Значение интерьера в развитии ребенка

Значение интерьера в развитии ребенка thumbnail

Формирование личности человека происходит в непрерывном взаимодействии с окружающим миром. Значимым мини-миром для ребенка является его детская комната, поэтому к ее оформлению нужно подойти ответственно.

Моя детская – моя крепость

Каждому человеку важно, чтобы о своем жилище можно было с уверенностью сказать: «Мой дом – моя крепость!» А для ребенка это ощуение еще важнее! Ведь его личность только-только начинает формироваться, психика не устойчива к стрессам, настроение очень подвижное. Ребенок делает первые шаги в постижении окружающего мира – незнакомого, а потому непредсказуемого, часто враждебного, в чем-то жестокого.

Детская комната – это личное пространство ребенка, и очень важно, чтобы оно было территорией защищенной во всех отношениях, чтобы в детской ребенок всегда был в безопасности, чтобы ему было там уютно и комфортно, чтобы атмосфера детской наполняла его уверенностью, спокойствием и оптимизмом.Значение интерьера в развитии ребенка Это достигается по нескольким направлениям:
• обеспечить физическую безопасность (отстутствие стекла, острых углов, непрочных конструкций, высокой мебели, открытых электророзеток, неисправных электроприборов и т.д.);
• прислушаться к пожеланиям ребенка, его вкусам, пристрастиям, придумывать интерьер совместно с ребенком, исподволь корректируя, но ничего не навязывая;
• создать у ребенка ощущение, что он – хозяин в своей комнате (это, кстати, трудно бывает принять родителям);
• привнести в детскую элемент «сказочности» (для каждого возраста он будет свой), чтобы реализовать те мечты и надежды, которые желанны, но не реализованы в реальной жизни.

Соблюдение всех этих условий в комплексе будет давать ребенку ощущение гармонии и позитивный настрой — оба фактора, необходимые как залог (основа) правильного развития ребенка.

Детская – особая комната квартиры

Каждая комната в квартире обычно узкофункциональна: спальня – для сна, кабинет – для работы, зал – для развлечений и приема гостей. Совсем иначе детская, она – многофункциональна. Детская комната для ребенка как мини-домик, в котором он занимается всем-всем-всем: ребенок здесь спит, учится, играет, читает, смотрит телевизор, принимает своих друзей. Имено поэтому в дизайне детской так важно зонирование.
Значение интерьера в развитии ребенка
Каждая детская, в каком бы возрасте ни был ваш ребенок, должна условно делится на спальную зону, учебную зону, игровую зону, а еще иметь мини-зоны для чтения, просмотра телевизора, возможно, для чаепитий с друзями. Пространственный перевес той или иной зоны в детской будет меняться по мере взросления ребенка.
Значение интерьера в развитии ребенка
Развивающий интерьер

