Значение детского коллектива для развития ребенка дошкольника
Светлана Сорокина
Влияние коллектива на гармоничное развитие личности дошкольника
В современном обществе понятие «коллектив» все больше стало выходить на первый план, хотя несколько лет назад оно было не столь популярно.
Часто упор делался на формирование и поддержание индивидуальности ребенка, что несомненно важно, но при этом гораздо меньше говорилось о том, как научить эту индивидуальность сосуществовать с себе подобными, и не менее уникальными, личностями. А нужно ли это? И будет ли детский коллектив способствовать развитию индивидуальности ребенка, или наоборот, будет ограничивать ее?
Педагоги прошлого, которые уже внесли свой значимый вклад в мировую педагогику, подчеркивали значение коллектива для ребенка. В частности, великий советский педагог А. С. Макаренко, который, согласно позиции ЮНЕСКО,отнесен к четырем педагогам (наряду с Д. Дьюи, Г. Кергенштейнером и М. Монтессори), определившим способ педагогического мышления в XX веке) подчеркивал роль коллектива в формировании личности ребенка и его взаимоотношений с другими участниками коллектива.
Главное, считал А. С. Макаренко,в коллективе то, что каждый его субъект яляется активной единицей (то есть не теряет своей индивидуальности, и все участники осуществляют совместную деятельность, ставят перед собой новые цели, которые их объединяют, в процессе этого происходит их рост,как личностей, поскольку новые задачи требуют нового уровня общения, развития себя, повышается общий настрой.
В настоящее время много говорится о необходимости воспитания «нового» гражданина – инициативного, успешного, коммуникабельного. Так противоречат ли запросы современного общества практике прошлого века?
Дело в том, что,к сожалению, в современном мире утрачено понятие «детское игровое сообщество». Во двор ребенка родители пускать боятся, вот и общается и играет такой малыш только в саду, и, если у папы и мамы хватает свободного времени, в кружках и секциях. И для того, чтобы ребенку такое общение пошло на пользу,конечно, необходимо руководство педагога, который сможет, при необходимости, исподволь моделировать ситуации, в которых ребенок сможет проявить себя. Ведь коммуникабельность и инициативность, как и другие качества, можно и нужно развивать. И именно детский коллектив будет служить ребенку стартовой экпериментальной площадкой, где он попробует свои силы и проявит себя.
Из опыта своей работы я могу рассказать о ситуации, когда в подготовительной группе были собраны дети, некоторые из которых росли вместе,еще с младшей группы,но было много и новичков, которые прежде посещали другие сады, кроме того, группу пришли и «домашние» дети, никогда детского сада не посещавшие. И поначалу вместе им было трудно.
Некоторые из пришедших ребят уже позиционировали себя, как лидеры, и пытались самоутвердится засчет тех детей, которые в чем-то на тот момент были слабее. Сразу же появилась проблема «предпочитаемых» детей, все хотели дружить со «звездами». Выявилась ситуация, при которой одни дети общались, а других общения лишали из-за «непризнанности». И здесь нужно было,чтобы «непризнанные» дети смогли раскрыться не только для других, но и для себя, и именно через это включиться в процесс коммуникации с другими детьми. В этом и заключается уникальность детского коллектива для ребенка, ведь вне его процесс познания себя как личности ребенком был бы невозможен. Но конечно здесь необходима правильная работа педагога.
Надо сказать, что при условии правильной работы педагога в коллективе происходит формирование и расширение внутреннего мира ребенка засчет взаимообмена новыми впечатлениями, знаниями и умениями. Кроме того, в коллективе ребенок познает и принимает общественные нормы – правила, по которым ему предстоит жить по мере его взросления.
Возвращаясь к теме, мне хотелось бы отметить, что с самого начала зарождения детского коллектива мы стали широко использовать коммуникативные игры и театральные этюды, где все дети смогли раскрыться, и выяснилось, что многие из детей «не предпочитаемых» могут передать свои чувства лучше, чем «звезды». Конечно, я старалась максимально этим воспользоваться, чтобы «поднять» ребенка в глазах коллектива и включить его в процесс коммуникации.
Современная личностно-ориентированнаямодель дает преимущества современному педагогу перед педегогами прошлого: она дает возможность быть не «над» детским коллективом, а частью его, что позволяет добиться больших результатов, организовывая детей в разные виды деятельности, предлагая новые формы взаимодействия, объединяя их в проекте по предложенной ими же проблеме.
