матрёшки появились на всемирной выставке в Париже, затем на ежегодных Лейпцигских ярмарках, где расходились тысячами.
Мастера Сергиева Посада обыгрывали на матрёшках целые сюжеты: девушки со снопами и серпами, персонажи бессмертной комедии Гоголя «Ревизор», герои русских народных сказок… Разнообразие матрёшек было довольно велико. По прейскуранту Сергиевской земской учебно – показательной мастерской за 1911 год значится 21 вид матрёшек только по росписи, не считая размеров и количества вкладышей (изготовляли матрёшек от 2 до 24). Как исключение, в 1913 году для выставки игрушек в Петербурге была сделана 48-местная матрёшка.
И сегодня русская матрёшка – желанная гостья в каждом доме. География её местожительства давно охватила многие страны мира. Стала она русским сувениром. Дарят её на память о нашей стране. Суть матрёшки остаётся прежней во все времена –дружба да любовь, пожелание счастья и благополучия.
В настоящее время наиболее распространены 3 вида росписей матрёшек. Загорская, Семёновская, Полхов-Майданская. Хотя в разных городах существует много разных других матрёшек.
Загорские матрёшки плотные, приземистые, верх плавно переходит к утолщающемуся низу фигурок. Они более округлые. В разноцветных передниках, в красных, синих, зелёных платках.
Семёновские матрёшки более стройные, вытянутые. Колорит росписи сочетает цвета малиновый, лимонный, зелёный, фиолетовый. Полушалки жёлто – красные. Края украшены ритмичной цепью небольших бутонов. Не похожа она на загорскую и чертами лица, высоко поставленными глазами, дугообразными бровями, ртом – «бантиком».
Мастера из Полхов Майдана так стремятся украсить свою матрёшку, чтобы буйно цветущие ветки цветов, ягод, листьев сплошным ковром закрывали всю переднюю часть сарафана. В одежде преобладает малиновый и фиолетовый цвета на жёлтом фоне. На голове полушалки с цветами.
Матрёшка ценна не только как милая игрушка. Её можно использовать как средство всестороннего развития личности ребёнка. Матрёшку используют на занятиях по социально-коммуникативному, речевому, познавательному, художественно-эстетическому, физическому развитию. Знакомство с историей возникновения игрушки, с народными промыслами, мастерами, изготавливающими эти игрушки, географией путешествия матрёшки, местом производства способствует социально-коммуникативному развитию ребёнка. Описывая матрёшек, составляя рассказы и сказки о матрёшках, чтение стихов и потешек способствуют речевому развитию. На познавательных занятиях матрёшку используют при изучении количественного и порядкового счёта, усвоения понятий: высокий, низкий, толстый, тонкий. Используя матрёшку в играх типа «Где спряталась матрёшка?», «Найди матрёшку», дети усваивают пространственные отношения. Сравнивая матрёшек, дети учатся проводить анализ, классифицировать, обобщать, развивается логическое мышление. Отгадывание загадок о матрёшках развивает ум, сообразительность, воображение и мышление, память. На занятиях по художественно-эстетическому развитию используют матрёшку в играх и хороводах, при изучении росписей и узоров, понятий о цветовой гамме, а также когда дети сами расписывают шаблоны матрёшек, или слепленные ими самими фигурки игрушек. Всё это способствует развитию творческих способностей детей. Кроме того матрёшка является незаменимым персонажем в подвижных играх и развлечениях по физическому развитию. Игры с этой игрушкой доставляют детям радость.
На основании всего вышеизложенного, смело можно сказать, что матрёшка является тем предметом народной педагогики, которая способствует всестороннему развитию личности.
Рекомендуем посмотреть:
История происхождения матрёшки
Конспект ООД в средней группе. История русской матрешки
История появления матрешки на Руси для детей
Конспект интегрированной НОД для детей старшей группы детского сада. Матрёшки
Похожие статьи:
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: Русская матрёшка
Источник
Всем нам знакома матрешка – деревянная раскладная куколка, давно уже ставшая символом русского народного творчества и традиционным сувениром, который принято покупать в России. Но родителям стоит обратить внимание на матрешку и как на уникальную развивающую игрушку, которую непременно стоит приобрести для ребенка. Матрешка проста, как и всё гениальное, но от этого не менее интересна для детей.
Матрешка: описание игрушки
Традиционная матрешка представляет собой деревянную расписную куклу с вложенными в нее куклами меньшего размера. Форма матрешки близка к форме яйца, при этом игрушка имеет плоское донышко для устойчивости. Каждая кукла, кроме самой последней, разбирается на две части – верхнюю и нижнюю. Всего кукол в матрешке обычно не менее трех. Существуют сувенирные варианты из 20, 30 и даже 50 элементов!