Интерьер детской комнаты должен способствовать развитию ребенка всецело и по всем направлениям. Или можно сказать так: каждая деталь интерьера, каждое дизайнерское решение, каждая зона детской комнаты должны стимулировать ребенка к развитию. А еще можно уточнить эту же мысль следующим образом: все, что вы хотите развить в вашем ребенке, должно находить реализацию в интерьере детской комнаты.
Значение интерьера в развитии ребенка
Хотите, чтобы ребенок рос физически развитым? Установите в детской спортивный комплекс. Хотите, чтобы ребенок любил учиться? Организуйте ему удобное и привлекательное место для учебных занятий. Вам важно, чтобы ребенок полюбил читать? Обязательно поставьте в комнате полки с книгами и придумайте уютный уголок для чтения. Ну, а поскольку ведущей деятельностью детства является игровая, то игры, игрушки и пространство для игр – должно быть центральным местом детской комнаты. Причем, очень важно, чтобы родители с должным уважением и вниманием относились к играм и игрушкам не как предметам для развлечений, а как средствам для развития определенных умений и навыков.
Значение интерьера в развитии ребенка
Общие правила оформления детской комнаты таковы:
1. Пространство комнаты должно быть просторным, открытым, не загроможденным мебелью, не перенасыщено деталями декора и хорошо освещенным.
2. Общее впечатление от комнаты должно быть – светлая, яркая, радостная.
3. Желательно использовать мебель по типу трансформеров.
4. Все предметы интерьера должны быть из экологически чистых и безопасных материалов.
5. Обязательно необходимо функциональное зонирование интерьера детской, если какую-то зону упустите, то и развитие соответствующих умений и навыков будет упущено.
6. Пространство в детской должно быть организовано так, чтобы всему было свое место и чтобы все было легко доступно, это приучает к порядку и к аккуратности.
7. Интерьер детской должен регулярно обновляться не только с точки зрения необходимости собственно ремонта, но и по потребностям возраста ребенка.
Значение интерьера в развитии ребенка
В интерьере детской важно абсолютно все: общий дизайн, цветовая гамма стен и мебели, форма мебели и деталей интерьера, материалы, из которых все изготовлено, декорирование, аксессуары, освещение. Все в целом и каждое дизайнерское решение в отдельности влияет на абсолютно все сферы личности вашего ребенка: психологическую, эмоциональную, умственную, физическую. Интерьер детской развивает наблюдательность, мышление, фантазию, воображение, будит творческий потенциал, прививает эстетический вкус. Интерьер детской формирует и мировоззрение ребенка в целом, дает базовые представления о том, что хорошо, что плохо, что красиво, что безобразно, что важно, что неважно, закладывает главные семейные принципы в отношениях между родителями и детьми, в отношениях к своему жилищу, в понимании того, что такое семейный очаг.
Значение интерьера в развитии ребенка
Учитывайте индивидуальность

Оформляя детскую комнату, нужно обязательно учитывать индивидуальные особенности вашего ребенка. Это поможет с помощью интерьера сбалансировать отдельные качества в личности ренбенка или дать мощный толчок для развития личных талантов.
Значение интерьера в развитии ребенка
Хорошо организованный интерьер помогает уравновесить возбудимых детей, дать выход энергии в нужном направлении для гиперактивных, по максимуму удовлетворить увлекающиеся натуры. В дизайне интерьера детской комнаты должны найти отражение привычки, интересы, характер, темперамент, увлечения вашего ребенка.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка в 2года

Цветной мир детской комнаты

Детские психологи не устают повторять, что цвет в интерьере детской комнаты несет на себе самую большую нагрузку. Психолоический комфорт, настроение, желание что-либо делать или не делать, возможность, как следует сосредоточиться, отдохнуть, отвлечься, уверенность в собственных силах, такие качества как доброта, послушание, работоспособность – все это напрямую зависит от цветовой гаммы детской комнаты. А в конечном счете это сказывается на том, какой характер будет у вашего ребенка.
Значение интерьера в развитии ребенка
Принято в оформлении интерьера детской комнаты отдавать предпочтение мягким, спокойным, ненасыщенным (не кричащим) цветам, но в то же время не приглушенным, а ярко выраженным. Лучше, если это будет светло-синяя, светло-зеленая или светло-оранжевая гамма. Очень хорошо использовать в детской натуральные цвета природы возможно, даже так же пространственно расположенные, как их природные аналоги: цвет неба, солнца, луны (вверху), листвы (посередине), травы, песка (внизу). Удачным сочетанием для детской будет нейтральный фон с контрастными акцентами на нем.

Но, безусловно, все эти общие рекомендации должны также, как и планировка детской учитывать, прежде всего, индивидуальные предпочтения вашего ребенка.

Создавая интерьер для детской, помните, что это не просто одна из комнат вашей квартиры, это, пожалуй, самая важная комната, в которой, несмотря на ограниченное пространство квадратных метров, должен уместиться огромный мир детства вашего ребенка. Если ребенку комфортно в его комнате, значит, интерьер будет играть положительную роль в его развитии. Ну, а если, заходя в детскую, вам самим захочется, хотя бы на время, стать ребенком, то интерьер детской и в вашу жизнь добавит позитива, а заодно сблизит вас с ребенком и принесет такое необходимое вам обоим взаимопонимание.

