Значение дидактической игры в развитии ребенка раннего возраста

ВИКТОРИЯ Блинова
Значение дидактических игр для детей раннего возраста

Значение дидактических игр для детей раннего возраста.

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. При проведении дидактических игр воспитателю необходимо использовать то стремление к самостоятельности, которое довольно ярко проявляется у детей данного возраста. В то же время взрослый, несмотря на потребность ребёнка действовать независимо, по- прежнему интересен ему как носитель самой разнообразной информации. Именно взрослый помогает ребёнку выделить нужные свойства предметов и явлений, показывает более сложные приёмы работы, нацеливает на игровые действия более высокого уровня, ставит перед малышом ряд задач, решение которых достигается при непременном соблюдении правил.

В раннем детстве дети приобретают умение различать предметы по их внешним признакам (форма, величина, цвет и др.) и правильно с ними действовать. Так же ребёнок овладевает речью. На втором году он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём годам довольно свободно объясняется с окружающими.

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; им созданы детские песни, потешки, игрушки игры, которые забавляют и учат маленького ребёнка. Например,такая потешка, как «Ладушки, ладушки», заставляет малыша прислушиваться к тому, что говорит взрослый, следить за его действиями, подражать им (хлопать в ладоши, поднимать руки, опускать их на голову).

Народ создал чудесные произведения- потешки, прибаутки, с тем чтобы дети в игре словом учились тонкостям родного языка.

Некоторые прибаутки побуждают подражать несложным звукосочетаниям, овладевать разными интонациями речи. Другие включают в себя незаменимый материал для упражнений детей в произнесении звуков. Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрёшки, неваляшки, и др. детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребёнок приобретает умение действовать на основе различия формы, величины, цвета предметов,овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И всё это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребёнку. Ценность дидактической игры заключается в том, что воспитатель не только определяет её ход, но и прогнозирует некий результат, являющийся своеобразным критерием уровня развития детей. В ходе дидактической игры у ребёнка развивается наблюдательность, одно из важнейших качеств, необходимых для достижения успешного результата. Активность ребёнка при этом может проявляться в различной моторной деятельности (ощупывание рукой, движение тела, осматривание, слежение глазами и т. п.). Применение воспитателем методов и приёмов прямого руководства (показа, объяснения, упражнения) в дидактической игре возможно лишь в пределах, не разрушающих саму игру, её игровой замысел и игровое действие. В некоторых играх сообщение новых знаний входит в ход игры, в других требуются знания, приобретаемые лишь в процессе систематического обучения.

Многому можно научить ребёнка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов (умывания, одевания и др., а так же на прогулках, в играх. Например во время умывания:

Водичка, водичка, умой моё личико, (водим руками по лицу)

Чтобы глазки блестели, (водим пальчиками по векам)

Чтобы щёчки краснели, (круговые вращение руками по щекам)

Чтоб смеялся роток, (улыбаемся)

Чтоб кусался зубок! (клацаем зубками)

Это способствует нравственному воспитанию ребёнка. Развиваем умение повторять движения и слова за воспитателем.

Во время занятий у ребёнка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; исподволь воспитывается сосредоточенность на том, что ему показывает и говорит воспитатель. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.

Развитие сосредоточенности и способности к подражанию- необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач, которая должна быть решена во время занятий, тем более что не все дети в равной мере овладевают этими качествами. Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, воспитатель закладывает первые начала в развитии такого важного качества, как любознательность.

В дидактической игре по- разному преломляются различные стороны учебно- воспитательной работы.

Физическое воспитание. Двигательное начало сближает дидактическую игру с подвижной на основе близости структурных элементов, но её обучающее начало выступает гораздо сильнее, что вносит в неё мощный познавательный элемент.

Игра- потешка «Мы ехали…»

Цель: научить детей бегать на носочках, прыгать на двух ногах и приседать на корточки. Развивать способность к подражанию, интерес к играм.

Мы ехали, мы ехали, (бег на носочках)

В город за орехами!

По кочкам, по кочкам, (прыжки на двух ногах)

По узеньким дорожкам!

В ямку бух, (присаживаемся на корточки)

А там сидит петух!

