Значение игры в личностном развитии ребенка

Статья: «Значение игры в личностном развитии ребенка дошкольника».

Ранее детство – период становления личности, формирования сознания ребёнка, которое происходит в процессе общения с окружающим миром и взаимодействия с предметами той культуры, в которой он воспитывается. Обладая повышенной потребностью к восприятию информации, современные дети стремятся к общению с близкими людьми и познанию окружающей действительности. В ходе общения и познания в сознании ребёнка появляются первые представления о мире, и моделируется определённая система отношений к объектам этого мира: так начинает формироваться «детская картина мира», «детская субкультура». Ранний возраст – это самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Как показывают исследования поведения детей, система отношений современного ребёнка к окружающему миру является определяющей и доминирует в его сознании. Если раньше можно было сказать и показать ребёнку, что и как нужно делать, и он выполнял действия, подражая и доверяя взрослому, то современные дети будут готовы услышать взрослого только после того, как будет выстроена система отношений на основе доверия и понимания.

Дошкольная педагогика целенаправленно изучает способы продуктивного воздействия на 2-3 летних детей по прочному усвоению ими знаний об окружающем мире. Насколько ребенок уверенно чувствует себя в окружающей действительности, настолько он социально развит, адаптивен к новым условиям, общителен. Узнавая мир через предметную деятельность, ребенок получает незаменимый материал для психологического, мыслительного, речевого, физического развития (Н. М. Аксарина, С. Л. Новоселова, Л. Ф. Обухова,

 П. Я. Гальперина. Д. Б. Эльконин и др ). И задача взрослых – сделать этот процесс максимально интересным и плодотворным для ребенка.

Начиная с 2-х лет ведущая деятельность ребенка — предметная, в которой происходит усвоение способов действий с предметами. В этот период возрастает роль взрослого, как примера ребенку в предметной деятельности (Н.М.Щелованов, Г. Г. Филиппова и др.)

Появляются новые задачи ознакомления ребенка с окружающим миром, усложняется информация, раскрывающая более детально реалии окружающего мира. По-прежнему малыша интересуют чувства, эмоции и физические состояния людей (заплакал, засмеялся, устал, обиделся, проголодался и т.п.). Но теперь ребёнку важно понять, почему тот или другой взрослый, ребёнок испытывают определенные состояния: мальчик заплакал – он упал, ему больно; девочка смеётся, потому что ей подарили воздушный шарик; дедушка сел на лавочку, потому что устал и т.п. Значительно усложнилось восприятие мира, к ребёнку приходят обобщения более высокого порядка. Малыш продолжает овладевать собирательными именами существительными: «овощи», «фрукты», «животные», «растения», «мебель», «одежда», «игрушки» и др. Но теперь малыш начинает более тонко классифицировать уже знакомые для него понятия. Например, к обобщённому слову «животные» даются уточнения: «домашние животные» и «дикие животные», «животные жарких стран» (экзотические, живущие в зоопарке) и их детеныши. К концу 3-го года жизни малыш не просто констатирует увиденное (например, показывает пальчиком и произносит: «Птичка-воробушек» или «Кисонька-Мурысонька», или «Солнышко-ведрышко» и др.), а начинает делать обобщения более глубокого содержания. Ребенок начинает ориентироваться в более сложных категориях, например, «человек и его дом», «человек и животные», «человек и растения», «большие и маленькие животные», «на чём люди ездят (виды транспорта)». Эти знания приходят к малышу в эмоциональной форме и доступном содержании. Воспитание у ребёнка интереса к окружающему миру начинается с умения всматриваться, любоваться окружающими растениями, живыми обитателями; проявлять наблюдательность и заботливое отношение к миру природы. Развитие познавательной активности малыша является приоритетной целью деятельности педагога.

Одним из средств формирования представлений об окружающем мире у детей раннего возраста является игра. В концепции дошкольного воспитания игра названа «академией детской жизни». Привлекательность игры, как свободной, творческой деятельности, возникающей по инициативе детей, обуславливается её потенциальными возможностями, местом и ролью как основой, ведущей деятельности.

Своеобразие игры заключается в том, что она является генеральной формой поведения, внутри игровой деятельности зарождаются другие виды деятельности.

