Значение физического развития ребенка младшего дошкольного возраста
Валерия Бабкина
Особенности физического развития детей дошкольного возраста
1.1 Особенности физического развития детей дошкольного возраста
В период дошкольного детства формируется фундаментальная основа для здоровья и полноценного физического развития детей. Этот период охватывает возраст от 3 до 7 лет.
Под физическим развитием дошкольника понимается процесс изменения внешних и внутренних естественных морфофункциональных свойств его организма в процессе онтогенеза [11]. К внешним количественным показателям физического развития относятся: изменения размеров и массы тела, к качественным показателям физического развития относятся, прежде всего, изменения функциональных возможностей организма в период возрастного развития, которые отражаются в изменении отдельных физических качеств и общего уровня физической работоспособности [9].
В общей системе образования Российской Федерации предусмотрено особое место физическому воспитанию детей дошкольного возраста. Именно в этот важный период жизни в результате целенаправленного педагогического воздействия у детей формируется здоровье, основные физические качества, такие как сила и выносливость, а так же ловкость, быстрота, гибкость; у детей постепенно складывается работоспособность. Немаловажным является и то, что в результате грамотного и правильного воздействия у детей складывается интенсивный рост и развития системы организма и их функций. Именно в этом возрасте формируются предпосылки физических, интеллектуальных, духовных способностей, а так же всестороннего развития личности в целом.
Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста ставит перед собой единую главную цель- подготовка к жизни в обществе, трудовой деятельности, формирование интереса к самостоятельной спортивной деятельности, овладения нужным запасом двигательных навыков и умений на момент поступления в школу, которые помогут усвоить школьную программу обучения и легче пройти период школьной адаптации [13].
Программа, по комплексному оцениванию физических возможностей дошкольников предполагает анализ показателей,по которым определяют состояние здоровья:
— телосложение;
— основные функциональные параметры;
— развитие двигательной сферы.
Более подробное и комплексное изучение этих показателей позволяет продумать целостный подход к вопросу правильного и гармоничного физического развития детей, исключая форсированное или одностороннее развитие того или иного показателя. Многие научно-практические исследования возволили выявить тесную взаимосвязь между такими показателями физического развития как: развития двигательной сферы и функциональными возможностями организма ребенка
Физическую подготовленность дошкольников исследуют, по мнению многих авторов,при помощи двух основных составляющих:
— уровень функциональных возможностей основных систем энергообеспечения;
— уровень развития основных физических качеств (силы, скорости, выносливости, гибкости).
Физическое развития дошкольников характеризуется тем, что у детей недостаточно сформированна устойчивость тела, имеется ограниченность двигательных возможностей, недостаточно сформированны двигательные навыки и качества. Детей в этом ворасте быстро развивается нервная система, укрепляется и растет скелет, крепнет мышечная система, и совершенствуются движения.
Для детей раннего возраста характерено быстрый темп роста и развития организма.Интенсивно увеличиваются морфологические показатели: рост, масса тела. Сила мышц детей ещё не велика, зато заметно возрастают возбудимость и лабильность нервно-мышечного аппарата. Большой подвижностью отличаются все суставы детского организма, это связанно с ещё слабым физическим развитием.
В этом возрасте процессы нервной системы недостаточно сильны и подвижны, однако связи условных рефлексов отличаются большой прочностью и очень трудно поддаются переделке. Поэтому процессе физического воспитания необходимо организовывать так, чтобы дети учились правильному выполнению того или иного упражнения, так как полученные навыки прочно и надолго закрепляется. Простые движение, которые ребенок учит с ошибками, сделают невозможным в будущем правильное формирование более сложных двигательных навыков, а это будет затруднять полное раскрытие двигательной одаренности ребенка.
Формирование движений детей первоначально происходит с помощью навыков самостоятельной ходьбы.Ходьба недостаточно оформлена из-за незрелости всего организма: слабость мышц нижних конечностей, высокое расположение центра тяжести тела над тазобедренной осью, отсутствие равновесия вследствие недостаточного развития нервной системы, а поэтому и недостаточная координация движений рук и ног. Овладение навыком ходьбы влияет не только на физическое равитие, но и на эмоциональное состояние ребёнка, помогает расширению интереса к окружающему, изменяет характер поведения его в жизни. Всё это вносит значительные изменения в общее развитие ребёнка.