Оценка

— 5 из 5 возможных на основе 1 голоса

Источник

Светлана Грезина
Роль детского дизайна в развитии творчества и эстетического мировоззрения дошкольников

Для формирования гармонически развитой личности, необходимо большое внимание уделять художественно-эстетическому воспитанию, развитию эстетического мировоззрения, художественных интересов, фантазии, творческих способностей детей,

Детский дизайн – новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста, это искусство, имеющее высокий эстетический уровень, которое является функциональным в современном мире. Современный дизайн приобрел более широкий смысл и является целым направлением, применяемым ко всем областям деятельности человека. Он способствует творческой самореализации, раскрытию уникальной индивидуальности, расширению мировоззрения. Это художественное конструирование, моделирование, художественно-декоративная деятельность ребенка: аппликация, рисование, лепка, ручной труд, Из природного, бросового материала можно сотворить настоящий шедевр.

Изучением и внедрением детского дизайна в практику занимаются педагоги: Пантелеев Г. Н., Валиулина Е. А, Кузнецова О. В. и др.

Выделяется три типа детского дизайна — объемный (предметно-декоративный, пространственный (архитекртурно-художественный) плоскостной (аппликативно-графический).

Дизайн развивает эстетическое мировоззрение, художественное восприятие и творческие способности детей, повышает стремление к самостоятельному творчеству, позволяет самостоятельно решать творческие задачи, развивает способность к анализу и обобщению. Применяя опыт дизайна, украшая мир вокруг себя, у детей развивается пространственное воображение, образное мышление, эстетический вкус. Создавая дизайнерские работы, дети учатся благоустраивать быт в детском саду и дома.

Сегодня важную роль играет телевидение и интернет. И дизайн является разносторонним способом познания мира, расширения мировоззрения детей. Занимаясь дизайном, дошкольники раскрывают и развивают в себе творческий потенциал с помощью новых техник и материалов, которые формируют у дошкольников новые знания, умения и навыки в изготовлении неповторимых детских работ. Дети смело отходят от предложенных вариантов и моделей, придумывают свои элементы украшения, конструируют изделия по своему вкусу и желанию, с удовольствием занимаются творческой деятельностью.

Работа по дизайну проходит во время непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности.

Определены следующие задачи:

развивать интерес к дизайну, самостоятельность, познавательную активность, общение, художественный и творческий потенциал, образное мышление, воображение, устойчивое внимание, наблюдательность и аккуратность;

Читайте также:  Психологические особенности развития ребенка четырех пяти лет

— создавать условия для формирования знаний, умений, навыков для достижения определенных результатов;

формировать оценочное отношение к окружающему миру, эстетический вкус, культуру поведения, способность последовательно осуществлять свой замысел, умело обращаться с материалами и инструментами, способности к анализу, самооценке при выполнении работ;

— воспитывать внимание и уважение к людям;

— стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми в дизайн деятельности, используя результат творческой деятельности в быту, играх, декоре помещений в детском саду, дома.

Поделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, потому что уже на начальной стадии он планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами, доступными способами изготовления и украшения своих изделий, а так же с поделочными материалами — цветной бумагой, природными материалами, нитками, тканью, перьями и др. Дети делают открытки, украшения и сувениры, одежду для кукол, костюмы и декорации к своим спектаклям и утренникам.

Обучение детей элементам дизайна эффективно при соблюдении следующих требований:

— донесение до детей смысла и значения дизайнерской деятельности, ее практической направленности; использования продуктов этой деятельности в детском саду;

— цикл непосредственно образовательной деятельности строится последовательно и включает в себя разные виды деятельности: моделирование одежды, графический дизайн, аранжировки, декоративно-пространственный дизайн, флористика;

— организации восприятия детьми образцов искусства, организации взаимодействия ДОУ с семьей (задания на дом, консультации для родителей). Создание благоприятной атмосферы и наличия необходимых материалов для детского дизайна.

Важным мотивом в развитии творчества дошкольников являются сознательная постановка цели для достижения успеха и волевая регуляция поведения, позволяющая ребенку добиваться этой цели. Каждый ребенок, занимаясь дизайнерской деятельностью, сможет реализовать свои творческие способности, раскрыть свою уникальную индивидуальность, сформировать основные ценности и нравственные ориентиры. Он всегда сможет использовать художественный опыт в благоустройстве своей жизни.