То есть задача воспитателя заключатся в том, чтобы незаметно направлять жизнь детского коллектива в развивающее его русло с помощью создания ситуаций, которые помогут детям самостоятельно находить новые цели и достигать их вместе, это же также помогает сплочению детского коллектива. Кроме всего прочего педагог решает проблему детей «изгоев», поскольку,как я отмечала выше, он является частью детского коллектива и может создавать ситуации, в которых дети «изгои» имеют возможность проявить себя и взаимодействовать с другими детьми.
Большое значение в своей работе я уделяю фольклору. Дети с удовольствием играют в народные игры в группе и на улице. Эти игры в большинстве случаев сопровождаются пением, и когда ребята поют вместе,это очень сближает и веселит, улучшает эмоциональный фон в коллективе, происходит формирование коммуникативно-эмоциональных отношений.
Для того, чтоб ребенок раскрылся, очень важен стиль общения который предлагает детскому коллективу педагог. Если стиль демократический, то и дети стремятся к взаимопомощи, решению вопросов сообща. Если стиль авторитарный, то желание одних детей доминировать над другими будет преобладать, и именно это будет мешать детям осуществлять взаиморазвитие в общении.
В нашей группе нам удалось взять верный тон и, кроме всего прочего, сделать акцент на взаимопомощи. Дети имеют возможность проявлять свои лучшие качества – доброту,сопереживание, сочувствие, помочь другому и ощутить от этого положительные эмоции.
В детском коллективе у ребенка появляется целая сеть взаимоотношений, дети, с которыми он легко общается, и даже те, кто,возможно, не примет его сразу, но тем не менее, и с теми и другими ему нужно научиться взаимодействовать. Ребенок настойчиво ищет и находит свое место в коллективе, свой статус, пусть и детский, но не менее от этого важный, реализует себя, и,конечно, растет,как личность.
Воспитатель должен понимать, что детский коллектив нуждается в постоянной работе для сплочения, формирования детской дружбы и от него, и от родителей, необходимо уделять внимание работе с семьей в этом отношении. К сожалению часто родители, руководствуясь не всегда позитивным собственным опытом в этой области, настраивают своих детей по принципу «Каждый сам за себя».Эта позиция глубоко ошибочна. Ребенок, не умеющий сопереживать, сочувствовать, зацикленный на себе, впоследствии будет испытывать трудности в общении и, на что нельзя не обратить внимание, не сможет быть ни успешным, ни,самое главное,счастливым.
И конечно,если мы вновь зададим себе вопрос: «Будет ли детский коллектив способствовать развитию личности ребенка?», ответ будет напрашиваться сам собой. Вне детского коллектива гармоничное всестороннее развитие ребенка невозможно, и при умелом руководстве со стороны воспитателя, коллектив не только не ограничивает рост личности, но, напротив, помогает ему.
Источник
Детский коллектив, его специфики, этапов становления и развития.
Проблема развития детского коллектива и личности изучается педагогами на протяжении длительного времени. В различных источниках даётся различные определения детского коллектива, но мы рассмотрим следующее понятие.
Детский коллектив – это группа детей, в которой создаётся система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого её члена.
При изучении понятия «коллектив» нельзя обойтись без описания понятия личности, данного в педагогическом словаре Коджаспирова Т.М.
Личность – 1) индивид, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определённое системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.
В педагогике выделяют следующие признаки коллектива:
1) сознательный характер объединения людей;
2) единство общих и личных целей членов коллектива;
3) относительная устойчивость и длительность функционирования;
4) чётко организационная структура внешних и внутренних связей и взаимоотношений;
5) наличие органов самоуправления
6) общепринятые нормы поведения и общие ценностные ориентации;
7) благоприятный климат в коллективе;
8) сплочённость;
9) коллективная деятельность, единый результат, достижение усилиями каждого члена коллектива;
Исходя из вышеперечисленных признаков, можно сформулировать функции коллектива:
- регулятивная – заключается в пропаганде определённых нравственных и социальных установок.
- организационная – коллектив – это основная форма организации детской жизнедеятельности.
- консолидационная (объединяющая) – данная форма организации служит для сплочения, объединения детей.
- стимулирующая — побуждение личности к нравственно-ценной деятельности и торможению негативных намерений и поступков.
- воспитательная – целенаправленное воздействие на каждую личность членами коллектива и воспитателем, формирующее взаимодействие.
