Значение экологических игр для развития ребенка
Зоя Васильева
Значение экологических игр для развития ребенка
Мир, окружающий ребенка – это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. А. Сухомлинский.
В наши дни экологическое образование и воспитание является одной из актуальнейших проблем современности. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры необходимо воспитывать с ранних лет. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности и развития экологической культуры. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. Как раз в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию ее красок и форм, необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся.
Большая работа проводится по экологическому образованию и воспитанию как в нашем дошкольном образовательном учреждении, так и семьях наших воспитанников.
В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Она обогащает и развивает личность, поэтому так же широко использую в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания. Экологическая игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней более эффективно.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, экологическое воспитание детей в детском саду я строю на игровой основе, с большим включением разных видов игр о природе, включаю экологические игры во все режимные моменты, насыщая игрой всю жизнедеятельность детей в группе.
Значение экологических игр для развития ребенка очень велико. Экологические игры помогают воспитывать у детей интерес к природе.
Играя с растениями и животными, дошкольники учатся распознавать настроение живого существа, его своеобразие, он упражняется в навыках поведения и общения с ними. Дошкольник не замечает того, что учится, поскольку здесь он решает свою игровую задачу, заданную взрослым. Экологические игры помогают неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему первые необходимые знания о ней, пробудить интерес к ее явлениям, изменениям и многообразию.
Обучающие игры природоведческого и экологического содержания помогают знакомить ребенка с окружающим вокруг миром, сформировать систему социальных ценностей,ориентированных на бережное отношение к природе:
• Играя, ребенок знакомится с многообразием природы, узнает, что все на Земле взаимосвязано. Оберегая самое маленькое существо в животном мире, человек способствует сохранению природы Земли (игры «Рыбы, птицы, звери», «Кто спрятался?», «Птицы у кормушки»)
• С помощью обучающих экологических игр дети учатся не только заботливому и бережному отношению к природе, но и правильно оценивать поступки людей, у них формируется гуманно-ценностное отношение к природе (игра «Помоги лесным жителям»)
• Через игру ребенок узнает правила взаимодействия с природой, учится предупреждать неправильные поступки, с помощью взрослого поправлять последствия своих ошибочных действий по отношению к объектам природы (игры «На лесной полянке», «Как себя вести в лесу»)
Большое влияние оказывают экологические игры и на умственное развитие. Решая задачи, поставленные в игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки явлений или предметов (игра «Времена года», сравнивать, группировать, классифицировать по определенным чертам и признакам (игра «Кто где живет?»).
Так же в процессе экологических игр у детей развиваетсясвязная речь и обогащается словарный запас: дети узнают названия животных, птиц, растений, насекомых, учатся описывать их внешний вид, характерные особенности (игра «Угадай, что за растение?»).
Отмечу, что экологические игры способствуют и развитию математического мышления – ребенок отсчитывает необходимое количество предметов (игра «Собери шишки в корзину», сравнивает их по величине и форме, совершенствуется ориентировка во времени (игра «Что сначала, что потом?»).
В процессе наблюдения за объектами природы у ребенка развивается наблюдательность (игра «Найди одинаковые камушки»).
Экологические игры способствуют так же физическому развитию, у детей совершенствуются такие качества, как ловкость, быстрота, координация движений.
В своей работе с детьми я использую экологические игры с правилами. Это дидактические словесные игры, дидактические игры с природными материалами (песком, снегом, каштанами, шишками, листьями и др.).
В игру включаю дидактические игрушки, разнообразный природный материал, использую готовые настольно – печатные игры, различные лото, разрезные картинки. Использую так же подвижные игры, сочетающие с решением умственных задач.
Чтобы полноценно осуществлять экологическое развитие детей, работу с детьми в данном направлении сочетаю с работой с семьей, используя разные формы взаимодействия с ними. Родительские собрания в форме развлечений, игр, мастер – классов, игр – тренингов. Организую консультации и беседы экологического содержания: «Прогулки с детьми», «Экологические игры», «Домашняя экология», «Зеленая аптечка» и др., направленные на повышение экологического сознания и воспитание трепетного отношения к природе у детей в условиях семьи. Рекомендую родителям домашние задания в виде ребусов, развивающих экологических игр. Родители воспитанников активно включаются в экологическое образование – участвуют в экологических мероприятиях: выставках поделок из природного и бросового материала, природоохранной акции «Посади дерево и сохрани его!», экологическихконкурсах различного уровня: Республиканский творческий конкурс для дошкольников и младших школьников «Синичкин день», Республиканский творческий конкурс «С любовью к животным», посвященный Всемирному дню животных, совместных походах и экскурсиях в ближайший лес и парк. Родители привлекались к изготовлению кормушек и скворечников и
Таким образом, игра как метод экологического воспитания помогает в решении задач в формировании основ экологической культуры.
Литература:
1. Вакуленко Ю. А.Воспитание любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры / Ю. А. Вакуленко. –Волгоград: Учитель, 2008. – 157 с.
