Значение изобразительной деятельности для эстетического развития ребенка
Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего воспитания и развития ребенка. Она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни; то, что их взволновало, вызвало положительное, а иногда и отрицательное отношение
«Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития дошкольника»
Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего воспитания и развития ребенка. Она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни; то, что их взволновало, вызвало положительное, а иногда и отрицательное отношение (например, страх; рисуя какие — либо явления, ребенок как бы изживает вызванный ими страх). Многие великие философы и педагоги прошлого высоко ценили значение рисования в воспитании детей. Так, древнегреческий философ Аристотель придавал большое значение в развитии ребенка предметам эстетического цикла (музыке, рисованию). Он подчеркивал, что рисование изучают потому, что оно развивает глаз при определении физической красоты. (1).
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, в связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения имеет изобразительная деятельность дошкольников. Изобразительная деятельность – своеобразная форма познания реальной действительности, окружающего мира, постижения художественного искусства и коррекции развития детей. Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни и природы. В начале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т. д.), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании.
Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников. Развитие наглядно – образного мышления происходит в процессе обучения. Исследования известного педагога Н. П. Сакулиной показали, что успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установления связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы реализации этой задачи.
Также изобразительная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, настойчивости, активности, инициативы, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца. Окружающая жизнь дает детям богатые впечатления, которые потом отражаются в их рисунках и т.п. В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок вновь переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явления. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы. Иногда работа дошкольников организуется как коллективное выполнение работы, в процессе которого у них воспитывается умение дружно, согласованно работать, приходить на помощь друг другу. (2).
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решение задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью.Современные дети активно осваивают виртуальный мир. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, в детском сознании стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным. Несомненно, основы развивающей личности закладываются в детстве и существует опасность, что общество в будущем может получить бездуховное поколение, равнодушное к живописи, не понимающее музыку, поэзию. Поэтому сегодня эстетическое развитие выходит на первый план, есть необходимость в пересмотре его идей, поиске новых подходов, позволяющих выстраивать процесс эстетического развития в соответствии с интересами ребенка, его потребностями, способностями, мотивами деятельности.
Опыт работы с детьми позволяет отметить, что именно нетрадиционные техники рисования создают на занятиях атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу, самостоятельность, создают эмоционально – положительное отношение к деятельности.(4).
Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном – значительное, в неказистом – выразительное, любоваться уголками родной и экзотической природы;
Способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать свое отношение к ним в пейзажах – настроениях ( утро, день, вечер, ночь, осень, зима, весна, лето) ;
Готовность эмоционально переживать образную форму произведений изобразительного искусства и т. п. (3).
Все виды занятий изобразительной деятельностью при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка. Они способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения. Большое значение для рисования и лепки имеет зрение. Изображение предмета требует четкого представления о его цвете, форме, конструкции, которое рисующий может получить в результате предварительных целенаправленных наблюдений. В этой работе особенно важна роль зрительного аппарата.
В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта. Каждый ребенок видит окружающий его мир по-разному, но это виденье он всегда может рассказать словами. А ведь так хочется поделиться своим открытием, рассказать о том, что ему понравилось, удивило или даже испугало. И именно детский рисунок становится таким отражением и рассказом малыша.
Первые детские рисунки, конечно, еще не являются чем-то шедевральным и концептуальным. Сначала это просто горизонтальные линии, потом ребенок учится рисовать вертикальные, затем кружочки, и только потом – соединять все это в один сюжет. Если даже вы еще не понимаете, что рисует малыш, он все равно – САМЫЙ ЛУЧШИЙ ХУДОЖНИК В МИРЕ! Помните, ни одна похвала в этом деле не будет лишней.
Занятие рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием способствует развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.
Таким образом, занятия изобразительным искусством являются важным средством всестороннего развития детей.
Список используемой литературы:
1. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации . – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 192 с.: цв. вкл.
2. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учеб. Пособие для студентов пед. Ин- тов по специальности « Дошкольная педагогика и психология». М., « Просвещение», 1977. 253 с., 8 ил. авт., В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова и др.
3. Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно – воспитательных комплексов. М.: ТЦ Сфера, 2006. – 208 с. ( Программа развития).
4. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. (Библиотека Воспитателя). (8)
5. Баранова Е.В., Савельева А.М. От навыков к творчеству. Обучение детей 2-7 лет технике рисования, — Учебно-методическое пособие. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. — 64с.
Статью подготовила:
педагог дополнительного образования по ИЗО
Боброва А. Ю.
Источник
Лариса Гурок
Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития детей дошкольного возраста
«Художественное творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов. Оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт произведение искусства».
В. Г. Злотников
Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества. Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики, креативного и когнитивного мышления в восприятии окружающего мира. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном и ассоциативном развитии ребенка.
