Значение эмоционального общения для развития ребенка
Светлана Морозова
Значение общения в психическом развитии ребенка
Значение общения в психическом развитии детей дошкольного возраста
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение, благодаря широким возможностям к научению, ребенок приобретает все свои высшие познавательные способности и качества и превращается в полноценную личность.
Личность людей складывается и функционирует только в их отношениях с окружающими людьми. Согласно Л. С. Выготскому все высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, т. е. такие, в реализации которых участвует не один, а минимум два субъекта. И лишь постепенно посредством присвоения они становятся внутренними.
Разработка взглядов Л. С. Выготского привела к созданию отечественными психологами (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.) концепции детского развития, в рамках которой развитие ребенка понимается как процесс присвоения общественно-исторического опыта в процессе взаимодействия с его носителями — взрослыми.
Потребность в общении не является врожденной. Она возникает в ходе жизни и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими. Потребность общения ребенка со взрослыми, возникает вначале как биологическая потребность в первые два месяца жизни на основе первичных органических нужд, затем возникают социальные потребности в новых впечатлениях. Общаясь со взрослыми, ребенок оказывается в пределах «зоны ближайшего развития», где сотрудничество с превосходящими его по опыту и знаниям партнерами помогает ему реализовать свои потенциальные возможности. Именно в ходе общения ребенок совершает первые вылазки в новые области; благодаря общению подготавливается смена предыдущей деятельности последующей, более высокой по своему развитию. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение. Общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и «присваивает» добытое людьми ранее. Для ребенка общение со взрослым выступает определяющим фактором психического развития: 1) взрослый задает ребенку образцы для подражания; 2) передает информацию; 3) развивает речь и все познавательные процессы; 4) формирует личностные качества, самооценку, эмоции; 5) способствует усвоению различных видов деятельности;
6) формирует отношение к другим людям. Три группы фактов доказывают решающую роль общения в общем психическом развитии ребенка:
• изучение «детей-маугли»;
• исследование природы и причин «госпитализма»;
• прямое выявление влияния общения на психическое развитие в формирующих экспериментах.
Результаты психологического исследования «детей-маугли», выросших в изоляции от общества, обнаруживают у них глубокое, и необратимое недоразвитие. Сегодня никто не сомневается, что приспособление к жизни среди животных вызывает у маленького ребенка, попавшего в их среду, отклонение от пути, по которому обычно идут человеческие дети. Без поддержки взрослых он не использует свою природную способность стать «человеком разумным», а затем, по-видимому, и вовсе ее теряет. Это передвигающиеся на четвереньках существа, полностью зависящие от вскормивших их животных. Явление «госпитализма» обнаружилось при первых попытках наладить внесемейное воспитание оставшихся без родителей маленьких детей. В конце прошлого и начале нынешнего века появились частные и государственные приюты, которые вскоре превратились в «фабрики ангелов» — так велика была смертность, особенно в первые месяцы и годы жизни детей. Дети, которые оставались жить, резко отставали в общем физическом, и особенно в психическом развитии: к 3 годам они не владели простейшими навыками самообслуживания, не соблюдали опрятность, почти не говорили, плохо поддавались воспитательным воздействиям, проявляли поразительную пассивность или, напротив, суетливость и агрессивность. Описанный комплекс и получил название «госпитализма». Полная изоляция детей от взрослых, не позволяет им стать людьми и оставляет на положении «полуживотных». Недостаточность контактов со взрослыми («дефицит общения») тоже драматическим образом влияет на психическое развитие ребенка, снижая его сопротивляемость болезням, темп психического развития и его уровень, достигнутый в младенческом и раннем возрасте. Не менее значимыми, чем взаимоотношения со взрослым, для ребенка дошкольного возраста становятся взаимоотношения со сверстниками. Характерными чертами общения дошкольников со сверстниками являются: разнообразие коммуникативных действий и чрезвычайно широкий их диапазон; большое разнообразие коммуникативных задач; яркая эмоциональная насыщенность, нестандартность и нерегламентированность контактов; а также преобладание инициативных действий над ответными. Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте проходит ряд этапов. На третьем году жизни взаимоотношения между детьми возникают в основном на основе их действий с предметами, игрушками. Сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, «невидимым зеркалом», в котором ребенок видит в основном себя. Эти действия приобретают совместный, взаимозависимый характер. К старшему дошкольному возрасту в совместной деятельности дети уже осваивают следующие формы сотрудничества: чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности ребята приобретают опыт руководства другими детьми, опыт подчинения. Стремление к руководству у дошкольника определяется эмоциональным отношением к самой деятельности, а не к позиции руководителя. У дошкольников нет еще осознанной борьбы за руководство. В дошкольном возрасте продолжают развиваться способы общения. Генетически наиболее ранней формой общения является подражание. А. В. Запорожец отмечает, что произвольное подражание малыша — один из путей овладения общественным опытом. На протяжении дошкольного возраста у ребенка меняется характер подражания. Если в младшем дошкольном возрасте он подражает отдельным формам поведения взрослых и сверстников, то в среднем дошкольном возрасте ребенок уже не слепо подражает, а сознательно усваивает образцы норм поведения. Деятельность дошкольника разнообразна: игра, рисование, конструирование, элементы труда и учения, в чем и проявляется активность ребенка. Усложнение видов деятельности и общения, расширение круга общения приводят к формированию самосознания. Ребенок осознает себя, прежде всего, на уровне субъекта действия. У него складывается устойчивое положительное отношение к себе, определяемое потребностью в признании со стороны окружающих. Ребенок осознает себя как носителя индивидных характеристик — физического облика и пола, как человека, изменяющегося во времени, имеющего свое прошлое, настоящее и будущее. Самооценка дошкольника появляется в особых ситуациях, требующих от ребенка оценить себя, но по содержанию она ситуативна и отражает оценку, даваемую ребенку взрослым. К концу дошкольного возраста формируется конкретная самооценка, ребенок может внеситуативно и обоснованно оценить себя. Согласно B.C. Мухиной, психическое развитие детей в общении с другими людьми будет неполным, если ребенком не движет потребность быть признанным. Потребность в признании в дошкольном возрасте выражается в стремлении ребенка утвердиться в своих моральных качествах, в желании того, чтобы окружающие были ему благодарны и признавали его хорошие поступки. На протяжении дошкольного возраста нарастает процесс дифференциации в детском коллективе: одни дети становятся популярными, другие отвергаемыми. По данным Е. О. Смирновой и Е. А. Калягиной, на положение ребенка в группе сверстников влияет множество факторов, главным из которых является способность к сопереживанию и помощи сверстникам. Социальная ситуация развития, специфическая для дошкольного возраста, определяет весь образ жизни ребенка и особенности его психического развития. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с сюжетно-ролевой игрой как ведущей деятельностью дошкольника, в которой складываются главные психические новообразования этого возраста, формируется опыт межличностных отношений. Навыки общения и совместной деятельности заключаются в развитии навыков социальной перцепции, согласование детьми своих мыслей и действий, разработки общего плана, прежде всего, в игре; способности выражать сочувствие, оказывать взаимную поддержку, делать взаимооценки, распределять игрушки, отстаивать свою точку зрения, поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период. Если ребенок не готов или не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не считается с условиями игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении со сверстниками, в их эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию. Общение по поводу игры выступает в действительности как школа социальных отношений. Именно в игровых ситуациях ребенок учится быть человеком. Для каждого ребенка старшего дошкольного возраста значимо быть принятым сверстниками, поэтому он старается соответствовать ожиданиям играющих. Игра полностью захватывает ребенка, заставляет его глубоко переживать те чувства, которые должны испытывать изображаемые персонажи, — симпатию, сочувствие, уважение. Игровые отношения – суровые отношения по правилам, только опрятный, смышленый и хороший ребенок не будет раздражать других детей, будет нравиться, и будет ими принят. Слабый ребенок с физическими недостатками также вызывает у детей неприязнь. Тихий и плаксивый может вызвать желание не принимать его в игру. Развитие личности будет неполным, если ребенком не движет потребность быть признанным.
