Значение игры в физическом развитии ребенка
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №26 г. Тамбова
Тема: «Значение подвижных игр в физическом развитии ребенка»
Составитель: Н.И. Варфоломеева
Тамбов 2017
ПЛАН
Введение.
Значение подвижных игр.
Подвижные игры, как начальное средство овладения и совершенствования умений и навыков в выполнении физических упражнений.
Методика проведения подвижных игр.
Игры имеют многовековую историю. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколение в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные качества, физически укрепляют ребенка, создают определенный душевный настрой, интерес к творчеству. Игры следует направлять на совершенствование основных движений. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем.
Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки.
В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом много раз одни и те же движения, не замечая усталости, и это приводит к развитию выносливости.
Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработки взаимопомощи, коллективизму, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а так же преодолевать препятствие, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств, смелости, решительности, умение справляться с отрицательными эмоциями.
В подвижных играх, ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы, достигнуть цели. Быстрая смена условий заставляет искать новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.
Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности дня развития речи, упражнение в счете и т.д.
Включение игр в урок всегда вызывает у детей положительные эмоции, особый интерес при обучении и совершенствовании тех или иных умений или навыков.
Обучение каким-либо движениям нередко носит однообразный характер, что приводит к снижению интереса к занятиям, но если те же движения разучивать в форме игровых упражнений или подвижных игр, то сразу повышается интерес к ним. Именно в этом заключается одна из положительных сторон подвижных игр.
Как правило, игры следует включать с целью закрепления тех умений и навыков, которые учащиеся приобретают в процессе занятий. Выбор игры зависит от педагогических задач, стоящих перед уроком. Имеет значение специфическая и техническая подготовленность ребят. Подвижная игра может быть эффективна только в том случае, если упражнения закрепленные в ней, достаточно хорошо разученные. Поэтому сначала нужно давать игры с заданиями на проворность и точность выполнения, и только в последующем кто быстрее и кто больше выполнит упражнение. Последовательно усложняя подвижные игры, вводя все новые правила, наряду с разучиванием все новых технических приемов преподаватели постепенно обучают детей тем или иным видам спорта.
Учитывая, что двигательный опыт у детей младшего школьного возраста еще крайне ограничен, рекомендуется сначала проводить простые игры сюжетного характера с элементарными правилами. От простых игр следует переходить к играм более сложным, предъявляющим все более высокие требования к развитию и совершенствованию координации движений, физических качеств, к играм с более сложными правилами, требующими инициативы и сообразительности с приобретением двигательного навыка
Для появления у детей интереса к коллективным действиям рекомендуется включать в урок игры с элементами соревнования в парах (беге, прыжках, с мячами). В дальнейшем можно разделить детей на несколько команд и проводить более сложные соревновательные игры.
Для проведения игр следует использовать более красочный инвентарь. Объем и вес его должен соответствовать физическому развитию детей. Объяснять правила надо кратко, т.к. дети стремятся как можно быстрее начать игру. Дети младших классов очень активны, каждый стремится быть водящим. Учитель должен использовать назначение водящих, как поощрение более умелых. Желательно чаще менять водящих. Принимая во внимание большую подвижность детей и слабо развитые волевые качества, не следует за ошибки и некоторые нарушения дисциплины выводить их из игры. В играх с большой физической нагрузкой следует устраивать частые, короткие перерывы. К нарушениям правил игры учитель должен относиться терпеливо, помня, что эти нарушения чаще всего происходят от неопытности, недостаточности общего и физического развития.
Подвижные игры рекомендуется проводить на каждом занятии, главным образом в его основной части.
