Значение игры для психического развития ребенка психология
Вятский Государственный Гуманитарный Университет
Контрольная работа по детской психологии на тему:
Значение игры для психического развития ребенка
Работу выполнила
Студентка 2 курса
Заочной формы обучения
Группы ПП – 21
Специальности: Педагогика и психология
Бушуева Ольга Сергеевна.
г.Киров,2008
Содержание
Введение
1. Значение и виды игр
2. Роль игры в психическом развитии ребенка
3. Заключение
Список литературы
Введение
Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города , страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, — со всем этим он знакомится играя, воображая себя в роли мамы, папы и так далее.
Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы.
Л. С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но, наоборот, она пропитывает собой всю деятельность ученика.
Игра – наиболее освоенная малышами деятельность. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде.
В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекательных его играх, — игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.
В игровой деятельности дошкольник не только замещает предметы, но и берет на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. Чаще всего он изображает взрослых людей: маму, папу, шофера, летчика. В игре ребенок впервые открывает отношения, существующие между людьми в процессе их трудовой деятельности, их права и обязанности.
Цель: выявить значение игры для психического развития ребенка.
Задачи: 1. Проанализировать литературу по данной теме;
2. Обобщить полученные результаты.
1. Значение и виды игр
Игровая деятельность – естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Игра необходима для подготовки подрастающего поколения к труду, она может стать одним из активных методов обучения и воспитания.
Игра – это особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.
Чтобы игры стали подлинным организатором жизни людей, их активной деятельности, их интересов и потребностей, необходимо, чтобы в практике воспитания было богатство и разнообразие игр. Детская жизнь может быть интересна и содержательна, если дети будут иметь возможность играть в разные игры, постоянно пополнять свой игровой багаж.
Каждый отдельный вид игры имеет многочисленные варианты. Дети очень изобретательны. Они усложняют и упрощают известные игры, придумывают новые правила и детали. Они не пассивны по отношению к играм. Это для них всегда творческая изобретательская деятельность.
Детские игры за весь период советской формации не собирались, не обобщались, значит, не классифицировались. Прав известный психолог А. Н. Леонтьев, утверждавший: «… чтобы подойти к анализу конкретной игровой деятельности ребенка, нужно встать на путь не формального перечня тех игр, которые он играет, а проникнуть в их действительную психологию, в смысл игры для ребенка. Только тогда развитие игры выступит для нас в своем истинном внутреннем содержании».
Наиболее распространенные теории игр в 19 – 20 веках:
К. Гросс считал, что игра является бессознательной подготовкой молодого организма к жизни.
К. Шиллер, Г. Спенсер объясняли игру простой тратой избыточной энергии, накапливаемой ребенком. Она не расходуется на труд и поэтому выражается в игровых действиях.
К. Бюллер подчеркивал обычную увлеченность, с которою играют дети, утверждал, что весь смысл игры заключается в том удовольствии, которое она доставляет ребенку.
З. Фрейд считал, что ребенок побуждается к игре чувством собственной неполноценности.
Хотя приведенные объяснения игры кажутся неодинаковыми, однако все эти авторы утверждают, что в основе игры лежат инстинктивные, биологические потребности ребенка: его влечения и желания.
Принципиально иначе подходят к объяснению игры русские и советские ученые:
А. И. Сикорский, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгат, К. Д. Ушинский высказываются за своеобразие игры как подлинно человеческой деятельности.
Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, а затем многие педагоги и психологи углубили анализ игры и строго научно объяснили эту своеобразную детскую деятельность.
Игры детей характеризуются следующими особенностями:
1. игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.
2. отличительной особенностью игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности
3. игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей
4. игра является формой творческого отражения ребенком действительности.
5. игра есть оперирование знаниями, средство уточнения и обогащения, путь упражнений, а значит, и развитие познавательных и нравственных способностей и сил ребенка.
6. в развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность
7. разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается.
Существуют разные виды игр: подвижные, дидактические, игры – драматизации, конструктивные.
В раннем детстве возникают и начинают формироваться элементы ролевой игры. В ролевой игре дети удовлетворяют свое стремление к совместной жизни со взрослыми и в особой, игровой форме воспроизводят взаимоотношения и трудовую деятельность взрослых людей.
А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец называли ролевую игру ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Ролевая игра возникает и существует в связи с другими видами детской практики: в первую очередь с наблюдениями окружающей жизни, слушанием рассказов и беседами со взрослыми.
Д. Б. Эльконин на основе анализа этнографических исследований пришел к выводу, что ролевая игра возникла в ходе исторического развития общества, в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений, то есть она социальна по своему происхождению. Появление игры связано не с действием каких – то врожденных, инстинктивных сил, а с определенными условиями жизни ребенка в обществе. Детство удлинилось, и вместе с возникновением ролевой игры возник и новый этап в психическом развитии ребенка – дошкольный возраст. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что удлинение детства происходит не путем надстраивания нового периода над уже имеющимся, а путем своеобразного вклинивания.
Игра социальна не только по происхождению, но и по своему содержанию. Все исследователи, описывающие ролевую игру, указывали, что на нее огромное влияние оказывает окружающая ребенка действительность, что сюжеты детских игр обусловлены социальными, бытовыми, семейными условиями жизни ребенка.