Таким образом, общение с взрослым выступает решающим, но недостаточным фактором полноценного, гармоничного развития личности дошкольника. Общение со сверстниками является необходимым условием формирования готовности к обучению в школе. Вклад общения и совместной деятельности со сверстником в развитие дошкольника наиболее заметен в этической, познавательной сферах личности, в развитии самосознания, творческих способностей, способности к сотрудничеству.
Используемая литература:
1. Лисина М. И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни || Проблемы общей возрастной и педагогической психологии (Под редакцией Давыдова В. В.) М. 1978
2. Лисина М. И., Формирование личности ребенка в общении. — электронная книга
3. Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960.
Источник
Фирсанова Е.Ю. , Павлова Н.В.
Роль эмоционального общения в психическом развитии
детей раннего возраста
В педагогической и психологической литературе подчеркивается большая роль общения для гармонического развития ребенка. Так, Л. И. Божович[1] указывает на то, что важным фактором формирования личности ребенка в дошкольном возрасте является взаимоотношения с взрослым. Общение с взрослым важно для установления правильных связей ребенка с окружающим миром и для его эмоционального благополучия.
Взаимосвязь общения, личности и психического развития ребенка показана в работах М.И. Лисиной[3]. Так, в раннем возрасте появляется ситуативно-деловое общение. Оно вплетается в ведущую деятельность ребенка раннего возраста – предметно-манипулятивную. Главным мотивом контактов выступает практическое сотрудничество. Ребенку интересно как правильно действовать с конкретными предметами. Однако, несмотря на то, что данное общение носит деловой характер, роль эмоций в нем нельзя недооценивать. В трудах М.И. Лисиной описаны эксперименты, которые показали, что ребенку недостаточно только того, чтобы взрослый просто имел отношение к его деятельности. Ему важно доброжелательное внимание взрослого, его эмоциональные реакции. Ситуативно-деловое общение важно для развития предметной деятельности и речи.
Филиппова Г.Г, подчеркивает, что эмоциональное развитие детей раннего возраста является залогом эмоционального комфорта и условием успешного развития их [7]. В условиях эмоциональной депривации формируются устойчивые эмоционально-личностные нарушения, которые приводят к нарушению психического развития ребенка.
О. Коннер [4]выделил родительские позиции: 1)принятие и любовь; 2) явное отвержение; 3) излишняя требовательность; 4) чрезмерная опека. Рассмотрим влияние типов родительских отношений на развитие ребенка:
1. Принятие и любовь. Ребенка принимают такого, какой он есть. Главная задача родителей сделать его счастливым. В общении взрослый опирается на чувства, настроение, увлечения ребенка. Такое общение доверительно, эмоционально окрашено, что позволяется сформироваться базовому доверию к миру. Ребенок вовлечен в общение и все действия он эмоционально переживает, что способствует полноценному формированию личности и развитию ребенка.
2. Явное отвержение. Родители не принимают ребенка, они холодны к его переживаниям. Наблюдается жестокое и безразличное отношение к детям. Впоследствии отмечается агрессивное поведение у детей, проблемы в освоении социального и культурного опыта. При наличии каких-либо нарушений развития отмечается усугубление, имеющихся проблем.
3. Излишняя требовательность. Родители недовольны любыми достижениями детей. Отмечается их постоянная критика. Такие дети вырастают неуверенными в себе, с недоверием к миру. При излишней критике они отказываются проявлять свои способности. Так, если родители постоянно критикуют речь ребенка, он может отказаться от общения, заучивания стихотворений и пр.
4. Чрезмерная опека. Данный тип отношения проявляется в чрезмерной опеке и ограничениях. Ребенок настолько опекаем, что не проявляет активности и инициативы, что сказывается на его личностном и психическом развитии.
Так, при явном отвержении дети страдают от материнской депривации, что приводит к задержке формирования речи или усугублению имеющихся проблем.
