Значение голосовых упражнений в развитии ребенка
Значение голосовых упражнений в развитии ребенка
Голос — важное средство общения человека с окружающим миром. Именно голосом ребенок при рождении сигнализирует о своей жизнеспособности, и чем сильнее и громче его первый крик, тем спокойней могут быть мать и врачи за жизнь и здоровье новорожденного.
С первых дней жизни малыш свободно выражает голосом свои эмоции, требуя пищи, смены белья или сообщая о плохом самочувствии. В это время голос ребенка развивается свободно и равномерно. Постепенно, еще не понимая смысла слов, ребенок начинает подстраивать свой лепет к тому, что слышит от матери, чутко реагируя на интонацию и ритм звучащего слова. Овладение ребенком речью сначала связано с интересом к звуковой ее стороне, поэтому на первом году жизни реализация себя в звуках обычно начинается с опыта звукоподражания («му-му», «гав-гав» и т. д.) Это первые шаги воплощения в образ, это вызванные звуком эмоции, к которым добавляется и имитационно-двигательная активность. В этот период большую пользу для развития голоса и речи приносит использование фольклора: колыбельные, пеструшки, потешки, пальчиковые игры, считалки, ритм которых ребенок усваивает на подсознательном уровне.
Проходит то время, когда ребенок сообщал о своих потребностях только голосом, и развитие речи теперь помогает ему сказать о себе словами, а сила голоса помогает сбросить излишек энергии и снять эмоциональное напряжение. А мы, взрослые, родители и педагоги, постепенно начинаем ограничивать проявление эмоций ребенка через голос, не в меру часто призывая к тишине ( Не кричи!’, «Ты мешаешь!»), забывая о том, что нарушаем этим равномерность детского развития и тормозим формирование речи. Наверное, это происходит потому, что мы, взрослые, не задумываемся о том, что энергопотенциал ребенка, столь необходимый для здоровья и нормального развития, восстанавливается и накапливается только после того, как энергия будет потрачена. Речедвигательный дефицит, возникающий из-за наших запретов громко говорить, кричать, бегать, прыгать, из-за нашего настойчивого стремления сформировать у детей навыки «хорошего поведения», является одной из основных причин задержки развития голоса и речи у детей.
Что же предпринять, чтобы коррекция и развитие речевого и певческого голо… с тали более эффективны, с чего начать, и как сделать так, чтобы первые шаги ребенка в освоении искусства пения были радостными, увлекательными, понятными и легкими?
Практическое знакомство с системой музыкального воспитания К.Орфа привело нас к мысли начать развитие певческого голоса у детей с речевого . этапа. Ведь с помощью речи, поскольку ребенок уже достаточно владеет ею, ему намного легче прочувствовать, нанять и повторить средства музыкальной выразительности: регистры голоса (низкий, средний, высокий); динамику, т.е. скорость изменения
голоса; темпы (от медленного до быстрого).
На речевом этапе удобно работать и над формированием таких певческих навыков, как дыхание, дикция, навык головного высокого звучания, легкость и
полетность голоса и даже многоголосия. Ведь прежде чем высоко и выразительно запеть, ребенок должен научиться высоко и выразительно говорить. Именно поэтому речевой этап, как подготовительный, предшествует певческому этапу развития голоса. В содержание работы на речевом этапе мы включили голосовые развивающие игры, речевые зарядки, речевые игры и упражнения, ритмо-и мелодекламацию.
Применяемый нами разговорно-игровой метод дает детям почувствовать возможности своего голоса, поиграть им, одновременно выплескивая лишнюю энергию и снимая эмоциональное напряженно; этот метод делает развитие голоса и решение коррекционных задач веселым и интересным для детей занятием, Голосовые развивающие игры могут| использовать на своих уроках не только музыкальные педагоги, но и логопеды, воспитатели. Игры с голосом (в том числе и доречевые звуки -смех, плач, гудение, крик, вой, писк, которые заменят нашим предкам слова в раннем детстве человечества) помогают ребенку вернуться в доречевой период голосовой активности и по возможности устранить неравномерности развития голоса. Звукоподражания, фонематические загадки, пальчиковые игры эффективно развивают мимику, артикуляционную моторику; речевой слух.
Систематическое использование голосовых игр готовит ребенка к управлению своим голосом и артикуляцией, развивает фонематический, интонационный и музыкально-певческий слух, помогает уст ранению ряда дефектов речи. А звуковой массаж голосовых связок, проводимый в игровой форме, это -самый простой и доступный способ профилактики и оздоровления голоса ребенка.
