Значение гимнастики в физическом развитии ребенка
Ирина Захаренко
Значение детской художественной гимнастики в физическом развитии ребенка.
Пожалуй, одним из самых зрелищных видов спорта по праву считается художественная гимнастика. Несмотря на то, что это — исключительно женский вид спорта, у него не меньше поклонников, чем у любого другого вида спорта. В процессе занятий формируются жизненно важные двигательные умения и навыки (прикладные и спортивные, приобретаются специальные знания, воспитываются моральные и волевые качества.
Художественная гимнастика учит соблюдать правила эстетического поведения, формирует понятия о красоте тела, воспитывает вкус, музыкальность.
Важное место в художественной гимнастике занимают такие виды искусства, как танец и музыка. Музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух, чувство ритма, согласованность движений с музыкой. Элементы танца расширяют общий кругозор занимающихся, знакомят с народным творчеством; развивают у них любовь к искусству своего народа, народов мира. Они способствуют развитию координации движений, танцевальности, ритмичности, эмоциональности, совершенствованию двигательных качеств.
Богатство, разнообразие и доступность упражнений художественной гимнастики, эффективное воздействие их на организм, зрелищность привлекают к занятиям различный контингент занимающихся.
Средства художественной гимнастики соответствуют анатомо-физиологическим и психологическим особенностям детского организма. Они доступны при любом возрасте и конституции тела. Художественная гимнастика подразделяется на основную, прикладную и художественную гимнастику со спортивной направленностью.
Основная художественная гимнастика применяется в целях всестороннего, гармонического физического развития, укрепления здоровья и совершенствования двигательных функций, осанки занимающихся. Ее средства (танцы, игры под музыку, упражнения без предмета и с предметами) используются в детских садах, общеобразовательных школах, средних и высших учебных заведениях.
Занятие любым видом спорта уже давно доказано имеет положительное влияние на физическое развитие и воспитание ребенка в целом. Важно не забывать, что перегрузка, как и недостаток физической активности, приводит к ухудшению физического и умственного развития.
Далее рассмотрим, какое именно влияние оказывает художественная гимнастика на физическое развитие и воспитание:
— организм меньше подвержен стрессам;
— благодаря спорту регулируется содержание адреналина и позволяет удерживать его в норме;
— высокая координация движений, ускоряющее умственное развитие;
— развиваютсяполезные для жизни навыки: более точный глазомер, ребенок умеет рассчитывать мышечные усилия, улучшается координация движений;
— высокая прочность мышечных тканей (позволяет легче справляться с большими перегрузками уже в зрелой жизни, легче справляться с переменной атмосферного давления, при падениях костная ткань не так уязвима к переломам и к вывихам);
— повышается концентрация и устойчивость внимания;
— совершенствуется функциональные возможности организма, сердечно-сосудистая и дыхательная системы переходят как бы в экономичный режим, благодаря снижению показателей частоты сердечных сокращений и частоты дыхания в покое;
— снижение простудных заболеваний;
— устойчивая эмоциональная сфера (благодаря навыкам правильного дыхания, хорошая координация способствует приобретению уверенности);
— правильная осанка и красивая походка, укрепление мышечного корсета, развитие гибкости – все это способствует развитию дисциплине и самоконтроля.
Те, кто хотят, чтобы их ребенок рос крепким и здоровым, начинают закладывать в нем все это еще в раннем возрасте. Один из самых важных моментов – это физическое развитие ребенка. Занятия физической культурой очень важны для ребенка на этапе его взросления, т. к. в этот период «затачивается стержень», который будет сопровождать человека на последующих этапах его жизни, и который надо будет периодически «подтачивать». Но не стоит забывать, что ребенок – это еще не окрепший организм, за которым необходимо следить очень бдительно, дабы не переусердствовать в оздоровлении.