Привычная для нас матрешка изображает женщину в красном сарафане и платке. Однако в настоящее время существуют самые разнообразные вариации росписи игрушки: девушки, семьи (дедушка, бабушка, папа, мама, ребенок), герои сказок (Репка, Теремок, Колобок, Курочка Ряба) и т.д. В качестве сувенира популярны матрешки с изображением политических деятелей, а также портретные.
Матрешек делают преимущественно из дерева мягких пород: липы, реже березы и ольхи. Сушат бревна в течение нескольких лет, при хорошей вентиляции. Внимательно следят за качеством сушки древесины – она должна быть не сырой и не сухой. Начинают изготовление с самой маленькой неразборной куклы. Последующие делают из заготовок нужного размера (их разрезают на две части и удаляют лишнюю древесину, чтобы кукла меньшего размера плотно держалась внутри большей). Самая большая кукла имеет специальную подставку для устойчивости.
Каждую фигурку полируют, грунтуют, а затем раскрашивают. Чаще всего используется гуашь, реже – акварель, темпера, масляные краски. Далее матрешек покрывают масляным лаком и сушат.
Размеры игрушки матрешки зависят от количества элементов. Верхняя кукла у маленьких матрешек из 3 элементов имеет размер 8-10 см, у стандартных из 5 элементов – 16-18 см, из 7 элементов – 18-21 см, из 10 элементов – 20-25 см. Огромные матрешки из 50 кукол имеют высоту 65-75 см.
Матрешка – игрушка или сувенир?
До рождения ребенка матрешка обычно ассоциируется у взрослых с традиционным русским сувениром. Да, действительно, это очень красивая и яркая памятная вещь, которая станет украшением любого дома. И все-таки матрешка не является обычным сувениром.
На вопрос, матрешки относятся к игрушкам или представляют собой лишь предмет интерьера, можно однозначно ответить: матрешка – это отличная игрушка для детей! Помимо того, что традиционная матрешка сама по себе привлекательна для ребенка и с ней можно играть, как с куклой, она еще и раскладывается, а значит – можно придумать огромное количество вариантов игры с ней.
К какой категории игрушек с точки зрения педагогики относятся матрешки?
Во-первых, матрешка – это игрушка, развивающая первоначальные движения и восприятия. Она развивает зрительное восприятие и осязание, учит восприятию форм и цветов, способствует улучшению координации движений. Простая форма матрешки и экологичность делает ее отличной развивающей игрушкой для самых маленьких детей.
Во-вторых, матрешка относится к игрушкам, способствующим физическому развитию ребенка. Как и другие сборно-разборные игрушки, она тренирует мышцы рук и пальцев, способствует развитию мелкой моторики.
Кроме того, матрешка – это дидактическая игрушка. Данный тип игрушек способствует умственному и сенсорному развитию и обучению детей, расширению общего кругозора. Играя с матрешкой, ребенок решает задачу, которая заключена в самой конструкции игрушки – собрать и разобрать матрешку. В процессе игры развивается внимание и память малыша, растет сообразительность и наблюдательность.
История матрешки – русской народной игрушки для детей
История деревянной игрушки матрешки туманна, поскольку разные источники описывают ее по-разному. Большинство публикаций в СМИ и Интернете рассказывают о том, что первая матрешка была создана в конце XIX века, во время расцвета интереса общества к собственной национальной культуре. В московской мастерской «Детское воспитание», созданной специально для сохранения традиций русской народной игрушки, токарь Василий Звездочкин выточил первую разъемную куклу. Прообразом матрешки, как утверждают источники, является японская фигурка Фукурумы (варианты написания – Фукурими, Фукурама, Фукурокуджу, Фукурокудзю), одного из семи богов удачи, бога мудрости и учености.
Художник Сергей Малютин, пропагандист «русского стиля», считается автором эскиза, «отцом матрешки», кроме того, именно он и раскрасил получившуюся игрушку. Она являла собой круглолицую женщину-крестьянку, одетую в вышитую рубашку и сарафан. На ней был передник и цветастый платок, а в руках она держала черного петуха. Внутри куклы помещалось еще 7 фигурок: три сестренки, одна из которых с серпом, а другая с караваем, братик в расписной рубахе, еще две сестренки и спеленатый младенец – самая маленькая, неразделяемая кукла. В 1900 году матрешка получила признание на Всемирной выставке в Париже, что привело к росту спроса на эту игрушку.
