Значение игры для развития ребенка младшего школьного возраста

Анжелика Зинченко
Роль игры для развития младших школьников
«Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением»
Г. К. Селевко
С самого раннего детства игра играла и занимала большую и значимую потребность в жизни каждого ребенка. Она наполняла развитие ребенка новыми красками и впечатлениями,помогала посмотреть на окружающий мир глазами сказочных героев: где добро побеждает зло, где весело и увлекательно.
На всех этапах жизни ребенка, начиная с самого рождения и до начальной школы игра преподносила своим ученикам все новые и новые знания.
Многие ученые давали оценку значению и роли игре. Наиболее важное определение по моему мнению дает немецкий психолог К Гроос.
По теории К. Грооса,который придавал детской игре исключительно большое значение: «…у ребенка она составляет главное содержание его жизни». К. Гроос развивал свою теорию как теорию упражнений, считая, что у высших живых существ, особенно у человека, прирожденные реакции являются недостаточно развитыми, поэтому человеку дано особенно длинное детство для подготовки к жизни с помощью подражания привычкам, способностям старшего поколения.
Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в школе и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным.
Игра развивает многие творческие начала ребенка, находит его открытые интересы и заставляет его переносить с помощью игрыразличные важные чувства: искренность, сострадание, доброту, уважение и честность.
Она помогает не только ребенку, но его родителям, которые порой не знают, как преподнести ребенку что то новое, а именно с помощью игры они воспитывают свое чадо и открывают перед ним новый мир знаний и возможностей
Например, Крупская Н. К. характеризовала и описывала значение игры. «…Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение. Гораздо большее, чем что-либо другое». Также высказывается и Горький А. М.в своих научных трудах: «Игра – детское познание мира, в котором они живут и который требуется изменить».
Большую роль игровая деятельность приобретает в учебной деятельности, особенно у младших школьников. Это связанно с новыми впечатлениями в начальной школе и особенностями их психики. Ведь порой педагогам и воспитателям трудно заставить ребенка учиться и при этом думать умственно, что не мало важно для развития многих процессов.
В процессе учебной деятельности младший школьник остро нуждается в организации его умственной активности, он еще не обладает произвольностью в такой мере, чтобы самостоятельно заниматься учебной деятельностью. Младшим школьникам трудно понять приказы, запрещения, призывы к долгу ученика, они не могут долго задерживаться на учебных задачах, им быстро надоедает однообразие. Они стремятся к игровой деятельности, игра для них – смысл жизни, они не могут жить без активности. Именно в младшем возрасте возрасте проявляется гиперактивность ребенка, которую не так просто остановить.
В то же время игра развиваетв ребенке следующие качества:
1) сообразительность,
2) внимание,
3) терпение,
4) вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение, что характеризует умственную деятельность
Принуждение младшего школьникак учебной деятельности может повлечь за собой одно: он невзлюбит школу, учение, книгу, самого педагога. А главная задача учителя начальных классов в том, чтобы пробудить в каждом ребенке тягу к познанию, сформировать нравственно — волевую готовность к учебной деятельности, которая предполагает усвоение правил общения в коллективе, умение подчиняться требованиям взрослого, сознательное принятие норм поведения. И этого учитель может добиться в игровой деятельности с детьми на уроке. Учитель, обеспечивая непосредственный обучающий эффект игры,должен регулярно демонстрировать маленьким учащимся их достижения: они должны систематически убеждаться в том, что до начала игры в классе они чего-то не умели, а к концу ее этому научились. Школьник осознает, что учитель хвалит его не только за хорошее участие в общей игре, но и за результат – за приобретенное знание и умение. И маленький ученик проникает гордостью оттого, что он настоящий школьник, потому что он не просто играет, а учится!
Чтобы учебная деятельность приносила ребенку только радость и новые впечатления, необходимо не только полное выполнение рекомендаций педагога, но и умение правильно понимать и слушать информацию, которая несет в себе знания, умения и необходимые навыки. Именно тогда школьник испытает полное удовлетворение собой и радость преодоления умственных трудностей, которые возникли у него в следствие учебной деятельности, выраженной в игровой форме. Именно в этом случае игра служит незаменимым помощником педагогам, которая помогает найти правильный подход к каждому ребенку.
