Значение изобразительной деятельности в психическом развитии ребенка
«Детское творчество научает ребёнка овладевать системой своих переживаний,
побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению».
Л.С. Выготский
Почему ребёнок вообще начинает рисовать? Что побуждает малыша провести какие-то линии, закорючки на листе бумаге или мокром песке? Можно ответить вопросом: «А что побуждает ребёнка говорить?» В этом отношении интересно провести параллель между началом развития речи и рисунка. Мы хорошо помним тот этап в развитии речи ребёнка, когда одно слово было носителем целого предложения. Можно сказать, что детский рисунок тоже развивается не от отдельных элементов, а от целого, которое ребёнок передает в рисунке.
Однако трудность ответа состоит в том, что развитие изобразительной деятельности ребёнка процесс более сложный и запутанный, чем развитие речи. Все люди, так или иначе, овладевают речью и добиваются определённых результатов. Все люди, так или иначе, овладевали изобразительной деятельностью, однако, результаты разные. Речь идет о причинах, подталкивающих маленького человека к рисованию.
По мнению отечественного психолога Л.С.Выготского, рисунок ребёнка возникает на основе словесной речи, т.е. малыш рисует так, как говорит. Достаточно сравнить рисунки детей дошкольного возраста.
Рассмотрим стадии развития детского рисунка.
1. Стадия каракулей, которая начинается с 2-х лет. В этот период ребёнок, как правило, не способен нарисовать что-либо реальное. Он получает удовольствие от самих движений, как в своё время получал его от произнесения отдельных звуков. Необходимо помнить о том, что любые замечания, отбивающие у ребёнка охоту к рисованию каракулей, на этой стадии могут вызвать задержку развития.
2. Стадия чистой схемы (начало с 2-3-х лет). Она мало отличается от предыдущей по качеству изображения. На этой стадии дети дают названия своим рисункам, т.е. начинает развиваться графическя речь ребёнка. Значение этого периода в том, что у малыша возникает способность отображать увиденное образами. Исследователь детских рисунков Н. П. Сакулина установила, что к 4-5 годам среди детей выделяются два типа рисовальщиков: рисующие отдельные предметы и отображающие сюжет. Первые сосредоточены на рисунке, детально прорисовывают предмет, заботятся о качестве рисунка. Вторые склонны к развертыванию сюжета, рисунок выступает в качестве опоры для рассказа, их не заботит изобразительная сторона рисунка.
3. Стадия «пластического изображения» (6-7 лет). Рёбенок изображает предметы с теми качествами, которые он реально видит.
Каково же значение этой деятельности для психического развития ребенка? О некоторых из них уже было сказано, в связи с выяснением причин возникновения изобразительной деятельности. Кроме этого следует отметить влияние на развитие восприятия, его точности, внимания, воображения, а значит, и творческих способностей ребёнка, в том числе и технических, гибкое и пластичное образное мышление. Но все это — параметры познавательного развития.
Наряду с этим изобразительная деятельность оказывает влияние на личностное развитие ребенка, и, прежде всего, его эмоциональной сферы, поскольку выступает как способ выяснения своих возможностей, моделирования отношений с окружающими и выражения собственных эмоций. Рисование, как творческий акт, позволяет ребенку действовать по наитию, свободно выражать свои чувства и переживания. Поскольку в рисунке ребёнок дает выход своим переживаниям, желаниям и мечтам, то рисование имеет и психотерапевтическое значение.
Материал подготовила Ольга Станиславовна Вдовкина
Источники:
Аверин.В.А. Психология детей и подростков, Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы; Материалы сайта psyera.ru.; Озерова М. О детском рисовании.
Фото детских рисунков заимствованы из сайтов: Детство.ру, Каля-маля, Теремок.
Источник
Роль рисования в психическом развитии ребенка.
Психологические основы изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста
Значение изобразительной деятельности для психического развития ребенка давно изучалось психологами. Эта деятельность детей рассматривалась с точки зрения возрастной эволюции (К. Риччи, К. Бюлер и другие), её психологического анализа (, Э. Мейман и т. д.), связи детских рисунков с эмоциональным состоянием (), а также умственным развитием ребенка (Ф. Гуденаф), с развитием личности ребенка (). Изобразительная деятельность ребенка широко используется в психотерапевтических целях. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Детский рисунок, как свободное отражение мышления, воображения, наблюдений ребенка привлек к себе внимание многих исследователей.
