Значение курса технология для общего развития ребенка

Значение курса технология для общего развития ребенка thumbnail

Значение уроков технологии в формировании гармонично развитой личности ребенка

Абакарова О.Л.

«У человека должна быть единственная специальность — он должен быть большим человеком, настоящим человеком»

А. Макаренко

Творчество — высшая форма человеческой деятельности, явление сложное, комплексное. Вне деятельности не может быть истинного творчества. Только в процессе труда при изготовлении различных изделий у школьников вырабатываются такие ценные человеческие качества, как трудолюбие, усидчивость, настойчивость, любознательность, целеустремлённость, инициативность, самостоятельность, умение выбирать работу и определять, как лучше её выполнить, способность доводить начатое дело до конца.

События, происходящие на наших глазах, предъявляют общеобразовательной школе большие требования: нужно дать учащимся полноценные знания, формировать у них способность самостоятельно, творчески мыслить, вырабатывать свой взгляд . Повысить интерес к предмету, увлечь учащихся, привлечь их внимание к созидательной деятельности -такова задача современного учителя. Каждый ученик должен получить посильное развитие, достичь максимально возможного уровня. Для этого со стороны учителя требуется ясное, научное, доступное изложение материала и активизация познавательной деятельности учащихся. Без самостоятельного труда ни в одном предмете, а тем более, в «Технологии» результата не достичь. Первая и главная моя задача: обеспечить психологический комфорт учащихся. Урок стараюсь построить на уважении и доверии друг к другу.

Формирование учебной деятельности, как способа активного добывания знаний, является одним из направлений развития личности обучаемого. Специфика этого способа заключается в последовательной и целенаправленной отработке активности самих учащихся (понимание учебной задачи, овладение способами активного усвоения, овладение способами самоконтроля). На этой основе встает задача формирования все большей самостоятельности перехода обучаемых от выполнения одного компонента учебной деятельности к другим, то есть формирования способов самоорганизации деятельности. На уроках технологии все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка продукта деятельности и т.д.) предстают перед ребёнком в наглядном виде и тем самым становятся более понятными. На каждом уроке происходит развитие творческих способностей. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. Для того, чтобы дети развивали творческие способности, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных данных. Творческие способности не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней. Творчество начинается с новой идеи. Новые идеи могут появляться как на основе новой информации, так и без неё. Чтобы ребёнок мог создать что-то новое, он должен опираться на известное, иметь материал, хранящийся в памяти. Чтобы дети начали творчески применять полученные ими ранее знания, необходимо, чтобы они испытывали потребность в предложенной им деятельности. Должна быть организована мотивация к действию, нужно суметь пробудить интерес ребенка к творчеству. Чаще всего это начинается с демонстрации изделия. Как говорится: « Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» . В данном случае мне помогают ИКТ. На современном этапе невозможно обойтись без информационно-коммуникационных технологий, которые являются в первую очередь современными средствами обучения. Применение ИКТ способствует развитию творческих способностей учащихся, даёт возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребёнка. Иногда, заинтересовавшись чем-либо в интернете, дети вместе с учителем открывают в себе способность создавать неожиданные и эстетически значимые изделия (многие поделки, затем, учащиеся дарят своим родственникам , друзьям и близким в качестве подарка).