Чтобы игра обеспечивала решение этой стратегической задачи, она должна не предшествовать обучению «поиграем, а потом начнём учиться», не чередоваться с ней «поиграли — поучились», а формой организации коллективной, руководимой учителем учебной деятельности класса. При таком использовании игра может формировать у детей качества,необходимые для становления учебной деятельности:
А) общее положительное отношение к школе, учебному предмету;
Б) желание постоянно расширять свои возможности, развивать способности, «строить» себя в сотворчестве с учителем и одноклассниками;
В) осознание способов, направленных на расширение своих возможностей, т. е учебных действий, в том числе способов самоконтроля и самооценки.
Одним из ведущих методов у детей младшего школьного возраста являются дидактические игры, сюжетно – ролевые и творческие игры.
Таким образом, игра способна сформировать у детей качества,необходимые для становления учебной деятельности:
1. общее положительное отношение к учебному труду, к школе, к учебному предмету, уважение к одноклассникам;
2. умение включаться в коллективную деятельность;
3. готовность слушать друг друга;
4. желание постоянно расширять свои возможности, развивать способности творить вместе с учителем;
5. расширение своих творческих способностей, самовыражения, самопознания, самоутверждения, инициативы и находчивости.
В игре формируются, перестраиваются и частные психологические процессы. Значительно повышается в условиях игровой деятельности пестрота зрения. В игре ребёнок раньше и легче удерживает сознательную цель запоминать большое количество слов, чем в лабораторных условиях. В игровой деятельности складываются благоприятные условия для развития интеллекта ученика, для перехода от наглядно- действенного мышления к образному мышлению и к элементам словесно- логического мышления.
Ценность игровой деятельности заключается в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования школьного общества. Она, как никакая другая деятельность, позволяет ученикам создавать те или иные формы общения. В играх дети развивают свою инициативу и находчивость, приучается к труду, точности, аккуратности. В играх развивается и укрепляется чувство товарищества, честности, правдивости
Таким образом, игра нужна детям младшего школьного возраста. Она помогает развиваться ребенку и вырасти в дальнейшем настоящим вежливым и добрым индивидом общества.
Источник
В последнее время в педагогике, так же как и во
многих других областях науки, происходит
перестройка практики и методов работы, в
частности все более широкое распространение
получают различного рода игры.
Внедрение в практику игровых методик напрямую
связано с рядом общих социокультурных процессов,
направленных на поиск новых форм социальной
организованности и культуры взаимоотношений
между учителем и учащимися.
Необходимость повышение уровня культуры
общения учащихся в дидактическом процессе
диктуется необходимостью повышения
познавательной активности школьников,
стимулирования их интереса к изучаемым
предметам.
Не секрет, что в наш быстро переменчивый век,
живущий в невероятном темпе, важным звеном
общественного развития является система
образования в целом, и начальное образование как
этап обучения подрастающих членов общества, на
котором формируются основные умения и навыки,
необходимые в дальнейшем обучении. Темпы роста
объемов учебного материала диктуют свои условия
к применению методов обучения младших
школьников. И методы эти зачастую направлены на
количество усваиваемого материала, а отнюдь не
на его качество.
Такой подход, естественно, не способствует
успешному усвоению программного материала и
повышению уровня количества знаний. Наоборот,
материал, плохо усвоенный учащимися, не может
являться надежной опорой для усвоения новых
знаний.
Решение этой проблемы кроется в использовании
методов обучения младших школьников,
базирующихся на передовых представлениях
детской психологии. И здесь на помощь учителям
должна прийти игра — один из древнейших, и, тем не
менее, актуальных методов обучения. Задолго до
того как игра стала предметом научных
исследований, она широко использовалась в
качестве одного из важных средств воспитания и
обучения детей.