Правильное развитие ребенка раннего возраста, невозможно без достаточной физической активности. Ислледования показали, что у двухлетних детей на активные движения приходится 70% времени бодрствования, а у трехлетних — не менее 60%. Постепенно, по мере развития движения у детей приобретают большую законченность, определенную целесообразность и целенаправленность. Однако в коре головного мозга процессы иррадиации преобладают над процессами концентрации, поэтому движения детей отличаются неточностью, некоординированностью. Недостаточная развитость психических процессов, в особенности внимания, не позволяет детям долго сосредотачиваться на чем-то одном, дети быстро утомляются.
К 3 году жизни, у ребёнка оформляются все основные движения, за исключением бега и недоступных ещё пока ему прыжков. Они не могут ритмично бегать, часто теряют равновесие, падают. Многие из них плохо отталкиваются от пола или земли, бегают, опираясь на всю стопу. Они не могут поднять свое тело даже на небольшую высоту, поэтому им еще недоступны прыжки в высоту, через препятствия и прыжки на одной ноге. Дошкольники этого возраста охотно играют с мячом, однако движения их еще недостаточно согласованны, глазомер не развит: им трудно ловить мяч. Они быстро утомляются от разнообразных движений, отвлекаются.
Малыша необходимо упражнять в ходьбе и лазанье, учить преодолевать различные препятствия (перешагивания через палку, ходьба по ограниченной дорожке, доске, горке, лестнице и т. п.). Большую роль на этом возрастном этапе играет формирование предметных действий, которые способствуют совершенствованию его моторики. Выполняя действия с предметами, ребёнок познаёт свойства, вес, форму, цвет. Происходит развитие мелкой моторики, а это развитие и созревание коры головного мозга, развитие звуковой культуры речи.
Детям 3-4 лет свойственны общая статическая неустойчивость тела и ограниченные динамические возможности. В этом возрасте тело ребенка отличается тем, что у ребенка большее развитие преобретает верхние части тела и мускулатуры плечевого пояса и мышц-сгибателей.
Дошкольники 3-4 лет отличаются высокой двигательной активностью,однако, отмечается недостаточная согласованность движений, в которых участвуют крупные группы мышц. Для этого периода дошкольного детства характерна повышенная утомляемость при длительном сохранении одной и той же позы и выполнении однотипных движений.
Что касается дыхательной системы организма детей, то структура легочной ткани еще не достигает полного развития; носовые ходы, трахея и бронхи сравнительно узки, в связи с этим, затрудняет поступление воздуха в легкие затруднительно; ребра незначительно наклонены, диафрагма расположена высоко, в связи с чем, амплитуда дыхательных движений невелика. Из-за данных особенностей в развитии ребенок дышит поверхностно и значительно чаще,чем взрослый: у детей 3-4 лет частота дыхания — 30 в минуту, 5-6 лет — 25 в минуту; у взрослых -15-18. Поэтому детей неглубокое дыхание, что ведет к недостаточной вентиляции легких и к некоторому застою воздуха, а подрастающий организм требует достаточно повышенной доставки кислорода к тканям. Поэтому так важно, заниматься физической культурой, подвижными играми на свежем воздухе, так как это активизируюет процессы газообмена.
Сердечно-сосудистая система детей дошкольников достаточно хорошо приспособлена к требованиям растущего организма, повышенная потребность тканей в снабжении кровью удовлетворяется легко. Сосуды в детском организме шире, чем у взрослых, и кровь по ним течет свободнее. Количество крови у ребенка относительно больше, чем у взрослого, но путь, который она должна проходить по сосудам, короче, тем самым скорость кровообращения больше. Исследования показали, что если пульс у взрослого человека равен 70-74 ударам в минуту, то у дошкольников в среднем 90-100 ударам в минуту. Нервная регуляция сердца несовершенна, поэтому оно быстро возбуждается, ритмичность его сокращений легко нарушается, и сердечная мышца при физической нагрузке довольно быстро утомляется. Однако, смена деятельности успакаивает сердечную деятельность ребенка и восстанавливает силы. Вот почему во время занятий с детьми физическиеупражнения нужно разнообразить: чередовать подвижные игры с играми малой двигательной активности и часто давать ребенку кратковременный отдых.
