Значение художественной литературы в развитии ребенка дошкольного возраста
Юлия Кокурина
Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста.
Значение художественной литературы в развитии
детей дошкольного возраста.
В наш век информационных технологий, изменилось отношение людей к книгам, пропал интерес к чтению. Люди отдают предпочтение просмотру телевизионных передач, кино, компьютеру, планшетам, сотовым телефонам, забывая о любимых в детстве книгах, которые пылятся на полке. Можно отметить, что одной из проблем в нашем обществе, является приобщение ребенка к чтению. По многим исследованиям доказано, что уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерным играм, игровым приставкам. Наши школьники не любят и не хотят читать. А если разобраться, то во время чтения человек развивается, совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, усваивает и использует опыт предшественников, учится думать, анализировать, сопоставлять и делать выводы.
Художественная литература, является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Художественная литература в поэтических образах открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, она делает эмоции более насыщенными, развивает воображение и дает ребенку прекрасные образцы литературного языка.
Очень важно вовремя воспитывать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талант читателя». Ребенок дошкольник еще не умеет сам правильно воспринимать литературные произведения, элементы художественной выразительности, данное умение надо развивать и воспитывать. В соответствии с этим важно формировать у детей способность слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Развитие этих навыков у ребенка будет благотворно сказываться на формировании своей образной, яркой, красочной и грамматически правильной речи.
Кто поможет ребенку заинтересоваться миром художественной литературы? Родители и работники дошкольных учреждений – они являются первыми проводниками ребенка в мир книги. В детских садах воспитатели начинают приобщать детей к художественной литературе, развивают интерес к чтению, ведет работу с родителями, рекомендует книги, которые желательно читать детям дома.
Дети дошкольного возраста не читатели, а слушатели, поэтому педагог владеющий навыками выразительного чтения приобретает особое значение при ознакомлении детей с художественными произведениями. Перед педагогом стоят важные задачи,а именно: каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, завлечь слушателя эмоциональным отношением к прочитанному (к чувствам, к поступкам, к лирическим переживаниям героев).
Таким образом, социологические исследования в нашей стране и за рубежом, выявили следующие проблемы в приобщение детей к художественной литературе,а именно:
-у младших школьников и подростков заметно снизился интерес к чтению
-в свободное время дети мало читают, отдавая предпочтение просмотру телевизора, прослушиванию звукозаписей, игре в компьютерные игры
-изменение подлинной детской литературы
-исчезновение традиции совместного семейного чтения взрослого с ребенком.
Актуальность данной проблемы очевидна. Воспитывая читателя в ребенке, взрослый сам должен проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, которые рекомендуются для чтения детям дошкольного возраста, уметь увлекательно вести беседу с малышами и помогать им при анализе произведения. Начинать такую работу необходимо с раннего возраста.
Существует огромное количество методов и форм по приобщению к чтению и ознакомлению детей с книгой. Перечислю следующие методы работы по приобщению детей к чтению:
1. Словестные (чтение художественной литературы, беседы по прочитанному, заучивание наизусть, пересказ произведения, выразительное чтение)
2. Практические (игры-драматизации, дидактические игры, элементы инсценировки, театрализованная деятельность, отображение прочитанного в изобразительной деятельности- лепка, рисование, аппликация)
3. Наглядные (показ иллюстраций, картинок, игрушек, просмотр видеороликов, фильмов, оформление выставок, использование разных видов таетра)
Так же существуют и следующие формы работы как с детьми, так и с родителями.Форы работы с детьми подразумевают:
-занятия (по ознакомлению с художественной литературой, фольклером, по ознакомлению с биографией писателей, с историей возникновения бумаги, книги, письменности, по развитию речи)
-кружковая работа
-культурно-досуговая деятельность, а именно экскурсии в библиотеку ДОУ, оформление тематических выстовок, макетов, организация «Больницы для книги», проведение недели детской книги, игровая деятельность.
Работа с родителями заключается в проведении родительских собраний, индивидуальных консультаций, семинаров-практикумов, участие родителей в проектной деятельности, в литературных конкурсах, в оформлении выставок, макетов.
Таким образом, проводя работу по приобщению детей к художественной литературе, работая в системе с детьми и с родителями, можно добиться повышение у детей речевого, познавательного и психофизиологического уровня развития, также создавая предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения, помочь ребенку войти в мир художественной литературы, сформировать читательские умения.
Источник
Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе — усвоения языка.
У дошкольников слуховая чувствительность развита неодинаково. Физический и речевой слух с возрастом развивается. Воспитателю приходится считаться так же со способностью детей воспринимать речь, с умением сосредоточить внимание и определенное время сохранять его при слушании рассказа.
Материалом для чтения в детском саду служат большей частью произведения художественной литературы и народной поэзии. Писатель, поэт рассказывают о людях, их поступках, чувствах и переживаниях, о событиях, происходящих на их глазах, об участии их в этих событиях, их отношении к окружающему.