Успех игровой деятельности, также положительное физиологическое и эмоциональное состояние играющих зависит, прежде всего, от правильного выбора игры. Выбирая игру для урока, необходимо исходить из его основных задач. По своему содержанию и нагрузке игра должна соответствовать материалу, проходимому на уроке. Чтобы обеспечить активное участие всех играющих, необходимо выбрать игру, которая соответствует данному количеству детей, или внести изменения в ее организацию. Игры на уроках проводятся в зале или на школьной площадке. До начала урока учитель должен проверить место проведения игры. Если игра будет проводиться в зале, необходимо его проветрить, устранить из зала все лишние снаряды или разместить их так, чтобы нельзя было зацепиться, упасть и получить травму. Инвентарь, который необходим для игры, должен быть заранее подготовлен, чтобы его расстановка и раздача не занимали много времени. Для раздачи и расстановки инвентаря надо привлекать освобожденных учащихся.
При обучении игре необходимо придерживаться следующего порядка:
1. Сказать название игры.
2. Назвать водящих.
3. Объяснить содержание и ход игры.
4. Объяснить правила игры.
5. Разместить детей дня начала игры.
6. Внимательно следить заходом игры.
7. Объективно оценивать результат игры.
В ходе игры учитель дает указания, дополняет правила игры. Все эти замечания надо делать, по возможности, не мешая игре, но можно прервать ее, если много нарушений. Учитель следит за нагрузкой и дозирует ее. В игре дети более самостоятельны и активны, чем во время выполнения физических упражнений. Игра своей живостью и соревновательными движениями вызывает радостное настроение, возгласы, это не выходит за рамки культурного поведения. Но нельзя разрешать играющим самостоятельно выходить из строя, мешать другим, кричать, шуметь. Игру нужно закончить вовремя, в тот момент, когда ребята получили хорошую физиологическую и эмоциональную нагрузку.
В подведении итогов отмечаются те, кто правильно выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность, соблюдал правила, выручал товарища. Учитель называет и тех, кто нарушал правила и мешал товарищам. Он анализирует, как удалось достичь успеха в игре. Подведение итогов должно проходить в интересной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры.
Источник
Татьяна Погодаева
Доклад «Роль подвижной игры в физическом развитии дошкольников»
Роль подвижной игры в физическом развитии дошкольников
Плынская Т. Ю.
МБДОУ «ДСОВ № 91»
Проблема физического развития подрастающего поколения сегодня рассматривается в качестве одной из приоритетных социально-педагогических задач.
Для укрепления здоровья детей особую роль играет применение разнообразных рациональных двигательных режимов и оздоровительных физических упражнений, подвижных игр, которые бы удовлетворяли требования учебного процесса и соответствовали закономерностям развития физических качеств дошкольника.
Детям дошкольного возраста просто необходимо движение. Известно, что дети, которые постоянно находятся в движении, меньше болеют и подвергаются различным заболеваниям, крепко спят, быстрее развиваются физически.
В педагогике подвижные игры являются методом всестороннего развития индивидуальности ребенка. Подвижная игра является первым уроком физической культуры в жизни ребенка.
Игра – естественный спутник в жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка, потребности его в жизнерадостных движениях. Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр, усиливают мозговые импульсы, которые в свою очередь, стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы. Положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы оздоровления.
Игры существуют разные: подвижные. сюжетные, подражательные, музыкальные, дидактические, познавательные и другие. Все они нужны и полезны детям, все должны быть использованы воспитателем в работе. Но особое место среди них занимают подвижные игры. Подвижные игры – это самое лучшее лекарство для детей от двигательного голода – гиподинамии.
Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования детей, укрепления и закаливания их организма. Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях. Большое количество движений сопровождаются химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, особенно позвоночника. Так как организм функциональное единое целое, повышенная деятельность одной системы органов влияет на повышение деятельности других органов. При быстрых движениях во время игры улучшается процесс дыхания, в результате чего происходит более быстрое насыщение крови кислородом, деятельность сердца и легких и улучшает координацию движений и реакции нервных центров, ускоряет все биологические процессы в организме, оказывает влияние на психическую деятельность.
Велика роль подвижныхигр в умственном воспитании: дети учатся действовать в соответствии с правилами, усваивают смысл игры, запоминают правила, обладают пространственной терминологией, учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, познают окружающий мир.
