Значение физической активности для развития организма ребенка
Елена Протасова
Значение двигательной активности для гармоничного развития ребенка
Каково значение двигательной активности для развития ребенка?
В многочисленных публикациях последних лет отмечается тревожная тенденция прогрессивного ухудшения состояния здоровья детей.
Наиболее доступным средством увеличения потенциала здоровья является физическая культура, двигательная активность. Природа, через специфические физиологические механизмы (в частности, утомление) сама регулирует темп движений и их количество, поэтому бояться перегрузки нужно в меньшей степени, чем недогрузки. Именно гиподинамия создает условия для ненормального физического развития детей. Однако в дошкольном образовательном учреждении значение двигательной активности как фактора, стимулирующего резервные возможности физического, функционального, двигательного и психического развития детей, учитывается недостаточно. Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой.
Анализ официальных документов, теоретических источников по исследуемой проблеме показывает, что современный выпускник дошкольного образовательного учреждения должен обладать крепким здоровьем, хорошим физическим развитием, высоким уровнем физической подготовленности, умением сохранять правильную осанку, потребностью регулярно заниматься физической культурой по собственной инициативе, стремлением совершенствовать свои достижения, проявляя выдержку, смелость и инициативу, высокой (соответственно возрасту) работоспособностью (как физической, так и умственной, что особенно важно в плане подготовки его к школе.
В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств. Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма. Трудно переоценить роль двигательной активности в расширении функциональных возможностей развивающего организма, в совершенствовании двигательной деятельности. Следовательно, недостаток движений может привести к патологическим сдвигам в организме.
Двигательная активность — биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.
В настоящее время общепринятыми критериями оценки суточной двигательной активности являются: ее продолжительность, объем и интенсивность. Индивидуальные различия в этих показателях настолько велики, что специалисты рекомендуют условно делить детей на группы большой, средней и малой подвижности. Это дает определенные ориентиры для руководства двигательной деятельностью детей.
Таким образом, двигательная активность должна считаться важнейшим показателем двигательного развития дошкольника. Для осуществления оптимальной двигательной активности детей необходимо правильно и грамотно организовать двигательный режим, цель которого состоит в том, чтобы удовлетворять естественную биологическую потребность детей в движении, добиваться повышения уровня здоровья детей, обеспечивать овладение двигательными умениями и навыками.
Одной из важных задач в работе с детьми является забота о том, чтобы часы, свободные от выполнения учебных заданий, заполнялись разумно, интересно, чтобы они были действенным средством воспитания детей. В значительной мере это зависит от воспитателя, его умения увлечь детей интересным делом, дать выход их энергии, предоставить каждому возможность наиболее полно проявить себя, реализовать свои способности.
Необходимый объём двигательной активности не может выполняться только за счёт учебной программы. Оптимизация двигательной активности дошкольников в режиме дня детского сада может быть достигнута за счёт сочетания различных форм и методов проведения занятий, использования различных приёмов выполнения физических упражнений в сочетании с другими средствами оздоровления.
Источник
Значениедвигательной активности для детей дошкольного возраста.
Правильная организованная двигательная активность детей является одним из важнейших условий их всестороннего развития и воспитания.
Одна из важнейших задач физического воспитания дошкольников укрепление их здоровья, снижение заболеваемости.
Двигательная активность является жизненно необходимой биологической потребностью, важным фактором роста и развития организма ребёнка. Она определяет уровень его функциональных возможностей и работоспособности, поэтому важно с раннего дошкольного возраста обеспечить условия, необходимые для удовлетворения этой потребности в движениях.
К сожалению, в последние годы на страницах печати всё чаше встречается понятие гиподинамия (ограничение двигательной активности, как у взрослых, так и у детей)
С.М. Громбах, Н.Н. Куинджи, О.Клозе и другие учёные предполагали, что у детей дошкольного возраста ограничение двигательного режима вызывает заболевания опорно-двигательного аппарата, снижение слуха, зрения.