Детский дизайн играет большую роль в развитии творчества и эстетического мировоззрения дошкольников.

Источник

Комната маленького человека, возможно, самая сложная, но и самая интересная для дизайнеров. У детской комнаты много «лиц». Это и парк развлечений, и научная лаборатория, и мастерская, и классная комната, и «лазарет», и клуб для общения, и склад, и театр грез. Периодически она «растет», изменяется, трансформируется в относительно короткое время: от мира резиновых игрушек, плюшевых мишек и конструкторов до территории современных компьютерных технологий, стерео и видео.

В детстве мы познаем мир, начиная, как правило, с предметов, которые нас окружают. Детская комната — это своего рода адаптированная модель огромного взрослого мира. Здесь ребенок с помощью игр, игрушек, книг, мебели, окружающих его вещей постигает жизнь, формирует отношение к учебе, родителям.

В детской комнате малыш начинает взрослеть, именно отсюда начинается познание мира, здесь он проводит много времени со своими игрушками и обучающими занятиями, в детской ребенок засыпает каждый вечер, и первое, что он видит, когда открывает глазки утром – это обстановка его комнаты.
Интерьер детской комнатыВ развитии навыков и талантов, формировании личности не последнюю роль играет интерьер детской. И возможно, залог будущего желания учиться, отношений между ним и родителями, проявления интереса к жизни, развития навыков и таланта кроется в первой его комнате.

В целом и в деталях интерьер детской должен строиться на развитии игровой ситуации. В маленьком возрасте ребенок должен иметь возможность что-то строить, домысливать, фантазировать, ломать, а затем строить заново. В более взрослом возрасте эта комната становится местом уединения и личной свободы.

Функциональные зоны в детской комнате должны обязательно отвечать физиологической и анатомической структуре тела ребенка, ведь детская мебель значительно отличается от мебели для взрослых не только по своим уменьшенным общим размерам, но и по своим пропорциям.

Детская комната должна быть достаточно большой, чтобы ребенок мог заниматься разнообразными видами деятельности. Но часто объемы детской малы, поэтому рационально подбирать такую мебель для детских комнат, которая поможет увеличить полезное пространство – использование многоярусных конструкций, раздвижных элементов, мебели-трансформеров.
Интерьер детской комнатыВ детской мебели не должно быть острых углов и выступающих деталей (болтов, гаек, механизмов и т. п.), все поверхности должны быть гладкими и хорошо отшлифованными. При проектировании трансформирующихся изделий в шарнирных соединениях должны быть обязательно предусмотрены фиксирующие устройства.

Размещение мебели должно обеспечивать удобство подхода и пользования, достаточное место для открывания дверок, выдвигания ящиков и т. д. Необычные детали просто необходимы, потому что интерьер воспитывает ребенка, формирует его менталитет.

Очень важна «духовная комфортность» помещения. Нужны и условия для развития творческих способностей. К примеру, можно прямо на полу оставить место для детских рисунков. Детская кроватка должна быть удобной для сна, а матрас – способствовать удобной позе.

Читайте также:  Построение индивидуального плана развития ребенка

Учитывая то, что многие дети любят лазить по лестницам, а также мечтают смотреть на окружающий мир с высоты, прекрасным вариантом решения зоны отдыха была бы двухъярусная кровать. При такой компоновке детской мебели высвобождается дополнительное место, где можно поместить письменный стол или игровую зону.

Громадное значение для создания уюта и комфорта в детской комнате имеет выбор цветового решения. При выборе цвета детская мебель должна учитывать не только общепринятые правила, но и индивидуальность ребенка, его темперамент и мировосприятие. Необходимо учесть, что детская комната нуждается в изменении как минимум четыре раза в течение жизни ребенка в доме:

  1. от рождения до момента, когда ребенок «пошел-побежал» (2-3 года);
  2. во время начала дошкольной жизни (когда ребенку 3-6 лет);
  3. школьные годы в младших классах (от 7 до 10-13);
  4. и в тот период, когда ребенок становится тинэйджером (от 10 до 13 лет, в зависимости от его физического и психического развития и пола).

