Значение диагностики речевого развития ребенка
Диагностика речевого развития как средство оптимизации процесса овладения родным языком
Дошкольное детство – периода первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Задача педагогов дошкольных учреждений состоит в создании условий для формирования личности. Но создать психологически комфортные условия невозможно без знания особенностей развития каждого дошкольника. Вот почему специалисты разных профилей и воспитатели ДОУ проводят диагностику.
В ФГОС ДО заявлено, что «при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования)».
Диагностика – это комплекс методик для точной оценки уровня развития, достигнутого индивидуумом или группой.
В этом же документе указываются, что «результаты диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализация образования (в том числе, поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей».
Выделяют несколько принципов организации диагностической работы:
Принцип законности. Диагностика должна проводиться на законных основаниях, с соблюдением нормативно-правовых документов («Конвенции о правах ребенка»; Закона РФ «Об образовании»; договора с родителями и т.д.)
Принцип научности. Диагностика должна опираться на научные исследования. Программы диагностической работы должны быть научно обоснованы, т.е. должны включать основные теоретические положения, послужившие базой для ее составителей, с указанием авторов и публикаций. Если педагоги сами разрабатывают диагностические методы, они должны дать информацию об их валидности и надежности, о времени ее проведения, характеристику выборки испытуемых.
Принцип этичности. Диагностика должна проводиться с соблюдением этических норм и правил. Она должна быть беспристрастной (т.е. носить объективный характер), конфиденциальной (полученные результаты должны храниться в тайне), к тому же необходимо согласие ребенка на совместную деятельность.
Принцип оптимальности. Данный принцип предполагает, что достаточное количество информации должно быть получено минимальными усилиями. (Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. – Ростов нДону, 2003).
Диагностика развития детей дошкольного возраста призвана помогать педагогам и родителям правильно строить педагогическое общение с каждым ребенком.
А. А. Павлова подчеркивает, что речь детей изучается по разным направлениям:
— во-первых, при изучении интеллектуальной деятельности как одного из показателей умственного развития. В рамках одного направления диагностика проводится лишь по функциям, непосредственно указывающим на уровень интеллектуального развития (это понимание чужой и осознание своей речи, лексическое наполнение языка, грамматический строй речи);
— во-вторых, при исследовании собственно речи во всех аспектах (фонетическом, лексическом, грамматическом, синтаксическом).
Данное направление связано с детальным исследованием каждого из аспектов речевой деятельности.
Диагностика речевого развития дошкольников проводится для решения следующих задач:
-для выяснения состояния речевого развития детей;
-для определения динамики речевого события;
— для определения перспектив развития той или иной стороны речи;
— для определения соответствия (несоответствия) речевого развития норме.
Диагностика речевого развития помогает выяснить индивидуальные особенности развития речи каждого ребенка, а также получить разностороннюю информацию о состоянии развития речи для выбора подходящим содержания и методов обучения.
Для понимания сущности речевой диагностики необходимо четко представить, что входит в содержание устной речи и какие компоненты наиболее важны для ее изучения.
Как показали исследования Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, Е. М. Струниной, А.Г. Арушановой, А.И. Максакова, В. И. Яшиной и др., при проверке словаря необходимо обращать внимание на количественный и качественный состав словаря, на понимание значения слова, степень его обобщенности, на умение пользоваться выразительными средствами языка и употреблять их в связной речи. С этой целью детям предлагаются задания на показ и называние предметов и картинок, на их сравнение и классификацию, на дополнение заданного тематического ряда, на название предмета по его описанию, на подбор синонимов, антонимов, на составление предложений с заданным словом и др.
Например, обследование детей пятого года жизни (средняя группа). Диагностическое задание направлено на выявление умение выделять признаки и качества предмета, определение значение слов, обозначающего предмет.
Воспитатель показывает ребенку изображение стула, задает вопросы в следующей последовательности.
Скажи, что такое стул?
Ребенок дает определение (стул – это мебель, на нем сидят);
Называет отдельные признаки (стул красный) и действия (чтобы сидеть);
Не выполняет задание, повторяет слово стул.
Из чего состоит стул? Из чего может быть сделан стул?
Ребенок называет четыре слова, обозначающие детали и материал;
Называет три слова, обозначающие детали и материал;
показывает, не называя.
Для обследования грамматического строя речи воспитатель дает задания, направленные на выявление понимания грамматических конструкций, на составление предложений с заданными словами или по картинке, на дополнение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, на словообразование.