М.Г. Лебедева, Л.И. Кутейникова, А.М. Нерсесян, М.М. Кольцова считают, что гиподинамия создаёт неблагоприятные условия для умственного развития ребёнка, понижает его умственную работоспособность.
С.М. Громбах считает, что ограниченная двигательная активность является причиной, наблюдающаяся в современном мире акселерации. У акселератов замечены сдвиги в соотношении между длинной тела и окружностью груди; длинной тела и размерами сердца: масса сердца у них меньше( а больший вес сердца достигается благодаря двигательной активности). У акселератов раньше наступает половое созревание — что ведёт к сокращению жизни, т.е. чем дольше организм растёт, тем дольше живёт. Поэтому, считает Громбах, акселерация явление отрицательное.
Исследования физиологов, врачей, педагогов подтверждают необходимость и целесообразность увеличения объёма двигательной активности детей, ибо физические возможности детского организма значительно выше, чем та нагрузка, которую дети получают на занятиях по физической культуре в детском саду. Воспитатель не стимулирует двигательную активность детей, предпочитая занятия пазлами, настольно — печатными играми. Малоподвижный образ жизни приводит к ухудшению здоровья детей и повышенной заболеваемости в детском саду.
С.М. Громбах считает, что двух занятий в неделю по развитию движений недостаточно. Необходимо, чтобы занятия по физическому развитию проводились ежедневно, с учётом возрастных особенностей и обязательно на свежем воздухе , с чем я полностью согласна.
Движение- главное проявление жизни; без него немыслима творческая деятельность. Ограничение движений или их нарушение неблагоприятно сказывается на всех жизненных процессах.
Особенно большое количество движений требуется растущему организму. Неподвижность для маленьких детей утомительна, она приводит к замедлению роста, задержке умственного развития и снижению сопротивляемости инфекционным заболеваниям. В огромном количестве движений ребенка проявляется естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию. Разнообразная мышечная деятельность благотворно сказывается на физиологических функциях всего организма, помогает приспосабливаться к различным условиям внешней среды»
Активная мышечная деятельность, по данным многих исследователей (И.А.Аршавский, Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Н.А.Бернштейн, Л.В.Карманова, В.Г.Фролов, Г.П.Юрко и др.), является обязательным условием для нормального развития и формирования растущего детского организма.
Двигательная активность- это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка.Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя, сформулированному И.А.Аршавским. Теория индивидуального развития ребенка основана на энергетическом правиле двигательной активности. Согласно этой теории, особенности энергетики на уровне целостного организма и его клеточных элементов находятся в прямой зависимости от характера функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды. Двигательная активность является фактором функциональной индукции воспитательных процессов (анаболизма).
Особенность последних заключается не просто в восстановлении исходного состояния в связи с имевшей место очередной деятельностью развивающегося организма, а в обязательном избыточном восстановлении, т.е. необходимо постоянно обогащать наследственно предопределенный энергетический фонд. Благодаря двигательной активности ребенок обеспечивает себе физиологически полноценное индивидуальное развитие.
В настоящее время для дошкольного образования установлены федеральные государственные образовательные стандарты. Двигательно-игровая деятельность – это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста.
Источник
Елисеева Наталья
Значение двигательной активности ребенка для его полноценного развития
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».
Жан Жак Руссо
«Значение двигательной активности ребенка для его полноценного развития«.
Полноценное и всестороннее развитие и воспитание невозможно без правильно организованной и достаточной для детей дошкольного возраста двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребенка. Растущий организм ребенка нуждается в движении, и удовлетворение этой потребности является важнейшим условием его жизнедеятельности и развития.
Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников, необходимо определить приоритеты в режиме дня.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно – оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой. С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей в дошкольном учреждении необходимо внедрять дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносить нетрадиционные формы и методы их проведения. К таким занятиям относятся: оздоровительный бег на воздухе, пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами, гимнастика после дневного сна, двигательная разминка во время перерыва между занятиями, индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию двигательной активности детей.
Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной Двигательной Активности детей.
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она даёт широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребёнка. Продолжительность её зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, и поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью детей должно быть построено с учётом уровня двигательной активности.
Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре немаловажное значение отводится активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям, в которых могут принимать участие родители и дети. К таким занятиям относятся физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники, игры – соревнования.
После занятий наступает время прогулок, происходит динамическая перемена деятельности. Поэтому необходимо чтобы прогулки состояли из подвижных и спортивных игр, для этого на каждом участке предусмотрено физкультурное оборудование: лестницы, горки, оборудование для подлезания, перешагивания, перелезания, площадки для подвижных игр, игровое оборудование.
Первая младшая группа
Дети третьего года жизни очень активны, стараются действовать самостоятельно, совершая большое разнообразие движений с использованием разных пособий (ходьба по скамейке, лазанье и ползание под столом, стульями, прокатывание шарика, мяча, бросание мяча и различных предметов, ходьба по ограниченной опоре с сохранением равновесия и др.).
Движения ребёнка 3-го года жизни ещё недостаточно сформированы как произвольные, они часто хаотичны и непреднамеренны. В освоении движений и проявлении своей двигательной активности значительную роль у малышей играет способность действовать по подражанию знакомым образам, взрослому, имитируя животных, птиц, транспорт и т. д. Имитационные движения занимают у детей важное место в их самостоятельной деятельности. Можно наблюдать, как ребёнок самостоятельно проявляет свою двигательную активность в играх с образными игрушками. Например, ребёнок с зайчиком прыгает, убегает от волка, подлезает под дуги, прячется в туннеле и т. д.
Вторая младшая группа
Двигательная активность детей 4-го года жизни характеризуется достаточно высоким уровнем самостоятельности действий с различными предметами и физкультурными пособиями (мячом, обручем, резиновыми кольцами и т. д., так как они уже имеют необходимый двигательный опыт. Движения детей более разнообразны и координированы.
Проявляя самостоятельную двигательную активность дети 4-го года жизни выполняют довольно сложные движения (взбираются на горку и сбегают с неё, подползают под разные предметы и т. д.) и сочетания разных движений (прокатывание мяча по «дорожке» и бег за ним, прыжки вверх, стараясь поймать комара и др. Воспитателю необходимо постоянно поддерживать интерес к движениям с использованием физкультурных пособий, внося разные варианты действий с ними (подбрасывание мяча и ловля, удар об пол, стену, прокатывание мяча и т. д.).
Средняя группа
Дети 5-го года жизни владеют в общих чертах всеми видами основных движений. У них возникает большая потребность в двигательных импровизациях под музыку. Растущее двигательное воображение становится в этом возрасте одним из стимулов увеличения двигательной активности детей за счет хорошо освоенных способов действий с разными пособиями. Достаточно высокая двигательная активность детей проявляется в подвижных играх, которые формируют ответственность у них за выполнение правил и достижение определенного результата. Следует добиваться, чтобы дети к концу года самостоятельно организовывали подвижные игры с небольшой группой сверстников.
Старшая и подготовительная группы
Старшие дошкольники овладевают сложными видами движений и способами выполнения, а также некоторыми элементами техники. Они способны получать удовлетворение в результате успешного достижения цели и преодоления трудностей. Детям этого возраста свойственен широкий круг специальных знаний, умение анализировать свои действия, изменять и перестраивать их в зависимости от ситуации.
Для старших дошкольников необходимо создавать вариативные усложненные условия для выполнения разных видов физических упражнений с использованием пособий. Преодолевая полосу препятствий, (составленную из разных пособий, дети вынуждены применять свои двигательные умения и навыки и проявлять находчивость, решительность, смелость и самостоятельность.
Организация самостоятельной двигательной деятельности детей.
Известно, что для растущего организма решающее значение имеет двигательная активность. Однако в ДОУ её значение как фактора, стимулирующего резервные возможности физического, функционального, двигательного и психического развития детей, учитывается недостаточно.
Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры.
• Для стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей в группе, на веранде необходимо создавать так называемые полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др.)
• В дверных проёмах можно укрепить тренажёр «Попади в кольцо», на полу яркой изолентой сделать разметку для игры в «Классики».
