Значение дородового периода в развитии ребенка
В древности великие учёные, мудрецы, наиболее опытные люди обращали внимание на значимость внутриутробного развития плода.
Известны такие показательные факты. В Древнем Китае функционировали пренатальные (дородовые) клиники, в которых для богатых будущих матерей были созданы благоприятные условия, способствующие развитию здоровых и умных детей.
Будущие матери созерцали красоту естественной природы, слушали спокойную мелодичную музыку, танцевали лёгкие танцы, читали стихи, пели песни. Эти условия для беременных женщин также создавались и в античные времена. В Египте, Индии, Африке были разработаны своды законов для матерей и супружеских пар, которые обеспечивали их и их детей наилучшими условиями для развития и жизнедеятельности.
Исследователями сделаны такие основные выводы:
1. Формирующийся плод в утробе улавливает ощущения, чувства и мысли, которые вызывает у матери окружающий мир.
2. Регистрация всех сведений и информации развивающегося существа осуществляется в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.
3. Плод воспринимает общение членов семьи, стихотворения, песни, музыку, которую слушает мать у телевизора или во время концерта в театре.
4. Образ жизни матери:
- правильно питаться во время беременности;
- носить удобную одежду: комбинезоны для беременных, сарафаны и платья для беременных и т.д.
- у будущей матери должны отсутствовать вредные привычки (приём алкоголя, курение, злоупотребление лекарственными препаратами, наркотиками и др.).
5. В развитии мозга установлены такие особенности:
- сформированность в пятимесячном возрасте у плода всех нервных клеток мозга;
- совершенство мозга ещё до рождения ребёнка, ибо он формируется на основе сложнейшей генетической программы, проходившей эволюцию тысячелетиями;
- нервным клеткам для выживания необходима постоянная стимуляция.
6. Зародыш, а затем и плод, весьма чувствителен к нервным стрессам матери. В первые месяцы беременности они могут привести к различным нарушениям плода.
7. Многие черты характера ребёнка как будущего человека формируются во внутриутробном периоде, так как новорождённый уже прожил достаточное время (девять месяцев), которое в значительной степени определяет направления его дальнейшего развития.
В целях развития ребёнка в дородовый период важно использовать специфические методы и приёмы, основанные на методике «Пренатальный университет» (разработана профессором Хейвардского университета Ван де Карром, США). Методика развития ребёнка в этот период основана на возможностях коры головного мозга активно и самостоятельно обрабатывать информацию. Впитывание плодом информации осуществляется максимально и протекает на клеточном уровне.
Статистика свидетельствует, что преобладающее большинство младенцев рождаются достаточно здоровыми и полноценными.
Однако в странах как богатых, так и бедных, в семьях как богатых, так и бедных 6—7% от общей численности детей рождаются с нарушениями в развитии (1,5% — с тяжёлыми нарушениями, 4—5% — с незначительными). Причины нарушений — плохая наследственность или внешняя среда, а чаще всего и то, и другое вместе. Следует заметить, что две трети причин, которые вызывают нарушения в развитии плода, пока учёными не раскрыты. Вместе с тем называются факторы внешней среды, которые могут вызывать пороки развития плода. Среди них выделяются такие факторы:
- физические (ионизирующая радиация, гравитационные нагрузки, вибрация, колебание температур, голод);
- биологические (инфекционные и вирусные заболевания матери, возникающие в период беременности: ветряная оспа, грипп, инфекционный гепатит, краснуха, сифилис);
- химические (лекарственные препараты типа антибиотиков тетрациклинового ряда, стрептомицин, половые гормоны, ядохимикаты, лакокрасочные материалы, стиральные порошки, красители пищевой промышленности, косметика, недостаток кислорода).
Кроме этих факторов внешней среды следует, несомненно, назвать поведенческие факторы, которые зависят только от беременной женщины — никотиновая, алкогольная и наркотическая интоксикация.
Известная учёная психолог Андре Бертин утверждает: «Именно неправильное поведение матери, её излишние эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша тяжёлая и напряжённая жизнь, служат причиной огромного числа таких послеродовых заболеваний, как неврозы, тревожные состояния, многочисленные аллергические заболевания, отставания в умственном развитии и многие другие аналогичные состояния».
