Значение художественной литературы в развитии личности ребенка
Музалевская Наталья
Роль художественной литературы в развитии личности дошкольника
Музалевская Наталья Анатольевна,
старший воспитатель бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №55 комбинированного вида», г. Орел.
Роль художественной литературы в развитии личности дошкольника
Период дошкольного детства – очень важный этап в воспитании человека. Уникальность данного периода в том, что он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем различных специальных знаний и навыков, освоение разных типов деятельности.
На современном этапе остро стоит проблема литературного образования детей, формирование у них умений полноценной читательской деятельности, а отсюда – и проблема готовности дошкольных образовательных учреждений, семьи, родителей и воспитателей к работе с детской книгой, к развитию у детей устойчивого интереса к литературе, чтению, формированию у них первоначальных представлений о роли книги в жизни человека и потребности жить с книгой, общаться с ней.
Снижается роль семьи в привлечении ребенка к чтению. Сегодня взрослых все больше интересуют компьютерные технологии, а чтение для детей и самими детьми заменяется просмотром телепередач.
Воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всем его богатстве – процесс долгий и нелегкий, и начинаться он должен как можно раньше.
Через художественную литературу ребенок познает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека. Под влиянием художественного слова у детей воспитываются потребности: в познании мира через литературные произведения; в книге как средстве самообразования (порождает стремление самому научиться читать); в восхищении красотой художественного слова, обогащении своей активной речи лучшими литературно-языковыми формами (фразеологизмами, пословицами, поговорками, образными выражениями); в коммуникации художественного содержания, высказывании собственных мыслей, вопросов, умозаключений; в самовыражении и самореализации через словесное творчество, вхождение в различные литературные образы; в хорошем настроении, положительных эмоциях, связанных с восприятием художественного слова.
Роль художественной литературы в развитии личности ребенка четко прослеживается через функции, которые она выполняет как искусство слова: информационно-образовательную, воспитательную, национально-духовную, историческую, эстетическую, культурологическую.
Сегодня детское чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества. Одним из ориентиров ребенка должен стать интерес к книге.
В своём литературном развитии ребёнок должен идти от литературы своего народа к классике мировой детской литературы. При этом в круг детского чтения следует включать книги, разнообразные по темам и жанрам. Это позволит, с одной стороны, формировать у дошкольников широту читательских интересов, а с другой – избирательность, индивидуальность литературных пристрастий.
Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. В. Г. Белинский предъявлял два основных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Об этической направленности детской литературы он говорил, что, художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою. Поэтому при выборе литературных произведений необходимо, прежде всего, видеть, какую позитивную концепцию выдвигает автор. Идейная направленность детской книги должна отвечать задачам нравственного воспитания. Книга призвана в конкретных образах раскрывать перед ребёнком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания; формировать правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к труду, к природе и др. Лучшие литературные произведения, созданные для детей, без излишнего дидактизма формируют у ребёнка нравственное отношение к действительности, несут целую программу позитивных форм поведения, в которых это отношение проявляется и выражается.
Современная детская литература удовлетворяет разнообразные интересы и потребности ребёнка: потребность в фантастическом и героическом, приключенческом, познавательном и юмористическом и т. п.
Особое место занимает знакомство малышей с книгой, ведь именно в книге ребенок видит первые в своей жизни живописные работы художников, перелистывая страницы, слушая чтение, он открывает новый увлекательный мир, наполненный яркими художественными образами, чувствами, отношениями. Детские впечатления от прочитанных книг остаются на всю жизнь.
У детей с раннего возраста формируется представление о книге как об особом предмете, они с удовольствием рассматривают картинки, соотносят их с прослушанным текстом, запоминают и радостно находят любимых героев, выполняют игровые действия (мяукают, лают, кормят зайчика). Самым привлекательным в этом возрасте является детский фольклор, народные песенки, потешки, прибаутки, которые легко запоминаются детьми, гармонично сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, действие. Яркие, красочные иллюстрации таких художников как Ю. Васнецов, В. Сутеев насыщают зрительное восприятие малышей, делают книгу источником положительных эмоций.
Книжная иллюстрация – это особый вид изобразительного искусства, она выступает в синтезе со всеми элементами книги: текст, его сюжет, жанр и стиль; форма, размер книги и др. Каждый художник-иллюстратор имеет собственную, неповторимую манеру, свой стиль, любимые литературные жанры.
Показывая детям своеобразие, оригинальность иллюстраций художников к литературным произведениям, педагог развивает эстетический вкус, творческую чуткость, способствует выработке собственного стиля у детей в художественной деятельности.
Ежедневное чтение детской литературы оказывает большое влияние на развитие словаря детей. На литературном материале дети начинают усваивать сложные понятия (жанр, рифма, писатель, эпитет и др.). Дети также упражняются в умении выделять сравнения в художественных произведениях.
