Значение изобразительного искусства в развитии ребенка

Значение изобразительного искусства в развитии ребенка thumbnail

Значение изобразительного искусства в

формировании личности ребенка

С уверенностью можно сказать, что каждый ребенок рождается с природными творческими задатками, но творческими людьми вырастают только те, условия воспитания которых позволили развить эти способности вовремя. Многое зависит от того, кто рядом с детьми, когда они будут делать первые шаги в сложный и многогранный мир искусства.

Мир искусства безграничен. Познавать его будем не день, не год, а всю жизнь. Поэтому, начиная с детского сада, педагог призван развивать у детей художественный вкус, воспитывать важную для человека качество — любовь к искусству, к прекрасному. Зрительные образы, созданные искусством, легко запоминаются и остаются в памяти надолго. Они обогащают эмоциональный мир, учат ярче воспринимать окружающую жизнь.

Истоки творческих сил человека идут с детства, с тех пор, когда творческие проявления часто непроизвольные и жизненно необходимы. Детская художественная творчество имеет свои особенности, поэтому необходимо научиться управлять особенностями ее обнаружения, разрабатывать методы, пробуждают и развивают детское творчество. Под понятием развития творческой активности ребенка мы понимаем качественные изменения в познавательной деятельности детей, происходящих вследствие развития умений и навыков художественной деятельности. Ученые отводят значительную роль занятием художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них умение воспринимать красоту в окружающем мире и в произведениях искусства, которые играют большую роль в общем и творческом развитии ребенка. Интерес к изобразительной деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а еще более возрастает.

Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития личности. В процессе создания изображения у ребенка формируются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Изобразительная деятельность позволяет доступными средствами выразить эмоциональное состояние ребенка, его отношение к окружающему миру, умение самостоятельно создавать прекрасное, а также видеть его в произведениях искусства.

Благоприятное развитие детского творчества зависит от правильного руководства со стороны взрослых. Большое значение в организации изобразительной деятельности детей приобретает умение воспитателя связать особенности создания художественного образа в искусстве с собственно художественной деятельностью детей; адаптировать выразительные средства искусства живописи, графики в такой вид изобразительной деятельности, как рисование; выразительные средства скульптуры — в лепке; учить детей создавать декоративные работы по мотивам народного декоративно — прикладного искусства, использовать элементы конструкторских решений архитектуры в конструктивнийтворчости детей.

Важнейшим условием раскрытия творческой активности детей является создание общей атмосферы доброжелательности, свободы, возможности достичь успеха для каждого ребенка. Такая задача требует особого внимания. Во время выполнения детьми заданий им необходимо оказывать помощь. Следует пытаться организовать общение таким образом, чтобы каждый ребенок мог открыто радоваться результатам как собственной, так и чужой творческой удаче.

Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорно-моторным развитием. Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляют линию сенсорного воспитания.

Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности. Для того чтобы нарисовать, слепить любой предмет, предварительно нужно хорошо с ним ознакомиться. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качестве, форму, цвет, величину, положение в пространстве. Дети находят эти качества, сравнивают предметы, находят сходство и различие, то есть выполняют умственные действия. Таким образом, изобразительная деятельность способствует сенсорному воспитанию, развитию наглядно — образного мышления.

Обучение изобразительной деятельности способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением, детей учат выделять форму предметов и их частей, величину и расположение элементов в предмете, цвет. Изображения различных по форме предметов требует их сопоставления и установления различий. Вместе с тем дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее и отличное, объединять предметы по сходным признакам.

На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями, при обследовании предметов, а также при рассмотрении иллюстраций, репродукций картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Использование образных сравнений, стихов для эстетической характеристики предметов способствует развитию выразительной речи.

При проведении занятий возникают благоприятные условия для формирования таких качеств, как инициативность, любознательность, умственная активность и самостоятельность, интерес.

Большое значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства.

Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинах, скульптуре, архитектуре, произведениях прикладного искусства помогают детям глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунках, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Детское изобразительное искусство имеет общественный направление. Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно- волевые качества: потребность и умение доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п. Изобразительная деятельность должна использоваться для воспитания доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые у них возникают.