Источник
План
- Введение. Краткие сведения о голосовом
аппарате. Особенности его функционирования у
детей в пении. - Значение голосовых упражнений в развитии
ребенка младшего школьного возраста.
Практические упражнения. - Выводы.
. Развитие детского голоса – это качественные и
количественные изменения состояния голосового
аппарата и основных характеристик его звучания,
а так же развитие специфически вокальных
способностей. Сюда входят:
- анатомо-морфологическое развитие голоса
образующей системы на фоне роста всего организма
ребенка; - функциональное совершенствование центральных
отделов мозга, управляющих певческим процессом и
всей системой обратной связи “голос-слух”; - накопление вокальных навыков (организация
певческого дыхания, формирование естественности
в звукообразовании и правильной артикуляции); - совершенствования качеств звучания голоса
(тембр, звуковысотного и динамического
диапазонов, вокального интонирования,
подвижности, четкости дикции), которое
рассматривается как результат роста голосового
аппарата, с одной стороны, и певческой
деятельности – с другой; - установление взаимосвязи между слуховым
восприятием звукового образа, вокально-слуховым
представлением и воспроизведение голосом.
Основными частями голосового аппарата
человека являются: дыхательный аппарат – легкие
с дыхательными путями и дыхательными мышцами.
Певческое дыхание во многом
отличается от обычного жизненного дыхания –
выдох, во время которого происходит фонация,
значительно удлиняется, а вдох укорачивается.
Дыхательный процесс из автоматического, не
регулируемого сознанием переходит в произвольно
управляемый, волевой, гортань с голосовыми
складками, где зарождается звук, и
артикуляционный аппарат – совокупность
резонаторов. Все части голосового аппарата
находятся в непосредственной взаимосвязи и
взаимозависимости.
Деятельность голосового аппарата в
целом подчинена регулирующему влиянию коры
головного мозга. Гортань – центральный
звукообразующий орган. Она выполняет три
основные функции: дыхательную, защитную и
голосовую. Все они сопряжены с движениями
голосовых складок – основной мышцы гортани.
Наряду с языком гортань является наиболее богато
иннервированным органом и имеет тесную
нейрофизиологическую связь с центральной
нервной системой. С точки зрения физиологии
пения считается целесообразным, если в процессе
фонации гортань находится в стоянии
относительного покоя. Уровень ее расположения
при пении у каждого певца свой и определяется
типом голоса.
Размер гортани зависит от пола,
возраста и индивидуальных особенностей
человека:
– от 3 до 14 лет, то есть до периода
мутации, развитие гортани происходит медленно,
постепенно. В период мутации рост ее становится
более интенсивным. Гортанные хрящи и мышцы
быстро увеличиваются в размере, особенно у
мальчиков, гортань которых в мутационный период
увеличивается на ?, а у девочек – на ?.
– к 12-13 годам длина голосовых складок у
мальчиков равна 13-14 мм; в период мутации длина их
увеличивается на 6-8 мм. У девочек в переходном
возрасте голосовые складки растут значительно
медленнее.
Голоса мальчиков и девочек до момента
полового созревания на слух почти не
различаются. Только в момент, когда под влиянием
желез внутренней секреции начинается процесс
решительной перестройки организма, наступает и
резкое различие в вокальной функции – мутация
голоса.
В период мутации у мальчиков гортань
вырастает в 1,5 раза, выпячиваясь вперед,
голосовые складки вытягиваются в длину и
достигают 2-2,5 см; голос при этом сразу понижается
по октаву; грудной регистр становится тембрально
богаче.
О развитии детского голоса с
акустической точки зрения можно судить по
качественным изменениям основных характеристик
его звучания. Однако не всякое способствует
развитию детского голоса. Неправильный режим
голосообразования, как и нарушение
гигиенических норм в пении, приводит нередко к
заболеваниям и порче голосов.
II. Голос – важное средство общения
человека с окружающим миром. Именно голосом
ребенок при рождении сигнализирует о своей
жизнеспособности, и чем сильнее и громче его
крик, тем спокойнее могут быть мать и врачи за
жизнь и здоровье новорожденного.
С первых дней жизни малыш свободно
выражает голосом свои эмоции, требуя пищи, смены
белья или сообщая о плохом самочувствии. В это
время голос ребенка развивается свободно и
равномерно. Постепенно, еще не понимая смысла
слов, ребенок начинает подстраивать свой лепет к
тому, что слышит от матери, чутко реагируя на
интонацию и ритм звучащего слова. Овладение
ребенка речью сначала связано с интересом к
звуковой ее стороне, поэтому на первом году жизни
реализация себя в звуках обычно начинается с
опыта звукоподражания (“му-му” “гав-гав” и т.д.).