Для формирования интереса к книге детском саду предлагается использовать следующие формы работы:
— чтение художественного произведения воспитателем в кругу детей;
— недели русских народных сказок, авторских сказок;
— вечера чтения;
— выставки книг или организация книжного уголка;
— семейные вечера чтения;
— викторины: «Какие я знаю сказки?», «Каких детских писателей (сказочников) я знаю?»;
— конкурсы чтецов, рассказчиков;
— тематические КВН (для детей подготовительной группы);
— конкурсы: «Книга своими руками», «Книжки-малышки», «Юный книгоиздатель»;
— родительские собрания: «Чтение в жизни ребенка», «Как привить интерес к книге»;
— праздники: «Праздник любимой книги», «День рождения…» (любимого героя книги);
— тематические акции: «Помоги книге» (реставрация книг);
— воспитание толерантности через чтение сказок и рассказов народов мира;
— знакомство с книгами, ориентированными на гендерные различия (различия читательских предпочтений мальчиков и девочек);
— проектная деятельность по темам: «Чудесный мир волшебных сказок» (проект по знакомству детей подготовительной группы с изобразительным искусством и изучению сказок А. С. Пушкина, «Басня коротка — искусство безгранично» (знакомство детей старшей группы с баснями И. А. Крылова);
— оформление информационных стендов: «Круг чтения Вашего ребенка», «Читаем дома», «Книга на выходные»;
— сотрудничество с районной детской библиотекой.
О. С. Ушакова отмечает, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм и родного языка.
В заключение хочется отметить, что процесс приобщения маленького читателя к духовному наследию нашей страны, к мировой культуре посредством книги довольно долог, но если первоначальный этап будет успешен еще в дошкольном возрасте, то значительно увеличится число глубоко образованных, думающих молодых людей, любящих книгу и способных ценить прекрасное.
Источник
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения. Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература.
Знакомство детей с художественной литературой в дошкольном учреждении это первая ступень в литературном образовании, цели и задачи его – подготовка ребенка к следующим ступеням, к долгому пути литературного образования
Художественная литература является универсальным развивающим образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду
На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева, К. Д. Ушинский, Е. А. Флерина, А. М. Шахнарович, В. И. Яшина и др.)
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка — особенности этих фольклорных произведений-миниатюр.
Исследователи, в частности В. И. Яшина, отмечает такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. Вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости [50].
Чтобы осуществлять литературно-речевое развитие дошкольников, необходимо ориентироваться в том, каковы характерные особенности развития их речи на разных возрастных этапах. Эта проблема достаточно хорошо изучена, нашла отражение в работах исследователей детской речи Л. С. Выготского, Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, Ф. А. Сохина и др
Исследователи отмечают, что процессы восприятия и понимания художественной литературы в дошкольном детстве своеобразны и отличаются характерными особенностями. Дошкольник является своеобразным читателем. Он воспринимает литературу на слух, и этот процесс длится до тех пор, пока он сам не научится читать. Но, даже овладев техникой чтения, он еще долго по-детски относится к книжным событиям и героям.
Круг чтения у младших дошкольников составляют главным образом произведения русского фольклора, сказки, рассказы, короткие стихотворения, произведения русских и советских писателей. Дети в возрасте трех-четырех лет, пишет Л. М. Гурович, понимают основные события произведения, улавливают их динамику, но это понимание тесно связано с непосредственным личным опытом, еще очень ограниченным. Поэтому элементы повествования, незнакомые детям по жизненному опыту, не вызывают у них никаких наглядных представлений [3]. Для усиления эмоциального отклика детей целесообразно сказки не читать, а рассказывать и даже разыгрывать их, передавая действие в лицах, в движении. К таким сказкам относятся кумулятивные («Колобок», «Репка», «Теремок» и другие); народные (о животных, волшебные «Пузырь, соломинка и лапоть», «Гуси-лебеди», любые докучные сказки).
При анализе литературного произведения дети трёх-четырёх лет устанавливают наиболее простые связи, которые касаются, прежде всего, последовательности событий. Прорыв прямой последовательности событий в сюжете, появление в нем скрытого замысла часто затрудняет их восприятие. Более всего их интересует герой произведения, его внешность и его поступки. Представить героя, воссоздать его образ в воображении младшие дошкольники ещё не могут, поэтому желательно в книге иметь иллюстрации, помогающие увидеть героя и каждое его действие.
К четырем-пяти годам дети усваивают новые знания об окружающем, расширяется их опыт, увеличивается круг их конкретных представлений. Все это вызывает изменения в понимании литературных произведений: появляется большая осмысленность в восприятии, легкость в установлении последовательных и простых причинных связей в сюжете, в вычленении из цепи событий нужного. Однако скрытые, замаскированные события и замыслы дети всё еще не осознают или осознают с большим трудом.