Нервная система в дошкольном возрасте развита лучше, чем у детей раннего возраста. В этом периоде заканчивается становление нервных клеток в головном мозге, который по внешнему виду и весу приближается к мозгу взрослого, но сама нервная система еще слаба. Поэтому надо учитывать легкую возбудимость дошкольников,очень осторожно относиться к ним: не давать длительных непосильных нагрузок, избегать чрезмерного утомления, так как процессы возбуждения в этом возрасте преобладают над процессами торможения.
Процесс образования костей у детей в этом возрасте не завершен, несмотря на то, что кровоснабжение у них лучше, чем у взрослых. В скелете преобладает хрящевая ткань, благодаря чему возможен дальнейший его рост; в то же время этим обусловливается мягкость и податливость костей, поэтому так важно в этом возрасте развивать физические качества, в особенности гибкость.
Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон. Не смотря на это, дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению из-за относительной слабости костно-мышечного аппарата и быстрой утомляемости.
К 4,5-5 годам движения детейстановятся более координированными: они осваивают прыжки,бег, перепрыгивание через препятствия, ловлю мяча.
У дошкольниковот 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики возрастает с 602,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра.
В подготовительной к школе группе детей появляется легкость движений, бег становится ритмичным, уменьшаются боковые раскачивания; они прыгают в высоту, длину, через препятствия, осваивают метание мяча в цель; начинает развиваться глазомер. У детей старшего дошкольного возраста по сравнению с младшим тело крепче, пропорциональнее развита мускулатура. У них постепенно доводятся до автоматизма основные движения в ходьбе и беге, улучшается согласованность движений, заметно повышается способность к ручному труду. Благодаря большей устойчивости тела ребенку становятся доступнее простейшие упражнения в равновесии, беге на ловкость. У детей развивается выносливость, однако им нужно чаше менять исходные положения и разнообразить движения. Деятельность детей в этом возрасте постепенно наполняется содержанием и становится более сознательной.
Ученные заметили такую закономерность: чем моложе возраст, тем более несовершенными являются двигательные навыки, слабее развиты мелкие мышцы, интенсивнее протекают все процессы физического развития. Общие возрастные показатели не остаются неизменными — замечается тенденция к их росту. Современные дети в среднем имеют более высокий рост, лучше развиты физически и умственно, нежели их сверстники 15 – 20 лет назад. Такое явление получило в науке название «акселерация».
Но, несмотря на более быстрое развитие дошкольника, как в физическом, так и в психическом отношении, его возрастные особенности сохраняются в специфике мышления, склонности к подражанию, повышенной эмоциональности и впечатлительности.
Для того, чтобы обеспечить максимальное физическое развитие каждого ребенка, необходимо выполнение ряда условий.
Подбор адекватных средств и методов обучения, творческая направленность педагогического процесса; использование наряду с традиционными формами работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения, физкультурные досуги, спортивные праздники) нетрадиционных средств и методов воспитания, таких как ритмическая гимнастика, занятия на тренажерах, занятия спортивными танцами и прочее.
Таким образом, обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств – важная сторона повышения эффективности физического воспитания.
Итак, из всего вышеперечисленного мы поняли, что правильное физическое развитие дошкольников играет немаловажную роль в жизни детей. Все основы закладываются именно в дошкольном возрасте, поэтому этот период так важен в жизни ребенка. Это касается и психологических характеристик, и физиологических. Именно поэтому и психологическое, и физическое развитие детей дошкольного возраста должно находиться под самым пристальным вниманием. Развитие дошкольников разительно отличается от развития в более младшем возрасте. Первые годы организм малыша растет очень интенсивно и относительно равномерно. С четырех лет развитие несколько замедляется. В это время физическое развитие детей начинает постепенно приближаться к организму взрослому, позволяя выдерживать более высокие нагрузки в сравнении с ранним периодом.