Это первые шаги воплощения в образ, это вызванные
звуком эмоции, к которым добавляется и
имитационно-двигательная активность. В этот
период большую пользу для развития голоса и речи
приносит использование фольклора: колыбельные,
пестушки, потешки, пальчиковые игры, считалки,
ритм которых ребенок усваивает на
подсознательном уровне.
Проходит то время, когда ребенок
сообщал о своих потребностях только голосом, и
развитие речи теперь помогает ему сказать о себе
словами, а сила голоса помогает сбросить излишек
энергии и снять эмоциональное напряжение. А мы,
взрослые, родители и педагоги, постепенно
начинаем ограничивать проявление эмоций ребенка
через голос, не в меру часть, призывая к тишине
(“Не кричи!”, “Ты мешаешь!”), забывая о том, что
нарушаем этим равномерность детского развития и
тормозим формирование речи. Наверное, это
происходит потому, что мы, взрослые, не
задумываемся о том, что энергопотенциал ребенка,
столь необходимый для здоровья и нормального
развития, восстанавливается и накапливается
только после того, как энергия будет потрачена.
Речедвигательный дефицит, возникающий из-за
наших запретов громко говорить, кричать, бегать,
прыгать, из-за нашего настойчивого стремления
сформировать у детей навыки “хорошего
поведения”, является одной из основных причин
задержки развития голоса и речи у детей.
Что же предпринять, чтобы коррекция и
развитие речевого и певческого голоса стали
более эффективны, с чего начать и как сделать так,
чтобы первые шаги ребенка в освоении искусства
пения были радостными, увлекательными, понятными
и легкими?
Практическое знакомство с системой
музыкального воспитания К. Орфа привело к мысли
начать развитие певческого голоса у детей с
речевого этапа. Ведь с помощью речи, поскольку
ребенок уже достаточно владеет ею, ему намного
легче прочувствовать, понять и повторить
средства музыкальной выразительности: регистры
голоса (низкий, средний, высокий); динамику, т.е.
громкость изменения голоса; темпы (от медленного
до быстрого).
На речевом этапе надо работать и над
формированием таких певческих навыков, как
дыхание, дикция, навык головного высокого
звучания, легкость и полетность голоса и даже
многоголосия. Ведь прежде чем высоко и
выразительно запеть, ребенок должен научиться
высоко и выразительно говорить. Именно поэтому
речевой этап, как подготовительный, предшествует
певческому этапу развития голоса. В содержании
работы на речевом этапе можно включать голосовые
развивающие игры, речевые зарядки, речевые игры и
упражнения, ритмо-и мелодекламацию.
Несколько примеров из практического
материала:
Кто как поет
В этом упражнении даются
представления о регистрах. Средний регистр
прочитывается обычным легким голосом. Цыпленка
нужно изобразить высоким тонким голосом, а
тигренка и бычка – низким, грудным.
Хочешь научиться пенью?
Ты, дружок, имей терпенье.
Вместе с нами голоси:
“До, ре, ми, фа, соль, ля, си”.
Станешь краше и сильнее,
Здоровее, веселее!В мире звуки хороши
К ним прислушаться спеши
В музыке лишь три регистра –
Есть высокий, средний, низкий.
Мой природный голосок –
Он не низок, не высок.
Я им песенки пою
Или просто говорю.
У цыпленка голос тонок,
Послушай, как пищит цыпленок: “Пи-пи-пи”.
И тигренок не молчит –
Низким голосом рычит: “Рррр!”А бычок мычит упрямо,
Просит молока у мамы,
Терпеливо маму ждет,
Толстым голосом поем: “Мууууу!”Высоко щебечут птицы,
Светит солнце высоко.
Будем песни петь учиться
Быстро, весело, легко.
Песенка про смех
Все игрушки любят смех –
“Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха”
Это хахоньки для всех –
“Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха”
Им смешинка в рот попала –
“Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха”
И в животике застряла –
“Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха”
Мишки весело хохочут –
“Го-го-го-го-го-го-го”
Толстым голосом грохочут –
“Го-го-го-го-го-го-го”
А мартышки верещат –
“Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха”
Тонким голосом пищать –
“Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!”