Чтобы верно, правдиво донести до маленьких слушателей образы произведения, помочь им правильно понять идею произведения, воспитатель должен уметь выразительно его прочитать или образно рассказать.
Воспитатель должен уметь раскрывать образную структуру произведения, выражаемую в языке, за словами видеть образы, ведущие к пониманию идеи, замысла писателя. «Говорите не столько уху, сколько глазу»,— советует К. С. Станиславский.
В восприятии художественного произведения участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение. Слушая литературные произведения, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимание произведения, содержания и идеи.
Для решения задач всестороннего воспитания детей средствами литературы, формирования личности ребенка, его эстетического развития важен правильный подбор художественных произведений .
Подбирая художественное произведение – рассказ, стихи, сказку, воспитатель детского сада в первую очередь оценивает его со стороны идейно-смыслового, воспитательного значения для ребенка. Однако при выборе художественного произведения для детей, вопрос о доступности языка определяется главным образом его смысловым составом. Незнакомые слова объясняются заранее или заменяются знакомыми.
С течением времени, расширяя словарь (на основе формировании представлений об окружающем), дошкольники все в большем разъеме понимают речь. Сказки, рассказы, стихи занимают соответствующее место в их занятиях. Понимание речи движет развитие детей. Усвоение грамматических конструкций в процессе pазговорной речи, развитие связной речи, формирование внутренней речи дают основу для восприятия произведения в любой форме. Особое внимание при чтении художественного произведения уделяется выразительности чтения.
Боголюбская М.К. считает, что выразительное чтение складывается из техники речи и приемов художественного исполнения.
А) Техника речи – совокупность умений и навыков, посредством которых реализуется язык в конкретной обстановке общения. Имеется в виду дыхание, дикция, орфоэпия [4, 59].
Дыхание — периодически повторяющиеся акты: вдох, выдох, остановка и т.д. Это — непроизвольное дыхание. При исполнении произведения используют произвольное дыхание. Здесь компоненты дыхания изменяют свою последовательность. При чтении вдох, потом остановка, затем медленный выдох.
Дикция – ясное, четкое, произношение каждого отдельного звука, слова и всей фразы в целом.
Можно отметить характерные черты плохой дикции:
1. «Проглатывание» отдельных звуков
2. «Сглатывание» отдельных слогов и окончаний.
3. Шепелявость, картавость (не правильное произнесение звуков, замена звуков в словах)
4. Излишняя торопливость или растягивание слов.
Орфоэпия – совокупность правил произношения литературного языка. Норма литературного произношения – историческая категория, т.е. она менялась и меняется в процессе развития языка. Примером правильного произношения для нас является московское наречие, примеры которого можно услышать по радио, телевидению и т.п.
Б) Приемы художественного чтения и рассказывания: основной тон, интонация, логика чтения, паузы, темп, сила голоса, поза, мимика и жест.
1) Основной тон- основное звучание литературного произведения. Основной тон бывает: торжественный, спокойный, радостный, грустный.
2) Интонация – смысловая, эмоциональная окраска речи. Это разнообразные оттенки голоса рассказчика, выражающие его чувства и мысли, помогающие ему рисовать художественные образы.
3) Логика чтения (логическое ударение) — выделение во фразе главного по смыслу слова.
4) Пауза – перерыв, краткая остановка в чтении. Применяют три вида пауз: логические, психологические и стиховые.
5) Темп – зависит от характера содержания произведения. Использование разнообразных оттенков темпа речи, придает ей особую динамику, живость, богатство выразительного звучания.
6)Сила голоса — это его звучность, полноценность, умение им управлять. В соответствии с содержанием, то уменьшают, то увеличивают силу голоса. Сила голоса помогает ярче нарисовать чтецу образы героев.
7) Поза чтеца- положение тела чтеца во время исполнения произведения.
Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературных произведений и понимать некоторые особенности формы, выражающей содержание, т. е. могут уже различать литературные жанры и характерную их специфику. Они легко различают прозу и поэзию, говорят, что стихи написаны складно, их можно петь, т. е. замечают ритмическую и метрическую организованность созвучие стихотворных строчек, Надо обращать внимание детей на особенности жанров, тогда они будут глубже осознавать художественные достоинства литературных произведений.
Итак, каждое занятие по заучиванию стихотворений ставит перед педагогом много задач: он должен выразительно читать стихотворение, правильно ставить вопросы, обращая внимание детей на содержание и выразительные средства произведения, учить выразительному чтению, находя правильные интонации, верно расставляя логические ударения, соблюдая паузы, управляя своим голосом (повышая или понижая его в нужных местах).
Чтение литературных произведений доводит до сознания детей неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельной деятельности — словесном творчестве.
Но для того чтобы этого достичь, необходима специальная работа по анализу литературных произведений, в результате которой дети научатся различать литературные жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, взаимосвязь содержания и художественной формы.
При первом чтении произведения основная задача воспитателя— довести до слушателей художественное произведение в целостности как произведение искусства. При вторичном ознакомлении с литературным произведением анализ его можно провести более углубленно, обращая внимание и на средства художественной выразительности.
