Значение лазанья для физического развития ребенка
Контрольная работа
по дисциплине : «Методика
физического воспитания и развития детей»
Специальность 050704
«Дошкольное образование»
Студентки группы 64 (1)
Заочного отделения
Васильевой Екатерины Геннадьевны
вариант 4
Тема: «Методика обучения ползаннию и лазанью детей дошкольного возраста.»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Основная часть.
Значение упражнений в ползании и лазанье для разностороннего развития детей.
Виды и способы ползания и лазанья. Техника выполнения.
Последовательность обучения.
Особенности выполнения упражнений в ползании и лазании детьми дошкольного возраста.
Методика обучения.
Игры на ползание и лазание.
Заключение.
Список литероатуры.
Введение:
Лазание — это циклическое движение. В лазании и слезании с лесенки имеется кратковременная повторяемость элементов движений, похожих на ходьбу. Лазание осуществляется посредством поочередного движения рук и ног с опорой каждой ноги на рейки лестницы и задержкой обеих ног на них. Непрерывность повторения циклов при лазании определяется высотой гимнастической стенки (от 1 до 2 м).
Ребенок овладевает следующими видами лазания: подлезание, перелезание, пролезание, ползание на четвереньках по горизонтальной и наклонной плоскости (на полу, на гимнастической скамейке), лазание по вертикальной (гимнастической) стенке, стремянке, веревочной лесенке, канату и шесту.
Физиологическую основу лазания определяет формирование системы координированной деятельности ребенка. Лазание способствует познанию ребенком окружающей среды. Ползая на четвереньках, ребенок снимает отягощение с позвоночника, что способствует укреплению опорно-двигательного аппарата.
Лазание является сложным условным рефлексом, вырабатываемым в процессе многократных повторений. Оно вовлекает в работу значительную массу мышц и повышает функциональную деятельность всего организма ребенка, а также помогает формированию правильной осанки.
Достаточно разнообразные действия, характеризующиеся тем, что в перемещениях участвуют не только ноги, но и руки. Эти упражнения способствуют развитию опорно-двигательного аппарата, укреплению основных групп мышц (особенно косых мышц, мышц живота, стопы и кисти). Кроме того, они оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную системы, на воспитание гибкости, координации движений, глазомера, а также смелости и других качеств.
Ползание, лазание, перелезание способствуют укреплению мышц спины, брюшного пресса, позвоночника. Эти движения оказывают положительное влияние на формирование координированного взаимодействия в движении рук и ног, на укрепление внутренних органов систем. В связи с тем, что многие умственно отсталые дети в своем развитии минуют этап ползания, одна из задач физического воспитания – восполнить этот пробел в психическом развитии.
Большую группу разнообразных движений составляют ползание, подползание, переползание, пролезание и лазанье. Движения эти чрезвычайно полезны для детей, так как они способствуют укреплению крупных групп мышц — туловища, плечевого пояса, рук, ног, развитию гибкости позвоночника. С их помощью воспитываются ловкость, смелость, привычка к высоте.
Ползание и лазанье выполняются по циклическому типу, как ходьба и бег, т. е. при передвижении повторяются одинаковые движения рук и ног.
Чередование напряжения и расслабления мышц позволяет совершать движение длительное время не уставая и тем самым дает возможность укреплять организм, воспитывать выносливость.
Перелезание, ползание, лазанье относятся к любимым движениям маленького ребенка, Он часто повторяет их в игровых ситуациях и просто в виде упражнений, особенно в тот период, когда движение только осваивается.
Многократно влезает малыш в ящик и вылезает из него, лазает по ступенькам. Процесс выполнения активных действий ползания или влезания чередуется с моментами отдыха, когда ребенок стоит или сидит в ящике, на ступеньке, заборчике.
Основная часть.
Значение упражнений в ползании и лазанье для разностороннего развития детей.
Ползать ребенок начинает с 5—6 месяцев. Дети раннего возраста любят ползать, и это стремление надо поддерживать, предусматривая по возможности больше разнообразных упражнений в данном виде движения (подползание, переползание) не только во время занятий, но и в момент самостоятельной игровой деятельности.