Здесь важно соблюдать правило «золотой середины», чтобы чутко контролировать процесс. Гимнастика для ребенка должна включать в себя упражнения, не требующие особо большой нагрузки, но при этом ребенок должен прилагать усилия, чтобы его организм развивался. Периодически упражнения надо усложнять т. к. человеческое тело и его организм рассчитаны на эволюцию, поэтому человек относительно быстро привыкает к нагрузкам. Здесь еще важно захватить все аспекты данного направления и не упустить ничего. Наш организм очень сложен, поэтому необходимо, чтобы ребенок развивался во всех направлениях.
Художественная гимнастика – это выполнение различных комбинаций под музыку, состоящих из пластичных и динамичных гимнастических, танцевальных и акробатических упражнений с предметом (лентой, мячом, обручем, скакалкой, булавами) и без него. Художественная гимнастика у детей формирует гармоничное развитие тела (красивая фигура, правильная осанка, подкаченные мышцы, способствует эстетическому воспитанию, воспитывает вкус, ребенок научится чувствовать музыку и психологически раскрепостится. В процессе занятий у ребенка формируются жизненно важные двигательные умения и навыки (прикладные и спортивные – ловкость, сила, выносливость, связанные с выполнением сложных акробатических движений, приобретаются специальные знания, воспитываются моральные и волевые качества.
Художественная гимнастика тесно связана с такие видами искусства, как танец и музыка, и благодаря этой связи вырабатывается культура и тонкая координация движений, их выразительность, пластика, грация и чувство ритма и артистичность. Классическая хореография, как основа любого танца, развивает не только растяжку и гибкость во всех ее проявлениях (пассивная, активная, предельно развитая гибкость в тазобедренных суставах, но и включает в себя силовые нагрузки, она распространяется и в повседневной жизни – распрямляется спина, перестают задираться плечи, поднимается подбородок. Акробатика научит точно ориентироваться в пространстве, разовьет вестибулярную устойчивость и навык самостраховки, ребенок станет смелым и решительным. У детей развивается память, обусловленная необходимостью запоминать большой объем двигательных действий сложных по структуре и технике исполнения. Очень важно заинтересовать ребенка художественной гимнастикой именно в раннем возрасте, чтобы ребенок привык к режиму и дисциплине, к умению рационально пользоваться свободным временем, помимо этого он привыкает к общению с ровесниками, подсознательное соперничество заставляет ребенка трудиться и стремиться быть лучше.
После занятий художественной гимнастикой девочка может легко воспринимать любые виды танцев, неповторимо красиво преподнести себя — улыбка, разворот плеч, наклон головы, каждый жест — все здесь выверено, красиво, уверенно. Даже если девочку не ждет будущее, связанное с профессиональной деятельностью по художественной гимнастике, превратившись из «гадкого утенка» в прекрасного лебедя, свои умения и навыки она пронесет через всю свою жизнь.
Источник
Садкова Инна Львовна
Статья «Значение утренней гимнастики в детском саду»
«Значение утренней гимнастики в детском саду»
Утренняя гимнастика или зарядка – одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры, состоящая из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки. Зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности – кровообращение, обмен веществ, дыхание. При постоянных занятиях улучшается сон, аппетит, повышается трудоспособность.
Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в
гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических
упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы.
Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение. Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость, улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры.
Таким образом, перед утренней гимнастикой стоят, совершенно
особенные, задачи,а именно:
— «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад,
-разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему,
— активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций
организма,
— стимулировать работу внутренних органов и органов чувств,
-способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки,
— предупреждать возникновение плоскостопия.
В дошкольных учреждениях утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей. В данных условиях гимнастика преследует еще и цели организации детского коллектива, переключения внимания детей от свободных, индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности. Вследствие одновременной совместной умеренной двигательной деятельности более возбужденные дети, которые успели уже побегать, попрыгать, успокаиваются, а малоактивные – активизируются. Все это создает ровное, бодрое настроение у всех детей, готовит их к последующим занятиям.
В тоже время сохраняется огромное оздоровительное значение утренней гимнастики. Ежедневное занятие физическими упражнениями благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребенка.
Широко включаются упражнения для профилактики нарушения осанки и
предупреждения плоскостопия.