Формирование трудолюбия связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, настойчивость, выдержка. У детей воспитывается умение работать, достигать желаемого результата.

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, скульптуры, аппликации необходимо приложить усилия, выполнить те или иные действия, овладеть определенными умениями.

Итак, произведения изобразительного искусства формируют интеллектуальную, эмоционально — чувственную и волевую сферы, нравственное здоровье.

По теме: методические разработки, презентации и ко

Источник

Лариса Гурок
Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития детей дошкольного возраста

«Художественное творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов. Оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт произведение искусства».

В. Г. Злотников

Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества. Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики, креативного и когнитивного мышления в восприятии окружающего мира. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном и ассоциативном развитии ребенка.

В процессе занятий изобразительной деятельностью у дошкольников формируются нравственно-волевые качества. Дети учатся сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей.

Эстетическое воспитание дошкольников происходит посредством развития у них чувства красоты, формы, цвета, яркости и насыщенности красок. Движущей силой такого многостороннего развития является детский интерес.

Первые изобразительные занятия с ребенком начинаются с рисования цветными карандашами. Ребенку недостаточно просто дать чистый лист бумаги. Ему нужна ваша помощь в поисках замыслов и их развитию. Чтобы ребенок обращал внимание на красоту окружающей природы, на прогулках следует обращать внимание на красоту неба, деревьев, цветов в соответствии со временем года (презентация «На дворе гуляет осень»).

Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации и оригами, конструированию способствует умственному, нравственному, художественно-эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

О значении рисования для умственного развития писал М. И.Калинин: «Человек, который научился и привык рисовать, особо подойдет к каждому новому предмету. Он прикинет с разных сторон, нарисует такой предмет, и у него будет уже образ в голове. А это значит, что он глубже проникнет в самую суть предмета».

В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка о предмете, но по рисунку, лепке не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков. Кроме того, иногда дошкольники сознательно нарушают размеры и цвет изображения, стремясь передать свое эмоциональное отношение к объекту. Так, ребенок увеличивает размеры командира, идущего впереди войска, чтобы показать его значительность; любимые предметы раскрашивает в яркие цвета и т. п. Изобразительная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Окружающая жизнь дает детям богатые впечатления, которые потом отражаются в их рисунках, аппликациях и т. п. В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок вновь переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явления. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы.

В процессе рисования, лепки, конструирования формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, креативность, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца.

В процессе изобразительной деятельности воспитывается у дошкольников чувство товарищества, взаимопомощи. Работая над изображением, дети нередко обращаются друг к другу за советом, помощью. В конце занятия проводится коллективный анализ детских работ, который способствует формированию объективных оценок своих рисунков и рисунков товарищей (приложение-презентация).

В некоторых случаях работа дошкольников организуется как коллективное выполнение задания, в процессе которого у них воспитывается умение дружно, согласованно работать, приходить на помощь друг другу. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью.

Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности, креативно-ассоциативное восприятие мира.

Изобразительная деятельность содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков. Заботясь о развитии у ребят художественных способностей, педагог должен знать моменты, являющиеся первыми побудительными факторами привлечения внимания, интереса детей к рисованию, лепке и т. п. Одним из таких факторов нередко служит глубокое эмоциональное переживание ребенка при восприятии предмета или явления — яркой картинки, книжки, игрушки, праздничного пейзажа. Создавая рисунок, ребенок еще раз переживает тот эмоциональный подъем, который присутствовал во время наблюдения. Он испытывает огромное удовольствие от процесса рисования. У ребенка возникает желание рисовать каждый день и изображать в рисунке все то, что видит вокруг.

Нередко толчком к проявлению интереса к изобразительной деятельности служит наблюдение за рисующими или занимающимися лепкой, конструированием, оригами. Процесс создания взрослыми ярких образов в рисунке, лепке, живописи производит неизгладимое впечатление на детей, вызывает у них желание попробовать свои силы.

И как указывает Б. В.Иогансон:

«Способности человека ждут только толчка, чтобы человек ясно почувствовал свое призвание».

Огромное влияние на развитие художественных способностей ребенка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога (Приложение 16. Работы педагога).

Организация и оборудование занятий также должны способствовать эстетическому и креативно-ассоциативному воспитанию детей.

