Значение игровой деятельности в развитии речи ребенка

Любовь Голубева
Роль игры в речевом развитии дошкольника

Речь — это важный элемент человеческой деятельности. Овладение род-ным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве [1, с. 18].

Большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения.

Выполняя функцию обучения, игра служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению и закреплению знаний. Использование игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала.

Основой для научного изучения данного вопроса будут служить исследования психологов, педагогов, методистов, которые прямо или косвенно затрагивают тему игры как средства обогащения словаря (Е. А. Аркин, П. А. Рудик, Д. В. Менжерицкая, А. П. Усова, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Е. И. Тихеева, М. М. Конина, Л. А. Пеньевская, В. И. Логинова, В. В. Гербова, В. А. Сухомлинский, В. И. Яшина, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, Д. Б. Эльконин, Т. А. Репина и другие авторы).

Игра — основной вид деятельности ребёнка и способ переработки полу-ченных из окружающего мира впечатлений. Можно считать, что игра это подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях разностороннего воспитания и речевого развития детей [3, с. 3].

Основными задачами развития речи в детском саду являются:

Воспитание звуковой культуры речи. Работа по данному разделу включает: формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия; развитие артикуляционного аппарата, развитие речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.

Формирование грамматического строя речи. Проводится работа по обучению правильному образованию форм слов, словообразованию, совершенствованию синтаксического строя речи дошкольников.

Словарная работа включает в себя работу над правильным пониманием слов и употреблением их в контексте, обогащением словаря новыми словами, активизацией словаря, устранением из речи детей нелитературных слов.

Развитие связной речи направлено на овладение ребёнком следующими типами связных высказываний: описание, повествование, рассуждение; формирование умения употреблять в связном высказывании точные и образные слова, включать в текст повествования прямую речь и диалоги действующих лиц; обучение пересказу готового литературного текста без помощи взрослого.

Можно сказать, что все вышеперечисленные речевые задачи в той или иной степени могут быть решены в игровой деятельности.

С целью развития речи ребёнка следует подбирать игры, позволяющие реализовать ряд функций: развлекательную, коммуникативную, диагностиче-скую, коррекционную и функцию социализации. При организации игры педагог должен выбрать в качестве основной цели одну-две функции, которые будут для него наиболее важными.

В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация дет-ских игр, базирующаяся по степени самостоятельности и творчества детей в игре. Наиболее популярной является классификация Н. К. Крупской, которая разделила детские игры на две группы [2, с. 259]:

I. Творческие игры:

1) режиссерские,

2) сюжетно-ролевые,

3) театрализованные,

4) игры со строительным материалом.

II. Игры с правилами:

1) подвижные игры,

2) дидактические игры.

В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит дифференциация функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь, формируются умения связной монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи. Новые потребности общения и ведущей игровой деятельности ведут к интенсивному овладению языком, его словарным богатством и грамматическим строем, в результате чего речь ребенка становится более ясной и связной [4, с. 7].

Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, выразительности речи, вкуса и интереса к художественному слову, художественно-речевой деятельности.

Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, развивают навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь [1, с. 69].

Но не всякая игра положительно влияет на детскую речь. Например, ролевая игра хотя и активизирует речь, но не всегда способствует овладению значением слова и совершенствованию грамматической формы речи. А в случаях переучивания закрепляет неправильное словоупотребление, создает условия для возврата к старым неправильным формам. Это происходит потому, что в игре отражаются привычные для детей жизненные ситуации, в которых раньше складывались неправильные речевые стереотипы. Поведение детей в игре, анализ их высказываний позволяют сделать важные методические выводы: детская речь совершенствуется только под влиянием взрослого; в тех случаях, когда идет «переучивание», нужно сначала выработать прочный навык употребления правильного обозначения и только потом создавать условия для включения слова в самостоятельную игру детей [1, с. 68]. Положительно влияют на речь детей участие педагога в детских играх, обсуждение замысла и хода игры, привлечение их внимания к слову, образец правильной и точной речи, беседы о проведенных и будущих играх.