В самых различных системах обучения игре
отводится особое место. И определяется это тем,
что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок
от рождения и до наступления зрелости уделяет
огромное внимание играм. Игра для ребенка — не
просто интересное времяпрепровождение, но
способ моделирования внешнего, взрослого мира,
способ моделирования его взаимоотношений, в
процессе которого, ребенок вырабатывает схему
взаимоотношений со сверстниками. Дети с
удовольствием сами придумывают игры, с помощью
которых самые банальные, бытовые вещи
переносятся в особый интересный мир приключений.
«Игра, есть потребность растущего детского
организма. В игре развиваются физические силы
ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз,
развиваются сообразительность, находчивость,
инициатива. В игре вырабатываются у ребят
организационные навыки, развиваются выдержка,
умение взвешивать обстоятельства и пр.», —
писала Н.К. Крупская.
Там же она указывала на возможность расширения
впечатлений, представлений в игре, вхождения
детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с
жизнью.
Для ребят дошкольного и младшего школьного
возраста игра имеет исключительное значение:
игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для
них — серьезная форма воспитания.
В настоящее время появилось целое
направление в педагогической науке – игровая
педагогика, которая считает игру ведущим методом
воспитания и обучения детей дошкольного и
младшего школьного возраста и поэтому упор на
игру (игровую деятельность, игровые формы,
приемы) — это важнейший путь включения детей в
учебную работу, способ обеспечения
эмоционального отклика на воспитательные
воздействия и нормальных условий
жизнедеятельности. В последние годы вопросы
теории и практики дидактической игры
разрабатывались и разрабатываются многими
исследователями: А.П.Усовой, Е.И.Радиной,
Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачапуридзе, З.М.Богуславской,
Е.Ф.Иваницкой, А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой,
В.Н.Аванесовой, А.К.Бондаренко, Л.А.Венгером. Во
всех исследованиях утвердилась взаимосвязь
обучения и игры, определилась структура игрового
процесса, основные формы и методы руководства
дидактическими играми.
Эта работа представляет собой анализ
психолого-педагогического материала по проблеме
игровых методов обучения.
- В игре ребенок делает открытия того, что давно
известно взрослому. Потребность в игре и желание
играть у школьников необходимо использовать и
направлять в целях решения определенных
образовательных задач. Игра будет являться
средством воспитания и обучения, если она будет
включаться в целостный педагогический процесс.
Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре,
педагог воздействует на все стороны развития
личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю
и на поведение в целом. - Игра имеет социальную и историческую природу, а
среда выступает как источник развития. Характер
игры, её виды и структура определяется обществом. - Дидактические игры широко используются на
различных уроках в начальной школе
Эффективность применения дидактических игр на
уроках в начальной школе была доказана опытом
многих педагогов и психологов.
Игровая деятельность – это особая сфера
человеческой активности, в которой личность не
преследует никаких других целей, кроме получения
удовольствия, удовольствия от проявления
физических и духовных сил.
Природа создала детские игры для всесторонней
подготовки к жизни. Поэтому они имеют
генетическую связь со всеми видами деятельности
человека и выступают как специфически детская
форма и познания, и труда, и общения, и искусства,
и спорта. Отсюда и названия игр: познавательные,
интеллектуальные, строительные, игра-труд,
игра-общение, музыкальные игры, художественные,
игры-драматизации, подвижные, спортивные игры.
Принято различать два основных типа игр: игры
с фиксированными, открытыми правилами и игры со
скрытыми правилами. Примером игр первого типа
является большинство дидактических,
познавательных и подвижных игр, сюда относят
также развивающие интеллектуальные,
музыкальные, игры-забавы, аттракционы. Ко второму
типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них
существуют неявно. Они — в нормах поведения
воспроизводимых героев: доктор сам себе не
ставит градусник, пассажир не летает в кабине
летчика.
Подвижные игры—важнейшее средство
физического воспитания детей, особенно в
школьном возрасте. Они всегда требуют от
играющих активных двигательных действий,
направленных на достижение условной цели,
оговоренной в правилах. Специалисты отмечают,
что основные особенности подвижных игр
школьников — их соревновательный, творческий,
коллективный характер. В них проявляется умение
действовать за команду в непрерывно меняющихся
условиях. Велико значение подвижных игр в
нравственном воспитании. Они развивают чувство
товарищеской солидарности, взаимопомощи,
ответственности за действия друг друга.