Источник
Татьяна Домнина
Физическое развитие детей дошкольного возраста
В современном мире для человека, да и для общества в целом, не существует большей ценности, чем здоровье. В результате этого возрастает и значение физической культуры и спорта, происходит его постоянное внедрение в повседневную жизнь. Занятия физической культурой готовят человека к жизни, способствуют его развитию, формированию личностных, физических и моральных качеств. Именно поэтому очень важно уделять внимание развитию ребенка еще с дошкольного возраста.
Должное внимание физическому развитию ребенка уделяется в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Физическое воспитание дошкольников представляет собой систему воспитательно – оздоровительных мероприятий в режиме дня, включающую ежедневное проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий, подвижных игр и развлечений в помещении и на свежем воздухе под руководством воспитателя.
Так же не стоит забывать, что ребенок во время самостоятельной деятельности овладевает двигательными навыками и умениями, а самое главное овладевает жизненно важными видами движений – ходьбой, бегом, метание, лазанием, прыжками и равновесием.
В дошкольных образовательных учреждениях, в соответствии с требованиями программы по физическому развитию,установлен порядок и время проведения физкультурных занятий:
— младшая группа (3-4 года) – 10 минут;
— средняя группа (4-5 лет) – 15 минут;
— старшая группа (5-6 лет) – 25 минут;
Занятия включают в себя не только физические упражнения, но и подвижные игры.Само занятие имеет следующую структуру:
— вводная часть
— основная часть (общеразвивающие упражнения, основные виды движений, подвижная игра);
— заключительная часть;
Лето – благоприятная пора для укрепления и сохранения здоровья детей, создания условий для полноценного физического развития. Основная цель работы педагогов в летний период – это создание максимально эффективных условий для оздоровительной работы воспитанников. В связи с этим в дошкольных образовательных учреждениях разрабатывается режим дня,с учетом летнего периода:
— утренний прием и гимнастика на свежем воздухе;
— прогулка;
— закаливающие мероприятия;
— увеличение времени сна;
— витаминизация и калорийность питания;
— физкультурные занятия;
— соблюдение питьевого режима;
Родители должны помнить, что их личный пример убедительнее всяких аргументов, и лучший способ привить ребенку любовь к спорту – заниматься вместе с ним. Часть родителей не имеет достаточной физкультурной подготовки, тем не менее, они должны создавать все необходимые условия для занятия спортом, покупать все необходимые игрушки, которые могли бы побуждать ребенка активно двигаться.
В теплое время года физическим воспитанием детей рекомендовано заниматься на свежем воздухе. Уделять больше внимания закаливанию ребенка. Считается, что солнце, воздух и вода – лучшие друзья детского иммунитета и самые доступные методы закаливания. Зная известные способы закаливания ребенка летом и применяя их, можно подготовить дошкольника к холодному времени года.
Современное общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным. Таким образом, физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Следовательно, актуальность данной темы не вызывает никаких сомнений. Физические упражнения благотворно влияют на здоровье ребенка и дают заряд энергии не весь день.
Список используемой литературы
1. Пензулаева Л. И. «Физкультурные занятия в детском саду: Младшая группа» — М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 80 с.
2. Примерное комплексно – тематическое планирование к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Младшая группа / В. В. Гербова, Н. Ф. Губанова, О. В. Дыбина и др. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 160 с.
3. [Электронный ресурс] –Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/04/15/konsultatsii-dlya-roditeley-po-fizicheskoy-kulture
Источник
Последнее обновление статьи: 13.05.2019
С конца XX века и с начала XXI особое внимание стало уделяться интеллекту ребенка, развитие физических способностей почему-то отошло на второй план. И совершенно необоснованно. Во-первых, потому что для любого человека важно гармоничное развитие всех его сфер, во-вторых, на раннем этапе развития физическое совершенствование – это прямой путь развития интеллекта и становления характера. В возрасте младших дошкольников дети особенно нуждаются в свободе двигательной деятельности. Учет возраста детей, и особенности строения деток 3-4 лет позволяет грамотно дозировать и чередовать нагрузку, которая должна быть интенсивной, но не чрезмерной.