Изучением детского рисунка начали заниматься в конце 19 века. Первыми исследователем детского рисунка, его психологических основ были искусствовед Коррадо Риччи, в России — , , , и многие другие.
Карл Лампрехт подчеркивал значение детского рисунка как объективного материала для изучения психологии детства, дающего возможность исследовать общие и индивидуальные психологические особенности ребенка, переход от одного периода детства к другому.
Русский психолог, профессор в своей работе «Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении» говорил о том, что «детское творчество дает возможность иметь объективные данные для суждения о детском мире и в то же время помогает понять на основе этого объективного материала, что такое ребенок».
Ф. Долто считала, что метод игры и спонтанного рисунка дает возможность взрослому проникнуть в существо переживаний ребенка. Рисунок — это, прежде всего изображение определенных объектов с помощью линий и красок.
подчеркивала, что своеобразие рисунка заключается в том, что в нем отражается, прежде всего, зрительно воспринимаемый внешний облик предметов. Изображение невозможно без познания таких свойств предметов, как их форма, строение, окраска, относительная величина, положение в пространстве. Прежде чем изобразить какой-то предмет, ребенок должен воскресить в памяти зрительное представление этого предмета. Очень важно, чтобы умения, полученные в рисунке, дети переносили на изображение предметов, аналогичных по форме. Психологи в основном рассматривают рисование с точки зрения развития у ребенка логического мышления, сенсорных способностей, усвоения социального опыта [5].
Изобразительная деятельность при условии руководства ею со стороны взрослых имеет неоценимое значение для всестороннего развития психических, познавательных процессов дошкольников. Процессы восприятия, исполнительства и творчества нельзя рассматривать изолированно. Они находятся в тесной взаимосвязи между собой, так как являются составными частями художественной деятельности.
В исследованиях отмечается, что упражнения в области зрительного восприятия способствуют развитию наблюдательности, зрительной памяти, способности к более точному определению пространственных соотношений, тонкому различению формы и цвета, к сравнению. Особенности восприятия, как основного показателя сенсорного развития ребенка, зависят от различий в состоянии воспринимающего аппарата: зрения, тактильных ощущений и т. д., что способствует развитию мышления, внимания, образного воображения. Сравнение, отвлечение, обобщение, анализ и синтез — все эти разнообразные мыслительные операции имеют место в процессе рисования [4]. Будучи познавательным процессом, восприятие связано с другими познавательными мыслительными процессами: анализом, сравнением, синтезом, обобщением.
Под восприятием, понимала, активный процесс анализа свойств предмета и их синтеза в целостный образ. В свою очередь, представление — это мысленное воспроизведение в образной форме того, что имело место в процессе восприятия. Но вместе с тем материал восприятия в них преобразуется. Ребенок обычно рисует по памяти, используя сложившиеся у него представления о предметах. Но так как ребенок рассматривает предметы поверхностно и неполно, в его восприятии выделяются только те свойства явлений, которые интересуют ребенка, привлекают его внимание. Неполнота восприятия ведет к неполноте представлений.
В результате восприятия у ребенка возникают различные образы. Художественный образ — это всегда сплав объективных сторон явлений действительности и индивидуальности исполнителя. Возникшее желание выразить мысль, чувство требует конкретного воплощения в образе. Сначала появляется замысел (представление результата), который у детей дошкольного возраста очень неустойчив, изменчив. Первой предпосылкой создания выразительного образа, отмечают исследователи, является овладение знаковой функцией [3]. Знаковая функция у дошкольников развивается в результате приобретения сенсорного опыта, освоения графических способов построения изображения. В отличие от детей раннего возраста, у младших дошкольников в рисунках, аппликациях можно увидеть объективное сходство с предметами и явлениями. Узнаваемость помогает закрепить в сознании ребенка связи между действиями руки и получаемым образом. Сначала связь между движениями и образом однозначна. Ребенок усваивает её, подражая взрослому. У детей младшего дошкольного возраста, по мнению , происходит формирование художественно-образной основы деятельности, когда они линиями, мазками, штрихами, цветовым пятном, контуром передают предметы, явления. Взрослый направляет внимание детей на расположение и характер цветовых пятен, которые в одном случае могут быть «осенними листьями» или «яркими огоньками», в другом — узором для платья. В зависимости от фона бумаги, его сочетанием с цветом линий, мазков у ребят возникают различные ассоциации с образами предметов, явлений [4].