C пятилетнего возраста, как отмечает Л. М. Гурович, начинается новая стадия в литературном развитии ребенка. В этот период в какой-то мере утрачивается яркая, внешне выраженная эмоциональность детей, возникает пристальный интерес к содержанию произведения. Дети этого возраста способны понять в литературном произведении такие события, каких подчас не было в их собственном непосредственном опыте. Поэтому в этом возрасте в круг чтения детей добавляются более «длинные» и «толстые» произведения [3].
По мнению М. М. Алексеевой, детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Знакомясь с литературным героем, дети воспринимают его действия и поступки, но и начинают учитывать и некоторые его переживания, пока еще наиболее простые, ярко выраженные: страх, слезы, радость [1]. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости.
Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее»,– писал В. Г. Белинский. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.
Эстетические, и особенно нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений воспитателей по поводу прочитанных произведений, подготовленных выспрашиваний по вопросам. Педагогу следует помнить, что излишнее морализирование по поводу прочитанного, приносит большой, часто непоправимый вред; «разобранное» с помощью множества мелких вопросов произведение сразу утрачивает в глазах детей всякую прелесть; интерес к нему пропадает.
Кроме того, как отмечают исследователи, в частности В. В. Гербова, большое значение художественная литература имеет для усвоения детьми грамматики родного языка, поскольку средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной лексикой [2].
Таким образом, художественная литература – это такой вид искусства, который сопровождает человека с первых лет жизни. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение художественной литературы огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Художественная литература играет большую роль в развитии речи, в нравственном, познавательном, а также в эмоциональном развитии ребенка.
Литература
Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 400 с.
Гербова, В. В. Планирование работы по развитию речи и ознакомлении с художественной литературой : Вторая младшая группа // Дошкольное воспитание – 1999. — №3. – 19-22 с.
Гурович, Л. М., Л.Б.Береговая, В.И.Логинова, В.И. Пирадова // «Ребёнок и книга» — СПб. : «Детство-Пресс», 2004
Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей: учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.И. Яшина. — 3-е изд.,стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 192с.
Источник
Светлана Бусарова
Статья «Значении художественной литературы в формировании личности ребенка»
Одно из важнейших направлений современного развития общества – гуманизация образовательной системы.
Направление это предполагает усиление интереса к ребенку и ставит задачи развития целостного личностного мировосприятия.
Важнейшим средством является путь, выработанный человечеством в процессе исторического развития,- включение ребенка в культуру общечеловеческую и своего народа, где есть образцы и нормы знаний, поведения, мировоззренческих, этических, эстетических и социальных оценок. Следовательно, речь идет о приобщении к художественной культуре, искусству – литературе, музыке, живописи, театру.
Искусство – это средство духовно – личностного освоения мира. На основе творческого воображения оно органически связано с общественно – историческим развитием и составляет особую художественную разновидность того или иного исторически складывающего типа творческой жизнедеятельности людей. Искусство как художественное освоение мира.
Искусству свойственны такие процессы, как познание и самопознание, оценка и самооценка, труд, общение, самосозидание.
Особое место среди основных видов искусства занимает литература. Литература открывает то, что не сможет показать самая совершенная машина времени. Литература дает не только знания о любых сторонах жизни. Она вводит в область, без которой и сама жизнь потеряла бы для нас свою истинную ценность.
Литература дает нам не только всестороннее знание жизни, она еще учит нас, как вести себя, показывает живые примеры того, как наши идеалы воплощаются в жизни. Идеал – это наше представление о совершенстве в жизни.
Воспринимая произведения искусства, мы испытываем чувство радости, потому что встречаемся с изображением идеала, как бы воплощенного в жизни, в реальных поступках людей. В литературе мы встречаем изображение не только хороших, но и отрицательных явлений, противоречащих идеалу. Стало быть, литература помогает бороться с тем, что мешает реализации идеалу в жизни.
Литература наиболее доступный и действенный в воспитательном отношении вид искусства. Его доступность обусловлена спецификой «материала», которым пользуется художник,- родным языком. Язык дает возможность литературе глубже и шире охватывать явления действительности, художественно познавать их.
В литературном произведении слово выступает в тесном единстве его образной и понятийной сторон. Именно эта особенность словесного искусства расширяет возможности предмета литературы по сравнению с другими видами искусства.
Исследователи выделяют в литературе три функции словесного искусства: познавательную, воспитательную, эстетическую.
Познавательная функция литературы совершенно очевидна, так как первоисточник художественного творчества – реальная действительность. В процессе чтения мы познаем окружающий мир, человеческие отношения и характеры.
Воспитательная функция литературы показывает на то, что есть в жизни, в свете своего понимания и оценки, писатели помогают людям выработать должное отношение к различным явлениям, характерам, ситуациям.
«Истинное искусство нравственно именно потому, что вызывает в читателе сопереживание и сочувствие к людям, ко всему человечеству.
Источник