На самом деле, авторство матрешки доподлинно не установлено. С одной стороны, исследователи единогласно приписывают его художнику Малютину. Однако токарь Звездочкин в своих воспоминаниях утверждает, что придумал и создал игрушку именно он. Кроме того, в наследии художника Сергея Малютина действительно отсутствует эскиз матрешки.
Также существует путаница с датой происхождения матрешки. Называют и 1893, и 1896, и 1898 годы. Сам Звездочкин вообще упоминает 1900 год – но в апреле уже состоялась Всемирная выставка, и, возможно, автор допускает неточность в датировке (мемуары были написаны 50 лет спустя). Кстати, Звездочкин говорит о создании трех- и шестиместной матрешек, хотя в Музее игрушки в Сергиевом посаде хранится матрешка из 8 элементов, и именно она считается первой.
Что касается японского происхождения матрешки, то и на этот счет вопрос остается открытым. Действительно, японцы были отличными мастерами токарного дела. Однако идея разъемных игрушек была традиционной в русском народном промысле – вспомните хотя бы о пасхальных яйцах. Всем известна и сказка о железном сундуке, внутри которого сидит заяц, а внутри него утка, в утке яйцо – и вот там-то и находится смерть Кощея… Возможно, именно таков глубинный смысл матрешки: чтобы дойти до истины, необходимо до нее буквально докопаться, сорвав все покровы-крышечки.
Первая русская матрешка не имела имени. Матрешка, по всеобщему мнению исследователей – это сокращенная форма популярного в России имени Матрёна, которое, в свою очередь, имеет латинские корни и переводится как «знатная женщина». Кроме того, имя матрешки перекликается с древнеиндийским словом «матри», что переводится как «мать». Индуистская мифология описывает матри как женские проявления божественных начал, число матри колебалось от 7 до 16. Похоже на нашу матрешку, не правда ли?
Матрешка – развивающая игрушка! Польза любимой матрешки в развитии детей
Матрешка в развитии детей – неоценимое подспорье, несмотря на свою кажущуюся простоту. Чем же полезна матрешка для ребенка?
- Матрешка знакомит малыша с русским народным творчеством, традиционной русской культурой.
- Ребенок, играя с матрешкой, развивает мелкую моторику, укрепляет мышцы рук и пальцев, что немаловажно для развития речи.
- Данную игрушку можно рекомендовать как одну из первых для ребенка: она является не только привлекательной, но и экологичной, а также безопасной благодаря своей округлой форме.
- Матрешка помогает познакомиться с цветами в игре, развивает тактильное и зрительное восприятие.
- Необходимость собирания и разбирания игрушки, обусловленная ее конструкцией, тренирует внимание и мышление ребенка.
- С помощью матрешки легко объяснить малышу понятия «большой-маленький», «больше-меньше», «перед-за-между», познакомить с основами счета.
- Матрешка – отличная игрушка для ролевых игр. Сама идея матрешки подразумевает игру в семью, где есть матрешка-мама и ее дети разного возраста.
Чтобы матрешка была именно обучающей игрушкой, не делайте ее привычным предметом интерьера, который постоянно находится в поле зрения малыша. Доставайте матрешку только на время занятия, чтобы сохранить интерес ребенка к ней. Кроме того, не забывайте, что положительные эмоции являются залогом успеха развивающих занятий – проводите игры, когда кроха к ним расположен.
Игры с матрешками для детей
Матрешка сама по себе является привлекательной игрушкой для ребенка, но лучше всего родителям не просто дать ее малышу, но и научить простым играм.
Игры с матрешкой для самых маленьких (примерно от 1 года)
- Научите ребенка открывать матрешку. Удивитесь и обрадуйтесь вместе с малышом, что внутри большой куклы есть еще одна, поменьше. Неужели внутри нее тоже кто-то есть?
- Покажите ребенку, что каждая фигурка собирается из двух конкретных половинок. Если же половинки не подходят, собрать целую куколку не получится.
- Скажите крохе: «Маленькая матрешка испугалась и просит большую спрятать ее». Пусть ребенок попробует сам вкладывать элементы игрушки один в другой.
- Когда малыша не будет в комнате, расставьте матрешек на видных местах. Предложите вошедшему ребенку разыскать потерявшихся сестричек.