В процессе занятий изобразительной деятельностью у дошкольников формируются нравственно-волевые качества. Дети учатся сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей.
Эстетическое воспитание дошкольников происходит посредством развития у них чувства красоты, формы, цвета, яркости и насыщенности красок. Движущей силой такого многостороннего развития является детский интерес.
Первые изобразительные занятия с ребенком начинаются с рисования цветными карандашами. Ребенку недостаточно просто дать чистый лист бумаги. Ему нужна ваша помощь в поисках замыслов и их развитию. Чтобы ребенок обращал внимание на красоту окружающей природы, на прогулках следует обращать внимание на красоту неба, деревьев, цветов в соответствии со временем года (презентация «На дворе гуляет осень»).
Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации и оригами, конструированию способствует умственному, нравственному, художественно-эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.
О значении рисования для умственного развития писал М. И.Калинин: «Человек, который научился и привык рисовать, особо подойдет к каждому новому предмету. Он прикинет с разных сторон, нарисует такой предмет, и у него будет уже образ в голове. А это значит, что он глубже проникнет в самую суть предмета».
В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка о предмете, но по рисунку, лепке не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков. Кроме того, иногда дошкольники сознательно нарушают размеры и цвет изображения, стремясь передать свое эмоциональное отношение к объекту. Так, ребенок увеличивает размеры командира, идущего впереди войска, чтобы показать его значительность; любимые предметы раскрашивает в яркие цвета и т. п. Изобразительная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Окружающая жизнь дает детям богатые впечатления, которые потом отражаются в их рисунках, аппликациях и т. п. В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок вновь переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явления. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы.
В процессе рисования, лепки, конструирования формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, креативность, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца.
В процессе изобразительной деятельности воспитывается у дошкольников чувство товарищества, взаимопомощи. Работая над изображением, дети нередко обращаются друг к другу за советом, помощью. В конце занятия проводится коллективный анализ детских работ, который способствует формированию объективных оценок своих рисунков и рисунков товарищей (приложение-презентация).
В некоторых случаях работа дошкольников организуется как коллективное выполнение задания, в процессе которого у них воспитывается умение дружно, согласованно работать, приходить на помощь друг другу. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью.
Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности, креативно-ассоциативное восприятие мира.
Изобразительная деятельность содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков. Заботясь о развитии у ребят художественных способностей, педагог должен знать моменты, являющиеся первыми побудительными факторами привлечения внимания, интереса детей к рисованию, лепке и т. п. Одним из таких факторов нередко служит глубокое эмоциональное переживание ребенка при восприятии предмета или явления — яркой картинки, книжки, игрушки, праздничного пейзажа. Создавая рисунок, ребенок еще раз переживает тот эмоциональный подъем, который присутствовал во время наблюдения. Он испытывает огромное удовольствие от процесса рисования. У ребенка возникает желание рисовать каждый день и изображать в рисунке все то, что видит вокруг.
Нередко толчком к проявлению интереса к изобразительной деятельности служит наблюдение за рисующими или занимающимися лепкой, конструированием, оригами. Процесс создания взрослыми ярких образов в рисунке, лепке, живописи производит неизгладимое впечатление на детей, вызывает у них желание попробовать свои силы.
И как указывает Б. В.Иогансон:
«Способности человека ждут только толчка, чтобы человек ясно почувствовал свое призвание».
Огромное влияние на развитие художественных способностей ребенка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога (Приложение 16. Работы педагога).
Организация и оборудование занятий также должны способствовать эстетическому и креативно-ассоциативному воспитанию детей.
Прежде всего, должны быть соблюдены чистота, порядок,аккуратное расположение материалов: карандаши аккуратно отточены, бумага нарезана ровными листами. Принадлежности должны быть разложены на столах так, чтобы было удобно и легко ими пользоваться. Подносы для красок или обрезков бумаги, стаканы с карандашами или кистями необходимо красиво оформить. Такая обстановка вызовет у дошкольников желание заниматься, они будут стараться сохранить и поддержать красоту и порядок (приложение-презентация).
Наглядные пособия выполняются на высоком художественном уровне. В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.
Трудовые навыки, приобретаемые детьми в процессе изобразительной деятельности, также развивают руку и глаз ребенка и могут быть использованы в разных видах труда. Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как изобразительная деятельность почти всегда связана со статическим положением и определенной позой.
Таким образом, занятия изобразительным искусством являются важным средством всестороннего развития детей, а также способствуют креативно –ассоциативному восприятию дошкольником окружающего мира по законам красоты
Источник
Роль изобразительного искусства в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста
Сегодня современные педагоги большое внимание уделяют вопросам эффективного использования изобразительного искусства как средства эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Многие ученые, исследователи, педагоги, искусствоведы говорят об активизации педагогического процесса средствами изобразительного искусства и доказывают необходимость активного использования разных видов и жанров живописи в работе с детьми.