Умственное воспитание. Развивающее значение дидактической игры заключается в том,что она способствует становлению самостоятельности в игре. Посредством игры углубляются познавательные интересы, активизирующие процесс его умственного развития.

Пример: игра «Что изменилось?»

Цель: учить детей определять состояние погоды, закреплять знание характерных особенностей времён года.

Выводим куклу на прогулку и учитывая особенности погоды подбираем карточку с изображением одежды.

Воспитатель приносит куклу одетую в сарафане. Кукла жалуется детям: «Ребята, я так замёрзла пока дошла сюда.» воспитатель побуждает ребят посмотреть в окно и спрашивает «Как оделась кукла, правильно или нет? В такой одежде, как у неё на улицу нельзя выходить, потому что холодно. Когда носят сарафан (летом). Как узнать, как сегодня нужно одеваться, чтобы пойти на улицу?» (посмотреть в окно).потом воспитатель показывает карточки с изображением времён года и дети подбирают одежду кукле. Дети называют несколько явлений по временам года и показывают на карточках.

Нравственное воспитание. Воспитательное значение дидактической игры состоит в том, что она благотворно влияет на формирование взаимоотношений детей, способствует воспитанию коллективистских качеств. Например: «Водичка, водичка…», игра «Проводим уборку», «Помоги мишке».В игре «Помоги мишке» мы преследуем такие цели: научить детей группировать предметы: посуда, мебель, одежда. Развить желание помогать другим.

Воспитатель сообщает детям о том, что медвежонок переезжает в другой домик. К новому дому подъехала машина и надо разгрузить вещи. Мишка всё время ошибается, не знает, что к чему относится. Дети помогают сгруппировать привезённые вещи: тарелка, кастрюля,чашка, чайник, сковорода – посуда; куртка, свитер, юбка, платье- одежда; стол, стул, диван, кресло, кровать, шкаф- мебель.

Игра «Чей малыш?»

Цель: развивать знание о животных и их детёнышей, о понятиях «много», «мало», учить правильно подбирать детёнышей к каждому животному, приучать детей к совместной деятельности. Игра «Найдём детёныша!»Цель: закрепить знание о домашних животных, кто как разговаривает, упражнять в правильном звукопроизношении. Воспитывать любовь к животным, стремление помогать другим и сопереживать. Воспитатель ставит перед собой на стол животных-мам, детям раздаёт их малышей. «Ребята, кто у вас в руках (животные, какие они,маленькие или большие (маленькие). А у меня? Они потеряли своих детёнышей, давайте им поможем их позвать! Воспитатель показывает животное и спрашивает «Кто это? Как она разговаривает? Давайте вместе позовём её детёныша.» ребёнок, у которого этот детёныш, подходит к животным и ставит его рядом с мамой.

Трудовое воспитание. В процессе дидактической игры ребёнку приходится преодолевать различные затруднения, что способствует воспитанию не только волевых качеств, но и привычки трудиться. Специально организованные игры по формированию положительного отношения к труду способствуют закладке основ нравственности у детей, воспитанию устойчивой нравственной позиции.

Художественно- эстетическое воспитание. Дидактическая игра имеет некоторое сходство с творческой игрой непосредственно в её игровом начале. Все обучающие цели и задачи должны ставиться в согласии с художественными, а следовательно творческими, поэтому на первый план в игре выступает художественно- творческий смысл упражнения и игры. Например: Игра «Лото игрушки». Эта игра используется самостоятельно и оказывает благотворное влияние на развитие организаторских способностей. Развивает знание о разнообразии игрушек, умение правильно подбирать карточку к рисунку. Приучать детей играть друг с другом.

Игра «Поиграйка».

Цель: Помочь ребёнку развить зрительное восприятие, выбрать устойчивые представления о форме, цвете, величине предметов.

1) Находим окошки к каждой картинке по цвету и величине.

2) Находим каждому зайчику его окошко по цвету.

3) Находим каждому поросёнку свою дверь по величине.

4) Медведям надо помочь найти свою кровать. (Медведь- дедушка, медведь- бабушка, медведь- внук (из сказки «Маша и медведи.»).