Способность ребенка передавать свои впечатления в художественно-образной форме зависит от того, насколько у него развито воображение. Воображение, по мнению , это создание новых образов на материале прошлых восприятий. Всякая творческая деятельность, входящая в систему художественного воспитания, служит сильнейшим средством развития воображения [1]. В связи с этим в процессе воспроизведения, в его успешности огромную роль играют воображение, объединяющее отдельные элементы рисунка в одно целое, а также полнота и устойчивость зрительных представлений об изображаемом. Продукты воображения состоят из видоизмененных и переработанных элементов действительности. Поэтому необходимо обогащать и расширять опыт ребенка. Воображение у дошкольника беднее по сравнению с воображением взрослых. Однако, как показали психологические исследования (, , -Пашаева, , др.), воображение как познавательная способность приходит на помощь тогда, когда однозначный ответ на вопрос найти трудно. Детское воображение отличают яркое видение образа, способность к быстрому «вхождению» в образ.
С процессами восприятия и воображения тесно связано мышление человека. Психологи (, , и др.) подчеркивали, что для успешной изобразительной деятельности необходимо сформировать наглядно-образное мышление для создания неповторимых образов.
Огромное значение в характере процесса изображения и в качестве рисунка имеет отношение рисующего к изображаемому. Эмоциональное отношение обусловливает выразительность изображения. Любое произведение искусства тогда может быть воспитательно-ценным, когда оно заставляет ребенка внутренне встать на определенную позицию, начать «жить» в этой ситуации.
Характерной чертой изобразительной деятельности является её творческий характер. Г. Рид истолковывал детское творчество как выражение врожденных и подсознательных сил и, отвечая на вопрос «Что рисует ребенок?», дает ответ: «Ребенок рисует то, что чувствует».
Психологи рассматривают творчество как деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего мира — природного и социального. В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек — форма и способ его мышления, личностные качества. Творчество в широком смысле, по мнению , это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Новизна открытий и продукта субъективны и это первая важная особенность детского творчества. Процесс создания продукта для дошкольника при этом имеет едва ли не первостепенное значение. Его деятельность, как отмечала , отличается эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения результата. И это вторая особенность детского творчества.
В процессе рисования развиваются все виды памяти. Это помогает установить ассоциации между восприятием действительности и искусства, между различными видами искусства, между ранее воспринятым и настоящим. Образная память, по мнению , имеет особое значение в процессе изобразительной деятельности, обусловливая необходимый запас зрительных представлений у рисующего. Наряду с этим двигательная память является в рисовании необходимой предпосылкой для выработки прочного навыка автоматически подчинять движения руки, проводящей линии, глазу, определяющему направление, величинно-пространственные соотношения линий, из которых слагается графическое воспроизведение зрительного образа, сохраняемого образной памятью.
Одним их средств выразительности, общих в рисовании и аппликации, является цвет. Использование цвета и отражение отношения к своему произведению с помощью цвета исследовали многие педагоги и психологи.
Предмет физиологического цветоведения по В. Оствальду составляют: анатомия глаза, связанного с ним участка нервной системы и другие сложные вопросы. Психологическое цветоведение имеет своим предметом цвет, как ощущение. Особое удовольствие малышам доставляет рисование красками. При правильном руководстве этой деятельностью развивается чувство цвета, ребенок может выразить собственное эмоциональное состояние.
Активность детей в процессе выполнения работы проявляется, по мнению , в хорошем темпе, непрерывности её. Активность детей на занятиях заключается в том, что, выполняя задание воспитателя, они мобилизуют свое внимание, производят умственные операции, преодолевают затруднения, возникающие при освоении предлагаемого им материала, и в силу этого испытывают те или иные чувства. Указанные психические процессы являются основой всех видов художественной деятельности, и развитие их в одном виде деятельности будет положительно сказываться на других.
У детей младшего дошкольного возраста, как подчеркивала Н. Савельева, есть ряд особенностей в создании рисунка. Во-первых, дети все больше начинают интересоваться тем, что получилось, все чаще словами обозначают смысл нарисованных штрихов, линий, форм; во-вторых, происходит формирование художественно-образной основы деятельности, их замысел уже более устойчивый, преднамеренный. В целом детей дошкольного возраста можно разделить на две группы: тех, кто предпочитает рисовать отдельные предметы — «визуалисты» и тех, кто склонен к развертыванию сюжета, повествования — «коммуникаторы», у которых изображение сюжета в рисунке дополняется речью и приобретает игровой характер.