Сюжетно – ролевая игра заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними. То есть в игре ребенок моделирует взрослых, их взаимоотношения.
Сюжетно- ролевая игра возникает на границе раннего и дошкольного возрастов и достигает своего расцвета в середине дошкольного детства.
Д. Б. Эльконин выделил в структуре сюжетно – ролевой игры такие составляющие, как сюжет – та сфера действительности, которая отражается в игре;
Те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводит ребенок, составляют содержание игры;
Сюжет и содержание игры воплощаются в роли;
Развитие игрового действия, роли и правил игры происходит на протяжении дошкольного детства по следующим линиям: от игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами – к играм со свернутой системой действий, с ясно выраженными ролями, но скрытыми правилами – и, наконец, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями. Д. Б. Эльконин показал, что центральным компонентом сюжетно – ролевой игры выступает роль – соответствующий принятым в обществе нормам, правилам способ поведения людей в различных ситуациях.
Кроме этого вида игры дошкольник осваивает игры с правилами, которые способствуют интеллектуальному развитию ребенка, совершенствованию основных движений и двигательных качеств.
Таким образом, игра изменяется и достигает к концу дошкольного возраста высокого уровня развития. В развитии игры выделяют две основные фазы или стадии. Для первой стадии (3 – 5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5 – 7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержание игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.
2.Роль игры в психическом развитии ребенка
Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка.
В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.
Источник
Многие
педагоги и психологи, занимавшиеся
изучением игры, подчеркивали её значение
для психического развития ребёнка.
Благодаря игре, в психике ребёнка
происходят значительные изменения,
формируются качества, подготавливающие
переход к новой, высшей стадии развития.
В
игре все стороны личности ребёнка
формируются в единстве и взаимодействии.
Замечательный
советский педагог А.С. Макаренко
неоднократно подчеркивал решающее
влияние игры на формирование личности
ребёнка. Так, он писал: «Игра имеет важное
значение в жизни ребёнка, имеет то же
значение, какое у взрослого имеет
деятельность, работа, служба. Каков
ребёнок в игре, таков он будет и в работе,
когда вырастет. Поэтому воспитание
будущего деятеля происходит прежде
всего в игре. И вся история отдельного
человека как деятеля и работника может
быть представлена в развитии игры и в
постепенном переходе её в работу».
В
этом высказывании отмечается общее
значение игры для развития ребёнка.
Игровая
деятельность влияет на формирование
произвольности психических процессов.
Так, в игре у детей начинает развиваться
произвольное внимание и произвольная
память. В условиях игры дети сосредоточиваются
лучше и запоминают больше. Сознательная
цель — сосредоточиться, запомнить что-то,
сдержать импульсивное движение — раньше
и легче всего выделяются ребёнком в игр
Игра
оказывает большое внимание на умственное
развитие дошкольника. Действуя с
предметами-заместителями, ребёнок
начинает оперировать в мыслимом, условном
пространстве. Предмет-заместитель
становится опорой для мышления. На
основе действий с предметами ребёнок
учится мыслить о реальном предмете.
Таким образом, игра способствует тому,
что ребёнок переходит к мышлению в
образах и представлениях. Кроме того,
в игре, выполняя различные роли, ребенок
становится на разные точки зрения и
начинает видеть предмет с разных сторон,
это способствует развитию важнейшей,
мыслительной способности человека,
позволяющей представить другой взгляд
и другую точку зрения.
Ролевая
игра имеет определяющее значение для
развития воображения. Игровые действия
происходят в мнимой ситуации; реальные
предметы используются в качестве других,
воображаемых; ребёнок берёт на себя
роли отсутствующих персонажей. Такая
практика действия в придуманном
пространстве способствует тому, что
дети приобретают способность к творческому
воображению.
Игра
имеет большое образовательное значение,
она тесно связана с обучением на занятиях,
с наблюдениями повседневной жизни. В
нутрии игровой деятельности начинает
складываться и учебная деятельность.
Учение вводит воспитатель, оно не
появляется непосредственно из игры.
Дошкольник начинает учиться, играя. К
учению он относится, как к своеобразной
игре с определёнными ролями и правилами.
Выполняя эти правила, он овладевает
элементарными учебными действиями.
В
игре складываются и продуктивные виды
деятельности (рисование, конструирование).
Рисуя, ребёнок разыгрывает той или иной
сюжет. Постройка из кубиков вплетается
в ход игры. Только к старшему дошкольному
возрасту результат продуктивной
деятельности приобретает самостоятельное
значение, независимо от игры.
Очень
большое влияние игра оказывает на
развитие речи, имеет особое значение
для развития рефлексивного мышления.
Игра
имеет большое значение для формирования
самого механизма управления своим
поведением, механизма подчинения
правилам, который затем проявляется в
других видах деятельности ребёнка.
Эльконин
говорит, что в игре происходит формирование
важнейших сторон личности ребёнка-дошкольника
как члена общества. У неё возникают
новые, более высокие по своему общественному
содержанию мотивы, и происходит подчинение
этим мотивам непосредственных побуждений,
формируются механизмы управления своим
поведением, происходит овладение нормами
морали взрослых людей.
