Значение интеллекта в развитии ребенка
ВЕСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА // Тема дня
В числе ключевых задач для системы образования в Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ» отмечены: создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет; формирование эффективной системы поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи; внедрение национальной системы профессионального роста педагогов.
Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.
Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности.
Главными критериями будут являться новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям. Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:
- Интеллектуальные — логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства;
- Эмоциональные — переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;
- Регулятивные — волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;
- Творческие — воображение, создание новых моделей, образов.
Для формирования и развития познавательного интереса следует:
- Развивать творческие способности детей, создавать для этого условия,
- Укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками;
- Развивать у детей чувство собственного достоинства.
Развитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности.
Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.
Основными задачами по развитию интеллекта являются:
- Формирование приемов умственных операций дошкольников
- Развитие у детей вариативного мышления, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения
- Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношениями со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет первостепенное значение, потому что формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью. В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание учиться.
В развитии интеллектуальных способностей дошкольников особое место занимает дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами познавательной деятельности. Благодаря дидактической игре, которая эффективно повышает интерес детей к образовательной деятельности, дошкольники учатся классифицировать, сравнивать и обобщать. Интеллектуальное развитие детей раннего возраста должно способствовать не только усвоению и закреплению знаний, но и быть направленным на активизацию мыслительной деятельности дошкольников.
Стадии развития детского интеллекта по Ж. Пиаже
Стадии | Описание | Пример (если есть) |
1. Стадия сенсомоторного интеллекта (0 — 2 года) | При помощи органов чувств и своих движений ребёнок открывает окружающий мир, начинает видеть связь между собственными действиями и их последствиями. Он начинает понимать, что сам он — нечто отдельное от внешнего мира. Но «внутренний план» пока недоступен ребёнку, он манипулирует только конкретными предметами. | |
2. Период дооперациональных представлений (2 — 7 лет) | Ребёнок постепенно начинает формировать «внутренний план». Теперь он учится использовать символы: карандаш — это градусник, а крышка от коробки — лодка. Дооперациональной эта стадия называется потому, что ребёнок ещё не в силах воспринять некоторые виды опыта. Например:
Если научить дошкольника правильному ответу и объяснению — он воспримет эту информацию. Но стоит чуть изменить эксперимент, и ребёнок снова начнёт давать прежние ответы. При этом закон сохранения количества предметов (например, шариков) он начинает понимать раньше, чем закон сохранения вещества (например, воды или пластилина) и обратимость операций. Мышление ребёнка на этой стадии эгоцентрично: он с трудом может понять, что кто-то имеет другую точку зрения, отличную от его собственной. Отчасти и этим объясняется ограниченность его возможностей на дооперациональной стадии. | Например, Пиаже показывал взятым поодиночке детям макет из трёх гор, на каждой из которых был какой-то отличительный признак: домик, река или снежная вершина. Он давал им и несколько фотографий, на которых горы были изображены с разных сторон. Ребёнка просили выбрать фотографию, на которой горы было видно так, как их видит сам ребёнок, с той же стороны. Обычно ребёнок не ошибался. После этого Пиаже сажал по другую сторону макета куклу и просил ребёнка выбрать фото, на котором горы изображены так, как «видит» их кукла. Дошкольники не могли это сделать и снова выбирали своё фото. Даже если ребёнка и куклу меняли местами — все повторялось: ребёнок правильно выбирал свою картинку и не мог встать на «точку зрения куклы». Пиаже подчёркивал, что эгоцентризм уходит не тогда, когда у ребёнка становится больше опыта, а только тогда, когда он начинает осознавать, что его точка зрения лишь одна из возможных, что он не единственный центр, а один из множества центров. Этот переход от эгоцентризма к децентрации Пиаже назвал законом развития. |