Диагностическое задание направлено на выявление умение употреблять глаголы в повелительном наклонении.
Дай задание зайцу, чтобы он попрыгал, помахал лапой.
Ребенок дает правильные формы: Зайчик, попрыгай, пожалуйста (помаши лапкой);
дает только глаголы – попрыгай, помаши;
дает неправильные формы.
Фонетические особенности речи обследуются путем выполнения заданий на произнесение звуков в разных позициях (изолированных, словах, во фразах), на узнавание, различение и сравнение слов, фраз, на запоминание звуковых и слоговых структур (см. М. Ф. Фомичеву).
Степень развития связной речи устанавливается на основе пересказов предложенных текстов и самостоятельного рассказывания.
Диагностическое задание направлено на выявление умение описывать предмет, называть признаки, качества, действия, высказывая свою оценку.
Опиши собаку. Расскажи, какая она, как за ней можно ухаживать, как с ней играют.
Она пушистая и веселая, ее зовут Жуля. Собаку надо кормить, причесывать. С нею можно гулять, играть и бегать;
2) рассказывает по вопросам педагога;
3) называет отдельные слова, не связывая их в предложение.
Уровень речевого развития дошкольников может выявляться три раза в год (в начале, в середине и в конце учебного года).
Диагностика проводится индивидуально с каждым ребенком. Беседа не должна превышать 15 минут. Интервал между работой с каждым дошкольником – 2-3 минут. Это время необходимо для того, чтобы сменить дидактический материал.
Если диагностику проводит незнакомый с детьми взрослый, то он должен заранее познакомиться с ребятами, наладить с ними эмоциональный контакт.
Задание следует давать в интересной, интонационно выразительной форме. Правильные ответы должны вызывать одобрение, поддержку. В случае затруднения не нужно показывать ребенку, что он не справился, надо дать ответ самому: например, ребенок не смог назвать обобщающего слова и взрослый сам говорит: «Это можно назвать словом «одежда»», но в протоколе отметить невыполнение.
Лучше всего предлагать детям задания при рассматривании хорошо знакомых игрушек или предметов. Если берутся изолированные слова (без наглядности), их значение должно быть известно детям.
Для проверки уровня речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста широко используется наглядность (игрушки, предметы, картинки). Для старших дошкольников задания могут предлагаться и без наглядности, но и на знакомых словах. Большое значение имеет точная формулировка вопросов. Вопросы и задания должны предлагаться ребятам в логической последовательности.
Для проведения диагностики речевого развития детей следует использовать уже апробированные в современных исследованиях методики (Ушакова О. С., Яшина В. И., Юртайкина Т. М., Даскалова Ф. Г.).
Диагностика должна заканчиваться рекомендациями, т.е. давать ответ на вопрос, как учитывая полученные данные в последующей деятельности с отдельными детьми и группой.
Источник
Екатерина Дубогрызова
Детская речь: нормы и диагностика речевого развития
Дубогрызова Екатерина Борисовна,
учитель – логопед,
МАДОУ «Улыбка»,
ЯНАО, г. Лабытнанги
ДЕТСКАЯ РЕЧЬ: «НОРМЫ» И ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых «детских слов» и заканчивается развитием связной речи – умением ребенка свободно и грамматически правильно выражать свои мысли. К сожалению, не все дети в достаточной степени овладевают необходимыми для школы речевыми умениями. Причин тому множество, одна из них – отсутствие готовых «диагностик» для педагогического наблюдения за речевым развитием, анализом и оценкой индивидуальных возможностей и особенностей для детей разных возрастных групп.
Долгие годы в дошкольных учреждениях обходились без проведения так называемой педагогической «диагностики» лингвистического развития. В соответствии с действующими программами воспитатели были нацелены на формирование у детей каждой возрастной группы определенных (единых для всех ЗУН, а не на развитие индивидуальных речевых способностей и возможностей).
Педагоги, ориентируясь на новые технологии, понимают, что только при условии своевременного и правильного обучения речи можно реализовать другие воспитательно-образовательные задачи.
Обследование речи – дело трудоемкое, но необходимое для осуществления личностно-ориентированного подхода к детям. Отслеживая динамику речевого развития ребенка, можно вовремя оказать ему помощь, обратить внимание родителей на речевые проблемы, а в случае явного несоответствия возрастным «нормам» порекомендовать обратиться к логопеду или дефектологу.