В процессе игры активизируется память, развиваются интеллект, фантазия, мышление, воображение, формируются социальные качества.
Значение игры для развития волевых процессов, убедительно доказала, что сознательный контроль движений в игре значительно выше, чем в деятельности, осуществляемой по заданию.
Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, часто сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха.
Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируются честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Подвижная игра учит искренности и товариществу. В коллективных играх выявляются дети-организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности.
Наиболее эффективно проведение игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь.Это оказывает благотворное влияние на общее состояние детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Работники дошкольных учреждений должны по возможности увеличивать время прогулок детей, насыщать их играми и различными физическими упражнениями.
Дошкольный возраст – это именно тот период, когда осуществляется наиболее интенсивный рост и развития важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Подвижные игры – одно из любимых занятий детей. Разнообразные игры, начиная от самых простых и кончая сложными, развивают немало спортивных умений и навыков.
В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных видов движений. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр, начиная с самого раннего возраста. Конечно, эти движения успешно усваиваются детьми в подвижных играх.
Для дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью.С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.
Подвижные игры в основном коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале.
Игра помогает преодолеть ребенку робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить ребенка выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения.
Основная задача педагога – поддержание в игре достаточной активности всех детей, постепенное усложнение движений в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста. Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умение действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря – вот те основные воспитательные задачи, которые педагог может осуществлять при помощи разнообразных игровых заданий.
Влияние подвижных игр на развитие движений детей, а также некоторых волевых проявлений во многом зависит от того, сколько времени длится игра. Чем дольше и активнее действует ребенок в игре, тем больше он упражняется в том или ином виде движений, чаще вступает в различные взаимоотношения с другими участниками, то есть тем больше ему приходится проявлять ловкость, выдержку, умение подчиняться правилам игры.
Подвижные игры создают дополнительную возможность общения воспитателя с детьми. Воспитатель рассказывает, объясняет детям содержания игр, их правил. Дети запоминают новые слова, их значение, приучаются действовать в соответствии с указаниями.
Таким образом уже в младшем дошкольном возрасте подвижные игры являются не только средством для развития движений, но и воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость.
Источник
Автор: Горшунова Алёна Игоревна
Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ «ДСОВ №88»
Населённый пункт: г. Братск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: «Значение подвижных игр в физическом развитии ребенка дошкольного возраста.»
Дата публикации: 11.09.2018
Раздел: дошкольное образование
Горшунова Алёна Игоревна
воспитатель первой
квалификационной категории
МБДОУ «ДСОВ №88»
г. Братск, Иркутская область
Значение подвижных игр в физическом развитии ребенка дошкольного
возраста.
Воспитание здорового поколения с гармоничным развитием физических качеств – одна
из
основных
задач
современного
общества.
В
любом
обществе,
построенном
на
гуманистических
и
демократических
принципах,
здоровье
человека
является
высшей
ценностью,
важнейшим
достоянием
государства,
оно
–
бесспорный
приоритет,
залог
жизнестойкости и прогресса общества.
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных
проблем в современном обществе. В период дошкольного детства у ребенка закладываются
основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармонического физического
развития.
Всем нам хочется видеть своих детей здоровыми, бодрыми, красивыми и умными. Во
многом это зависят от нас, взрослых, окружающей среды и того воспитания, которое получают
дети.
К
сожалению,
статистика
свидетельствует,
что
в
течение
последних
лет
состояние
здоровья наших детей катастрофически ухудшается. Сегодня в среднем по России на каждого из
детей приходится не менее двух заболеваний в год. В подавляющем большинстве дети, начиная
с дошкольного возраста, уже страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом.
Жизнь в городе, неблагоприятная экологическая обстановка, недостаточная двигательная
активность, недостаток свежего воздуха, к сожалению, самым неблагоприятным способом
оказывают воздействие на детский организм. Поэтому так важно уделять большое внимание
физической
культуре.