Что такое физическое развитие и чем оно важно?
В общем случае физическое развитие предполагает изменение морфологических (строения, объем мышц) и функциональных (развитие силы, ловкости, точности движений, выносливости и т. п.) особенностей организма младшего дошкольника.
Грамотно выстроенная система активных упражнений для детей способствует совершенствованию аппарата движения и скелета дошкольника, его сердца и сосудистой системы, которой пронизано все тело. Физическая активность нормализует работу ЦНС, способствует умению малютки координировать работу мозга и конечностей, иными словами, способствует отработке ловкости, улучшает функциональные возможности органов дыхания.
Вероятно, мегаполисы имеют свои плюсы, но для формирования человеческого организма это самая неблагоприятная среда. Вкупе же с экологическими проблемами и низкой физической активностью такое существование становится фактором риска развития разных заболеваний.
Физическое развитие, предполагает не только зарядку, но и комплекс закаливающих процедур, прогулки на свежем воздухе, активные игры с необходимостью подключения мнестических (памяти) и мыслительных функций.
Такие занятия формируют не только тело малютка, но и его ум. Способность переносить и преодолевать трудности, улучшают иммунитет, благодаря чему увеличивается резистентность (устойчивость) организма дошкольника к вирусным инфекциям. В этом же возрасте активно прививаются элементарные гигиенические навыки.
Еще одна функция движения в этом возрасте – это роль клапана, который позволяет сбросить эмоциональное и нервное возбуждение. Процесс активной деятельности позволяет психики малютки сохранять равновесие и стабильность. Двигательная активность детей позволяет им развивать не только данные физического плана, но и волевые качества, позволяющие преодолевать трудности. Выполняя упражнения, тренирующие тело, дети познают окружающий мир и учатся самостоятельности.
От физического труда детей раннего дошкольного возраста зависит их здоровье, так как при должной активности стимулируется работа легких, эндокринных желез, улучшается пищеварение, во-первых, благодаря активизации перистальтики, во-вторых, усилению всасывания полезных веществ. Значительно улучшается терморегуляция и теплообмен, тренируется сердце и вся сосудистая система. Если ребенок 3-4-х летнего возраста уделяет физическим занятием не менее 2-х часов в сутки.
Как оценивается развитие?
Оценка проводится комплексно. Это позволяет оценить гармоничность дошкольного развития и исключить одностороннее совершенствование одного параметра в ущерб другому. Основные оцениваемые параметры — это возможности тела ребенка, уровень их совершенства и телосложение.
Возможности организма можно разделить на две основные группы. Это возможности основных энергообеспечивающих систем малыша и основных качеств развитости тела малютки: ловкости, равновесия, быстроты, точности, способности переносить длительные нагрузки и силы.
При этом нужно учитывать особенности крохи, зависящие от возраста. В 3-4 года у крохи недостаточно развита устойчивость тела при движении, и имеются ограничения в навыках при динамических нагрузках. Это связано с тем, что у них в сравнительно быстром темпе растет костная ткань. Активно развивается ЦНС и периферическая нервная система и мышцы, укрепляются связи между ними. То есть системы, которые призваны обеспечивать движение, находятся в стадии активного роста и совершенствования.
Оценка проводится обычно после проведения нескольких развивающих занятий и батареи игр. Обычно такая проверка проводится среди организованных детей. Но и родители могут оценить уровень развития своего малютки. У дошкольников 3-4 лет скорость проверяется:
- по времени приседания (сколько раз присядет кроха за 20 с);
- по подъему туловища относительно пола (сколько раз поднимет туловища за 10 с).
Выносливость оценивается с помощью функциональных проб или при преодолении крохой разных по длительности дистанций. Сила оценивается с помощью динамометрии. Но можно это сделать путем проведения несложных физических тестов:
- вис на согнутых руках (сколько секунд или минут кроха в состоянии провисеть);
- бросок мяча (упражнение выполняется из положения сидя, с ногами, расставленными как можно шире, мяч выбрасывается из-за головы и оценивается расстояние, на которое кроха может мяч забросить.