Если беременная испытывает удовлетворение, покой, чувство радости, её организм вырабатывает эндорфины — гормоны, передающие плоду ощущение спокойствия и удовлетворённости. Усваивая (регистрируя) такую положительную информацию, он полноценно психофизически и морально функционирует и развивается. Если же беременная испытывает стресс (страх, обиду, злобу, ревность, насилие, физическую и душевную боль, несчастье), её организм (надпочечники) вырабатывает катехоламины, или «стрессовые гормоны».
Природные катехоламины (адреналин, норадреналин, дофамин) участвуют в обмене веществ и приспособительных реакциях организма, обеспечивая постоянство внутренней среды и физиологических функций (гомеостаз). При физическом и психическом напряжении (стрессе), некоторых болезнях содержание катехоламинов в крови и моче резко увеличивается. Эти гормоны через плацентарный барьер передают плоду ощущение неспокойствия, тревоги и неудовлетворённости. Усваивая такую отрицательную информацию, плод и психофизически, и морально развивается с теми или иными осложнениями.
Выводы:
1. Во внутриутробный период формируются многие черты характера ребёнка как будущего человека.
2. Будущие матери, желая родить здорового и полноценного ребёнка, должны использовать специфические методы и приёмы его развития (прикосновение к животу, поглаживание и похлопывание, словесный контакт, слушание лёгкой мелодичной музыки, нахождение на природе и т.п.).
3. Матери организуют свою жизнедеятельность и поведение, с тем чтобы не навредить плоду (полностью исключают употребление тех веществ, которые негативно воздействуют на плод и новорождённого — табак, алкоголь, наркотики).
4. В период беременности женщинам желательно находиться в экологически чистой среде (переезд из городов в сельскую местность).
5. Будущие матери должны периодически проходить консультации и осмотры в женских консультациях, гинекологических кабинетах, фельдшерско-акушерских пунктах.
В. Чечет
Источник
Парам, которые желают иметь ребенка, предстоит многое узнать. Будущим мамам стоит интересоваться не только теми изменениями, которые произойдут с их телом, но и тем, как изменяется малыш в утробе и вне ее. Поэтому мы сегодня поговорим о пренатальном и постнатальном периоде развития малышей. Что происходит, когда ребенок находится еще в животике? Какие изменения его ждут? Как детки развиваются после рождения? Согласитесь, эти вопросы интересны всем будущим мамам без исключения. Предлагаем подробно познакомиться с натальным и постнатальным периодом развития. Сегодня вы узнаете ответы на все эти вопросы и будете подготовлены к роли родителя.
Периоды развития ребенка
Первым делом, стоит знать, что выделяются две большие группы: пренатальный, постнатальный периоды развития. С самого момента зачатия малыш постоянно развивается, растет, приобретает новые навыки и возможности. Принято разделять некоторые периоды, которые имеют свою особую характеристику. Об этом мы вам и предлагаем поговорить.
Сейчас стоит уточнить, что такое пренатальный, постнатальный период ребенка. Пренатальный период развития – это те самые изменения, происходящие в организме малыша, когда он еще не родился на свет. Постнатальный период развития мы уже наблюдаем после рождения крохи. Мы видим как он развивается, растет, учится и так далее.
Пренатальный период
Как мы уже сказали ранее, пренатальный период – это развитие малыша в утробе матери. Как правило, он длится двести шестьдесят шесть дней. Весь пренатальный период можно разделить на три стадии:
- зародышевая (длится порядка двух недель с момента зачатия);
- эмбриональная (длится пять недель, с третьей по восьмую; это довольно ответственный этап, ведь именно сейчас закладываются жизненно важные органы, и начинает биться сердечко);
- плодная (длительность – с девятой недели до самого рождения; на данном этапе ребенок быстро растет, и начинают функционировать все системы).
Многие мамы (в том числе и будущие) знают, что все время беременности делят на триместры. Краткую характеристику вы можете увидеть в таблице.