Дети в дошкольном возрасте имеют невероятно высокую двигательную активность. Они находятся в решающей фазе роста и созревания, во время которых происходят сильные изменения в системе мышц, скелета и нервов. Систематически тренируя крупные группы мышц, мы активизируем обменные процессы, создаём благоприятные условия для питания всех клеток и тканей организма. Укрепляя мышцы брюшного пресса, мы улучшаем процессы пищеварения. Разрабатывая мышцы спины, мы формируем правильную осанку. Это особенно важно в дошкольном возрасте, когда происходит формирование изгибов позвоночника.
Во время выполнения утренней гимнастики у ребёнка учащается
дыхание, розовеет лицо, он может немного вспотеть. Всё это совершенно естественные признаки легкого возбуждения и утомления при активной мышечной деятельности. Для утренней гимнастики подбираются упражнения, доступные детям, соответствующие строению и функциям опорно-двигательного аппарата дошкольников.
Одежда для утренней гимнастики должна быть изготовлена из
натуральных, лёгких материалов, на ногах — удобная обувь или носки. Можно заниматься и босиком.
Упражнения должны быть простыми, чтобы детям не пришлось затрачивать много усилий для их освоения. Если движение сложное для ребёнка, он не может хорошо его выполнить.
Новые упражнения разучиваются на физкультурных занятиях. Комплекс утренней гимнастики меняется каждые 2 недели. Если комплекс хорошо знаком ребёнку, то можно выполнять его под музыку. Нужно также приучать ребёнка двигаться в заданном направлении, останавливаться в указанном месте, например, давать задания пройти «змейкой», по кругу, обходить углы, делая фиксированное движение на повороте. При этом хорошо использовать ковёр или зрительные ориентиры — кубик, длинную верёвку, стулья, кегли и т. д.
Детям старшего дошкольного возраста рекомендуется отрабатывать
повороты направо, налево, кругом.
Упражнения должны быть рассчитаны на разные группы мышц. Такие
упражнения не утомительны, так как при их выполнении одни мышцы
включаются в работу, а другие отдыхают.
Первая группа упражнений направлена на укрепление мышц
плечевого пояса и рук.
Эти упражнения:
• способствуют выпрямлению позвоночника;
• укрепляют грудную клетку и всю дыхательную мускулатуру;
• формируют правильную осанку.
Вторая группа упражнений предназначается для повышения
гибкости позвоночника и укрепления мышц спины.
При выполнении этих упражнений нужно чётко соблюдать правильное
исходное положение: если ребёнок сидит, выпрямив или скрестив ноги, то ноги должны быть зафиксированы (неподвижны). Взрослый обращает внимание детей на то, чтобы при выполнении упражнений (особенно наклонов) колени не сгибались.
Третья группа упражнений направлена на укрепление мышц брюшного пресса, развитие мышц ног и свода стопы.
При выполнении этой группы упражнений дети должны стараться
держать спину прямо, во время приседаний отрывать пятки от пола, хорошо сгибать колени.
Утренняя гимнастика может включать следующие
упражнения:
1. Поднимаемся на носочках, одновременно поднимая руки наверх сначала впереди себя, затем в разные стороны, опускаем вниз.
Упражнение нормализует кровообращение в мышцах рук и плечевого
пояса, вытягивает позвоночник.
2. Наклоны туловища назад, вперёд.
Общеукрепляющее упражнение для мышц туловища, живота и спины.
Улучшает работу органов брюшной полости, развивает эластичность
позвоночника.
3. Наклоны туловища в стороны (вправо-влево).
Укрепляются боковые мышцы туловища.
4. Приседаем, вытягивая руки вперёд.
Укрепляются мышцы ног, улучшается подвижность суставов.
5. Различные маховые движения руками и ногами.
Увеличивается эластичность и подвижность суставов.
6. Прыжки и бег на месте или по залу (площадке) .
Улучшается кровообращение, дыхание и усиливается обмен веществ в
организме.
7. Ходьба на месте и поднимание рук в разные стороны.
Успокаивает сердцебиение и дыхание.
Значение утренней гимнастики можно описать тремя словами –
бодрость с самого утра. Зарядка помогает пробудиться и организовано начать день, усиливает деятельность всех систем организма. У детей, которые регулярно занимаются утренней гимнастикой в детском саду, быстро пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность.
