Значение игры драматизации в развитии речи ребенка

Юлия Голиней
Развитие речи детей посредством игр-драматизаций (из опыта работы)

Развитие речи детей посредством игр — драматизации (из опыта работы)

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Игра имеет большое значение в жизни ребёнка, впрочем, как и в жизни взрослого. Это неосознанное желание видоизменять окружающий мир, приближая его к своему, по-своему объясняя его.

Особая роль отводится играм — драматизации, ведь именно в них особенно ярко проявляется детское творчество. В этом виде деятельности оно направлено на создание игровой ситуации, на более точное и эмоциональное воплощение взятой на себя роли, на умение ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами и переживаниями. Игра-драматизация рассматривается педагогической наукой как одно из средств всестороннего воспитания ребенка и развития его личности. Эта игра способствует умственному развитию детей, развитию психических процессов и качеств личности. Велико значение этих игр для эстетического воспитания дошкольников, развития художественных способностей и творчества. Развитие и совершенствование движений в игре способствует физическому развитию детей. Во время игр -драматизации у детей снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым создаются необходимые личностные предпосылки для успешного протекания обучения на всех последующих этапах образования.

В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Во время таких игр обогащается словарный запас, развиваются воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребенку дошкольного возраста. Этот вид игры оказывает большое влияние и на развитие связной, грамотной, эмоциональной и богатой по содержанию речи детей. Ребёнок осваивает богатство родного языка, его выразительные средства, используя интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли. Эта игра оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами; помогает справиться с переживаниями, страхами;

В такой игре ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Малыш в игре превращается в актера, и в режиссера, и в сценариста. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, эмоции и чувства, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления, все это очень важно для формирования нравственных ценностей.

Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Любимые герои становятся образцами для подражания. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Принятие ребенком роли какого-либо персонажа — весьма существенная предпосылка развития процессов понимания другого человека. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.

В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Характерное для игры драматизации образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело поставленные вопросы при подготовке к игре побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Вместе с тем игра-драматизация при соответствующем оформлении легко может перерасти в драматический театр, в театральную постановку. При этом игра «для себя» превращается в «спектакль для других». Театрализованная игра должна, прежде всего, дать детям радость от самого процесса игры. Главное в театрализованной игре – сама игра. Влияние театрализованной игры на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной игры усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются.

Таким образом, игру-драматизацию надо рассматривать как особый вид игровой деятельности, имеющей свою специфику. Дети наивно вживаются в данные обстоятельства, искренне верят в то, что говорят и делают, достигают естественного и реалистического исполнения, осознают нравственные нормы, приобретают определенные знания, умения и навыки. Причем в этой деятельности, в своеобразном комплексе проявляются внимание, воображение, отношение, оценка, общение. А все это имеет особое значение в развитии личности ребенка.

Опыт работы

Сегодня Вашему вниманию я хочу представить опыт работы на тему: «Развитие речи детей посредством игр — драматизации». Знакомство детей с играми- драматизации я начала в декабре 2015 года с инсценировок самых несложных коротких народных сказок с: «Курочки Рябы», «Репка», «Колобок». По стечению обстоятельств эта работа была прервана и продолжена после моего выхода на работу. Прежде, чем драматизировать сказку, дети научились рассказывать ее по ролям, находя нужные интонации. В игре – драматизации участвовали все дети, даже самые застенчивые. Вначале они привлекались к участию в играх-упражнениях, играли второстепенные роли, а затем с удовольствием исполняли главные. Работая с  детьми над инсценировками, я не преследовала цель обучить их актерскому мастерству, так как сама от этого далека, а стремилась создать не напряженную, радостную обстановку, которая будет располагать детей к творческой игре и свободной речи. Участие в инсценировках дало возможность перевоплощаться в различные образы и побуждало говорить свободно и выразительно, действовать раскованно. Распределяя роли в игре-драматизации, учитывала возможности детей (их речевые способности, эмоциональность, память, внимание, восприятие, личностные качества). Предоставляла малообщительному ребенку, выступать наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы таким образом дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься от трудностей связанных с неуверенностью и замкнутостью, обрести веру в себя. Не имеет значения, какую роль исполняет ребенок – робкого зайца или находчивую лису. Важно, что он создает образ с несвойственными ему самому чертами, учится преодолевать трудности и свободно вступать в речь, справляясь с волнением. Поскольку игра-драматизация использовалась для воспитания выразительной речи, по ходу инсценировки постоянно организовывала общение детей. Во время репетиции напоминала детям, чтобы они смотрели друг на друга, когда говорят. Держались свободно, ровно, не опускали головы На этом этапе также использовались такие приемы как: индивидуальная помощь, подсказка, отраженная речь, показ, поощрение, уточнение, наводящие и подсказывающие вопросы.