На уроках технологии учитель помогает ребёнку выполнить поставленные задачи: развивает чувство прекрасного, формирует определенные вкусы. На занятиях у детей проявляются творческие способности и художественный вкус, повышается сенсорная культура, способность к зрительному анализу, развивается чувство цвета. Также ученики совершенствуют навыки по выполнению работ из различных материалов, учатся самостоятельно изготавливать полезные и нужные в повседневной жизни изделия, сувениры, украшать их.
Формирование интереса и любви к труду — одна из основных задач обучения и воспитания детей. Большое влияние оказывает труд на умственное развитие ребёнка, на развитие мышления. Если проследить путь изготовления поделки, то можно заметить, что вначале дети рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем, после усвоения этого процесса, работа усложняется: детям дается рисунок или фотографию изготовляемой поделки и, наконец, они без предварительного анализа изготавливают поделку по заданию или по собственному замыслу.
Яркие поделки в большой мере удовлетворяют любознательность детей. Занимательность работы по изготовлению поделок способствует развитию у детей внимания — повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. В труде присутствует новизна, творческий поиск, возможность добиться более совершенных результатов.
Благоприятный эмоциональный настрой учеников во время изготовления поделок из различных материалов, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой работы, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят ребятам замысловатые поделки, выполненные своими руками! Уроки технологии способствуют развитию личности ребёнка, воспитанию его характера.
Коллективный труд оказывает большое влияние на формирование у детей зачатков коллективизма, дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества.

Учитель помогает детям преодолевать неудачи, учит доводить начатое дело до конца, формирует у них целеустремлённость, контроль и оценку собственной деятельности, воспитывает старание и усердие при выполнении работ. Пусть собственные результаты окрыляют ребят и побуждают их к выполнению новых поделок.

За годы учёбы в начальных классах важно, чтобы не погас детский взгляд, чтобы глаза светились интересом. Как это сделать? Ведь так важно, чтобы ребёнок имел необходимые умения и навыки. Важно научить всех в соответствии с реальными возможностями и способностями. Важно расширить кругозор детей, развить речь. Но ещё важнее, чтобы вся его школьная жизнь осталась для него радостным мгновением детства. А успех зависит от умения организовать свою деятельность, от умения учиться. Чем совершеннее у ребёнка навык организовать себя как личность, тем совершеннее он может работать с учебным материалом, и знает способы работы, успешнее он будет в учёбе, а позднее и в жизни.

Учебный предмет «Технология» вносит весомый вклад в формирование УУД и ЗУН школьника:

Личностные:

Проявлять доброжелательность, внимательность, помощь.

Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Применять правила делового сотрудничества: считаться с мнением другого человека.

Регулятивные:

Выстраивать последовательность необходимых операций.

Осуществлять итоговый контроль, анализировать собственную работу.

Познавательные:

Выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания.

Анализировать дополнительную информацию.

Коммуникативные:

Характеризовать качество и признаки объекта.

Приводить убедительные доказательства.

Развивать умение общаться, взаимодействовать с людьми (особенно при КТД).

        Курс «Технология» осуществляется на основе предметно-практической деятельности, что позволяет ребёнку наиболее сознательно усваивать сложную информацию и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач.

Школьники учатся:

Находить необходимую для выполнения работы информацию.

Анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, рисунки, модели).

Сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности.

Анализировать устройство изделия .

Выполнять моделирование, работать с моделями.

В конце урока обязательны анализ, оценка и самооценка выполненной работы. Мы часто даже не подозреваем, насколько дети правдиво относятся к оцениванию. Обычно я предлагаю выставить все работы в ряд и хорошо их рассмотреть, затем каждый ученик высказывает свое мнение, относительно каждой работы, делает вывод, почему ему больше понравилась та или иная работа. Ни в коем разе нельзя принижать одну работу перед другой. Обязательно хвалю все работы, говоря: « Все очень старались. А что в этой работе не так? Ну, просто, здесь можно было немножко поаккуратнее …..» (или что-то в этом роде, смотря какая выполнялась работа). Очень осторожно выявляются недостатки, чтобы не разочаровывать ребенка в своих умениях и возможностях. Имея возможность сравнивать, дети сами достаточно критично начинают относиться к своей работе, вносят корректировки, чем развивают свое аналитическое мышление.