Интерьер детской комнаты

удобно

Лучше всего – и предпочтительнее – разделить детскую комнату на следующие функциональные зоны:
• игровая зона;
• зона для учёбы, занятий;
• спортивная зона;
• гардеробная зона, а также полки (шкафы) для книг и других вещей.

7 ОШИБОК ВЗРОСЛЫХ В ДЕТСКОЙ

Оформляя интерьер для ребенка, приходится принимать решения за другого человека, пусть и маленького. Так что некоторых ошибок избежать невозможно. Но не самых явных. Вот самые частые ошибки, которые мы допускаем. Итак, не следует:

  1. Покупать чрезмерное количество вещей и игрушек. Когда изобилие достигает критической точки, оно превращается в хаос. Живя в атмосфере хаоса, ребенок хуже развивается и даже может страдать неврозами.
  2. Ревностно оберегать обстановку детской комнаты от поломок и повреждений. Даже если вы изрядно потратились, будьте готовы мужественно воспринять тот факт, что товарный вид дорогая мебель все равно потеряет. Детство – пора спонтанных реакций. И ребенок не должен чувствовать себя в собственной комнате, как в музее, и бояться за каждую вещь.
  3. Вторгаться в интерьер детской комнаты с посторонними предметами. Часто из экономии места взрослые оставляют на хранение в детской комнате гладильные доски, швейные машинки и т.д. От этого детская комната становится похожа на кладовку. Ни один ребенок не будет вам за это благодарен.
  4. Злоупотреблять детской тематикой в оформлении интерьера. На самом деле все эти зайчики-цветочки нравятся чаще взрослым. Среди детей поклонники такого дизайна встречаются крайне редко. Был случай, когда ребенок категорически потребовал убрать с глаз долой мебель с Микки-Маусами. Родители этому желанию не вняли. Но парень оказался не промах и раздобыл папину дрель… А было ему всего четыре года.
  5. Выделять для ребенка самую маленькую комнату в доме. Если условия жизни позволяют, лучше поселить ребенка в большом пространстве. Это избавит его и вас от множества проблем в будущем.
  6. Постоянно менять и совершенствовать вид детской комнаты. Есть родители-перфекционисты, которые до бесконечности улучшают условия жизни любимого чада. Но это делает интерьер комнаты непредсказуемым, а маленькому ребенку как раз дороже всего постоянство и стабильность.
  7. Пытаться в комнате своего ребенка воплотить собственные несбывшиеся мечты. Каким бы ни был ваш личный детский опыт, не стоит навязывать его вашему малышу.

комментарий

Альбина Кузубова, руководитель дизайн-бюро «Ризалит»:

Альбина Кузубова, руководитель дизайн-бюро «Ризалит»

Интерьер детской комнаты играет огромную роль в развитии личности, поэтому он должен отвечать потребностям, полу и возрасту ребенка. Разрабатывая интерьер, необходимо помнить, что детская комната совмещает в себе функции спальни, игровой зоны, спортивной и рабочего места.

Для начала нужно определить тематику комнаты. Ребенок постарше может высказать свое мнение о будущем интерьере своей комнаты, а для малыша дизайн должен создаваться, учитывая особенности его характера и увлечений. При этом нельзя забывать, что ребенок растет и у него меняется мировоззрение, а вместе с ним и увлечения. Нельзя однозначно превратить комнату в пиратский корабль или в домик для Барби.

Самое время уделить внимание аксессуарам, ведь именно они делают интерьер уникальным и способным поддержать тематику. Например, чехол для игрушек, подушки, мягкий пуфик в форме щенка или футбольного мяча, текстиль на окнах или на кровати, часы, полки для книг, конструкторов и игрушек, коврик на полу. Одним из главных требований к детской комнате является ее безопасность.

Необходимо избегать острых углов, неустойчивых и стеклянных предметов, важны расположение и механизм розеток и выключателей. И, конечно же, очень важно применение экологически чистых, доступных для мытья материалов.

Интерьер детской комнаты

Источник