Читайте также:  Введение на тему роль игры в развитии ребенка

Внимательно изучив и проанализировав литературу по теме исследова-ния, мы осознали, что игры являются ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. В каждой игре заложен потенциал развития речи детей. Задача педагога заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, сформулировать правила, организовать пространство, выбрать подходящее время для организации игры, определить сюжет игры, подобрать игровой реквизит и грамотно организовать содержание игровой деятельности.

Систематическое применение игр в детском саду и вне его может послу-жить созданию благоприятных условий для развития всех сторон речи дошкольников и успешной подготовки детей к обучению в школе.

Список литературы:

1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия». — 2000. — 400 с.

2. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. /Под ред. Маркова Т. А. – М.: Просвещение. — 2002. — 42 с.

3. Мудрик А. В. Социальная педагогика / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия. — 2002. — 200 с.

4. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д. Б. Эльконин. М.: АПН РСФСР. — 1958. — 116 с.

Источник

Екатерина Прошкина
Роль игровой деятельности в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста

Тема: «Роль игровой деятельности в речевом развитии детей

младшего дошкольного возраста».

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений разных видов деятельности. Он испытывает сильное желание включаться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

Именно в игре, по словам великого педагога В. А. Сухомлинского, «зажигается огонек детской пытливости и любознательности», от содержательности детской игры «зависит весь дальнейший путь ребенка к знаниям».

В игре происходит интеллектуальное развитие ребенка, формирование его ха-рактера, эмоций, личности в целом, и, что немаловажно, развитие речи.

Развитие речи детей – одно из важнейших направлений работы педагогов дет-ского сада. Не случайно в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования образовательная область «Речевое развитие» выделена в отдельный раздел. В период младшего дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется кругозор, появляются новые знания и умения, а значит, и совершенствуется и речь.

Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельно-сти в области языка. Для речевого развития актуальны все виды игровой деятельности: сюжетно-ролевые режиссерские и, особенно, театрализованные игры, подвижные и дидактические игры. Речевая активность в игре помогает ребенку выразить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия.

В моей группе двух-трехлетние малыши. Главной фигурой в жизни детей остаётся взрослый, именно воспитатель способствует развитию игровой деятельности детей раннего возраста.

Начинаем мы работу с предметно-манипулятивных игр с предметом-игрушкой по мотиву, заданному ребёнку взрослым. Её содержание составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предметов. В ходе руководства педагога такими играми совершенствуется восприятие речи, пополняется пассивный словарь детей, активизируются первые слова, развивается мелкая моторика рук, как известно, в огромное мере влияющая на развитие речевого аппарата.

Следующий этап – отобразительная игра: для неё характерны действия, на-правленные на выявление специфических свойств предмета и достижение с его помощью определённого результата. В условиях содержательного (делового) общения с взрослыми ребёнок на практике узнаёт название и целевое назначение предмета и это новое значение он переносит в свою игру. На рубеже первого и второго годов жизни игра малыша становится сюжетно-отобразительной. Так постепенно зарождаются предпосылки сюжетно-ролевой игры. Режиссерские игры по своей сути схожи с сюжетно-ролевыми играми, так как с одной стороны отражают уровень знаний о различных явлениях окружающей среде, а с другой – несут в себе элементы творчества и фантазии.

К трем годам малыши приобщаются к сюжетно-ролевой игре. Она учит перевоплощению в образы предметов, животных, действиям «понарошку». Ребенок может показать себя «зайкой», «мишкой», «лисичкой»; в помещении группы «поплавать», «походить на лыжах». Игра начинает приобретать развернутый характер, в ней единым смыслом связаны несколько задач: повышается словарный запас, развивается звуковая и связная диалогическая, монологическая речь. Формируется самостоятельность, целенаправленность своих действий. Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым. Малыш совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности. Корень игровой деятельности – обучение, в процессе которого дети приобретают необходимые знания, умения, навыки.