Упражнения в лазаний и ползании полезны для ранних дошкольников. В их выполнении берут участие крупные мышечные группы (спины, живота, рук и ног). Эти упражнения требуют большого физического напряжения. Для их выполнения нужно иметь несложное оборудование, которое используется в домашних условиях (стулья, скамейка, обруч, палка). На детских площадках, в парках и скверах следует использовать гимнастические стенки, доски, кубы, бревно и г. д.
Дети дошкольного возраста довольно рано и быстро овладевают такими видами движений, как ползание по полу, пролезание в обруч, подлезание под палку (веревку, натянутую на высоте 50 см), перелезание через бревно, скамейку и т. д.
При ползании в упоре стоя ногами опираются на носки, а руками — на кисти (как медвежонок). Согнутую правую ногу подтягивают к груди, левую руку одновременно выставляют вперед, и тело перемещается вперед до полного выпрямления левой ноги. После этого подтягивают к груди левую ногу, правую руку выставляют вперед, и тело перемещается вперед до полного выпрямления правой ноги. Далее движение выполняется в той же последовательности. Ползать можно на коленях и кистях, а также на коленях и локтях (рис.1).
Рис. 1
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Источник
Введение
Одной из главных задач физического воспитания детей дошкольного возраста является развитие у них жизненно необходимых движений: ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье. Именно в них проявляется двигательная активность детей, которая имеет большое значение для всестороннего и гармоничного развития ребенка.
Среди перечисленных видов лазанье занимает одно из важных мест в жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Умение выполнять лазанье формируется на втором году жизни, т.е. раньше многих других основных движений. Основу лазанья определяет развитие координационных способностей. Лазанье осуществляется с участием работы мышц спины, брюшного пресса, рук, ног. Упражнения в лазанье способствуют формированию правильной осанки, развитию мелкой моторики рук, укреплению мышц стопы [1].
В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольных образовательных учреждений обучению различным способам лазанья уделяется недостаточное внимание. Связано это с тем, что в теории и методике физического воспитания детей дошкольного возраста слабо разработаны методические аспекты обучения детей лазанью, недостаточно изучены биомеханические особенности выполнения детьми движений данного рода. В связи с этим в рамках физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ возникают проблемы, связанные с обеспечением безопасности детей, отсутствуют необходимое оборудование и инвентарь для рациональной организации занятий, отвечающей эргономическим требованиям, особенностям психофизического развития дошкольников.
Поэтому актуальными являются исследования, направленные на изучение возрастных особенностей освоения лазанья детьми дошкольного возраста, и разработка средств, форм и методов их обучения на основе учета биомеханических особенностей построения движений.
Методика
Для изучения особенностей движений детей дошкольного возраста в лазанье использовались педагогические наблюдения, анализ видеозаписей. Регистрировались способы выполнения детьми лазанья (приставным шагом, смешанным, чередующимся). Фиксировалось время выполнения упражнения (влезание и слезание), высота влезания, рассчитывалась скорость лазанья детей по гимнастическим лестницам, данные обрабатывались с помощью методов математической статистики. В исследовании приняли участие 155 детей (78 мальчиков и 77 девочек) в возрасте от 2 до 6 лет.
Экспериментальная часть
Детям предлагалось залезть на лестницу, в одном случае, расположенную вертикально, в другом — под углом 54° [2]. Высота лестницы — 275 см, ширина пролета — 75 см, расстояние между рейками — 20 см, количество реек — 14 шт., расстояние между рейками — 20 см. Вначале дети выполняли лазанье по наклонной, затем -по вертикально расположенной лестнице. Задание выполнялось удобным для ребенка способом, с обязательной страховкой со стороны воспитателя.
Результаты и их обсуждение
Анализ результатов наблюдений показал, что дети 2-4-х лет с большим желанием осуществляют лазанье по наклонной, чем по вертикальной лестнице. Это отмечено у всех детей 2-х лет, у 78% детей 3-х лет и у 64% дошкольников 4-х лет. Напротив, у детей старшего дошкольного возраста приоритеты меняются, и они с большим удовольствием выполняют лазанье по вертикально расположенной лестнице. Желание влезать и слезать по наклонной лестнице отмечено лишь у 38% дошкольников пяти лет, а у шестилеток — лишь в 23% случаев. Подобное распределение обусловлено, с одной стороны, нарастающим с возрастом у большинства детей желанием преодолевать новые, посильные для них трудности и, с другой стороны, — страхом перед ними у части дошкольников, не имеющих достаточного двигательного опыта.