Не менее важно вести наблюдения за детской речью и для того, чтобы объективно и профессионально судить об эффективности применяемых методов и приемов. Например, если усилия педагога значительны, а результаты оставляют желать лучшего, то, вероятнее всего, используемые формы работы не подходят и нужно искать другие, соответствующие индивидуальным особенностям ребенка.
Невозможно представить и обобщение опыта отдельного педагога или целого коллектива, если в материалах не будет сведений о начальных показателях речевого развития детей и их сравнения с их конечными результатами.
Доступных и простых методов педагогического обследования детской речи довольно много: это наблюдение за «речевым поведением» ребенка, беседы, анкетирование родителей, изучение продуктов детской речевой и неречевой деятельности, ознакомление с условиями жизни в семье, изучение соответствующих медицинских документов, проведение несложных экспериментов в виде специальных заданий, упражнений или дидактических игр.
Для обследования речевого развития детей необходимы так называемые «стимульные материалы»: игрушки, дидактические игры, картинки, книги с иллюстрациями, различные «театры» и т. д.
Перед обследованием какой-либо из сторон речи педагог обычно обдумывает и разрабатывает специальные «сценарии активизирующего общения», включая ребенка в естественную для него деятельность (игровую, конструктивную, трудовую, художественную и др., требующую определенных речевых умений и навыков. Для каждого возраста подбираются свои игры, игрушки, материалы, тестовые (оценивающие) здания и вопросы.
Такое обследование, не нарушая, хода естественной жизни детей, должно восприниматься ими как совместная с педагогом игра, развлечение, интересное общение и проводится в дошкольных учреждениях в начале учебного года, в середине и в конце.
О возрастных «нормах» развития детской речи
Умение контролировать речь ребенка – необходимое профессиональное качество, но любой контроль, любая коррекция и любые обследования детской речи предполагают знание возрастных «норм».
Считается, что норма речевого развития – обязательная точка отсчета для определения всех проявлений – как отклонений (отставаний, различных нарушений, так и опережений в развитии речи. Эти «нормы» изложены в основном руководстве деятельностью педагога – «Программе», в разделе «Развитие речи», но они представлены как характеристики того объема речевых умений и навыков, которыми ребенок должен овладеть к определенному возрасту.
Следует учитывать, что понятие «норма» довольно растяжимо, а между отдельными периодами развития речи нет жестких границ. В связи с этим главная задача – помочь ребенку достигнуть среднестатистических показателей, т. е. «нормы», не забывая при этом про индивидуальный подход.
Что следует знать воспитателю об отклонениях от «нормы» речевого развития и их причинах?
Воспитатели, сталкиваясь с серьезными отклонениями в развитии детской речи, осознают, что они не в состоянии педагогическими методами и приемами, рассчитанными на обучение здорового «стандартного» ребенка, помочь малышу, страдающему речевым нарушением.
Воспитатель имеет возможность откорректировать лишь то,что является следствием педагогических упущений: пробелов в домашнем воспитании (например, в семье ребенка излишне опекали, и у него не было надобности пользоваться речью, или взрослые не добивались речевой активности ребенка, не обращали внимания на неточное словоупотребление, не учили слушать рассказы, сказки и пересказывать их) и ошибок коллег-непрофессионалов (например, раньше ребенок посещал детский сад, где не уделяли должного внимания его речи).
Тем не менее, воспитателю необходимо иметь некоторые представления о наиболее часто встречающихся отклонениях, чтобы случайно не навредить ребенку и вовремя практики (а иногда и родители) прежде всего, замечают отставание в сроках и темпах речевого развития, а затем уже – особенности в восприятии речи, нарушения в речевом общении, речевом поведении (например, ребенок не задает вопросов, не может назвать предмет, не умеет подражать голосам животных, отказывается слушать сказки, не участвует в сюжетно-ролевых играх).
Детские психологи советуют педагогам и родителям обратить внимание на следующие формы отклонений от речевой нормыу детей от 2 до 4 лет:
1. Совсем не говорит;
2. Начал говорить со значительным опозданием;
3. Развитие речи остановилось на одном уровне;
4. Ребенку три года, но многие звуки он выговаривает неправильно, его речь непонятна;
5. Ребенку четыре года, но его речь грамматически не оформлена;
6. Ритм речи и дыхание не совпадают (ребенок как бы задыхается);
7. Говорит очень торопливо и сбивчиво, проглатывая слоги и слова.