2. Николаев С. Н. Экологическое воспитание в рамках ФГОС ДО. Николаева С. Н. // Дошкольное воспитание. – 2014. — № 5.
3. Газина О. Играя, познаем природу / О. Газина// Дошкольное воспитание. 2006. — № 7.
4. Максимова М. В. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 826-830.
Источник
Человек и природа.… Эта тема очень актуальна в
наше время, так как хозяйственная деятельность
людей влияет на окружающую среду, животный и
растительный мир, и даже нередки ситуации,
граничащие с экологическими катастрофами.
Проблема воспитания экологической культуры
человека стала жизненной необходимостью, одним
из условий сохранения нашего общего дома –
Земли. Именно поэтому так актуально
экологическое воспитание дошкольников.
Экологическое воспитание детей дошкольного
возраста предполагает:
- воспитание нравственного отношения к природе
(нравственное воспитание); - формирование системы экологических знаний и
представлений (интеллектуальное развитие); - развитие эстетических чувств (умение видеть и
почувствовать красоту природы); - участие детей в посильной для них деятельности
по уходу за растениями и животными, по охране и
защите природы.
Учитывая возрастные особенности дошкольников,
экологическое воспитание детей в детском саду
необходимо построить на игровой основе, с
большим включением разных видов игр.
Экологические дидактические игры условно
можно разделить на группы:
- Игры на ознакомление с многообразием животного
и растительного мира; (Например, игра «Что где
растет, кто где живет?» – Приложение
1) - Игры на ознакомление с явлениями природы;
- Игры на формирование нравственного отношения к
природе.
Каково же значение экологических игр для
развития ребенка?
Разнообразные игры с экологическим
содержанием не только знакомят ребенка с
окружающим вокруг миром, но и помогают
сформировать систему социальных ценностей,
ориентированных на бережное отношение к природе:
- Играя, ребенок знакомится с многообразием
природы, узнает, что все на Земле взаимосвязано.
Оберегая самое маленькое существо в животном
мире, человек способствует сохранению природы
Земли. (Например, игры «Рыбы, птицы, звери», «Кто
спрятался?») - Играя животными или ухаживая за растениями,
дошкольники знакомятся с многообразием и
неповторимостью животного и растительного мира,
подмечают особенности жизни и поведения, а так же
сравнивают мир человека и мир природы, что
способствует формированию чуткости и душевной
отзывчивости ребенка. - Узнавая об особенностях жизни живых существ в
разное время года, ребенок учится сопереживать,
проявлять доброту, оказывать посильную помощь.
(Например, игра «Птицы у кормушки») - Наблюдая за объектами природы, в частности
цветущими растениями, кустарниками или
деревьями, дошкольники учатся восхищаться
красотой цветов, чувствуют их аромат, ощущают
упругость веток, шероховатость коры. Все это
способствует развитию эмоций и эстетических
чувств. - С помощью обучающих экологических игр дети
учатся не только заботливому и бережному
отношению к природе, но и правильно оценивать
поступки людей, у них формируется
гуманно-ценностное отношение к природе.
(Например, игра «Помоги лесным жителям») - Через игру ребенок узнает правила
взаимодействия с природой, учится предупреждать
неправильные поступки, с помощью взрослого
поправлять последствия своих ошибочных действий
по отношению к объектам природы. (Например, игры
«На лесной полянке» (Приложение
2), «Как себя вести в лесу»)
Большое влияние оказывают экологические игры и
на умственное развитие. Дети учатся рассуждать,
делать выводы, обобщать, при этом тренируются их
внимание, память, развивается произвольное
восприятие. Решая задачи, поставленные в игре,
ребенок учится вычленять отдельные признаки
явлений или предметов (Например, игра «Времена
года»), сравнивать, группировать,
классифицировать по определенным чертам и
признакам (Например, игра «Кто где живет?»).
Так же в процессе экологических игр
обогащается словарный запас: дети узнают
названия животных, птиц, растений, насекомых,
учатся описывать их внешний вид, характерные
особенности. (Например, игра «Угадай, что за
растение?»), упражняются в образовании
однокоренных слов. (Например, игра «У кого какая
мама?») В процессе проведения игр экологической
направленности у детей развивается связная речь,
они последовательно и связно рассказывают о тех
или иных объектах природы, составляют небольшие
рассказы и сказки.
Следует отметить, что экологические игры
способствуют и развитию математического
мышления – ребенок отсчитывает необходимое
количество предметов (Например, игра «Собери
шишки в корзину»), сравнивает их по величине и
форме, совершенствуется ориентировка во времени
(игра «Что сначала, что потом?»). В ходе
экологических игр дети разного дошкольного
возраста путем многократных повторений не
только усваивают объем знаний, предусмотренный
«Программой воспитания в детском саду», но и при
помощи этих знаний учатся регулировать и
направлять свое поведение и деятельность в
природе.
В процессе наблюдения за объектами природы у
ребенка развивается наблюдательность (игра
«Найди одинаковые камушки»).