Триместр | Характеристика |
Первый | Он длится 13 недель (с самого момента зачатия). В результате развития в первом триместре при помощи ультразвукового исследования уже можно определить даже пол ребенка. Сейчас активно развиваются костная, мышечная и нервная система. Уже на десятой неделе беременности плод начинает шевелиться, только мама этого пока не чувствует (длина его составляет порядка 12 миллиметров). |
Второй | На данном этапе ребенок приобретает человеческие черты. Эта стадия характеризуется быстрым ростом и набором веса. Если на 14 неделе его длина составляла 15 миллиметров, а вес всего 35 граммов, то к 27 (конец второго триместра) длина равна приблизительно 35 сантиметров, а вес – 1 килограмм. На шестой неделе беременности у малыша уже хорошо развиты органы чувств и нервная система. Сейчас с крохой можно разговаривать, читать сказки и так далее. Знайте, что громкая музыка его сейчас пугает. Именно в данный момент многие родители начинают обучение малыша, как это делать вы узнаете дальше. |
Третий | Длится с 28 по 40 недели. Это завершающий этап беременности и развития малыша. Сейчас у ребенка уже есть режим (сон и бодрствование), он открывает глазки и даже может дышать. Сейчас ребенок очень восприимчив к прикосновениям, звукам и яркому свету. |
Обучение
Когда кроха еще не родилась на свет, ее можно постепенно обучать. Сейчас будут приведены некоторые советы по воспитанию еще не родившегося малыша.
Режим дня | Приучать малыша к режиму дня можно при помощи песен. Утром – веселая приветственная композиция, вечером – колыбельная, перед приемом пищи – интересная гастрономическая композиция. Это поможет ему быстрее освоиться в нашем большом мире. |
Слух | Говорите с малышами как можно чаще, если он слышит голос мамы, то быстрее успокаивается. Громкий звук раздражает малыша, он начинает закрывать ушки руками. |
Музыкальный вкус | В течение одного часа ежедневно слушайте спокойную классическую музыку. Маленьким деткам она очень нравится. |
Общение | Отвечайте на каждые действия малыша. Постукивания, поглаживания, речь – это все средства коммуникации. |
Пополнение словарного запаса | Если вы умеете говорить на нескольких языках, то делайте это как можно чаще. Хоть малыш и не понимает того, что слышит, но так можно развить предрасположенность к иностранному языку. |
Вкусовые предпочтения | Во время беременности старайтесь питаться разнообразно и правильно, ведь мама передает некий гастрономический код своему малышу. Как правило, у деток такие же вкусовые предпочтения, как и у мамы. |
Постнатальный период
Данный период наступает сразу после рождения ребенка на свет. В нем принято выделять следующие стадии:
- новорожденность (до 1 месяца);
- младенчество (до 1 года);
- позднее младенчество (до 2 лет);
- дошкольный возраст (до 6 лет);
- школьный возраст (до 10-12 лет);
- подростковый возраст (до 18-20 лет).
В подростковом возрасте можно выделить некоторые черты:
- половое созревание;
- рост тела;
- формирование личности.
Новорожденный ребенок
Сейчас коротко о новорожденных детках, этот этап входит в постнатальный период развития. В первый месяц в организме малютки проходит ряд изменений:
- потеря веса в первые дни жизни (до 10%);
- появляются врожденные рефлексы (сосательный, хватательный, хоботковый и так далее);
- мышцы малютки находятся в тонусе;
- в течение первых двух дней из кишечника выходит меконий;
- большее время малыш спит (до 22 часов).
Сейчас малышу нужно как можно больше контактировать с мамой, ведь разделение во время родов – это серьезный стресс для малютки. Лучшее питание для ребенка – молоко матери.
Грудной ребенок
Теперь коротко о еще одном этапе постнатального периода развития. Сейчас разговор пойдет о грудничках (до 1 года). Сейчас у малыша очень тяжелый период, перед ним стоит масса задач: научиться держать головку, ползать, ходить. Хватательный навык дает крохе изучать предметы, ползанье – изучать наш большой новый мир. Малыши часто имитируют движения взрослых (подносят чашку ко рту, пытаются самостоятельно кушать и так далее).
Детский сад
Постнатальный период развития ребенка включает еще один этап – дошкольный возраст (до 6 лет). Примерно в три года у ребенка появляется свое собственное «я». Мир предметов уже ему не так интересен, он в полной силе развивает коммуникативные навыки. Теперь люди, их общение, взаимоотношения – это главный интерес у ребенка. В шесть лет уже можно судить о его характере, так как он практически сформировался.
Школьный возраст
Школьный возраст – это еще один тяжелый этап постнатального периода развития малыша. Готовность малыша к школе очень просто распознать: он стремится больше узнать, активен и полон энергии. Кроме этого можно заметить, что он постоянно хочет соревноваться. Сейчас для ребенка очень важно видеть хороший пример: дружная семья, любящие родители, хорошие друзья и так далее.