Речевыепроблемы детей шестилетнего возраста:
1.Наблюдается смешение при восприятии на слух и при произношении близких в акустическом и артикуляционном плане звуков: [с-ш], [з-ж], [р-л], [ч-ть], [ч-щ], [ч-ц], [сь-щ];
2. Словарный запас наполнен, однако отстает от возрастной нормы качественно и количественно; затруднения касаются подбора родственных слов, синонимов, антонимов, прилагательных;
3. Грамматическое оформление речи неряшливо, дети не могут построить сложноподчиненное предложение;
4. Связная речь несовершенна, рассказы непоследовательны, состоят из простых предложений, бедны эпитетами.
Педагог, заметив отставание в сроках и темпах речевого развития ребенка, не имеет права ставить диагноз, он обязан профессионально наблюдать за речевым поведением ребенка, проводить с ним индивидуальные занятия, а также рекомендовать родителям обратиться к специалистам.
Лишь незначительные отклонения в речевом развитии после консультации с логопедом в силах откорректировать сам, но программу речевых игр, упражнений, занятий нужно обсудить и детально разработать совместно с дефектологом.
Воспитатели должны иметь представление и об основных причинах отклонений в развитии детской речи:
1.Наследственные факторы: умственная отсталость, психические заболевания, нарушения обмена веществ, некоторые гормональные расстройства, имевшие место у родителей ребенка.
2.Осложнения беременности: вирусные заболевания, ушибы живота, стрессы, курение, употребление алкоголя или наркотиков.
3.Особенности родов: стремительные или затяжные; осложнений (щипцы, кесарево сечение, вакуум и пр., приведшие к травмам мозга, асфиксии плода.
4.Заболевания ребенка в первые два года жизни: дизентерия и другие желудочно-кишечные расстройства, пневмония, отиты, сотрясения и ушибы мозга, менингиты и менингоэнцефалиты.
5.Влияние среды общения: длительность психотравмирующие ситуации, серьезные психические травмы, социально-бытовая запущенность, неправильное воспитание (педагогическая запущенность) и даже двуязычие в семье.
Естественно, не каждая из перечисленных причин может привести к патологии развития речи, однако они являются «зоной риска».
К отставанию в развитии всех сторон речи (фонетической, грамматической, лексической) часто приводит понижение слуха. Воспитателям следует знать некоторые особенности речевогоповедения детей с ослабленным слухом:
1. Очень внимательно смотрят на рот говорящего, «ловят» глазами артикуляцию, мимику;
2. Стараются подойти к говорящему очень близко и не отводить глаз;
3. Предпочитают смотреть, трогать, не любят слушать;
4. Не реагируют на слова, если не видят говорящего;
5. Не любят говорить, а если говорят, то громко и невнятно, путая окончания.
Детей с подозрением на нарушение слуха следует своевременно направлять к специалистам, иначе сензитивный период становления речи (возраст до 3 лет) может оказаться безвозвратно потерянным.
О целях и задачах педагогической диагностики детской речи
Нужно ли проводить в дошкольном учреждении обследование детской речи? На этот счет есть разные мнения, но никто не сомневается в том, что правильно организовать и спланировать свою работу воспитатель может лишь в том случае, если хорошо знает состояние речевого развития каждого ребенка в группе.
Обследование даст педагогу возможность:
• контролировать усвоение детьми речевого материала и на основе полученных данных составлять индивидуальные коррекционные программы занятий с «отстающими» и одаренными детьми;
• уточнять эффективность используемых методов и приемов;
• подбирать новые формы организации занятий, целенаправленно включать в них дидактические игры, упражнения;
• своевременно корректировать планирование работы.
Правильно организованное педагогическое обследование поможет созданию дружеского сообщества «детский сад – семья», так как родителей всегда волнует объективная оценка способностей их ребенка, познакомить родителей с требованиями к детской речи, с упражнениями по ее развитию, совершенствованию или коррекции. Воспитатели приобретут активных помощников, если будут тактичны и не станут сравнивать успехи одного ребенка с неуспехами другого.
Следует учесть, что наиболее трудными в диагностике являются анализ, интерпретация и оценка результатов; любое оценивание – условно; главная задача обследования – контроль за развитием каждого ребенка и своевременная помощь ему.
Источник