Так, Е.А. Дубровская, С.А. Козлова отметили, что в процессе приобщения детей к разным видам изобразительного искусства происходит развитие познавательных способностей, уточняются и совершенствуются знания об окружающем, общественных явлениях, природе и т.д.
Исследования педагогов и искусствоведов В.А. Разумного, М.Ф. Овсянникова, И.Б. Астахова, Н.А. Дмитриева, М.А. Когана свидетельствуют о том, что изобразительные искусства обращаются к действительности как к источнику формирования внутреннего духовного мира человека.
Философы, педагоги и психологи Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, А.В. Запорожец, В.А. Сухомлинский, Ю.Б. Борев, В.А. Разумный, Н.А. Ветлугина, Р.М. Чумичева, Т.С. Комарова и др. доказали влияние искусства на формирование личности, которое связано с внутренним миром ребенка и осуществляется в эстетическом воспитании, способствуя формированию чувственного восприятия жизни. Развивая эту способность, искусство учит правильно подходить к эстетической оценке действительности, реализуя потребности в творчестве.
Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, В.С. Мухина отметили, что, обучая детей восприятию произведений живописи, мы тем самым делаем выразительнее их изобразительную деятельность, хотя очевидно, что в этом процессе нет механического переноса способов деятельности .
Такие исследователи, как Н.М. Сокольникова, Л.Г. Савенкова, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Р.М. Чумичева, А.А. Грибовская указывают на развитие восприятия и наблюдения объектов как на один из важнейших методов обучения детей дошкольного возраста художественному видению мира и утверждают, что познание эстетического в воспринимаемых объектах невозможно без знания красоты конкретных качеств, таких как цвет, форма, строение и др. Педагоги рассматривают эстетические объекты окружающего мира с позиции развития восприятия, формирующего отношение детей к красоте окружающего. А благодаря красоте окружающего мира, изобразительному искусству у детей появляется интерес, потребность к образному познанию действительности.
В исследованиях Н.А. Курочкиной, Т.С. Комаровой, Н.Б. Халезовой доказано, что художественное восприятие наиболее полно формируется в старшем дошкольном возрасте, когда дети могут самостоятельно передавать живописный образ, давать оценки, высказывать эстетические суждения о нем.
Таким образом, можно сделать вывод, что ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством создает условие для их дальнейшего психического, нравственно-эстетического развития и формирует начало художественного творчества.
Изобразительное искусство – особенно сильное и незаменимое средство эстетического воспитания. Волнуя и радуя ребенка, оно заставляет его пристально всматриваться во все окружающее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на прекрасное в жизни. Рисунки детей в старшем дошкольном возрасте становятся все ближе к реальности, то есть рисуют предметы те, которые видели в окружающем мире, а не рисунки с натуры.
Изобразительное творчество – это процесс создания рисунка, скульптуры, аппликации и т.д. Детское изобразительное творчество – это отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке или аппликации. Рисование – это естественная потребность ребенка.
Старший дошкольный возраст благоприятен для развития изобразительного творчества, так как именно в этом возрасте у ребенка формируются и развиваются творческие способности. Изобразительная творческая деятельность имеет большое значение для всестороннего развития личности ребенка и является одной из самых интересных для детей старшего дошкольного возраста, вызывает положительные эмоции.
Детское изобразительное творчество является формой развития художественной культуры и способствует социализации личности в определенной среде, поэтому так важна деятельность в сфере искусства. Благодаря общению с искусством ребенок узнает о разнообразии художественных материалов, однако ребенок ограничен в их выборе: дети не пишут картины масляными красками на холсте, не создают скульптуры на камне и многое другое. Посещая музеи и выставки, дети видят многообразие произведений изобразительного искусства .
Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества. Необходимым условием умения изображать является зрительное восприятие окружающего мира. Чтобы вылепить или нарисовать какой-нибудь объект, с ним необходимо познакомиться, запомнить его величину, цвет и форму. Так, А.В. Запорожец отводил большую роль занятиям художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, играющего большую роль в общем и творческом развитии ребёнка.
Изобразительная деятельность ребенка дошкольного возраста – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и сенсорному развитию. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка.
В процессе занятий изобразительной деятельностью у дошкольников формируются нравственно-волевые качества. Дети учатся сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать сверстников.
Эстетическое воспитание дошкольников происходит посредством развития у них чувства красоты, формы, цвета, яркости и насыщенности красок. Движущей силой такого многостороннего развития является детский интерес.