В
ролевой игре возникают и оформляются
механизмы опосредствованного личностного
поведения; она имеет важное значение в
возникновении первичной формы личного
сознания.
Характерной
особенностью подавляемого большинства
психологических теорий, распространенных
на Западе, является биологизация
человеческой психики, отрицание
качественно нового типа психического
развития на стадии человека. В понимании
игры это выражается двояко. [10]
С
одной стороны, игра рассматривается
как деятельность, в равной мере присущая
животным и человеку. Здесь, в сущности,
игра не создает ничего нового. Она
выступает как средство, облегчающее
решение ребёнком частных проблем, тем
самым лишь способствует реализации
того, что у ребёнка уже имеется.
С
другой стороны, игра понимается как
специфическая деятельность, связанная
с развитием психики человека. В этом
случаи игра рассматривается как способ,
обеспечивающий успешную адаптацию
ребёнка к социальному миру, но не
обуславливающий качественных изменений
в психике. Необходимо так же отметить
важное значение игры для развития
мотивационно-потребностной сферы
ребёнка. В сюжетно-ролевой игре,
подчеркивает Эльконин Д.Б. [24], в результате
эмоционально-действенной ориентации
ребёнка в смыслах человеческой
деятельности, возникает и получает своё
развитие и новая психологическая форма
мотивов. Д.Б. Эльконин предполагает, что
«в игре происходит переход от мотивов,
имеющих форму досознательных, аффективно
окрашенных непосредственных желаний,
к мотивам, имеющим форму намерений,
стоящих на грани сознательности».
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Марина Шевлякова
Значение игры в психическом развитии детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов и родителей
Воспитатель МАДОУ «Детский сад
комбинированного вида № 11 г. Шебекино»
Шевлякова Марина Владимировна
Значение игры в психическом развитии детей дошкольного возраста.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, именно она оказывает огромное влияние на развитие ребенка. В игровой деятельности формируются не только психические качества и личностные особенности, но и складываются другие виды деятельности, приобретающие самостоятельное значение. Педагоги и психологи подчеркивают, что игра влияет на все стороны развития психики ребенка. Так, А. С.Макаренко пишет: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».
В первую очередь игра оказывает влияние на развитие произвольных психических процессов: у ребенка начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игровой деятельности дети сосредотачиваются лучше, т. к. сами условия игры требуют от него сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на сюжете и разыгрываемых действиях.
Опыт ребенка в сюжетно-ролевой игре является основой для развития особого свойства мышления, позволяет стать на точку зрения других людей, восхищаться их будущим поведением. На основе этого ребенок может строить свое собственное поведение.
Ролевая игра имеет особое значение на развитие воображения.
Влияние игры на развитие ребенка заключается в том, что именно через игру он знакомится с поведением взрослых людей, с их взаимоотношениями. Впоследствии они становятся образцом для собственного поведения ребенка. В игре приобретаются навыки общения, которые необходимы для установления контактов со своими ровесниками. Игра заставляет ребенка подчиняться правилам, а это способствует развитию волевой сферы.
Некоторые продуктивные виды деятельности, такие как рисование и конструирование, с ранних этапов тесно связаны с игрой. Сначала у ребенка возникает просто игровой интерес, который в дальнейшем перерастает в интерес к самому рисованию или конструированию.
Внутри игры складывается и учебная деятельность, которая потом перерастает в ведущую деятельность младшего школьника. Учение не возникает само по себе, его вводит взрослый. Но дошкольник относится к учебной деятельности как к своеобразной ролевой игре с новыми правилами. Но когда ребенок выполняет эти правила, он непосредственно овладевает учебными действиями.
Игра оказывает влияние на развитие речи. Необходимость объясняться во время игры требует определенного уровня владения речью. В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками, распределяя роли, договариваясь друг с другом. Если по какой-то причине распадается совместная игра, то она налаживается в процессе общения.
Особое значение на знаковую функцию оказывается игрой. Развитие этой функции в игре осуществляется через замещение одних предметов другими.
Как ведущая деятельность игра особое значение оказывает на развитие рефлексивного мышления. Рефлексия-это способность анализировать собственные действия, поступки и умение соотносить их с общественными ценностями. В игре развитие рефлексии возникает через возможность контроля за выполнением действия, которое входит в процесс общения. В ролевой игре возникают предпосылки для развития рефлексии через осмысление своих собственных поступков.
В игре развивается мотивационно-потребностная сфера. Возникают новые мотивы и связанные с ними цели. Теперь в игре ребенок все легче отказывается от своих мимолетных желаний. Поведение ребенка контролируется другими людьми, он должен следовать правилам, которые вытекают из его роли и не имеет права ни отвлечься от игры, ни изменить свою роль.
В игре с замысловатыми сюжетами и различными сложными ролями у ребенка активно развивается творческое воображение.
Таким образом, в дошкольном возрасте игра для ребенка становится самостоятельным видом деятельности, с помощью игры он входит в разные социальные сферы, познавая их.
Источник