В заключение хочется сказать, что на уроках технологии дети получают первоначальные навыки созидательного труда, учатся планировать, контролировать и оценивать свою деятельность. Уних формируется художественный, эстетический и технологический вкус, навыки культуры труда и выполнения правил его безопасности. Предметная область «Технология» должна шире давать возможность для формирования ЗУН школьникам, помочь адаптироваться в современных жизненных условиях, создавать условия для развития конкурентоспособной, деятельной личности, способной созидать и творить на благо общества.

Источник

Шарапов Виктор Алексеевич

МАОУ «СОШ № 16» г. Пермь

РОЛЬ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Задачами образовательной системы на современном этапе является необходимость в оказании помощи учащемуся самому добывать необходимые знания, познавать новые виды деятельности и уметь применять их на практике.

Интерес выступает как важная личностная характеристика школьника и как интегральное познавательно – эмоциональное отношение школьника к учению. Интерес является отражением сложных процессов, происходящих в деятельности и ее мотивационной сфере. Особое значение для воспитания зрелых форм учебно-познавательных интересов в подростковом возрасте имеют самостоятельные формы учебной деятельности, развертывание форм самоконтроля и самооценки, что непременно наблюдается на предмете технологии.

Наиболее существенную роль в формировании положительного отношения подростков к учению, играют содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой, познавательной деятельности, дающей учащимся возможность переживать радость самостоятельных открытий, вооружение подростков рациональными приемами учебной работы, навыками самовоспитания, являющимися непременной предпосылкой для достижения успеха. В процессе изучения предмета «Технология», заметно совершенствуется мышление подростка, осознание своих возможностей в трудовой сфере, кроме того это – единственный из всех общеобразовательных предметов, содержание которого направлено на формирование личности созидателей, способных удовлетворять различные потребности людей.

Учебно-трудовая деятельность ведет к психологическому развитию личности. Различными знаками и материальными орудиями человек особенно активно овладевает во время специального организованного обучения, что бесспорно присутствует на предмете «Технология».

Учение имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения. Учебная деятельность вооружает человека знаниями, умениями и навыками, необходимыми для различных видов общественно – полезной активности, она формирует у человека также умение управлять своими психическими процессами, умение выбирать, организовывать и направлять свои действия и операции, навыки и опыт в соответствии с решаемой задачей. Таким образом, она подготавливает человека к труду.

При развитии личности предмет «Технология» опирается на реализацию следующих задач:

  1. воспитание интеллектуально развитой личности (научить общество ценить человека за ум, ее деловые и позитивно-гуманистические качества);
  2. способствовать становлению сознательных, активных граждан страны;
  3. формированию творческой личности для работы в условиях рыночных отношений, развивающихся с чувством достоинства, пониманием сущности частной и государственной собственности;
  4. развитию чувства необходимости для получения высоких профессиональных знаний, необходимый профессионализм для практической деятельности.

Следует полагать, что содержание учебного предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях формирует психологическую и функциональную готовность учащихся к созидательной деятельности, формирует тенденцию для консолидации и дальнейшего прогрессивного развития российского общества.

Источник

Технология развивающего обучения

           Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реакцию. Целью данного вида обучения является подготовка учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни. То есть оно основано на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти. Учащиеся должны овладеть теми мыслительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний и оперирование ими. Развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы организации которого основываются на закономерностях развития ребенка.

          Теория развивающего обучения берет своё начало в работах И.Г. Песталоцци,

А. Дистервега,  К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и др.

Выделяют следующие признаки технологии обучения:

1) процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности  

преподавателя и учащихся, т. е. совместная деятельность преподавателя и  

учащихся;

2) совокупность приемов, методов;

3)  проектирование и организация процесса обучения;

4) наличие комфортных условий для раскрытия, реализации и развития  

личностного потенциала учащихся.

Любая технология обучения включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий преподавателя и учащегося; критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании.