В процессе работы над выразительностью слов персонажей, собственных высказываний незаметно активизировался словарь детей, совершенствовалась звуковая культура речи, ее интонационный строй. Я обратила внимание на то, что, исполняя роль, произнося фразы, дети стараются делать это ясно, четко. Постепенно улучшалась диалогическая речь, ее грамматический строй. Параллельно с работой с детьми по развитию выразительности речи в играх — драматизации, осуществляла тесное сотрудничество с родителями. Я провела консультацию с родителями на тему: «Значение сказки в дошкольном возрасте». Родители проявили заинтересованность и предложили свою помощь. Совместно разучивали роли, готовили костюмы, декорации. Данная работа проводилась в свободное время. Атрибутика (элементы костюмов, маски,) помогли детям погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их характер. Она создала определенное настроение, подготовила маленьких артистов к восприятию и передаче изменений, происходящих по ходу сюжета. Результатом нашей театрализованной деятельности была постановка для родителей сказки В. Г. Сутеева «Яблоко». Игра – драматизация по сказке В. Г. Сутеева «Яблоко», дала возможность детям прочувствовать взаимовыручку, согласованность всех действий и увидеть положительный результат при совместной деятельности, способствовала развитию уверенности в себе.

Проведенная работа показала, что театрализованная деятельность является важным средством в развитии речи детей. Дети стали активнее общаться друг с другом, расширился словесный запас, ребята могут выразить свою просьбу, правильно задать вопрос. Вся проводимая работа по развитию речи   посредством игры  дала положительные результаты: использование игр на занятиях и в режимных моментах не только стимулировала обучение, но и способствовала его успешности.

Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик интерес детей к играм — драматизации. Ребята с удовольствием участвовали в инсценировке сказок, договаривались между собой о характере своих действий и т.  п. Используя в своей практической деятельности игры–драматизации, анализируя результат, пришла к выводу, что для приобретения уверенности ребенку необходимо удачное выступление. Очень важно, чтобы ребенок убедился, что он может в любой обстановке говорить легко, плавно, свободно. Во время игры–драматизации дети, перевоплощаясь, не только ведут диалоги, но и подражают своим “героям” мимикой, движениями. Это свидетельствует о том, что игры–драматизации, инсценировки являются одним из удачных видов работы с детьми, в которых они приобретают опыт общения, публичных выступлений, во время которых они могут перевоплощаться в различные образы, а перевоплощение побуждает детей говорить свободно, выразительно, плавно, действовать раскованно, преодолевая волнение, застенчивость, страх перед речью.

Анализируя полученные результаты можно сделать вывод, что правильная речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения. Поэтому, наряду с обычными видами занятий, в нашей работе необходимо использовать и игры–драматизации, которые способствуют овладеть нормами и правилами взаимоотношений между людьми. Спасибо за внимание!

Источник

Наталья Логунова
Роль игр-драматизаций в развитии речи у дошкольников с ОНР

Роль игр — драматизаций в развитии речи у дошкольников с ОНР

Возможность говорить, общаться — это удивительный дар природы. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело. На формирование способности говорить, природа отвела не так уж много времени — это период с 1 года до 8-9 лет. После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. И если ребенок не заговорил в этот период, то в дальнейшем это умение ему не будет дано.

Известно, что речь — это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь — это полиморфная (многообразная) деятельность.

Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т. е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст. Иными словами связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет, поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной

литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными боевиками и мультфильмами — все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.

Интерес к речи, ее значимость можно проследить через пословицы и поговорки русского народа. Например, взгляд на красоту речи, ее складность, выразительность, содержательность выражен в следующих пословицах и поговорках:

*Слово толковое стоит целкового *Хорошая речь слаще меда

*Говорит, как река льется

Много пословиц и поговорок отражает взаимосвязь речи и ума человека:

• Умный рад изучать, а дурак — поучать. • Когда ешь — жуй; говоря — думай.