Сюжетно-ролевые игры (иногда их называют
сюжетными) занимают особое место в нравственном
воспитании ребенка. Они носят преимущественно
коллективный характер, ибо отражают существо
отношений в обществе.
Подразделяют их на ролевые,
игры-драматизации, режиссерские. Сюжет
конструкторские игры и игры с элементами труда.
Компьютерные игры имеют преимущество
перед другими формами игр: они наглядно
демонстрируют ролевые способы решения игровых
задач, например, в динамике представляют
результаты совместных действий и общения
персонажей, их эмоциональные реакции при успехе
и неудаче, что в жизни трудно уловимо. Образцом
таких игр могут стать народные сказки и
произведения фольклора. В них дети приобретают
опыт нравственного поведения в самых
разнообразных условиях жизни. Такие игры
помогают избежать штампов и стандартов в оценке
поведения разных персонажей в разных ситуациях.
Дети усваивают практически средства
коммуникации, способы общения и выражения
эмоций. Все компьютерные программы для детей
должны быть положительно нравственно
направленными, содержать элементы новизны, но ни
в коем случае не должны быть агрессивными и
жестокими.
Дидактические игры различаются по
обучающему содержанию, познавательной
деятельности детей, игровым действиям и
правилам, организации и взаимоотношениям детей,
по роли преподавателя Часто игры соотносятся с
содержанием обучения и воспитания. Игры по
сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по
ознакомлению с природой, по формированию
математических представлений. Иногда игры
соотносятся с материалом: игры с дидактическими
игрушками, настольно-печатные игры, словесные
игры, псевдосюжетные игры.
Можно выделить несколько типов дидактических
игр, сгруппированных по виду деятельности
учащихся: Игры-путешествия, игры-поручения,
игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы
(игры-диалоги).
Источник
Значение подвижных игр детей младшего школьного возраста
Игра имеет большое значение для развития личности ребенка. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма. Игры создают положительный эмоциональный фон.
Велико влияние игры на чувства детей. Она обладает притягательной способностью завораживать человека, вызывать волнения, азарт и восторг.
З. Фрейд писал, «Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка – это игра. Возможно, мы можем сказать, что в игре каждый ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир так, как ему больше нравиться. Было бы неверно сказать, что он не принимает свой мир всерьез, напротив, он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции».
Л. Френк предположил, что игра для детей – это способ научиться тому, чему их никто не может научить, способ ориентации в реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в современном мире.
Игра помогает ребенку раскрепостить свое воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки. «Когда дети играют, они выражают собственную индивидуальность и ближе подходят к внутренним ресурсам, которые могут стать частью их личности».Среди множества детских игр особое внимание отводится подвижным играм, которые разнообразны по своему содержанию и организациям. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом, игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями.В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В — третьих, сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.Развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного возраста осуществляется разными путями. Основной формой обучения детей движением являются занятия. В то же время существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко используются во всех возрастных группах. В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Это такие движения, как ходьба, бег, прыгание, лазанье, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом организованных подвижных игр, начиная с самого раннего возраста.
Для младших дошкольников подвижные игры являются жизненной необходимостью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные, оздоровительные и коррекционные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе. Подвижные игры в основном коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения согласовывать свои действия с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале, ориентироваться в пространстве. Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить ребенка выполнять какое – либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения.
Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Дети должны, например, уметь начинать движения все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних условных заданий, если игра сопровождается текстом. Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию содержания помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего мира: о поводках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках; о звуках окружающей природы; о средствах передвижения (поезд, автомобиль, самолет). Все игры детей дошкольного возраста можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры.