Специфика детского коллектива состоит в том, что коллективные взаимоотношения между детьми носят неустойчивый характер. У детей дошкольного возраста стремление к совместной деятельности с другими детьми складывается постепенно. Если в младшем школьном возрасте ребёнок чаще предпочитает индивидуальные игры, то в среднем дошкольном возрасте (на пятом году жизни) преобладающей является игра «рядом» или «механическое взаимодействие». И только в старшем дошкольном возрасте преобладающим мотивом для объединения в игре становится мотив интереса к партнёру по игре или личным качествам другого ребёнка. По мнению многих исследователей, коллективное взаимодействие формируется в игре, а не только в совместной деятельности. Коллективные взаимодействия представляют собой комплекс различных взаимоотношений: межличностных, деловых, ролевых.
В исследованиях Усовой выделены 4 этапа становления детского сообщества.
Этапы развития детского сообщества:
- На этом этапе возникают первые, легко распадающиеся объединения детей. Объединяющим началом является воспитатель. Тяготение к сверстникам возникает на основе симпатии к ним.
- – более устойчивое объединение на основе совпадения интересов (вид игры, деятельности); впервые появляются дети-организаторы.
- появляется интерес друг к другу и первые избирательные дружеские связи. Важным мотивом для объединения может быть деловой мотив или личностный.
- Создание внутри детского сообщества таких отношений, когда каждый чувствует себя участником общего дела. В этом возрасте появляется самоконтроль, способность к саморегуляции.
Т.А. Потапенко в 90 гг. рассмотрел появление у ребёнка коллективистической направленности личности, которая отражает способность к саморегуляции поведения, сориентирована на окружающих детей, учёт их желаний, интересов и одновременное удовлетворение собственных интересов.
О влиянии коллектива на формирование личности и о влиянии личности на коллектив учёные спорят давно, но однозначного мнения на этот вопрос нет. Рассмотрим общие положительные и отрицательные стороны влияния коллектива на личность.
Положительные стороны:
А) ребёнок учится жить, общаться в социуме.
Б) способствует формированию взглядов и убеждений.
В) способствует проявлению и развитию различного рода способностей.
Отрицательные стороны:
- ограничивается возможность индивидуального развития ребёнка.
- Чаще всего коллектив «навязывает» мнения, убеждения по каким-либо вопросам.
Таким образом, влияние личности на развитие коллектива состоит в том, что каждая личность привносит в коллектив что-то новое: мнения, правила, суждения, которые способствуют изменению и развитию коллектива в целом.
Источник
Татьяна Гицевич
Детский коллектив как средство формирования личностных качеств дошкольников
Детский коллектив как средство формирования личностных качеств дошкольников.
Наиболее благоприятные условия для полного развития ребёнка складываются именно в детском коллективе. Детский коллектив имеет огромное влияние на развитие личности: формирует её, создаёт почву для самовыражения. Развитие личности происходит тогда, когда ребёнок проявляет себя и действует. Именно через взаимодействие детей развиваются личностные качества каждого ребёнка.
С первых дней пребывания ребёнка в детском образовательном учреждении воспитатель приобщает его к социальной действительности. Каждый ребёнок это личность,у которой есть свои особенности. Процесс развития этих особенностей тесно связан с окружающей социальной средой. Поэтому одна из задач воспитателя — создание комфортных условий в детском коллективе, положительного эмоционального настроя. Важно чтобы ребёнок чувствовал себя среди сверстников свободно, расковано, мог проявить себя. Как известно из возрастной психологии, именно в детском возрасте у детей происходит развитие положительных личностных качеств: доброта, общительность, отзывчивость, трудолюбие, аккуратность, добросовестность. Поэтому необходимо стимулировать и закреплять их развитие посредством тесного взаимодействия и сотрудничества детей.
В нашей группе дети старшего дошкольного возраста. Для реализации данной задачи в детском саду мы используем социальные игры, направленные на формирование и развитие дружественных отношений, сплочённости, принятие сверстника другими детьми. В ходе игр дети много общаются между собой, что способствует развитию коммуникативных способностей. Со старшими дошкольниками мы играем в такие игры, как «Птички на жёрдочке», «Динозавр, который ничего не видит», «Добрые эльфы»,»Общий круг», «Бабушка Маланья», «Передай настроение», «Запрещённые движения», «Выбери партнёра» и др. К примеру, играя в игру «Добрые эльфы» дети делятся на две команды «Эльфы» и «Труженики». Дети»Эльфы» подбирают добрые, ласковые слова, убаюкивая «Тружеников». Эта игра способствует развитию доброжелательности, чуткости, внимательного отношения к другим, что имеет немаловажное значение.