Поезд
Поезд подает сигнал – дети тянут
“ту-у-у-у”
Он стоять уже устал. дети произносят “чух-чух”
с
Набирает поезд ход, ускорением (замедлением)
темпа
Свою песенку поет. произносят на выдохе
“пш-ш-ш”.
Вежливые слова
Чтобы вежливыми быть,
Нужно “здравствуй” говорить
Всем кого б ни встретил
– Это знают дети.
Скажешь “Здравствуй!2 и в ответ
Прозвучит: “Привет! Привет!”
Здравствуйте, ладошки!
Здравствуйте, сапожки!
Здравствуйте, лягушки!
Здравствуйте, кукушки!
Здравствуй, звонкий каблучок!
И малышка светлячок!
Здравствуй, поросенок!
И маленький теленок!
Здравствуй, шустрый ветерок!
Звонкий детский голосок!
Здравствуй, сонная ворона!
Поезд длинный у перрона!
Добрый день ручным часам!
Громким детским голосам!дети хлопают в ладоши (хлоп, хлоп)
топают (топ, топ)
квакают (ква, ква)
кукуют (ку-ку, ку-ку)
цокают языком (цок, цок, цок)
на выдохе произносят: “С”
хрюкают (хрю, хрю)
мычат (му-му)
дуют
“звенят” голосами (а-а-а)
дети издают шумовой звук без фиксированной
звуковысотности (вибрант гортани)
тянут “ту-у-у”
тикают “тик-так”
громко кричат.
Применяемый разговорно-игровой метод
дает детям почувствовать возможность своего
голоса, поиграть им, одновременно выплескивая
лишнюю энергию и снимая эмоциональное
напряжение; этот метод делает развитие голоса и
решение коррекционных задач веселым и
интересным для детей занятием. Игры с голосом (в
том числе доречевые звуки – смех, плач, гудение,
крик, вой, писк, которые заменяли нашим предкам
слова в раннем детстве человечества) помогают
ребенку вернуться в доречевой период голосовой
активности и по возможности устранить
неравномерности развития голоса.
Звукоподражания, фонематические загадки,
пальчиковые игры, координационно-подвижные игры
эффективно развивают мимику, артикуляционную
моторику, речевой слух.
Координационно-подвижные игры – жанр
детского фольклора. Использование в логоритмике
игровых моделей, соединяющих речь и движение,
главное значение в них имеет ритм.
Ритмизированная речь здесь является
органической частью развития музыкального слуха
детей.
Ценность координационно-подвижных игр
заключается в том, что они:
- Являются одной из эффективных форм
психологического переключения во время занятий; - Дают возможность детям “играть” своим телом,
как первым инструментом, передающим творческую
активность; - Развивают двигательные способности, память,
чувство ритма, речевое интонирование; - Учат ребенка ощущать свое тело и управлять им;
-
Координационно-ритмическая игра с
пением “Здравствуйте”
Игра обычно проводится в начале
занятия и способствует концентрации внимания
детей.
1. Ручки, ручки, просыпайтесь,
Здравствуйте!
Ласковые ручки наши,
Здравствуйте!
Пальчики сердитые,
Здравствуйте!
И ладошки, наши крошки,
Здравствуйте!3. Разбудите ножки.
Ножки, здравствуйте
И притопы, и пружинки
Здравствуйте!2. – развести руки в стороны,
подтянуться
– погладить ладошки,
– ритмично (на каждую долю) хлопать
в ладоши4. – пошлепать по ногам,
– наклониться к ножкам,
– притопнуть,
– слегка присесть
– ритмично на (каждую долю)
– топать ногами
выполнять легкие приседания8. – пальчиком коснуться глаз, ушей, носа, рта
улыбнуться окружающим- 9. – улыбнуться и кивнуть друг другу
– подмигнуть
И притопы, и притопы
Здравствуйте!
И пружинки, и пружинки,
Здравствуйте!4. Глазки, ушки, носик, ротик,
Здравствуйте!
И улыбки, улыбки,
Здравствуйте!5. Все друг другу улыбнитесь,
Здравствуйте!
И лукаво подмигните,
Здравствуйте!
Пальчиковые игры оригинальны и
интересны тем, что представляют собой
миниатюрный театр, где актерами являются пальцы.
Пальчиковые игры:
- Развивают мышечный аппарат; мелкую моторику;
тактильную чувствительность; - “Предвосхищают” сознание, его реактивность
(ввиду быстроты смены движений); - Повышают общий уровень организации мышления
ребенка.