• Каков разум, таковы и речи. • Умные речи и слушать приятно

• Язык повинен голове: пустой язык — пуста и голова.

О фразовой речи, о ее трудностях тоже есть пословицы и поговорки:

• Говорит, как на мука • Слов много, да складу нет

• У него слово слову костыль подает • Говорит, как борона бороздит (нескладно)

Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи — лексической, грамматической, фонетической.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей.

Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Игры –драматизации оказывают большое влияние на речевое развитие ребёнка. Стимулируют активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствуют артикуляционный аппарат. Театрализация сказок очень увлекает детей. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли. Дети быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становиться более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы, поговорки из сценария.

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребёнка от наблюдения театральной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трёх – пяти сверстников, исполняющих роли; к созданию типичного образа в игре –драматизации.

Среди условий, благоприятных для развития речи через театрализованные игры, нужно назвать следующие:

1. Уделять серьёзное внимание подбору литературных произведений. Предпочтение нужно отдавать произведениям с понятной для ребёнка моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделёнными выразительными характерис- тиками. В наибольшей степени таким требованиям отвечают сказки. Cказки легко обыгрывать, так как они построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций. герои сказок вступают в определённые взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли и чувства.

2. С раннего возраста учит детей вслушиваться в художественное слово, эмоциональ-

но откликаться на него.

3. Речь взрослого должна быть интонационно выразительной.

4. Создавать специальные ситуации, которые бы поддерживали у детей интерес к драматизациям.

Вопросы, поставленные детям при подготовке к игре, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выразить свои эмоции, мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия.

Подготовка детей к театрализации сказок осуществляется постепенно.

1. Дети 2 – 4 лет еще достаточно плохо владеют речью, а поэтому их интерес и внимание направлены на яркие костюмы, фигурки героев сказок, шапочки, маски. Малышам необходимо организовывать просмотры небольших кукольных спектаклей, взяв за основу содержание знакомых потешек, стихов и сказок. С 3 лет можно использовать инсценировки с игрушками, в которых главные герои выполняют ряд действий (мишка и зайчик качаются на качелях; кукла Маша и ежик строят

дом, лисенок катается на лошадке). После этого предлагаются готовые игровые ситуации, созданные с помощью игрушек и фигурок на фланелеграфе.

Игровые действия повышают умственную активность, так как дети высказывают свое отношение и мнение к той или иной ситуации. Повторность игровых действий способствовала многократному проговариванию слов, фраз, предложений, фрагментов рассказа и их перенос в самостоятельное высказывание.

В театрализованной деятельности используются приемы подбора синонимов к характеристикам героев сказок (зайчик в сказке «Заюшкина избушка» — трусишка, маленький, жалкий, косой, серенький, слабый; лиса – хитрая, обманщица, плутовка, злая; петух – храбрый, голосистый, удалой, отдельных предметов (избушка лубяная – деревянная, из досок, бревен, теплая, прочная, не растает; ледяная – холодная, не прочная, снежная, весной растает. Параллельно обогащается детский словарь. Проводятся дидактические игры типа «Чего не стало», «Что игрушка рассказывает о себе», «Угадай игрушку» в которых привлекается внимание детей к отдельным признакам объектов, описываются игрушки, дети ищут, что описано. Так, в

играх «Чего не стало», «Угадай игрушку» дети учатся подбирать существительные

соответствующие предмету, объекту: заяц, медведь, колобок… В игре «Что игрушка рассказывает о себе?» дети подбирают прилагательные, характеризующие соответ ственную игрушку: медведь – неуклюжий, косолапый, добрый, большой, мохнатый; колобок – круглый, румяный, душистый, веселый, свежий; существительные соответствующие месту нахождения игрушек – персонажей: заяц в норке, в избушке, в теремке, в лесу; колобок – в печи, на окне, в домике.

2. В средней группе рекомендуется знакомство и освоение разных видов кукол. Сначала пальчиковые, затем рукавичные, перчаточные, а так же умение водить куклу за настольной ширмой. К началу года в средней группе речь детей еще не достаточно сформирована, поэтому нужно стимулировать желание детей включать ся в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.