Экологические игры способствуют так же
физическому развитию детей. Подражая движениям
животных, изображая то движение воды (игра «Ходят
капельки по кругу»), то порывы ветра (игра
«Ветер»), ребенок совершенствует такие качества,
как ловкость, быстрота, координация движений.
Подводя итог вышеизложенному, можно с
уверенностью сказать, что игры экологической
направленности помогают решить многие задачи
воспитания и развития, оказывают неоценимую
помощь в формировании личностных качеств
дошкольников.
Приложение 3
Источник
МДОУ №31 д.с. «Теремок»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Воспитателя МДОУ №31 «Теремок»
Лукаш Юлии Павловны
по проблеме:
«Значение игр в экологическом воспитании детей дошкольников»
г.Гуково
«Значение игр в экологическом воспитании детей»
«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра»
А. С. Макаренко
Все нарастающие в мире экологические проблемы побуждают к более интенсивному поиску осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у населения планеты. Непрерывное экологическое образование – это необходимость, осознание которой уже имеется не только у специалистов, но и у значительной части рядового населения.
Воспитание любви к природе – одна из главных задач современного дошкольного образовательного учреждения. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи, с чем закладываются основы воспитания к окружающему миру, желание любить и понимать природу.
Можно сказать, что экология природы положительно воздействует на экологию человеческой души: возникает эстетическое наслаждение звуками, запахами и красками природы. Труд человека приобретает радостные оттенки.
Каждый день несет ребенку массу новых впечатлений, и, хотя ему еще не доступно, он многого не знает, не умеет, но неудержимое желание стать участником «взрослых» дел заставляет его (хотя бы понарошку) отражать в действии то, что захватило его ум и воображение.
Неотъемлемой частью в данном процессе является игра. Игра увлекает ребенка, ведет его в свой веселый мир, учит правильно воспринимать окружающий мир. Экологическое воспитание детей в детском саду необходимо построить на игровой основе – с большим включением в педагогический процесс разных видов игр.
Игра – это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находиться в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает знания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы «погрузить» ребенка в любую деятельность и создать благоприятный фон для восприятия «природного» содержания. Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом.
Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические занятия, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.
Экологические игры бывают:
- ролевые;
- дидактические;
- имитационные;
- соревновательные;
- игры-путешествия.
Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и ее участник.
Игра требует от ребенка включенности в свои правила; он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильн6о выйти. Однако, весь комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения – ребенок учится играя.
В экологических играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. Можно прибегнуть к помощи сказочных героев, музыкального сопровождения.
Каким же образом игра может быть использована в педагогическом процессе ознакомления дошкольников с природой?
Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекала внимание педагогов. К.Д.Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой. Такого же мнения придерживались ведущие педагоги – А.С.Макаренко, Е.И.Тихеева, Р.И.Жуковская и др. Позиция понимания целесообразности использования игры в обучении детей дошкольного возраста исследователей на проблему разработки и широкого применения в процессе обучения дидактических игр, цель которых – обеспечение наилучших условий для усвоения различных понятий, выработки навыков и умений.
В игре, более чем в каком-либо другой деятельности, у ребенка развивается активность, самостоятельность, инициатива.
С помощью игры решаются различные учебные задачи:
- формирование экологических представлений, ценностных основ отношения к окружающему миру;
- формирование осознания себя как активного субъекта окружающего мира;
- формирование потребности заботиться об экологической чистоте окружающего мира;
- совершенствование нравственно-экологического воспитания;
- формирование навыков умственной деятельности детей;
- научить детей слушать и понимать обращаемую к ним речь;
- умение использовать приобретенные знания в новых ситуациях.
Также игра может быть формой
- организации обучения;
- методом закрепления знаний;
- средством воспитания нравственно-волевых качеств;
- коллективистских качеств.
Главная задача обучения детей, по средствам экологической игры, заключается не в передаче им готовых знаний, а организации такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путем решения проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.
Поэтому основными задачами по работе в данном направлении являются:
- Создать требуемые условия для организации экологических игр, оборудовать педагогический процесс необходимым игровым материалом в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей.
- Развивать содержание детских игр, расширять представление о разнообразии окружающего мира. Систематически формировать у детей игровые умения соответствующие игровому периоду. Способствовать превращению игры в их самостоятельную деятельность, развитию активности в процессе игры.
- В процессе игр создавать активное речевое общение, расширять словарный запас, воспитывать заботливое отношение к окружающей среде. Обеспечить квалификационное педагогическое управление игрой. Разработать систему диагностики игровой и познавательной деятельности.
Предполагаемый результат
- заботливое отношение к природе;
- способность делать выводы о том, как человек может беречь природу;
- умение правильно взаимодействовать с природой;
- формирование умения делать элементарные умозаключения;
- расширение кругозора способствует интеллектуальному развитию;
- создание дружеских отношений в игре;
- умение играть по собственному замыслу;
- логически мыслить, принимать быстрее решения, работать в коллективе;
- повышение самооценки.
Источник