В результате проведенного исследования выявлено, что с возрастом высота влезания у детей увеличивается. Причем, начиная с 4-х лет, дети успешно влезают на максимальную высоту вертикальной лестницы, используемой в исследовании (табл.1).
На основе анализа наблюдений и видеозаписей выполнения лазанья детьми дошкольного возраста установлено, что при влезании все дети 2-х лет приставляют одну ногу к другой, затем перехватываются поочередно руками, располагаясь на следующей по высоте рейке. Дети 3-х лет в 78% случаев также используют приставной шаг, а 22% — смешанный способ, т.е. используют как приставной шаг, так и чередующийся (каждый раз нога ставится на следующую по высоте рейку пролета лестницы), руки ребенка перехватываются поочередно. Перед каждым новым шагом руки ребенка находятся на одной рейке. У дошкольников 4-х лет отмечено использование сразу трех способов лазанья. В 36% случаев они применяют приставной шаг, в 43% случаев — смешанный способ, 21% — чередующийся. У старших дошкольников это распределение способов лазанья выглядит следующим образом: дети 5-ти лет в 19% случаев используют приставной шаг, в 43% случаев — смешанный, 38% — чередующийся способ постановки ног на рейки лестницы; в 6 лет — 14% детей применяют приставной шаг, 32% — смешанный, 54% — чередующийся способ. Начиная с возраста 4-5 лет, дети используют, так же, как и ногами, чередующиеся движения руками. Однако согласованность в движениях руками и ногами еще не достигнута. К шести годам у детей формируется устойчивое умение выполнять лазанье чередующимся способом постановки ног и рук.
При слезании все дети 2-х лет используют приставной шаг. Дошкольники 3-х лет в 11% случаев при слезании применяют смешанный шаг, остальные дети слезают, приставляя одну ногу к другой на каждую рейку. 21% дошкольников 4-х лет использует смешанный способ слезания. Большинство детей 5-ти лет передвигаются вниз по лестнице приставным шагом (57%), смешанный способ применяют 29% детей, а 14% дошкольников этого возраста используют чередующийся шаг.
Отмечено, что в шестилетнем возрасте дети при слезании, как и при влезании, используют более быстрые способы перемещения. Количество детей, использующих приставной шаг при слезании, с возрастом продолжает снижаться. Этот способ слезания отмечен лишь у 36% детей 6-ти лет. Большинство дошкольников этого возраста (41%) перемещается вниз по лестнице, используя смешанный способ. Чередующийся способ слезания характерен для 23% старших дошкольников.
Анализ способов подъемов и спусков по вертикальной лестнице позволяет заключить, что использование наиболее быстрого (чередующегося) способа лазанья характерно для детей старшего дошкольного возраста. При влезании он используется детьми 5-ти лет в 2,7 раза и детьми 6-ти лет в 2,3 раза чаще, чем при слезании.
Использование детьми разных способов лазанья по гимнастической стенке отражается на скорости влезания и слезания. Отмечено, что скорость лазанья как у мальчиков, так и у девочек с возрастом увеличивается.
Выявлены достоверно значимые различия между показателями скорости влезания и слезания как у мальчиков, так и у девочек 3-5 лет и отдельно у девочек 6-ти лет (р<0,05). Причем скорость влезания у детей выше, чем скорость при спуске вниз. Это характерно как при выполнении задания на наклонной лестнице, так и при ее вертикальном расположении (табл. 2).
У детей 2-х лет достоверно значимых различий между результатами скорости перемещения вверх и вниз как у мальчиков, так и у девочек не зарегистрировано при обоих вариантах расположения лестницы в пространстве. Это также характерно и для мальчиков 6-ти лет. Различия между мальчиками и девочками в показателях скорости лазанья начинают проявляться у дошкольников 5-6 лет. В 5 лет скорость мальчиков при влезании по наклонной лестнице выше в среднем на 9,8%, по вертикальной — на 16,7%; в 6 лет эти показатели составляют соответственно 7,8 и 21,3%. При слезании в 5 лет скорость мальчиков выше на 8,5% по наклонной лестнице и 14,9% — по вертикальной; в 6 лет при выполнении тех же самых двигательных действий результаты возрастают соответственно на 20 и 22,8%.