• Желательно организовать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариативных игр.
• Кроме того, в группе хорошо иметь картотеку разнообразных игр, движений, упражнений, состоящую из карточек, на которых схематически изображены обще развивающие игры, основные виды движений, элементы гимнастики, фрагменты эстафет и подвижных игр.
Все перечисленные выше факторы способствуют формированию у детей знаний о здоровом образе жизни и потребности в движениях.
Повышение самостоятельной двигательной активности детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребёнка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала.
Примерное нестандартное оборудование, которое может быть использовано в работе с детьми.
Использование тренажёров повышает мышечный тонус, улучшает кровообращение, активизирует окислительно-восстановительные процессы в мышцах, суставах.
Массажеры можно использовать в процессе выполнения общеразвивающих упражнений.
• Массажёр «Орешки».
Состоит из плотно нанизанных на леску (длина 21 см) капсул «киндер-сюрпризов», по бокам две ручки (использованные фломастеры).
• Дорожка «Апельсиновая»
Состоит из клеёнки шириной 35 см, длиной 2,5 м с прикреплёнными к ней внутренней поверхностью вверх пластмассовыми крышками от пластиковых бутылок.
• Тренажёр «Поймай мяч ловушкой»
Изготавливается из верхней части пластиковой бутылки. При помощи крышки к бутылке крепится леска (длина от 40 см до 1 м) с капсулой от «киндер-сюрприза» на конце.
Цель — забросить капсулу в лукошко. Развивает ловкость, меткость. Сложность выполнения упражнения регулируется длиной веревки.
• «Лыжи»
Изготавливаются из использованных пластиковых бутылок. Вдоль бутылки вырезается отверстие в форме стопы, край которого оклеивается тканью или бумагой. Ребёнок, надев «лыжи», выполняет скользящие движения, имитируя движения лыжника.
А сейчас я вам предлагаю ответить на мои вопросы.
Вопросы:
1. Перечислите формы организации двигательной активности в ДОУ? (физкультурное занятие, утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультурные паузы, самостоятельная двигательная деятельность, праздники, развлечения, гимнастика после сна)
2. Приведите пример подвижных игр с бегом? («Воробушки и автомобили», «Солнышко и дождик», «Наседка и цыплята», «Огуречек», «Ловишки с ленточками», «Не оставайся на полу» и т. п.)
3. Приведите пример народных игр? («Гуси-лебеди», «Горелка», «12 палочек», «Казаки-разбойники», «У медведя во бору», «Краски», «Жмурки», «Кошки-мышки», «Тише едешь – дальше будешь» и т. д.)
4. Что из нижеперечисленного способствует смене позы и характера деятельности путем двигательной активности?
а) утренняя гимнастика;
б) физкультминутки;
в) кружки.
5. Что из нижеперечисленного является основной формой развития оптимальной двигательной активности детей?
а) коррегирующая гимнастика;
б) физкультурное занятие;
в) гимнастика после дневного сна;
6. Это средство оздоровления и профилактики болезней. От него у детей пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность на весь день (утренняя гимнастика).
6. Приведите примеры спортивных игр? (бадминтон, городки, баскетбол, волейбол, футбол, эстафеты).
7. Какие вы знаете спортивные упражнения? (катание на санках, катание на лыжах, катание на коньках, катание на самокатах, на велосипедах, плавание).
8. Для какого из нижеперечисленных видов характерны самостоятельные, творческие двигательные действия (с предметами или без них, выполняемые в рамках правил?
а) соревнование;
б) экскурсия;
в) подвижная игра.
5. На что должна быть направлена содержательная сторона двигательного режима дошкольников в ДОУ?
а) формирование широкого круга игровых действий;
б) охрана и укрепление здоровья ребенка, закаливание организма;
в) развитие умственных, духовных, физических способностей детей.
12. Это является для ребенка особым радостным событием, сюда входят разнообразные физические упражнения и веселые подвижные игры, включаются движения, предварительно разученные на физкультурном занятии (спортивный праздник).
Источник