Источник
Ученые доказали, что фундамент для будущего развития ребенка закладывается очень рано – в возрасте до шести лет. В этот же период включается и пренатальное развитие малыша – крайне важный этап до его рождения. У будущей мамы есть возможность помочь маленькому человечку развиваться и узнавать мир еще до того, как она первый раз возьмет его на руки.
Значение пренатального развития
Зачем нужно заниматься пренатальным развитием малыша? Изучая высшую нервную деятельность человека, ученые доказали, что не используемые области мозга со временем атрофируются. При этом значительная часть этого процесса заканчивается до достижения ребенком возраста семи лет. Однако результаты последних исследований позволили обнаружить, что в мозге абсолютно здоровых новорожденных младенцев тоже встречаются атрофированные нейроны. Ученые пришли к выводу: человеческий мозг готов воспринимать информацию еще до рождения. И, если информации недостаточно – соответствующие отделы мозга начинают атрофироваться за ненадобностью.
Вывод ученых подтверждает и поведение будущих мам. Женщины всегда догадывались, что малыш, еще находясь в животе у мамы, многое слышит и понимает. Мамы разговаривают со своими еще не рожденными детишками, поют им песенки, рассказывают сказки. Еще 2000 лет назад в Древнем Китае беременные женщины собирались вместе, чтобы петь хором – по несколько часов подряд. Аналогичные обычаи существовали и в Древней Японии, и в Европе.
Пение для пренатального развития малыша
Пение имеет огромное значение для пренатального развития малыша. Во-первых, малыш слышит мамин голос, а это – самый приятный и успокаивающий для него звук. Встраивая в слова песни имя будущего ребенка (или называя его постоянно одним и тем же ласковым прозвищем – Комочек, Кнопка, Ягодка и т.д.), мама обращается к малышу-эмбриону, запуская интеллектуальную деятельность его мозга, заставляя концентрировать внимание. Детские песни (потешки, колыбельные, и т.д. ) с незамысловатыми словами, повторяющимися многократно, помогают малышу осваивать родной язык еще в материнской утробе.
Во-вторых, пение помогает правильному дыханию мамы – то есть дыханию, полезному для физиологических процессов будущего ребенка. Ученые считают, что вибрации, вызываемые дыханием беременной женщины, играют ключевую роль для физиологического и психологического развития эмбриона. Пение «запускает» важные функции маленького организма, положительно влияет на иммунитет малыша, развитие всех его органов, в том числе и головного мозга.
Можно, конечно, просто петь любимые песни – малыш будет слышать ваш голос, получать важную информацию из слов песни, вибрации при пении действуют на него как приятный массаж. Однако чтобы добиться тех самых «чудесных» результатов, о которых говорят специалисты по пренатальному развитию, петь нужно правильно.
Правила пения будущему ребенку таковы:
- Песенные занятия нужно проводить регулярно, в одно и то же время – малыш привыкает к занятиям, ждет их и готов к восприятию
- Песенки должны быть осмысленны. Утром мама поет приветственную песенку, вечером – колыбельную. Начинать нужно с самых простых песенок, затем, с каждым следующим месяцем, музыка становится все сложнее – и по ритму, и по смыслу. В последнем триместре малышу уже вполне можно петь о разных странах, о животных и растениях, о городах и машинах
- В песенные занятия необходимо включать движения. Все эти движения привязаны к фрагментам песни и повторяются изо дня в день – так малыш привыкнет к ним и запомнит. Например, обращаясь к солнышку, можно протягивать руки к окну, в куплете про дерево – поднимать их вверх. Включайте в песни танцевальные движения, которые вам нравятся, но соблюдайте осторожность – все-таки беременность влечет некоторые ограничения
- Каждую неделю-две нужно вносить в репертуар новые песни. Однако, больше двух новых песен в неделю предлагать малышу не стоит. Если какая-то песня нравится ребенку больше других (мама может понять это по его реакции), пойте ее чаще
- Обязательно хвалите малыша за его реакцию на песню (ритмичные шевеления) – поглаживайте животик, говорите «молодец», «умничка», и т.д.
- Перед сеансом пения необходимо наладить дыхание: на 4 счета — вдох, на 4 счета – выдох
Пример песенки-колыбельной для пренатального развития:
Ночь пришла,
Темноту привела,
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Вышла маменька,
Закрыла ставеньку.
Засыпай,
Баю-бай.
Во время пения нужно глубоко и ритмично дышать и поглаживать живот по часовой стрелке.