Прежде всего, должны быть соблюдены чистота, порядок,аккуратное расположение материалов: карандаши аккуратно отточены, бумага нарезана ровными листами. Принадлежности должны быть разложены на столах так, чтобы было удобно и легко ими пользоваться. Подносы для красок или обрезков бумаги, стаканы с карандашами или кистями необходимо красиво оформить. Такая обстановка вызовет у дошкольников желание заниматься, они будут стараться сохранить и поддержать красоту и порядок (приложение-презентация).

Наглядные пособия выполняются на высоком художественном уровне. В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.

Трудовые навыки, приобретаемые детьми в процессе изобразительной деятельности, также развивают руку и глаз ребенка и могут быть использованы в разных видах труда. Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как изобразительная деятельность почти всегда связана со статическим положением и определенной позой.

Таким образом, занятия изобразительным искусством являются важным средством всестороннего развития детей, а также способствуют креативно –ассоциативному восприятию дошкольником окружающего мира по законам красоты

Источник

Роль изобразительного искусства в гармоничном развитии ребенка дошкольного возраста

Изобразительное искусство – это один из специфических человеческих языков, возникших задолго до появления вербальных. Он прошел долгий эволюционный путь от знакового обозначения предмета или явления до художественно-образной передачи эмоционально-интеллектуального опыта: от художника к зрителю, от одного поколения к другому.

Проблемами общего развития детей занимались Мухина В. С., Венгер Л. А., Зеньковский В. В., Леонтьев А. Н., Запорожец А. В., Урунтаева Г. А. и др.

Проблемами художественного развития занимались Казакова Т. Г., Комарова Т.С., Сакулина Н. П., Григорьева Г.Т., Доронова Т., Якобсон С., Швайко Г. С. и др.

Анализ литературы, посвященной изобразительной деятельности детей, показывает, что наиболее важной задачей является творческое развитие ребенка средствами изобразительного искусства. Но на практике способность ребенка отражать свои чувства в графической и пластической форме или овладение техническими навыками ограничивается отсутствием материальных возможностей, набором плохо составленных наглядных пособий, шаблонных изображений и отсутствием специальных знаний и умений у воспитателя.

Я считаю, что полноценное творческое развитие средствами изобразительного искусства на посильном для ребенка уровне в дошкольном образовательном учреждении будет значительно влиять на качество общего развития ребенка в том случае, если:

  • будут регулярно проводиться занятия по изобразительной деятельности;

  • на занятиях ребенок будет получать как практические, так и теоретические знания по изобразительному искусству;

  • занятия будут включать задания по развитию мышления, воображения, памяти, речи ребенка, мелкой моторики руки, глазомера, умения видеть и изображать цвет, пространство, передавать свои эмоции в картине и так далее;

  • воспитателем будут использоваться разнообразные формы и методы проведения занятий;

  • воспитатель будет поддерживать интерес ребенка к изобразительной деятельности;

Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию в дошкольном возрасте, способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию ребенка. Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т.д.), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок  приобретает знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира. Чтобы правильно изобразить предмет, надо иметь четкое представление о нем, то есть видеть характерные черты предмета, их соотношение друг с другом, форму, цвет.

В младшем дошкольном возрасте ребенок в своих рисунках выделяет лишь несколько наиболее ярких признаков, являющихся иногда не существенными. Например, рисуя человека, дети иногда изображают очки, пуговицы на несуществующем платье, считая их основными деталями. В результате целенаправленного обучения ребенок начинает выделять главное, существенное в изображаемом.

В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка о предмете, но по рисунку, лепке не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков. Кроме того, иногда дошкольники сознательно нарушают размеры и цвет изображения, стремясь передать свое эмоциональное отношение к объекту. Например, в рисунке «Моя семья», ребенок увеличивает размеры мамы, чтобы показать ее значительность; любимые предметы раскрашивает в яркие цвета и т.п. Чтобы ребенок мог самостоятельно использовать умения, приобретенные при рисовании одного объекта, в изображении ряда однородных, он должен уметь обобщать, оперировать понятиями. В настоящее время довольно широко исследован вопрос об особенностях развития мышления ребенка в связи с различными видами деятельности. В дошкольном возрасте, кроме наглядно-действенных форм мышления, связанных непосредственно с процессом практической работы, возможен и более высокий уровень развития мышления – наглядно-образный. Ребенок на основе умственных операций может представить результат своей работы и затем начать действовать. Развитие наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения. Исследования известного педагога                  Н.П. Сакулиной показали, что успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установления связей внешнего вида предмета с его назначением. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы реализации этой задачи.