Обучающие игры с матрешкой 2-3 лет
- Попросите малыша дать вам самую большую, двух самых маленьких матрешек, матрешку среднего размера. Предложите выстроить куколок по росту – по возрастанию или по убыванию. Можете придумать историю: матрешки пошли в гости, мама впереди, а дочки за ней, от той, что побольше, до самой маленькой. А домой матрешки возвращаются уже в обратном порядке.
- Расставьте матрешек по росту, а одну «забудьте». Пусть ребенок догадается, где именно она должна стоять.
- Поставьте самую большую и самую маленькую матрешек на некотором расстоянии друг от друга. Попросите ребенка разделить несколько заранее подготовленных вами игрушек большого и маленького размера, отправив маленьких «в гости» к маленькой матрешке, а больших к большой.
- Предложите ребенку разместить матрешек в «кроватках» (например, колечках от пирамидки) или домиках (их можно сделать из картонных коробок разного размера). Для этого ему сначала нужно будет распределить матрешек и их кроватки/домики по размеру. Еще один вариант подобной игры – сделать заранее несколько картонных ворот разного размера. Ребенку необходимо найти для каждой матрешки подходящие по высоте ворота.
- Если у вас есть два набора матрешек, перемешайте их и попросите малыша рассортировать. А два набора из одинакового количества элементов можно предложить выстроить парами.
- Обведите основания матрешек на листе бумаги или картона. Пусть ребенок подберет для каждого «стульчика» свою хозяйку. Или можно представить кружочки как вагоны поезда, лодочки, места в кинотеатре и т.д.
- Объясняйте, а потом и сами задавайте вопросы о понятиях «больше-меньше», «выше-ниже», «спереди-сзади», «справа-слева».
- С помощью матрешек можно изучать числительные, названия дней недели. Назовите матрешек именами, созвучными нужным понятиям. Надев верхние половинки кукол на пальцы, учите с ребенком названия пальцев руки.
- Спрячьте маленькую матрешку в любую из других, побольше. Попросите ребенка на слух определить, где прячется матрешка-малышка.
Игры с матрешкой для детей постарше (с 3-4 лет)
- Внутрь матрешек можно складывать бусинки/горошинки или картонные кружки, по возрастанию размера. Если вы хотите помочь ребенку освоить цифры, напишите на донышке каждой матрешки, сколько в ней горошинок. Покажите малышу цифру, а потом вместе посчитайте горошинки.
- Матрешка замечательно подходит для ролевых игр. Обычно самая большая матрешка – это мама, а меньшие – ее дочки. Но у кого-то большая матрешка может быть и папой. Обыгрывайте с матрешками ситуации, близкие ребенку (или детям). Общение мамы с ребенком, который не слушается, отношения старших и младших детей, конфликты на детской площадке. Несколько наборов матрешек смогут изобразить несколько семей.
- Детям старше 4-5 лет можно предложить раскрасить заготовку матрешки. Чем старше ребенок, тем более самостоятельной и аккуратной будет его работа.
Виды матрешек
Существуют как классические деревянные (с разными видами росписи), так и нестандартные матрешки: мягкие, пластиковые, матрешки-елочные игрушки и другие. На фото ниже представлены разнообразные вариации матрешек:
Деревянные игрушки-матрешки:
(матрешка, хохлома);
(матрешка, гжель);
(дымковская игрушка-матрешка);
(матрешка, филимоновская роспись);
(матрешка, городецкая роспись);
(вятская матрешка);
(семеновская матрешка).
Деревянные матрешки, изображающие героев сказок
Репка:
Теремок:
Колобок:
Курочка Ряба:
Мягкая игрушка-матрешка
(матрешка, игрушка-антистресс от «Смолтойс»);
(вязаная матрешка, рукодельная).
Матрешка-каталка, пластиковая
Новогодняя матрешка
Как видите, матрешка – это целый мир! Неспроста она полюбилась и «прижилась» в русской культуре… Экологичная, яркая, раскрывающая множество возможностей для игры, матрешка обязательно станет одной из любимых игрушек для вашего ребенка.
Специально для lovingmama.ru
Читайте также:
Сенсорные коробки для детей своими руками
Доска с замочками, или «пульт управления» для ребенка своими руками
Массажный коврик для детей своими руками
Раннее развитие — польза или вред?
Раннее развитие: врачи против! Отношение к раннему обучению официальной медицины
Методики раннего развития детей от 0 до 3 лет
Методики развития детей раннего возраста от российских авторов
Польза пазлов для детей. Виды пазлов. Как выбирать пазлы для ребенка?
Виммельбухи, или книги-гляделки
Тактильные карточки
Масса для лепки
Метод Шичиды
Как выбрать детский спортивный комплекс для дома?
Источник