Утренняя гимнастика начинается с ходьбы и бега. Затем выполняются
упражнения для всех групп мышц (плечевого и рук, брюшного, спинного и ног). В заключительную часть включается ходьба, бег и спокойная ходьба.
Закончить утреннюю гимнастику следует обязательно ходьбой, чтоб
восстановить все системы организма.
Утренняя гимнастика имеет большое оздоровительное и воспитательное значение, устраняет заторможенность физиологических процессов, создает у детей жизнерадостное настроение, благоприятно влияет на нервно-психическую деятельность, доставляет им большое удовольствие и обеспечивает бодрое настроение.
В результате проведённых новейших исследований «подвижные” дети
легче и лучше учатся, имеют лучшие социальные отношения и мало
конфликтов. Такие дети являются также более уравновешенными. Таким
образом, утренняя зарядка и всякого рода гимнастика должна стать
неотъемлемой частью жизни, как детей, так и всего общества в целом.
Источник
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 3 «Светлячок»
Сообщение
Тема: «Значение утренней гимнастики для физического развития детей младшего возраста»
Подготовила:
воспитатель МДОУ №3
Сергеева Наталья Юрьевна
г. Люберцы, 2017 г.
Физическое воспитание — это целостная система, в которой сочетается охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физическое развитие. Чем больше мы заботимся о физическом воспитании ребенка именно в младшем возрасте, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком в будущем.
Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как впервые годы жизни ребёнка. В период младшего возраста у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.
Значение утренней гимнастики для детей младшего возраста
Дошкольный период является временем, когда закладывается фундамент физического психического и нравственного здоровья. Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей физическое воспитание по интенсивности занимает особое место. В приобщении малышей к здоровому образу жизни особое значение имеет овладение ими основами гигиенической и физической культуры.
Задача физического воспитания детей раннего возраста – сформировать у них устойчивую привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями. Важная роль в решении этой задачи отводится утренней зарядке. Хотя утренняя зарядка в ДОУ и непродолжительна по времени, она компенсирует до 5% суточного объема двигательной активности детей и рассматривается как важный элемент двигательного режима. Ежедневное выполнение комплекса утренней зарядки – это тот минимум двигательной активности, который должен стать элементом личной физической культуры каждого ребенка. Особое место утренней зарядки в режиме дня обусловлено той важной ролью, которую в суточном биологическом ритме человека играет переход от сна к бодрствованию, от отдыха к активной деятельности.
Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У малышей, систематически занимающихся утренней гимнастикой, пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность.
Таким образом, перед утренней гимнастикой стоят, совершенно особенные, задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия. Также она ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка, и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь. Утренняя гимнастика позволяет организованно начать день в детском саду, способствует четкому выполнению режима дня.
Систематическое проведение ее под руководством взрослого постепенно воспитывает у детей привычку к физическим упражнениям, связанную с приятными мышечными ощущениями, положительными эмоциями, повышением жизненного тонуса.
Являясь постоянным компонентом ежедневного режима, приобретает стереотипизированный характер и содействует сохранению здоровья в течение многих лет.
После пробуждения утренняя гимнастика, заключающаяся в выполнении специально подобранных физических упражнений, постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние. Выполнение физических упражнений усиливает возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Целый поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов: зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного, — вызывает и восстанавливает работоспособность нервной системы и жизнедеятельность организма в целом.
Упражнения утренней гимнастики развивают мускулы, их силу, гибкость, подвижность суставов, улучшают работу координационных механизмов, влияя на воспитание правильной осанки, углубляют дыхание, усиливают кровообращение, содействуют обмену веществ. Бег, прыжки в заключение гимнастики тренируют сердце и легкие, приручая их к относительной выносливости.