Читайте также:  Ребенку 1 год и три месяца развитие ребенка

Развивается звуковая сторона речи. Воспитание звуковой культуры речи многоаспектная задача, которая предлагает: развитие речевого слуха, обучение правильному звукопроизношению, овладение звуковой выразительностью речи. С этой целью я использую специальные игровые упражнения: гимнастику для язычка, чистоговорки, скороговорки. Действуя с собственными ручками и игрушками, дети проигрывают и проговаривают тексты знакомых песенок-потешек «Сорока-сорока», «Идет коза.», «Ладушки», стихов А. Барто из цикла «Игрушки».

В играх дети учатся пользоваться средствами звуковой выразительности с учетом задач и условий общения. Интенсивно растет словарный состав речи. Развитие связной речи происходит в ходе игрового общения. Развивается грамматический строй речи. Ребенок не просто активно овладевает речью – он творчески осваивает языковую деятельность, начинает употреблять сложные предложения.

Прежде чем начать игру, я стараюсь вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигалось различными приемами: использование художественного слова (песенки, потешки, загадки); сюрпризов (чудесный мешочек, волшебная коробочка и др.).

Для игры с малышами я подбираю простые сюжеты с одним-двумя персонажами и элементами-действиями – «шофер» загружает машину кубиками и везет её, используя зввукоподражание и обозначая свои деятвия словами «Нагрузил, везу, привез» и т. д. ; «мама» катает дочку в коляске, кормит её, проговаривая фразы «Какая вкусная каша! Кушай, дочка», доктор лечит зверушек, спрашивает «Что у тебя болит?», «Что ты вчера кушал?». Во время игры придумываю сюжеты или использую литературные тексты (стихи, сказки, потешки). Обычно дети берут за основу образец, предложенный мною. Например, говорю: «Таня, хочет спать, я сейчас заверну ее в одеяльце и покачаю. Спою Тане колыбельную.». Поиграв с куклой, передаю её малышу. При этом дети привносят в игру что-то свое, знакомое по собственному опыту. Я приветствую инициативность детей, активизирую и поощряю их речевые высказывания, побуждаю использовать звукоподражания, правильные формы слов, предложений.

Особое значение в речевом развитии детей я придаю театрализованной игровой деятельности. Малыши любят наряжаться в разные наряды, перевоплощаться в сказочных героев (зайчика, мишку, лисичку и т. д.).

Для развития речи детей младшего дошкольного возраста в процессе обыгрывания, наиболее эффективными оказались следующие виды игровой деятельности: игры-занятия; кукольный театр; театральные игры; игры-забавы; игры-перевоплощения; игры-инсценировки; творческие и самостоятельные игры, которые развивают интерес к театру, стремление воспроизводить фрагменты знакомых сказок, песенок, потешек по собственной инициативе. При этом малыши учатся внятно говорить, произносить правильно звуки, выражать разные состояния, применяя соответствующую интонацию. Показ настольного театра способствует обыгрыванию сказки с помощью игрушки, наблюдая за моими действиями, дети сами начинают манипулировать с куклами настольного театра, проговаривать текст, соотносить свои движения со словом.

Систематически я осуществляю педагогическое наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью детей, отмечаю:

• какой вид игровой деятельности дети предпочитают;

• с какими игрушками играют, их отношение к игрушкам;

• во что играют (сюжет игры);

• как играют: эмоциональная выразительность детей в игре, характеристика их игровых действий (единичные, повторяющиеся); используют ли дети предметы-заместители, воображаемые предметы; готовят ли условия для игры; обращаются ли к куклам, игрушечным животным с вопросами или говорят за них;

• играют вместе с воспитателем или самостоятельно, ставит ли ребенок сам игровые задачи;

• взаимоотношение детей в игре;

• принятие роли (роль в действии; роль, обозначенная словом).

употребляют ли слова в единственном и множественном числе; слова с суффиксами; используют ли простые и распространенные.

На основе полученных при наблюдении данных, делаю выводы о необходимости той или иной индивидуальной работы с воспитанниками. В дельнейшем планирую и осуществляю эту работу, прежде всего в ходе организации различных игр с детьми.