3. Период конкретных операций (7 — 11 лет) | Ребёнок уже может не только использовать символы, но и манипулировать с ними на логическом уровне. Например, складывать и вычитать несуществующих коров, объединять предметы в классы. Он начинает понимать сохранение вещества (если разделить комок пластилина на много маленьких комочков, его не станет меньше) и обратимость операций. Однако он пока решает все задачи по отдельности, и решение зависит от содержания задачи. Обобщать ребёнок ещё не умеет. | Решив задачку про Васю и яблоки, первоклассник может зависнуть над такой же задачей про Люсю и огурцы — просто потому, что для него это пока разные задачи. Второклассник уже вполне в силах понять, почему квадрат — разновидность четырёхугольника, а утка — разновидность птицы. Но если спросить его, кого в мире больше, уток или птиц, квадратов или прямоугольников, то он, скорее всего, не найдёт объяснения и начнёт рассуждать о том, что и уток, и птиц «очень много». И имеет на это полное право. Ведь хотя восьмилетка и умеет классифицировать, для понимания отношений между частью и целым нужно нечто более — логическое мышление. А оно развивается позже. |
4. Период формальных операций (после 12 лет) | Теперь подростку доступно конкретное и абстрактное логическое мышление. Он может вообразить себе несуществующие объекты, мыслить по аналогии, понимать метафоры, становиться на точку зрения другого человека. Теперь он может решать задачи «в общем виде», и яблоки с собаками для примера ему не нужны. Чтобы мыслить, подростку уже не требуется связь с реальными физическими объектами или фактическими событиями. Операции полностью перешли во внутренний план. |
Интеллектуальное развитие детей в ДОУ должно включать:
- развитие речи и речевого общения;
- развитие пространственного мышления и воображения (календарь, время);
- развитие логического мышления (классификация, соотношение);
- формирование сенсорной координации и моторики рук (графические символы, штриховка);
- формирование умения наблюдать, описывать и строить предположения;
- знакомство с правилами поведения по отношению к миру природы и миру вещей, созданных человеком;
- воспитание уважения к себе и окружающим и развитие этнически ценных способов общения.
Упражнения для развития интеллектуальных способностей детей
1. Составление рассказа или истории по картинкам. Ребенку показывают 4 картинки, на которых изображена сказка или известные ему события. Задача ребенка разложить картинки в правильной последовательности и составить небольшой рассказ, используя иллюстрации.
2. Узнавание предметов по ряду признаков. Ребенку называются эпитеты, по которым нужно догадаться, о каком предмете идет речь. К примеру, желтый, кислый, овальный (лимон).
3. Сравнение двух или нескольких предметов. Ребенку предлагается назвать, чем похожи между собой слова. К примеру, кошка, книга, крыша. Можно предложить ребенку назвать, чем похожи кошка и собака или стол и стул. Далее нужно найти отличия у предметов: ручка и карандаш, дерево и кустарник.
4. Подобрать к предмету подходящую пару, которая будет связана с ним логически. К примеру, стрелка – часы, колесо — ? (стрелка является частью часов, поэтому правильный ответ – машина, т.к. колесо – это часть машины. Белка – дупло, медведь — ?; охотник – ружье, рыбак — ?; лес – деревья, поле — ?.
5. Анализ понятий и выделение признаков у предметов. Какой из предметов лишний и почему? Ночник, торшер, лампа; корова, лошадь, лев; картофель, морковь, огурец.
6. Подобрать слово противоположного значения. Покупать – продавать, открывать — ?; помнить — ?; полный — ?; голодный — ?
7. Решение логических задач.
Рома ростом выше Вани, но ниже Егора. Кто выше Ваня или Егор?
На столе стояло 3 тарелки с клубникой. Коля съел 1 тарелку клубники. Сколько тарелок клубники осталось?
8. Умение находить логические ошибки. Ребенок должен объяснить в чем ошибки предложенных суждений. Зебра полосатая, а лиса хитрая; ваза хрустальная, а кастрюля тяжелая; огурец зеленый, а груша растет на дереве; холодильник белый, а матрас мягкий.
9. Умение оперировать цифрами в пределах 10. Ребенку могут быть предложены следующие дидактические игры: «Назови соседей» — называем соседние цифры к заданной. «Исправь ошибку» — исправляем ошибку воспитателя, который специально пропускает или меняет местами цифры.
Особенностью организации интеллектуального развития детей является создание у воспитанников хорошего настроения и положительных эмоций от новых знаний, достижений и успехов.
Источник
Значение интеллектуального развития детей дошкольного возраста
Под интеллектом понимается совокупность самых разнообразных умственных способностей, обеспечивающих успех познавательной деятельности человека. Интеллект – основная форма познания человеком действительности [2].