Утренняя гимнастика воспитывает у детей внимание, целеустремленность, способствует повышению умственной деятельности, вызывает эмоции и радостные ощущения. Выполнение детьми физических упражнений на свежем воздухе или в чистом помещении с открытыми фрамугами, окнами в сочетании с водными процедурами (обтирание, обливание, душ) дает наибольший оздоровительный эффект: улучшает общее состояние и функциональные возможности нервной системы, укрепляет и закаляет ее, способствует уравновешению возбудительных и тормозных процессов, улучшает обменные реакции, вырабатывает иммунитет к простуде и инфекционным заболеваниям, вызывает у детей ощущение свежести, легкости, радости.
В целях закаливания организма детей температура воды систематически, но постепенно снижается; при этом строго соблюдается индивидуальный подход к каждому ребенку в соответствии с указанием врача.
Таким образом, утренняя гимнастика во взаимосвязи с закаливающими процедурами является важным, многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, повышающим и сохраняющим в течение дня жизнерадостное состояние ребенка.
Список используемой литературы
Кожухова, Н.Н. Методика физического воспитания и развития ребенка [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова; под ред С. А. Козловой. – М.: Академия, 2008 – 352 с.
Прохорова, Г.А. Утренняя гимнастика для детей 2 -7 лет [Текст]: практическое пособие / Г.А. Прохорова. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2010. – 80 с.
Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста[Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / С.О. Филиппова, О.А. Каминский, Г.Г. Лукина; под ред. С.О. Филипповой. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2013. – 04 с.
Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников [Текст]: практикум для студ. сред. пед. учеб. заведений / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина. – 3- изд., испр. – М.: Академия, 1999. – 160 с.
Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников [Текст]: учебное пособие для средних пед. учебных заведений / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина. – М.: Академия, 1996. – 192 с.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 3 «Светлячок»
Сообщение
Выполнила:
воспитатель
Сергеева Н.Ю.
Люберцы
2017
Значение утренней гимнастики в детском саду
Утренняя гимнастика или зарядка – одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры, состоящая из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки. Зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности – кровообращение, обмен веществ, дыхание. При постоянных занятиях улучшается сон, аппетит, повышается трудоспособность.
Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических
упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы.
Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение. Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость, улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры).
Таким образом, перед утренней гимнастикой стоят, совершенно
особенные, задачи, а именно:
— «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад,
-разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему,
— активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций
организма,
— стимулировать работу внутренних органов и органов чувств,
-способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки,
— предупреждать возникновение плоскостопия.
В дошкольных учреждениях утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей. В данных условиях гимнастика преследует еще и цели организации детского коллектива, переключения внимания детей от свободных, индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности. Вследствие одновременной совместной умеренной двигательной деятельности более возбужденные дети, которые успели уже побегать, попрыгать, успокаиваются, а малоактивные – активизируются. Все это создает ровное, бодрое настроение у всех детей, готовит их к последующим занятиям.
В тоже время сохраняется огромное оздоровительное значение утренней гимнастики. Ежедневное занятие физическими упражнениями благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребенка.
Широко включаются упражнения для профилактики нарушения осанки и предупреждения плоскостопия.
Дети в дошкольном возрасте имеют невероятно высокую двигательную активность. Они находятся в решающей фазе роста и созревания, во время которых происходят сильные изменения в системе мышц, скелета и нервов. Систематически тренируя крупные группы мышц, мы активизируем обменные процессы, создаём благоприятные условия для питания всех клеток и тканей организма. Укрепляя мышцы брюшного пресса, мы улучшаем процессы пищеварения. Разрабатывая мышцы спины, мы формируем правильную осанку. Это особенно важно в дошкольном возрасте, когда происходит формирование изгибов позвоночника.
Во время выполнения утренней гимнастики у ребёнка учащается
дыхание, розовеет лицо, он может немного вспотеть. Всё это совершенно естественные признаки легкого возбуждения и утомления при активной мышечной деятельности. Для утренней гимнастики подбираются упражнения, доступные детям, соответствующие строению и функциям опорно-двигательного аппарата дошкольников.
Одежда для утренней гимнастики должна быть изготовлена из натуральных, лёгких материалов, на ногах — удобная обувь или носки. Можно заниматься и босиком.