Таким образом, современную технологию обучения характеризуют следующие

позиции:

технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают технологии процесса передачи знаний умений и навыков; технологии развивающей педагогики и т.д.);

технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения;

поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым преподавателем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми учащимися;

органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

                               Основные характеристики педагогической технологии

Название

Цель

Сущность

Механизм

Развивающее обучение

Развитие личности и ее способностей

Ориентация учебного процесса

На потенциальные возможности человека и их реализацию

Вовлечение учеников в различные виды деятельности

В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Каждый из этапов вносит свой специфический вклад в развитие личности.                               Принципы, лежащие в основе технологии развивающего обучения:

  •  вне деятельности нет развития;
  •  знание учениками их собственных возможностей и результатов учения есть       обязательные условия их дальнейшего психического развития;
  •  ученик становится субъектом учебной деятельности лишь на основе таких личностных самообразований, как активность, самостоятельность и общение.

Условия   достижения

  • Организация учебного пространства на основе ведущих понятий теории развивающего обучения «учебная деятельность и её субъект»; Построение образовательного пространства как пространства ориентировочной деятельности ученика за счет движения от замысла – к опробованию –  достраиванию – к решению – к действию;
  • Создание условий для индивидуализации обучения через предоставление учащимся возможности свободного выбора способов и средств для решения самостоятельно поставленных перед собой учебных задач, выбора «пространства» деятельности;
  •  Активное использование в педагогической практике интерактивных технологий: методов продуктивного диалога и проектной деятельности, информационных компьютерных технологий;
  • Освоение новой педагогической  позиции «педагогического менеджера»;
  •  Использование в образовательном процессе различных источников информации, в том числе учебников разных авторов, создание собственных методических средств, позволяющих организовать продуктивную индивидуальную и самостоятельную  деятельность учащихся;
  • Слияние учебной и внеурочной деятельности.

Современный этап педагогической практики это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. Важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся.                                           Организация учебной деятельности 
                                  в рамках технологии развивающего обучения 
При организации учебной деятельности надо помнить, что ребёнок – самостоятельный субъект, взаимодействующий с окружающей средой. Учебный процесс строиться таким образом, чтобы в ходе его учащийся как бы «переживал» весь познавательный цикл полностью, осваивал его в единстве эмпирического и теоретического познания.
Урок начинается с оценки учениками того, что они могут, знают. Создается ситуация успеха, но в определенное время ребенок должен столкнуться с трудностью, с проблемой, для решения которой имеющихся знаний явно не хватает (ситуация продуктивного конфликта). Учащиеся определяют для себя, что именно они не знают, то есть ставят перед собой учебную задачу. Методические приемы: 

  •  Использование специально отобранного дидактического материла
  • Сопоставление разных точек зрения на языковое явление (привлечение разных источников информации).
  • Создание ситуаций, способствующих введению учебной задачи: реальные речевые или языковые трудности (ошибки в речи, использование «лишних” вопросов, заданных на предыдущих уроках).
  • Исследовательский проект

Импульсом к поисковой деятельности могут быть коллизии. Они возникают тогда, когда:

— ребенок сталкивается с нехваткой (избытком) информации или способов деятельности для решения поставленной проблемы;

— он оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения и т.п.;

— он сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний.

В таких ситуациях обучение идет не от простого к сложному, а, скорее, от сложного к простому: от какой-то незнакомой, неожиданной ситуации через коллективный поиск (под руководством учителя) к ее разрешению.

Реализация дидактического принципа «обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности» требует так отбирать и структурировать содержание, чтобы при работе с ним учащиеся испытывали максимальное умственное напряжение. Мера трудности варьируется в зависимости от возможностей каждого школьника, вплоть до прямой помощи. Но сначала школьник должен столкнуться с познавательной трудностью, которая и вызывает эмоции, стимулирующие поисковую деятельность ученика, класса.

Следовательно, обучение и развитие находятся в единстве, причем обучение, опережая развитие, стимулирует его, и в то же время само опирается на актуальное развитие. Поэтому обучение должно ориентироваться “на завтрашний день детского развития”.

Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития.

Источник