Музыканты
Я на дудочке играю, | шевелить пальцами, имитируя игру на дудочке |
Саша на гармошке, | сводить и разводить сжатые кулачки |
Петр на балалайке, | движения пальцами правой руки, имитирующие игру на балалайке |
А Илья на ложках. | стучать указательными пальцами один о другой. |
Систематическое использование
голосовых игр готовит ребенка к управлению своим
голосом и артикуляцией, развивает
фонематический, интонационный и
музыкально-певческий слух, помогает устранению
ряда дефектов речи. Звуковой массаж голосовых
связок, проводимый в игровой форме, – это самый
простой и доступный способ профилактики и
оздоровлении голоса ребенка.
1. К.Д. Ушинский писал: “Запоют дети – запоет
страна”, а поющий народ – это сильный народ.
Россия всегда славилась многоголосным хоровым
пением, своими удивительными талантами –
певцами, композиторами, музыкантами-виртуозами.
Огромная роль музыкально-певческого воспитания
принадлежала учителю, который был всесторонне, в
том числе и музыкально образован.
Главная задача учителя музыки –
бережное воспитание голоса каждого учащегося,
обогащение его естественного тембра, обучение
эстетически красивому вокалу и, как следствие,
комплексное развитие музыкальных способностей,
заложенных в человеке.
Часто в жизни бывает так: человек
слышит, но не может петь, видит, но не может
рисовать, повторить даже простейшее
танцевальное движение. Все дело в том, что у
человека часто отсутствует координация между
голосом и слухом, глазом и рукой, телом. Это
приводит к отсутствию способности к творческому
самовыражению и, как следствие, к
заторможенности, замкнутости и другим
личностным проблемам.
Главная задача – увлечь,
заинтересовать детей, снять “тормоз”, добиться
хоть минимального успеха в их творческом
самовыражении.
Занятия с детьми можно проводить с
движениями рук, которое дает телу раскрепощение,
эмоциональное разнообразие, внутреннюю свободу,
учит координации.
Интонационно-речевые упражнения
позволяют добиться у детей внимания,
артистичности. Особенно важно обратить внимание
на аккуратность выполнения тех или иных заданий,
например:
- движения должны быть медленными, плавными;
прикосновения к лицу, рукам, телу бережное,
тактичное; - посадка – на краешке стула, спина прямая, пятки
на полу, чтобы не изгибался воздушный столб,
идущий от исполнителя, не портилась осанка; - движения волнообразные, плавные, красивые;
- голос звучит мягко, с растягиванием гласных.
Красивые, пластичные руки, активные, широкие
движения, положительные эмоции – все это
оказывает благотворное влияние на
психологическое и физическое здоровье детей.
Детские голосовые игры готовят
голосовой аппарат ребенка к правильному,
интонационно-выразительному произношению в
обыденной жизни и являются полезными для
развития сценической речи и свободы
самовыражения.
Предлагаемые игры и звуки развивают и
восстанавливают голос и дыхание, формируют навык
восприятия и воспроизведения звуков разного
диапазона, развивают механизмы
голосообразования, фонематический слух,
способствуют координации слуха и голоса.
Подобные упражнения обеспечивают
развитие ребенка, а также имеют
общеобразовательную и профилактическую функцию.
Многочисленные игровые моменты,
присущие занятиям, звучание музыки в записи и
исполнении педагога, движение под музыку,
физкультминутка, чтение стихов и сказок, живое
общение с детьми пробуждает внимание и интерес
детей, позволяют удерживать их в “тонусе” в
течении всего занятия.
Литература
- О.В. Кацер “Значение голосовых упражнений в
развитии ребенка”. А. Буренина “Музыкальная
палитра” №1 С. Петербург 2003 г. - Г.П. Стулова “Хоровой класс” Москва
“Просвещение” 1988 г. - К. Тарасова “Новые программы и методики”
В.М. Кузина “Музыкальный руководитель”
Москва, 2004 г. - С. Каратаева “Голосовые игры”. А. Буренина
“Музыкальная палитра” №2 С. Петербург 2003 г. - Л. Волошина “Музыкальные складушки про веселые
игрушки”. А. Буренина “Музыкальная палитра” №4
С. Петербург 2003 г. - С. Каратаева “Здравствуйте.
Координационно-ритмическая игра с пением”. А.
Буренина “Музыкальная палитра” №1 С. Петербург
2002 г. И.Е. Светлова “Развиваем мелкую
моторику и координацию движения рук” Москва 2002
г.
Источник