При излишней требовательности дети чувствуют неуверенность в себе, боятся показать свои достижения, любыми способами уходят от тех заданий, которые критикуются родителями. В результате ребенок тяжело идет на контакт даже со специалистом и отказывается от сложной для него деятельности.
Чрезмерная опека приводит к тому, что ребенку родитель дает все, что надо, стоит только попросить. В результате ребенок манипулирует взрослым. Ему не нужно осваивать сложные виды деятельности. То есть, у детей при данном типе родительских отношений нет мотива к преодолению трудностей, что сказывается на формировании личности и приводит к трудностям организации коррекционной работы.
Ранний возраст является гиперсинзетивным периодом для развития речи ребенка [5]. По достижении трех лет дети должны пользоваться развернутой фразовой речью, все компоненты ее должны быть сформированы и развиваться дальше только качественно.
Проведенные наблюдения и исследования показали, что речевые нарушения проявляются или усугубляются у детей в семьях, которых наблюдаются последние три типа родительских позиций.
Л.Ф. Спировой было проведено исследование в ходе, которого автор выявил, что тяжелые речевые нарушения, отмечаются у детей с более поздним появлением речи[6]. Людмила Федоровна подчеркивает, что время появления речи влияет на уровень ее развития. Также автор отмечает, что эта связь не является однозначной и нужно учитывать структуру дефекта и этиологию.
В данной работе мы рассмотрим роль эмоционального общения в развитии речи детей на конкретных примерах. В современном технотезированном обществе часть родительских обязанностей перекладывается на образовательные учреждения, педагогов, медицинских работников. Общение часто ребенку заменяют современные технические средства, что приводит к эмоциональной депривации и сказывается на развитии ребенка, особенно речевом. В компьютерных играх важнее визуальное восприятие, нежели речевое, что приводит к замедленному или нарушенному развитию последнего. В речевом онтогенезе первыми появляются существительные и глаголы. У детей, которые больше времени проводят в интерактивных играх, есть существительные, меньше глаголов и почти отсутствуют прилагательные и наречия. Следовательно, задерживается формирование фразовой речи. Таким образом, недостаточность речевого контакта ребенка и взрослого приводит к существенной задержке речевого развития или усугублению имеющихся проблем. Данный пример характерен для родительской позиции, называемой явное отвержение.
Стараясь, соответствовать определенным стандартам общества, некоторые родители постоянно сравнивают достижения детей с некими эталонами, не учитывая их индивидуальные возможности. В такой ситуации ребенок чувствуют, что родители переживают не за него, а за его успехи, и «любовь» к нему проявляется в зависимости от полученных достижений. При чрезмерных родительских требованиях у ребенка не формируется чувство доверия к миру и защищенности, появляется неуверенность в себе, скованность, отказывается от сложных заданий, в том числе речевых. Ребенок отказывается повторять слова, называть картинки и предметы, учить стихи.
Также, отрицательно на развитие речи оказывает влияние излишняя речевая активность родителей. Такой родитель не оставляет места для инициативы самого ребенка[2]. Необходимость в овладении активной речью у ребенка отпадает. Это свойственно для позиции чрезмерная опека.
Таким образом, эмоциональное общение является важным условием для психического развития детей. Этот факт нужно учитывать в педагогической и коррекционно-развивающей работе. То есть, необходимо консультировать родителей и оказывать им помощь в воспитании и развитии детей. Эти данные необходимо учитывать и педагогам при организации педагогического процесса.
Литература:
- Божович л.И. Проблемы формирования личности. Москва- Воронеж, 2001.
- Захарова Е.И., Печникова Е.Ю. Филиппова Г.Г. Новая книга о беременности и не только … — М., 2002.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – Воронеж, 1997.
- Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. – М., 2006.
- Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление./Под ред. Ю.Ф. Гаркуши./ Москва – Воронеж, 2001.
- Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. – М., 2004.
- Филиппова Г.Г. Психология материнства. – М., 2002.
Источник