Интеллект (от лат. Intellectus — понимание, познание) – относительно устойчивая структура умственных способностей [1].
В педагогике под интеллектом понимается, в широком смысле, вся познавательная деятельность человека (ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение), в более узком — мышление.
Интеллект присутствует у человека с рождения. Проявляется по мере взросления и возникновении потребности в нем. Наиболее интенсивное развитие происходит в возрасте от 2 до 12 лет; основное интеллектуальное развитие происходит до 20 лет; фаза стабилизации – с 20 до 33 лет; начало спада интеллектуальных функций – после 34 лет; и после 60 лет происходит резкий спад.
Каждый человек обладает различными типами интеллекта, выраженными в разной степени: вербальный интеллект, логический интеллект, пространственный интеллект, социальный интеллект, эмоциональный интеллект, духовный интеллект, творческий интеллект.
Дж. Гилфорд выделяет также дивергентное мышление, как способность к оригинальным и нестандартным решениям и конвергентное – способность применять усвоенные алгоритмы решений [1].
Одной из проблем, которой в современной педагогической науке уделяется все больше внимания, выделяется изучение психологических особенностей интеллектуального развития детей. Ранее считалось, что развитие интеллекта и умственное развитие детей зависит только от их собственных умений, которые можно назвать природными. То есть, если практически с младенческого возраста, ребёнок не показывал задатков высокого интеллекта, то, он не сможет научиться большему и в будущем. Конечно, наши возможности в развитии не безграничны. Но практика показывает, что, если использовать даже «средние» интеллектуальные способности хотя бы немного эффективнее, результаты превосходят все ожидания. Со временем развитию интеллекта и умственному развитию детей стали уделять внимание психологи и педагоги. Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями познания. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира.
В отечественной психологии интеллектуальное развитие детей рассматривается как жизненно необходимая составная часть формирования всесторонне развитой личности [5]. Интеллектуальное развитие отражает состояние познавательных и творческих возможностей личности [3].
В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен быть подготовлен к школьной учебной деятельности, которая вскоре для него станет ведущей деятельностью. Поэтому развитие интеллектуальных способностей и формирование соответствующих умений у детей имеет важное значение.
Интеллектуальное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности. Основной вид деятельности дошкольника – игра.
Можно выделить, значение игры в интеллектуальном развитии:
удовлетворяет потребность детей в общении со взрослыми,
поддерживает познавательную активность детей,
активизирует разнообразные умственные (познавательные) процессы,
доставляет эмоциональную радость,
применяет имеющиеся знания в различных игровых условиях.
Интеллектуальная деятельность, основанная на активном поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.
В последние годы особую актуальность приобрела проблема развития социального и эмоционального интеллекта ребенка. Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» вступившего в силу ФГОС дошкольного образования является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
Таким образом, развитие интеллекта сегодня – одна из ключевых задач педагогики. При оценке эффективности воспитательного процесса необходимо учитывать наряду со знаниями, умениями и навыками еще и компетентность, инициативу, творчество, саморегуляцию, уникальность склада ума. М. Холодная [4] обозначает их как КИТСУ, имея в виду определенную систему показателей интеллектуального развития личности, характеризующие уровень развития индивидуальных интеллектуальных возможностей.
По мнению современных педагогов, для успешной реализации идей полноценного интеллектуального развития необходимо два условия – совершенствование профессиональных компетентностей педагогов и создание мотивирующей учебно-исследовательской среды, способствующей самореализации личности.
Список литературы
Агафонова, И.Н. Изучения интеллекта / И.Н. Агафонова– СПб.: Питер, 2004. – 273с.
Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. – М.: Педагогика, 1983. – 448 с.
Путляева, Л. О развитии мышления / Л. Путляева // Дошкольное воспитание, 2006. – № 5. – С. 35-38.
Холодная, М.А. Существует ли интеллект как психологическая реальность? // М.А. Холодная / Вопросы психологии, 1990. – № 5. –С.121-128.
Шамис В.А. Развитие критического мышления младших школьников: автореферат дисс. канд. психол. наук / Казанский ГТУ им. А.Н. Туполева / В.А. Шамис. – Казань, 2005. – 32 с.
4
Источник