В своей практике мы широко применяем народные игры. Они имеют большое воспитательное и развивающее значение. Правила этих игр регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, способствует развитию воли. В ходе игры дети приучаются сами в любой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решения, проявлять инициативу, т. е. они приобретают важные личностные качества.Детям нравятся такие народные игры как :»Коршун», «Стадо», «Шлёпанки», «Лапта».
Народная игра «Шлёпанки» начинается с выбора водящего. Играющие встают в круг на расстоянии шага один от другого. Водящий выходит в центр круга. Называет по имени одного из детей, бросает мяч о землю так, чтобы он отскочил в нужном направлении. Играющий, чьё имя назвал водящий, ловит мяч и отбивает его (шлёпает) ладонью. Число отбиваний мяча не более пяти. После отбиваний мяч перебрасывается водящему, и игра продолжается, пока кто-то из играющих не уронит мяч. В этом случае игра продолжается сначала. Тот, кто уронит мяч, встаёт на место водящего. Эти игры требуют от детей концентрированного внимания, ловкости, сноровки, быстроты действий.
Кроме социальных и народных игр нами широко используются и игровые ситуации, направленные на укрепление детского коллектива.Например:» Чем порадовать маму?», «Напиши письмо больному другу»,»Поможем малышам»и др. Они помогают сформировать у детей чувства сострадания, заботы, ответственности. Особенно детям нравиться ситуация»Поздравь друга с днём рождения». В группе выбирается именинник. Заранее договариваемся о подарках, которые дети делают своими руками. Это могут быть фигурки, изготовленные из пластилина, рисунки- картины, аппликационная работа или поделка из конструктора. Совместно с детьми поздравляем именинника, дарим подарки, поздравления, устраиваем «чаепитие». Далее ситуация перерастает в увлечённую игру. Эта игровая ситуация способствует развитию дружеских отношений, норм и правил этикета, поведения.
В своей работе, с целью поддержания благоприятного эмоционального фона используем дидактическое упражнение «Антошкино настроение». Антошка- игровой персонаж, сделанный из тканевой перчатки с приклеенной к ней картонной головой. На его лице изображены различныеэмоциональные состояния: радость, злость, печаль, восторг, плач. Мы с детьми учимся узнавать эмоции по мимики, жестам, интонации голоса другого человека. В детскомсаду практикуются каждодневные утренние беседы: «Какое у Антошки сегодня настроение?».»Как вы догадались?» Дети рассматривают мимику и отвечают на вопросы. Таким образом, анализируем разные эмоциональные состояния «Антошки»(злость, радость, удивление).Все эти настроения мы проделываем вместе. Затем предлагаем ребёнку самому показать какое у него настроение. При выполнении этого упражнения следим за выразительностью мимических движений.
Так мы настраиваем детей с утра на положительное эмоциональное состояние, развивая в них внимательное, доброжелательное отношение к сверстникам. Эти умения отражаются в игровой, познавательной и совместной деятельности дошкольников.
Таким образом, детский коллектив является средством формирования личностных качеств. Старшие дошкольники придают большое значение нравственным качествам личности сверстника. Их привлекает отзывчивость, внимательность. Мы считает, что данный вопрос о развитии положительных личностных качеств в детском коллективе должен проходить одним из главных направлений во всей воспитательно- образовательной работе педагогов ДОУ.
Литература.
1. Детство: Программа развития и воспитания в детском саду/Под ред. Бабаевой Т. И., Михайловой З. А. ,Гурович Л. М. -СПб.: Детство-Пресс,2016
2. Детскиенародные подвижные игры: Для воспитателей детского сада и родителей/Сост. Кенеман А. В. ,Осокина Т. И. — М.:Просвещение; Владос,2015
3. Как организовать коллектив дошкольников/Хондзё М., Сисидо Т., Исикава М.: пер с япон. — М. Педагогика, 2010
4.Мой мир: Приобщение ребёнка к социальному миру/Козлова С. А. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками/Катаева Л. И. -М.:»ЛИНКА-ПРЕСС», 2014
Источник