Таким образом, анализ выполнения детьми дошкольного возраста лазанья по гимнастической лестнице показал, что от 2-х до 6-ти лет у мальчиков и девочек происходит смена способов подъема вверх и спуска вниз. С 2-х до 3-х лет способ выполнения лазанья с приставного меняется на смешанный как у мальчиков, так и у девочек. Начиная с 4-х лет, дети осваивают чередующийся способ постановки ног на рейки лестницы как при подъеме, так и при спуске. У мальчиков с возрастом темпы освоения и смены способов — приставного на смешанный и чередующийся — выше, чем у девочек. Очевидно, это связано с тем, что мальчики чаще, чем девочки, используют различные способы лазанья в различных условиях жизнедеятельности, в том числе и в процессе их самостоятельной двигательной активности. Умение осуществлять подъем вверх по лестнице у детей формируется быстрее, чем умение слезать. С 2-х лет дети влезают и слезают приставным шагом. Смешанный способ при влезании у детей формируется в 3-4 года, чередующийся — в 5 лет.
Скорость подъема по лестнице выше скорости спуска, как у мальчиков, так и у девочек. Это объясняется сложностью зрительной ориентировки во время спуска, переключением контроля и управления движениями со зрительных на кинестетические и тактильные анализаторы.
Высота влезания на гимнастическую стенку у детей дошкольного возраста
Положение лестницы в пространстве | Возраст и количество детей | ||||
2 года 18 чел. | 3 года 17 чел. | 4 года 21 чел. | 5 лет 21 чел. | 6 лет 22 чел. | |
Высота влезания (м) (Х+m) | |||||
Наклонное (54°) | 1,7±0,15 | 2,34±0,19 | 2,75* | 2,75* | 2,75* |
Вертикальное | 1,4±0,11 | 1,7±0,15 | 2,50±0,21 | 2,70±0,23 | 2,70±0,23 |
* — максимальная высота лестницы.
Показатели скорости лазанья у детей 2-6 лет, см/с
Возраст (годы) | Пол | n | Положение лестницы в пространстве, направление и скорость лазанья (Х ± m) | |||||
наклонная | вертикальная | |||||||
влезание | слезание | р | влезание | слезание | р | |||
2 | М | 9 | 7,5±0,62 | 7,1±0,59 | >0,05 | 6,4±0,69 | 6,2±0,82 | >0,05 |
Д | 9 | 7,6±0,71 | 6,7±0,86 | >0,05 | 6,2±0,8 | 5,9±1,24 | >0,05 | |
3 | М | 9 | 13,3±0,69 | 9,9±0,91 | <0,05 | 11,2±0,64 | 8,1±0,64 | <0,05 |
Д | 8 | 13,9±0,84 | 9,4±0,92 | <0,05 | 10,3±0,75 | 7,8±0,79 | <0,05 | |
4 | М | 11 | 16,6±0,85 | 12,1±1,05 | <0,05 | 13,9±0,99 | 11,3±1,07 | <0,05 |
Д | 10 | 16,2±0,93 | 11,7±0,76 | <0,05 | 13,7±0,75 | 10,9±1,01 | <0,05 | |
5 | М | 10 | 20,5±0,97 | 16,3±0,80 | <0,05 | 19,1±0,92 | 15,4±0,78 | <0,05 |
Д | 11 | 18,5±1,01 | 14,9±0,87 | <0,05 | 17,1±1,04 | 13,1±0,94 | <0,05 | |
6 | М | 12 | 23,3±0,90 | 22,0±0,93 | >0,05 | 23,0±0,89 | 21,0±0,96 | >0,05 |
Д | 10 | 19,4±0,83 | 17,6±0,71 | <0,05 | 18,1±1,28 | 16,2±0,76 | <0,05 |
Литература
1. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 368 с.
2. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Развитие некоторых основных движений и двигательных качеств / Под ред. М.Ю. Кистяковской. -М.: Педагогика, 1978. — 160 с.
Источник