Важно помнить, что игры должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребёнок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению,умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

Дидактические игры нельзя рассматривать с точки зрения ценности одной лишь дидактической цели; эти игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности.

Источник

Консультация для родителей «ЦРР — детского сада №12»

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных действий: держать чашку и пить из нее, есть ложкой, закрывать и открывать коробки, нанизывать на стержень кольца и многое другое. К двум — двум с половиной годам он хорошо овладевает ходьбой, бегом, может взбираться на небольшое возвышение и спускаться с него.
В раннем детстве дети приобретают умение различать предметы по их внешним признакам (форма, величина, цвет и др.) и правильно с ними действовать.
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить и к трем годам довольно свободно объясняется с окружающими.
Этот бурный процесс развития не происходит сам собой, только благодаря природным возможностям организма (спонтанно), как это утверждают некоторые буржуазные ученые. Нормальное созревание высшей нервной деятельности — необходимое условие полноценного развития ребенка. Но одних природных задатков для этого недостаточно, нужны дополнительные воздействия со стороны воспитывающих ребенка людей.
Для правильного развития ребенка недостаточно лишь нормального строения его организма и присущих человеку биологических задатков, необходимо еще активное воздействие на него окружающих взрослых людей.
Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям. Таким образом, он в основном овладевает речью, бытовыми навыками и др. Он многое усваивает, непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Этот самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений. Но и переоценивать значение этих самостоятельных проб и поисков нецелесообразно: они не всегда продуктивны и очень часто влекут за собой формирование искаженных представлений, которые временно могут нарушить правильную ориентировку ребенка в окружающем. Некоторые из таких «проб» могут даже представлять опасность для жизни и здоровья малыша.
Советская педагогика и психология выдвинули очень важное теоретическое положение, утверждающее, что наиболее благоприятно развитие ребенка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разными жизненно необходимыми умениями, их этому надо научить.
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребенка. Например, такая испытанная веками потешка, как «Ладушки, ладушки», заставляет малыша прислушиваться к тому, что говорит взрослый, следить за его действиями, подражать им (хлопать в ладоши, поднимать руки, опускать их на голову).
Народ создал чудесные произведения — потешки, прибаутки, с тем, чтобы дети в игре словом учились тонкостям родного языка. Некоторые прибаутки побуждают подражать несложным звукосочетаниям, овладевать разными интонациями речи. Другие включают в себя незаменимый материал для упражнения детей в произнесении звуков.
Разумной конструкции двигательные пособия и игрушки — стол-барьер, тележка — помогают ребенку крепко стать на ноги, уверенней делать первые шаги.
Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними.

Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями.

И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребенку.
Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Обучающее воздействие необходимо как в семье, так и в детских учреждениях, где оно приобретает особенно важное значение. В условиях общественного воспитания наиболее целесообразно комплектование групп детей первого, второго и третьего года жизни. Это дает возможность разумно осуществлять гигиенический режим и уход за детьми, сообразуясь с особенностями каждого возраста. Но в этих условиях ребенок большую часть времени проводит в среде сверстников, и у него мало возможностей подражать более совершенным образцам речи, игры, навыков старших детей. Следовательно, для того чтобы дети развивались нормально, педагоги детских учреждений должны пользоваться наиболее активными, действенными средствами воспитания. Обучающее воздействие, которое в семье происходит непреднамеренно, от случая к случаю, должно стать ведущей формой воспитания и применяться преднамеренно и планомерно, охватывая всех детей группы.
Многому можно научить ребенка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов (умывания, одевания и др.), а также на прогулках, в играх. Но наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные занятия и игры. На них воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества. Организованный характер занятий, выделение для них особого времени в режиме дня дают воспитателю возможность заранее продумать содержание, подбор детских игр, воздействовать на всех детей. Как выше говорилось, наиболее соответствующей раннему возрасту формой обучения являются дидактические игры, когда ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать.
Игровая форма обучения — ведущая на ступени раннего детства. Но уже в этом возрасте она не является единственной. На втором, тем более на третьем году жизни внимание ребенка привлекает многое из того, что его окружает: ребенок может длительно рассматривать картинки, домашних животных, движущийся на улице транспорт. Он с интересом следит за действиями взрослых. Чтобы удовлетворить пробуждающийся интерес детей к окружающему, направить их внимание на определенные явления, дать нужные сведения, пояснения, воспитателю необходимо организовывать с детьми самостоятельные наблюдения за окружающим и говорить с ними по поводу увиденного. Такие занятия не укладываются даже в понятие дидактической игры, хотя на них могут быть использованы отдельные игровые приемы. Вот почему в данном пособии используются два термина — «дидактические игры» и «занятия». И те, и другие протекают организованно в специально отведенное для них время. Ограничиться просто названием «занятие» нецелесообразно, так как дидактическая игра, несомненно, занимает важнейшее, ведущее место в обучении маленьких детей.
Преднамеренный характер дидактических игр и занятий выдвигает необходимость определенной программы сведений, нужных детям, а также тех умений и качеств, которые должны быть у них сформированы.

Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время занятий у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; исподволь воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова. Развитие сосредоточенности и способности к подражанию — необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач, которая должна быть решена во время занятий, тем более что не все дети в равной мере овладевают этими качествами.
Вызывая подражание своим действиям и словам, воспитатель учит детей внимательно присматриваться, вслушиваться, понимать и в меру своих возможностей делать то, что от них требуется.

Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, воспитатель закладывает первые начала в развитии такого важного качества, как любознательность. Получая пищу для своего ума, маленький ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им. На занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными знаниями. Он многое узнает о разных предметах: об их назначении, о внешнем виде, свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и др. Развивается и совершенствуется его восприятие.
Показывая, рассказывая детям, воспитатель раскрывает перед ними мир доступных для их понимания явлений природы и труда старших (бытовой труд взрослых и старших детей), знакомит с некоторыми средствами передвижения. Понять все эти явления ребенок не может без поясняющего слова взрослого. Поэтому на занятиях ставится задача — научить детей слушать и понимать обращенную к ним речь и самим пользоваться речью.
Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах и явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Поэтому обучение различной деятельности входит в программу занятий. Дети постепенно научаются собирать и разбирать башенки, складные мисочки, матрешки и т. п., возводить несложные сооружения из кубиков, пользоваться палочкой, лопаткой, совочком, деревянным молоточком. В процессе этой деятельности у детей вырабатываются целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий.
Таким образом, роль дидактических игр и занятий в умственном воспитании детей несомненна.
Дидактические игры и занятия имеют определенное значение в нравственном воспитании детей. У них постепенно вырабатывается умение действовать в среде сверстников, что вначале дается нелегко. Сначала ребенок приучается делать что-то рядом с другими детьми, не мешая им, не забирая у них игрушек и сам не отвлекаясь. Затем он привыкает к совместной с другими детьми деятельности: вместе смотреть игрушки, картинки, животных, вместе плясать, ходить и т. д. Зарождаются первый интерес к действиям другого ребенка, радость общих переживаний.
Во время занятий постепенно формируется некоторая сдержанность, организованность, целенаправленность поведения, достижение результата вызывает чувство радости. У детей формируются навыки осторожного пользования игрушкой, картинкой и бережного отношения к ним. Уже на этой ступени можно формировать первые отношения к окружающему, интерес к трудовым действиям взрослых, желание как-то участвовать в их деятельности (подержать молоток, принести воды в ведерке и т. п.); при рассматривании картинок можно вызвать сочувствие к действующему лицу, например к упавшей и плачущей девочке и т. п. Таким образом, во время занятий не должны быть забыты и задачи нравственного воспитания.
Занятия имеют значение и для эстетического воспитания маленьких детей. Подбор и оформление дидактического материала, игрушек, картинок должны служить целям воспитания хорошего вкуса, любви к прекрасному. Содержание некоторых занятий прямо направлено на выполнение задач художественного воспитания: слушание сказок, потешек, стихов, музыки и т. п. Поэтому очень важно, чтобы музыкальный и литературный материал был подлинно художественным.
Очень важно помнить, что занятия должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

Источник