Взрослый в игре «пробует», уже не использованные возможности жизни, а ребенок переживает еще не использованные, не реализованные возможности. Именно это и делает игру средством социализации, приобщения ребенка к миру взрослых, к ценностям общества. Для раннего возраста характерно возникновение подражания взрослым в предметной деятельности как предпосылка к началу имитационных игр. Становление творческой (изобразительной, конструкторской и др.) деятельности детей. Начало индивидуальных предметных игр, появление и развитие символической функции в игре. Совершенствование предметных игр детей с включением в них ориентировочно-исследовательских, конструктивны и сюжетно-ролевых моментов. Переход к групповым предметным и сюжетно-ролевым играм. Значение таких игр для психологического развития детей. Возникновение произвольности и целенаправленности в конструкторской деятельности детей. Дальнейшее развитие подражания. Самостоятельная деятельность детей в этот период включает разные виды игр (сюжетные, подвижные, дидактические, со строительными материалами, игры-забавы); самостоятельную ходьбу, бег, лазанье; рассматривание книг, картинок; наблюдения за окружающим; общение со взрослыми, с детьми; элементарные практические (трудовые) действия; первые попытки изобразительной деятельности.

Игра детей дошкольного возраста — это школа мышления и суждения. Играть значит то же, что и экспериментировать. Всякая новая игра — это открытие непознанного, это радость победы и удовлетворения.

Таким образом, игра для детей 2-3 года жизни – своеобразная «экспериментальная площадка» для освоения предметного и социального миром. Взрослый предлагает разнообразные обучающие (автодидактические предметные, сюжетно-дидактические, подвижные, музыкальные) и досуговые игры (игры-забавы, развлечения, отдельные празднично-карнавальные игры). С его помощью дети осваивают некоторые народные игры обрядового, тренингового и досугового характера.

Под руководством взрослого и самостоятельно дети учатся отражать в играх несложный сюжет, представленный рядом последовательных действий. Постепенно игра становится не столько сюжетно-отобразительной, сколько сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевые игры помогают детям усвоить назначение и свойства предметов, понять логику простых жизненных ситуаций (кормим куклу обедом, купаем медвежонка, идём в гости и т.д.). В таких играх ребёнок выражает свои эмоции и чувства, что в определённой мере позволяет ему в реальной жизни справляться с трудными ситуациями.

Каждый ребенок открывает для себя такой большой и постоянно изменяющийся окружающий мир. Важно чтобы взрослые, находящиеся рядом постоянно «подпитывали» его познавательный интерес, расширяли его. Иногда является недостаточным просто рассказать ребенку о чем-либо, для наиболее полного понимания ребенком того или иного предмета или явления необходимо и поиграть, слепить, нарисовать, а возможно и послушать сказку, потешку и пр. Все это ведет к тому, что ребенок со временем, начинает наблюдать, сравнивать, обобщать, выделять свойства и качества предметов; задавать больше вопросов «Что это?», «Почему?» и др.

Игра наиболее эмоциональна, красочна для детей раннего возраста. Очень верно подчеркнул известный исследователь детской игры Д.Б. Эльконин, в игре интеллект направляется за эмоционально — действенным переживанием, функции взрослого воспринимаются, прежде всего, эмоционально, происходит первично эмоционально — действенная ориентация в содержании человеческой деятельности. В период раннего детства процесс познания происходит эмоционально — практическим путем.

Признаваемое психологами и педагогами приоритетное значение обучения детей раннего возраста через развивающие игры является базисом развития. Играя ребенок получает полный набор внешних впечатлений (зрительных, слуховых, тактильных) и разнообразных движений. Все это вызывает у ребенка положительные эмоции и интерес ко всему окружающему, а с возрастом превращается в познавательную деятельность.

В предметно — развивающей среде маленьких детей необходимы игрушки и пособия для выполнения предметно-орудийных действий, способствующих формированию наглядно — действенного мышления (молоточек с втулочкой, совочки с формочками для песка; набор предметов для уборки в доме — щетка, совок, веник, набор предметов для труда на огороде — лопата, грабли, ленка и пр.).

Многие авторы (Л.Н.Павлова, Г.Григорьева, Г.М Лямина и др.) советуют     использовать для ознакомления с окружающим и развития речи, для инсценировки и показов интересных и знакомых сюжетов тематические наборы — «Скотный двор», «Дом с куклами», «Чьи детки?», сказка «Колобок», сказка «Курочка Ряба» н др.