Заботясь о развитии у ребят художественных способностей, педагог должен знать моменты, являющиеся первыми побудительными факторами привлечения внимания, интереса детей к рисованию, лепке и т.п.
Одним из таких факторов нередко служит глубокое эмоциональное переживание ребенка при восприятии предмета или явления – яркой картинки, книжки, игрушки, праздничного пейзажа. Эмоциональное переживание вызовет у ребенка потребность рассказать окружающим о том или ином явлении и показать это изобразительными средствами .
Создавая рисунок, ребенок еще раз переживает тот эмоциональный подъем, который присутствовал во время наблюдения. Он испытывает огромное удовольствие от процесса рисования. У ребенка возникает желание рисовать каждый день и изображать в рисунке все то, что видит вокруг.
Изобразительная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика занятий рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Изобразительное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение.
Для успешного развития у дошкольников эстетических чувств необходимо, чтобы педагог при подготовке к занятию учитывал, в какой степени задание отвечает интересам детей, их склонностям, захватывает их эмоционально.
Изобразительная деятельность содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков.
Основными видами изобразительной деятельности дошкольников являются рисование, аппликация, конструирование, лепка и различный ручной труд. Такие занятия регулярно проводятся в современных дошкольных организациях. Благодаря им дети получают возможность приобрести свой первый художественный опыт.
Таким образом, сегодня детский сад решает общую задачу всестороннего развития дошкольника через приобщение к искусству и посредством художественно-эстетического развития и изобразительной деятельности, в частности.
Э.Ф. Алиева, например, указывает на зависимость нравственного воспитания от содержания изобразительной деятельностью. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, настойчивости, активности, самостоятельности, инициативы, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца. Окружающая жизнь дает детям богатые впечатления, которые потом отражаются в их рисунках, аппликациях и т.п. В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок вновь переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явления. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы.
Это ведёт к выводу о том, что изобразительная деятельность содействует и познавательному развитию детей, т.к. тесно связана с познанием окружающей жизни. Непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т.д.), познание связи действий с полученным результатом, приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира.
Изобразительная деятельность также содействует личностному воспитанию ребёнка. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Именно, в процессе рисования, лепки, конструирования формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива.
Отметим также возможности изобразительной деятельности в социально-коммуникативном развитии. Так, в процессе изобразительной деятельности воспитывается у дошкольников чувство товарищества, взаимопомощи. Работая над изображением, дети нередко обращаются друг к другу за советом, помощью. В конце занятия проводится коллективный анализ детских работ, который способствует формированию объективных оценок своих рисунков и рисунков товарищей.
Обобщая изложенное, ещё раз отметим изобразительная деятельность – важнейшее условие художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, условие гармоничного воспитания ребенка.
Таким образом, педагогическая целесообразность включения в непосредственную образовательную деятельность изобразительной деятельности объясняется её широкими возможностями в содействии творческому, познавательному и духовно-нравственному воспитанию детей.
Познавательное развитие детей обеспечивается расширением и углублением знаний в области изобразительного искусства, что обеспечивает необходимую базу для освоения в будущем (в условиях начального общего образования и далее) всей отечественной и мировой культуры. Освоение знаний об изобразительном искусстве и различных изотехник и направлений в живописи выступает основой общекультурного и духовно-нравственного развития, стимулирует развитие художественно-творческих способностей, воображения, памяти и мышления.
Духовно-нравственное воспитание осуществляется через приобщение детей к достижениям искусства, что обеспечивает художественно-творческое осмысление окружающего мира и внутреннего духовного содержания человека.
Здоровьесбережение детей достигается благодаря оздоровительно-коррекционной функции изобразительной деятельности, которая выступает эффективным средством снятия психологического напряжения и инструментом разрешения межличностных конфликтов, осознания своего внутреннего мира. Цвет помогает ребенку выразить свое настроение печаль и страх, удивление и восторг.
Итак, в изобразительной деятельности детей развиваются их творческие способности, что является одной из важных задач художественно-эстетического воспитания. Занятия изобразительным искусством являются важным средством эстетического и всестороннего развития детей.
Обобщая материал данного части исследования считаем возможным заключить, что:
— проблема художественно-эстетического развития и воспитания как условия формирования общей культуры личности дошкольника одна их важных задач, которая ставится сегодня перед дошкольной образовательной организацией;
— художественно-эстетическое воспитание представляет собой целенаправленный, управляемый и поэтапный процесс формирования у ребёнка художественной и эстетической культуры, через развитие эстетических чувств, вкуса, эстетического отношения к окружающей действительности, формирование эстетических представлений и знаний, освоение детьми способов художественно-предметной деятельности, развития творческой активности;
— большое значение в решении задач эстетического и художественного воспитания играет изобразительная деятельность.
Источник