Занятия
физической
культурой
активизируют
иммунитет,
повышают
сопротивляемость детского организма кразличного рода заболеваниям.
В чем кроются причины ухудшения здоровья детей? По мнению многих исследователей,
это — неблагоприятная экологическая обстановка, наследственные факторы, нерациональное
питание,
и
сниженная
двигательная
активность
ввиду
недооценки
родителями
роли
физического воспитания в формировании и развитии гармонично развитой личности. Ученые
доказали,
что
фундамент
здоровья
или,
наоборот,
предпосылки
к
болезням
у
человека
закладываются как в преднатальный период развития, так и в период младенчества и детства. В
зрелом возрасте значительные усилия общества и индивида тратятся на то, чтобы сохранить
имеющийся потенциал здоровья.
Общепризнанно, что двигательная активность в жизнедеятельности человека является
важнейшим
условием,
определяющим
его
здоровье,
физическую
и
умственную
работоспособность. Особо важное значение имеет двигательная активность в дошкольном
возрасте,
являясь
необходимым
условием
формирования
основных
структур
и
функций
организма,
одним
из
способов
познания
мира
и
ориентировки
в
нем,
а
также
условием
всестороннего развития и воспитания детей.
Полноценное
физическое
развитие
и
здоровье
ребенка
–
это
основа
формирования
личности.
В последнее время во многих семьях большое внимание уделяется не физическому
воспитанию
ребенка,
а
интеллектуальному.
Дома
родители
предпочитают
занять
ребёнка
спокойными
играми:
в
лучшем
случае
рисованием,
интеллектуальными
или
другими
настольными играми, а в худшем – просмотром телепередач или видеофильмов, игрой на
компьютере. Лишают самостоятельности детей в самообслуживании, ограничивают детей в
движении: дети очень мало ходят (родители пользуются автотранспортом даже на короткие
расстояния). Вместо того, чтобы подготовить ребенка к активной самостоятельной жизни,
сформировать в нем здоровые привычки, делают все наоборот — перекармливают, балуют детей,
оберегают их от каких бы то ни было трудностей. Кто-то из родителей из «добрых» побуждений
подкладывает на тарелку ребенку кусок торта или старается всеми силами почаще кормить свое
чадо, решив, что о фигуре пока заботиться рано.
Снижение двигательной активности отрицательно влияет на общее развитие ребенка, в
результате
чего
снижается
устойчивость
к
простудным
факторам.
Гиподинамия
вызывает
нарушение обмена веществ, способствует ожирению, которое само по себе неблагоприятно
воздействует на растущий организм. У детей, которые мало двигаются, чаще бывают травмы,
излечиваются они труднее. Нарушение осанки отмечаются всё чаще и чаще. Снижение объема
движений
отрицательно
сказывается
на
овладении
двигательными
умениями
и
навыками,
развитии двигательных качеств.
Для
того
чтобы
успешно
и
безошибочно
вести
ребенка
по
пути
физического
совершенства, необходимо знать основные законы построения и развития движений, правильно
организовать
двигательный
режим,
выбрать
наиболее
эффективные
средства
физического
воспитания
в
соответствии
с
возрастными,
половыми
и
индивидуальными
особенностями
развития.
Дошкольный
возраст
является важнейшим
этапом
в
физическом
развитии
ребенка.
Именно в это время интенсивно формируется и происходит становление важнейших систем
организма. Ребенок в это время продолжает прибавлять в весе и расти (хотя и не так быстро, как
после рождения), поэтому стоит уделить внимание привитию элементарных гигиенических
навыков, формировать двигательную активность, а также проводить с детьми всевозможные
закаливающие процедуры. Важно помнить, что все недочеты и пробелы в физическом развитии
ребенка в дальнейшем исправить намного трудней, чем сформировать их изначально.
Прекрасным
средством
формирования
физического
развития
являются
подвижные
игры. Ценность подвижных игр в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных
условиях и в том, что дети совершенствуют и закрепляют различные движения.