Определение ловкости проводится по времени разного типа бега: челночного с двумя поворотами (на 30 м) и змейкой (на 10 м). Гибкость оценивается с помощью выполнения разного рода наклонов, в том числе стоя на скамейке. Равновесие проверяется в двух формах: статике динамики. Статическое равновесие проверить очень просто, нужно чтобы кроха стал в позицию, при которой ноги занимают положение «пятка-носок». Это значит, что стопы стоят в одну линию одна за другой. Носок ноги, которая будет стоять сзади, должен вплотную стоять к пятке ноги, стоящей впереди. Руки опущены вдоль тела, тело стоит прямо, кроха смотрит вперед. В идеал в такой позе малютка должен простоять в течение трех минут. При проведении теста оценивается не только время, которое дошколенок способен поддерживать эту позицию, но и положение туловища, и балансировку.
Физические особенности младших дошкольников
Дети 3-4 летнего возраста высокоактивны, но имеют неустойчивость тела в статике. У детей этого возраста ограничены возможности, связанные с движением.
Особенности их физического развития включают довольно хорошую развитость мышц верхней части тела, особенно плеч. Но при активной деятельности детям этого возраста недостает ловкости, то есть при участии в работе больших мышечных групп наблюдается слабая согласованность движений. Малыши этого возраста очень устают от однотипной деятельности и необходимости сохранять стабильную позу. Это нужно учитывать при составлении программы тренировок дошкольников.
Для младших дошкольников очень важны занятия на природе (открытом воздухе), более чем для детей старшего возраста. Это обосновано структурой тканей легких, которая развита не полностью и строением верхних дыхательных путей от носовых ходов до бронхов. Они относительно узки. Это уменьшает пропускную способность дыхательных путей. Воздух, особенно при выполнении упражнений, с затруднением поступает в легкие.
Кроме того, диафрагма у деток расположена высоко, из-за этого амплитуда вдоха-выдоха относительно мала. Это значит, что дыханий детей 3-4 лет от роду поверхностное и значительно более частое, практически в два раза по сравнению со взрослыми (ЧД ребенка — 30 раз в минуту, ЧД взрослого – 16-18 раз в минуту). Емкость легких в дошкольников 3-4 лет составляет всего около полулитра. Такие особенности приводят к не очень хорошей вентиляции легких, чтобы избежать застойных явлений в легочной ткани, деткам нужна физическая активность и именно на свежем воздухе.
Сердце детей этого возраста хорошо приспособлено к нуждам деток, оно активно поставляет кровь к тканям, имеющим высокую потребность в кислороде и питании. Сосуды дошколенка шире, чем у взрослого, кровоток ускорен, относительный объем крови больше. Нормой ЧСС у дошколенка считается порядка 100 ударов в минуту. Но нервная регуляция миокарда 3-х летнего малыша несовершенна, поэтому он легко сбивается с ритма. При интенсивной или длительной нагрузке сердце быстро устает. Поэтому младшему дошкольнику нужна перемена занятий, в этом случае миокард быстро восстанавливается. Поэтому активные игры должны быть кратковременны и чередоваться с отдыхом.
У младших дошкольников ЦНС совершеннее, чем у младших детей. Клетки мозга заканчивает свое созревание. Мозг визуально, и по весовым показателям уже близок мозгу взрослого человека. Но ЦНС еще неустойчива, поэтому дети быстро переходят от спокойного состояния к возбужденному. Это основная причина, по которой подбирать упражнения для младших дошкольников нужно осторожно, не стоит обеспечивать их длительной нагрузкой на пределе возможностей.