указывала, что процесс рисования в основном складывается из двух видов деятельности:
1. формирование зрительного представления и
2. его воспроизведения. Формирование зрительного представления может опираться на непосредственное видение в течение всего процесса изображения (в рисовании с натуры) и может опираться на прошлое восприятие, на ранее накопленный зрительный опыт (в рисовании по представлению). Рисование связано также с кинестетическими ощущениями, с мышечно-суставной работой руки, пальцев, держащих карандаш, проводящих линии. В процессе рисования развиваются смелость и точность движений руки и пальцев, способность к быстрой координации зрительно — двигательных ощущений. Развитие рисования понимается как спонтанный процесс постепенного развертывания изобразительных способностей, при этом выделяют стадии, которые с неизменной последовательностью сменяют друг друга.
Другой распространенный вид детской деятельности — аппликация. Аппликация, по мнению Л. Венгера, в чем-то беднее рисования, но это «обеднение» позволяет ребенку решать такие задачи, которые в рисовании были бы трудны из-за отсутствия технических навыков. Прежде всего, это композиционные задачи, связанные с размещением изображений на листе. На материале аппликации удобно формировать умение создавать ритмические композиции. Кроме орнаментальных композиций, Л. Венгер рекомендует использовать в аппликации и предметные композиции.
Процесс рисования форм может быть направлен на раскрытие образа. С этой целью используется прием «передвижной аппликации». Например, заранее вырезаются фигурки котят, для которых дети рисуют разноцветные клубочки. Дети в разных частях листа рисуют круговыми движениями клубки, протягивая от них к каждому котёнку нитку. В результате возник образ, он постепенно развивался, приобретал игровой характер.
Психологические основы интеграции искусства, художественной деятельности определяются Т. Комаровой исходя из того, какие психические процессы задействованы в создании образа у ребенка. Для эффективного осуществления интеграции необходимо развивать все психические процессы человека. Основой интеграции, применительно к предметам и содержанию эстетического направления, является образ, замысел, передаваемый в разных видах художественной деятельности. Т. Комарова предполагает, что развитие художественно-творческих способностей детей в одном виде деятельности может способствовать более успешному развитию другого вида художественной деятельности. Это определяется общностью основных психических процессов, на которых базируется любая художественная деятельность.
Огромное значение, с точки зрения задач искусства и всестороннего развития человека, имеет в живописи ее собственно живописная сторона, то есть цвет, свет, колорит, рисунок, ритм, композиция и все прочие элементы художественной формы. Будучи искусством зрения, живопись призвана развивать глаз, делать его глазом наблюдательным, умеющим подмечать характерное и важное в жизни, умеющим видеть в живописном облике жизненных явлений (форме, цвете и т. д.) их подлинную суть. Искусство развивает как мышление, эмоции, фантазию зрителя, так и его восприятие, формирует глаз, чувствующий красоту цвета и формы, объема и пространственных соотношений. При этом искусство развивает не одну какую-либо человеческую способность, а всю их совокупность. Оно многосторонне развивает человеческую личность, целостно формирует человека-творца, усиливает и укрепляет его жизненную активность.
Таким образом, искусство способствует всестороннему развитию ребенка, формированию творческой личности. Комплексные занятия помогают реализовать поставленные задачи воспитания и обучения. В основе этого вида занятий лежит идея синтеза искусств, взаимодействие различных «сторон» многообразной жизни.
Список используемой литературы:
1. Л. Венгер «…Вот и вышел человечек».// Дошкольное воспитание- 1991.- №7.- С 42.
2. Выготский и творчество в детском возрасте — М: Просвещение, 1991.
3. Григорьева деятельность дошкольников — М.: Academia, 1997.
4. Казакова и методика развития детского изобразительного творчества — М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.
5. Лабунская творчество детей — М, Просвещение, 1965.
6. Мухина деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта.- М: Педагогика, 1981.
7. астольная книга педагога-психолога детского образовательного учреждения — Ростов н/Д: Феникс, 2004.
8. Теплов и психофизиология индивидуальных различий — М, 2003.
Источник