П.Ф. Лесгафт писал: «В играх применяется все то, что усваивается при систематических
занятиях,
поэтому
все
производимые
здесь
движения
и
действия
вполне
должны
соответствовать
силам
и
умению
занимающихся
и
производиться
с
возможно
большей
точностью и ловкостью».
Подвижные игры в значительно большей степени, чем все другие формы физической
культуры, соответствуют потребностям растущего организма в движении. Игра всегда связана с
личной инициативой, творчеством, фантазией, вызывает эмоциональный подъем, отвечает всем
законам
развивающегося
организма,
а
потому
всегда
желанна.
Она
становится
первой
жизненной потребностью ребенка, к удовлетворению которой он сам очень стремится.
Как уже было сказано выше в последнее время, как в детском саду, так и в семье
уделяется большое внимание сенсорному и умственному развитию детей. Однако сложилось
так, что физическое развитие в силу каких-то причин отошло на второй план, хотя именно
высокий уровень физического развития детей – одно из важнейших условий благополучного
психологического
развития
подрастающего
поколения.
Для
детей
крайне
важна
свобода
двигательной деятельности. Разнообразить подвижные игры на прогулке помогут правильно
организованные
и
подобранные
по
возрасту
физкультурные
занятия.
Они
способствуют
укреплению опорно-двигательного аппарата и дыхательной системы малышей, нормализуют
работу нервной системы, улучшают сердечно-сосудистую деятельность.
Правильная организация двигательной деятельности ребенка в повседневной жизни
способствует улучшению его психофизического здоровья.
Совершенствование двигательных навыков в повседневной жизни обеспечивает условия
для
активизации
самостоятельной
двигательной
деятельности
ребенка.
Именно
самостоятельное и творческое использование ребенком двигательного опыта в физических
упражнениях
и
подвижных
играх
на
прогулке
способствует
развитию
личностных
и
психофизических
качеств;
повышает
интерес
к
двигательной
деятельности,
активизирует
мыслительную
и
эмоциональную
сферу.
Организация
двигательной
деятельности
должна
проходить в дружелюбной, радостной обстановке.
Огромную потребность в движении, дети обычно стремятся удовлетворить в играх.
Играть
для
них
–
это
двигаться,
действовать.
Во
время
подвижных
игр
у
детей
совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность,
уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать
определенные правила. Говоря о влиянии игры на умственное развитие, следует отметить, что
она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на
действия соперника и партнера. Развивая привычку к волевому действию, игры создают почву
для произвольного поведения, вне игровой деятельности приводя к развитию способности к
элементарной самоорганизации, самоконтролю. Игра – явление многогранное, ее можно
рассматривать
как
особую
форму
существования
всех
без
исключения
сторон
жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом
руководстве воспитательным процессом. Однако игра приносит пользу только тогда, когда
воспитатель хорошо владеет педагогическими задачами, которые решаются во время игры.
Подвижные игры и физические упражнения проводятся педагогом в различное время дня
в соответствии с общепринятым режимом: утром, в середине дня и на вечерней прогулке.
При
распределении
игр
на
день,
неделю,
месяц
и
т.д.
воспитатель
планирует
использование многообразного двигательного материала, его повторяемость и вариативность,
обеспечивающие систему совершенствования двигательных навыков.
При
составлении
календарного
плана
проведения
подвижных
спортивных
игр
и
физических
упражнений
следует
принимать
во
внимание
время
года,
состояние
погоды,
необходимость разнообразия движений и двигательных действий. Особое внимание педагог
уделяет развитию самостоятельности и творчества ребенка в его двигательной деятельности на
прогулке,
благодаря
чему
у
ребенка
развивается
инициативность,
повышаются
навыки
самоорганизации, создаются оптимальные условия для самовыражения, совершенствования
психофизических и личностных качеств.
В
формировании
разносторонне
развитой
личности
подвижным
играм
отводится
важнейшее
место,
они
рассматриваются
как
основное
средство
и
метод
физического
воспитания.