Для углубления восприятия литературных произведений необходимо давать детям творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на словоизменение и подбор рифмы к заданному слову. Только тогда, когда дети сами овладеют способом выражения в слове определенного художественного содержания, они смогут более глубоко осознать различные художественные средства.
Среди средств художественной выразительности сравнение является основным, сравнение обычно соединяется союзами как, как будто, словно, точно и т.
Большое значение имеют чувственно-наглядный опыт ребенка, подготовка его к восприятию литературного произведения, воспитание образного видения мира. Поэтому хорошо обратить внимание детей, например, в стихотворении Есенина «Белая береза», на березу, осыпанную снегом, чтобы они увидели и пушистые ветки, и снежную бахрому. И если у этой березы дети услышат чарующие строчки есенинского стихотворения, они глубоко поймут красоту произведения. Можно накануне рассмотреть репродукцию картины К. Юона «Зима» и обратить внимание детей на красоту изображенных на ней берез, покрытых снегом.
Так, на каждом занятии детей учат выделять художественные средства в стихотворных произведениях и, кроме того, закрепляют в самостоятельной детской деятельности знания, полученные на занятии, т. е. развивают поэтический слух.
При ознакомлении с жанром рассказа воспитатель должен объяснить, что рассказы повествуют о каком-нибудь событии или случае из жизни, что рассказы бывают разные: о людях и природе, смешные и грустные, короткие и длинные.
После чтения рассказа нужно спросить детей, что им прочитали (сказку, стихотворение или рассказ), почему они думают, что это рассказ, а не сказка или стихотворение. Затем задаются вопросы, выясняющие понимание детьми основного смысла рассказа, моральных поступков героев, обращается внимание на художественную форму рассказа (как автор описывает то или иное явление, с чем его сравнивает, какими словами характеризует героя и т. п.). Занятия по чтению рассказов хорошо связать с выполнением творческих заданий на подбор синонимов и антонимов к заданному слову, которое можно взять из текста рассказа.
.
Сказка вызывает у всех детей любовь и стойкий интерес своей динамичностью, яркостью образов, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.
Анализ сказки и творческая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста должны быть такими, чтобы они смогли понять и почувствовать её глубокое, идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.
На занятиях по чтению и рассказыванию сказок нужно подвести детей к пониманию жанра сказки, обратив их внимание на специфичность художественной формы, образность языка (повторы, зачин, концовка, сравнения, постоянные эпитеты), учить понимать отличие сказки от рассказа.
Эти задачи могут решаться на каждом занятии по чтению или рассказыванию сказки, но особенно они нужны при чтении авторских сказок, когда детям можно предложить самим определить жанр произведения. Например, после чтения сказки П, Бажова «Серебряное копытце» или сказки М. Горького «Воробьишко» спросить, что прочитано — рассказ, сказка или стихотворение. Дети начинают рассуждать, что в названных произведениях звери и животные разговаривают, а это случается только в сказках, стало быть, прочитанное произведение — сказка.
Так в самой элементарной форме дошкольники начинают понимать специфические особенности жанров. Они уже могут объяснить, чем рассказ отличается от сказки, в чем отличие прозы от ритмически организованной речи.
Так, в результате обучения элементарному анализу особенностей художественного текста совершенствуется речь (словарный запас, связность, грамматическая правильность, звуковая культура, образность).
Но не всегда дети используют полученные знания и умения в собственной деятельности. Они замечают образные слова, сравнения, эпитеты в литературном произведении, но сами применить их не могут. Выполнение творческих заданий, т. е. систематические упражнения, помогает им использовать эти знания в своей речи и в самостоятельной деятельности — творческом рассказывании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Художественная литература является универсальным развивающее -образовательным средством
Отгадывая загадки — у ребенка развивается логическое мышление. А развивая мышление ребенка, мы развиваем и речь.
Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры. Они организуют детский коллектив в игре, поддерживая строгий порядок во всех играх. Дети подчиняются этому порядку как незыблемому закону. Основой все считалок является счет. Не задумываясь о содержании, дети механически его запоминают, что приводит к развитию математических способностей.
С помощью дразнилок, дети все время себя воспитывают: учат товарищей, и сами учатся быть честными, справедливыми, добрыми. В фольклоре много дразнилок, которые высмеивают отрицательные качества личности.
Развивая речь ребенка с помощью фольклорных произведений, мы развиваем и воображение, восприятие, мышление, память.
Таким образом, можно твердо утверждать, что приобщая детей к художественной литературе, мы развиваем не только моральные и нравственные качества, но и психологические.
Литература:
Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд.-3-в. М., «Просвещение», 1970.
Комплексная подготовка детей к школе. Книга для детей и взрослых. / Под ред. Ю.Г. Исаевич. – М., 2002.
Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. – Ульяновск, 1997.
Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.
Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969. Подготовительная к школе группа в детском саду. Под ред. М. В. Залужской. Изд. 2-е. М., «Просвещение, 1975.
Источник