Для достижения лучшего результата можно пойти на специальные занятия по пению для беременных – на них обучают правильному дыханию при пении, правильным движениям, будущим мамам предлагают песни для любого триместра беременности.
Классическая музыка для пренатального развития
Что касается классической музыки, ее значение для пренатального развития не подлежит сомнению в современной медицине. Американские ученые в ходе проведенного исследования сделали вывод, что даже десятиминутное прослушивание классической фортепианной музыки будущей мамой стимулирует мозговые процессы малыша. Было обнаружено, что ребенок в материнской утробе реагирует на музыку убыстрением сердцебиения, при этом, на отдельные ноты, взятые из мелодии, никакой реакции зафиксировано не было.
Большинство специалистов пренатального развития сходятся на мнении, что на пятом месяце беременности малыш начинает различать звуки внешнего мира. Вибрации, возникающие при прослушивании музыки, он чувствует даже на более раннем этапе. Прослушивать классическую музыку будущая мама может с самого начала беременности – ведь музыка успокаивает, а все ее эмоции передаются малышу.
Музыка, полезная на любом сроке беременности:
- для снятия раздражения — «Лунная соната» Бетховена, «Симфония» Гайдна, «Кантата № 2» и «Итальянский концерт» Баха;
- от головной боли — «Венгерская рапсодия» Листа, «Фиделио» Бетховена, «Американец в Париже» Гершвина;
- от бессонницы — «Грустный вальс» Сибелиуса, «Мелодия» Глюка, «Грезы» Шумана, пьесы Чайковского;
- для успокоения — «Колыбельная» Брамса, «Свет луны» Дебюсси, «Аве Мария» Шуберта.
Начиная с пятого месяца, можно начинать «занятия» классической музыкой уже с малышом. Правила для музыкальных занятий во многом совпадают с правилами пения:
- Регулярность занятий. Прослушивайте классическую музыку регулярно, в одно и то же время.
- Правильное дыхание. Дышите глубоко, спокойно и ритмично – под музыку.
- Выбор музыки. Выбирайте ту музыку, которая нравится малышу, на которую он реагирует, ритмично двигаясь.
- Общение с малышом. Во время прослушивания можете разговаривать с малышом тихим, спокойным голосом, легонько поглаживать животик.
Когда малыш появится на свет, он будет знать и любить классические композиции, которые вы проигрывали ему до рождения. Дети, которых «воспитывали» на классической музыке в пренательном периоде, и после рождения обычно легко успокаиваются и засыпают под любимые мелодии. Кроме того, такое «воспитание» благоприятно сказывается на формировании музыкального слуха ребенка.
Надо заметить, что к понятию «классическая» в данном контексте можно отнести и духовную музыку. Эта музыка прошла испытание временем, она эффективно воздействует на эмоциональное и интеллектуальное развитие человека. Если такая музыка нравится будущей маме, она принесет пользу и малышу.
Стихи и сказки для пренатального развития
Когда мама рассказывает своему будущему малышу сказку или просто разговаривает с ним, он, как правило, успокаивается, затихает, «прислушивается». В это время запускаются активные процессы в головном мозге малыша, он запоминает отдельные слова, реагирует на фразы и интонации.
Специалисты по пренатальному развитию рекомендуют читать народные детские сказки – они, кроме смысловой нагрузки, обладают напевностью звучания. Это успокаивает малыша и вызывает благотворные вибрации, как при пении.
Стихи для еще не родившегося малыша должны быть короткими, ритмичными и запоминающимися, с повторяющимися словами и фразами. Стихотворный ритм благоприятно влияет на интеллектуальные процессы малыша, способствует более эффективному запоминанию слов.
Для пренатального развития подойдут детские стихи и потешки.
Примеры стихов:
Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Прибегут гусятки –
Ущипнут за пятки!
Прячь скорее, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
Кошка целый день лежит,
Кошка мышку сторожит.
Мышка смотрит за окошко:
Не ушла ли еще кошка?
Пренатальное развитие малыша — важный период в его жизни. На этом этапе закладывается потенциал для его психологического и интеллектуального развития. Начинайте дарить малышу внимание, любовь и ласку еще до его рождения!
Как правило, на 7 месяце беременности будущая мама уходит в декрет – и большинство до…
Общеизвестный факт – малыш, еще только находясь в материнском животике, уже прекрасно…
Источник