Следует помнить, что костная ткань еще только строится. Нужно помнить, что особенности костей и связочного аппарата ребенка не позволяют давать ему сверхсильные или сверхдлительные нагрузки. Они отражаются на формировании скелета и структуре костей. И могут стать причиной деформации отдельных костей, в том числе их гипертрофии. У малютки много хрящевой ткани, костная система в целом очень подвижна и податлива. Нужно следить не только за осанкой крохи. Нужно статическую нагрузку, потому, что стопа до 4-х лет имеет несколько уплощенный свод и при чрезмерной нагрузке, как по весу, так и по длительности, у детей формируется тяжелое плоскостопие. У младших дошкольников сохраняется повышенная эластичность связок. Рост мышц происходит благодаря утолщению отдельных мышечных волокон. Но в 3-4 года костно-мышечный аппарат, если рассматривать его в совокупности, относительно слаб и ребенок не способен переносить нагрузки.
При подборе упражнений для деток младшего дошкольного возраста надо учитывать, что у них не выработалась еще четкость двигательных действий при ходьбе. Если с детьми не проводили интенсивные занятия, они плохо отталкиваются от земли, поэтому не могут полноценно прыгать, особенно через препятствия, и бегают с упором на всю стопу. У них наблюдается недостаток ловкости и согласованности движений при игре с мячом, хотя сама игра доставляет удовольствие.
При любых занятиях с младшими дошколятами следует помнить, что малыши быстро утомляются, отвлекаются и переключаются на другие занятия. Это касается и физического и интеллектуального развития. Дошколята очень активны, и стимулировать их деятельность физического плана нет надобности. Деятельность нужно дозировать, направлять на гармоничное развитие всех необходимых функций, и перемежать с интеллектуальными занятиями. Кроме того, в этом возрасте физкультура полезнее спорта.
Основные навыки 3-4 летнего дошкольника
Определить в норме ли физическое развитие можно, наблюдая за играми для совершенствования ловкости, координации и силы. К трем годам малыш должен обучиться:
- шагать крупным и мелким шагом, использовать в игре приставные шаги и подскок;
- двигаться на носочках;
- менять темп своих движений;
- играть обеими руками одновременно;
- если игры совместные, то дети должны уметь двигаться, держась за руки;
- дошколята должны уметь двигаться, следуя заданному направлению и преодолевать преграды (цепочкой прямо, змейкой, по кругу, обходя предметы);
- повторять продемонстрированные им действие, сохраняя их последовательность;
- прыгать на месте либо через мелкие препятствия;
- держать равновесие при ходьбе под наклоном;
- двигаться спиной вперед;
- крутить педали с уверенностью;
- хорошо и правильно ходить по лестнице.
Существуют нормы роста и веса ребенка, которые тоже позволяют оценить уровень его физического развития. Но следует помнить, что они вариативны и зависят от стартовых параметров малыша. В среднем к концу периода младшего дошкольного возраста рост малыша должен составлять 104-108 см, вес -17-18 кг, окружность грудной клетки – 55 см.
Как развивают тело малышей?
С помощью коллективных подвижных игр, которые обычно проводятся в ДОУ, если дошкольник находится дома, его нужно обучать кататься на велосипеде (3-х колесном). Отработки ловкости и координаторных навыков помогают упражнения с разведением рук в стороны, подъемом их вверх и наклоны тела, а также хождение по приподнятому над полом предмету (доске) либо по полу, удерживать на одной линии и ставя ноги в позе пятка-носок. Усложнить упражнение можно, давая крохе в руки стакан с водой. Хорошим способом улучшения физического развития является игра в классики, хождение змейкой, огибая предметы, и бег на носках. Основой физического развития младших дошкольников является бег трусцой до полукилометра, приседание (5 раз на подход), прыжки с невысоких предметов и перепрыгивание низких препятствий, качание пресса, кувырки (не более 5 в день), прямой вис и качание на любых предназначенных для этого приспособлениях (кольца, турник). Усложнить вис можно предлагая крохи подтянуть ножки к животу. Хорошо способствуют физическому совершенствованию игры с мячом (руками и ногами): катание по ровной поверхности, броски. Ловить мяч малыш должен двумя руками. Нужно следить за осанкой своего чада. Меняя активные игры на пассивные с раздаточным материалом (песок, пластилин и т. п.), помните, что суставы крохи легко деформируются. Поэтому материал должен быть мягким.
Источник