Ребенок старшего дошкольного возраста способен создавать такие реальные и фантастические образы, которые он чувственным путем не воспринимал. Исследования в этой области показывают, что образное начало в детских рисунках проявляется уже в младшем дошкольном возрасте при соответствующей воспитательной работе. И уже в 5 – 7 лет в связи с приобретением опыта и повышением умственной активности в процессе творчества, меняется и образ, создаваемый детьми. 0

Изобразительная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца. Окружающая жизнь дает детям богатые впечатления, которые потом отражаются в их рисунках, аппликациях и т.п. В процессе рисования закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок вновь переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого объекта или явления. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы. Богатый материал для этических и эстетических переживаний дает природа: яркие сочетания цветов, разнообразие форм, красота многих явлений (гроза, морской прибой, метель и другое). В процессе рисования и лепки формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок учится быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести её до конца. В процессе изобразительной деятельности воспитывается у дошкольников чувство товарищества, взаимопомощи. Работая над изображением, дети нередко обращаются друг к другу за советом, помощью. В конце занятия проводится коллективный анализ детских работ, который способствует формированию объективных оценок своих рисунков и рисунков товарищей. В некоторых случаях работа дошкольников организуется как коллективное выполнение задания, в процессе которого у них воспитывается умение дружно, согласованно работать.

Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. Изобразительная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика занятий рисованием, лепкой, аппликацией, дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Изобразительное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение. Изобразительная деятельность содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе практического применения ими знаний, умений и навыков. Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Рисование оказывает влияние на развитие чувства цвета, учит видеть красоту сочетания разных цветов и оттенков. Лепка влияет на развитие чувства формы. Ребенок реально ощущает ком глины, может изменить его, самостоятельно придавая ему желаемую форму. Аппликация подводит ребенка к обобщению формы и выражению её при помощи силуэта. Заботясь о развитии у ребят художественных способностей, педагог должен знать моменты, являющиеся первыми побудительными факторами привлечения внимания, интереса детей к рисованию, лепке, и т.п. Одним из таких факторов нередко служит глубокое эмоциональное переживание ребенка при восприятии предмета или явления – яркой картинки, книжки, игрушки, пейзажа. Эмоциональное переживание вызовет у ребенка потребность рассказать окружающим о том или ином явлении и показать это изобразительными средствами. Создавая рисунок, ребенок еще раз переживает тот эмоциональный подъем, который присутствовал во время наблюдения. Он испытывает огромное удовольствие от процесса рисования. У ребенка возникает желание рисовать каждый день и изображать в рисунке все то, что видит вокруг.

Все виды занятий по изобразительной деятельности при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка. Они способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения. Большое значение для рисования и лепки имеет зрение. Для того чтобы нарисовать, вылепить предмет, недостаточно только увидеть его и узнать. Изображение предмета требует четкого представления о его цвете, форме, конструкции, которое ребенок может получить в результате предварительных целенаправленных наблюдений. В этой работе особенно важна роль зрительного аппарата. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе. Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как изобразительная деятельность почти всегда связана со статичным положением и определенной позой.

Проблема в том, что изобразительное искусство не наука, его кажущаяся простота и доступность для восприятия создают впечатление, что нет необходимости создавать строгую систему обучения, определять логику данной учебной дисциплины, разрабатывать учебники.

Таким образом, занятия изобразительной деятельностью – это важное средство развития личности дошкольника. В изобразительной деятельности ярко проявляется активность личности и, прежде всего, активность познавательно-творческих компонентов сложной структуры личности. Дети 5-6 лет восприимчивы к педагогическим воздействиям, направленным на умственное развитие детей. Этот период является сензитивным для развития изобразительной деятельности детей.

Источник