Упражнения должны быть простыми, чтобы детям не пришлось затрачивать много усилий для их освоения. Если движение сложное для ребёнка, он не может хорошо его выполнить.
Новые упражнения разучиваются на физкультурных занятиях. Комплекс утренней гимнастики меняется каждые 2 недели. Если комплекс хорошо знаком ребёнку, то можно выполнять его под музыку. Нужно также приучать ребёнка двигаться в заданном направлении, останавливаться в указанном месте, например, давать задания пройти «змейкой», по кругу, обходить углы, делая фиксированное движение на повороте. При этом хорошо использовать ковёр или зрительные ориентиры — кубик, длинную верёвку, стулья, кегли и т. д.
Детям старшего дошкольного возраста рекомендуется отрабатывать повороты направо, налево, кругом. Упражнения должны быть рассчитаны на разные группы мышц. Такие упражнения не утомительны, так как при их выполнении одни мышцы включаются в работу, а другие отдыхают.
Первая группа упражнений направлена на укрепление мышц плечевого пояса и рук.
Эти упражнения:
• способствуют выпрямлению позвоночника;
• укрепляют грудную клетку и всю дыхательную мускулатуру;
• формируют правильную осанку.
Вторая группа упражнений предназначается для повышения гибкости позвоночника и укрепления мышц спины.
При выполнении этих упражнений нужно чётко соблюдать правильное исходное положение: если ребёнок сидит, выпрямив или скрестив ноги, то ноги должны быть зафиксированы (неподвижны). Взрослый обращает внимание детей на то, чтобы при выполнении упражнений (особенно наклонов) колени не сгибались.
Третья группа упражнений направлена на укрепление мышц брюшного пресса, развитие мышц ног и свода стопы.
При выполнении этой группы упражнений дети должны стараться держать спину прямо, во время приседаний отрывать пятки от пола, хорошо сгибать колени.
Утренняя гимнастика может включать следующие
упражнения:
1. Поднимаемся на носочках, одновременно поднимая руки наверх сначала впереди себя, затем в разные стороны, опускаем вниз.
Упражнение нормализует кровообращение в мышцах рук и плечевого пояса, вытягивает позвоночник.
2. Наклоны туловища назад, вперёд.
Общеукрепляющее упражнение для мышц туловища, живота и спины. Улучшает работу органов брюшной полости, развивает эластичность позвоночника.
3. Наклоны туловища в стороны (вправо-влево).
Укрепляются боковые мышцы туловища.
4. Приседаем, вытягивая руки вперёд.
Укрепляются мышцы ног, улучшается подвижность суставов.
5. Различные маховые движения руками и ногами.
Увеличивается эластичность и подвижность суставов.
6.Прыжки и бег на месте или по залу (площадке)
Улучшается кровообращение, дыхание и усиливается обмен веществ в организме.
7. Ходьба на месте и поднимание рук в разные стороны.
Успокаивает сердцебиение и дыхание.
Значение утренней гимнастики можно описать тремя словами –
бодрость с самого утра. Зарядка помогает пробудиться и организовано начать день, усиливает деятельность всех систем организма. У детей, которые регулярно занимаются утренней гимнастикой в детском саду, быстро пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность.
Утренняя гимнастика начинается с ходьбы и бега. Затем выполняются
упражнения для всех групп мышц (плечевого и рук, брюшного, спинного и ног). В заключительную часть включается ходьба, бег и спокойная ходьба.
Закончить утреннюю гимнастику следует обязательно ходьбой, чтоб восстановить все системы организма.
Утренняя гимнастика имеет большое оздоровительное и воспитательное значение, устраняет заторможенность физиологических процессов, создает у детей жизнерадостное настроение, благоприятно влияет на нервно-психическую деятельность, доставляет им большое удовольствие и обеспечивает бодрое настроение.
В результате проведённых новейших исследований «подвижные” дети легче и лучше учатся, имеют лучшие социальные отношения и мало конфликтов. Такие дети являются также более уравновешенными. Таким образом, утренняя зарядка и всякого рода гимнастика должна стать неотъемлемой частью жизни, как детей, так и всего общества в целом.
Источник