Являясь
важным
средством
физического
воспитания,
подвижная
игра
одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка.
В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании,
перелезании, бросании, ловле, увертывании и т.д. Большое количество движений активизирует
дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное
влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается
при проведении их на свежем воздухе.
Чрезвычайно
важно
учитывать
роль
растущего
напряжения,
радости,
сильных
переживаний и незатухающего интереса к результатам игры, которые испытывает ребенок.
Увлеченность ребенка игрой не только мобилизует его физиологические ресурсы, но и улучшает
результативность
движений.
Игра
является
незаменимым
средством
совершенствования
движений, развивая их, способствуя формированию быстроты, силы, выносливости, коорди-
нации движений. В подвижной игре, как деятельности творческой, ничто не сковывает свободу
действий ребенка, в ней он раскован и свободен.
Велика
роль
подвижной
игры
в
умственном
воспитании
ребенка:
дети
учатся
действовать
в
соответствии
с
правилами,
овладевать
пространственной
терминологией,
осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В
процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение.
Дети
усваивают
смысл
игры,
запоминают
правила,
учатся
действовать
в
соответствии
с
избранной
ролью,
творчески
применяют
имеющиеся
двигательные
навыки,
учатся
анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются
песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас,
обогащают речь детей.
Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся
действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают
как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает само обладание, выдержку,
умение
контролировать
свои
поступки,
свое
поведение.
В
игре
формируется
честность,
дисциплинированность,
справедливость.
Для
подвижных
игр
характерно
наличие
нравственного
содержания.
Они
воспитывают
доброжелательность,
стремление
к
взаимопомощи,
совестливость,
организованность,
инициативу.
Кроме
того,
проведение
подвижных
игр
сопряжено
с
большим
эмоциональным
подъемом,
радостью,
весельем,
ощущением свободы. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам
игры,
дети
практически
упражняются
в
нравственных
поступках,
учатся
дружить,
сопереживать, помогать друг другу. В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира.
Дети
познают
красоту
движений,
их
образность,
у
них
развивается
чувство
ритма.
Они
овладевают
поэтической
образной
речью,
красота
окружающего
мира,
возвышенность
человеческого подвига, героика труда, преломленная фантазией ребенка в игровых сказочных
образах,
глубже
входят
в
сознание
детей,
закрепляются
как
образец
для
подражания,
формируют его представления о гражданском долге, чести, мужестве. Подвижная игра готовит
ребенка
к
труду:
дети
изготавливают
игровые
атрибуты,
располагают
и
убирают
их
в
определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые
для будущей трудовой деятельности.
Таким
образом,
подвижные
игры
необходимы
для
единства
психофизического,
интеллектуального,
нравственного,
эмоционального
воспитания;
для
достижения
полной
гармонии с самим собой и с окружающим миром; для возможности реализации свободы и
выбора действий, что является необходимым для качественной подготовки детей.
Физическое воспитание детей играет большую роль. Оно воспитывает в них здоровый
дух,
помогает
им
в
дальнейшем,
добиться
успехов,
быть
физически
подготовленным
к
трудностям.
Физически
воспитанные
детистановятся
здоровыми
людьми
и
полноценными
гражданами в обществе.
Особое значение подвижных игр заключается в том, что они широко доступны людям
самого разного возраста. Подвижные игры, несмотря на огромное разнообразие, отражают
такие общие характерные черты как взаимоотношение играющих с окружающей средой и
познание реальной действительности.
Необходимо поощрять двигательную активность ребенка, так как большие энергозатраты
способствуют не только восстановлению, но и накоплению, что является основным фактором
для обеспечения роста и развития организма.
Подвижная
игра
характеризуется
как
многоплановое,
комплексное
по
воздействию,
педагогическое
средство
воспитания.
Комплексность
выражается
в
формировании
двигательных
навыков,
развитии
и
совершенствовании
жизненно
важных
физических,
умственных и морально-во