Первую группу игр детей составляют игры, разные по содержанию, структуре организации детей, степени сложности и своеобразию двигательных заданий. Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры – забавы. Вторая группа – спортивные игры: бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей и т. д. В работе с дошкольниками их применяют обычно с упрощенными правилами.Освоение подвижных игр дошкольниками имеет некоторые закономерности. Так, для детей двух – трех лет характерны только игры типа «ловишки», для детей среднего дошкольного возраста характерны сюжетные игры с богатым речевым материалом, со зримыми игровыми образами и атрибутами. Дети старших групп охотно играют в различные бессюжетные игры с соревновательным элементом, эстафеты, игры с различными предметами (кегли, мяч, скакалка, кольцеброс и т. п., и только к шести – семи годам дети готовы для участия в спортивных играх. Вместе с тем в работе с детьми младшего дошкольного возраста широко применяются мировые упражнения, занимающие как бы промежуточное положение между гимнастическими упражнениями и подвижными играми. Подвижные игры и игровые упражнения взаимосвязаны, и часто педагоги не видят между ними принципиальной разницы. В различие от подвижной игры, которая в своей основе всегда имеет определенный замысел, упражнение представляет собой организованные двигательные действия, специально подобранные для выполнения какого-нибудь конкретного задания. В игровых упражнениях, как правило, отсутствуют игровые действия группы детей, каждый ребенок действует по отдельному указанию педагога, и успешность выполнения заданий зависит лишь от личных возможностей. Многие упражнения имеют сюжетный характер, то есть образ, благодаря которому упражнения приобретают игровой элемент («пройди через речку», «прыгни через канаву» и т. п.) . Для маленьких детей гораздо понятнее фраза: «Покачай веточками», чем «Покачивающие движения руками, поднятыми вверх». Все предложенные далее игровые упражнения на координацию движения и речи опираются на образ, в соответствии с которым ребенок выполняет задание. Воспитатель может оценить выполнение упражнения каждым ребенком и, используя соответствие или несоответствие с образом, корректировать неправильное движение (выполнение). «Почему у твоей щуки два хвоста, сделай один», — говорит педагог лежащему на полу ребенку, выполняющему упражнение «щука».
Сюжетные игры строятся на основе опыта детей, их представлений и знаний об окружающем мире. Сюжет игры и правила обуславливают характер движений играющих. В одном случае дети могут, переваливаясь, как мишки, в другом весело скачут как зайчики.
Сюжетные подвижные игры имеют широкое применение во всех возрастных группах. Однако наиболее подходят детям младшего дошкольного возраста. Двигательные возможности детей 2 – 3 лет достаточно ограничены: дети еще не могут равномерно ритмично бегать и ходить, не могут преодолевать препятствия, их выразительные движения еще далеко не совершенны – это игры типа «догонялок». В коррекционном курсе с детьми 2 – 3 лет велика потребность в разнообразии игровых сюжетов, так как все они в основном направлены на совершенствование таких движений, как ходьба, бег и прыжки. В сюжетных играх дети очень непосредственны, перевоплощаясь в персонажей Иры, увлекаясь ею, они с удовольствием многократно повторяют все движения. Стихотворный текст в игре, как правило, проговаривает воспитатель, а дети только подчиняются его голосу как условной команде.
Для детей трех – четырех лет в сюжетных играх более сложные движения, обязательным условием является наличие развернутого текста. Для детей речевых групп это имеет принципиальное значение, так как в условиях игрового действия и группы ребенок меньше концентрирует внимание на собственном «Я» и на своих речевых проблемах. В этих играх, как правило, есть ведущий – водящий, который в своих действиях и поступках противопоставляется всей группе. Ребенок должен запомнить и проговорить весь текст своей роли и затем выполнить свою игровую задачу. Сюжетные игры с развернутым речевым содержанием являются прекрасным и очень эффективным психокоррекционным средством воздействия. Именно в играх такого рода удается «разговорить» и активизировать застенчивых и робких детей, научить выжидать, терпеть и подчиняться правилам агрессивных и расторможенных.
В работе с детьми дошкольного возраста используются также игры – забавы. Двигательные задания в этих играх выполняются в необходимых условиях и часто включают элемент соревнования (как правило, эти задания используются на завершающем уроке, вечере развлечений, спортивном празднике).
Таким образом, игры укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют профилактике нарушений зрения и осанки. Непринужденность обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций, нацеленность педагога на создание у детей эмоционального подъема, отсутствие проигравших – все это создает у игроков состояние особого психико – педагогического комфорта.
Источник