В практике работы групп раннего возраста широко применяются пособия и материалы для развития мелкой моторики пальцев ребенка. Используются дидактические материалы, «воспитательная» гимнастика итальянского педагога Марии Монтессорн (различные шнуровки, застежки, комплекты — игрушки «Черепаха». «Краб», «Божья коровка» и пр.).

Учитывая ведущие линии развития детей раннего возраста необходимы игрушки для развития движений, сенсомоторной активности, развития координации в пространстве, чувства равновесия (велосипеды, качели, качалки, дорожки «Следочки», шары и мячи разных размеров, кольцебросы, машины, коляски, каталки и пр.).

В итоге можно сделать следующие выводы:

— ознакомление с окружающим миром в игре играет значительную роль в умственном развитии ребенка;

— формирование целостного знания об окружающем мире в процессе игровой деятельности возможно в психолого-педагогических условиях под руководством взрослого;

— необходимо постоянно поддерживать интерес и познавательную активность, для чего использовать самые разные игры.

Источник

Юлия Чигарькова
Значение игры в формировании личности ребёнка

Статья о том, как игры влияют на развитие личности дошкольников. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни. В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Исследователи (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.) отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В играх наиболее ярко проявляется личность ребенка.

В теории игра рассматривается с различных позиций. Игра является как способ освоения мира, т. к. играющий ребенок создает свой мир; игра оказывает влияние на общее психическое развитие ребенка; игра помогает усваивать общественный опыт.

К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит и усваивает основные стороны человеческих отношений. По мнению Д. В. Менджерицкой игра призвана решать задачи на развитие нравственных и общественных качеств и игра должна носить развивающий характер и происходит под контролем взрослого.

Не смотря на важность игры как всестороннее развитие ребенка, игра вытесняется учебной деятельностью. Большая часть времени родители посвящают подготовке детей к обучению.

Поэтому лучшим и проверенным средством формирования детской личности дошкольного возраста является активная деятельность самого ребенка. Игра в этом отношении имеет ряд преимуществ. Она является важным средством контроля в жизни детей, дает большую возможность для проявления детской непосредственности, положительных чувств и поступков. Характер ролевых и строительных игр способствует воспитанию у детей добрых и осознанных взаимоотношений. Усвоение различных правил помогает регулированию детских взаимоотношений.

Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память.

С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам советских людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве.

Условно игрыможно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые и игры с правилами.

Сюжетно-ролевые игры – это игры на бытовые тем, тетрализованные игры, игры – забавы, развлечения.

К играм с правилами относятся дидактические игры и подвижные игры.

Сюжетно – ролевая игра ребенка носит творческий характер, где дети берут на себя роли и воспроизводят деятельность и отношения взрослыхvвами и занимательностью сюжета. В таких играх дети способны на интересную выдумку, они сами вносят разнообразие в ту или иную игру. Детская инициатива оказывает огромное влияние на воспитание не только на одного ребенка, так и на всю группу.

Игры с правилами имеют другое назначение: они дают возможность систематических упражнений, необходимых для развития мышления, чувств и речи, произвольного внимания и памяти, разнообразных движений. Каждая игра с правилами имеет определенную дидактическую задачу, но в конечном, счете она направлена также на решение основных воспитательных задач. Дидактические игрыособенно интересуют детей своей занимательностью и содержанием: отгадать, найти, назвать. Дети добиваются результата в игре, руководствуясь определенными правилами.Интерес к качеству игровой задачи проявляется: аккуратно сложить узор, верно, подобрать картинку и так далее.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии.

Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов.

Игра дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др., т. к. играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике.

В играх с правилами требуется обобщение знаний, самостоятельный выбор в решения поставленной задачи.

Иногда родители, желая воспитать своего ребенка очень ответственным, грамотным, стремятся как можно раньше приобщить его к учебной деятельности (например, наняв репетитора и «усадив» его за изучение иностранных языков, не оставляя времени на игры, тем самым снижая социальность в развитии ребенка. Развитие ребенка становится дисгармоничным (например, ребенок очень хорошо умеет считать, писать, но оказывается совершенно не умеет налаживать контакт со сверстниками; в худшем случае — у ребенка может случится нервное перенапряжение, могут возникнуть проблемы с поведением, навязчивые страхи и т. п.).

Именно в дошкольном возрасте возникает умение вести себя в соответствии с принятыми на себя ролями, что очень важно для дальнейшего социального развития ребенка.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра,в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Чтобы выполнить эту задачу, необходимо создать в детских садах все условия для разнообразных игр, внимательно, с уважением относиться к ним, вдумчиво, умело руководить ими.