Таким образом, я считаю, что именно игровая деятельность является основой интеллектуально-речевого развития детей младшего дошкольного возраста.

Все умения и навыки, которые ребёнок приобретает в игре, связаны с развитием речи. У детей формируется интерес к игре, желание участвовать в ней, ставить и реализовать свои цели. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребенок учится, а не одно учение немыслимо без помощи основного учителя — языка.

Источник

Ирина Пятаева
Консультация «Роль игры в развитии речи детей»

Именно на игре словом ребёнок учиться тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка».М. Горький

Читайте также:  Особенности семьи воспитывающей ребенка с нарушениями развития

Что такое речь? Речь-это способность выражать мысль словами, умение говорить. это одна из высших психических функций человека с важными функциями – мышлением, эмоциями, памятью.

С момента появления на свет ребёнок постепенно овладевает речью. Вначале он произносит короткие, простые слова, затем фразы и предложения. Ребёнок растёт – его речь развивается. В школьном курсе есть специальные занятия по развитию речи.

До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь. Некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Быстро увеличивается запас слов. Речь становится для всех понятной, начинают оформляться мысли в предложения.

Большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Ребенок любит играть. Поэтому педагогика соединила приятное с полезным, играя в различные игры, ребенок обучается, сам того не подозревая. Ему интересно. Он запоминает. Игра для ребенка – основной вид деятельности, в результате которой он познает мир. Ф. Фребель, первый среди педагогов, выдвинул положение о игре как особом средстве воспитания. В основу своей классификации он положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры, внешних органов чувств (сенсорные игры, движений (моторные игры).

В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых. Новая классификация детских игр, разработанная С. Л. Новоселовой:

1)игры, возникающие по инициативе ребенка (детей,-самостоятельные игры:

игра-экспериментирование; самостоятельные сюжетные игры:

— сюжетно-отобразительные,

— сюжетно-ролевые,

— режиссерские,

— театрализованные;

2)игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:

игры обучающие:

— дидактические,

— сюжетно-дидактические,

подвижные;

досуговые игры:

— игры-забавы,

— игры-развлечения,

— интеллектуальные,

— празднично-карнавальные,

— театрально-постановочные;

3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей:

традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).

Роль игр в развитии речи колоссальна – с их помощью пополняется и формируется словарный запас. В игре происходит развитие речи и мышления.

Игра невозможна без речевого общения. Хорошо развитая речь является необходимым условием успешного обучения в школе.

Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а что бы речь была внятна, понятна и интересна другим необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.

Для развития речи детей в детском саду проводятся различные игры, как на занятиях, так и в свободной деятельности детей.

Поэтому роль игры в развитии речи у детей дошкольного возраста занимает ведущее место. Посредством игровых комнат, спортивных залов, площадок для прогулок и дидактических игр создаются специальные условия, в которых в игровой форме ребенок развивает речь.

Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.

С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присуще свой глагол.

Игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие развития речи и всестороннего развития их личности, интеллекта. С другой стороны, недостатки звукопроизношения, ограниченность, словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, а также изменения темпа речи, ее плавности – все это влияет на игровую деятельность детей, порождает определенные особенности поведения в игре. Без специально организованного обучения игра, направленная на расширение словаря и жизненного опыта детей, самостоятельно не возникает. Основные свои знания и впечатления дети получают только в процессе целенаправленной игровой деятельности. Задача педагога заключается в организации руководства игрой, обеспечивающего максимальную актуализацию имеющихся у ребенка возможностей. Полнота развития игры, а, следовательно, и ее коррекционная ценность повышаются при условии планирования воздействий педагога. Речь детей в игровой деятельности развивается быстрее, так как игра — ведущий вид деятельности ребенка — дошкольника, и большую часть своего времени ребенок проводит за разнообразными играми. Игра в речевом развитии является неотъемлемой частью жизни ребенка младшего дошкольника. И главное в этом участие родителей и воспитателей, которые могут правильно организовать игры детей, подсказать.

Источник