Игра ребенка за ширмой позволяет ему спрятаться и раскрыться одновременно. Если ребенок боится говорить, стесняется, то за ширмой он начинает говорить уверенно – это же не он говорит, а его герой. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. Не все дети

могут участвовать в спектаклях, так как это игра для зрителей, а многие дети застенчивы. С такими детьми проводятся игры – драматизации, где дети играют для собственного удовольствия, не задумываясь о том, интересно ли это другим.

Игровые ситуации позволяют детям овладевать навыкам и необходимыми для построения связного монологического высказывания. Для этого предварительно отбирается лексический материал в соответствии с темой и ситуацией высказывания, используются разнообразные синтаксические конструкции. Это вызывает большую заинтересованность и переносится детьми в самостоятельные игры, сопровождающиеся высокой речевой активностью.

Вместе с тем, некоторые дети по-прежнему затрудняются самостоятельно составить

предложение по ситуации, они лишь договаривают отдельные фразы или слова.

С целью создания интереса и желания участвовать в последующей театрализации, в совместной деятельности проводятся игровые ситуации, в которые вводится персонаж, не знающий, как появляются или получаются сказки. Задача детей рассказать, как сказка может начинаться и заканчиваться. В ходе беседы обращается внимание на то, что в сказке есть последовательность, которую нельзя нарушать. С целью побуждения детей к созданию самостоятельных высказываний используются готовые ситуации: я буду рассказывать свою сказку, а ты показывай ее. Ребенок внимательно слушает и расставляет фигурки героев на фланелеграфе или столе. На втором этапе рассказывания этой сказки, ребенок участвует в рассказывании, дополняя «забытые или пропущенные» слова и фразы воспитателя. На третьем этапе можно обыграть какую либо ситуацию, предварительно обсудив ее. В качестве усложнения каждому ребенку предлагается набор игрушек или фигурок для фланелеграфа, с помощью которых можно придумать свою сказку. Если ребенок затрудняется, привлекаются к помощи дети группы. Постепенно дети переносят игровые ситуации из совместной в самостоятельную деятельность, расширяется сюжет, вводятся новые герои. Дети придумывают и обыгрывают ситуации друг перед другом. Получается импровизированный театр.

В средней группе у детей еще недостаточно сформирован и расширен словарь. Поэтому дети скачкообразно переходят в рассказе от одной части к другой, используют короткие предложения, обедненные определениями. В этом возрасте формируется активная речь, игровые умения, некоторые средства выразительности: мимика, жесты, сила и тембр голоса, темп речи. Постепенно дети включаются в процесс игрового общения с театральными куклами.

3. В старшей группе начинают осваиваться игры – драматизации, которые отличаются более сложным содержанием, интересными образами героев, оригинальными языковыми средствами. В этом возрасте рекомендуется использовать многоперсонажные игры – драматизации. За счет освоения централизованной игры у детей расширяется игровой опыт, связная речь, улучшается интонационная выразительность, появляются умения направленные на позитивное воздействие с

другими участниками игры. Формируется умение договариваться, разрешать конфликтные ситуации самостоятельно.

4. В подготовительной группе рекомендуется расширить и углубить знания о видах театрализованных игр, повысить интерес к театральной культуре. Продолжать формировать способности к самовыражению, к умению самостоятельно в логической последовательности составлять план задуманного им театрального действия, умение свободно владеть связной речью.

Яркой особенностью детей подготовительной группы становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры – фантазирования. Она становится основной или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный или фантазийный планы дополняют друг друга. У детей развивается способность выражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовыражаться с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и языковой выразительности.

Общение со сверстниками в процессе планирования игры, ее ходу становится более позитивным благодаря умению пользоваться связной речью и богатому активному словарю. Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность в театрализованной игре.

Детям нравится возвращаться к одним и тем же текстам, особенно если появляются новые элементы костюма, декорации, игрушки. Это способствует хорошему запоминанию текста. В подготовительной группе необходимо обучать детей правильному построению фразы. Эта работа осуществляется в процессе разнообразной практической деятельности.

учитель –логопед МБДОУ № 87

Логунова Наталья Павловна

Источник