Играя, дети учатся жить!

Источник

Роль игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста

ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, — со всем этим он знакомится, играя, воображая себя в роли мамы, папы и так далее.

Роль игры в психическом развитии ребенка.

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка.

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.

Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи. Так, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание происходит, прежде всего в игре.

Вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у ребенка начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Сознательная цель выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условия игры, то он просто изгоняется сверстниками.

В тоже время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно – ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяет стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.

Ролевая игра имеет определенное значение для развития воображения.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретаются основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.

Продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно сливаются с игрой. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности и свободен от влияния игры.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя – он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в него ребенка определенного уровня развития речевого общения. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие связной речи. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по – настоящему общаться со сверстниками.

В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение.

Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм.

В дошкольном возрасте игра становится самостоятельной деятельностью ребенка, он осваивает разные виды игр, с помощью игр дошкольник «входит в разные сферы социальной действительности, расширяя возможности познания этих сфер».

Таким образом, игра оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимоотношения детей. Игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми.

ИГРУШКИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ.

На сегодняшний день игрушка для ребенка стала незаменимым и верным другом, спутников и самым главным действующим предметом в забавах и детских играх. Игрушки помогают ребенку развивать логические мысли, а также дают шанс узнать все возможности, которые существуют в окружающей среде со всей ее действительностью. Самое главное, то, что игрушки воспринимаются ребенком в первую очередь эстетически, ребенок с игрушкой воспитывает в себе добрые качества. Даже в тот момент, когда игрушка теряет у ребенка ее истинный интерес и игровое значение, у малыша все равно остается к игрушке свое отношение. Ведь не зря любимые игрушки остаются в нашей жизни надолго и украшают своим присутствием быт, пусть даже игрушка перестала быть для нас предметом своего предназначения.

Воспитательное значение игрушек:

— это обязательный спутник детских игр;

— участвуют в создании игры, оказывают влияние на личность ребенка;

— отвечают потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях,

— помогают осуществить свой замысел, войти в роль, делают действия ребенка реальными;

— нередко подсказывают идею игры, напоминают об увиденном или прочитанном, влияют на воображение и чувства ребенка;

— приучают ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельности, развивают мышление, память, воображение, внимание, вырабатывают выдержку, воспитывают волевые качества;

— помогают воспитанию у детей интереса к труду, пытливости, любознательности;

— способствуют воспитанию чувства патриотизма, симпатии, уважения к людям разных национальностей;

— объединяют детей, требуя совместных усилий, согласованных действий.

Требования к игрушкам:

— они должны давать правильное представление о предметах, их особенностях, жизненном назначении, расширять кругозор ребенка, развивать интерес к технике, к труду;

— содействовать воспитанию базиса личности, формировать ценности познания, преобразования;

— иметь динамические свойства, обеспечивающие многоплановое использование их в игре: подвижность частей и деталей, механизмы звучания, дополнительные материалы для раскрытия игровых функций;

— соответствовать возрастным особенностям восприятия детей;

— должны быть безопасными и гигиеничными;

— развивать познавательные интересы, активизировать общение;

— приучать к коллективной деятельности, воспитывать организаторские способности;

— пробуждать творческое воображение, изобретательность.

Какие бывают игрушки.

В современной литературе чаще встречается классификация, которая соответствует использованию игрушек в разной игровой деятельности.

Сюжетно-образные: игрушки: куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр.

Технические игрушки: водный, сухопутный, воздушный и космический транспорт; игрушки, отражающие бытовую, сельскохозяйственную и военную технику, промышленное оборудование, электронные игрушки и др.

Строительно-конструктивные игрушки: наборы геометрических тел (кубы, призмы, пирамиды, цилиндры, пластины, архитектурные или тематические наборы, включающие разные блоки (стены, колонны, арки, крыши); смешанный строительный материал.

Дидактические игрушки: матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамидки; настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрезные картинки).

Забавные игрушки: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами.

Моторные игрушки: мячи, обручи, кегли, серсо, скакалки.

Музыкальные и театральные игрушки: бубен, рояль, металлофон, декорации и атрибуты для различных видов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности.

Игрушки-самоделки: из дерева, ткани, бумаги, природного и бросового материала; дополняют готовые игрушки и выполняют развивающую и воспитательную функции.

Источник